<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ
 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Т.В. СТРЕЖНЕВА
 
 
 
 
 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
 ПО КУРСУ "ЭТИКА"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 МИНСК 2003
 
 УДК 174
 ББК 87.715
 С-84
 
 Рекомендовано к изданию
 Редакционно-издательским советом МИТСО
 
 
 
 
 
 
 
 Рецензент - Н.А. Кандричин, доцент кафедры философии
 и методологии наук Белорусского государственного университета, кандидат философских наук
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 С-84 Стрежнева Т.В. Учебно-методическое пособие по курсу "Этика". - Мн.: МИТСО, 2003. - 80 с.
 
  ISBN 985-6464-67-6
 
  Пособие по курсу "Этика" включает содержание предмета в форме развернутого конспекта лекций и материалы для организации самостоятельной работы студентов.
  Адресовано студентам, преподавателям.
 
  ББК 87.715
 ISBN 985-6464-67-6
 (c) Т.В. Стрежнева, 2003 ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 Введение ................................................................... 4 Раздел I. Теоретические и методологические основы
 преподавания этики .................................................... 5 Раздел II. Содержание курса "Этика" ............................... 8 Тема 1. Этика как учение о морали.................................... 8 Тема 2. Возникновение морали и ее историческое развитие .... 9 Тема 3. Становление этико-философского мировоззрения
 в древневосточных культурах.......................................... 13 Тема 4. Становление этического знания в античной культуре ..... 22 Тема 5. Этические воззрения в эпоху Средневековья ............ 27 Тема 6. Этическая рефлексия Нового времени..................... 30 Тема 7. Развитие этической мысли в XIX и XX веках ........... 35 Тема 8. Структурно-функциональный анализ морали............ 49 Тема 9. Высшие моральные ценности................................. 53 Список литературы .................................................... 58 Раздел III. Самостоятельная работа студентов ................... 60 Тематика рефератов по курсу "Этика" .......................... 63 Вопросы к зачету (экзамену) по курсу "Этика" ............... 65 Словарь основных понятий и терминов
 по курсу "Этика" ........................................................ 66 Приложения .............................................................. 78
 
 ВВЕДЕНИЕ
 
  Учебно-методическое пособие по курсу "Этика" представляет собой возможный вариант систематизации теоретических и методологических аспектов преподавания данной дисциплины с целью активизации самостоятельной работы студентов в процессе усвоения изучаемого курса и повышения их творческой позиции при рассмотрении актуальных нравственных проблем.
  Преподавание этики - дисциплины, дающей возможность не только приобрести определенный объем знаний в области морали, но и сформировать потребность перевода полученной этической информации в личностные смыслы, является важным элементом в структуре высшего образования. Приобретение этического знания способствует повышению уровня нравственной культуры студентов, которые впоследствии в сочетании с их личным жизненным опытом поможет им в становлении свободной, нравственно автономной личности, в выработке самостоятельной нравственной позиции, очень важной не только в человеческом, но и в профессиональном плане.
  В структуру учебно-методического пособия входят три раздела. В первом разделе определены концептуальные основы преподавания курса "Этика", цели и задачи дисциплины, примерный тематический план. Второй раздел представляет собой содержательную часть курса, составленную в соответствии с тематическим планом и с учетом профессиональных особенностей студенческой аудитории (юридической и экономической специальностей). Содержательная часть дополнена схематическими материалами (см. приложение), позволяющими дисциплинировать внимание студентов и лучше воспринимать проблемный этический материал. Третий раздел "Самостоятельная работа студентов" включает в себя тематику семинарских занятий, научно-исследовательских работ, вопросы к зачету (экзамену), список литературы, словарь основных понятий и терминов, приложения в виде схем.
  Автор надеется, что данная работа окажется полезной не только студентам, но и преподавателям.
 
 
 
 
 
 
 РАЗДЕЛ I.
 Теоретические и методологические основы преподавания этики
 
  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА
  Этика представляет собой дисциплину, являющуюся одним из важнейших разделов философского знания, главным объектом исследования которого выступает феномен морали и человек как моральное существо.
  Одной из специфических особенностей преподавания этического знания является единство информационного и ценностно-ориенти-рующего (воспитательного) аспектов, что предполагает в качестве главной задачи в процессе преподавания дисциплины такое преподнесение материала, которое создает благоприятные условия для творческого восприятия его студентами и формирования у них потребности перевода этической информации в область личностно значимого. В связи с этим представляется целесообразным выделение нескольких аспектов этики (граней этического знания), через описание которых можно составить целостное представление о нем и сформировать у студентов основу для его оформления в процессе их личностного и профессионального становления. В качестве таких аспектов выделяются следующие: генетический (позволяет ознакомиться с процессом возникновения и исторического развития морали); историко-этический (предполагает изучение истории развития этической мысли с уделением особого внимания анализу ранних этапов развития этики); структурно-функциональный (исследует сущность морали и присущие ей специфические особенности); теоретико-категориальный (знакомит студентов с важнейшими понятиями, составляющими основу категориального аппарата этики); прикладной (уделяет основное внимание этической информации, связанной с реалиями современной жизни и являющейся предметом острых дискуссий: проблема эвтаназии, смертной казни и т.д.).
  Подобный вариант преподнесения этического знания в тесной взаимосвязи с философией, культурологией, психологией и другими является наиболее целесообразным для изучения данной дисциплины и помогает ей в реализации ее основных функций.
  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  Главная цель преподавания дисциплины "Этика" заключается в том, чтобы помочь студентам повысить уровень их нравственной культуры, способствовать получению знаний, которые впоследствии в сочетании с их личным жизненным опытом помогут им в становлении свободной, нравственно автономной личности, в выработке самостоятельной нравственной позиции, очень нужной и важной не только в человеческом, но и в профессиональном плане.
  Этих целей можно достигнуть, если в процессе изучения дисциплины выполнить следующие задачи:
 * ознакомить студентов со структурой и спецификой этического знания, основными историческими этапами его развития, с категориально-понятийным аппаратом этики, способами связи этического знания с жизнью, ролью этики в решении духовных проблем современного общества;
 * способствовать развитию у студентов потребностей к самостоятельному изучению учебной и научной литературы, ориентации в существующих теоретических проблемах морали;
 * обучить методам и приемам аргументации собственных нравственно-мировоззренческих позиций;
 * способствовать формированию убежденности в необходимости моральных принципов в профессиональной деятельности.
  В результате выполнения задач и достижения поставленных целей студенты должны знать:
 * ключевые концептуальные модели этического знания;
 * основные способы этической аргументации;
 * понятийно-категориальный аппарат этики;
 * персоналии этики в контексте истории и современности.
  Должны уметь характеризовать:
 * эволюцию нравственных отношений, моральных норм и идеалов в процессе социальных изменений;
 * основные нравственные проблемы современности;
 * особенности нравственной культуры белорусского народа;
 * нормативно-прикладные аспекты этического знания.
  Должны уметь анализировать:
 * общечеловеческий смысл морали и ее конкретно-исторические типы;
 * специфику этического знания и его роль в нравственной жизни;
 * конкретные нравственные ситуации в контексте высших моральных ценностей;
 * собственный моральный выбор.
  В результате изучения курса студенты должны приобрести навыки и качества:
 * этической культуры диалога и полемики;
 * исследования и разрешения конфликтных ситуаций;
 * культуры поведения в личной и профессиональной деятельности.
  Для наиболее эффективного выполнения поставленных целей и задач особое значение имеют знания по:
 * философии;
 * теории и истории культуры;
 * психологии (психология личности).
  УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭТИКИ В МИТСО
