<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  2004 2006 2010 1. Коэффициент изобретательской активности (число патентных заявок на изобретения, поданных российскими заявителями в стране, в расчете на 10 тыс. населения) инерционная динамика 1,78 1,86 1,9 с учетом реализации стратегии 1,78 1,99 2,5 2. Число зарегистрированных договоров об уступке патента и лицензионных договоров, тыс. ед. инерционная динамика 2,0 2,2 2,6 с учетом реализации стратегии 2,0 2,5 4,6 3. Удельный вес нематериальных активов в общей сумме активов организаций сектора исследований и разработок (%) инерционная динамика 0,7 1,2 3,5 с учетом реализации стратегии 0,7 6,0 30,0
 4.4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций
 
 Подзадачи:
 
 (1) стимулирование в экономике спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок к формированию устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров;
 
 (2) создание благоприятных условий для технологической модернизации отраслей экономики на основе передовых технологий и интеграции с мировыми технологическими комплексами в интересах обеспечения глобальной конкурентоспособности и формирования в перспективе рынка инноваций для российского сектора исследований и разработок;
 
 (3) формирование и реализация национальных приоритетов технологического развития, в рамках которых на основе частно-государственного партнерства конкурентоспособность отдельных секторов российской экономики обеспечивается преимущественно за счет технологий отечественной разработки.
 
  Ключевые проблемы
 
  * В силу высокой конкуренции большинство компаний испытывают потребность в инновациях, но она находится в разрыве со спросом на инновации из-за высоких рисков, связанных с осуществлением инноваций, множественности административных барьеров, проблем доступа к долгосрочным финансовым ресурсам при неразвитости (недостаточной распространенности) механизмов частно-государственного партнерства. Это приводит к "отсечению" значительной части компаний второго эшелона от инновационной деятельности, при этом спрос на инновации сосредоточен в крупных компаниях сырьевого сектора.
  * Длительный характер необходимых исследовательских работ в сочетании с краткосрочностью и непредсказуемостью государственной политики, определяющей спрос на технологические инновации, приводит к тому, что спрос на инновации со стороны компаний носит преимущественно спотовый характер, при этом с их стороны отсутствует долгосрочный системный (программный) спрос на инновации.
  * Российская инновационная система чаще "предлагает" компаниям не инновационный продукт, а определенные полуфабрикаты. В этой связи компании должны идти на дополнительные риски, связанные с реализацией российских инновационных решений.
  * Влияние предложения на спрос в сфере инноваций остается весьма слабым, что связано с технологической отсталостью большинства компаний. Усиливается "эксплутационный разрыв" между числом созданных изобретений и числом изобретений, фактически внедренных на коммерческой основе в российских компаниях.
  * Использование в российской экономике существующего человеческого капитала и накопленных знаний ограничивается слабостью кооперационных связей между производственным и научным секторами, что проявляется в низком уровне диффузии знаний и инноваций на основе формирования научно-производственных сетей и рынков технологий.
  * Корпоративный сектор характеризуется неразвитостью сетей субподряда, при этом малый инновационный бизнес плохо интегрирован в цепочки формирования стоимости. В сочетании с плохой восприимчивостью средних и крупных компаний к инновациям в силу их недостаточно эффективных систем управления это существенно ограничивает приток в корпоративный сектор российских инновационных решений.
 
  Основные меры
 
  1. Стимулирование спроса на инновации в корпоративном секторе, технологического перевооружения компаний, организации выпуска и экспорта новой высокотехнологичной продукции, создания новых высокотехнологичных фирм в следующих формах:
  (1) субсидирование процентных ставок по долгосрочным кредитам, привлекаемым для выпуска новой высокотехнологичной продукции;
  (2) введение "сверхускоренной амортизации" - инвестиционной премии для компаний в виде единовременного списания на расходы 50% затрат на передовые технологические комплексы;
  (3) установление нулевой таможенной пошлины при экспорте произведенной в Российской Федерации высокотехнологичной продукции;
  (4) долевое участие государства в финансировании сертификации инновационной продукции на соответствие международным стандартам безопасности и качества;
  (5) государственное софинансирование выставочной деятельности высокотехнологичных российских компаний;
  (6) "настройка" мер государственной поддержки наукоемкого экспорта в соответствии с потребностями компаний "второго эшелона", среднего бизнеса, в частности государственное софинансирование маркетинговых затрат средних компаний при их выходе на зарубежные рынки;
  (7) поддержка импорта перспективных технологических комплексов посредством предоставления инвестиционных кредитов и гарантий государственными институтами развития.
 
  2. Налоговое стимулирование научно-технической деятельности и спроса на ее результаты в следующих формах:
  (1) отнесение к учитываемым затратам при определении налога на прибыль 100% затрат на НИОКР вне зависимости от их завершенности и достигнутых результатов, при этом при условии патентования результатов - до 130-150% затрат на проведение НИОКР;
  (2) введение льготы по налогу на прибыль в объеме 30-40% от годового прироста затрат компании на НИОКР;
  (3) освобождение от обложения НДС патентно-лицензионных операций (кроме посреднических);
  (4) освобождение от обложения НДС операций (кроме посреднических), связанных с реализацией российской научной продукции и научных услуг;
  (5) установление нулевой таможенной пошлины и освобождение от обложения НДС (10%) для импорта оборудования и приборов, используемых для научно-исследовательских целей.
 
  3. Содействие развитию международной технологической интеграции российских компаний путем:
  (1) развития системы технических регламентов и гармонизация их с международными;
  (2) совершенствования таможенного законодательства в направлении стимулирования использования различных режимов ввоза передовых технологий и обеспечения эффективной реализации совместных технологических проектов;
  (3) совершенствования (детализации) таможенной классификации в интересах обеспечения прозрачности технологического экспорта и импорта;
  (4) либерализации капитала в рамках отдельных отраслей в интересах создания условий для прихода иностранных технологических инвесторов;
  (5) внесения изменений в нормативную правовую базу военно-технического сотрудничества, стимулирующих международную технологическую интеграцию российского ОПК (действующее законодательство и нормативная база, ориентированные на стимулирование прямого экспорта товаров и услуг, затрудняют реализацию совместных разработок и участие российских компаний в современных технологических и производственных проектах, при этом ограничен доступ к таким проектам российских компаний, находящихся в частной собственности).
 
  4. Развитие общих условий для частно-государственного партнерства в реализации национальных приоритетов технологического развития путем:
  (1) создания механизмов экспертного влияния корпоративного сектора на формирование государственного научного заказа;
  (2) разработки на постоянной основе долгосрочного прогноза мирового научно-технического развития с привлечением представителей научного и бизнес-сообщества;
  (3) подготовки регулярных публичных государственных прогнозов изменения тарифов на услуги (продукцию) субъектов естественных монополий;
  (4) определения долгосрочной государственной политики по развитию стандартов (прежде всего, экологических), а также по изменению платы за природные ресурсы;
  (5) развития инструментов "мягкого" взаимодействия государства с бизнесом в инновационной сфере (на уровне отраслевых и региональных ассоциаций);
  (6) содействия в обмене лучшим опытом в организации управления инновациями в компаниях.
 
  5. Программная реализация национальных приоритетов технологического развития, включающая следующие функциональные элементы:
  (1) регулярное уточнение национальных приоритетов технологического развития;
  (2) формирование ФЦП "Научно-технологическая база России" и ее реализация, начиная с 2007 г., на основе отбираемых на конкурсной основе предметно-ориентированных мегапроектов в рамках национальных приоритетов технологического развития;
  (3) подготовка регулярных официальных докладов о достигнутых результатах в разработке передовых технологий;
  (4) регулярная оценка органами исполнительной власти потребностей и перспектив использования созданных передовых технологий в рамках отраслей и секторов для организации выпуска новой высокотехнологичной продукции, формирование на этой основе соответствующих федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля;
  (5) дополнение системы целевых показателей, характеризующих результативность деятельности отраслевых министерств и ведомств, показателями, которые характеризуют инновационные аспекты развития соответствующих отраслей;
  (6) формирование федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля в соответствии с перспективным инновационным спросом и достигнутыми результатами в развитии российской научно-технологической базы;
  (7) регулярный конкурсный отбор заявок создания технико-внедренческих зон;
  (8) финансирование расходов по формированию и развитию приборной базы 5-7 технико-внедренческих зон (в период до 2012 года) в рамках ФЦП "Научно-технологическая база России";
  (9) регулярное проведение конкурсов среди инвесторов на создание высокотехнологичных компаний в формируемых технико-внедренческих зонах.
 
  6. Государственная поддержка проектов совместных исследований компаний с институтами и университетами в рамках национальных приоритетов технологического развития путем:
  (1) предоставления грантов государственных фондов по поддержке научно-технической деятельности компаниям для проведения прошедших конкурсный отбор программ партнерских исследований;
  (2) государственного софинансирования институтов и университетов в проведении прошедших конкурсный отбор программ партнерских исследований в рамках федеральных и ведомственных целевых программ.
 
  7. Обеспечение инновационной направленности системы закупок для государственных нужд путем:
  (1) оценки органами исполнительной власти долгосрочных потребностей в передовых технологиях и высокотехнологичных продуктах для решения возложенных на них задач;
  (2) проведения тендеров по партнерским (с участием компаний и исследовательских организаций) исследовательским проектам в рамках закупок для государственных нужд;
  (3) определение требований к крупным компаниям при выполнении работ в рамках заказа для государственных нужд по заключению субконтрактов с небольшими фирмами (в настоящее время существуют квоты по участию малых предприятий в выполнении заказов для государственных нужд только на первичном уровне - уровне госконтрактов);
  (4) совершенствование правовой нормативной базы использования лизинга в интересах обеспечения закупок для государственных нужд (проблема связана с целесообразностью привлечения негосударственных инвестиций для создания технологически сложной продукции для государственных нужд в условиях ограниченных сроков действия государственных обязательств и недостаточной эффективности лизинговых операций в технологически сложных проектах).
 
  8. Расширение и "программирование" спроса на инновации в крупных компаниях, находящихся под государственным контролем, путем:
  (1) определения концепций инновационного развития таких компаний;
  (2) разработки программ долгосрочных партнерских исследований, проводимых совместно с научными организациями;
  (3) разработки планов внедрения в таких компаниях передовых российских разработок и мониторинга их выполнения.
 
 
  Программная часть
 
  Программная часть включает:
  реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг., прежде всего, относящихся к блоку "Коммерциализация технологий";
  разработку и реализацию с 2007 г. ФЦП "Научно-технологическая база России" на 2007-2012 годы, обеспечивающую ускоренное формирование технологического потенциала в соответствии с национальными приоритетами технологического развития и "достройку" необходимых элементов инновационной инфраструктуры;
  модернизацию отдельных существующих ФЦП технологического профиля;
  реализацию целевых федеральных и ведомственных программ технологического переоснащения наукоемких направлений в экономике страны, находящихся полностью или частично в сфере государственной ответственности: атомной, космической, авиационной промышленности, отдельных секторов ОПК и др.;
  разработку и реализацию с 2007-2008 гг. 4-6 достаточно крупных "прорывных" ФЦП технологического профиля;
  реализацию отраслевых "мегапроектов" в рамках целевых ведомственных программ.
 
  Федеральные целевые программы технологического профиля должны отвечать следующим принципиальным требованиям:
  (1) Предметом программы является развитие такого сектора российской экономики, где основным фактором обеспечения конкурентоспособности на глобальном рынке становятся российские технологии и подготовленные высококвалифицированные кадры;
  (2) Программа ориентирована на занятие российскими компаниями значительной доли внутреннего рынка продуктов или услуг и (или) позиционирование в разумном масштабе на внешнем рынке;
  (3) Программа направлена на капитализацию на территории России существенного объема результатов разработки новых российских технологий, ключевых для развития того или иного сектора российской экономики, при этом программа "открыта" для использования передовых зарубежных технологий, отечественных аналогов которым нет;
  (4) Программа реализуется на основе активного использования инструментов частно-государственного партнерства, при этом основные инвестиции в развитие производства или сети высокотехнологических услуг должны осуществляться частным бизнесом;
  (5) Управление программой обеспечивает ее гибкость и адаптивность, своевременное использование новейших научных достижений и технологических решений;
  (6) Результаты программы характеризуются устойчивостью и потенциалом саморазвития - достигнутые позитивные сдвиги и тенденции в ходе реализации программы должны развиваться и после ее прекращения.
 
  В ходе реализации Стратегии должны осуществляться периодическая оценка и коррекция отраслевых целевых программ технологического профиля.
  Основой для корректировки (уточнения) состава и содержания мероприятий действующих ФЦП технологического профиля и формирования новых целевых технологических программ должны стать две широкопрофильные технологические ФЦП:
  (1) Программа развития научно-технологической базы.
  С учетом опыта, который будут получен в 2005-2006 гг., с 2007 г. планируется разработка новой программы, развивающей результаты ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы.
  Эта программа будет формировать технологическую базу для отраслевых ФЦП технологического профиля и для российских коммерческих технологических компаний в целом и обеспечивать развитие соответствующей инновационной инфраструктуры.
  (2) Программа развития технологий военного и двойного назначения.
  В рамках этой программы должно обеспечиваться максимально эффективное использования гражданских разработок, финансируемых федеральным бюджетом в рамках других программ и проектов, а также стимулироваться трансфер технологий из военного сектора в гражданский. Данная программа должна формироваться с учетом объективной оценки результатов реализации ФЦП "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)".
  Данная программа должна осуществляться, в рамках расходов на оборону, совместно Минобороны России, Минпромэнерго России, Росатомом и Роскосмосом при участии Минобрнауки России. Роль Минобрнауки России в этой программе состоит в координации работ по трансферу технологий как из военного сектора в гражданский, так и наоборот, а также в обеспечении эффективного регулирования прав на результаты интеллектуальной собственности.
 
  В 2006-2008 годах планируется как модернизация некоторых действующих отраслевых ФЦП, так и создание ряда новых целевых программ технологического профиля.
  Модернизация и развитие отдельных существующих отраслевых технологических ФЦП предполагает, в частности, следующее:
  (1) В целевых программах в сфере ИКТ предполагается усилить аспекты, связанные с расширением механизмов государственной поддержки развития российской отрасли ИТ, с активизацией мер по развитию национальной инфокоммуникационной инфраструктуры.
  Данные задачи могут решаться совместными усилиями Мининформсвязи России, Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, Минобороны России, Минобрнауки России как путем модернизации с 2006 года существующей ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)", так и на основе формирования одной-двух новых федеральных или ведомственных целевых программ.
  (2) В 2006-2007 годах может быть запущена по сути новая программа развития российской авиатехники, предусматривающая использование существующих заделов в рамках ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" при ее существенной переработке.
  Данная программа должна формироваться совместно Минпромэнерго России, Минобороны России, Минобрнауки России.
  (3) В 2006-2007 годах может быть начата реализация программы в сфере освоения и использования космического пространства, развивающая результаты Федеральной космической программы России на 2001-2005 годы и основывающаяся на ФПЦ "Глобальная навигационная система". Перспективная программа основывается на развивающихся конструкторских школах по созданию комплексов ракетно-космической техники, достижениях в области новых материалов, специализированных информационных технологий, аэродинамики, оптоэлектроники, подготовки инженерных кадров.
  Данная программа должна формироваться совместно Роскосмосом, Минобороны России, Мининформсвязи России, Минобрнауки России.
 
  В качестве предпосылок к формированию новых целевых программ технологического профиля рассматриваются:
  (1) наличие потенциала для обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке;
  (2) наличие тенденций к развитию необходимого технологического и кадрового потенциала, соответствующих исследовательских программ;
  (3) масштабы и динамика развития частно-государственного партнерства, наличие эффективных частных компаний соответствующего профиля для сотрудничества в реализации программы.
 
  На этой основе можно выделить следующие потенциальные направления формирования новых отраслевых ФЦП технологического профиля в 2007-2008 гг.:
  1. Создание в России кластера специализированных, прежде всего диагностических высокотехнологических медицинских услуг и производства соответствующих препаратов и оборудования.
  Основа для развития технологического потенциала: реализация направления "Технологии живых систем" ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники".
  Потенциальные разработчики программы: Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и Минпромэнерго России.
  Ориентировочный срок начала реализации программы: 2007 г.
  2. Формирование в России кластера разработки и производства оптоэлектронных устройств, ориентированных на рынки светодиодных устройств и рынки осветительных приборов.
  Основа для развития технологического потенциала: реализация направления "Нанотехнологии и материалы" ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники".
  Потенциальные разработчики программы: Минобрнауки России, Минпромэнерго России, Росатом.
  Ориентировочный срок начала реализации программы: 2007 г.
  3. Развитие перспективных источников энергии и средств энергосбережения на основе современных технологий использования органических энергоносителей, солнечной энергии, технологии использования возобновляемого биотоплива. Крупнейшим элементом этой программы должна стать подпрограмма ускоренного развития атомной энергетики.
  Основа для развития технологического потенциала: реализация направления "Альтернативные источники энергии и энергосбережение" ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники".
  Потенциальные разработчики программы: Минпромэнерго России, Минрегион России, Минобрнауки России, Росатом.
  Ориентировочный срок начала реализации программы: 2008 г.
  4. Формирование в России кластера разработки и производства высокотехнологичных материалов с заданными свойствами, в том числе для применения в строительстве, в добывающих отраслях, а также экологических, в том числе биоразлагаемых материалов.
  Основа для развития технологического потенциала: реализация направления "Нанотехнологии м материалы" ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники".
  Потенциальные разработчики программы: Минобрнауки России, Минпромэнерго России, Минтранс России, МПР России, Росатом.
  Ориентировочный срок начала реализации программы: 2008 г.
 
  Приведенный выше перечень перспективных ФЦП технологического профиля не означает, что предусматриваемые в них направления исчерпывают список поддерживаемых государством технологических разработок.
  В рамках ведомственных целевых технологических программ отраслевые ведомства должны получить возможность и методическую базу концентрации ресурсов для решения отраслевых приоритетных технологических проблем. Подготовительным этапом для формирования таких программ являются мероприятия по осуществлению отраслевых "мегапроектов" в 2003-2005 годах.
 
  При реализации целевых программ технологического профиля должно быть предусмотрено разделение функций различных федеральных ведомств при эффективной координации их деятельности:
  отраслевые ведомства - отвечают за привлечение к реализации программы коммерческих компаний, за содействие притоку частных инвестиций, за стимулирование развития рынков соответствующей продукции и услуг, за продвижение российских компаний на глобальный рынок;
  Минэкономразвития России - отвечает за развитие специальных экономических институтов, обеспечивающих реализацию технологических программ, за совершенствование правовой базы;
  Минобрнауки России - отвечает за координацию исследований и разработок, реализуемых как внутри технологических программ, так и в смежных программах, а также в государственных академиях и ВУЗах, за обеспечение защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, за содействие капитализации результатов научных исследований на территории России, за целевую подготовку кадров соответствующего профиля.
 
 
  Целевые индикаторы
 
  2004 2006 2010 1. Удельный вес инновационной промышленной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке (%) инерционная динамика 5,0 6,0 7,5 с учетом реализации стратегии 5,0 8,0 15,0 2. Удельный вес инновационной промышленной продукции в экспорте промышленной продукции (%) инерционная динамика 6,0 7,5 10,0 с учетом реализации стратегии 6,0 9,0 20,0 3. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций (%) инерционная динамика 11,0 12,2 14,0 с учетом реализации стратегии 11,0 13,6 20,0 4. Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, в общем числе организаций (%) инерционная динамика 28,0 33,0 40,0 с учетом реализации стратегии 28,0 35,0 60,0
 
 
 
 
 
  5. Этапы и сроки реализации Стратегии
 
  Стратегия в области развития науки и инноваций реализуется в два этапа:
  первый этап - 20062007 годы;
  второй этап - 2008-2010 годы.
 
  В соответствии с основными целями на этих этапах определены приоритеты и принципы финансирования соответствующих мероприятий:
 
 Первый этап
 (2006-2007 годы)
  Второй этап
 (2008-2010 годы)
  Третий этап4
 (2011-2015 годы)
  Основные цели
  Развитие среды "генерации знаний", в первую очередь опережающее развитие фундаментальной науки.
  Повышение восприимчивости корпоративного сектора экономики к технологическим инновациям.
  Ускоренная "достройка" отдельных элементов инновационной инфраструктуры, гармонизация институтов в сфере инноваций с международными принципами. Активное позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике.
  Формирование "технологических коридоров", обеспечивающих целостный инновационный цикл.
  Создание в основном современной целостной инновационной системы.
  Масштабирование технологических коридоров.
  Развитие технологической способности компаний, укрепление международных позиций российских высокотехнологичных компаний.
  Развитие современной целостной инновационной системы.
  Основной маневр в управлении ресурсами
  * Сокращается в абсолютном и относительном выражении финансирование НИОКР по направлениям, не отнесенным к "технологическим коридорам", при этом опережающими темпами возрастает финансирование фундаментальных исследований.
  * Опережающий рост финансирования академического сектора науки, существенное повышение заработной платы научных работников.
  * Оптимизация программных расходов (увеличение длительности и объемов контрактов по НИОКР в рамках закупок для государственных нужд).
  * Государственная поддержка инновационных проектов смещается на ранние стадии их реализации.
  * Опережающий рост расходов на обновление научной и приборной базы, усиление "институционализации" расходов по исследованиям и разработкам.
  * Увеличение программной составляющей в бюджетных расходах по научным исследованиям и экспериментальным разработкам гражданского назначения.
  * Концентрация ресурсов в сфере научно-технического сотрудничества на ограниченном числе проектов международной кооперации на основе разделения рисков.
  * Консолидация программных бюджетных расходов на НИОКР на ограниченном числе крупных федеральных целевых программ технологического профиля.
  * Рост частного софинансирования научных разработок на основе механизмов частно-государственного партнерства в рамках "технологических коридоров".
  * Существенное увеличение бюджетных расходов на развитие отдельных элементов инновационной финансовой и производственно-технологической инфраструктуры. * Рост бюджетных расходов по расширению технологических коридоров при сокращении долевого участия государства и расширении внебюджетного финансирования.
  * Увеличение доли частных и смешанных фондов поддержки научно-технической деятельности в финансировании сектора исследований и разработок.
  * Существенное перераспределение расходов по поддержке и развитию инновационной инфраструктуры от государства к частному бизнесу, выход государства из части элементов инновационной инфраструктуры.
 
 
  В рамках этапов реализации Стратегии осуществляются следующие основные группы мероприятий:
 
 Основные группы мероприятий
  на первом этапе
 (2006-2007 годы)
  на втором этапе
 (2008-2010 годы) 1.1. Повышение результативности среды " генерации знаний"
  Развитие системы определения и реализации приоритетных направлений проведения исследований, обеспечивающей реальную концентрацию ресурсов, иерархию направлений, включение приоритетов в сфере гуманитарных наук, четкие процедуры участия в определении приоритетов представителей научного и экспертного сообщества, бизнеса, власти.
  Реформирование научных организаций; инвентаризация их имущественного комплекса, включая права на результаты интеллектуальной деятельности; регистрация прав научных организаций на ранее полученные результаты интеллектуальной деятельности.
  Формирование крупных научно-исследовательских центров ("национальных лабораторий"), содействие выявлению и развитию "центров превосходства", институциональная концентрация расходов по НИОКР.
  Формирование системы оценки глобальной конкурентоспособности российского сектора исследований, а также системы мониторинга и оценки результативности научных организаций.
 
  1.2. Повышение капитализации научных организаций и вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности
  Принципиальное повышение качества и результативности системы защиты прав на интеллектуальную собственность.
  Передача государством прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет бюджетных средств, научным организациям, малым инновационным фирмам.
  Государственная поддержка патентования научными организациями результатов интеллектуальной деятельности.
  Создание с участием государства фондов "посевного" финансирования.
 
  1.3. Смягчение проблемы дефицита молодых научных кадров и реализация "мягких" форм интеграции научной и образовательной деятельности
  Предоставление исследовательских грантов молодым ученым.
  Развитие системы базовых кафедр при крупных научных организациях, расширение практики стажировок студентов.
  Развитие системы научно-образовательных центров при крупных ВУЗах.
 
  1.4. Стимулирование технологического перевооружения в корпоративном секторе
  Введение сверхускоренной амортизации (списания на себестоимость 30-40% затрат после приобретения нового оборудования).
  Снижение пошлин по импорту компаниями передового оборудования и технологий.
  Содействие в обмене лучшим опытом в организации управления инновациями в корпорациях.
 
  1.5. Формирование благоприятных условий для расширения международной технологической интеграции
  Совершенствование таможенного законодательства в интересах расширения использования компаниями различных режимов ввоза передовых технологий.
  Развитие системы технических регламентов и гармонизация их с международными.
  Либерализация рынков капитала в рамках отдельных отраслей в интересах создания условий для прихода иностранных технологических инвесторов при обеспечении необходимых требований национальной безопасности.
  2.1. Развитие механизмов частно-государственного партнерства в инновационной сфере
  Обеспечение системного влияния государства на формирование долгосрочного перспективного инновационного спроса в корпоративном секторе.
  Формирование и реализация 4-6 крупных федеральных целевых программ технологического профиля.
  Расширение практики формирования и реализации мегапроектов при смещении акцентов на предметно-ориентированные проекты для определения перспективных технологических коридоров.
 
  2.2. Стимулирование корпоративного сектора к финансированию НИОКР, содействие развитию внутрикорпоративного научного сектора и технологического аутсорсинга
  Списание на себестоимость затрат компаний по "задельным" НИОКР; увеличение норм списания затрат на НИОКР при условии патентования результатов; введение приростной налоговой льготы по НИОКР.
  Государственное софинансирование проектов НИОКР, проводимых крупными частными компаниями в сотрудничестве с ВУЗами и научными организациями.
  Определение требований к компаниям по заключению субконтрактов с небольшими инновационными фирмами при выполнении работ в рамках заказа для государственных нужд.
 
  2.3. Повышение инвестиционной привлекательности и обеспечение воспроизводства в секторе исследований и разработок
  Увеличение программной составляющей в бюджетных расходах по научным исследованиям и экспериментальным разработкам.
  Опережающий рост расходов на обновление научной и приборной базы, усиление "институционализации" расходов по исследованиям и разработкам.
  Содействие реализации "жестких" форм интеграции научной и образовательной деятельности, формирование крупных интегрированных научно-образовательных комплексов (исследовательских университетов).
 
  2.4. Интеграция и позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике
  Развитие научно-технического взаимодействия в рамках СНГ, создание совместных научных и технологических центров.
  Активное позиционирование сектора исследований и разработок в рамках 7-й Рамочной программы ЕС.
  Расширение практики государственного софинансирования реализации тех донорских научных программ, которые в целом усиливают международные позиции российских научных организаций.
 
  2.5. Развитие инновационной финансовой и производственно-технологической инфраструктуры
  Существенное расширение системы региональных венчурных фондов, капитализируемых Венчурным инвестиционным фондом; содействие формированию фондового рынка высокотехнологичных компаний (создание "бирж высоких технологий").
  Содействие (в том числе имущественная поддержка) созданию технопарков и бизнес-инкубаторов при крупных ВУЗах и научных организациях.
  Государственная поддержка формирования инфраструктуры технико-внедренческих зон.
  В рамках Стратегии определена следующая последовательность реализации основных мероприятий:
 
 
  Стратегия реализуется преимущественно на основе формирования и выполнения совокупности целевых федеральных и ведомственных программ.
 
  На начальном этапе системная основа для решения поставленных в Стратегии задач программно формируется за счет реализации:
  ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы;
  ФЦП "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы;
  программ Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда;
  программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
  Федеральной программы развития образования.
 
  В последующем в 2006-2007 годах эта основа модернизируется и расширяется за счет формирования и реализации следующих целевых федеральных и ведомственных программ:
 
 Наименование целевой программы Основное содержание Тип целевой программы Начало реализации программы Приоритетная поддержка фундаментальных исследований Конкурсное финансирование фундаментальных исследований мирового уровня, проводимых организациями РАН ведомственная 2006-2007 гг. Исследовательские университеты Формирование и поддержка деятельности исследовательских университетов в интересах институциональной интеграции научной и образовательной деятельности ведомственная 2006-2007 гг. Научно-технологическая база России Ускоренное формирование технологического потенциала в соответствии с национальными приоритетами технологического развития и "достройка" необходимых элементов инновационной инфраструктуры федеральная 2007 г. Технологии военного и двойного назначения Развитие трансфера технологий между военным и гражданским секторами федеральная 2007-2008 гг.
  Основные экономические результаты и структурные сдвиги в рамках Стратегии достигаются за счет разработки и реализации отраслевых целевых программ, технологическая основа для которых формируется в рамках ФЦП по развитию научно-технологической базы России и разработке технологий военного и двойного назначения, кадровая основа - в рамках Федеральной программы развития образования, субъектная основа - в рамках ведомственных программ по реструктуризации государственного сектора исследований и разработок.
 
  Предварительно, в качестве потенциальных (как новых, так и модернизированных) отраслевых федеральных целевых программ технологического профиля определены следующие:
 
 Отраслевая направленность целевой программы Характер целевой программы Начало реализации программы Развитие российской авиатехники Модернизация существующих федеральных и ведомственных программ 2006-2007 гг. Освоение и использование космического пространства Модернизация существующих федеральных и ведомственных программ 2006-2007 гг. Развитие российской отрасли ИТ Модернизация существующих федеральных и ведомственных программ 2006-2007 гг. Развитие рынка специализированных высокотехнологических медицинских услуг Новая программа 2007-2008 гг. Разработка и производство оптоэлектронных устройств Новая программа 2007-2008 гг. Развитие перспективных источников энергии и средств энергосбережения Новая программа 2008-2009 гг. Разработка и производство высокотехнологичных материалов Новая программа 2008-2009 гг.
  Основные ожидаемые результаты реализации первого этапа Стратегии:
  реструктуризация государственного сектора исследований и разработок и повышение его результативности; реформирование академий, имеющих государственный статус, формирование "национальных лабораторий", создание исследовательских университетов;
  формирование нормативной системы, обеспечивающей эффективные стимулы и мотивации к инновационной деятельности, стимулирующей связи между участниками инновационного процесса;
  "достройка" ряда недостающих элементов инновационной инфраструктуры (прежде всего, центров трансфера технологий);
  проработка возможных прорывных направлений в рамках национальных приоритетов технологического развития за счет реализации мегапроектов;
  разработка отраслевых целевых федеральных и ведомственных программ технологического профиля.
 
  Основные ожидаемые результаты реализации второго этапа Стратегии:
  создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке;
  создание эффективной инновационной системы, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным корпоративным сектором и встроенной в глобальную инновационную систему;
  технологическая модернизация экономики на основе передовых технологий; создание и расширение "технологических коридоров", обеспечивающих конкурентоспособность отдельных секторов российской экономики на основе передовых технологий отечественной разработки.
 
 6. Финансирование стратегии в области развития науки и инноваций
 
  Определены два основных сценария бюджетного финансирования:
  1. Первый сценарий (пороговый) базируется на минимально допустимых объемах финансирования научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения до 2010 года, определенных на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям 20 марта 2002 года. Данный сценарий рассматривается как возможный только в случае критически неблагоприятных макроэкономических условий развития российской экономики и является нижним пределом финансирования стратегии в области науки и инноваций.
  2. Второй сценарий (рациональный) сочетает в себе разумную консервативность в увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии (по данному сценарию объем расходов из федерального бюджета на 2006-2010 гг. больше минимально допустимого объема по первому сценарию на 25%) и ресурсную обеспеченность сбалансированного решения, по крайней мере, ключевых задач данной стратегии.
 
  Финансирование мероприятий стратегии в области развития науки и инноваций осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и из внебюджетных источников.
  Общая сумма расходов на реализацию стратегии в области развития науки и инноваций (2006-2010 годы) в соответствии с рациональным сценарием составляет в ценах 2006 года 893,7 млрд. руб., при этом объем расходов из федерального бюджета составляет 647,8 млрд. руб.
  Затраты на реализацию Стратегии в рациональном сценарии определены, исходя из (1) потребности в восстановлении опережающего развития фундаментальной науки и ее ресурсного обеспечения, (2) необходимости концентрации ресурсов на формировании "технологических коридоров", обеспечивающих целостность национальной инновационной системы, капитализацию результатов исследований и разработок, привлечения внебюджетных ресурсов; (3) актуальности задач ускоренного развития инновационной инфраструктуры и формирования цивилизованных институтов в инновационной сфере.
  В основу представления данных по финансированию Стратегии положена структура разделов и подразделов, ориентированная на отражение содержания основных приоритетов в ходе реализации Стратегии и соответствия запланированных расходов решению поставленных задач.
  В ресурсном обеспечении реализации Стратегии используется принцип опережающего роста бюджетных расходов на фундаментальные исследования. При этом на начальном этапе это в большей степени связано с решением задачи повышения оплаты труда научных сотрудников, а в последующем - с решением задач обновления научной, приборной и испытательной базы.
  Предполагается, что с 2007 года будут сформированы 4-6 целевых программ технологического профиля, ориентированных на эффективную коммерциализацию и распространение в экономике передовых технологий. Основным инструментом реализации данных программ станут объектно-ориентированные мегапроекты. Финансирование прикладных разработок будет консолидироваться в рамках этих программ. В то же время предусматривается умеренный рост расходов на прикладные разработки, не вошедшие в эти "прорывные" программы, в интересах формирования "инновационного пояса" в академическом секторе и обеспечении перехода от экспорта знаний к экспорту технологий.
  Динамичное расширение расходов по реализации предметно-ориентированных мегапроектов призвано обеспечить достаточно широкую технологическую базу для реализации отраслевых программ технологического профиля в 2007-2011 годах, а также для определения возможных направлений увеличения числа и масштабирования "технологических коридоров" с 2011-2012 годов.
  Основные затраты по развитию инновационной инфраструктуры связаны с развитием системы венчурного финансирования и формированием технико-внедренческих зон, технопарков и инновационно-технологических центров.
 
 ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
 

<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу