<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  Тактическое управление перечисленными факторами ОТУП позволит найти резервы его повышения. Для осуществления стратегического управления факторами ОТУП необходимо прогнозировать их изменение в будущем.
  Прогнозирование ОТУП рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:
  1) прогнозирование параметров "выхода" системы конкурентоспособности товаров фирмы на срок, установленный в стратегии фирмы (эту работу выполняют отделы маркетинга и НИОКР);
  2) прогнозирование параметров "входа" системы (эту работу выполняют обеспечивающие службы фирмы);
  3) прогнозирование нормативных показателей факторов или частных показателей ОТУП, обеспечивающих соответствие параметров "процесса" (ОТУП) требованиям "входа" системы;
  4) оценка ОТУП по прогнозным нормативам;
  5) разработка и согласование мероприятий, обеспечивающих достижение в будущем повышения ОТУП до требуемого уровня;
  6) разработка и согласование организационных проектов по реализации инвестиционных проектов.
 
 
  Лекция 17
 
  Основные направления совершенствования
  функционирования цехов основного производства
 
  К цехам основного производства относят литейные и кузнечные, штамповочные (прессовые) и сварочные, раскройно-заготовительные, обрабатывающие (механические), термические, цехи металлических и неметаллических покрытий, пластмассовых и резинотехнических изделий, сборочные и испытательные.
  Основными направлениями совершенствования литейного производства являются:
  • повышение уровня специализации и концентрации производства однотипных отливок на основе унификации деталей и сборочных единиц на стадии их конструирования;
  • применение групповых методов изготовления отливок для повышения их серийности и эффективности;
  • применение технологических процессов, обеспечивающих минимальные отходы металла (машинное литье, литье в кокиль, литье под давлением и др.);
  • механизация и автоматизация литейного производства с целью снижения трудоемкости работ и повышения их качества;
  • анализ и применение современных методов менеджмента (научные подходы и принципы; сочетание методов принуждения, побуждения и убеждения; применение методов анализа, прогнозирования, оптимизации и др.);
  • анализ и соблюдение принципов рационализации структур и процессов.
  Основными направлениями совершенствования кузнечного производства являются:
  • повышение уровня специализации и концентрации производства однотипных поковок на основе унификации деталей и сборочных единиц на стадии их конструирования;
  • применение групповых методов изготовления поковок для повышения их серийности и эффективности;
  • применение технологических процессов, обеспечивающих минимальные отходы металла (порошковая металлургия, прокатка, выдавливание, комбинированные технологии);
  • механизация и автоматизация кузнечного производства;
  • анализ и применение принципов рационализации структур и процессов;
  • анализ и применение современных методов менеджмента.
  Основные направления совершенствования штамповочного (прессового) производства:
  • повышение уровня специализации и концентрации производства листовых штамповок на основе их унификации;
  • применение рациональных и высококачественных листовых заготовок (рулон, лента);
  • применение технологических процессов, обеспечивающих минимальные отходы;
  • совершенствование штамповой оснастки;
  • механизация и автоматизация листоштамповочного производства;
  • применение принципов рациональных структур и процессов;
  • повышение производственной культуры и повышение уровня безопасности выполнения штамповочных работ.
  Основными направлениями совершенствования работы механических цехов являются:
  • повышение уровня специализации и концентрации производства однотипных деталей на основе унификации изделий, сборочных единиц, деталей на стадии их конструирования;
  • применение групповых методов изготовления деталей;
  • применение безотходных малооперационных технологий;
  • механизация и автоматизация производства;
  • анализ и соблюдение принципов рационализации структур и процессов;
  • анализ и применение современных методов менеджмента.
  Основные направления совершенствования работы термических цехов:
  • применение прогрессивных технологических процессов, повышающих качество термообработки и снижающих расход ресурсов, в т. ч. индукционной и поверхностной закалки; химико-термической обработки;
  • механизация, автоматизация производства и улучшение условий труда;
  • применение современных видов оборудования для термической обработки.
  Основными направленими совершенствования работы сборочных цехов являются:
  • повышение уровня специализации и концентрации сборочных работ;
  • применение бригадной формы организации труда;
  • сокращение пригоночных работ за счет применения селективной сборки, основанной на предварительной сортировке (селекции) деталей на размерные группы и последующем соединении деталей определенной размерной группы;
  • повышение блочности конструкции изделия и взаимозаменяемости деталей (это в большей мере относится к конструкторам);
  • повышение уровня механизации и автоматизации сборочного процесса;
  • анализ и соблюдение принципов рационализации структур и процессов;
  • анализ и применение современных методов менеджмента.
 
 
  Лекция 18
 
  Управление материально-техническим снабжением и сбытом продукции в рыночных условиях
 
  Роль и значение материально-технического снабжения и сбыта в системе производственного менеджмента.
  Рациональная организация материально-технического снабжения и сбыта в значительной мере предопределяет на предприятии уровень использования средств производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение прибыли и рентабельности. Этим определяется роль и значение материально-технического снабжения и сбыта в системе производственного менеджмента.
  Снабжение производства необходимыми материальными ресурсами является начальным звеном производственного процесса, а сбыт готовой продукции - его завершением. Под материально-техническим снабжением предприятия понимается процесс обеспечения его всеми видами материально-технических ресурсов в требуемые сроки и в объемах, необходимых для нормального осуществления его производственно-хозяйственной деятельности. От организации снабжения, своевременности поступления материальных ресурсов в производство в необходимых ассортименте, количестве и должного качества в значительной мере зависят равномерный и ритмичный выпуск готовой продукции, ее качество и эффективность деятельности коллектива предприятия.
  Основной задачей предприятия по организации и управлению материально-техническим снабжением является своевременное, бесперебойное и комплектное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами для осуществления производственного процесса в точном соответствии с утвержденными плановыми заданиями. При этом сам процесс снабжения должен осуществляться при минимальных транспортно-складских расходах и наилучшем использовании материальных ресурсов в производстве.
  В практике работы предприятий различают две формы снабжения: транзитную и складскую. При транзитной форме снабжения предприятие получает сырье и материалы непосредственно от предприятий, их добывающих, облагораживающих или производящих. Применение этой формы экономически оправдано во всех случаях, когда потребное на данный промежуток времени количество сырья и материалов равно транзитной норме или больше ее. Складскую форму снабжения, при которой необходимые материальные ресурсы предприятие получает с баз и складов снабженческо-сбытовых организаций, экономически целесообразно использовать для материалов, потребляемых в небольших количествах.
  Хозяйственные связи предприятий с поставщиками материальных ресурсов организуются как непосредственно с предприятиями-поставщиками, так и с территориальными органами снабжения. В первом случае важнейшей задачей является развитие прямых длительных связей, под которыми понимается такая форма хозяйственных отношений, когда конкретные условия поставки, ассортимент, качество, сроки, взаимная материальная ответственность и другие вопросы согласовываются непосредственно на основе прямых договоров.
  Однако коммерческая деятельность предприятия не ограничивается лишь снабжением. Другой важной составной частью является сбыт готовой продукции. Любая продукция производится, в конечном счете, для потребления, поэтому она должна быть не только изготовлена, но и реализована, т. е. доведена до потребителя и оплачена последним. Этим и определяется роль и значение оперативно-сбытовой деятельности предприятий. Основная задача управления сбытом на предприятии заключается в обеспечении своевременного и наиболее полного выполнения плана по реализации продукции в соответствии с заключенными договорами. Поставка продукции потребителям должна быть своевременной, ритмичной, точно соответствовать по объему и ассортименту, отвечать действительным нуждам потребителей.
  Как известно, материально-техническое снабжение и сбыт в масштабе народного хозяйства представляют собой две стороны единого процесса товарного обращения средств производства. Поэтому некоторые виды хозяйственных договоров могут быть лишь условно отнесены к снабжению или сбыту. Они могут одновременно служить для одного хозяйственного органа правовой формой материально-технического обеспечения, для другого - формой сбыта, реализации продукции.
  Кроме этих форм снабжения, в настоящее время получили широкое распространение и другие формы и методы обеспечения предприятия материальными ресурсами: через товарно-сырьевые биржи; аукционы; конкурсы; спонсорство; оптовые закупки; регулярные закупки мелкими партиями; снабжение производства по запросам; собственное производство и др.
  Конкретную форму (метод) обеспечения материально-техническими ресурсами предприятие выбирает, исходя из особенностей ресурсов, продолжительности его получения, количества предложений, качества и цены, ресурса и других факторов. При определении формы обеспечения предприятия ресурсами следует изучать надежность поставщика и уровень конкурентоспособности выпускаемой им продукции.
  В отношениях с поставщиками надлежит соблюдать несколько основных принципов:
  1. Обращаться с поставщиками так же, как и с покупателями своей продукции.
  2. Не забывать демонстрировать на деле общность взаимных интересов.
  3. Знакомить поставщика со своими планами. Особенно быть в курсе его деловых операций.
  4. Учитывать в деловой практике интересы поставщика.
  5. Соблюдать принятые на себя обязательства.
  6. Стремиться к поддержанию стабильных деловых контактов с поставщиком.
  Управление материально-техническим снабжением производства.
  Снабжение предприятий сырьем, основными и вспомогательными материалами, другими видами материально-технических ресурсов осуществляется отделами материально-технического обеспечения.
  К функциям отдела материально-технического снабжения относятся:
  1. Планирование потребности предприятия в материально-технических ресурсах, необходимых для функционирования основных и вспомогательных производств, а также для эксплуатационного и капитального строительства.
  2. Составление заявок и спецификаций на потребные материально-технические ресурсы и представление их в отделы материально-технического снабжения и плановые отделы вышестоящих органов.
  3. Осуществление всей оперативной деятельности по реализации планов снабжения (заключение договоров, получение материальных ресурсов в соответствии с выделенными фондами и по договорам с поставщиками и др.).
  4. Приемка, размещение, хранение, подготовка к отпуску и отпуск материально-технических ресурсов цехам и службам предприятия.
  5. Установление совместно с планово-экономическим, техническим и финансовым отделами предприятия обоснованных дифференцированных норм запасов материально-технических ресурсов и доведение этих норм до работников складов; регулирование размеров запасов и контроль за их состоянием.
  6. Участие в разработке организационно-технических ресурсов, замене дефицитных сырья и материалов менее дефицитными.
  7. Организация контроля за расходованием материально-технических ресурсов цехами, службами по их назначению.
  8. Ведение оперативного учета поступлений материально-технических ресурсов на предприятие, их отпуска цехам и службам, состояния производственных запасов.
  Организационная структура отдела материально-технического снабжения зависит от типа производства, его масштабов, номенклатуры потребляемых сырья и материалов, степени кооперирования с поставщиками и форм снабжения предприятия средствами производства. На небольших предприятиях функции снабжения выполняют отдельные работники или группы в составе хозяйственного отдела предприятия. На средних и крупных предприятиях их выполняют отделы материально-технического снабжения.
  В производственном объединении на головном предприятии действует централизованная служба снабжения, централизуется также складское хозяйство; в филиалах создаются группы снабжения и подкомплектовочные склады для обеспечения цехов материалами.
  Организационное построение служб снабжения предприятий отличается большим разнообразием. В каждом конкретном случае оно варьируется в зависимости от размера и типа производства, объема и номенклатуры потребляемых материалов и изделий, уровня специализации и кооперирования, наличия транспортных путей и сети снабженческо-сбытовых баз в данном районе, территориального размещения предприятий и ряда других факторов.
  На большинстве предприятий служба снабжения предприятия представлена отделом (управлением) материально-технического снабжения. В его состав, как правило, входят: планово-экономическая группа (бюро); материальные группы, специализированные по видам материалов; диспетчерская группа (бюро); материальные склады (схема 2).
  Схема 2
  Заместитель директора
 по коммерческим вопросам Руководство отдела снабжения Планово-экономическая Материальные
 группы Диспетчерская
 группа Складское хозяйство Техническое бюро Специализированные склады по видам материалов и изделий
  Управление материально-техническим снабжением на предприятии возложено на заместителя директора. В его подчинении находится отдел материально-технического снабжения, который обеспечивает согласованность действий всех отделов, служащих и должностных лиц организации по решению следующих задач снабжения:
  1) анализ и определение потребности, расчет количества заказываемых ресурсов;
  2) определение методов и форм снабжения;
  3) выбор поставщиков материальных ресурсов;
  4) согласование цен на ресурсы и заключение договоров с поставщиком;
  5) организация контроля качества, количества и сроков поставок ресурсов;
  6) организация размещения ресурсов на складах предприятия.
  Анализ, определение потребности и расчеты количества заказываемых ресурсов.
  В процессе планирования материально-технического снабжения необходимо определить:
  1) какие виды материальных ресурсов необходимы для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
  2) количество материальных ресурсов, которое потребуется для выполнения производственной программы;
  3) затраты на материально-техническое снабжение;
  4) возможности организации производства некоторых материальных ресурсов (полуфабрикатов, деталей, комплектующих изделий и др.) на своем предприятии.
  5) выбор методов и форм снабжения.
  Снабжение зависит от сложности выпускаемой продукции, состава комплектующих изделий и материалов. Все перечисленные факторы имеют свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сберечь время и сократить затраты.
  Наиболее часто используемые методы и формы снабжения:
  Закупка товара (материальных ресурсов) одной партией. Предполагает поставку товаров одной партией за один раз (оптовые закупки на товарно-сырьевых биржах, конкурсах, аукционах, у поставщиков и др.). Преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.
  Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Основные преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия складских помещений и затрат на содержание излишних запасов. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества товара; необходимость оплаты всего количества товара.
  Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Используется для закупки дешевых и быстро используемых товаров. Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала; снижение затрат на складирование и хранение; своевременность поставок.
  Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товара, но характеризуется следующими особенностями:
  • количество товара строго не устанавливается, а определяется приблизительно;
  • поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;
  • оплачивается только поставленное количество товара;
  • по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые предположительно должны быть поставлены.
  Преимущества: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товаров; ускорение оборота капитала, минимум работы по оформлению документов.
  Выбор поставщика.
  Процедура получения и оценка предложений от потенциальных поставщиков может быть организована по-разному. Наиболее распространенными и эффективными видами являются следующие:
  Конкурентные торги (тендеры) - проводятся в случае, если предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие на большую денежную сумму по соображениям формирования долгосрочных связей между поставщиком и потребителем. Конкурентные торги выгодны как поставщику, так и потребителю.
  Письменные переговоры между поставщиком и потребителем; могут быть организованы двумя способами:
  1) инициатива вступления в переговоры исходит от поставщика товара;
  2) инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя.
  Независимо от выбираемого способа оценка предложений, поступивших к потенциальному потребителю, может вестись различными способами. Это может быть строго регламентированный процесс, как в случае конкурентных торгов, или более свободная процедура. Чаще всего основными критериями выбора поставщика являются: стоимость потребления товара или услуг; качество обслуживания.
  Стоимость потребления включает в себя цену товара или услуг и не имеющую точного и прямого денежного выражения прочную стоимость (изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности предприятия, перспективы роста и развития производства).
  Качество обслуживания включает качество товара или услуг и надежность обслуживания. Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему заказанными ресурсами в течение заданного промежутка времени. Надежность можно оценить через вероятность в удовлетворении заявки потребителя.
  Кроме основных критериев выбора поставщика существуют и прочие критерии, количество которых превышает 60. К ним относятся: удаленность поставщика от потребителя; сроки выполнения текущих и экстренных заказов; наличие у поставщика резервных мощностей; система управления качеством продукции у поставщика; психологический климат в трудовом коллективе поставщика; риск забастовок у поставщика; способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования; кредитоспособность и финансовое положие поставщика и т. д.
  Заключение договора с поставщиками.
  Осуществляется на основе стандартного бланка "Заказ на поставку", который должен включать: название документа; порядковый номер; название и адрес покупателя; ответственность и санкции за невыполнение заказа; дату, наименование и адрес поставщика; сроки поставки и количество поставляемых товаров; описание товаров; адрес поставки; цены товаров; банковские реквизиты.
 
 
 
 
 
 
 
 Лекция 19
 
 Организация транспортного обслуживания
 производства и управление им
 
  Состав и задачи транспортного хозяйства предприятия.
  Деятельность современного промышленного предприятия требует повседневного перемещения большого объема различных грузов. Перевозку сырья, материалов, полуфабрикатов как внутри предприятия, так и за его пределами, отправку готовой продукции ведут транспортные хозяйства предприятий, основными задачами которых являются:
  • наиболее быстрое передвижение предметов труда, топлива и готовой продукции в соответствии с требованиями производственного процесса;
  • эффективное использование транспортных средств и труда рабочих;
  • механизация и автоматизация транспортных и погрузочно-разгрузочных операций;
  • снижение себестоимости транспортных операций;
  • обеспечение строгой согласованности технологических и транспортных операций;
  • постоянное поддержание транспортных средств в работоспособном состоянии.
  Уровень функционирования транспортного хозяйства оказывает влияние на важнейшие показатели деятельности предприятия. 30 - 40% всех вспомогательных рабочих занято на погрузочно-разгрузочных и транспортных операциях. Затраты на них составляет 5 - 8% себестоимости, а в строительстве транспортные расходы могут составить и более 50% себестоимости выпускаемой продукции. Рациональная их организация способствует ритмичности, сокращению длительности цикла, росту производительности труда и снижению себестоимости продукции.
  Промышленные предприятия используют различные транспортные средства. Их состав зависит от масштабов и типа производства, выпускаемой продукции, технологии и расположения цехов. В этой связи в составе транспортного хозяйства крупного промышленного предприятия могут быть цеха (участки): железнодорожный, речной, автотранспортный, авиационный, погрузочно-разгрузочный. Кроме этого, производственные подразделения предприятия часто имеют в своем составе внутрипроизводственный транспорт.
  По виду и назначению транспорт подразделяется на железнодорожный, речной, автомобильный, авиационный, механический, трубопроводный, пневматический и др.
  По характеру действия транспорт подразделяется на устройства периодического и непрерывного действия. По видам выполняемых работ различают: межцеховой транспорт, который выполняет операции по перевозке грузов в пределах территории предприятия между цехами и складскими помещениями; внутрицеховой транспорт, обеспечивающий перемещение предметов труда между рабочими местами и агрегатами по ходу технологического процесса.
  Кроме того, к внутренним транспортным средствам относятся средства, которые служат для перемещения в горизонтальном и вертикальном направлениях. Их можно разделить на две основные группы: стационарные транспортные устройства; мобильные или подвижные транспортные средства.
  К стационарным относятся транспортные устройства, с помощью которых сырье, материалы, изделия производства перемешаются по горизонтальному, вертикальному или наклонному направлениям (конвейеры, трубопроводы, транспортеры различных видов). Стационарные устройства потребляют малое количество энергии, отличаются небольшими затратами на обслуживание и обладают большей надежностью и безопасностью.
  К передвижным относятся транспортные средства, которые выполняют либо вертикальную транспортировку (подъемники), либо горизонтальное перемещение (тележки, электрокары, автомобили, автопогрузчики и др.). Все большее значение приобретают в настоящее время транспортные средства без водителя (безлюдные) и с дистанционным управлением.
  Безлюдные транспортные системы хорошо подходят для рационализации логистических функций и могут использоваться как на частично механизированных, так и на полностью автоматизированных предприятиях. Совершенствование технологии перевозки и ее связь с центральной компьютерной системой обеспечивают их экономичность, большую гибкость и высокую степень использования подъемно-транспортных устройств. Безлюдные транспортные системы могут выполняться в виде тележек с собственным приводом и использоваться для внутрипроизводственного перемещения (запрограммированного или дистанционно управляемого) грузов всех видов.
  Организация транспортного обслуживания предприятия.
  Под организацией транспортного обслуживания предприятия понимается система мероприятий, обеспечивающих эффективную и рациональную организацию транспорта, грузопотоков и труда транспортных рабочих и направленных на выявление и использование резервов в работе транспортного хозяйства и улучшение его качественных показателей. Для того чтобы обоснованно выбрать рациональный вид транспортных средств, который наиболее полно отвечает требованиям конкретного производства, необходимо, прежде всего, изучить грузооборот предприятия в целом, его отдельные грузовые потоки, а также ознакомиться с характером грузов и маршрутами их транспортирования.
  Грузооборот (общий) представляет суммарное количество грузов, перемещаемых на предприятии за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Он подразделяется на внутренний и внешний.
  Внутренний грузооборот включает перемещение грузов внутри территории предприятия.
  Внешний грузооборот включает доставку материальных ценностей на предприятие и вывоз готовой продукции.
  Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости, в которой указываются как отправители, так и получатели грузов. Она составляется по цехам и предприятию в целом.
  Грузовой поток - это количество грузов, перемещаемых за определенный период времени между отдельными погрузочно-разгрузочными пунктами. Грузопотоки рассчитываются, как правило, по ходу технологического процесса. В основу их расчета принимают планы производственных цехов по выработке продукции за смену. Грузопотоки являются базой для выбора наиболее целесообразного транспортного средства и разработки комплексной технологии перемещения грузов на предприятии, которая должна учитывать неравномерность грузопотоков на основе маршрутизации перевозок сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции. Грузопотоки рекомендуется оформлять на генплане предприятия в масштабе. Линии, характеризующие потоки различных грузов, наносятся разными цветами (знаками, штриховкой). На схеме грузопотоков указываются также расстояния между грузопунктами, для чего предварительно составляется соответствующая таблица. Анализ существующих грузопотоков может установить необходимость их корректировки, возможность (а в отдельных случаях и необходимость) перепланировки участков для сокращения грузопотоков, устранения лишних перевалок, использование непрерывных средств транспорта. Необходимо обратить внимание на расположение таких участков, как упаковочные, расфасовочные, складские.
  По данным грузооборота и грузопотоков исчисляются потребность транспортных средств по видам, численность транспортных рабочих, их производительность труда и фонд заработной платы, объем и себестоимость погрузочно-разгрузочных работ. Потребности в транспортных средствах для межцеховых перевозок необходимо определять по каждому грузопотоку (исходя из объема перевозок и производительности транспортных средств). Для сокращения холостых пробегов и простоев оборудования необходимо разработать маршруты движения транспорта.
  Существуют две системы внутризаводских маршрутов: кольцевая и маятниковая.
  Маятниковый вид перевозок применяется для транспортирования
 грузов между двумя постоянными пунктами обслуживания. Он может быть односторонним, когда транспорт движется в одну сторону с грузом, а обратно порожняком; двухсторонним - при движении транспорта в оба конца нагруженным; лучевым - при движении транспорта с грузом из одного пункта веерообразно в несколько пунктов; обратным - из ряда пунктов в один. Двухсторонняя маятниковая система на предприятиях применяется редко.
 
  Таблица 3
  Расчет внутреннего грузооборота на предприятии, тыс. т
  Получа-
  тель
 
 От
 прави-
 тель Склад
 материалов Заготовительный
 цех Механический
 цех Сборочный цех Склад
 готовых
 изделий Всего
 отправлено Склад материалов 400 100 50 - 550 Заготови тельный цех 50 350 400 Механический цех 50 400 450 Сборочн. цех 450 450 Склад готовых
 изделий - - - - - - Итого получено 100 400 450 450 450 1850
  Кольцевая система используется для обслуживания ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного к другому. Наиболее экономичными являются двухсторонняя маятниковая и кольцевая системы обслуживания.
  При разработке маршрутов необходимо иметь в виду, что, независимо от объема работ, единовременная транспортировка двух или нескольких видов грузов или одного груза для разных потребителей приводит к значительной экономии времени по сравнению с последовательным получением каждого вида груза и вывоза его заказчикам (односторонний маятниковый маршрут). Кроме того, при больших объемах транспортных работ и значительной территории предприятия маршруты движения рекомендуется разделить на территориальные зоны.
  Транспортным хозяйством на крупных и средних предприятиях управляет транспортный отдел. Он планирует объем перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, руководит эксплуатацией подвижного состава, организует его ремонт и путей сообщения, учитывает объем сделанного, анализирует результаты производственно-хозяйственной деятельности. В его подчиненности имеются специализированные транспортные средства, цехи (железнодорожный, автотранспортный, ремонтный и др.).
  Основными направлениями повышения эффективности транспортного хозяйства являются: