<< Пред. стр. 3 (из 4) След. >>
Литература:1. Библер В.С. Нравственность, культура, современность. М., 1990.
2. Бондаренко Ю.А. У истоков современной морали. М., 1991.
3. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Саратов, 1981.
4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
5. Гусейнов А.А. Введение в этику. М., 1985.
6. Киссель М.А. Историческое сознание и нравственность. М.,1986.
7. Кобляков В.П. Этические аспекты глобальных проблем современности. М., 1998.
8. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1982.
ЗАНЯТИЕ 2.
Тема 3. Становление этико-философского мировоззрения
в древневосточных культурах
1. Этические воззрения Древней Индии (йога, веданта, буддизм, джайнизм).
2. Этика Древнего Китая (конфуцианство и даосизм).
3. Нравственное содержание мусульманского вероучения.
Литература:
1. Васильев Л.С. История религии Востока. М., 1988.
2. Иванов В.Г. История этики древнего мира. СПб., 1997.
3. Максуд Р. Ислам. М., 2001.
4. Ольденбург С.Ф. Культура Индии. М., 1991.
5. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.
6. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. М., 1978.
7. Чаттерджи С., Датта Я. Введение в индийскую философию. М., 1955.
ЗАНЯТИЕ 3.
Тема 4. Становление этического знания в античной культуре
1. Особенности развития античной цивилизации и содержание этического знания.
2. Этические учения периода античной классики (Сократ, Платон, Аристотель).
3. Этическая рефлексия периода поздней античности (эпикуреизм, стоицизм).
Литература:
1. Гусейнов А.А. Введение в этику. М., 1985.
2. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М., 1974.
3. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.
4. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.,1995.
5. Иванов В.Г. История этики древнего мира. СПб., 1997.
ЗАНЯТИЕ 4.
Тема 7. Развитие этической мысли в XIX-XX веках
1. Иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
2. Проблема человека и его свободы в этике экзистенциализма.
3. Этика утилитаризма.
4. Основы марксистской этики.
5. Универсалистская этика: этика ненасилия, этика "благоговения перед жизнью", "Живая этика".
Литература:
1. Современная западная философия морали. Мн.,1991.
2. Учение живой этики. Община. М., 1994.
3. Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. Мн., 1997.
4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.,1996.
5. Камю А. Бунтующий человек. М.,1990.
6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
7. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.
ЗАНЯТИЕ 5.
Тема 8. Основные проблемы теории морали
1. Сущность и специфика моральной регуляции.
2. Структура морали.
3. Функции морали.
Литература:
1. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М., 1974.
2. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.,1974.
3. Николаичев Б.О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. М., 1997.
4. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М., 1989.
6. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. М., 1974.
7. Шимановский Д.С. Моральное самосознание личности. М., 1986.
ЗАНЯТИЕ 6.
Тема 9. Высшие моральные ценности
1. Ценности и моральные ценности. Структура ценностного отношения.
2. Добро как положительная нравственная ценность.
3. Свобода как высшая нравственная ценность. Условия реализации нравственной свободы.
4. Моральный выбор.
Литература:
1. Моральные ценности и личность. М., 1994.
2. Фетисов В.П. Добро и зло. Воронеж, 1982.
4. Нешев К. Этика счастья. М., 1982.
5. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал. Справедливость. Счастье. М., 1989.
6. Моральный выбор. М., 1980.
ЗАНЯТИЕ 7.
Тема 9. Высшие моральные ценности
1. Нравственный конфликт и пути выхода из него.
2. Моральная оценка.
3. Смысл жизни как высшая нравственная ценность.
4. Счастье как высшая нравственная ценность.
Литература:
1. Фетисов В.П. Добро и зло. Воронеж,1982.
2. Смысл жизни. М., 1994.
3. Сабиров В.ш. Этический анализ проблемы жизни и смерти. М., 1987.
4. Нешев К. Этика счастья. М., 1982.
5. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал. Справедливость. Счастье. М., 1989.
ЗАНЯТИЕ 8.
Тема 10. Проблемы прикладной этики
1. Нравственные аспекты проблемы смертной казни.
2. Проблемы современной биоэтики (эвтаназия, клонирование и т.д.).
3. Нравственный аспект экологической проблемы.
Литература:
1. Смертная казнь: за и против. М., 1998.
2. Введение в биоэтику. М., 1998.
3. Этическая мысль. М., 1990.
4. Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики. М., 1992.
5. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1992.
6. Проблемы биоэтики. М., 1993.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ "ЭТИКА"
Раздел "История этических учений"
1. Особенности генезиса философско-этического мировоззрения в восточном и западном регионах древней цивилизации.
2. Сократ и его размышления о морали.
3. Индивидуальная и социальная этика Платона.
4. Учение Аристотеля о добродетелях.
5. Эпикур и его учение о счастье.
6. Представление о счастье в мировоззрении стоика.
7. Нравственная проблематика в учениях духовной оппозиции в эпоху Средневековья (П. Абеляр).
8. Эвдемонизм Фомы Аквинского.
9. Учение М. Монтеня о дружбе.
10. Рационализм и утилитаризм этической теории Б. Спинозы.
11. Концепция "разумного эгоизма" в этических воззрениях французских материалистов XVIII века.
12. Ригоризм И. Канта.
13. Этические идеи А. Шопенгауэра.
14. Моральный императив "сверхчеловека" Ф. Ницше.
15. Проблема человека и его свободы в этике экзистенциализма.
16. Проблема человека в религиозной этике (неотомизм, неопротестантизм).
17. Проблема цели и средств деятельности в прагматизме.
18. Гуманистическая этика Э. Фромма.
19. Этическая проблематика в философии К. Маркса.
20. Этика самосовершенствования Л.Н. Толстого.
21. Ислам и его нравственное содержание.
Литература:
1. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.
2. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.
3. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. СПб., 1998.
4. Иванов В.Г. История этики Средних веков. Л., 1984.
5. Монтень М. Опыты. М., 1980.
6. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М., 1992.
7. Галевич Д. Жизнь Фридриха Ницше. Ростов-на-Дону, 1998.
8. Соина О.С. Этика самосовершенствования: Л. Толстой, Ф. Достоевский, Вл. Соловьев. М., 1990.
9. Современная западная философия морали. Мн., 1991.
10. Очерки истории этической мысли. М., 1976.
11. Этика Канта и современность. Рига, 1989.
12. Соколов Е.В. Спиноза. М., 1973.
13. Майоров Г.Г. Этика в Средние века. М., 1986.
14. Максуд Р. Ислам. М., 2001.
Раздел "Основные проблемы теории морали"
1. Проблема специфики морали.
2. Проблема свободы в этике.
3. Религия и нравственность.
4. Мораль и право.
5. Буддизм, христианство и ислам о смысле человеческого существования.
6. Проблема смысла жизни как предмет этического исследования.
7. Мораль в системе культуры.
8. Счастье: этический анализ.
9. Проблема ценностей в этике.
10. Этикет как внешнее проявление нравственной культуры.
11. Специфика исторического изменения морали. Проблема нравственного прогресса.
12. Нравственные аспекты смертной казни.
13. Нравственные проблемы эвтаназии.
14. Нравственные аспекты экологической проблемы.
Литература:
1. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990.
2. Бондаренко Ю.А. У истоков современной морали. М., 1991.
3. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1988.
4. Мень А. Тайна жизни и смерти. М., 1992.
5. Моральные ценности и личность. М., 1994.
6. Нешев К. Этика счастья. М., 1982.
7. Смысл жизни: опыт философского исследования. М., 1992.
8. Что такое мораль? М., 1988.
9. Основы этикета и искусство общения. СПб., 1993.
10. Против смертной казни. М., 1992.
11. Смертная казнь: за и против. М., 1988.
12. Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики: проблемы и перспективы. М., 1992.
13. Введение в биоэтику: Учебное пособие. М., 1999.
14. Проблемы биоэтики. М., 1993.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО КУРСУ "ЭТИКА"
1. Соотношение понятий "этика", "мораль", "нравственность".
2. Предмет, задачи, особенности этики как науки.
3. Происхождение морали как научная проблема.
4. Нравы и обычаи родового строя. Обычай и моральное требование, общее и различное в них.
5. Нравственное содержание христианского вероучения (христианское обоснование морали).
6. Сословно-корпоративная мораль Средневековья и ее основные черты.
7. Основные принципы буржуазной морали. Этика протестантизма.
8. Мораль и нравственный прогресс.
9. Нравственные проблемы современности.
10. Этические воззрения Древней Индии (буддизм, джайнизм, йога, веданта).
11. Этические учения Древнего Китая (конфуцианство, даосизм).
12. Нравственное содержание ислама.
13. Этика античной классики (Сократ, Платон, Аристотель).
14. Эпикуреизм и стоицизм.
15. Этическая рефлексия периода Средневековья (Августин Блаженный).
16. Этические воззрения Нового времени (М. Монтень, Б. Спиноза, французские материалисты XVIII в.).
17. Моральная философия И. Канта.
18. Классификация основных направлений этической мысли в XIX-XX вв.
19. Иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
20. Проблема человека и его свободы в этике экзистенциализма.
21. Этика утилитаризма (Д. Бентам, Д. Милль) и прагматизма (Ч. Пирс, Д. Дьюи).
22. Марксистская этика.
23. Этические искания в русской философии конца XIX - начала XX века (Л. Толстой, Ф. Достоевский, Вл. Соловьев).
24. Классификация этических учений.
25. Сущность и специфика моральной регуляции.
26. Структура и функции морали.
27. Ценности и моральные ценности. Структура ценностного отношения.
28. Смысл жизни и счастье как высшие моральные ценности.
29. Понятие нравственной свободы и нравственной необходимости. Условия реализации нравственной свободы.
30. Моральный выбор как условие реализации нравственной свободы.
31. Нравственный конфликт и пути выхода из него.
32. Моральный поступок и его оценка.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ
ПО КУРСУ "ЭТИКА"
Абсолютизм (этический) - (лат. absolutus - безусловный) - методологический принцип истолкования морали, признающий извечный, неизменный, вневременной характер моральных представлений, принципов, понятий и противопоставляющий их изменчивому миру реальных человеческих отношений.
Альтруизм (лат. аlter - другой) - нравственный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение другим людям, готовность жертвовать личными интересами во имя блага других.
Аморализм (греч. a - отрицание и лат. мoralis - нравственный) - нравственный принцип, обосновывающий отрицательное отношение к общечеловеческим нормам морали, сознательный отказ от выполнения нравственных законов.
Апатия (греч. apatheia - бесстрастие) - состояние бесстрастия, душевной невозмутимости, покоя, безразличия ко всему внешнему. Состояние, при котором чувства не мешают деятельности разума
Аскетизм (греч. askeo - упражняться) - нравственный принцип, предписывающий человеку предельное воздержание от удовлетворения своих потребностей, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений.
Брахман - понятие древнеиндийской философии, служащее для обозначения абсолютного закона мироздания, первоосновы всего сущего, высшего принципа, лежащего в основе мира, частью которого является человек.
Выбор (моральный) - акт духовной деятельности человека, совершающийся в ситуации с одинаковой возможностью предпочтения того или иного решения и завершающийся свободным выбором поступка, результатом которого является добро (или наименьшее зло).
Гедонизм (греч. hedone - наслаждение) - способ обоснования морали, который все ее содержание сводит к получению наслаждения, стремлению к земным радостям и избежанию страданий. Эта цель является основным движущим началом в человеке, заложенным в него природой (Демокрит, Эпикур, Гоббс, Спиноза и др.).
Гуманизм (лат. humanus - человечный) - мировоззренческий принцип, призывающий к уважению достоинства человеческой личности, ее прав, отношению к человеку как высшей ценности, проявлению заботы о его благе и созданию благоприятных условий для его существования.
Дао - понятие древнекитайской философии, в переводе означающее "правильный путь" и употребляемое для обозначения закономерностей развития мира, природы, правильного жизненного пути человека.
Даосизм - учение древнекитайской философии, основоположником которого считается Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.), ориентировавшее человека на соответствие своей жизни естественному закону мироздания ("дао"), что предполагает отказ от формальной регламентации, от мудрствования, красноречия и др., всего, что противоречит естественной организации жизни. В социальном плане даосизм призывал вернуться к родоплеменной организации, основанной на простоте человеческих отношений, равенстве и "естественной" нравственности, идущей изнутри.
Джайнизм - неортодоксальное (т.е. не основанное на авторитете Вед) учение древнеиндийской философии, основателем которого является мудрец Махавира (или Джина). Джайнизм признает мир несотворенным, вечно существующим в непрерывном процессе изменений. Утверждая, что все существа мира (в том числе и человек) состоят из души и материи, различаясь между собой лишь количественным их соотношением, джайнисты целью человеческого существования считают "освобождение" души от материального мира (от собственного тела), зависимость от которого является источником человеческих страданий. Основой джайнистской этики является: вера в истину, правильное познание мира, следование правильному поведению ("пять великих обетов"), которое сводится к непричинению зла живому, воздержанию от лжи, воровства, отказу от духовных и физических удовольствий, от всех привязанностей к миру (аскетизм).
Добро - важнейшее императивно-оценочное понятие морали и категория этики, в широком смысле обозначающее положительную ценность, на основе которой взаимоотношения между людьми строятся на принципах взаимного уважения, солидарности, бескорыстия, позволяющие человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства. Понятие добра часто отождествляется с понятием благо.
Долг - моральное понятие, выражающееся в поведении, связанном с добровольным, сознательным и свободным подчинением человека требованиям нравственной необходимости, имеющей отношение ко всем людям и превращенной в личный императив конкретного индивида, сформулированный применительно к ситуации. Долг человека - следовать по пути добродетели, делать добро людям, не допускать порочных поступков, действуя по доброй воле, сознательно, без принуждения. Выполняя долг, человек выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей, необходимость выполнения которых он осознает в полной мере.
Достоинство - моральная категория, отражающая значимость человека как личности, представляющей особую ценность и основанная на отношении к человеку как существу, наделенному особым положением в мире и имеющему право на уважение со стороны других, на самоуважение и самоутверждение.
Дух (лат. spiritus - дуновение, дыхание) - философское понятие, означающее невещественное (идеальное), начало в мироздании, человеке. Применительно к человеку дух - это нечто высшее, выходящее за пределы его телесного существования, сфера ценностей неутилитарного характера, идеалов, которая является результатом освобождения человека от непосредственных потребностей и рутины повседневности. В сфере духа у человека формируются принципы, которые управляют его поступками, его жизнью, поднимая человека над собой. На духовном уровне человек пытается отыскать устойчивые основания своего бытия.
Душа (лат. anima) - понятие, отражающее один из уровней человеческого бытия, именуемый душевной жизнью, сфера непосредственных переживаний, впечатлений, мыслей, чувств, которая носит более подвижный характер и в большей степени связана с телесным началом в человеке, чем духовная жизнь. Термин "душа" часто употребляется в качестве синонима термина "психика".
Идеал (нравственный) (греч. idea - вид, образ, представление) - понятие морали, обозначающее некую конечную цель, к которой направлено нравственное развитие человечества либо образ нравственно совершенной личности, воплотившей в себе все наиболее высокие моральные качества. В действительности идеал невоплотим. В качестве персонифицированных моральных идеалов выступают полумифологические фигуры, представляющие нравственных учителей человечества - Будда, Сократ, Христос, Мухаммед и т.д.
Имманентный (лат. immanens - свойственный чему-либо) - философское понятие, обозначающее свойство (закономерность), внутренне присущее предмету, явлению, процессу.
Императивность (лат. imperativus - повелительный) - понятие, фиксирующее повелительный, предписательный характер нравственных требований.
Индивидуализм (лат. individuum - неделимый, особь) - мировоззренческая позиция человека, теоретической основой которой является признание автономии и абсолютных прав любой личности в обществе. В этическом плане это такой нравственный принцип поведения, который основывается на самоутверждении, самореализации, отстаивании собственной позиции и индивидуальности вопреки требованиям системы внешних общественных связей. Противоположен коллективизму.
Интериоризация (лат. interior - внутренний) - понятие, служащее для обозначения глубокого внутреннего усвоения человеком каких-либо внешних явлений и воздействий. В теории морали это понятие служит для объяснения процесса перехода внешней по отношению к человеку нравственной необходимости в область личностно значимого императива.
Иррационализм (лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) - философское направление, провозглашающее мир устроенным неразумно, лишенным закономерного развития и подчиняющимся, слепой, бессознательной воле. Способами познания мира иррационалисты объявляют интуицию, чувство, инстинкт и т.д. В этике - это принцип истолкования морали, который отрицает роль разума в ее исследовании и отдает предпочтение внерациональным формам ее постижения. Иррационализм отрицает существование объективных законов и общих принципов морали, объявляя мораль делом индивидуальной ответственности отдельного человека, которому предоставляется возможность в каждой отдельной жизненной ситуации осуществлять самостоятельно свой выбор поступка, неся за него индивидуальную ответственность, реализуя тем самым свою уникальную сущность.
Йога - древнеиндийское религиозно-нравственное учение, основанное на конкретном применении отдельных положений Вед, разработавшее уникальную систему психофизиологических упражнений с целью освобождения человека от привязанности к миру, ложных представлений о нем и достижения состояния нирваны с помощью восьмиступенчатой системы отделения души от тела.
Карма - понятие древнеиндийской философии, обозначающее закон воздаяния человеку за доброе и злое, механизм действия которого подробно описан в учении Веданты. Карма определяет судьбу человека в строгом соответствии с его поведением: каждое следующее рождение предопределено в предшествующей жизни.
Категорический императив - философский термин, служащий для обозначения высшего нравственного закона в теории морали И. Канта. Его содержание сводится к следующему: поступай так, чтобы правило, которому ты следуешь без внутреннего противоречия могло стать всеобщим законом. Это закон всеобщего долженствования, провозглашающий идею равенства всех в морали, свободы личности в ней и принцип безусловного достоинства любой личности.
Коллективизм (лат. collektivus - собирательный) - мировоззренческая позиция человека, теоретической основой которой является признание приоритета общественных интересов в противовес личным, ориентация на общественное благо. Коллективистская позиция способствует развитию отношений товарищества, взаимопомощи. Противоположен индивидуализму и является одним из основных принципов коммунистической теории морали.
Консеквенциальная этика (лат. consequentia - последствия) - этические теории, в которых моральная ценность поступка определяется только его практическими последствиями: пользой (утилитаризм), удовольствием (гедонизм), счастьем (эвдемонизм) и т.д., не взирая на мотивацию и руководство общими моральными принципами. Ее сторонники признают целесообразный характер морали и считают, что она служит удовлетворению каких-либо потребностей человека.
Конфликт нравственный - это наиболее сложный вариант морального выбора, когда сознание человека констатирует следующее противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы или принципа ведет к нарушению другой нормы, представляющей для человека не меньшую ценность.
Конфуцианство - одно из направлений древнекитайской философии, основателем которого является Конфуций (VI в. до н.э.). Исходным пунктом конфуцианства является концепция "небесного веления", в которой "Небо" выступает высшей духовной силой, управляющей природой, обществом и человеком. "Небо" наказывает грешников и вознаграждает праведников, жизнь которых соответствует космическому и нравственному закону "дао", определяя правильный жизненный путь человека. Постижение "дао" - результат постоянного стремления к нравственному совершенствованию путем обучения. Нравственный идеал конфуцианства - образ "благородного мужа" (цзюнь-цзы), жизнь которого соответствует принципу "жэнь" (гуманное отношение к людям), "сяо" (сыновняя почтительность по отношению к отцу), "ли" (соблюдение требований ритуала).
Ли - этикет (кит. - приличие, церемония, норма, ритуал) - основное понятие конфуцианской этики, обозначающее установленный порядок отношений между людьми, закрепляющий и сохраняющий рангово-иерархические различия между ними и нормы семейных отношений.
Майя (в пер. иллюзия, видимость) - понятие древнеиндийской философии, используемое для обозначения иллюзорности и мнимой реальности чувственно воспринимаемого материального мира, скрывающего от человека свою подлинную сущность. Для постижения сути бытия древнеиндийские философы предлагали человеку "отрешиться от майи" (т.е. приподняться над земным существованием).
Мораль (лат. moralis - нравственный) - предмет изучения этики, форма общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей. Моральные требования формируются в стихии массового сознания и принимают форму безличного долженствования, равным образом обращенного ко всем людям без исключения. Формируя свои требования к поведению универсально, мораль детально не регламентирует поведение человека (в отличие от обычая, права, правил этикета), предоставляя тем самым человеку право свободного выбора конкретного поступка, опираясь на понимание добра вообще. Не являясь формой внешнего принуждения по отношению к человеку, мораль требует свободного (добровольного) выполнения ее требований, следовательно регулятором морального поведения является индивидуальное сознание каждого человека.
Мотив (лат. moveo - двигаю) - осознанное поведение человека, результатом которого является действие, преследующее выполнение каких-либо целей (моральных или неморальных). Мотив является обоснованием и оправданием совершенного поступка, показывающего отношение человека к его результату.
Натурализм (в этике) (лат. natura - природа) - методологический принцип обоснования морали, согласно которому она не выводится из общественных законов бытия человека, а является результатом его природного биопсихического развития, продолжением его естественных потребностей. К натурализму в этике относится гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм и т.д.
Неопозитивизм (в этике) - одно из направлений современной теории морали, получившее распространение в середине XIX в., считающее невозможным обоснование моральных суждений с помощью фактических знаний и их проверку опытным путем (неверифицируемость) и исключающее тем самым претензию этики на научность. Н. исходит из того, что моральные суждения выражают лишь эмоции, склонности и желания говорящего и считает этическую теорию неспособной помочь людям в решении моральных проблем. Объявляя моральную позицию делом личного произвола каждого конкретного человека, Н. проповедует ненужность этики вообще и сводит задачи философии морали к изучению морального языка.
Неопротестантизм - религиозно-философское учение о боге и человеке, получившее распространение в Европе после первой мировой войны. В основе Н. лежит утверждение о злой и изначально греховной природе человека, препятствующей реализации нравственных заповедей Христа в земной жизни. Н. считает, что земное существование человека ("неподлинное бытие") ориентировано на преследование своекорыстных интересов, практического расчета, совершенствование техники и науки, подчинение природы. В нем нет места для подлинной христианской нравственности, ориентирующей людей на бескорыстие, любовь, всепрощение, воплощение которой возможно только в сфере человеческого сознания.
Неотомизм - направление религиозной философии, основывающее свои положения на учении Ф. Аквинского и признающее высшей реальностью вечный "божественный закон", который навсегда предопределяет содержание неизменных, абсолютных и рационально обоснованных христианских требований по отношению к человеку. Главной причиной всех бед и несчастий человека считает отступление человека от норм религиозной морали в земном существовании. Избавление от них возможно только путем подчинения собственной воли требованиям "божественного закона", абсолютная реализация которого возможна лишь в потустороннем мире. Н. является официциальной философской доктриной католической церкви.
Неофрейдизим (в этике) - направление в философии и психологии, возникшее в конце 30-х годов ХХ в. в результате неприятия его представителями теоретических положений фрейдизма, абсолютизирующего роль и значение бессознательного в формировании личности. Признавая социальное и культурное давление общества причиной внутриличностных моральных конфликтов индивида, неофрейдисты выдвинули программу новых форм "психо-духовных ориентаций" как более адекватную сущности человека, чем общественные законы и нормы поведения, препятствующие самореализации человека. Провозглашая добром свободу устанавливать законы и нормы своего поведения и одновременно требуя от человека ответственного отношения к его результатам, неофрейдисты объявляют злом всякую преграду на пути саморазвития личности, а пороком - безответственность человека по отношению к себе.
Нирвана (др. инд. - угасание) - одно из основных понятий древнеиндийской философии, обозначающее конечную цель нравственного совершенствования человека, особое состояние души, позволяющее освободиться от сильной зависимости от земного существования, достичь высшей степени внутренней свободы и испытать высшую степень духовной удовлетворенности бытием.
Норма моральная (лат. norma - правило, образец) - простейшая форма нравственных требований, выступающих в качестве образца и примера нормального поведения, итогом которого является максимальное соответствие интересов личности и общества. Могут выступать в виде запретов (не лги, не укради и т.д.) и предписаний (делай добро, будь ответственным и т.д.), формирующихся стихийно в массовом сознании общества и санкционируемых индивидуальным сознанием самого человека.
Нравы - нравственные отношения между людьми, существующие в рамках той или иной социальной общности, которые фиксируют определенную степень проявления добра и зла в поведении человека, часто не совпадающих с идеалами должного, и зависит от уровня нравственного сознания общества (общности).
Обычай - исторически сложившийся в рамках отдельного общества способ регуляции человеческого поведения, воспроизводящий формы поведения людей в определенных ситуациях (быт, семья, общественно-политическая деятельность, религиозная деятельность и т.д.). Возникновение и характер обычаев связан с особенностями исторического, социально-экономического развития, другими условиями жизни.
Ответственность - способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки, сознательно выполнять определенные требования, совершать правильный моральный выбор и т.д. Степень моральной ответственности зависит от социальных возможностей человека в конкретных условиях.
Оценка моральная - одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности, производимая с точки зрения соответствия их общим объективным требованиям нравственности.
Панэтизм - идея о первостепенной значимости этики в становлении и формировании философского мировоззрения, установка на приоритетное значение этической проблематики, сторонники которой пытались решить все социально-экономические проблемы общества на основе его нравственного совершенствования. П. признает моральный фактор в качестве главного в индивидуальном и общественном бытии и характерен для русской идеалистической философии.
Персонализм (лат. person - личность) - направление в религиозной этике ХХ в., отличительной чертой которого является признание человека первичной реальностью, высшей духовной ценностью, которая обладает творческим началом благодаря ее причастности к Богу. П. считает, что человек способен самостоятельно реализовать свою сущность, являющуюся уникальной и неповторимой у каждой личности, призывает к преодолению двух крайностей в жизни человека - эгоизма и коллективизма на основе самореализации, не нарушая всеобщей гармонии, что возможно благодаря активному диалогу с другими людьми, коммуникации.
Пограничная ситуация - одно из основных понятий экзистенциальной этики, относящееся к состоянию человека, находящегося на грани между жизнью и смертью, испытывающего страх и боязнь не найти свое предназначение в жизни (Хайдеггер), чувство глубокой вины перед кем-то (Ясперс), переживание бесполезности своего существования (Сартр). Она помогает человеку постичь суть и смысл его "подлинного бытия", уйти от эмпирического, иллюзорного мира ("неподлинного бытия"), сковывающего человека земными заботами, условностями в поведении, пустым общением и т.д.
Прагматизм (греч. pragma - действие, практика) - направление в философии ХХ в., получившее наибольшее распространение в США. Исходным принципом П. является принцип: добро есть то, что приносит пользу, удовлетворяет какую-либо потребность человека. Выступает против утверждения универсальности и абсолютности моральных ценностей, возможности рассмотрения и обоснования практических проблем с помощью теоретического знания. Основу морали в П. составляет достижение выгоды (цели) любой ценой и любыми средствами.
Рационализм (в этике) (лат. rationalis - разумный) - методологический принцип обоснования морали, согласно которому возможно построение всеобъемлющей дедуктивной системы нравственности, из общих положений которой возможно логическое выведение всех конкретных моральных требований применительно к конкретной ситуации. Р. принижает роль личности в выборе определенного морального решения и сводит мораль к совокупности прописных истин, содержащих в себе решение всех жизненных проблем.
Релятивизм (в этике) (лат. relativus - относительный) - способ интерпретации морали, основанный на провозглашении условности, относительности, изменчивости нравственных представлений и этических понятий.
Ригоризм (лат. rigor - строгость) - моральный принцип, требующий от человека строгого и неуклонного соблюдения нравственных норм, безусловного повиновения долгу даже вопреки целесообразности и его интересам. Сводя мораль к строгому выполнению определенных правил, Р. выхолащивает из нее все человеческое содержание, превращает ее в педантичное исполнение буквы закона (связан с аскетизмом и фанатизмом).
Сансара (в пер. перерождение) - одно из основных понятий древнеиндийской философии, содержащее в себе идею о бесконечной цепи перерождений, в которую вплетено все живое (и человек в т.ч.). Причиной вплетения в колесо сансары является несовершенство земного существования человека.
Свобода (нравственная) - высшая моральная ценность, категория этики, обозначающая способность человека самостоятельно, без внешнего принуждения, повинуясь собственному чувству долга совершать поступки, соответствующие требованиям морали. Она выступает как единство нравственной необходимости и субъективной добровольности поведения на ее основе. Степень нравственной свободы зависит от степени познания человеком требований нравственной необходимости.
Совесть - этическая категория, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, нести ответственность перед самим собой за содеянное, самостоятельно формулировать нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков через призму высших нравственных ценностей.
Справедливость - понятие морального сознания, характеризующее такой порядок человеческих отношений, который обеспечивает определенное соответствие между деянием человека и воздаянием за содеянное, его достоинством и общественным признанием, преступлением и наказанием и т.д., а также обеспечивает равные возможности для реализации человеческих прав и свобод и устанавливает равные их ограничения во имя общего блага.
Счастье - этическая категория, выражающая особое психологическое состояние, сложный комплекс переживаний человека, связанный с положительной оценкой своей жизни в целом.
Традиция (лат. traditio - передача) - разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.
Утилитаризм (лат. utilitas - польза) - этическая теория, в основе которой лежит принцип обретения счастья посредством удовлетворения частных интересов человека, сводящихся к получению материальной пользы, выгоды и признающая критерием нравственности поступка степень его полезности. Утилитаризм равнозначен узкому практицизму, утверждающему, что моральный выбор должен совершаться путем простого подсчета выгод и потерь, которые влекут за собой поступки.
Ценности (моральные) - формы проявления моральных отношений между людьми, характеризующиеся содержанием в себе признаков и свойств, представляющих особую значимость их для человека, служащих для удовлетворения его духовных потребностей и зафиксированные в понятиях (добро, справедливость, счастье, смысл жизни и т.д.).
Честность - моральная ценность, способствующая установлению порядка и гармонии в человеческих отношениях за счет правдивого, верного отношения человека к принятым обязательствам, к взятому на себя долгу, искренности, открытости мыслей, чувств, намерений перед другими людьми и перед самим собой.
Эвдемонизм (греч. eudaimonia - счастье) - способ обоснования морали, исходным принципом которого является достижение счастья, являющегося высшим критерием нравственности и основой моральных поступков. Реализация данного принципа способствует индивидуалистическому толкованию морали, причиной которого является различное представление о счастье (Демокрит, Аристотель, Ф.Аквинский и т.д.).
Эгоизм (лат. ego-я) - жизненный принцип и моральное качество, выражающееся в руководстве человеком в своем поведении только собственными интересами, не считаясь с интересами окружающих и являющееся одной из форм проявления индивидуализма.
Экзистенционализм (лат. existentia - существование) - направление иррационалистической философии, получившее свое наибольшее распространение в 30-40-е годы ХХ в. во Франции и Германии. Центральной проблемой экзистенциализма является проблема человеческого существования, связанная с состоянием одиночества, отчаяния, беспомощности и страха и оказание помощи человеку в его преодолении, в обретении своего "Я" и нахождении смысла жизни даже в самых трагических ситуациях. Моделью исследований экзистенциалистов является человек, помещенный в пограничную ситуацию, которая является единственным способом постижения человеком своей экзистенции ("подлинного бытия"), путь к которой лежит через преодоление затерянности во внешнем мире ("неподлинное бытие") к обретению своей уникальной сущности. Путь к экзистенции - это путь к свободе, которая позволяет человеку совершать свой выбор и нести за него индивидуальную ответственность.
Этика (греч. ethos - характер, нрав, обычай) - философская наука, предметом изучения которой является выявление происхождения и сущности морали, закономерностей ее исторического развития, анализ этических систем и профессиональной этики.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Схема 1
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