<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Такой подход к реализации активного сценария обусловлен следующими обстоятельствами.
  Для сохранения Россией своих позиций в производстве знаний логичной является модификация российских научных программ в интересах интеграции сектора исследований и разработок в глобальную экономику.
  Для корпоративного сектора в ближайшие годы принципиальной с позиций обеспечения конкурентоспособности является задача скорейшей модернизации производственной базы. В этой связи очевидна необходимость мер по стимулированию инвестиций компаний в новое оборудование и технологии.
  В то же время меры по повышению эффективности сектора исследований и разработок, по его интеграции в глобальную экономику преимущественно проявятся в повышении роли России как поставщика знаний (но не технологий), при этом позитивные эффекты от генерируемых фундаментальной наукой знаний в основном придутся на зарубежные экономики; стимулирование спроса корпоративного сектора на инновации в основном проявится в расширении импорта российскими компаниями зарубежных технологий, что повысит риск "обедняющего" развития.
  В целом, при таком варианте развития капитализация сектора исследований и разработок будет происходить преимущественно вне пределов России, а ресурсы корпоративного сектора в значительной степени будут выведенными из цепи воспроизводства сектора исследований и разработок.
  В то же время попытка обеспечить немедленную системную целостность российской экономики по линии "фундаментальная наука - прикладная наука - корпоративный сектор" чревата следующими рисками.
  Во-первых, при таком подходе весьма вероятно стремление ограничить тематическую направленность фундаментальных исследований той проблематикой, которая уже в настоящее время актуальна для технологически отсталого корпоративного сектора. Это негативно скажется на обеспечении глобальной конкурентоспособности российской фундаментальной науки, на формировании научного потенциала для долгосрочного экономического роста.
  Во-вторых, корпоративный сектор нуждается сейчас в скорейшей модернизации оборудования, при этом стимулирование технологических инноваций в условиях изношенной производственной базы будет малоэффективным. Помимо этого, принципиальную ограничивающую роль играют невысокое качество корпоративного управления, слабость мотиваций у собственников к долгосрочному развитию бизнеса. Стремление "переключить" инвестиционный спрос корпоративного сектора на отечественное предложение может создать почву для усиления протекционизма, возведения дополнительных барьеров в отношении импорта оборудования и технологий. Это, в свою очередь, неизбежно затормозит темпы промышленной модернизации, станет прямой угрозой конкурентоспособности корпоративного сектора. Однако, Россия не может в длительной перспективе оставаться мировой научной державой в условиях ухудшения промышленной базы.
 
  В рамках активного сценария реализации данной Стратегии в качестве основных задач Стратегии выделены следующие:
  1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства.
  2. Создание эффективной национальной инновационной системы.
  3. Развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности
  4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций.
 
  В результате решения этих задач по мере развития потенциала и формирования адекватной спросу структуры предложения сектора исследований и разработок предполагается расширение технологических коридоров и увеличение их числа. Одновременно растет объем экспорта научных услуг и результатов деятельности сектора исследований и разработок как самостоятельной отрасли экономики.
 
  Существенными ограничениями реализации активного сценария являются:
  ограниченность ресурсов федерального бюджета, которые могут быть направлены на развитие преимущественно государственных секторов: исследований и разработок, инновационной инфраструктуры, образования;
  ограниченная инвестиционная привлекательность России для размещения высокотехнологических бизнесов.
  К благоприятным факторам относятся:
  растущий профицит федерального бюджета при осуществлении благоприятного прогноза цен на энергоносители на 1-2 года, позволяющий осуществлять меры бюджетной поддержки реализации Стратегии;
  наличие сохраненного потенциала РАН и других государственных академий наук;
  рост предпринимательского интереса внутри страны к развитию высокотехнологических секторов промышленности;
  общая конъюнктура глобального рынка;
  начавшийся процесс интеграции высшего образования и сектора исследований и разработок;
  позитивные тенденции последних 2-х лет развития инновационной инфраструктуры и предпринимательского интереса к инновационной деятельности;
  развитая научная российская диаспора за рубежом;
  рост расходов на военные технологии в стране и в мире.
  Бенефициарами реализации данного сценария являются:
  активная часть научной и технической интеллигенции, в том числе молодежь, получающая перспективы развития (в науке, промышленности и малом технологическом предпринимательстве);
  академическое научное сообщество;
  предпринимательское сообщество в части крупного и среднего промышленного и финансового бизнеса, получающее реальные институциональные ориентиры, помощь в преодолении государственных ограничений повышения своей конкурентоспособности, снятие внеэкономических ограничений эффективным способам ведения бизнеса в высокотехнологичных секторах промышленности;
  международные транснациональные корпорации, получающие возможность использования хорошо оснащенной территориальной площадки для формирования технологических комплексов нового поколения;
  страны - стратегические партнеры, получающие возможность на долгосрочную перспективу кооперации в создании развитых технологических комплексов;
  администрации наукоемких и промышленных регионов и наукоградов;
  прагматично настроенные общественные организации бизнеса, получающие поле для участия в формировании правил игры, интересной большинству их членов.
  Основными оппонентами станут:
  руководители и коллективы малоэффективных предприятий и научных организаций государственного сектора, в том числе предприятий оборонно-промышленного комплекса с малой долей оборонных заказов, традиционно выполняющих заказ бюджетных прикладных гражданских НИОКР.
  Финансирование реализации данного сценария складывается из бюджетной и внебюджетной составляющих.
  Объем бюджетной составляющей формируется из следующих источников:
  бюджетные НИОКР и фундаментальные исследования, в рамках которых происходит перераспределение ресурсов в направлении закрытия части малоперспективных и принципиально недофинансируемых прикладных исследований узко отраслевого характера в пользу развития фундаментальной науки, перспективных прикладных исследований на конкурентоспособных направлениях и создания инновационной инфраструктуры. Рациональный рост финансирования около 20% в год в сопоставимых ценах от бюджета исследований и разработок 2005 г. (около 2 млрд. долл.), при условии существенной реструктуризации его размещения;
  кредитные ресурсы государственных банков, предоставляемые в режиме кредитов развития на технологическое переоснащение и на вхождение в международные технологические проекты (3 - 5 млрд. долл. в год);
  средства на технологическое переоснащение и вхождение в международные технологические проекты привлекаемые экономическими субъектами. Стимулирование привлечения таких средств требует системы институциональных изменений, введения ряда ключевых для данной сферы поправок в действующее законодательство (о приватизации, о бюджете, об отраслевом регулировании, о военно-техническом сотрудничестве, о государственных закупках, об интеллектуальной собственности и др.). Лимитирующим фактором финансирования данного процесса является не объем доступных средств, а готовность российских компаний к квалифицированному вхождению в технологические инвестиционные проекты. Ежегодно представляется реалистичным привлечение инвестиций на указанные цели в пределах 10 - 15 млрд. долл.
  Основные риски реализации данного направления связаны со следующим:
  1. Неготовность или противодействие аппаратов федеральных органов исполнительной власти предлагаемому рациональному перераспределению бюджетных ресурсов в пользу расширения объема финансирования исследований и разработок и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, противодействие изменению законодательной и нормативной базы (операционные риски). Вероятность возникновения этих рисков высока. Наиболее реалистичные последствия - неполное достижение целей, срыв сроков и превышение стоимости результатов, какие бы сроки и лимиты не были заданы. Адекватная реакция на указанные риски может быть осуществлена органами исполнительной власти в рамках совершенствования структуры системы управления, процедур принятия и реализации решений, кадровых изменений.
  2. Ухудшение макроэкономической ситуации, снижение возможностей федерального бюджета (макроэкономические риски). Вероятность высокая в силу исчерпания ресурсов роста экономики на основе сырьевого экспорта. Ведет к увеличению сроков реализации Стратегии и неполному достижению планируемых значений целевых индикаторов. Возникновение ситуации, хуже предусмотренной пессимистическим прогнозом, потребует рациональных решений в рамках системы управления (перераспределение ресурсов по приоритетным направлениям финансирования, дополнительные усилия по привлечению внебюджетных средств, изменение тактики реализации мероприятий).
  3. Ошибки в прогнозе эффективности сектора исследования и разработки в худшую сторону, включая дефицит интеллектуального потенциала. Вероятность возникновения с учетом качественной проработки Стратегии и составляющих ее программ на этапе формирования - средняя. Ведет к увеличению сроков, стоимости, неполному достижению целевых индикаторов. Возможна корректировка мероприятий в системе управления реализацией Стратегии.
  4. Ошибки в прогнозе предпринимательского климата, активности и эффективности деятельности предпринимательского сообщества. Вероятность возникновения с учетом качественной проработки Стратегии и составляющих ее программ на этапе формирования - средняя. Ведет к увеличению сроков, стоимости, неполному достижению целевых индикаторов. Возможна корректировка мероприятий в системе управления реализацией Стратегии. Может потребоваться дополнительное изменение законодательной и нормативной базы.
  5. Неблагоприятные изменения международной политической, экономической и технологической конъюнктуры. Вероятность не подлежит формализованной оценке (обстоятельства непреодолимой силы). В рамках управления реализацией Стратегии могут производиться возможные корректировки, предугадать направление которых не представляется возможным.
  В целом, реализация активного сценария является наиболее рациональным вариантом действий в рамках рассматриваемой Стратегии. Вероятность его успешной реализации может быть оценена как высокая. Этот сценарий предполагается реализовать в рамках выполнения Стратегии.
 
 3. Распределение ответственности по реализации Стратегии
 
  Координатором реализации Стратегии является Минобрнауки России. Минобрнауки России обеспечивает формирование Стратегии в области развития науки и инноваций как системы мер по развитию среды генерации знаний, формированию инновационной инфраструктуры, нормативному стимулированию инноваций и осуществлению прикладных НИОКР на направлениях, перспективных для технологического использования в широком спектре секторов экономики.
  Минобрнауки России несет ответственность за сбалансированность принимаемой нормативной базы и предложений по изменению законодательства, отвечает за реализацию программ (в формате ФЦП или других форматах), включая:
  развитие сектора исследований и разработок в интересах превращения его в относительно самостоятельную отрасль, реализующую полученные результаты на глобальном рынке знаний;
  развитие инновационной инфраструктуры, стимулирующей трансфер результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику, прежде всего, путем стимулирования создания технологических инновационных компаний, стимулирования технологического аутсорсинга во всех отраслях промышленности;
  совершенствование организации и содержания технического образования на базе сближения (интеграции) с сектором исследований и разработок и сращиванием с инновационной инфраструктурой.
 
  Минпромэнерго России, МПР России, Мининформсвязи России, Минтранс России, Минздравсоцразвития России, Росатом, Роскосмос организуют выполнение мероприятий по стимулированию технологической модернизации соответствующих отраслей экономики.
  Российская академия наук, отраслевые академии наук, имеющие государственный статус, обеспечивают формирование и реализацию приоритетных направлений фундаментальных исследований.
  Минэкономразвития России совместно с Минфином России осуществляют ресурсное обеспечение реализации Стратегии, формирование институтов развития, выполняющих кредитные программы технологического переоснащения, во взаимодействии с перечисленными выше отраслевыми ведомствами.
  Ведомственные стратегии и федеральные целевые программы развития формируются упомянутыми выше федеральными органами исполнительной власти, а также академиями наук, имеющими государственный статус, в части технологического развития на основе положений настоящей Стратегии.
 
  Организационно Минобрнауки России (и находящиеся в его ведении федеральные службы и федеральные агентства) осуществляет реализацию следующих основных задач в рамках Стратегии:
  организует подготовку прогнозов технологического развития;
  обеспечивает сбор и доведение до научного и делового сообщества согласованных объемов информации обо всех научно-исследовательских работах, финансируемых из федерального бюджета всеми федеральными ведомствами, в том числе всеми государственными агентствами. Ведет учет НИОКР гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, а также крупными компаниями-монополистами, контролируемыми государством. Ведет реестр объектов интеллектуальной собственности, созданной в результате этих работ, учет их использования организациями, которым переданы права по распоряжению ими;
  организует межведомственное обсуждение результатов, технологического уровня и перспектив развития научно-исследовательских и технологических программ;
  разрабатывает предложения по координации научно-исследовательских проектов различных ведомств, в том числе государственных академий наук. Организует работу межведомственной рабочей группы (комиссии) по научно-исследовательским и технологическим программам;
  организует и обеспечивает бюджетное софинансирование создания инновационной инфраструктуры;
  осуществляет формирование и реализацию базовой ФЦП, обеспечивающей доведение фундаментальных разработок до практического (коммерческого) применения в экономике, в том числе в других ФЦП технологического профиля;
  разрабатывает предложения по использованию результатов ранее выполненных НИОКР и по организации новых для реализации всех ФЦП технологического профиля и ведомственных технологических программ;
  участвует в экспертизе результатов НИОКР в ФЦП технологического профиля. Организует мероприятия по стимулированию трансфера технологий между ФЦП, а также из ФЦП в различные сектора экономики.
 
  Координация деятельности ведомств в сфере НИОКР, в том числе в сфере НИОКР военного и двойного назначения, осуществляется Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (утверждена приказом Минобрнауки России от 17 ноября 2004 г. № 111). Рабочим органом этой Комиссии является Минобрнауки России. Ежегодно не позднее 1 февраля ведомства и государственные академии наук представляют в Комиссию информацию о результатах работ в сфере науки и развития технологий за предыдущий год и о своих перспективных планах. Не позднее 1 марта каждого года указанная Комиссия готовит доклад о результатах развития науки и технологий в предыдущем году, в том числе о выполнении ФЦП технологического профиля. Кроме того, в тот же срок Комиссия готовит рекомендации по корректировке научных и технологических приоритетов, реализуемых в рамках ФЦП, ведомственных программ, программ и планов работ государственных академий наук. Доклад и Рекомендации представляются на обсуждение и утверждение в Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. По результатам обсуждения Доклада на Совете рекомендации дорабатываются. Рекомендации утверждаются на Совете не позднее 15 апреля и должны использоваться ведомствами и государственными академиями при формировании бюджета на следующий год. Рекомендации в отношении закрытых военных технологий утверждаются отдельным документом.
  Ежегодно не позднее 1 мая ведомства и государственные академии наук представляют в Комиссию информацию о планах в сфере НИОКР на следующий год. До 15 июня Комиссия организует межведомственные обсуждения по координации указанных планов и принимает на своем заседании Рекомендации по корректировке планов в сфере НИОКР на следующий год. Ведомства и государственные академии наук руководствуются этими рекомендациями при корректировке своих планов и программ.
  Раз в два года не позднее 1 октября Комиссия готовит предложения по уточнению перечней критических технологий. Указанные предложения представляются в Совет для дальнейшего представления на утверждение Президентом Российской Федерации.
 
  Планы и результаты реализации настоящей Стратегии должны учитываться при анализе возможностей российской науки и инновационной системы при разработке промышленной политики и отраслевых Стратегий (программ) технологического профиля. Указанные Стратегии (программы) должны предусматривать максимально эффективное использование потенциала отечественного сектора исследований и разработок и инновационной инфраструктуры. Требования по повышению инновационной активности в экономике, обеспечению конкурентоспособности российских компаний на глобальном высокотехнологическом рынке, использованию и развитию потенциала российского сектора исследований и разработок должны предусматриваться в рамках показателей отраслевых Стратегий и деятельности соответствующих ведомств. Минобрнауки разрабатывает предложения по номенклатуре и значения соответствующих показателей развития научной и инновационной деятельности на этапе межведомственного согласования проектов отраслевых Стратегий, ФЦП и других плановых документов ведомств, касающихся данной сферы.
 
 
 4. Решаемые задачи
 
  4.1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства
 
  Подзадачи:
 
 (1) создание эффективной системы расширенного воспроизводства знаний (среды "генерации знаний") на основе приоритетного развития фундаментальных исследований:
 концентрация ресурсов на прорывных научных направлениях;
 реформирование государственного сектора фундаментальной науки и образования;
 позиционирование российских научных организаций в международных программах;
 обеспечение интеграции научного и образовательного потенциалов;
 обеспечение развития (поддержки) среды для расширенного воспроизводства знаний.
 
 (2) повышение результативности сектора исследований и разработок, его интеграция в глобальную экономику в интересах преобразования в ключевой сегмент инновационной экономики:
 концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ российского сектора исследований и разработок на мировом рынке;
 реформирование государственного сектора отраслевой науки;
 позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике;
 использование потенциала сектора образования.
 
 
  Ключевые проблемы
 
  * Отсутствует реальный приоритет в политике бюджетного финансирования в пользу фундаментальной науки - базового компонента национальной инновационной системы; в то же время за счет средств федерального бюджета финансируется большое количество прикладных разработок, не имеющих перспективы спроса ни на внутреннем, ни на глобальном рынках.
  * Преимущественно сметное (подушевое) финансирование в сочетании с недостаточным объемом бюджетных средств, направляемых на проведение научных исследований, приводит к сохранению проблемы внутренней и внешней утечки лучших научных кадров, повышает риск деградации отечественной науки. В сочетании с неразвитостью механизмов мониторинга деятельности научных организаций и проектов в сфере фундаментальных исследований это приводит к усилению проблемы недостаточной результативности научных исследований.
  * Размытые и чрезмерно широкие приоритеты проведения прикладных исследований, множественность научных организаций, ориентированных на государственную поддержку, приводят к распылению бюджетных средств и ограничению возможностей воспроизводства на уровне научных организаций; целый ряд областей знаний (экспериментальная физика, микроэлектроника и другие) вышли на такой уровень развития, что исследования в этих областях требуют высокого уровня консолидации финансовых, кадровых и организационных ресурсов. Ресурсы на проведение научных исследований распределены по различным ведомствам, при этом актуальна проблема консолидации ресурсов государства при реализации крупных научно-технических программ.
  * Капитализация науки происходит преимущественно на уровне физических лиц, что обостряет проблемы привлечения инвестиций в научные организации и способствует "серому" экспорту знаний. Устаревшее научное оборудование и испытательная база ограничивают реализацию существующего кадрового научного потенциала и привлекательность научной деятельности для молодых специалистов.
  * Интеграция сектора исследований и разработок в глобальную экономику носит ситуативный характер и не в достаточной мере подчинена задачам активного позиционирования на мировых рынках.
  * Сохраняется разрыв между наукой и образованием, как следствие - научные результаты не капитализируются в сфере образования, а в проведение научных исследований не вовлекаются молодые специалисты.
  * Качественное российское образование и соответствующий довольно высокий потенциал оплаты труда выпускников в бизнес-секторе, а также в организациях науки за рубежом вступает в разрыв с низким фактическим уровнем оплаты труда в российском секторе фундаментальной науки, что приводит к дефициту молодых ученых.
 
 
  Основные меры
 
  1. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях
  1.1. Концентрация ресурсов на прорывных научных направлениях
  Развитие системы определения и реализации прорывных научных направлений, формирование приоритетов в сфере гуманитарных наук, четкие процедуры участия в определении приоритетов представителей научного и экспертного сообщества.
  Формирование системы оценки глобальной конкурентоспособности российского сектора исследований и разработок.
  Увеличение расходов на фундаментальную науку, как в абсолютном, так и в относительном выражении в сочетании с концентрацией ресурсов на программах, реализуемых ведущими научными и научно-образовательными центрами.
  Расширение проектного финансирования научных исследований, смещение акцентов с финансирования организаций на финансирование научных проектов, разработка крупных долгосрочных научно-технических программ по ограниченному числу направлений.
  1.2. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ российского сектора ИР на мировом рынке
  Определение приоритетных направлений проведения исследований, исходя из трех основных задач: (1) обеспечение позиционирования сектора исследований в глобальной экономике, в международных научных программах; (2) обеспечение национальной безопасности; (3) обеспечение формирования и развития целостных научно-технологических "коридоров" в российской экономике.
  Выбор и анализ приоритетов технологического развития и их поддержка с использованием механизмов частно-государственного партнерства.
 
  2. Реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризация государственного сектора исследований и разработок
  Формирование системы мониторинга и оценки результативности научных организаций, активизация процессов реструктуризации сектора исследований, стимулирование процессов формирования научной элиты, "центров превосходства".
  Создание крупных научно-исследовательских центров ("национальных лабораторий").
  Реализация мер по инвентаризации и регистрации прав научных организаций на результаты интеллектуальной деятельности, расширение государственной поддержки процессов патентования в научных организациях.
  Создание правовых условий для развития сектора некоммерческих научных организаций; развитие системы предоставления институциональных грантов, направленной на финансирование научных проектов коллективов ученых с последующим созданием некоммерческой научной организации.
  Реформирование государственного сектора науки в интересах повышения его результативности, в частности, оптимизация организационно-правовых форм научных организаций. Принципы реформирования учитывают особенности организаций сферы фундаментальной науки и организаций, специализирующихся на прикладных исследованиях и технологических разработках.
  Реформирование системы управления государственным сектором науки.
 
  3. Позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике
  Выбор и согласование с партнерами в рамках СНГ приоритетных направлений научного взаимодействия.
  Развитие международных академических ассоциаций, в частности в рамках СНГ, создание совместных научных и технологических центров.
  Содействие практической реализации инициатив в сфере развития науки "Большой восьмерки", в частности, в рамках осуществления Эвианского Плана действий "Наука и техника в целях развития".
  Формирование концепции общего пространства науки и образования Россия - ЕС и перспективного плана действий ее реализации, разработка гармонизированной нормативно-правовой базы.
  Проведение консультаций с ЕС по отработке новых, более выгодных для России форм и механизмов взаимодействия с ЕС в рамках 7-й Рамочной программы, рассчитанной на 2006-2009 годы.
  Расширение практики государственного софинансирования реализации донорских научных программ, формирование "треугольника международного сотрудничества": зарубежные доноры - Минобрнауки России - российские доноры.
  Обучение научному администрированию с использованием российского и зарубежного опыта, механизмам привлечения средств для проведения исследований из различных международных научных фондов.
  Формирование системы оценки глобальной конкурентоспособности сектора исследований и международного престижа российской науки.
 
  4. Интеграция науки и образования
  Поддержка формирования базовых кафедр ведущих вузов в академических институтах, а также отраслевых лабораторий в вузах.
  Конкурсное предоставление грантов на приобретение научного оборудования для вузов.
  Государственная поддержка российских научно-педагогических школ, развитие механизмов функционирования "распределенных" научных школ.
  Предоставление молодым ученым и преподавателям крупных грантов для проведения исследований, приобретения научного оборудования.
  Формирование специальной программы поддержки молодежных исследовательских коллективов и студенческих конструкторских бюро в вузах (с привлечением ведущих ученых из академических и отраслевых НИИ).
  Создание и поддержка деятельности интегрированных научно-образовательных структур, университетских и межуниверситетских комплексов, научно-учебно-производственных центров.
  Создание исследовательских университетов, поддержка деятельности научно-образовательных центров в университетах, в том числе во взаимодействии с международными организациями
 
  Более подробное описание приведенных блоков мероприятий представлено в Приложении 6.
 
 
  Программная часть
 
  Программная часть включает:
  реализацию ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг. в части развития сферы генерации знаний, в том числе поддержка передовых научных школ, обеспечение воспроизводства их кадрового потенциала и приборной базы, интеграция науки и образования, поддержка исследований, выполняемых молодыми учеными, концентрация финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов на выбранных приоритетных направлениях;
  реализацию программ Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда;
  реализацию программ финансирования фундаментальных исследований, в том числе на конкурсной основе, проводимых Российской академией наук и другими академиями наук, имеющими государственный статус, и обновления приборной базы академического сектора науки;
  реализацию ФЦП "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы, обеспечивающей развитие ключевых направлений в сфере разработки технологий;
  разработку и реализацию с 2007 г. федеральной целевой программы "Научно-технологическая база России", включающей мероприятия по созданию системы выбора и корректировки национальных приоритетов научно-технического и технологического развития, выполнению соответствующих исследований и разработок, развитию среды генерации знаний, поддержке исследовательских проектов молодых ученых и творческих коллективов, формированию и развитию "центров превосходства", реформированию организаций госсектора науки;
  разработку и реализацию с 2007 г. ведомственных целевых программ "Приоритетная поддержка фундаментальных исследований", "Исследовательские университеты".
  разработку и реализацию ведомственных целевых программ по развитию сотрудничества (научно-инновационного и инвестиционного) государственного и корпоративного секторов науки, межотраслевого научно-инновационного сотрудничества образовательных учреждений и научных организаций с высокотехнологичным сектором промышленности.
 
 
  Целевые индикаторы
 
  2004 2006 2010 1. Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП инерционная динамика 1,35 1,49 1,63 с учетом реализации стратегии 1,35 1,56 2,0 2. Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки (%) инерционная динамика 41,7 44,4 45,4 с учетом реализации стратегии 41,7 44,5 55,0 3. Удельный вес России в общем числе публикаций в ведущих научных журналах мира (%) инерционная динамика 2,4 2,3 1,9 с учетом реализации стратегии 2,4 2,5 4,0 4. Удельный вес затрат организаций государственного сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки (%) инерционная динамика 24,2 23,5 23,0 с учетом реализации стратегии 24,2 22,0 18,0 5. Удельный вес сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки (%) инерционная динамика 6,8 7,2 8,2 с учетом реализации стратегии 6,8 9,0 15,0 6. Удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет (%) инерционная динамика 28,8 29,6 28,0 с учетом реализации стратегии 28,8 31,5 35,0
 
 
  4.2. Создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику, а также развитие МСП в инновационной сфере
 
 Подзадачи:
 
 (1) образование финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла;
 
 (2) развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.);
 
 (3) содействие развитию кооперационных связей между субъектами инновационной системы;
 
 (4) развитие информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности.
 
 
  Ключевые проблемы
 
  * Существующая инновационная инфраструктура не обеспечивает сбалансированного доступа к различным ресурсам (активам) и услугам для участников инновационного процесса, что ограничивает коммерциализацию результатов научно-технической деятельности.
  * Сектор новых инновационных компаний является основным источником нововведений, однако развитие инновационной инфраструктуры неадекватно реальным проблемам развития инновационного МСП - государственная система поддержки МСП ориентирована на нужды доминирующей части малого предпринимательства (которое есть сейчас), а не его инновационного сегмента.
  * Малые и средние инновационные фирмы недостаточно интегрированы в цепочки формирования стоимости, как следствие - неразвита кооперационная сеть "наука и образование - инновационный малый и средний бизнес - крупный бизнес", что препятствует "диффузии" знаний из сектора исследований и разработок и их капитализации в российской экономике.
  * Важнейшую роль в инновационном процессе играют не только сами субъекты, но и отношения между ними. Однако в настоящее время плохо развиты институты, стимулирующие связи между научными, учебными организациями и инновационными фирмами, между крупными компаниями и МСП.
  * Низкая эффективность инновационной деятельности обусловлена неразвитостью (нерациональностью) существующих институтов (правил, законов), регулирующих экономические отношения в инновационной сфере. Институты в инновационной сфере не обеспечивают цивилизованное и гармонизированное в рамках глобальной экономики функционирование четырех конкурентных рынков: (1) интеллектуальных активов2, (2) инновационного капитала3, (3) инновационной продукции и (4) услуг по поддержке инновационной деятельности.
 
 
  Основные меры
 
  1. Создание финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла; перераспределение государственного финансирования на программы поддержки инновационных проектов, находящихся на начальной стадии
  Создание фондов "посевного" финансирования (для разработки прототипа продукта, проведения его испытаний, патентования, подготовки бизнес-плана); инициирование программы "посевного" финансирования в РАН и в других государственных академиях наук.
  Расширение государственной поддержки новых инновационных компаний на этапе старта.
  Страхование возможных убытков компаний на начальных стадиях их развития от осуществления технологических инвестиций.
  Финансовая поддержка инновационных фирм, находящихся на ранних этапах развития; масштабирование программы СТАРТ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
  Формирование и развитие фондов поддержки малого инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации, ресурсное обеспечение их деятельности.
  Стимулирование развития венчурного финансирования, совершенствование правового регулирования деятельности венчурных фондов; существенное расширение масштабов деятельности Венчурного инвестиционного фонда (государственного "Фонда фондов", капитализирующего другие венчурные фонды).
  Формирование нормативно-организационных условий для формирования фондового рынка высокотехнологичных компаний (создания "бирж высоких технологий"), оценка возможностей создания специализированного сегмента фондового рынка для торговли ценными бумагами высокотехнологичных компаний.
  Совершенствование нормативно-правовых условий деятельности государственных фондов, поддерживающих инновационную деятельность (прежде всего, в части оптимизации правил использования их финансовых ресурсов).
  Определение процедур закрепления и передачи прав на интеллектуальную собственность в ходе реализации инновационных проектов, получивших поддержку государственных фондов.
  Обеспечение конкурсности предоставления поддержки государственными фондами, транспарентности расходов и достигнутых результатов.
  Повышение координации деятельности государственных фондов, поддерживающих инновационную деятельность для обеспечения последовательной поддержки инновационных проектов на всех стадиях.
 
  2. Развитие производственно-технологической инфраструктуры (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.)
  Содействие созданию технопарков при крупных вузах и научных организациях; разработка нормативных механизмов передачи основных фондов из вузов или научных учреждений технопаркам, инновационно-технологическим центрам, бизнес-инкубаторам.
  Разработка нормативно-методической документации для определения статуса технопарков, бизнес-инкубаторов, использующих государственное имущество для осуществления своей деятельности, критериев для их создания и аккредитации, а также продолжительности и условий предоставления инфраструктурных услуг малым инновационным предприятиям.
  Расширение масштабов деятельности Российского фонда технологического развития по созданию элементов региональной инновационной инфраструктуры, в частности инновационно-технологических центров при крупных научно-производственных комплексах.
  Разработка нормативно-правовых процедур передачи имущественных комплексов инновационно-технологическим центрам и технопаркам в ходе приватизации государственного имущества.
  Формирование Центров трансфера технологий (патентование, поиск инвесторов, охрана прав на интеллектуальную собственность и т.п.), решение проблем бюджетного финансирования и выбора оптимальной организационно-правовой формы для самостоятельных Центров по продвижению технологий.
  Поддержка реализации пилотных проектов, в ходе которых отрабатываются новые механизмы организации научно-технологической деятельности (например, по созданию Центров коммерциализации научно-технических работок при крупных научных организациях).
 
  3. Содействие развитию кооперационных связей между субъектами инновационной системы.
  Финансовая поддержка исследований и разработок, проводимых малыми предприятиями совместно с вузами и научными организациями.
  Развитие "инновационного пояса" РАН, в частности, реализация специального проекта по стимулированию инновационной активности в системе РАН в рамках программы ЕС ТАСИС.
  Внесение инновационной деятельности в типовой устав вуза в качестве одного из основных видов уставной деятельности организации.
  Разработка и распространение примерной формы договора между образовательной (или научной) организацией, являющейся правообладателем интеллектуального актива, и малым предприятием, осуществляющим внедрение этого актива в хозяйственный оборот.
  Формирование технико-внедренческих зон в непосредственной близости от крупных научных, производственных и образовательных организаций.
  Расширение поддержки коммерциализации результатов исследований научных коллективов, работающих совместно с малыми инновационными предприятиями (масштабирование соответствующей совместной программы Российского фонда фундаментальных исследований и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере).
  Софинансирование участия студентов и аспирантов в краткосрочных научно-исследовательских проектах в малых инновационных фирмах.
 
  4. Развитие информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности
  Создание и поддержка федерально-региональной базы данных по научно-исследовательским разработкам технического характера, созданным за счет бюджетных средств, включая информацию о введении результатов в хозяйственный оборот.
  Содействие проведению венчурных ярмарок в российских регионах.
  Создание специализированных баз данных удаленного доступа по услугам сопровождения инновационной деятельности.
  Содействие созданию экспертно-консалтинговых организаций, оказывающих услуги по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, технологическому аудиту.
  Поддержка создания тренинг-центров, осуществляющих информационно-консультационно-тренинговые функции, как в виде самостоятельной сети центров, так и при вузах.
  Создание системы многоуровневого непрерывного образования в инновационной сфере и связанного с ним процесса формирования инновационной культуры в научном и бизнес-сообществах.
  Разработка перечня квалификационных требований к специалистам в области инновационной деятельности.
  Формирование государственного заказа на профессиональную переподготовку (повышение квалификации) в области инновационной деятельности для работников государственных научных и образовательных учреждений.
  Организация обязательного обучения сотрудников государственных учреждений образования и науки в форме профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области инновационного менеджмента.
  Развитие сети Центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки в инновационной сфере при лицензированных в этой области вузах, обучение преподавателей и подготовка учебно-методических материалов.
  Реализация программ поддержки обучения персонала компаний новым технологиям.
 
  Программная часть
 
  Программная часть включает:
  реализацию раздела развития инновационной инфраструктуры ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг.;
  разработку и реализацию с 2007 г. федеральной целевой программы "Научно-технологическая база России", включающей мероприятия по созданию и развитию объектов инновационной инфраструктуры;
  реализацию программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
  реализацию Федеральной программы развития образования в части обучения (переподготовки) специалистов высшей квалификации в сфере интеллектуальной собственности
 
 
  Целевые индикаторы
 
  2004 2006 2010 1. Число малых предприятий в отрасли "Наука и научное обслуживание" (тысяч) инерционная динамика 22,1 21,6 20,2 с учетом реализации стратегии 22,1 22,1 30,0 2. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции малых предприятий (%) инерционная динамика 0,4 0,5 0,6 с учетом реализации стратегии 0,4 0,5 0,9 3. Объем инвестиций фондов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции в компании высокотехнологичных секторов (млрд. руб.) инерционная динамика 9,0 13,0 31,0 с учетом реализации стратегии 9,0 25,0 125,0 4. Объем продукции (услуг), реализованной организациями инновационной инфраструктуры (млрд. руб.) инерционная динамика 5,5 13,5 22,0 с учетом реализации стратегии 5,5 17,5 50,0
 
 
  4.3. Развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности
 
 Подзадачи:
 
 (1) развитие институциональных условий для расширения трансфера знаний и технологий, их капитализации на уровне организаций;
 
 (2) обеспечение эффективной защиты прав на интеллектуальную собственность;
 
 (3) обеспечение учета научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюджетных средств, контроля за их использованием и стимулирование использования новейших отечественных разработок;
 
 
  Ключевые проблемы
 
  * Несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей процессы создания, охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности и использования современных научно-технических разработок в производстве, ее фискальная направленность обуславливают увод результатов интеллектуальной деятельности в сферу "теневой экономики".
  * Низкая эффективность системы защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, слабо развитая правоприменительная практика в области защиты законных прав владельцев объектов промышленной собственности и пресечения выпуска контрафактной продукции дестимулируют патентную активность.
  * Нехватка квалифицированных менеджеров, специалистов-патентоведов и юристов для реализации эффективной политики использования результатов интеллектуальной деятельности в научных организациях и на предприятиях ограничивает вовлечение прав на результаты интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.
 
 
  Основные меры
 
  1. Создание гармонизированной нормативно-правовой базы использования и защиты интеллектуальной собственности.
  Внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и специальные федеральные законы, регламентирующие вопросы правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности, в части закрепления системообразующих правовых норм об интеллектуальной собственности и особенностей регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с привлечением бюджетных средств и частных инвестиций.
  Разработка и принятие Федерального закона "О передаче технологий", который должен урегулировать отношения, связанные с "обременениями" прав на объекты интеллектуальной собственности, передачей прав на такие объекты и использованием объектов интеллектуальной собственности.
  Развитие на основе принятого Федерального закона 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ
 "О коммерческой тайне" нормативной правовой базы в области регулирования охраны и защиты коммерческой тайны, в том числе секретов производства (ноу-хау). Это создаст благоприятный климат для предпринимательской деятельности в наукоемком секторе экономики и будет способствовать ускорению темпов перехода страны на инновационный путь развития. Особое значение данная нормативная база имеет для научно-технической сферы, поскольку позволит существенно увеличить объем нематериальных активов организаций, выполняющих исследования и разработки, и расширить легальный рынок интеллектуальной собственности.
  Совершенствование системы трудовых отношений работников и работодателей в части регламентации прав, обязанностей и ответственности в вопросах сохранения коммерческой тайны, неразглашения конфиденциальной информации и "ноу-хау".
 
  2. Обеспечение учета научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюджетных средств, и создание благоприятных условий для их распространения (использования) в экономике
  Создание единой государственной системы учета научных и научно-технических результатов, полученных за счет средств федерального бюджета, и контроля за их использованием будет способствовать выработке и реализации федеральными органами исполнительной власти государственной политики по повышению эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности. Эффективный учет и контроль со стороны государства за использованием, передачей и уступкой исключительных прав на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет бюджетных средств, позволит также создать механизм координации заказов НИОКР для государственных нужд, финансируемых из средств федерального бюджета, и обеспечить исключение дублирования разработок. Единые подходы учета результатов открытых НИОКР и результатов НИОКР военного, специального и двойного назначения обеспечат взаимный обмен результатами между военной и гражданской сферами в целях максимального использования потенциала оборонно-промышленного комплекса для развития экономики страны.
  Нормативное закрепление рационального порядка приобретения прав на результаты научно-технической деятельности, созданные с привлечением государственных средств (бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды) и частных инвестиций, обеспечивающего баланс интересов всех участников правоотношений: авторов и работодателей, исполнителей работ и потребителей результатов научно-технической деятельности, государственных заказчиков и частных инвесторов.
  Принятие нормативных актов, регламентирующих порядок закрепления за государством прав на результаты научно-технической деятельности, созданные с привлечением средств федерального бюджета, условия и порядок использования тих прав. Права на результаты интеллектуальной деятельности должны принадлежать государству в лице государственного заказчика, если полученные результаты связаны с интересами обороны и безопасности. Во всех остальных случаях права на результаты работ закрепляются за организацией - исполнителем. За государством остается право на безвозмездное использование результатов, полученных на средства государственного бюджета для государственных нужд, и право контроля за обязательной коммерциализацией этих результатов в установленные сроки.
 
  3. Содействие субъектам инновационной системы в обеспечении доступа к новейшим разработкам и введении интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот
  Обеспечение доступа российских компаний к информационной составляющей государственной системы учета научных и научно-технических результатов, полученных за счет средств федерального бюджета, что станет важным элементом информационного обеспечения инновационной деятельности в рамках развития национальной инновационной системы.
  Безвозмездная передача малым инновационным предприятиям лицензионных прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, полученных за счет бюджетных средств за исключением результатов, имеющих особый режим обращения (базовые военные и двойные технологии).
  Развитие законодательной и нормативно-методической базы, обеспечивающей оценку стоимости результатов научно-технической деятельности и их полный учёт в составе нематериальных активов, в том числе в виде объектов коммерческой тайны, что в целом будет способствовать капитализации и росту стоимости имущественного комплекса предприятий, сохранению существующих научных и технологических достижений при приватизации, ликвидации и продаже предприятий научной сферы.
 В первую очередь, необходимо гармонизировать нормативную базу бухгалтерского учёта нематериальных активов (ПБУ 14/2000) с требованиями МСФО 38 в направлении её радикального упрощения.
  Расширение государственных программ по поддержке обучения (переподготовки) специалистов в сфере интеллектуальной собственности (инновационные менеджеры, патентоведы, судьи и адвокаты, оценщики), а также программ пропагандистского характера, имеющих целью привлечь общественное внимание к вопросам охраны, защиты и использования прав на интеллектуальную собственность.
 
 
  Программная часть
 
  Программная часть включает:
  реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг., направленных на вовлечение в хозяйственный оборот и защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  реализацию Федеральной программы развития образования в части обучения (переподготовки) специалистов высокой квалификации в сфере интеллектуальной собственности.
  Целевые индикаторы

<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу