<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  Если производственная мощность расчитывается по площадям , то в качестве показателя ее использования может выступать сьем продукции в натуральном или в стоимостном измерении с квадратного метра площади.
 
  10. Менеджмент информационного обеспечения производства
  21-ый век - это время рацвета информационных технологий, информация является тем богатством, которое определяет эффективность функционирования любого предприятия. В связи с этим успешность работы машиностроительного и приборостроительного предприятий будет определяться в первую очередь эффективностью функционирования информационной системы, которая должна обеспечивать все подразделения своевременной и качественной информацией ( нормативно-правовой, научной, технической, патентной и т. д.).
  Нормативно-правовая информация включает законы и нормативы по:
  - развитию экономики;
  - налоговой, финансовой и кредитной политике;
  - развитию предпринимательства, приватизации;
  - охране труда и защите экологии (охране окружающей среды);
  - стандартизации и сертификации;
  - защите прав потребителя;
  - управление качеством товаров;
  - антимонопольной политике;
  - метрологии;
  - ресурсосбережению;
  - социальным вопросам;
  - образованию и повышению квалификации.
  Техническая информация отличается еще большим разнообразием, чем нормативно-правовая , к ней относится:
  -конструкторская документация по выпускаемым изделиям, технологическому оборудованию и устройствам, подьемно-транспортным устройствам и средствам автоматизации, зданиям и сооружениям, планировке оборудования и др.;
  -технологическая документация и чертежи технологической оснастки, нестандартного инструмента, приспособлений и т.п.;
  -стандарты и руководящие технические материалы, отрослевые нормали, справочники по специальным разделам технической работы;
  -описания изобретений и патентная литература;
  -реферативные технические сборники, материалы с международных и тематических выставок, обзоры научно-технической литературы и т. д.
  Для обработки информации необходимо использовать современные технические средства, так как это обусловлено обилием, огромным массивом, информации, выбрать из которого нужную представляет собой достаточно сложную и трудоемкую задачу. Здесь достаточно привести пример отбора из десятков тысяч анологичных решений, изложенных в патентах технически развитых стран мира, протатипа изобретения.
  Требования к качеству информации: своевременность, достаточность, надежность, комплектность, адресность, правовая корректность, возможность многократного использования, высокая скорость сбора, обработки и передачи, возможность кодирования, актуальность, точность, понятность, гибкость.
  Информацию можно классифицировать по: обьекту принадлежности к системе производственного менеджмента, форме передачи, изменчивости во времени, способу передачи, режиму передачи, назначению, стадии жизненого цикла товара, отношению обьекта управления к субьекту.,
  В процессе обмена информацией можно выделить четыре элемента: отправитель-сообщение-канал-получатель.
  Эффективность менеджмента существенно зависит от умения менеджера, степени использования им своего потенциала и управленческой техники, полноты обработки информации. Процесс и техника передачи информации от отправителя до получателя определяют эффективность коммуникации, которая является важнейшим элементом принятия управленческого решения. Анализ деятельности в современных организациях показывает, что от 50 % (для рядовых сотрудников) до 80 % (для руководителей) времени работы уходит на коммуникации. Поэтому эффективность принимаемых управленческих решений и работы предприятия в современных условиях существенно зависит от качества работы коммуникаций. Эффективный менеджмент на предприятии невозможен без применения современных информационных технологий, информационной поддержки производства, развития коммуникаций. Не случайно, ведущие страны мира (США, Япония) в числе приоритетных направлений изобретательской работы выбрали такие: обработка данных, цифровая обработка данных, организация системы обработки информации, деловая практика и обработка данных, компьютерная память, динамические системы хранения информации, печать информации в виде символов.
  Эффективный менеджмент на предприятии невозможен без применения современных информационных технологий, информационной поддержки производства, развития коммуникаций, создания комлексной информационной системы, которая позволяет реализовать массу возможностей развития организации. Центральная задача при проектировании эффективных информационных и коммуникационных систем- это улучшение информированности лиц, принимающих управленческие и инженерные решения. Очень важно обеспечить развитие у сотрудников предприятия чисто технических навыков коммуникации: владение компьютерной граммотностью, способностью свободно работать с электронной почтой и в заводской компьютерной сети. При этом необходимо максимально использовать возможности обратной связи, поскольку она дает возможность уточнения полученного задания и снятия неопределенности при разработке управленческого решения. Эффективная обратная связь должна быть своевременной, содержать оригинальное послание, включать уточняющие вопросы и не давать оценок оригинальным посланиям. Руководство должно создавать управленческие системы и формировать производственную культуру, поощряющую открытую коммуникацию в организации.
 
 
 
 
  11. Менеджмент рационального размещения подразделений и производств предприятия, компановка вспомогательных и основных производственных площадей цехов, планировка технологического оборудования.
  Производственная структура предприятия должна обеспечивать рациональную организацию производственного процесса в пространстве. Поэтому при размещении производственных подразделений на территориии предприятия необходимо соблюдать определенные правила и принципы, основными из которых следующие:
  1. Расположение цехов по ходу технологического процесса. Для обеспечения принципа прямоточности основные цехи размещаются по ходу производственного процесса, определяя постоянное направление основных грузопотоков.
  2. Расположение складов. Склады сырья и материалов должны размещаться на входе предприятия (со стороны подьездных путей). Склады готовой продукции-у сборочных цехов на выходе предприятия.
  3. Расположение вспомогательных цехов определяется на основании кратчайшего расстоянии от обьектов обслуживания и ремонта. Инструментальные и ремонто-механические цехи размещаются как можно ближе к основным.
  4. Размещение производственных обьектов с учетом рациональности перевозок и использования наиболее эффективных транспортных средств.
  5. Размещение производственных обьктов с учетом внешних факторов (природных, общественных, поссажирского транспорта, техногенных) Основные и вспомогательные цехи, обслуживающие хозяйства предприятия должны размещаться с учетом ролзы ветров, возможностей естественного проветривания и освещения, с соблюдением установочных архитектурно-строительных, санитарно-технических , противопожарных и иных норм, предусмотренных для предприятий данного профиля.
  6. Блочное строение элементов производственной структуры. Подразделения, однородные по технологическому процессу или тесно взаимосвязанные по ходу производственного процесса , должны по возможности обьединяться в блоки (группы) с размещением в одном корпусе.
  7. Выделение зон однородных элементов производственной структуры. Обьекты, однородные по характеру производства, режиму, экологическим, пожарным, санитарно-гигиенотехническим и иным условиям, должны по возможности территориально сближаться с размещением в определенной зоне,
  8. Обеспечение возможности наращивания и реконструкции производственой структуры. Обьекты на территории предприятия и его подразделений должны размещаться так, чтобы обеспечить возможность их дальнейшего расширения и реконструкции с минимальными затратами ресурсов и времени, без нарушения основной идеи генеральногоплана и по возможности без сноса ранее построенных обьектов.
  9. Максимальное использоаание обьема и площади (земельного участка, зданий, помещений). Обьекты на территории предприятия и его подразделений должны размещаться так , чтобы обеспечить максимальное использование обьема и площади имеющихся земельных участков, зданий , помещений. Для этого необходимо плотное размещение и блокирование зданий, повышение их этажности, упрощение конфигураций зданий и земельного участка , рациональное испльзование площади и пространства под проезды (проходы), применение подвесных, подземных и многоярусных транспортных магистралей и развязок, мест хранения запасов и их обработки. Эффективность использования площади земельного участка характеризуется коэффициентом застройки участка и использования его площади. Коэффициент застройки - это отношение площади, занимаемой зданиями и крытыми сооружениями , к площади всего земельного участка, обычно Кз=0,22-0,35. Коэффициент ипользования площади земельного участка - это отношение площади.занимаемой зданиями. Сооружениями и всеми устройствами, к площади всего земельного участка, обычно Ки=0,4-0,7. Аналогично выполняется оценка эффективности использования площадей подразделений, зданий и помещений, а также их внутреннего обьема (пространства).
  Предприятие допускает множество альтернативных вариантов компановочных и планировочных решений. Поэтому размещение подразделений на территории предприятия целесообразно выполнять поэтапно в следующей последовательности, обязательно обеспечивая согласование результатов :
  - размещение цехов и общезаводских служб;
  - компановка участков и цеховых служб на территории цеха;
  - планирование рабочих мест и размещение подразделений на участке.
  Принятая производственная структура предприятия закрепляется в паспорте предприятия. Генеральный план предприятия - это проектируемое или фактическое размещение на плане земельного участка всех его производственных и ифраструктурных обьектов, согласованное с особенностями рельефа местности и требованиями благоустройства территории. В паспорте и генеральном плане предприятия дается
 
 
 
 12. Разработка положения о подразделении
 и должностной инструкции: исходные нормативно-правовые документы, порядок разработки , утверждения и доведения до исполнителя.
  Положение о структурном подразделении - это основной нормативный документ, регламентирующий назначение и место подразделения на предприятии, его структуру, функции и задачи управления, права, ответственность и формы поощрения его сотрудников. .Должностные инструкции - это массовые документы, которые разрабатываются для каждой должности персонала от директора до рядового сотрудника. Исходными данными для разработки должностных инструкций являются: организационная и функциональная структуры, классификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, нормативы управленческого труда, типовые положения о подразделениях, схемы документооборота.
  Положения о подразделении разрабатывают менеджеры вышестоящего звена по отношению к объекту разработки и потребителям результатов труда объекта разработки и утверждаются первым руководителем предприятия.
  Положение о службе должно содержать примерно следующие разделы:
  1. Общие положения (в нем раскрываются задачи, стоящие перед документом, дается перечень нормативных актов, использованных при разработке документа, для кого предназначен документ).
  2. Функции, задачи и структура подразделения.
  3. Принципы, которыми должно руководствоваться подразделение при решении стоящих перед ним задач.
  4. Методы решения задач подразделения.
  5. Права подразделения.
  6.Ответственность подразделения за невыполнение заданий, договоров, контрактов и др.
  7. Поощрения подразделения.
  8. Взаимодействие подразделения с другими подразделениями предприятия и окружающей средой.
  П р и л о ж е н и е. Форма и содержание контракта (договора) на выполнение подразделением работ.
  По принятой терминологии, исполнитель, обязанностью которого являются задачи или операции, закрепленные за данным элементом системы управления, называется должностным лицом, а круг его полномочий - должностью.
  Должностная инструкция представляет собой правовой акт, который устанавливает правила, регулирующие деятельность исполнителя, и регламентирует назначение и место работника в системе управления, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения.
  Исходными данными для разработки должностных инструкций являются: организационная и функциональная структура, классификатор функций управления, классификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, нормативы управленческого труда, положения о структурных подразделениях, результаты экспертных и социологических опросов работников и др.
  Должностные инструкции разрабатываются по каждой должности в соответствии со штатным расписанием и являются логическим продолжением и развитием положения о подразделении. Они утверждаются руководителем организации.
  Должностная инструкция обычно состоит из следующих разделов.
  1. Общие положения.
  2. Объем работы, ее качество (карта функциональных обязанностей).
  3. Принципы, которыми должен руководствоваться менеджер (специалист), методы решения задач.
  4. Права, ответственность и поощрения.
  5.Взаимодействие с другими подразделениями, руководством, подчиненными.
  6. Требуемое образование, квалификация, опыт работы, навыки.
  Должностная инструкция позволяет: рационально распределить функциональные обязанности; повысить своевременность и надежность выполнения задач; улучшить социально-психологический климат в коллективе и устранить конфликты; четко определить функциональные связи работника и его взаимоотношения с другими специалистами; конкретизировать права работника; повысить личную и коллективную ответственность; повысить эффективность морального и материального стимулирования работников; организовать равномерную загрузку работников.
 
 13. Принципы рациональной организации
 производственного процесса
  Организация производственных процессов подчиняется определенным принципам, главными из которых считаются: специализация, пропорциональность, параллельность, прямоточность, непрерывность, ритмичность.
  Специализация означает организацию и выделение производственного процесса на рабочем месте, на участке, в цехе, на предприятии, основанное на применении определенного типа оборудования, технологии, инструмента или технологической оснастки, материалов, сырья, работников, выпускаемых изделий. Она может быть предметной, технологической или предметно-технологической. При специализации повышается качество выполняемых работ и изделий, производительность, квалификация работников, экономическая эффективность. С другой стороны, работа превращается в однообразный, психологически безынтересный процесс, теряется универсальность. Уровень специализации определяют коэффициентом Ксп= Кдо/ N, где Кдо - количество деталеоапераций, применяемых на данном участке; N - количество рабочих мест на этом же участке.
  Пропорциональность - это наличие определенного соотношения между отдельными элементами (рабочими местами, производительностью оборудования и т. п), в результате чего обеспечивается их соответствие по пропускной способности. Она определяется по формуле Кпр= Ммин/ Ммак, где Ммин и Ммак - соответственно минимальная и наибольшая пропускная способность рабочего мест.
  Параллельность - принцип рациональной организации производственного процесса, характеризующий степень совмещения (одновременности) операций во времени и в пространстве (последовательное,параллельное и параллельно-последовательное). Коэффициент параллельности определяют как Кпар=Тпар/Тпосл, где Т пар и Тпосл. - соответственно время цикла при параллельном и последовательном выполнении операций техпроцесса.
  Непрерывность производства также способствует экономии времени, предполагая минимизацию или полное устранение перерывов производственного процесса и использование всех факторов: оборудования, рабочей силы, предметов труда. Коэффициент непрерывности равен Кнепр.= Траб/Тц, где Траб. и Тц - соответственно время выполнения операций и производственного цикла.
  Прямоточность как принцип организации означает обеспечение кратчайшего пути движения изделий между отдельными этапами производственного процесса и в их рамках, что значительно сокращает общие затраты времени на производство Кпрям.= Lo/Lф, где Lo и Lф - соответственно протяженность пути перемещения оптимальная и фактическая
  Важным параметром организации производственных процессов является их ритмичность. Она выражается в равномерном выпуске продукции или движении предмета труда в одинаковые промежутки времени на всех этапах технологической цепочки, а также в регулярной повторяемости отдельных операций Коэффициент ритмичности равен Крит.=Vф/Vп, где Vф и Vп - соответственно фактический и плановый объем работы за вычетом сверхплановой продукции
  В условиях массового и серийного производства все основные технологические процессы осуществляются циклично, т. е. регулярно повторяются в полном объеме как совокупность операций. Производственный цикл характеризуется продолжительностью и структурой и состоит из рабочего периода и перерывов (организационных, регламентированных, необходимых на протекание естественных процессов, междусменных перерывов и т. д.). Во время рабочего периода осуществляются основные и вспомогательные технологические операции. При рационализации производственных процессов важно сокращать не только рабочее время, но и перерывы.
 
 14. Организация и обслуживание рабочих мест
 на предприятии
  Под рабочим местом понимается часть производственной площади с размещенным на ней технологическим оборудованием, инструментом, приспособлениями и инвентарем, необходимым для качественного и эффективного выполнения рабочим или бригадой определенного производственного задания. Рабочее место - первичная ячейка производственной структуры предприятия. Организация рабочего места представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание на рабочем месте необходимых условий для выполнения работы требуемого качества высокопроизводительного труда при обеспечении полной безопасности работника.
  Организация и обслуживание рабочих мест в значительной степени зависят от типа производства. В единичном и мелкосерийном производствах на рабочем месте выполняется большее число разнообразных операций; рабочие места оснащены универсальным оборудованием, разнообразной технологической оснасткой и инвентарем. В серийном производстве преобладают рабочие места, на которых выполняется ограниченное число технологических операций. Такие рабочие места оснащаются специализированным оборудованием, оснасткой и инструментом. Для массового производства характерно закрепление за рабочим местом одной - двух технологических операций, что позволяет оснащать их специальным оборудованием и инструментом.
  Рабочие места могут быть: стационарными и передвижными, для основных и вспомогательных рабочих, для ИТР и служащих, механизированы и автоматизированы и с чисто ручным характером выполнения работ.
  Оснащение рабочих мест определяется их производственным профилем, специализацией, степенью механизации и автоматизации технологических процессов. Комплект типового оснащения рабочего места включает: основное технологическое оборудование (станок, верстак, пульт и т. п.); вспомогательное оборудование (подъемно-транспортное, подставки, сиденья); инвентарь (инструментальные шкафы, тумбочки, полки, стеллажи и т. п.); тару для заготовок и готовых деталей (ящики, поддоны, кассеты, штативы, контейнеры); технологическую оснастку и инструмент (зажимные и базирующие устройства, ключи, рабочий и мерительный инструмент); организационную оснастку (устройства связи и сигнализации, планшеты для документации); устройства охраны труда, санитарно-гигиенические и культурно-бытовые устройства (ограждения, защитные экраны, промышленная вентиляция и освещение, устройства сбора производственных отходов, предметы интерьера).
  Главным требованием при выборе основного технологического оборудования является обеспечение на рабочем месте необходимой производительности труда при соблюдении заданных параметров технологических процессов. Оборудование должно соответствовать требованиям эргономики и эстетики, а рабочему должны быть обеспечены комфортные и безопасные условия труда. Для повышения уровня автоматизации управления технологическими процессами основное оборудование обеспечивается микропроцессорными устройствами, активными средствами контроля, системами связи с управляющей ЭВМ и т. п.
  Вспомогательное оборудование рабочего места должно быть удобным в эксплуатации, соответствовать антропометрическим характеристикам работников, быть оформленным в соответствии с требованиями производственной эстетики. Рабочее место должно быть связано с системой обслуживания и управления информационными каналами (связью и сигнализацией). Эта система реализуется в АСУП (автоматизированная система управления производством).
  Важнейшим элементом организации рабочих мест является их рациональная планировка, под которой понимают рациональное пространственное размещение всех материальных элементов производства на рабочем месте (оборудования, технологической и организационной оснастки, инвентаря и т. д.), обеспечивающее экономное использование производственной площади, высокопроизводительный и безопасный труд рабочего. Различают внешнюю и внутреннюю планировку рабочих мест.
  Внешняя планировка представляет собой целесообразное размещение на рабочем месте основного и вспомогательного оборудования, инвентаря и организационной оснастки. Она проектируется с учетом рабочего и вспомогательного пространства, представляющего собой трехмерное пространство, ограниченное пределами досягаемости рук в горизонтальной и вертикальной плоскости с учетом поворота корпуса на 180 градусов и перемещением рабочего на один - два шага. В рабочей зоне размещают заготовки, инструменты, технологические материалы, средства механизации и т. п. Во вспомогательном пространстве располагают устройства, инвентарь и предметы, используемые реже.
  Рациональная внутренняя планировка рабочего места представляет собой целесообразное размещение технологической оснастки и инструмента в инструментальном шкафу, правильное расположение заготовок и деталей на рабочем месте. Она должна обеспечить удобную рабочую позу, рациональные и эффективные движения и экономное использование производственной площади.
  Для эффективного выполнения производственных заданий каждое рабочее место нуждается в различных видах обслуживания - доставке материалов и заготовок, установке и наладке инструмента или технологической оснастки, ремонте оборудования и т. п. Сочетание различных видов обслуживания образует систему обслуживания рабочих мест, участков и цехов. Это комплекс мероприятий, регламентирующих виды, объемы, периодичность и методы выполнения работ по обеспечению рабочих мест всем необходимым. Основные функции обслуживания рабочих мест: ремонтная, наладочная, материального обеспечения, транспортная, технического контроля и т. п. К системам обслуживания рабочих мест предъявляют следующие требования: плановость, предупредительность, надежность, экономичность, мобильность.
 
 15. Основы оперативного управлеия производством
  Основное содержание оперативного управления производством состоит в конкретизации плана выпуска продукции во времени и пространстве, непрерывном контроле, регулировании его выполнения. Оперативное управление устанавливает, когда и где должны выполняться операции по изготовлению полуфабрикатов, заготовок, деталей, узлов, сборке и испытанию изделий.
  Оперативное управление производством включает следующие работы:
  • организация разработки и выполнения оперативно-календарных планов производства и сменно-суточных заданий цехов, участков, рабочих мест;
  • организация обеспечения рабочих мест всем необходимым;
  • организация учета и контроля хода производства;
  • регулирование хода производства.
  Выполнение задач оперативного управления производством возможно при условии:
  • строгого и четкого распределения работы;
  • четкой организации сбора и обработки информации о ходе выполнения работ на всех участках и рабочих местах;
  • комплексного использования оргтехники и в том числе компьютеров;
  • систематического анализа и владения производственной ситуацией в любой момент на каждом рабочем месте;
  • своевременного принятия решений по организации работы и по предупреждению нарушений в ходе производства.
  Основным инструментом реализации оперативного управления производством являются оперативно-календарные планы (ОКП) запуска-выпуска деталей, узлов и готовых изделий.
  Составление ОКП является достаточно сложным процессом, требующим высоких профессиональных знаний и опыта в области технологии, инструментальной оснастки, оборудования, нормирования расхода ресурсов. Необходимо детально знать программу выпуска продукции, маршруты движения сырья, заготовок, полуфабрикатов по производственным подразделениям, обладать достоверной и объективной информацией о всех параметрах, определяющих ход производственного процесса.
  При разработке ОКП важная роль отводится: расчету наиболее рациональной загрузки оборудования и производственных площадей, календарно-плановым нормативам, нормам трудоемкости, материалоемкости, технико-экономическому анализу работы производства за предшествующий период, нормам технологических, внутрицеховых и межцеховых заделов, нормам запаса сырья и заготовок.
  ОКП разрабатывается на основе подетальной производственной программы и представляет собой расписание работ по дням и часам, в котором каждая партия изделий имеет конкретные сроки ее запуска и выпуска. Разработка ОКП производится с разной степенью детализации (укрупненно, дифференцированно).
 
  16. Организация производственного диспетчирования на предприятии
  Завершающей стадией процесса управления производством является учет, контроль и регулирование (диспетчеризация) хода выполнения работ. Диспетчирование - это система непрерывного контроля и оперативного регулирования хода производства с целью обеспечения выполнения плана в соответствии с разработанным календарным графиком. Диспетчеризация осуществляется на основе собираемой информации о выполнении заданий. Фактические данные о ходе производства сопоставляются с плановыми, анализируются выявленные отклонения и принимаются соответствующие меры.
  Составление производственных программ и календарных планов-графиков является первым этапом оперативно-производственного планирования. Вторй этап ОПП-диспетчирование, суть которого состоит в организации выполнения производственных программ всеми подразделениями предприятия ( корпусами, цехами, участками, складами) и оперативном руководстве ходом производства.
  Диспетчирование представляет собой централизованный контроль и непрерывное оперативное руководство текущим ходом производства в масштабе всего предприятия и отдельных его структурных подразделений. Основная его задача - обеспечить выполнение прграммы выпуска высококачественной продукции, не допуская простоев оборудования и разсогласованности действий работников предприятия и , как следствие, сбоя ритма выполнения работ. Таким образом , работа диспетчира носит предупредительный характер. Она направлена на заблаговременное выявление и своевременное устранение отклонений от плановых показателей (планов-графиков, текущих заданий) в работе производственных подразделений .
  Для рационального и эффективного диспетчирования необходимо:
  1. Базироваться на обоснованых производственных программах, заданиях, обьективных и реальных расчетах.
  2. Оперативно учитывать обьективную информацию о фактическом состоянии дел на каждом рабочем месте , на каждом участке и цехе.
  3. Оснащать диспетчерские службы надежными техническими средствами, обеспечивающими оперативность получения, обработки и передачи информации.
  4. Наделить диспетчера необходимыми и достаточными правами по текущему регулированию хода производства.
  5. Регулярно, не реже одного раза в неделю, проводить анализ работы диспетчера, выявлять упущения и недороботки, принимать на уровне главного менеджера управленческие решения, направленные на оперативное устранение недостатков и совершенствование работы диспетчерской службы.
  При отсутствии указанных условий диспетчирование может свестись к простой регистрации нарушений при отсутствии механизма устранения причин, нарушающих планы-графики и вызывающих штурмовщину в работе.
  Методы и содержание оперативного контроля и регулирования хода производства зависит от типа производжства. В массовом производстве диспетчерский контроль направлен на прроверку соблюдения установленного ритма работы. Уделяется значительное внимание контролю заделов и запасов, особенно , страховых. В условиях серийного производства главными обьектами контроля являются сроки запуска и выпуска партий заготовок, деталей , узлов и состояние состояние складских запасов и степень комплектной обеспченности работы сборочных участков и цехов. Основными путями решения поставленных задач являются: маневрирование запасами и заделами; кооперирование отдельных предметных участков с одинаковым оборудованием; Ускоренное продвижение отстающих партий деталей. В условиях единичного производства объектом контроля за ходом производства являются сроки выполнения важнейших работ по отдельным заказам.
  При любом типе производства объектами контроля остаются выпуск предусмотренный планом продукции и обеспечение производства всем необходимым. Наряду с основным производством диспетчерская служба координирует работу вспомогательных цехов и обслуживающих хозяйств, связанных с основным производством.
  Диспетчерская служба, обычно, имеет трехуровневое строение: производственно-диспетчерский отдел (ПДО), производственно-диспетчерское бюро цеха (ПДБ), плановик участка.
  ПДО возглавляет начальник производства, который одновременно является главным диспетчером предприятия. Ему подчинены дежурные сменные диспетчеры, у которых могут быть помощники-операторы. Служба главного диспетчера осуществляет следующие основные функции:
  - непрерывный контроль хода выполнения производственной программы по основным видам изделий и по стадиям производственного процесса;
  - выявление отклонений от установленных плановых заданий и анализ их причин;
  - принятие оперативных мер по устранению и предупреждению перебоев в производственном процессе;
  - координация текущих работ взаимосвязанных звеньев;
  - учет и анализ внутрисменных простоев оборудования;
  учет и контроль обеспечения рабочих
  Оперативный контроль за ходом производства осуществляется по следующим направлениям:
  -выполнением номенклатурного плана и выпуском продукции;
  -состоянием запасов и заделов на межцеховых складах, соблюдением сроков межцеховых передач узлов, деталей и заготовок;
  -оперативной подготовкой производства ( изготовлением инструмента и техн. оснастки , ремонтом оборудования, поставкой сырья и материалов, комплектующих изделий;
  -за работой отстающих участков и цехов.
  Важнейшей формой оперативного контроля являются общезаводские диспетчерские совещания, которые проводятся ежедневно в установленное время , один раз в десять дней непосредственно директор предприяития проводит такие совещания. Совещания проводят без отрыва диспетчеров от своих рабочих мест с применением современных средств диспетчерской связи. В работе совещаний принимают участие нач. цехов . отделов , служб,ПДБ. Ведущие инженеры ПДБ. Все указания главного диспетчера фиксируются в в протоколе совещания. Контроль за их выполнением -одна из важнейших обязанностей ПДО.
  Дежурный диспетчер ведет журнал, в котором фиксируются распоряжения вышестоящих руководителей со сроками выполнения заданий в течение суток. Здесь же отражаются взаимные притензии цехов и подразделений, разрешение которых требует участия диспетчера предприятия.
  Распоряжения, имеющие сроки выполнения больше суток, заносятся диспетчером в контрольную карточку, в которой указывается кем и кому отдано распоряжение, сродержание и сроки выполнения. Завершает записи результат исполнения. Карточка ставится в картотеку контрольных сроков выполнения.
  Наряду с регулированием текущей работы по выполнению сменно-суточных заданий важным элементом работы диспетчерской службы является профилактика возможных перебоев в выпуске продукции, так называемое перспективное диспетчирование, которое выполняется ведущим инженером ПДО.
  ПДБ цеха через сменного диспетчера осуществляет оперативный контроль за:
 - выполнением номенклатурного плана участками и цехом в целом;
 - своевременной подачей в цех и на участки заготовок, плуфабрикатов, деталей , узлов, материалов и т. п.;
 - оперативной подготовкой производства и обеспечением рабочих мест всем необходимым;
 - работой внутрицехового транспорта и грузчиков.
  ПДБ ежедневно преставляет в ПДО предприятия рапорт о выполнении производственной прогрваммы за сутки, а также регулярно докладывает сменному диспетчеру предприятия о выполнении заданий.
  Контроль на участках производят старшие и сменные мастера, а также плановики.
  Эффективность работы диспетчерских служб зависит от их технического оснащения (коммуникаций), к которым относятся: средства связи (телефон, телефакс, мобильник, диспетчерский коммутатор); устройства передачи на расстояние графических изображений и текста; устройства дистанционного наблюдения, административно-производственная сигнализация (пейджер, радиотелефон); устройства дистанционного автоматического учета и контроля
  Система диспетчерского регулирования хода производства должна:
  • опираться на четкую организацию оперативного планирования производства, непосредственным продолжением которого она является;
  • обеспечивать непрерывность контроля и наблюдения за ходом производства;
  • осуществлять быстрое и четкое выполнение распоряжений руководства;
  • базироваться на четкой ответственности и преемственности оперативного руководства производством.
 
  17. Управление себестоимостью продукции предприятия.
 
  Себестоимость продукции - это затраты предприятия, выраженные в денежной форме, на производство и реализацию продукции. Различают плановую и нормативную себестоимость. С точки зрения уровня управления различают цеховую, производственную и полную себестоимость продукции.
  Планирование себестоимости продукции на промышленных предприятиях РБ осуществляется на основе Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях Министерства промышленности. В соответствии с Основными положениями по составу затрат в себестоимость продукции предприятия включаются следующие затраты:
  1. Затраты , непосредственно связанные с производством продукции.
  2. Затраты, связанные с использованием природного сырья в части затрат на рекультивацию земель, платы за древесину, платы за воду и др.
  3. Затраты на подготовку и освоение производства.
  4. Затраты на проведение научно-технических мероприятий.
  5. Затраты , связанные с изобретательством и рационализаторством
  6. Затраты по обслуживанию производства.
  7. Затраты по обеспечению нормальных условий труда.
  8. Затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения.
  9. Платежи за добычу природных ресурсов и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду
  10. Затраты, связанные с управлением производством.
  11. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой персонала предприятия и набором рабочей силы.
  12. Затраты на транспортировку работников.
  13. Налоги отчисления и платежи.
  14. Выплаты, предусмотренные законодательством о труде, за непраработанное на производстве время.
  15. Расходы по содержанию помещений, предоставляемых предприятиям общественного питания.
  16. Затраты на воспроизводство и расширение производственных фондов.
  17. Другие виды затрат, включаемые в себестоимость продукции.
  18. Затраты, связанные со сбытом продукции.
  Не подлежат включению в себестоимость продукции:
  1. Затраты по благоустройству городов и поселков, оказанию помощи сельскому хозяйству.
  2. Затраты по строительству, оборудованию и содержанию культурно-бытовых и т.п. обьектов, находящихся на балансе предприятия.
  3. Работы, выполняемые за счет прибыли , остающейся в распоряжении предприятия.
  4. Другие виды затрат, не связанные с производством продукции.
  Планированию себестоимости продукции предшествует анализ сложивщегося уровня затрат на данном и аналогичном предприятиях .
  Исходными данными разработки плана себестоимости являются: планируемые обемы производства продукции, нормы расхода материальных и трудовых ресурсов, договара на поставку материальных ресурсов и сбыт выпускаемой продукции, экономические нормативы, план развития предприятия и т. д.
  Плановая разработка себестоимости может быть выполнена укрупненно и на основе детально - нормативных расчетов. Укрупненные расчеты производятся при разработке перспективных планов, а также на стадии составления проекта годового плана.
  Технико-экономические факторы, влияющие на себестоимость продукции, можно обьединить в четыре группы:
  1) повышение технического уровня производства (ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ОБОРУДОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТОВ; применение новых видов сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий; повышение качества продукции);
  2) совершенствование организации и управления (рационализация управления производством, улучшение организации и управления производством, улучшение организации труда и использование рабочего времени, ликвидация излишних затрат и потерь.);
  3) изменение обьема и структуры продукции, структуры производства (изменение условно-постоянных расходов; относительное изменение амартизационных отчислений; измененине структуры выпускаемой продукции; ввод новых производств; освоение новых предприятий и подготовка производства на действующих предприятиях);
  4) изменение условий хозяйствования (изменение цен на производимую продукцию, на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо и энергию, изменение оплаты труда в соответствии с решением правительства, изменение системы налогооблажения, переоценка основных фондов и изменение норм амортизации).
  Для установления себестоимости продукции предприятия составляется смета затрат , в которую включаются:
  -затраты всех структурных подразделений по производству продукции;
  -затраты, связанные с выполнением работ , не включаемых в обьем производства продукции (строительно-монтажные работы, ремонт зданий и сооружений);
  -затраты на подготовку иосвоение производства новых видов продукции независимо от источников их финансирования.
  Полученная сумма затрат представляет собой производственную себестоимость продукции. Если к ней прибавить коммерческие расходы , то будет получен полная себестоимость продукции.
  Основой для сводной сметы затрат на производство и реализацию продукции служат следующие расчеты:
  1. Расчет затрат на сырье и материалы. Комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию
  2. Расчет расходов на оплату труда
  3. Расчет аммортизационных отчислений осеновных фондов.
  4. Смета налогов,отчислений и сборов.
  5. Смета затрат по цехам вспомогательного производства.
  6. Смета расходов на подготовку и освоение производства новых видов продукции.
  7. Смета пусковых расходов.
  8. Смета расходов на специальную технологическую оснастку.
  9. Смета прочих специальных расходов.
  10. Смета транспортно-заготовительных расходов
  11. Смета расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования.
  12. Сметы общепроизводственных расходов9 без расходов на содержание и эксплуатаци. Оборудования)
  13. Смета общехозяйственных расходов.
  14. Смета коммерческих расходов.
  Смета налогов, отчислений и сборов включает следующие виды:
  -обязательные отчисления от всех видов оплаиты труда в фонд социальной защиты населения и государственный фонд содействия занятости ;
  -чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС ;
  -земельный налог;
  -отчисления в дорожный фонд;
  -экологический налог;
  -отчисления в централизованный инновационный фонд;
  -сбор во внебюджетный фонд ведомственных дошкольных учреждений.
 
  18. Управление материально-техническим обеспечением и запасами предприятия.
  Роль и значение материально-технического снабжения и сбыта в системе производственного менеджмента.
  Рациональная организация материально-технического снабжения и сбыта в значительной мере предопределяет на предприятии уровень использования средств производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение прибыли и рентабельности. Этим определяется роль и значение материально-технического снабжения и сбыта в системе производственного менеджмента.
  Снабжение производства необходимыми материальными ресурсами является начальным звеном производственного процесса, а сбыт готовой продукции - его завершением. Под материально-техническим обеспечением предприятия понимается процесс снабжения его всеми видами материально-технических ресурсов в требуемые сроки и в объемах, необходимых для нормального осуществления его производственно-хозяйственной деятельности. От организации снабжения, своевременности поступления материальных ресурсов в производство в необходимых ассортименте, количестве и должного качества в значительной мере зависят равномерный и ритмичный выпуск готовой продукции, ее качество и эффективность деятельности коллектива предприятия.
  Основной задачей предприятия по организации и управлению материально-техническим снабжением является своевременное, бесперебойное и комплектное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами для осуществления производственного процесса в точном соответствии с утвержденными плановыми заданиями. При этом сам процесс снабжения должен осуществляться при минимальных транспортно-складских расходах и наилучшем использовании материальных ресурсов в производстве.
  В практике работы предприятий различают две формы снабжения: транзитную и складскую. При транзитной форме снабжения предприятие получает сырье и материалы непосредственно от предприятий, их добывающих, облагораживающих или производящих. Применение этой формы экономически оправдано во всех случаях, когда потребное на данный промежуток времени количество сырья и материалов равно транзитной норме или больше ее. Складскую форму снабжения, при которой необходимые материальные ресурсы предприятие получает с баз и складов снабженческо-сбытовых организаций, экономически целесообразно использовать для материалов, потребляемых в небольших количествах.
  Хозяйственные связи предприятий с поставщиками материальных ресурсов организуются как непосредственно с предприятиями-поставщиками, так и с территориальными органами снабжения. В первом случае важнейшей задачей является развитие прямых длительных связей, под которыми понимается такая форма хозяйственных отношений, когда конкретные условия поставки, ассортимент, качество, сроки, взаимная материальная ответственность и другие вопросы согласовываются непосредственно на основе прямых договоров.
  Однако коммерческая деятельность предприятия не ограничивается лишь снабжением. Другой важной составной частью является сбыт готовой продукции. Любая продукция производится, в конечном счете, для потребления, поэтому она должна быть не только изготовлена, но и реализована, т. е. доведена до потребителя и оплачена последним. Этим и определяется роль и значение оперативно-сбытовой деятельности предприятий. Основная задача управления сбытом на предприятии заключается в обеспечении своевременного и наиболее полного выполнения плана по реализации продукции в соответствии с заключенными договорами. Поставка продукции потребителям должна быть своевременной, ритмичной, точно соответствовать по объему и ассортименту, отвечать действительным нуждам потребителей.
  Как известно, материально-техническое снабжение и сбыт в масштабе народного хозяйства представляют собой две стороны единого процесса товарного обращения средств производства. Поэтому некоторые виды хозяйственных договоров могут быть лишь условно отнесены к снабжению или сбыту. Они могут одновременно служить для одного хозяйственного органа правовой формой материально-технического обеспечения, для другого - формой сбыта, реализации продукции.
  Кроме этих форм снабжения, в настоящее время получили широкое распространение и другие формы и методы обеспечения предприятия материальными ресурсами: через товарно-сырьевые биржи; аукционы; конкурсы; спонсорство; оптовые закупки; регулярные закупки мелкими партиями; снабжение производства по запросам; собственное производство и др.
  Конкретную форму (метод) обеспечения материально-техническими ресурсами предприятие выбирает, исходя из особенностей ресурсов, продолжительности его получения, количества предложений, качества и цены, ресурса и других факторов. При определении формы обеспечения предприятия ресурсами следует изучать надежность поставщика и уровень конкурентоспособности выпускаемой им продукции.
  В отношениях с поставщиками надлежит соблюдать несколько основных принципов:
  1. Обращаться с поставщиками так же, как и с покупателями своей продукции.
  2. Не забывать демонстрировать на деле общность взаимных интересов.
  3. Знакомить поставщика со своими планами. Особенно быть в курсе его деловых операций.
  4. Учитывать в деловой практике интересы поставщика.
  5. Соблюдать принятые на себя обязательства.
  6. Стремиться к поддержанию стабильных деловых контактов с поставщиком.
  Управление материально-техническим снабжением производства.
  Снабжение предприятий сырьем, основными и вспомогательными материалами, другими видами материально-технических ресурсов осуществляется отделами материально-технического обеспечения.
  К функциям отдела материально-технического снабжения относятся:
  1. Планирование потребности предприятия в материально-технических ресурсах, необходимых для функционирования основных и вспомогательных производств, а также для эксплуатационного и капитального строительства.
  2. Составление заявок и спецификаций на потребные материально-технические ресурсы и представление их в отделы материально-технического снабжения и плановые отделы вышестоящих органов.
  3. Осуществление всей оперативной деятельности по реализации планов снабжения (заключение договоров, получение материальных ресурсов в соответствии с выделенными фондами и по договорам с поставщиками и др.).
  4. Приемка, размещение, хранение, подготовка к отпуску и отпуск материально-технических ресурсов цехам и службам предприятия.
  5. Установление совместно с планово-экономическим, техническим и финансовым отделами предприятия обоснованных дифференцированных норм запасов материально-технических ресурсов и доведение этих норм до работников складов; регулирование размеров запасов и контроль за их состоянием.
  6. Участие в разработке организационно-технических ресурсов, замене дефицитных сырья и материалов менее дефицитными.
  7. Организация контроля за расходованием материально-технических ресурсов цехами, службами по их назначению.
  8. Ведение оперативного учета поступлений материально-технических ресурсов на предприятие, их отпуска цехам и службам, состояния производственных запасов.
  Организационная структура отдела материально-технического снабжения зависит от типа производства, его масштабов, номенклатуры потребляемых сырья и материалов, степени кооперирования с поставщиками и форм снабжения предприятия средствами производства. На небольших предприятиях функции снабжения выполняют отдельные работники или группы в составе хозяйственного отдела предприятия. На средних и крупных предприятиях их выполняют отделы материально-технического снабжения.
  В производственном объединении на головном предприятии действует централизованная служба снабжения, централизуется также складское хозяйство; в филиалах создаются группы снабжения и подкомплектовочные склады для обеспечения цехов материалами.
  Организационное построение служб снабжения предприятий отличается большим разнообразием. В каждом конкретном случае оно варьируется в зависимости от размера и типа производства, объема и номенклатуры потребляемых материалов и изделий, уровня специализации и кооперирования, наличия транспортных путей и сети снабженческо-сбытовых баз в данном районе, территориального размещения предприятий и ряда других факторов.
  На большинстве предприятий служба снабжения предприятия представлена отделом (управлением) материально-технического снабжения. В его состав, как правило, входят: планово-экономическая группа (бюро); материальные группы, специализированные по видам материалов; диспетчерская группа (бюро); материальные склады .
  Управление материально-техническим снабжением на предприятии возложено на заместителя директора. В его подчинении находится отдел материально-технического снабжения, который обеспечивает согласованность действий всех отделов, служащих и должностных лиц организации по решению следующих задач снабжения:
  1) анализ и определение потребности, расчет количества заказываемых ресурсов;
  2) определение методов и форм снабжения;
  3) выбор поставщиков материальных ресурсов;
  4) согласование цен на ресурсы и заключение договоров с поставщиком;
  5) организация контроля качества, количества и сроков поставок ресурсов;
  6) организация размещения ресурсов на складах предприятия.
  Анализ, определение потребности и расчеты количества заказываемых ресурсов.
  В процессе планирования материально-технического снабжения необходимо определить:
  1) какие виды материальных ресурсов необходимы для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
  2) количество материальных ресурсов, которое потребуется для выполнения производственной программы;
  3) затраты на материально-техническое снабжение;
  4) возможности организации производства некоторых материальных ресурсов (полуфабрикатов, деталей, комплектующих изделий и др.) на своем предприятии.
  5) выбор методов и форм снабжения.
  Снабжение зависит от сложности выпускаемой продукции, состава комплектующих изделий и материалов. Все перечисленные факторы имеют свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сберечь время и сократить затраты.
  Наиболее часто используемые методы и формы снабжения:
  Закупка товара (материальных ресурсов) одной партией. Предполагает поставку товаров одной партией за один раз (оптовые закупки на товарно-сырьевых биржах, конкурсах, аукционах, у поставщиков и др.). Преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.
  Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Основные преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия складских помещений и затрат на содержание излишних запасов. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества товара; необходимость оплаты всего количества товара.
  Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Используется для закупки дешевых и быстро используемых товаров. Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала; снижение затрат на складирование и хранение; своевременность поставок.
  Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товара, но характеризуется следующими особенностями:
  • количество товара строго не устанавливается, а определяется приблизительно;
  • поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;
  • оплачивается только поставленное количество товара;
  • по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые предположительно должны быть поставлены.
  Преимущества: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества товаров; ускорение оборота капитала, минимум работы по оформлению документов.
  Выбор поставщика.
  Процедура получения и оценка предложений от потенциальных поставщиков может быть организована по-разному. Наиболее распространенными и эффективными видами являются следующие:
  Конкурентные торги (тендеры) - проводятся в случае, если предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие на большую денежную сумму по соображениям формирования долгосрочных связей между поставщиком и потребителем. Конкурентные торги выгодны как поставщику, так и потребителю.
  Письменные переговоры между поставщиком и потребителем; могут быть организованы двумя способами:
  1) инициатива вступления в переговоры исходит от поставщика товара;
  2) инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя.
  Независимо от выбираемого способа оценка предложений, поступивших к потенциальному потребителю, может вестись различными способами. Это может быть строго регламентированный процесс, как в случае конкурентных торгов, или более свободная процедура. Чаще всего основными критериями выбора поставщика являются: стоимость потребления товара или услуг; качество обслуживания.
  Стоимость потребления включает в себя цену товара или услуг и не имеющую точного и прямого денежного выражения прочную стоимость (изменение имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности предприятия, перспективы роста и развития производства).
  Качество обслуживания включает качество товара или услуг и надежность обслуживания. Под надежностью обслуживания понимается гарантированность обслуживания потребителя нужными ему заказанными ресурсами в течение заданного промежутка времени. Надежность можно оценить через вероятность в удовлетворении заявки потребителя.
  Кроме основных критериев выбора поставщика существуют и прочие критерии, количество которых превышает 60. К ним относятся: удаленность поставщика от потребителя; сроки выполнения текущих и экстренных заказов; наличие у поставщика резервных мощностей; система управления качеством продукции у поставщика; психологический климат в трудовом коллективе поставщика; риск забастовок у поставщика; способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования; кредитоспособность и финансовое положие поставщика и т. д.
  Заключение договора с поставщиками.
  Осуществляется на основе стандартного бланка "Заказ на поставку", который должен включать: название документа; порядковый номер; название и адрес покупателя; ответственность и санкции за невыполнение заказа; дату, наименование и адрес поставщика; сроки поставки и количество поставляемых товаров; описание товаров; адрес поставки; цены товаров; банковские реквизиты.
 

<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу