<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  Управление запасами направлено на разрешение двух ключевых проблем производственного менеджмента:
  * удовлетворение запросов покупателей;
  * рациональное использование ресурсов организации.
  Однако существует определенный фактор, ограничивающий рост запасов, а именно, затраты, обусловленные их наличием. Таким образом предприятия должны найти баланс между вложениями в запасы и требуемым уровнем покупательского сервиса. Очевидно, что минимизация общих затрат является важнейшим критерием достижения такого баланса. В организации возникают четыре типа затрат связанных с запасами:
 1) затраты на приобретение ресурса;
 2) затраты на заказ;
 3) производственные затраты;
 4) затраты на хранение запасов.
  Затраты на приобретение ресурса определяются его ценой и объемом закупки. Затраты на заказ включают затраты на ведение переговоров с поставщиком, на подготовку и заключение договора поставки, транспортные расходы и др. В отличие от затрат на приобретение они зависят или слабо зависят от объема заказа. Производственные затраты включают себестоимость изготовления заказанного количества, а также затраты на подготовку производства к выполнению заказа - обычно на переналадку оборудования. Затраты на хранение запасов трудно определяемы для предприятия, поэтому их величина обычно сильно занижается. Так как правильное определение этих затрат играет важную роль в управлении запасами, приведем их ориентировочную структуру.
 
 Структура затрат, связанных с запасами
 
 Виды затрат Величина затрат,
  в % от стоимости запаса Затраты на содержание помещений складов:
  арендная плата или амортизационные отчисления;
  содержание помещений;
  налог на сооружения;
  страховка сооружений 3-10 Затраты на содержание складского оборудования:
  арендная плата или амортизационные отчисления;
  энергия;
  техническое обслуживание;
  налог на имущество;
  страховка оборудования 3-4 Оплата рабочей силы, занятой перемещением и наблюдением за запасами, их учетом и контролем 3-5 Затраты, обусловленные инвестированием:
  потери ввиду связывания в запасах оборотных средств;
  налог на имущество, находящееся в запасах;
  страховые выплаты 6-24 Потери вследствие хищений и порчи запасов 2-5 Итого = 26
  Потери, обусловленные дефицитом ресурса на складе, включают затраты на срочное приобретение этого ресурса на худших коммерческих условиях и/или потери от простоя, т.е. нерационального использования ресурсов организации.
  Если речь идет об отсутствии на складе требуемой заказчиком продукции, то, во-первых, это упущенная выгода и материальные потери; во-вторых, дополнительные затраты при авральном выполнении заказа; в-третьих, потери, связанные с негативной реакцией рынка на частые задержки в выполнении заказов, что влечет за собой снижение конкурентного статуса организации.
  Запасы выполняют три важнейших функции, повышая гибкость и надежность управления организацией:
 1) функцию накопления;
 2) функцию защиты от изменения цен и инфляции;
 3) функцию управления затратами.
  Первая функция - это накопление ресурсов и их распределение в целях повышения надежности и синхронизации движения и преобразования материальных потоков в организации. Производственный процесс на предприятии можно рассматривать как целенаправленное движение и преобразование материальных потоков, начиная с получения предприятием исходных материалов и компонентов продукции и кончая выпуском готовых изделий. Однако бывает практически невозможно организовать полностью непрерывный производственный цикл на предприятии, на 100% согласовать между собой производственные звенья, внешние поставки синхронизировать с ходом производства.
  Таким образом, запасы и заделы незавершенного производства возникают на разных участках движения как следствие нарушения непрерывности материальных потоков. Степень непрерывности потоков определяется качеством организации и планирования процессов в оперирующих системах. Накопление запасов позволяет повысить устойчивость работы предприятия за счет полной или частичной ликвидации отрицательных последствий действия неблагоприятных внешних и внутренних факторов: колебаний спроса, недобросовестности поставщиков, внутренних сбоев системы по организационно-техническим причинам, задержек в пути транспорта, забастовок и др. Наличие запасов готовой продукции повышает уровень потребительского сервиса.
  Вторая функция запасов - защита от инфляции и колебаний цен, т.е. сохранение денежных ресурсов организации (предприятия). Размещая свободные наличные средства в банке, предприятие может сохранить их и получить крупный доход. С другой стороны, ценность запаса может расти быстрее, чем деньги, помещенные в банк. Таким образом, запасы могут рассматриваться в качестве инвестиций для использования в будущем или перепродажи (спекулятивные запасы). Принимая решение о создании подобных запасов, необходимо тщательно оценивать затраты и риски хранения.
  Третья функция запасов - управление затратами, которые тесно связаны с размером партий, заказываемых для пополнения запасов. С запасами связана возможность прямого влияния на уровень затрат организации. Большинство поставщиков предлагают скидки при крупных заказываемых партиях, в определенные периоды устраивают распродажи. Транспортные компании также предоставляют скидку при перевозках больших объемов грузов. Таким образом, разовая закупка больших количеств ресурсов в определенное время может, по существу, снизить издержки производства.
  Запасы и заделы незавершенного производства могут быть разделены на три группы - страховые, оборотные и спекулятивные.
  Страховые запасы призваны обезопасить предприятие от влияния различных неблагоприятных факторов, таких, как повышение цен на ресурсы, срывы поставок и т.д.
  Резервные запасы как разновидность страховых создаются на случай резких отклонений интенсивности поступления или потребления ресурса обычно по ходу производственного процесса или на выходе из системы.
  Сезонные запасы как разновидность резервных создаются в случаях наличия сезонных колебаний поступления ресурсов или спроса на готовую продукцию.
  Оборотные заделы (текущие) возникают вследствие несинхронности работы смежных звеньев логистической цепи, разного характера поступления и потребления ресурсов.
  Спекулятивные запасы приобретаются с целью дальнейшей перепродажи при повышении цен на ресурс и служат для сохранения и преумножения денежных средств организации.
  Кроме перечисленных выше запасов (заделов) можно назвать еще два вида заделов: транспортный - это предметы, которые находятся в процессе транспортировки и поэтому практически недоступны для работы с ними; технологический (цикловой) состоящий из предметов, находящихся в процессе преобразования (обработки), и, по сути, не являющийся запасом.
  Подход к управлению запасами предполагает необходимость предварительного решения ряда имеющих большую практическую важность проблем. К ним относятся:
 1) установление необходимой степени детализации контроля запасов;
 2) классификация запасов;
 3) решения по поддержанию необходимой точности учета запасов;
 4) определение периодичности инвентаризации запасов.
  Классификация запасов с целью выделения наиболее и наименее важных для контроля наименований. Для такой классификации обычно используется метод, называемый АВС-анализ.
  АВС-анализ. Это приложение к области управления запасами подхода, известного как принцип Парето. Подход Парето указывает на то, что в некотором множестве реальных объектов обычно имеется критическое меньшинство и тривиальное большинство. Идея состоит в том, чтобы сконцентрировать ресурсы управления на критическом меньшинстве объектов, оставляя минимум внимания тривиальному большинству. АВС-анализ позволяет разделить запасы на три классификационные группы на основе какой-либо их характеристики. Это может быть:
  * количество ресурса данного наименования, прошедшее через склад за период (год, квартал) в натуральных измерителях (штуки, тонны и т.п.);
  * то же, но в стоимостном измерении.
  Класс А наименований запасов - это тот, на который приходится высокое годовое количество кладируемых ресурсов. Эти наименования запасов могут составить только 5-10% от общего числа наименований, но они дают 70-80% общего количества запасов в натуральных или стоимостных измерителях. Класс В - это тот запас, на который приходится средняя величина годового объема складирования. Эти наименования могут составить около 20% от их общего числа и 15-20% общего объема складирования. Остальные запасы с низким объемом хранения образуют класс С. Они составляют примерно 5% годового объема складирования, но 70-80% наименований от их общего числа.
  Политика, базирующаяся на итогах АВС-анализ, состоит в следующем:
  1) прогнозирование потребности в ресурсах группы А должно выполняться более тщательно, чем остальных групп;
  2) закупки ресурсов группы А у более надежных поставщиков, чем группы С;
  3) ресурсы группы А в противоположность группам В и С должны подвергаться более тщательному контролю при складировании и по возможности размещаться в более надежных местах;
  4) точность учета изделий группы А должна быть выше и должна подвергаться более частым проверкам.
  Подход к управлению запасами, известный как АВС-анализ, обеспечивает более тщательное прогнозирование, физический контроль, надежность поставок и максимальную надежность учета и сохранность наиболее значимых (критических для организации) ресурсов.
  Учет. Точность ведения учета является действенной составляющей производственного (операционного) менеджмента и системы контроля движения запасов. Точный учет позволяет организациям выйти из состояния "частичного знания" того, что происходит в оперирующих системах, в том числе при управлении запасами, позволяет принимать обоснованные решения относительно планирования заказов и перевозок, фокусировать внимание только на тех наименованиях ресурсов, которые действительно наиболее необходимы.
  Целесообразна организация проведения инвентаризаций, опирающаяся на классификацию запасов, полученную в результате АВС-анализа. В соответствии с этим подходом:
 * ресурсы, отнесенные к группе А, подвергаются проверке чаще всего, например, один раз в месяц;
  * ресурсы группы В подлежат инвентаризации реже, например, один раз в квартал;
  * ресурсы группы С могут проверяться каждые 6-12 месяцев.
  Перманентная инвентаризация дает следующие преимущества:
  1) предохраняет от перебоев в удовлетворении производственной потребности в ресурсах;
  2) снимает необходимость единовременной ежегодной корректировки запасов;
  3) обеспечивает возможность персоналу точно оценивать запасы;
  4) выявляет причины ошибок и определяет меры по их устранению;
  5) делает равномерной и постоянной работу специального персонала, занятого в инвентаризации.
  Управление запасами должно давать ответ на два основных вопроса: когда размещать заказ на пополнение запаса и как много ресурса заказывать? Существуют несколько моделей управления различающихся исходными условиями и способами пополнения запаса. Все эти модели однопродуктовые, т.е. предполагают управление запасом одинаковых или однородных продуктов (т.е. сводимых к одному виду или способу учета). Основные положения управления запасами на идеальной модели строятся на следующих допущений:
  а) интенсивность (скорость) потребление ресурса (материалов, предметов труда и т.п.) из запаса известна и постоянна, спрос на них известен и постоянен;
  б) потребление осуществляется мелкими партиями или поштучно, а пополнение (возобновление) запаса - более крупной партией;
  в) пополнение запаса происходит мгновенно при снижении его уровня до нуля;
  г) дефицит (нехватка) ресурса на складе исключен.
  На идеальной модели аналитически решается лишь один вопрос из двух, поставленных ранее, а именно: определяется величина оптимальной партии поставки ресурса.
 
 
 19. Организация и управление качеством продукции
 (товаров, услуг, работ)
  Выживаемость любого предприятия определяется его уровнем конкурентоспособности, который в основном определяется качеством продукции и его ценой.
  Качество - это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество характеризует меру потребительной стоимости, степень ее пригодности и полезности.
  Качество продукции формируется под воздействием следующих факторов: восприимчивости предприятий к использованию достижений НТП; постоянно меняющихся требований рынка; уровня квалификации персонала, его образования и культуры, применяемых материальных и моральных стимулов. Качество продукции оценивается на основе измерения определяющих ее свойств по десяти группам показателей: назначения, надежности, технологичности, уровня стандартизации и унификации продукции, эргономики, эстетики, транспортабельности, экологичности, безопасности и патентно-правовой чистоты. Значение показателей качества продукции определяется методами: экспериментальным, органолептическим, социологическим и экспертных оценок.
  Качество продукции обеспечивается совместной деятельностью всех структурных подразделений, служб и отделов предприятия. Интегральным экономическим фактором обеспечения качества продукции является цена качества, которая определяется суммой расходов, затраченных на контроль, и издержек, понесенных предприятием вследствие отказов изделий.
  Система управления качеством продукции представляет собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. Важное место в этой системе занимает служба управления качеством, основными задачами которой являются:
  • защита репутации предприятия;
  • защита потребителя от дефектной продукции;
  • сокращение объема непроизводственных работ;
  • предупреждение брака;
  • участие в разработке новой продукции и технологических процессов.
  При решении этих основных задач служба управления качеством выполняет многие функции, важнейшие из которых следующие:
  • координация работ по достижению требуемого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара (научные исследования, изготовление, контроль, сервисное обслуживание);
  • расчет затрат по обеспечению качества продукции в цехах и на предприятии в целом;
  • определение затрат, обусловленных влиянием различных факторов на достижение требуемого уровня качества с целью устранения или сокращения отходов;
  • координация деятельности всех служб, сотрудничающих в вопросах качества, в разработке конкретных целей в этой области и информация их о достигнутых результатах;
  • сотрудничество со службой материально-технического обеспечения, оказание ей содействия в выборе поставщиков и постоянного обновления их "рейтинга" по качеству и участие в разработке четко сформулированных требований с указанием расчетов, предъявляемых поставщикам;
  • организация обучения качеству работы своих сотрудников, а также сотрудников других служб, занимающихся вопросами качества;
  • активное участие в подготовке кадров и в других действиях с целью стимулирования качества продукции.
  Выработка и реализация многих управленческих решений в области качества происходят в процессе технического контроля, представляющего систему методов, средств и мероприятий, в результате которых идентифицируется качество готовой продукции, полуфабрикатов и сырья требованиям стандартов и межцеховым нормам, а также обеспечивается выработка высококачественной продукции в соответствии с этими нормативными документами и стандартами.
  Задачи технического контроля:
  • предупреждение влияния случайных и субъективных факторов на качество выпускаемой продукции;
  • обеспечение соблюдения заданного технологического режима;
  • установление требуемого качества готовой продукции.
  Функции технического контроля выполняет служба технического контроля предприятия, которая может включать отдел технического контроля, центральную лабораторию, лаборатории цехов, группы контроля и др. Служба технического контроля подчиняется непосредственно директору предприятия.
  На предприятиях технический контроль осуществляется по двум направлениям:
  • контроль качества сырья, полуфабрикатов и товарной продукции;
  • контроль параметров технологического режима.
  Технический контроль охватывает все стадии производства и должен быть профилактическим, оперативным, точным, обязательным. При его организации необходимо установить: вид контроля (предварительный, промежуточный, окончательный), форму (лабораторный, визуальный), методы (сплошной, выборочный), частоту (периодичность), органы контроля, документацию по контролю и экономические санкции при несоблюдении стандартов и норм.
 
 20. Основы организации планирования производства
  Планирование - это функция управления, включающая: анализ ситуаций и внешней среды; прогнозирование, оценку и оптимизацию альтернативных вариантов достижения целей, сформированных на стадии стратегического маркетинга; разработку плана и его реализации.
  К основным принципам планирования относят: преемственность стратегического и тактического планов; социальную ориентацию плана; ранжирование объектов планирования по их важности; адекватность плановых показателей; согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления; вариантность плана; сбалансированность плана; экономическую обоснованность плана; автоматизацию системы планирования; обеспечение обратной связи системы планирования.
  Качество плана - это совокупность параметров плана, отвечающих принципам и научным подходам к планированию и обеспечивающих минимальное отклонение запланированных параметров от фактических, полученных в результате реализации плана. Критерием качества разработки и выполнения планов может служить показатель К=(Пф-Пр)/Пф, где Пф и Пр - соответственно фактическое значение планового параметра и расчетное значение планового показателя. Условиями повышения качества планов являются: применение научных подходов к управлению; соблюдение принципов планирования; повышение качества информационного и методического обеспечения; стимулирование разработчиков за высокое качество планов.
  Различают следующие планы: стратегический, долговременный, бизнес-план, текущий, оперативный, инвестиционный проект.
  Стратегический план разрабатывается на 10 - 15 лет. В нем сформулированы задачи, увязанные по времени и ресурсам, а также общая стратегия достижения поставленной цели.
  Долговременный план разрабатывается на несколько лет (3 - 5) и направлен на решение отдельных самостоятельных проблем предприятия (модернизация оборудования, совершенствование организации работы транспорта, повышение качества выпускаемых изделий, улучшение условий работы). Такие планы часто разрабатываются как составная часть стратегических.
  Бизнес - план разрабатывается, как правило, на один или три года. В нем излагается программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению конкретных целей предприятия, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов.
  Оперативные планы посвящены решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде, имеют узкую направленность, высокую степень детализации, характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов.
  Инвестиционные проекты - планы капитальных вложений с использованием внешних и внутренних инвестиций, направлены на создание новых или реконструированных производственных мощностей.
  Краткосрочные планы разрабатываются на месяц, квартал, полгода, год и служат ориентиром в текущей деятельности предприятия, поиске путей рационального использования ресурсов, они могу дополняться суточными производственными графиками.
  Планы могут быть объединены в три основных типа планов: планы-цели; планы для повторяющихся действий; планы для неповторяющихся действий.
  Прогнозирование и планирование деятельности предприятия представляет собой сложный многоступенчатый и интуитивный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем. Для их решения необходимо использовать самые разнообразные методы (существует свыше 150 методов). В качестве основных используются следующие методы: экспертных оценок, исторических аналогий и прогнозирования по образцу прогнозной экстраполяции, моделирования, экономического анализа (балансовый, нормативный, программно-целевой), экономико-математические.
  Сущность планирования составляет разработку соответствующих показателей, отражающих содержание социально-экономических процессов. Показатели плана подразделяются на утверждаемые и расчетные; количественные и качественные; абсолютные и относительные; натуральные и стоимостные. Утверждаемые показатели выступают в виде нормативов, лимитов и объемов финансирования. Стоимостные показатели характеризуют темпы роста, пропорции, структуру общественного производства, валовой внутренний продукт, инвестиции, розничный товарооборот, прибыль, экспорт, импорт и др. Эффективность использования ресурсов планируется с помощью относительных показателей производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости, освоения производственных мощностей, доходности, себестоимости, рентабельности.
  На предприятиях в планах разрабатываются следующие показатели: темпы роста товарной продукции; производство продукции в натуральном выражении; объем реализации продукции; основные задания научно-технических программ по разработке, освоению и внедрению новой техники; удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме производства; производительность труда, затраты на 1 тыс. руб. продукции; прибыль; ввод в действие основных фондов.
  Под организацией работ по планированию понимается процесс переработки входа системы планирования в ее выход по достижении целей предприятия. Процесс планирования - это разработка и принятие управленческих решений по различным аспектам деятельности организации. Процесс разработки плана включает следующее: изучение проблемы; формирование системы планирования; уточнение нормативов конкурентоспособности планируемого объекта и других требований; разработка управленческого решения; оформление, согласование и утверждение плана; доведение плановых заданий до исполнителей; координация выполнения плана; учет и контроль выполнения конкретных плановых заданий и параметров; стимулирование выполнения плана.
  Распространенными методами организации работ по планированию являются сетевые методы и построение оперограмм. Основными элементами сетевого графика является работа (изображается стрелкой) и событие (изображается кружком). Работа - это процесс или действие, которое нужно совершить, чтобы перейти от одного события к другому. Событие - это фиксированный момент времени, который представляет собой одновременно окончание предыдущей и начало последующей работы.
 
 
 21. Организация подготовки производства новой продукции
  Современное предприятие не может быть конкурентоспособным без систематической и постоянной работы по совершенствованию и обновлению выпускаемой продукции и созданию новых видов изделий, расширяющих ассортимент и заметно поднимающих качественные показатели всего производства. Важнейшей составляющей этого процесса является организационно-техническая подготовка производства. Она включает в себя следующие виды работ:
 1) проектирование новых и совершенствование ранее освоенных видов продукции и обеспечение изготовителей всей необходимой документацией;
 2) разработка новых и совершенствование уже освоенных технологических процессов;
 3) опытная проверка и внедрение усовершенствованных техпроцессов;
 4) проектирование и изготовление технологической оснастки и инструментов, в т. ч. пресс-форм, штампов, моделей, литейной оснастки и т. п.;
 5) разработка технически обоснованных норм и нормативов для определения трудоемкости и материалоемкости продукции, потребности в оборудовании, оснастке, производственных и вспомогательных площадях, технологическом топливе, энергии, расчеты по необходимым ресурсам (материалам, энергии, площадям, инструменту, оборудованию, транспортным средствам, коммуникационным сооружениям, комплектующим, финансовым и т. д.);
 6) проектирование и изготовление нестандартного оборудования, разработка планов приобретения недостающего и модернизации имеющегося оборудования;
 7) размещение и рациональная планировка оборудования по производственным площадям;
 8) организация всех перечисленных работ, в т. ч. и организационная перестройка отдельных производственных подразделений, разработка и внедрение новых систем планирования производства и управления.
  Организационно-технической подготовкой производства занимается большое количество предприятий, проектных, технологических и научных организаций, но решающую роль играет предприятие, которому необходимо осваивать и внедрять в производство новые технологические процессы и изделия. Разработанная различными организациями техническая документация поступает на предприятие, где дальнейшая работа проводится отделами главного конструктора, главного металлурга, главного технолога, главного механика, главного энергетика, механизации и автоматизации, бюро нормализации и стандартизации, бюро рационализации и изобретательства. В этих отделах или бюро производится доработка полученной технической документации применительно к заводским условиям.
  Организационно-техническая подготовка (ОТП) включает в себя четыре стадии: 1- научно-исследовательская подготовка (выполнение фундаментальных и прикладных исследовательских работ по конструкции изделий, технологическим процессам, инструменту и технологической оснастке, организации производства, созданию технических средств и приборов, по управлению и т. п.); 2- конструкторская подготовка, охватывающая проектирование новых видов продукции, технологической оснастки, средств механизации и автоматизации, нестандартного технологического оборудования; 3- технологическая подготовка, включающая весь комплекс работ по совершенствованию и разработке новых технологических процессов; 4-организационная часть, включающая организацию, планирование, материально-техническое обеспечение всех составляющих ОТП.
  Конструкторская работа предприятия проводится в несколько этапов: 1- разработка технического задания (ТЗ); 2-разработка технического предложения (ТП); 3-эскизное проектирование (ЭП); 4-техническое проектирование (ТП); 5-разработка рабочих чертежей (РЧ). На последнем этапе разрабатываются все сборочные чертежи, схемы, чертежи деталей, спецификации, инженерные расчеты, инструкции по эксплуатации и т. п. Каждый этап конструкторской подготовки, ее состав, индексация, порядок хранения и учета, внесения изменений в чертежи полностью регламентируется ЕСКД (единой системой конструкторской документации).
  Технологическая подготовка производства (ТПП) выполняется в четыре этапа: 1-технологический контроль чертежей, направленный на повышение технологичности конструкций; 2-разработка технологических процессов изготовления заготовок и деталей, сборки узлов, агрегатов и самого изделия; 3-проектирование и изготовление спецоснастки и нестандартного оборудования (выполняется конструкторскими бюро или отделами, изготовление осуществляется в инструментальном, штамповом цехе или цехе пресс-форм и литейной оснастки); 4-отладка и внедрение разработанных техпроцессов, инструмента, технологической оснастки устройств и оборудования.
  Организация технической подготовки производства начинается с планирования. На первом этапе в составе бизнес - плана разрабатывается план технического развития предприятия. На втором этапе составляется план технического развития и организации производства. Третий этап представляет собой оперативное планирование технической подготовки. Все работы по планированию технической подготовки и последующему контролю за их выполнением ведутся специально созданным бюро технической подготовки, могут участвовать плановые группы отдельных технических подразделений, технический отдел, производственный отдел, диспетчерская служба, планово-экономический отдел. В последнее время при планировании технической подготовки производства широко применяют сетевые системы планирования и управления (СПУ).
  Организационно-техническая подготовка производства проводится в соответствии с технической политикой предприятия, т. е. генеральной линией, системой стратегических мер в области повышения качества продукции, ресурсосбережения, конкурентоспособности выпускаемых товаров, разработки и внедрения прогрессивных технологических процессов, инструмента, технологической оснастки, оборудования, эффективных форм организации производственного процесса
  К укрупненным этапам разработки и внедрения в практику технической политики предприятия относятся: 1- проведение маркетинговых исследований; 2- разработка стратегии предприятия; 3- проведение НИОКР по созданию конкурентоспособных товаров, разработке прогрессивных технологических процессов, инструмента и оборудования; 4- организационно техническая подготовка производства новых товаров; 5- производство и реализация новых товаров, изготовленных на предприятии. На современном этапе развития различных производств ключевая роль принадлежит выполнению инновационных программ, реализация которых требует внутренних или внешних инвестиций.
 
  22. Роль инновационного менеджмента в развитии современного производства
  Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, целью которого является определение основных направлений научно-технической политики и развитие организации. Инновация - это процесс нововведений, результат творческой деятельности, получающий воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического процесса или в виде нового продукта.
  Инновационная деятельность является необходимым требованием при функционировании любого предприятия в современных условиях. Речь идет не о эпизадической, фрагментальной, компании, а о систематической и планомерной деятельности по исследованию, разработке, подготовке к производству и внедрению организационных, управленческих, технических и экономических новшеств, обеспечивающих конкурентоспособность как самого предприятия, так и выпускаемой продукции. Инновационные проекты и программы их реализации составляют важную часть хозяйственного механизма управления научно-техническим развитем Республики и ее промышленным комплексом, в т. ч. и приборостроительной и машиностроительной отраслью.
  Инновационный проект - это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической проблемы (задачи), выраженной в каличественных показателях и приводящей к инновации. К основным его элементам относятся: сформулированные цели и задачи; комплекс проектных мероприятий по решению проблемы и реализации поставленных целей; организация выполнения проектных мероприятий; основные показатели проекта.
  Формирование инновационных проектов обеспечивает: комплексный, системеный подход к решению конкретной проблемы; количественную конкретизацию целей научно-технического развития и строгое отражение конечных целей и результатов проекта в управлении инновациями; скврзное непрерывное управление процессами создания, освоения. Производства и потребления инноваций; обоснованный выбор путей наиболее эффективной реализации целей проекта; сбалансированность ресурсов, необходимых для реализации инновационного проекта; межведомственную координацию и эффективное управление комплексом работ по проекту.
  Реализация инновационного проекта обеспечивается участниками проекта: заказчиками; инвесторами; проектировщиками; поставщиками; исполнителями; научно-техническими советами; руководителем проекта и поддерживающими стуктурами.
  Инновационные проекты по типу инноваций можно разделить на проекты: по введению нового (радикального) или усовершенствованного продукта; по введению нового или усовершенствованного метода производства; по созданию нового рынка; по освоению новых источников сырья, полуфабрикатов, материалов; по реорганизации структуры управления.
  Обобщенно цикл управления проектом можно представить двумя стадиями: разработка и управление его реализацией. Управление инновационными проектами должно основываться на совокупности научно-обоснованных и проверенных практикой принципов: селективного управления; целевой ориентации; полноты цикла управления; этапности работ; многовариантности; системности; комплексности; сбалансированности.
  В процессе разработки концепции инновационного проекта можно выделить следующие этапы: формирование инновационной идеи и постановка цели; маркетинговые исследования; структуризация проекта; анализ риска и неопределенности; выбор варианта реализации проекта.
  В управлении проектом планирование занимает основное место, воплощающее организующее начало процесса реализации проекта. Основная цель планирования - интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечивающих достижение конечных результатов проекта. План реализации инновационного проекта представляет собой детальный, развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный перечень научно- технических, производственных, организационных и др. мероприятий, направленых на достижение общей цели.
  Исполнителями инновацинного проекта могут быть:
  -инженерные кадры предприятия в составе ОГТ, ОГМ, ОГК, ОГЭ, ОГС, ОГМех, различных бюро, групп и ведущих специалистов;
  -заводские научно-исследовательские центры, проектные бюро и институты, в составе которых имеется профессиональный персонал, лаборатории , оборудование, приборы, оснастка, небходимые при решении задач проекта;
  -венчурные группы и организации; технопарки, базирующиеся на хорошо оснащенных лабораториях и высококвалифицированных специалистах;
  -отраслевые СКБ, научно-исследовательские институты и специальные технологические бюро;
  -научные лаборатории и коллективы кафедр вузов Республики
  - научно-исследовательские институты Национальной Академи наук Республики Беларусь.
 Менеджмент торговли прогрессивными технологиями
  Кто способен производить и продавать технологию могут применять следующую стратегию.
  На первом этапе рыночной стадии жизненного цикла технологии предпочтение отдается продажам готовой продукции, в которой реализованы новые идеи, принципы и процессы, которые в состоянии обеспечить покупателю новое качество. На следующем этапе технологический трансферт развивается за счет прямых инвестиций в расширение производства, позволяя быстро увеличивать массу прибыли за счет снижения удельных затрат на оплату труда, транспортировку и услуги, которые сопровождают продажу и обслуживание. На стадии насыщения рынка предпочтение отдается продажам лицензий - уступке прав собственности на запатентованную и незапатентованную технологию.
  Перспективным разработчиком новых технологий могут быть мелкие фирмы , у которых недостает собственных средств для выполнения всех этапов ЖЦТ. В зарубежной практике источником технологий становятся небольшие компании венчурного типа, технопарки, которые привлекают к себе капитал заинтересованных фирм, фондов, корпораций. Особенностью такого механизма в данном случае является возможность приобщения к новой технологии практически сразу, в момент ее появления.
  Однако в случае продажи технологии независимым компаниям происходит утрата монопольного права на ее использование. Кроме того, покупатель технологии, обладающий значительным научно-техническим потенциалом, может стать впоследствии серьезным конкурентом. Продавая технологии независимым компаниям, продавцы стремятся получить долю в акционерном капитале, объединить передачу технологии с поставками своего оборудования, а также компенсировать утрату технологической монополии путем получения максимальных доходов от продажи. Чаще всего независимым фирмам продаются технологии тех отраслей, в которых низкий удельный вес расходов на НИОКР.
  Передача технологии может осуществляеться на коммерческой и некоммерческой основе.
  Формы передачи технологии на некоммерческой основе:
  * передача носителей информации в виде специальной литературы, компьютерных баз данных и др.;
  * конференции, выставки, симпозиумы, семинары, клубы, в том числе, постоянно действующие;
  * обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов, осуществляемые на паритетных основах университетами, фирмами, организациями и др.;
  * перекрестное лицензирование на паритетной основе;
  * миграция ученых и специалистов, в том числе международная, так называемая "утечка мозгов" из научных в коммерческие структуры и обратно, учреждение новых небольших высокотехнологичных фирм венчурного типа специалистами из университетов и корпораций, создание зарубежных маркетинговых и исследовательских подразделений крупными корпорациями.
  Основными формами коммерческой передачи информации являются:
  * продажа технологии в материальном виде - станков, агрегатов, автоматического и электронного оборудования, технологических линий и др.;
  * прямые инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация предприятий, фирм, производств;
  * портфельные инвестиции, в том числе совместные предприятия, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров, а также лизингом;
  * продажа патентов;
  * продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности, кроме товарных знаков, знаков обслуживания и т.д.;
  * продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности - ноу-хау, секреты производства, технологический опыт, сопроводительные к передаваемым оборудованию и технике документы, инструкции, чертежи, схемы, спецификации, технологические карты, а также обучение специалистов, консультативное сопровождение, экспертиза и др.;
  * совместное проведение НИОКР, научно-производственная кооперация;
  * ижиниринг.
  Передача технологии в коммерческих формах подразумевает, что технология является специфическим товаром. Покупатель новой технологии получает в свое распоряжение научно-технические разработки и/или созданные производственно-технологические процессы. Использование таких разработок и процессов в качестве элементов производительного капитала позволяет выпускать товарную продукцию, обладающую повышенной конкурентоспособностью, и получать в течение более или менее продолжительного периода дополнительную прибыль вследствие ее универсальности либо меньших издержек производства в расчете на единицу готовой продукции.
  Повышенная конкурентоспособность продукции, производимой с помощью новой технологии, находится в обратной зависимости от масштаба распространения (доступности) данной технологии. Дополнительная прибыль исчезает, как только технические усовершенствования становятся достоянием большинства предприятий данной отрасли или появляется еще более совершенная технология. Чем выше степень монополизации научно-технических знаний и производтвенно-управленческого опыта, тем сильнее позиции собственника технологии на товарном рынке. Таким образом, вполне понятно стремление стран и отдельных фирм, достигших высокого технического уровня, сохранить свою монополию на новые технологии.
  В зависимости от цели технологического обмена возможно сделать акцент либо на экономии материальных, либо трудовых затрат, либо на решении социальных (занятости) или экологических проблем. Кроме того, при технико-экономических расчетах следует оценить и учесть возможность вовлечения в производство местных сырья, топлива, энергии, рабочей (в том числе квалифицированной) силы и транспортную составляющую.
  Независимо от того, в какой - технической или иного рода документации или в овеществленной - форме осуществляется передача технологии, она оформляется в виде договора (контракта, соглашения). В нем должны указываться:
  * основные положения (в том числе и обязанности сторон, предмет соглашения, санкции, условия форс-мажора, порядок разрешения споров оплаты и др.) более или менее стандартные для любого договора купли-продажи, а также специфические - только для договоров о передаче технологий;
  * гарантии того, что предмет соглашения (техника и технология, ноу-хау и т.д.) соответствует количеству, качеству, описанию, упаковке и т.д., содержащимся в соглашении;
  * гарантии того, что техника и технология при соблюдении прилагаемых инструкций, руководств и технологических карт пригодны для выполнения тех видов деятельности, которые оговорены в договоре;
  * гарантии патентной чистоты и свободы от притязаний третьих лиц;
  * технические параметры, которые поставщик гарантирует при соблюдении определенных условий сборки, установки, наладки, пуска и эксплуатации, а также перечень этих условий, способы определения технических параметров и результаты нарушений, возникающих при несоблюдении инструкций;
  * гарантии покупателя соблюдать необходимый уровень качества; данное требование ужесточается в случае, когда по лицензионному соглашению покупатель приобретает права использования товарных знаков, знаков обслуживания и других атрибутов продавца, и отход от его стандартов может нанести ущерб доброму имени поставщика и его репутации;
  * гарантии покупателя соблюдать конфиденциальность при использовании всей запатентованной и незапатентованной информации, полученной по лицензионному соглашению о передаче технологии.
  В лицензионном договоре помимо запатентованной информации может фигурировать ряд других положений и требований, обязательных к исполнению сторонами. Такими пунктами лицензионного соглашения могут быть:
  * обязательство лицензиара использовать полученную технологию только в определенных границах (отраслевой, территорильный аспекты);
  * обязательство лицензиара и (или) лицензиата передавать всю информацию о доработке, совершенствовании приобретаемой технологии;
  * обязательство лицензиара приобретать в виде так называемых "связанных закупок" большой объем технологически простой продукции - комплектующих, полуфабрикатов и т.д.
  * обязательство лицензиара произвести паузальный платеж, если он находится в стране с неустойчивым социально-экономическим режимом;
  * указание срока, в течении которого лицензиат получает роялти (не зависит от сроков патентной защиты);
  * включение в лицензионное соглашение права лицензиара пользоваться товарным знаком, обслуживания, торговым названием, что может составлять до 25% всего объема лицензионного соглашения по стоимости;
  * полный комплект поставок техники, технологии, сопутствующей документации и услуг (типа поставок "под ключ");
  * обеспечение подготовки персонала, поставок запасных частей, ремонта, производственного и послепродажного обслуживания, другой технической помощи на весь срок лицензионного соглашения;
  * доступ покупателя к усовершенствованиям технологии поставщика на весь срок действия соглашения.
  Существует несколько способов передачи технологий. Одним из наиболее распространенных является лицензионная торговля.
  Термин "лицензия" в переводе с латинского означает разрешение совершать какие-либо действия и в связи с этим используется в различных сферах. Применительно к технологическому обмену он означает разрешение использовать на определенных условиях предметы лицензии, которыми являются:
  * запатентованные изобретения;
  * промышленные образцы;
  * товарные знаки;
  * ноу-хау, т.е. имеющие ценность конфиденциальные сведения, которые не пользуются правовой охраной.
  В зависимости от объекта лицензии могут подразделяться на патентные и беспатентные.
  Продажа лицензий позволяет существенно ускорить процесс освоения нового рынка и хотя бы частично возместить собственные расходы на исследования и разработки. Иногда бывает выгоднее вместо поставок готовых изделий продать лицензию на право их производства, например в случаях, когда возникают проблемы, связанные со сбытом готовой продукции из-за недостаточного объема собственного производства или выхода на внешний рынок. Развитию собственного производства может препятствовать множество причин - от нехватки сырья до отсутствия высококвалифицированного персонала и производственных площадей.
  Изобретением признается техническое решение, обладающее новизной и существенными отличиями. Под техническим решением в широком смысле понимается практическое средство удовлетворения определенных потребностей. Например, отдельные способы лечения болезней не относятся к технике в общепринятом понимании, но поскольку они предполагают применение некоторых, лечебных средств в строго установленных дозах, в течение конкретного времени, с соблюдением определенного порядка, то имеет место технология лечения, которая в этом смысле и рассматривается как техническое решение.
  Какая-либо задача считается выполненной, если:
  а) имеется указание на технические средства (способы) для ее решения;
  б) раскрываются принципиально важные моменты (основная схема);
  в) решение осуществимо, т.е. пригодно для использования. Это значит, что специалисты в данной области с помощью общеизвестных приемов и технических средств могут внедрить изобретение.
  Техническое решение не обязательно должно сопровождаться теоретическим обоснованием. Оно считается новым при условии, что его сущность не была раскрыта ранее в данной стране или за границей настолько, что стало возможным его осуществление. Раскрытие сущности решения может произойти посредством либо опубликования, либо демонстрации, либо в результате открытого применения. Во всех этих случах становится доступным копирование решения, что влечет за собой утрату им потентоспособности.
  Техническое решение признается обладающим существенными отличиями, если оно характеризуется новой совокупностью признаков, дающих положительный эффект, например:
  а) все признаки являются новыми;
  б) часть признаков является новой, а часть - известной;
  в) все признаки являются известными, а их сочетание - новым.
  Сходные однородные изобретения называются аналогами, а наиболее близкий из них к предложенному новому техническому решению - протатипом. Несущестенные отличия в новом техническом решении не позволяют считать его изобретением, например использование эквивалентных средств (замена пайки сваркой).
  Охрана прав изобретателя осуществляется при помощи патентов. Патент представляет собой документ, удостоверяющий государственое признание технического решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан (патентообладателем), исключительное право на изобретение. Патент выдается государственным патентным ведомством изобретателю или его правопреемнику (право на служебное изобретение обычно принадлежит предпринимателю) по его заявке, рассмотренной в соответствии с процедурой, установленной закондательством данного государства. Срок действия патента также устанавлвается национальным законодательством (обычно 15-20 лет). Исключительное право патентообладателя заключается в предоставлении ему монопольного права на применение изобретения (искусственная монополия). Если изобретение использутся без разрешения владельца , он может обратиться в суд с иском о возмещении ущерба и запрещении действий, связанных с нарушением патента. Патентообладатель имеет право отчуждать свои права на изобретение и выдавать разрешение (лицензию) другим лицам на использование запатентованного изобретения.
  Патент охраняет права его владельца, как правило, только в стране, где он выдан. Но в последнее время, например в Западной Европе, действует европейский патент.
  За выдачу патента взимается патентная пошлина. Так, при выдаче европейского патента она взимаетсяч за подачу заявки, проведение поиска, указание государства, в отношении которого действует заявка, поддержание заявки в силе, проведение экпертизы, выдачу патента, подачу возражения и апелляции, за возобновление рассмотрения заявки в случае пропуска заявителем установленных сроков. Взимание пошлины при подаче заявки характерно для всех развитых стран, а во многих странах к тому же взимаются годовые пошлины в течение срока действия патента. В большинстве стран сумма годовой пошлины возрастает по мере приближения к концу срока действия патента.
  Патенты не только выполняют функцию защиты изобретений от использования их другими фирмами, но и являются источником непрерывной информации о новейших научно-технических достижениях. С помощью патентных фондов можно легально собирать конкретный материал на объекты лицензий, систематически следить за новыми изобретениями и анализировать научно-технические исследования. Практически все крупные фирмы имеют патентные фонды или пользуются услугами соответствующих организаций. По оценкам специалистов, около 80% информации, содержащейся в патентах, невозможно найти ни в одном другом источнике.
  Патентование, как правило, на 2-3 года опережает внедрение новой технологии в производство, а патент - это потенциальная лицензия, поэтому постоянное изучение соответствующей информации позволяет фирмам вырабатывать стратегию и прогнозировать развитие лицензионной торговли.
  Промышленным образцом признается новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. При помощи промышленного образца устанавливается монополия на форму (орнамент) продуктов труда. На промышленные образцы, так же как и на изобретения, выдаются патенты.
  Товарный знак - это зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий. Товарные знаки обычно имеют буквальное или графическое изображение. Для идентификации услуг применяются знаки обслуживания.
  Наряду с патентными лицензиями существуют и беспатентные лицензии на ноу-хау (непатентованное научно-техническое достижение и производственный опыт конфиденциального характера), владелец которого обладает естественной монополией в отличие от владельца запатентованного изобретения.
  В отличии от запатентованного изобретения ноу-хау не пользуется особой правовой охраной, и поэтому наилучшей формой защиты подобных знаний является коммерческая тайна.
  Ноу-хау могут включать:
  * предметы - образцы изделий, незапатентованные промышленные образцы, машины, приборы, запасные части, инструменты, приспособления и т.д.;
  * техническую документацию - формулы, расчеты, чертежи, схемы, незапатентованные изобретения и т.д.;
  * инструкции - пояснения, касающиеся конструкции производстваили применения изделия, процесса производства, производственных навыков, практических советов; сведения об организации работы и данные, помогающие в решении экономических вопросов.
  Наиболее характерными условиями лицензионных соглашений, ограничивающими лицензиата в использовании ноу-хау, являются:
  * не передавать приобретенные знания и опыт третьей стороне в течение срока действия соглашения и в среднем до 5 лет после окончания этого срока;
  * указывать в рекламных документах или на выпускаемой продукции, что она изготовлена по лицензии другой фирмы;
  * не предоставлять сублицензии на ноу-хау, так как это может повлечь за собой его утрату.
  В нефтяной промышленности распространены контракты "на обслуживание" (service contracts), в соответствии с которыми иностранная компания занимается только геологоразведочными работами и - выполняет свои обязательства до момента обнаружения нефти.
  В соответствии с контрактами на управление (management contract) оперативный контроль за деятельностью предприятия, который обычно осуществляется представителем собственника предприятия, который обычно осуществляется представителем собственника предприятия, передается другому предприятию. Иностранная фирма определяет важнейшие направления деятельности предприятия. В целом функции фирмы-менеджера аналогичны административным и техническим функциям по управлению своим филиалом:
  * общее управление (текущее и перспективное планирование деятельности);
  * управление финансами;
  * проведение административной и кадровой политики;
  * управление производством;
  * организация сбыта.
  Маркетинговые контракты аналогичны управленческим контрактам. Местные фирмы передают зарубежной фирме ответственность за продажу своей продукции (или ее части) и, следовательно, контроль за всеми видами деятельности, связанными с продажей продукции. Плата за эти услуги обычно принимает форму выплаты определенного процента от объема продаж.
  По контрактам на оказание технической помощи зарубежные фирмы предоставлют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности местной фирмы. В подобных договорах предусматриваются ремонт и профилактика машин и оборудования, консультации по использованию ноу-хау, устранение аварий и контроль за качеством.
  Самостоятельной формой лицензионных соглашений являются контракты на использование товарного знака - франчайзинг (franchising), которые предусматривают предоставление прав на использование торговой марки или фирменного названия, а также оказание услуг по технической помощи, повышению квалификациирабочей силы, организации торговли и управлению.
  Самостоятельной и очень распространенной формой международного технологического обмена является инжиниринг, который представляет собой совокупность видов деятельности, направленных на оптимизацию инвестиций или минимизацию затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения.
  Инжиринговые услуги можно подразделить на три группы:
  1) услуги по подготовке производства;
  2) услуги по организации процесса производства и управлению предприятием;
  3) услуги по обеспечению реализации продукции.
 
 
  Инновационная деятельность направлена на:
  разработку и внедрение новой продукции, технологических процессов, инструмента и технологической оснастки, технологического оборудования;
  •совершенствование действующих (старых) технологических процессов, инструмента и оборудования;
  •совершенствование выпускаемого товара на основе новых изобретений, ноу-хау, патентов и лицензий;
  •совершенствование организации производства, труда, взаимодействия предприятия с внешней средой, маркетинга и сбыта продукции, сервисного обслуживания.
 
 
 
 
 
 
  Инновационный процесс воплощается в получении и коммерциализации изобретений, новых технологий, видов продукции и услуг, решений организационно-технического, экономического и других результатов интеллектуальной деятельности. Роль инновационного менеджмента достаточно ярко может быть представлена схемой 1. Причем характерной особенностью развития инновационного менеджмента является постоянно возрастающее его значение.
  Основными целями инновации являются минимизация себестоимости продукции и повышение качества работы на всех участках, в том числе и качества технологических, экономических, кадровых и организационных решений. При внедрении новых техпроцессов имеет значение: повышение качества продукции, снижение затрат ресурсов, улучшение условий труда, повышение эффективности использования оборудования и техоснастки.
 
 
  23. Менеджмент повышения квалификации персонала предприятия.
  Обучение, повышение квалификации, переподготовка в современных условиях становится ключевым элементом процесса работы с персоналом. Обучение позволяет сформировать: новую систему ценностей и установок; требования к профессиональным знаниям и навыкам; новые знания и навыки. Стоит задача- ни одна категория персонала предприятия не может быть допущена к работе без соответствующего документа (сертификата). Обучение , повышение квалификации и переподготовку в нынешних условиях проходят все категории работающих на предприятии: младший обслуживающий персонал; менеджеры низшего уровня (мастера, начальники участков, начальники групп, бюро ); менеджеры среднего уровня (начальник цеха, нач. корпуса, нач. отдела, и т. п.); менеджеры высшего уровня ( директор, гл. инженер, гл. металлург, гл. технолог и т.д. ); инженерно-технический персонал (технологи, конструкторы, техники, операторы и т.д.); рабочие специальности (токарь, слесарь, кузнец, литейщик, сварщик, шлифовщик, фрезеровщик, крановщик и т.д.).
  Недостаток знаний и навыков приводит к : низкому качеству результатов труда; повышению расхода ресурсов; низкой производительности; снижению конкурентоспособности продукции и предприятия; снижению мативации и повышению уровня стрессовых ситуаций; повышению опасности работы; загрязнению окружающей среды. Динамично меняющиеся внешние условия (законодательство, экономическая политика, система налогообложения , появление новых конкурентов и т. д. )и внутренние условия ( технологические изменения, новое оборудование, инструменты, технологическая оснастка, приборы, новые материалы, новые рабочие места, реструктуризация, новая компановка площадей, перепланировка оборудования , введение в эксплуатацию новых производств (цехов) и т. д.) обуславливает необходимость систематического и планомерного обучения и переподготовки персонала. Персонал надо рассматривать в качестве ключевого фактора, определяющего эффективность использования всех остальных ресурсов. Обучение персонала является важнейшим инструментом, с помощью которого реализуют возможность оказывать влияние на формирование организационной и производственной культуры, повышать потенциал человеческих ресурсов, достижения целей производства при оптимальных затратах ресурсов. Отлаженная на предприятии система обучения позволяет расширить систему социальной работы и мативации работников, снизить текучесть кадров, повысить интерес к трудовой деятельности в данной организации, конкретизировать перспективу личного развития.
  Организацией и управлением обучения персонала занимается отдел кадров предприятия, в больших организациях может быть выделены специальные отделы или бюро, которые выполняют основную работу по планированию, организации, координации, мотивациии и контролю процесса обучения. Обучение персонала проводится с отрывом от основной деятельности и без отрыва, с использованием в качестве педагогов своих специалистов или приглашенных с учебных, научно-исследовательских, конструкторских и проектных технологических организаций, государственных комитетов и министерств. На обучение и стажировку работники предприятия могут быть откамандированы за границу или на передовые отечественные предприятия.
  Эффективность обучения персонала определяется следующим:
  -повышается способность персонала легко адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям;
  -возникает реальная возможность внедрения прогрессивных технологических процессов, новых инструментов и технологической оснастки, освоения новых приборов и оборудования;
  -внедряются и распространяются новые подходы и нормы поведения, повышается технологическая и производственная культура персонала;
  -созревают и успешно разрешаются новые проблемы , связанные с внедрением прогрессивных методов и технических средств управления, автоматизацией технологических процессов и оборудования;
  -повышается имидж и конкурентоспособность предприятия, расширяются перспективы его развития;
  -ускоряется процесс освоения выпуска новых видов конкурентоспособной продукции;
  -укрепляются деловые и международные связи предприятия;
  -повышается уровень маркетинговых исследований и качество рекламно-информационной работы организации.
  На обучение, переподготовку и повышение квалификации персонала необходимо планировать расход финансовых ресурсов в пределах 1-4 % от оборота предприятия (от валового дохода). Издержки, связанные с обучением персонала, подразделяют на прямые и косвенные. Прямые издержки-это оплата преподавателей и учебно-вспомогательного персонала; аренда помещений; стоимость учебных материалов, приборов, стендов, оборудования, компьютеров, множительной техники, учебно-методических и информационных материалов; стоимость экскурсий на выставки и передовые предприятия и т.д. Косвенные издержки-это освобождение сотрудников от работы с сохранением оплаты, командировки, дополнительная нагрузка на других работников в связи с отсутствием на рабочем месте обучающегося. Надо помнить, что за некомпетентность, неграмотность, невежество, невоспитанность и нетактичность своих сотрудников и рабочих часто приходится высоко платить.
  Для установления потребности и масштабах обучения персонала предприятия необходимо: выполнить анализ оффициальной информации об уровне образования и квалификации работников; провести аттестацию; проанализировать перспективный и краткосрочные планы; выполнить анализ недостаточной эффективности выполнения некоторых видов работ; провести наблюдение за отдельными рабочими местами; собрать у руководителей подразделений заявки на обучение персонала и выполнить их анализ; провести работу с кадровым резервом и рассмотреть вопросы их карьерного роста; внести изменения, рационализирующие работу на отдельных рабочих местах, которые вызывают определенные затруднения при выполнении производственной программы.
  Методы обучения персонала могут быть: традиционные (лекции, практические и лабораторные занятия с использованием компьютеров), активного обучения с программным обеспечением работы на компьютерах (тренинги, деловые игры, разбор практических ситуаций, компьютерное моделирование процессов и ситуаций), обучение на рабочем месте (стажировка, наставничество, выполнение функций в качестве дублера).
  Для обучения персонала должны быть созданы соответствующие условия, которые бы исключали формализм и имитацию процесса и настраивали бы обучающихся на достижение наивысших показателей по окончании обучения. Обязательно необходима обратная связь со слушателями. Оценка эффективности может быть выполнена после: изучения мнения обучающихся и усвоения ими учебного материала, анализа изменений в поведении и действиях выпускников и результатов их работы, подсчете эффективности затрат на обучение по формуле:
  Э=П·N· V· K- N· З,
 где П-продолжительность программы обучения;
  N-количество обучающихся работников;
 V-стоимостная оценка различий в результативности труда лучших и средних работников;
  К-коэффициент прироста результативности;
  З-затраты на обучение одного работника.
 
 24. Анализ и прогнозирование организационно-технического
 уровня производства
  На уровне предприятия организационно-техническое развитие производства осуществляется на основе реализации инвестиционных проектов по совершенствованию технологии, организации производства, труда и управления.

<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу