<< Пред. стр. 5 (из 5) След. >>
* стратегии разработки новых товаров;* выбор ресурсной стратегии;
* выбор методов и способов распространение товаров;
* стратегии стимулирования сбыта товаров;
* выбор стратегии рекламы товара;
* выбор стратегии развития предприятия на перспективу;
* нормативы конкурентоспособности товаров.
В разделе "Стратегия использования конкурентных преимуществ фирмы" должно быть описание следующих вопросов:
анализ факторов макросреды, инфраструктуры региона и микросреды фирмы.
В разделе "План обновления выпускаемой продукции" должны быть разработаны следующие вопросы:
* описание научных подходов, систем, принципов, методов, технологий, которые были применены при разработке стратегии обновления выпускаемой продукции;
* технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов, их согласование;
* показатели конкурентоспособности, качества и ресурсоемкости продукции предприятия на конкретных рынках за отчетный период и нормативы на плановый период;
* показатели конкурентоспособности, качества и ресурсоемкости продукции основных конкурентов;
* план НИОКР, содержащий перечень конкретных исследований и разработок, обеспечивающий достижение запланирования показателей обновления продукции.
Раздел "План производства и реализации продукции" должен включать следующие вопросы:
• расчет производственной мощности подразделений предприятия;
• формирование номенклатурно-календарного плана выпуска сборочных единиц и деталей для обрабатывающих и заготовительных цехов;
• формирование производственных программ для обрабатывающих цехов;
• оперативно-календарные планы;
• организация контроля и регулирования хода производства;
• план реализации продукции;
• анализ выполнения показателей, характеризующих принципы рациональной организации производства;
• анализ использования производственной мощности предприятия.
Раздел "План обеспечения производства" должен отражать следующие вопросы:
• анализ эффективности использования различных видов ресурсов;
• расчет потребности в различных видах ресурсов;
• план материально-технического обеспечения производства;
• информационное обеспечение управления производством;
• нормативно-методическое обеспечение производства;
• план организационно-технического совершенствования обеспечения производства.
Раздел "План обслуживания производства" должен содержать следующие подразделы:
• план работы энергетического хозяйства предприятия и организация его выполнения;
• план работы инструментального хозяйства предприятия и организация его выполнения;
• план работы транспортного хозяйства предприятия и организация его выполнения;
• план работы ремонтного хозяйства предприятия и организация его выполнения;
• план работы складского хозяйства предприятия и организация его выполнения;
• план организационно-технических мероприятий по совершенствованию обслуживания производства.
Раздел "План развития производства" должен включать следующие вопросы:
• план повышения технического уровня производства;
• план повышения организационного уровня производства;
• план социального развития коллектива;
• план мероприятий по охране окружающей среды;
• показатели организационно-технического уровня производства (уровень автоматизации, прогрессивности технологических процессов, средний возраст технологического оборудования, уровень организованности управленческих процессов и т. п.);
• инвестиционные проекты по развитию производства.
Раздел "Финансовый план предприятия" должен содержать следующие основные позиции:
• конкурентоспособность и эффективность товаров предприятия на конкретных рынках за отчетный и плановый периоды;
• операционный бюджет предприятия (бюджеты производства, реализации, прямых затрат на материалы, прямых затрат на оплату труда, производственных накладных расходов, общих и административных расходов, прогнозный отчет о прибыли);
• финансовый бюджет предприятия (бюджеты денежных средств и прогнозного баланса);
• эффективность использования различных видов ресурсов;
• управление ценными бумагами, рисками, страхованием;
• план мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия.
Раздел "Международная деятельность предприятия" может включать следующие вопросы:
• цели экспортера на плановый период;
• цели импортера на плановый период;
• формы международной интеграции предприятия на плановый период;
• мероприятия по повышению эффективности международной деятельности предприятия;
• обоснование стратегии международной деятельности предприятия.
Развитие системы менеджмента. При разработке бизнес-плана обязательно должны применяться научные подходы, принципы и методы менеджмента. При решении любого вопроса следует взаимоувязывать следующие компоненты работы: наименование, количество, качество, затраты, сроки, исполнителей, эффективность, форму представления работы, санкции за нарушение каких-либо условий, систему поощрения за качество. Для оптимизации продолжительности работ и распределения ресурсов по этим работам, а также для обеспечения наглядности программы рекомендуется применять сетевые методы. Для увязки работ и исполнителей рекомендуется строить оперограммы. При этом необходимо выполнить анализ качества и эффективности функционирования СПМ за прошлые годы.
При разработке этой части плана необходимо:
• выявить узкие места в структуре, содержание и взаимосвязи компонентов СПМ;
• обосновать стратегию развития СПМ;
Организация реализации бизнес-плана предусматривает:
• разработку, согласование и утверждение программы реализации стратегических планов;
• организацию учета и контроля выполнения планов;
• мотивацию выполнения планов в установленные сроки, требуемого качества и с намеченными затратами;
• регулирование процесса реализации стратегических планов при появлении изменений во внешней и внутренней среде предприятия.
В "Приложение" рекомендуется включать следующие материалы:
• характеристика конкурентов;
• инструкции, методики, описание технологий, программы и другие вспомогательные материалы.
Бизнес-план инновационной программы. Бизнес-план описывает основные аспекты будущей инновационной программы, анализирует все проблемы, с которыми можно столкнуться при выполнении программы, а также определяет способы их решения. Он позволяет оценить и обосновать реализацию программы в условиях конкуренции.
Бизнес-план описывает цели и задачи, которые необходимо решить организации как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон программы, анализ рынка и информации о потребителях продукции и услуг.
Ценность бизнес-плана определяется тем, что он: дает возможность определить жизнеспособность программы в условиях конкуренции; содержит ориентир, как должна выполняться программа; служит важным инструментом получения финансовой поддержки.
Примерный состав бизнес-плана:
• водная часть: название и адрес организации;
• учредители;
• суть и цели программы;
• стоимость программы;
• потребность в финансах;
• анализ положения дел в области проводимых работ по программе;
• текущая ситуация и тенденции развития в данной области, направление и задачи деятельности программы.;
• существо предлагаемой программы - продукция (услуги или работы);
• технология;
• лицензии;
• патентные права;
• анализ рынка - потенциальные потребители продукции, потенциальные конкуренты, размер рынка и его рост, оценочная доля на рынке;
• план маркетинга- цены, ценовая политика, каналы сбыта, реклама, прогноз продуктовых и технологических инноваций;
• производственный план - производственный процесс, производственные помещения, оборудование, источники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров, смежники;
• организационный план - форма собственности, сведения о партнерах, владельцах организации, сведения о менеджменте, организационная структура;
• степень риска - слабые стороны организации, вероятность появления технологических инноваций, альтернативные стратегии;
• финансовый план - доходов и расходов, денежных поступлений и выплат, балансовый план, точка безубыточности;
• приложение.
Литература
1. Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент: Учебник. - М.: ЗАО "Бизнес школа Интел-Синтез", 2000.
2. Производственный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
3. Макаренко М. В., Махалина О. М. Производственный менеджмент: Учебное пособие для вузов. // М.: Издательство ПРИОР, 1998.
4. Фатхутдинов Р. А. Организация производства: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000.
5. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.
6. Казанцев А. К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998.
7. Козловский В.А. и др. Производственный и операционный менеджмент. Учебник. - СПб.: - "Специальная литература", 1998.
8. Стивенсон В. Дж. Управление производством/ Пер. с англ. -М.: ООО Изд. Лаборатория базовых знаний, 1998.
9. Хохлов Н.В. Управление риском: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
Учебное издание
Сычев Николай Григорьевич
Производственный менеджмент
Тексты лекций
Редактор, корректор Т.Е. Лемешева
Компьютерная верстка О.Н. Якубович
Подписано в печать 11.11.2002. Формат 60/80 1/16 .
Бумага офсетная. Гарнитура "Таймс".
Усл. печ. л. 6,25. Уч.-изд. л. 5,57. Тираж 1000 экз. Заказ № . 2166.
НО ООО "БИП-С". 220004, г. Минск, ул. Короля, 3
Лицензия № 251 от 18 марта 1998 г.
Отпечатано с оригинала-макета заказчика в типографии
УП "Ходр" ОО "БелТИЗ"
г. Минск, 220004, ул. Освобождения, 9.
Лицензия ЛП №91 от 15.08.2000 г.
??
??
??
??
0
<< Пред. стр. 5 (из 5) След. >>