  Тематический план преподавания этики составлен в соответствии с постановлением Коллегии Министерства образования от 02.07.1999 г. "О проекте Руководящего документа РБ "Образовательный стандарт. Высшее образование. Цикл социально-гуманитарных дисциплин". Он адаптирован к реальному количеству часов, выделяемых на изучение дисциплины (в среднем около 38 часов), и особенностям, связанным с формой обучения и специальностью.
 ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
 № п/п Название темы Лек. Сем. 1. Этика как учение о морали 2 2. Возникновение морали и ее историческое развитие 2 2 3. Становление этико-философского мировоззрения
 в древневосточных культурах 4 2 4. Становление этического знания в античной культуре 4 2 5. Этические воззрения в эпоху Средневековья 2 6. Этическая рефлексия Нового времени 2 7. Развитие этической мысли в XIX-XX вв. 4 2 8. Основные проблемы теории морали 2 2 9. Высшие моральные ценности 4 10. Проблемы прикладной этики 2 ВСЕГО: 22 16 РАЗДЕЛ II.
 Содержание курса "Этика"
 
  ТЕМА 1. Этика как учение о морали
  Возникновение этики в системе философского знания. Этика - древнейшая теоретическая дисциплина, возникшая как неотъемлемая часть философии, объектом изучения которой является феномен морали. Духовным источником философии и этики является мифология (предфилософия), в рамках которой осмысление нравственных проблем происходит на уровне обыденного сознания. С оформлением философского знания, зарождение которого происходит в эпоху становления классового общества и разделения материального и духовного труда, в его рамках происходит выделение проблематики, связанной с вопросами нравственного характера (прежде всего о месте человека в этом мире и смысле его бытия), впоследствии ставшими объектом изучения науки, получившей название "этика". Первые философские учения содержат в себе зародыш этической мысли (Гераклит, Фалес, Демокрит и т.д.). Как наука этика возникает в IV в. до н.э., основателем которой считается Аристотель, создавший первый этический труд "Этика к Никомаху", являющийся систематизацией этического знания. Аристотель дал и имя этой науке.
  Соотношение понятий "этика", "мораль", "нравственность". Термин "этика" происходит от греч. etos (характер, темперамент, нрав), которое Аристотель использовал для обозначения особого класса человеческих качеств (этических добродетелей), изучением которых занимается специальная наука - этика.
  Термин "мораль" по истории возникновения и по содержанию является латинским аналогом термина "этика": произошел от лат. moralis (характер, нрав) и служил для обозначения моральных качеств человека, изучением которых, по мнению римского мыслителя Цицерона (IV в. н.э.), должна заниматься наука под названием "моральная философия".
  Этимология понятий "этика" и "мораль" однотипна, что объясняет их взаимозаменяемость в обыденной речи. В ходе развития культуры они приобрели различные смысловые значения: этикой называют науку, предметом изучения которой является мораль.
  В русском языке эквивалентом латинского слова "мораль" и греческого "этика" является термин "нравственность", который часто в обыденной речи отождествляют с понятием "мораль". В научном языке под моралью принято понимать идеальный мир должного поведения человека, регулируемого и определяемого высшим нравственным законом и фиксируемого на уровне морального сознания (мир должного). Нравственность - это реально существующие отношения между людьми (нравы), это нравственная практика (мир сущего), в которой отступления от норм и принципов морали выступает как противоречивая реальность нашей жизни.
  Предмет и особенности этики как науки. Предметом этики как науки является выяснение происхождения, сущности и специфики морали, закономерностей ее исторического развития, анализ этических систем и изучение прикладных проблем этики (профессиональная этика, этика семейно-брачных отношений, этика общения, этикетная культура и т.д.).
  Этика как наука обладает некоторыми особенностями, связанными со спецификой исследуемого ею объекта - морали. Этими особенностями являются:
  1) эмпирический характер этики: связан с необходимостью описания ею реальных нравственных отношений (бытующих нравов);
  2) теоретический характер этики: связан с задачей выяснения вопросов происхождения, сущности и специфики морали;
  3) нормативность этики: связана с тем, что, объясняя мораль, поднимая обыденное моральное сознание на более высокий уровень обобщения, систематизируя обыденные знания о нравственности, этика выступает элементом самой морали, выполняет ценностно-ориентирующую функцию, отвечая тем самым на вопросы о том, как должен поступать человек.
  Значение этики. Этическое знание призвано оказывать влияние на моральное сознание человека с целью улучшения его поведения, его взаимоотношений с другими людьми, с окружающим миром.
 
  ТЕМА 2. Возникновение морали и ее историческое развитие
  Нравы и обычаи родового строя. Община - первая форма социальной организации. Существование человека в рамках общины первоначально регулировалось с помощью запретов (табу) на определенные виды поведения. На основе табу сложились обычаи и традиции, которые существенно отличаются от норм морали по способу регуляции:
 * обычай территориально ограничен, моральная норма всечеловечна;
 * обычай конкретен в предъявлении требований, моральная норма универсальна;
 * обычай опирается на авторитет общественного мнения, моральная норма на понимание добра вообще;
 * обычай выступает формой внешнего принуждения, моральная норма требует от человека внутреннего согласия с ней;
 * обычай не предоставляет человеку свободы в выборе поступка, мораль требует свободного поступка.
  Ряд норм регулировал отношения между общинами. Одним из правил межобщинного общения являлся обычай кровной мести.
  Разложение родового строя и возникновение морали как формы общественного сознания. Разложение первобытнообщинного строя и индивидуализация общественной жизни требовали индивидуальных средств нравственной ориентации. Эти средства предложила обществу мораль, сформулировав новый универсальный принцип поведения, зафиксированный вначале в массовом сознании, а затем в религиозных и философских текстах. Этим принципом явилось "Золотое правило нравственности": "Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе", явившееся свидетельством возникновения морали как формы общественного сознания, причинами появления которой являются:
 * разделение труда;
 * появление имущественного неравенства;
 * расширение географии человеческих отношений;
 * появление отрицательной реакции на нравы властьимущих;
 * индивидуализация общественной жизни.
  Возникновение социально неоднородного общества обусловило появление потребности в согласовании индивидуальных интересов людей с интересами общества. Мораль явилась способом удовлетворения этой потребности, наряду с правом и религией.
  Возникновение христианства как факт морального прогресса. Появление морали, став огромным скачком в духовном развитии человечества, нашло свое отражение в христианской религии, предложившей программу нравственного совершенствования через постижение идеи Бога, помогая тем самым морали регулировать отношения между людьми в социально неоднородном обществе. Христианство через тексты Библии предложило свой механизм регуляции поведения, понятный широким массам:
  1) провозгласило идею нравственного равенства;
  2) уделило большое внимание отдельному человеку, его душе, заложив основы гуманизма;
  3) призвало человека приподняться над повседневностью своего существования и обратить свои помыслы к духовному совершенствованию;
  4) предложило человечеству моральный идеал очень высокого порядка в образе Иисуса Христа;
  5) сформулировало простейшие нравственные правила (десять заповедей).
  Христианство, являясь фактом морального прогресса, все же не смогло реализовать свои глубинные возможности в рамках средневекового общества.
  Нравственная регуляция эпохи Средневековья. Средневековое общество представляло собой систему жестких социальных зависимостей на основе сословно-корпоративных связей. Неотъемлемым индивидуальным свойством средневекового человека являлась его принадлежность к определенному сословию (дворянскому, рыцарскому, крестьянскому и т.д.), каждое из которых имело строгий набор правил поведения по отношению к его представителям. Сословный статус определял место каждого в социальной иерархии, его образ жизни, привилегии и т.д. Это привело к формированию особого типа сословно-иерархической морали, основой которой являлось:
  1) представление о справедливости как о воздаянии людям в зависимости от их сословной принадлежности;
  2) жесткая регламентация поведения в рамках определенного сословия, что являлось свидетельством относительности моральных норм в средневековом обществе.
  Разрушение сословного деления общества и изменения социально-экономического характера способствовали формированию нового типа нравственных отношений в буржуазном обществе, пришедшем на смену феодальному.
  Буржуазная мораль и ее основные черты. Индивидуализация общественной жизни в период зарождения буржуазных отношений создала равные возможности для всех, независимо от социальной принадлежности, в получении экономической независимости и достижении жизненного успеха. Это привело к формированию нового типа нравственных отношений (буржуазной морали), основными чертами которой являлось:
  1) равенство всех в выполнении нравственных требований, независимо от социального статуса;
  2) нравственная автономия индивида (возможность поступать в соответствии с собственными убеждениями).
  Становление морали индивидуалистического типа привело к формированию нового идеала человека, который благодаря собственным усилиям, трудолюбию мог добиться успеха в жизни. Появилось особое отношение к морали как к полезной вещи: стало выгодным быть честным, порядочным и т.д. Принцип утилитаризма в буржуазную эпоху стал основным принципом нравственного существования, в утверждении которого немаловажную роль сыграла протестантская религия.
  Основные принципы протестантской этики. В формировании человека буржуазного общества протестантская религия оказала большую идеологическую помощь. Основываясь на концепции спасения души, обрести которое человек способен только в том случае, если в земном существовании будет вести образ жизни, угодный Богу, протестантизм призывал человека к следующему:
  1) систематическому и неустанному труду в рамках своей профессии-призвания;
  2) мирскому аскетизму (ограничению в использовании богатства для личных удовольствий и нужд);
  3) неограниченному накоплению капитала и использованию его для устроения социального космоса в угоду Бога (т.е. для процветания дела).
  Протестантская религия способствовала формированию автономной личности, считающей труд главной целью жизни и возлагающей надежды только на себя, что в конечном итоге помогло ряду западноевропейских стран добиться определенных успехов в экономическом развитии.
  Индивидуализация общественной жизни и научно-техническое развитие, являющиеся несомненными достижениями человечества, привели к появлению определенных нравственных проблем в современном обществе.
  Нравственные проблемы современности. Развитие науки и техники в ХХ в. привело к возникновению ряда нравственных проблем, характерных для современного мира:
  * создание оружия массового уничтожения (ядерного, химического, биологического) привело к возникновению угрозы уничтожения всего живого, повысив тем самым ответственность ученых за последствия своих изобретений;
  * развитие промышленного производства, являясь причиной загрязнения окружающей среды, и неограниченная добыча природных ресурсов привели к возникновению проблем экологического характера, требующих от человека выработки нравственных императивов, регулирующих его взаимоотношения с природой;
  * внедрение науки в глубинные биологические процессы породило ряд проблем биоэтического характера (пересадка органов, клонирование, эвтаназия, проблема существования неполноценных детей).
  Индивидуализация общественной жизни и реализация идеи ценности отдельной личности в ХХ в. привела к гипертрофии интересов индивида, вытеснив почти полностью из сознания общинно-коллективистскую ориентацию, что привело к снижению уровня духовности, потребительскому отношению к жизни, снижению ценностного статуса семьи, сексуальному раскрепощению и т.д.
  Существование проблем нравственного характера в современном обществе не исключает фактов, являющихся признаками повышения уровня морального сознания человечества и его прогрессивного развития. Признаками существования нравственного прогресса являются следующие:
  * расширение сферы применения морали (распространение ее на межгосударственную, внутриполитическую и юридическую сферы);
  * возрастание уровня гуманистического потенциала (обсуждение проблемы смертной казни, провозглашение неотчуждаемых прав и свобод человека, проповедование принципа ненасилия, экологическое движение и т.д.);
  * повышение нравственного уровня каждой отдельной личности.
 
  ТЕМА 3. Становление этико-философского мировоззрения
  в древневосточных культурах
  Этические воззрения Древней Индии. Середина 1 тыс. до н. э. - время возникновения этико-философского мировоззрения в Древней Индии. На его содержание повлиял ряд социокультурных факторов:
  1) варно-кастовая структура древнеиндийского общества (основные касты - брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры);
  2) непрерывность культурной традиции, способствовавшая сильной мифологической окрашенности и религиозно-идеалистической направленности этико-философского знания Древней Индии, основные идеи которого сформировались под сильным влиянием основного источника знаний религии брахманизма ("Веды").
  "Веды" - собрание религиозных текстов, состоящее из четырех частей, главной из которых является Ригведа. Мысль о безличной вселенской силе, подчиняющей жизнь человека высшему духовному началу, содержащаяся в текстах Ригведы, становится доминирующей во всех философских размышлениях Древней Индии. На основе Вед чуть позже возникает комментирующая литература (Брахманы, Араньяки, Упанишады), авторы которой, пытаясь расшифровать сложные символические тексты, создали основу для философской интерпретации и запрограмировали дальнейшее развитие древнеиндийской философии.
  Главные этико-философские мысли были намечены в Упанишадах, основные идеи которых сводились к следующему: миром (человеком, природой, космосом) правит единое духовное начало (закон), познание которого доступно человеку как существу особому, обладающему духовностью. В познании высшего духовного закона состоит смысл жизни человека, постичь который можно, отрешившись от майи, т.е. максимально освободившись от влияния телесности, приподнявшись над материальным миром с целью духовного совершенствования. Эти усилия необходимы человеку для освобождения от власти кармы (закона воздаяния за доброе и злое, определяющего судьбу человека в строгом соответствии с его поведением) и власти сансары (перерождение души в нечто иное в зависимости от степени тяжести греха в предыдущей жизни), прикованность к которой обременительна. Поэтому цель человека состоит в прекращении перерождения, в освобождении от страданий (этого можно достичь, избавившись от зависимости от своего тела, требующего наслаждений, богатства и т.д.) и обретении состояния нирваны (внутренней свободы от внешнего мира).
  Значение Упанишад велико, т.к. они программируют дальнейшее развитие философской мысли Древней Индии, основные направления которой можно разделить на ортодоксальные ("астика"), т.е. ориентирующиеся на авторитет Вед, и неортодоксальные ("настика"), т.е. критикующие основные положения ведической литературы.
  Ортодоксальное направление представлено такими школами, как ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. В их этической проблематике доминирует мотив, провозглашенный в Упанишадах: высшее благо человека состоит в освобождении души от власти материального мира, предполагающее аскетический образ жизни, добродетельное бытие и обязательное соблюдение варновых требований.
  Веданта является школой, идеи которой наиболее адекватны ведической традиции. Основой и началом всего в веданте провозглашается Брахман - абсолютная субстанция, из которой все исходит и куда все возвращается. Это вечная, бескачественная и единственная реальность, которая выше понимания людей. Смысл жизни человека состоит в постижении истины, заключенной в Брахмане (душе мира). Это высшая нравственная цель, состоящая в очищении, освобождении от страстей и слиянии индивидуальной души (атман) с мировой душой (Брахманом) - достижении состояния нирваны. Однако освобождение - это награда, которая ждет только членов касты брахманов. Остальным наградой за их добродетельное поведение может быть лишь более высокое воплощение при очередном повороте колеса жизни. Таков закон воздаяния (закон кармы), который определяет судьбу человека в строгом соответствии с его поведением (в веданте подробно описывается весь механизм кармы).
  Йога - еще одно неортодоксальное направление, идеи которого основаны на практическом применении отдельных положений Упанишад путем разработки системы психофизиологических упражнений, освоение которых способствует постижению состояния нирваны. Речь идет о восьмиступенчатой системе отделения тела от души, помогающей освободить ум от ложных представлений. Восьмеричные средства йоги делятся на внешние и внутренние. К внешним относятся:
  1) воздержание, самоограничение, умение довольствоваться малым, преодоление всех порочных стремлений и т.д.;
  2) соблюдение гигиенических правил (чистое тело и пища) и выработка хороших чувств (дружелюбие и т.д.);
  3) дисциплина тела (асана) - умение долгое время сохранять свое тело в неподвижности;
  4) дисциплина дыхания (пранаяма) - умение задерживать дыхание;
  5) дисциплина чувств - умение контролировать свои чувства с помощью ума.
  Внутренние ступени:
  6) дисциплина внимания - умение долгое время сосредотачивать свое внимание на одном определенном объекте (трудноотличимом от фона);
  7) дисциплина размышления - умение долгое время умственно созерцать объект;
  8) глубокое сосредоточение, при котором происходит отделение духовного начала от телесного (нирвана).
  Неортодоксальное направление представлено такими школами, как буддизм и джайнизм.
  Буддизм - неортодоксальное философское направление, основателем которого считается принц Гаутама (впоследствии Будда - "просветленный"), сформулировавший в свое время четыре истины, составляющие основу буддийского учения: 1) жизнь полна страданий; 2) причиной страданий является жажда полноты жизни; 3) можно прекратить страдания, достигнув состояния нирваны; 4) есть путь, ведущий к этой цели ("восьмеричный путь спасения"), который состоит в освоении восьми ступеней нравственного совершенствования. "Восьмеричный путь" - это своеобразная программа духовного очищения, включающая в себя:
 1) правильные взгляды, предполагающие глубокое осмысление и познание четырех истин;
 2) отрешение от привязанности к миру, дурных намерений, вражды к людям;
 3) воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов, фривольных разговоров;
 4) отказ от уничтожения живого;
 5) честный труд;
 6) искоренение дурных мыслей;
 7) необожествление всего недостойного;
 8) состояние совершенной мудрости (нирваны).
  Буддизм является более прогрессивным и демократичным учением по сравнению с брахманизмом, так как: 1) достичь состояния нирваны может каждый, независимо от его кастовой принадлежности; 2) проповедовать учение можно на любом языке (в брахманизме только на санскрите); 3) можно терпимо относиться к любой вере; 4) отказываться от крайностей аскетизма.
  Джайнизм - неортодоксальное учение, находившееся в оппозиции к традиционному брахманизму. Основателем джайнизма является Вардхамана, которого последователи называли Махавира ("великий герой") или Джина ("победитель").
  Джайнизм утверждает, что мир материален, никем не создан, поэтому вечен и бесконечен в пространстве (в джайнизме, как и в буддизме, отсутствует идея Бога как творца мира). Все существа мира наделены душой, и различия между ними состоят в "количественном соотношении" души и материи. Душа человека, отягощенная материей, оказывается втянутой в круговорот сансары, являясь источником страданий. Цель джайнизма - освобождение души от всякой зависимости от материального мира, осуществление которого определяется "тремя драгоценностями": "правильной верой" (в истину учителя), "правильным познанием" (проникновением в суть его учения), "правильным поведением" (его осуществление в совершенстве доступно только монахам). "Правильное поведение" заключено в исполнении "пяти великих обетов":
  1) неповреждение любой жизни ("ахинса"), в основе которого лежит идея о всеодушевленности мира, запрещающая "вредить душе" (как следствие этого в джайнизме существует запрет на земледелие, рыболовство, охоту и т.д.);
  2) воздержание от лжи (ложь есть разновидность причинения вреда жизни);
  3) отказ от воровства;
  4) воздержание от потворства своим слабостям (отказ от брака, от любых плотских и духовных удовольствий, от владения собственностью);
  5) воздержание от всех привязанностей к миру (это доведенный до абсурда физический и духовный аскетизм, требовавший применения разнообразных способов умерщвления плоти, сводившихся к длительному голоданию, испытанию жарой, обету молчания и т.д.).
  Высшим членом джайнистской общины считался тот, кто принцип аскетизма доводил до крайности. Завершенной формой аскетизма в джайнизме является добровольная голодная смерть, которой достойны немногие.
  Учение джайнизма эгоистично и индивидуалистично, поскольку джайнист заботится только о своем личном спасении и преисполнен презрения к миру. Сейчас джайнизм представляет собой замкнутую религиозную секту.
  Этические воззрения Древнего Китая. Период с VI по III вв. до н.э. является временем расцвета этико-философского знания в Древнем Китае, совпавшим с временем правления династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.). Характерными чертами периода, в рамках которого происходит становление и развитие философского знания, являются:
 * подрыв власти жречества, тормозившего в период правления династии Инь (XVI-XI вв. до н.э.) развитие естествознания;
 * гражданские войны (между семью областями Китая), способствовавшие разрушению старых обычаев и вызвавшие потребность в формировании новых ценностных ориентаций.
  На содержание философских учений Древнего Китая оказали влияние следующие особенности его духовного и социально-политического развития:
  * существование административной политической системы и необходимость ее рационального устройства способствовали политизации древнекитайской философской мысли (философия была подчинена политической практике);
  * ритуализм как одна из характерных черт духовного развития древнекитайского общества оказал заметное влияние на этические воззрения этой страны;
  * возрождение культа предков, существование практики гадания способствовали появлению "Книги Перемен" ("И-цзин"), тексты которой способствовали формированию понятийного аппарата древнекитайской философии.
  Период правления династии Чжоу является "золотым веком" китайской философии, в рамках которого возникло большое количество школ. Наиболее значимыми среди них являются: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, номинализм, натурфилософия.
  Конфуцианство - древнекитайская философская школа, основателем которой является Кун Фу-цзы (551-479 гг. до н.э.). Главный источник сведений об учении Конфуция (европеизированный вариант произношения его имени) - книга "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"), записанная его учениками.
  Основным понятием его учения является понятие "дао", заимствованное из "Книги Перемен" и содержащее в себе смысложизненную ориентацию человека, для постижения которой Конфуций пользовался понятиями "жэнь", "сяо" и "ли". Следование принципам поведения, заложенным в этих понятиях, помогает человеку соответствовать "дао" как "правильному жизненному пути".
  "Жэнь" (в пер. гуманность, человеколюбие) - нравственный принцип поведения, определяющий отношения между людьми в обществе и семье. Соответствие "жэнь" - это руководствование в своей жизни "золотым правилом" нравственности: "Не делай другим того, чего не желаешь себе".
  "Ли" - принцип нравственного поведения, являющийся проявлением человеколюбия и требующий непременного сдерживания себя с помощью правил этикета (ритуала, церемоний). Этот принцип помогал реализовывать рангово-иерархические различия между людьми и способствовал "установлению порядка в стране", т.к. требовал строгого подчинения вышестоящим на социальной лестнице.
  "Сяо" - своеобразный культ сыновней почтительности, являющийся одним из проявлений принципа "ли" и достаточно эффективным методом управления страной: принцип "сяо" требовал оказания сыновней почтительности и императору, являющемуся отцом всех подданных.
  В учении Конфуция содержится концепция нравственного идеала ("цзюнцзы") - "благородного мужа", человека, благодаря учению постигшего "дао" и выработавшего в себе необходимые нравственные качества: жэнь, сяо и ли.
  Конфуций в своем учении проповедует идею нравственной и интеллектуальной иерархии, утверждая, что уровень интеллекта (самым высоким обладают "верхи") определяет и степень моральности человека: чем выше его социальный статус, тем большими достоинствами он обладает, и степень совершенства определяется его принадлежностью к определенному сословию. Поэтому основой учения Конфуция является учение о выпрямлении имен ("чжэн мин"), согласно которому имя, слово должно соответствовать сущности вещи, следовательно и титул человека должен соответствовать его положению в обществе. В 136 г. до н.э. император У-ди провозгласил конфуцианство официальной идеологией, используя его для оправдания авторитарной власти императора.
  Даосизм - философское учение, по сути являющееся антиподом конфуцианства. Создателем даосизма считается полулегендарная личность по имени Лао-цзы (в пер. "старый ребенок"). Главным источником знаний даосов является книга "Дао дэ дзинь" ("Книга о дао и дэ"), основным понятием которой выступает понятие "дао" как первооснова бытия, как универсальный естественный закон мироздания. "Дао" первично по отношению к человеку, поэтому он должен вести жизнь, соответствующую этому природному закону.
  Основным принципом поведения даосов провозглашается принцип "у-вэй" ("недеяние"), призывающий человека отказаться от активной деятельности, направленной против "естественности", против изменения природного порядка, диктующего человеку совершенствовать "дао" внутри себя, стремясь к бескорыстию, умению довольствоваться малым и т.д.
  Нравственный идеал даосизма - "шэньжэнь" (в пер. совершенномудрый), обладающий высшим "дэ" (степень приобщенности к дао), обозначающим меру истинной добродетельности человека и призывающим к отказу от формальной регламентации его поведения. Общественным идеалом даосизма является родоплеменная организация, в рамках которой господствует истинная мораль, призывающая к простым отношениям между людьми.
  Нравственное содержание мусульманского вероучения. Ислам - религиозно-нравственное учение, основателем которого является Мухаммед (род. в 570 г. в г. Мекка). Проповеди Мухаммеда составили Коран (араб. "читать") - священную книгу мусульман, являющуюся их духовным и поведенческим каноном. Основной идеей Корана является идея единого Бога - Аллаха ("ислам" в пер. означает "покорность воле Аллаха").
  Согласно легенде, описанной в Коране, единый бог Аллах избрал Мухаммеда своим посланником на земле, заселенной разрозненными арабскими племенами с целью их объединения и прекращения междуусобных войн. Путем мирных проповедей и военных походов Мухаммеду удалось сплотить арабские племена в единый народ и привести их к единой вере. Это помогло преодолеть родоплеменные различия и отменить кровную месть как способ улаживания споров между родами. Аллах и Мухаммед провозглашались высшей инстанцией, способной обеспечить справедливость отношений между мусульманами, используя тексты Корана (последняя религиозная истина).
  Выступая в качестве синтеза иудаизма и христианства (с их опытом Мухаммед познакомился в торговых поездках), прославлявших идею единого Бога (единой истины), в качестве главного ислам провозглашает догмат о всемогуществе единственного бога - Аллаха, рядом с которым нельзя ставить других богов (это положение является принципиальным для ислама и направленным, прежде всего, против языческого политеизма и христианской идеи Богочеловека).
  Этический подтекст идеи единого Бога состоит в указании достаточно скромного места человека в мире, а также в его обязанности должным образом вести себя по отношению к другим людям. Единство Бога с точки зрения ислама является гарантией гармоничных отношений между людьми, преодолевающих их социо-природные, территориальные, языковые и другие различия. Вера в единого Бога - это знание того, чего он хочет, и поведение, соответствующее требованиям Аллаха, сводящимся к пяти основным обязанностям верующего мусульманина ("пять столпов ислама"):
  * совершение молитвы (пять раз в сутки в любом месте; пятница - день всеобщей молитвы в главной мечети города);
  * соблюдение поста (воздержание от пищи, питья, табака, половых отношений, развлечений в светлое время суток в девятый по счету месяц мусульманского года - Рамадан, месяц, в который Мухаммеду было ниспослано божье откровение);
  * обязательная милостыня ("закат" от древнеевр. "закут" - добродетель), которая осуществляется в виде регулярного, пропорционального доходу взноса, который каждый взрослый дееспособный мусульманин вносит в общину для малоимущих;
  * совершение хаджа (паломничество в Мекку к основному святилищу мусульман - Каабе, если на то есть материальные и физические возможности);
  * джихад (в пер. с араб. "усердие") - полная отдача мусульманином своих сил, возможностей и даже жизни во имя торжества свободы и справедливости. В духовном смысле джихад означает постоянное выступление против зла во всех его проявлениях.
  Своеобразие этики Корана. Специальная этическая доктрина в Коране не разработана, не систематизирована в виде определенного кодекса, не сведена к совокупности общих принципов. Нравственные нормы ислама в теоретической части совпадают с теологией и представлены в виде религиозного ритуала, в нормативной части сливаются с нормами права и обычая.
  Являясь одновременно религиозным, правовым и нравственным кодексом, Коран представляет собой детализированную программу существования верующего мусульманина, в текстах которого можно найти ответы на все вопросы частной и общественной жизни (Коран не наставляет на путь веры, а учит тому, как правильно ее воплотить). Мусульманская этика - это этика конкретных норм, а не общих принципов (в отличие от христианской).
  Мусульманская этика отказывает человеку в богоподобии, поскольку понимает ограниченность его возможностей (она более реалистична, хотя и менее возвышенна).
 
 
  ТЕМА 4. Становление этического знания в античной культуре
 
  Особенности древнегреческой цивилизации и специфика этико-философской мысли. Особенности социального и духовного развития древнегреческого общества обусловили возникновение в нем этико-философского знания со специфическими чертами:
  * господство рабовладельческого способа производства (при котором могут раздельно существовать физический и духовный труд) способствовало развитию этико-философского знания, характерной особенностью которого являлась созерцательность (противопоставление философских размышлений практической деятельности);
  * полисная система политического устройства (полис - это город-государство, управляемый законом, принятым всеми его членами) способствовала формированию доверительного отношения к обществу, устройство которого считалось разумным, что сказалось на рациональном характере этико-философского знания.
  В истории развития античной философии выделяют три периода: ранний, период расцвета (классический), период кризиса античного общества (эпоха эллинизма). Появление этической проблематики в рамках философии относится к V в. до н.э. (период античной классики) и связано с учением софистов (Горгий, Протагор и др.).
  Софисты и их учение о нравственности. Софисты (греч. учителя мудрости) появились в Древней Греции в период господства рабовладельческой демократии, в рамках существования которой возникла необходимость в людях, владеющих искусством слова, умением вести диалектический спор и обладающих всевозможными знаниями. В центре их внимания был человек, его психология. Признавая мир текучим, изменчивым и противоречивым, софисты не верили в существование объективной истины и объявляли человека "мерой всех вещей". Софисты - основатели субъективного идеализма в философии, в области нравственности проявляющегося в провозглашении относительности моральных норм и оценок, в отрицании морали как безусловного и общезначимого явления. Скепсис софистов усилил интерес к нравственной проблематике и явился своеобразным толчком в появлении учения Сократа.
  Этика Сократа. Сократ (469-399 гг. до н.э.) - выходец из среды софистов, у которых он научился искусству ведения диалектического спора, диалога. Сократ критически относился к субъективному идеализму софистов в области морали, утверждая существование объективных знаний о нравственности, могущих выступить в качестве высшего судьи в оценке человеческих поступков. Эти знания содержатся в системе нравственных понятий (добро, справедливость и т.д.), истинность которых можно постичь в ходе диалектического спора (беседы), цель которого - выявление объективного знания (понятия), основанного на строгом определении предмета. Проверенное на истинность знание становится убеждением и служит руководством в совершении человеческих поступков. Добродетельное бытие является условием человеческого счастья, достижение которого составляет смысл жизни человека и высшее благо. Поэтому задача этики - помочь человеку стать моральным.
  Основой добродетельности выступает знание, поэтому нравственность, по Сократу, - это удел интеллектуалов. Источником морали он считает знание о ней. Несмотря на этический рационализм Сократа, в его учении содержится глубокая идея: моральные понятия только тогда имеют регулятивное значение, когда осознаны человеком как истинные.
  Сократ видел, что реальный человеческий мир не может быть обиталищем истины и добра, поэтому всеобщую моральную истину он перенес в чувственно непостижимый мир - мир "вечных понятий". Эта идея Сократа была подхвачена Платоном.
  Этика Платона. Платон (427-347 гг. до н.э.) - ученик Сократа. Он продолжил работу своего учителя по исследованию понятий, результатом которой явилось разделение мира на две сферы: 1) мир чувственных вещей (мир теней) и 2) мир идей (мир понятий) - сфера бестелесных нечувственных форм, являющихся подлинной сущностью чувственных вещей, постигаемых умом. Каждому классу предметов чувственного мира в бестелесном мире соответствует некоторый "вид" или "идея" (истинное бытие вещи). Чувственные вещи представляют собой несовершенные копии идей.
  В области нравственной жизни человека "мир идей" - это идеальный мир нравственного существования, это подлинный мир, где "живет правда", описать который можно только с помощью моральных понятий (справедливость, мудрость и т.д.), это некий образец нравственного существования для смертных несовершенных вещей. Главной познавательной и нравственной задачей человека (смыслом его существования) является постижение совершенства мира идей, восхождение к нему, на вершине которого может оказаться только мудрец, которому удалось выйти за пределы чувственной жизни.
  Учение Платона можно разделить на:
 * индивидуальную этику;
 * социальную этику (учение о государстве).
  Индивидуальная этика представляет собой учение о нравственном совершенствовании человека, связанном с гармонизацией его души и постижением вечных истин. Социальная этика (содержится в утопическом трактате "Государство") сводится к описанию идеального государственного устройства, предполагающего наличие в нем трех основных сословий:
 * правители-философы (главное качество - мудрость), которые наделены даром заглядывать в "мир идей", поэтому им дано право управлять государством;
 * воины (главное качество - мужество);
 * земледельцы и ремесленники (главное качество - умеренность).
  Высшей добродетелью является справедливость, которая сводится к подчинению законам, поддерживающим в обществе жесткую политическую и нравственную иерархию, являющуюся залогом социальной гармонии. Интересы отдельной личности должны приноситься в жертву социальной гармонии (отсутствует личная собственность, семья и т.д.). Каждый член платоновского государства должен жить ради общих интересов, не имея права на личное счастье. В учении Платона выражено господство всеобщего над индивидуальным.
  Государство Платона - образ идеального тоталитарного государства. Однако социальная этика философа содержит гениальную идею: содержание индивидуальной жизни должно быть социально значимым. Именно эту идею осмыслил и развил его ученик Аристотель.
  Этика Аристотеля. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - основатель этики как науки. Он дал имя этой науке, написал первый этический труд "Этика к Никомаху", систематизировал этические категории, выделил теоретический и практический аспекты этики, сформулировал ее главные проблемы.
  Этика, по мнению Аристотеля, является практической наукой о нравственности, цель которой - научить человека, как стать нравственным, т.к. добродетельное существование - главная цель жизни и условие счастья. Этика должна решить вопрос о возможности воспитания людей в государстве, условием существования которого должно быть гармоничное взаимодействие между интересами отдельной личности и интересами общества. Для этого человек должен научиться разумно ограничивать свои эгоистические потребности, ориентируясь на общественное благо, а государство, в свою очередь, должно содействовать процветанию своих граждан с помощью справедливых и разумных законов.
  В этической системе Аристотеля можно выделить следующие (наиболее значимые) разделы:
  * учение о счастье. Счастье - это особое состояние удовлетворенности, получаемое от добродетельной жизни. Условия счастья: нравственное совершенствование, интеллектуальное совершенствование, здоровье, наличие материальных благ, активная жизненная позиция, дружба;
  * учение о добродетели. Аристотель отрицал врожденный характер добродетелей и поставил проблему нравственного воспитания. Добродетель сводится к разумному ограничению и управлению страстями, которые даны человеку от природы (гнев, страх, склонность к неумеренным удовольствиям и т.д.), разумное отношение к которым ведет к мудрости, мужеству, умеренности и т.д. В учении о добродетели Аристотель предложил конкретный подход к определению меры добродетели (учение о "золотой середине"), утверждая, что добродетель представляет собой середину между двумя крайностями (например, мужество - это середина между трусостью и безумной отвагой и т.д.). Главной из добродетелей Аристотель считал справедливость (все, что соответствует законам), выделяя распределяющую и уравнивающую. Распределяющая справедливость находит свое выражение в политике и велит делить блага сообразно достоинству людей, уравнивающая (свойственна экономике) проявляется в обменных отношениях, в которые вступают люди на равных основаниях;
  * учение о дружбе. Учение о дружбе - первый шаг к проблеме общения. Аристотель подчеркивал нравственную ценность дружбы, ее связь с добродетелью и предложил классификацию ее различных видов: дружба ради наслаждения, дружба ради пользы, дружба ради добродетели.
  Заслуги Аристотеля в области этики:
  1) дал систематизацию этических категорий;
  2) связал поиски блага с деятельностью человека, т.е. не отрывал мораль от человеческой практики;
  3) показал, что добродетели - приобретенные качества, и поставил вопрос о нравственном воспитании.

<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу