<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  Планирование ремонтных работ во времени ведется путем составления плана-графика по каждому цеху. Занимается этим отдел главного механика. Графики согласуются с начальниками цехов и утверждаются главным инженером. По каждому оборудованию план-график ремонта разрабатывается на основе вида и времени последнего ремонта, структуры ремонтного цикла, длительности межремонтного периода, групп ремонтной сложности и нормативов трудоемкости.
  31. Социальный менеджмент на предприятии.
  Деятельность любого предприятия в современных условиях немыслимо представить в отрыве от социально-экономической среды, которая формируется во внешней среде и трудовом коллетиве. Персонал предприятия может плодотворно работать, если он будет обеспечен: нормальным жильем, детскими дошкольными учреждениями; транспотом для подьезда к месту работы; школой; медицинским обслуживанием; образовательными и культурными услугами; системой торговли и общественного питания; безопасными условиями работы; нормальной зарплатой; системой бытовых услуг и многие другие. Социальный менеджмент выполняет обьяснительную, информационную, прогнозную и инженерную (творческую) фунции. С социальным менеджментом связаны главные социальные стороны жизнедеятельности трудового коллектива и, в целом, проблемы развития страны.
  Направления социальной работы на предприятии:
  1. Социальное партнерство трудового коллектива и администрации;
  2. Создание на каждом рабочем месте необходимых и безопасных условий работы;
  3. Развитие системы мотивации трудовой деятельности всех работников предприятия;
  4. Непрерывная работа по повышению безопасности, устранению или профилактике профзаболеваний работников, реабилитации их здоровья как во время трудовых отпусков, так и в ходе выполнения функциональных обязанностей;
  5. Развитие сети и системы образовательных, оздоровительных, спортивных и культурно-массовых мероприятий;
  6. Поддержка социальных программ района, города, Республики;
  7. Мониторинг социально-экономической ситуации на предприятии.
  По характеру социальный механизм управления производством-управленческий. Он выполняет следующие функции: организационно-политическую; хозяйственно-управленческую; кадровую; технологическую; организационную; стимулирующую; инновационную. Формирование организационной структуры социального механизма управления возможно при условии:
  1. Установления границ компетентности различных профессионально-должностных групп в производственной среде;
  2. Выявления реального поля служебной его деятельности в сравнении с установленной;
  3. Выявления групп работников , различающихся реальным обьемом распределения полномочий в отношении разных производственных ресурсов;
  4. Определения реальной степени опекаемости профессиональной деятельности групп вышестоящим руководителем;
  5. Выявления групп работников, различающихся комплексом взаимодействующих характеристик.
  Социальные проблемы управления производством.
  1. Проблемы, поражденные сложившейся иерархией власти: излишняя концентрация власти в верхних уровнях управления; некачественный состав управленческих кадров (некомпетентность, низкий профессионально-образовательный уровень, пассивность, бездумная исполнительность, аморализм и т. п.); номенклатурный способ формирования управленческих кадров.
  2. Проблемы, поражденные правовым положением управленческих кадров в распределении власти и социальных благ между различными управленческими органами, управленцами и исполнителями; дифицит прав, хозяйственной власти; неадекватность всего комплекса благ их реальному трудовому вкладу.
  3. Проблемы, поражденные хозяйственным механизмом, вытекающие из сложившеся экономической ситуации, финансирования, кредитования, учета и контроля за ходом производства, дефекты оплаты, организации и охраны труда.
  4. Проблемы , вызванные спадом производства в стране и мире.
  Экономическое развитие не самоцель, а средство для решения сложного комплеса социальных задач. Эффективность взаимодействия экономических и социальных процессов во многом зависит от качественного уровня управления экономикой. Совершенствование хозяйственного механизма помогает создать хорошую, деловую обстановку в трудовом коллекитиве, на предприятии, в стране, способствует трудовому подьему широких масс, вызывает рост инициативы.
  Предприятия отличаются не только культурой производства, но и культурой управления, которая во многом создает необходимые предпосылки формирования благоприятной философии организации и нормальной социальной среды. Высокий уровень культуры управления характеризуется демократическим стилем руководства, благоприятным морально-психологическим климатом в трудовом коллективе, удовлетворением результатами труда, стабильными показателями, гласностью и информированостью во всех сферах деятельности, широким использованием прогресивных технологических процессов и техники, средств автоматизации управления, оперативностью решения производственных и социальных задач. Культура управления характеризуется этическими, техническими, экономическими, организационными, педагогическими, психологическими, правовыми и эстетическими элементами культуры управленческих работников.
 
  32. Менеджмент охраны труда на предприятии
  Улучшение условий труда существенно влияет на повышение качества выпускаемой продукции и производительность работы. Кроме того, существенно экономятся затраты , связанные с потерей трудоспособности персонала, с экстренным ремонтом оснастки и технологического оборудования. Под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека и на эффективность производства. Комплекс мероприятий , направленных на улучшение условий труда может повысить производительность труда на 6-25% (солнечное освещение увеличивает производительность на 10 %, рациональное искусственное освещение - на 6-13 %, правильная организация рабочего места ? на 200 %, рационально выполненная окраска оборудования, стен здания, технологических устройств ? на 25 %; в тоже время повышенный шум снижает производительность на 20 %, высокая температура окружающей среды соответственно ? на 30-40 %). Потери рабочего времени из-за временной нетрудоспособности составляют 2,5-10 %, из-за неудовлетворительных условий работы уволняется около 20 % персонала.
  К сожалению, долеко не все вопросы охраны труда и техники безопасности на предприятиях решены, ежегодно в мире травмируется около 120 млн. и погибает 50 млн. человек, в России -соответственно 150 тыс. и 5 тыс., в Республике Беларусь-соответственно 1500 и 400 человек. Наблюдается большое количество профзаболеваний: потеря зрения и слуха, заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем, профессиональная аллергия, изменения в суставах ног и рук, селикоз легких и многое другое.
  Охрана труда - это система сохранения жизни, здоровья и работоспособности в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социальные, экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
  Безопасность труда - это состояние условий труда, при которых исключается неблагоприятное воздействие на работника производственных факторов.
  Техника безопасности - это система организационно-технических мероприятий, предоотвращащих действие опасных производственных факторов на рабочих.
  Организация работ по охране труда на предприятии и ответственность за состояние условий и охраны труда возлагается на руководителя (работодателя) независимо от формы собственности. Обычно, руководитель предприятия приказом обязывает всю организационно-техническую работу по охране труда проводить главному инженеру, деятельность которого должна постоянно находиться под его контролем. Руководитель обязан обеспечить :
  1. Безопасность эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, инструментов и технологической оснастки, безопасность технологических процессов, сырья, материалов, эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты.
  2. Гигиенические условия труда на каждом рабочем месте в соответствии с требованиями законадательства.
  3. Организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников.
  4. Режим работы и отдыха работников, установленный законодательством.
  5. Выдачу спецодежды, спецобуви и др. средств индивидуальной защиты (СИЗ), смывающих и обезжиривающих средств в соответствии с нормами.
  6. Эффективность контроля за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье человека.
  7. Возмещение ущерба, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
  8. Обучение работников и проверку их знаний по вопросам охраны труда.
  9. Информирование работников об условиях и состоянии охраны труда на рабочем месте, о потенциальных опасностях и полагающихся работникам СИЗ, компенсациях и льготах.
  10. Беспрепятственный допуск представителей органов Госнадзора и контроля для проведения проверок условий труда и состояния охраны труда, соблюдения законодательства, а также для расследования несчастных случаев и случаев профзаболеваний.
  11. Своевременную оплату штрафа, наложенного органами Госнадзора и контроля за нарушения законодательства и нормативных актов по безопасности и гигиене труда.
  12. Необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе меры по оказанию первой помощи пострадавшим.
  13. Предоставление органам надзора и контроля необходимой информации об условиях труда, выполнения их предписаний, а также несчастных случаях и случаях повреждениия здоровья на производстве.
  14. Обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания. А также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  Важнейшими документами, касающимися охраны труда являются Конституция РБ, Трудовой кодекс, нормативно-правовая документация, правила внутреннего трудового распорядка, трудовой и коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзом. В правилах внутреннего трудового распорядка установлено, что каждый работник обязан пройти обучение (инструктаж) по вопросам охраны труда и техники безопасности. Различают следующие виды инструктажа: вводный, первичный на рабочем месте, повторный (проводится не реже одного раза в 6 месяцев), внеплановый, целевой . Инструктажи проводят руководители структурных подразделений инженеры по охране труда с обязательной регистрацией в специальном журнале.
  Необходимый уровень охраны труда и техники безопасности обеспечивается с помощью организационных и технических мероприятий. К организационным мероприятиям относятся: производственное обучение, инструктажи по технике безопасности, проведение зачетов и экзаменов по техминимуму, периодическая аттестация рабочих мест (через 5 лет), проведение семинаров и выставок по обеспечению безопасных условий труда на предприятии, разработка инструкций по технике безопасности на рабочих местах токаря, фрезеровщика, литейщика и т.п., пропаганда безопасных условий труда, разработка и развешивание предупреждающих плакатов, информация о передовом опыте, общественные смотры и конкурсы, подведение итогов соревнования и т. д.
  К техническим мероприятиям относятся: создание безопасных конструкций инструмента, технологической оснастки, устройств и оборудования; механизация и автоматизация выполнения технологических процессов; совершенствование систем включения и отключения оборудования; оснащение оборудования автоматическими приборами и системами контроля исправности оборудования и режимов его работы, правильности выполнения рабочим операций; оборудование рабочих мест защитными устройствами и ограждениями; создание и эксплуатация средств индивидуальной и коллективной защиты; применение промышленных роботов и систем дистанционного управления технологическими комплексами.
  Экологизация промышленного производства должна развиваться по следующим направлениям: совершенствование действующих и разработка новых технологических процессов; совершенствование и разработка нового оборудования с меньшим уровнем выбросов вредных примесей и отходов в окружающую среду; замена токсичных отходов на нетоксичные и утилизируемые; применение дополнительных методов и средств защиты окружающей среды; внедрение экологической экспертизы вводимых в эксплуатацию промышленных обьектов. Центральное место в регулировании производственной деятельности в области охраны окружающей среды принадлежит системе экологических стандартов, которая определяет единые и обязательные экологические нормы и требования. Государственное регулирование охраны окружающей среды предполагает широкое применение правовых рычагов и мер административного воздействия на виновников загрязнения окружающей среды.
 
  33. Менеджмент механизации и автоматизации
  технологических процессов и управления предприятием
 
  Механизация и автоматизация технологических процессов на машино- и приборостроительных предприятиях является обьективно необходимым элементом развития, так как позволяет существенно повысить качество и производительность труда на любом участке производственного процесса. Кроме того механизация и автоматизация позволяет значительно улучшить условия работы и повысить безопасность труда. Актуальность механизации и автоматизации не менее важное значение имеет при реализации управленческой, инженерно-технической деятельности персонала предприятия. Технические и программные средства стали обязательным атрибутом управленческой деятельности.
  Динамичность развития науки и техники, рынка, технологических процессов; создание новых инструментов, приборов и оборудования; необходимость обработки огромного массива информации, непрерывное повышение уровня специализации и расширение кооперативных связей, углубление интеграции предприятий; значительное сокращение сроков исполнения управленческих решений и ужесточение контроля их реализации являются обьективными предпосылками углубления и расширения комлексной автоматизации производственного процесса.
  Безусловно, комплексная автоматизация должна прежде всего реализовываться при разработке новых и совершенствовании уже применяемых технологических процессов, так как они являются основой прогресса производства. Эта проблема относительно легко решается при массовом типе производства. Сегодня нет технически неразрещенных вопросов в создании автоматов, полуавтоматов, атоматических линий, устройств атоматической подачи заготовок в зону обработки, автоматического измерения и регулирования параметров обработки, автоматического удаления обработанных изделий и отходов из рабочей зоны и т. д. Для обоснования целесообразности применения средств автоматизации необходимы технические и социально-экономические расчеты (устройства должны быть окупаемы за установленное время). В индивидуальном и мелкосерийном производстве проблема автоматизации технологических процессов решается очень сложно, часто из чисто экономических соображений от автоматизации приходиться отказаться и использовать простейшие устройства механизации, но с созданием гибких производственных систем (ГПС) в некоторых случаях целесообразно автоматизацию применять и в индивидуальном производстве.
  ГПС позволяют увеличить в среднем коэффициент использования оборудования на 30%, уменьшить его простой на 40%, снизить стоимость единицы продукции на 10%, уменьшить потребность в персонале на 30%, обеспечить поточное изготовление единичных партий изделий, поступающих в случайном порядке при номенклатуре до нескольких десятков единиц. Наибольшее распространение ГПС получили в механообработке. Здесь сформировалась типичная структура- модули, обьединяемые в линии или участки с помощью транспортно-складских систем. Применение ГПС в механообработке позволяет снизить: число единиц технологического оборудования на 50-70 %; число обслуживающего персонала максимально на 80 %; производственные площади на 60 %; производственные расходы на 55 %; удельные расходы на зарплату рабочим на 20 %; накладные расходы и расходы на вспомогательнвые работы на 80 %; время обработки на 50-70 %; время наладки на 90 %. В ГПС механообработки фокусирующим компонентом является обрабатывающий центр, а для сборочных операций большее значение имеют промышленные роботы, обеспечивающие универсальность и гибкость сборочного оборудования. Так как в этом случае необходимо применение средств с достаточно высоким уровнем машинного интеллекта, то это несколько усложняет ГПС. Задачи по созданию и внедрению ГПС в сборочном производстве достаточно сложны. При этом разработка процессов проектирования и изготовления продукции должна быть ориентирована на применение высокопроизводительных материало- и энергосберегающих технологий, новых конструкционных материалов, повышающих надежность, экономичность и долговечность изделий, на использование методов групповой организации производства.
  Внедрение ГПС требует привлечения новых нетипичных для традиционного производства специалистов: технологов-программистов, электронщиков, операторов и наладчиков станков с ЧПУ, а также существенного повышения квалификационных требований к имеющимся специалистам. Таким образом, хотя внедрение ГПС позволдяет сократить число работающих на единицу выпускаемой продукции, требуемая "сумма квалификаций" и спектр профессиональных специализаций персонала возрастает.
  При создании комплексной системы автоматизации управления предприятием должны быть решены следующие основные задачи:
  -создание или оптимизация единой системы планирования деятельности предприятия;
  -оптимизация внутренней учетной политики предприятия ;
  -поддержка принятия управленческих решений на всех уровнях на основе совершенствования сбора и обрабтки различных видов информации.
  Таким образом, для реализации комплексной системы автоматизации ситемы управления предприятием необходимо сфрмировать комплексную информационную систему (КИС). Примерный перечень задач, которые должна решать КИС на различных уровнях управления предприятием следующий.
  Руководство предприятия:
  -обеспечение достоверной информации о финансовом состоянии предприятия и прогнозе на будущее;
  -обеспечение контроля сверху донизу за работой предприятия;
  -обеспечение четкой координации работ и ресурсов;
  -оперативная информация по возможным отклонениям от плановых показателей, выявление конкретного лица допустившего ошибку;
  -формирование полной картины себестоимости изготавливаемых изделий;
  -данные об уплате предприятием налогов.
  Управление производством:
  -полный контроль за выполнением производственных заказов;
  -данные о состоянии производственных мощностей;
  -контроль за технологической дисциплиной;
  -ведение документов для сопровождения производственных заказов;
  -определение фактической себестоимости производственных заказов.
  Службы маркетинга и рекламы:
  -контроль за продвижением новых товаров на рынок;
  -анализ рынка сбыта с целью его расширения;
  -работа с существующими и потенциальными заказчиками;
  -ведение статистики продаж;
  -информационная поддержка политики цен искидок;
  -использование базы данных писем рассылки;
  -контроль за выполнением поставок заказчику в требуемые сроки при сбережении затрат на транспортировку.
  Служба сбыта и снабжения:
  -ведение базы данных товаров, продукции и услуг;
  -планирование сроков поставки и затрат на транспортировку;
  -оптимизация транспортных маршрутов и способов транспортировки;
  -ведение контрактов.
  Службы складского учета:
  -управление многозвенной структурой складов;
  -оперативный поиск товара (продукции) по складам;
  -оптимальное размещение на складах с учетом условий хранения;
  -управление поступлениями с учетом контроля качества;
  -инветаризация.
  Финансово-бухгалтерские службы:
  -полный контроль за движением средств;
  -реализация необходимой учетной политики;
  -оперативное определение дебиторской и кредиторской задолженности;
  -контроль за выполнением договоров, смет и планов;
  -контроль за финансовой дисциплиной;
  -отслеживание товарно-материальных потоков;
  -оперативное получение набора документов финансовой отчетности;
  -налоговое и бюджетное планирование.
  Создание комплексной системы управления-сложный, длительный и дорогосоящий процесс, требующий:
  -изменения управленческих технологий и решений в связи с новыми возможностями обработки и обмена информацией;
  -развертывания и поддержки современных программно-технических средств;
  -настройки программных систем на всю совокупность информации, взаимосвязей, управленческих механизмов, алгоритмов обработки данных, отражающих специфику предприятия;
  -обучение персонала новым технологиям;
  -преодоления влияния человеческого фактора в процессе внедрения системы.
 
 34. Разработка бизнес-плана предприятия.
  Бизнес-план - документ, определяющий тактические действия организации, как правило, на ближайший год в развитие его стратегии. Бизнес-план разрабатывается с разбивкой по месяцам. Он выполняет четыре основные функции:
  1) является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;
  2) может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;
  3) выступает инструментом привлечения новых инвестиций;
  4) является инструментом реализации стратегии предприятия.
  Поскольку бизнес-план является инструментом реализации стратегии предприятия, то структура этого документа должна быть унифицирована. Состав бизнес-плана предприятия рекомендуется следующий:
  • Оглавление.
  • Предисловие.
  • Описание предприятия.
  • Стратегия маркетинга.
  • План обновления выпускаемой продукции.
  • План производства и реализации продукции.
  • План обеспечения производства.
  • План обслуживания производства.
  • План развития производства.
  • Финансовый план предприятия.
  • Международная деятельность предприятия.
  • Развитие системы менеджмента.
  • Организация реализации бизнес-плана.
  • Приложения.
  При определении содержания разделов бизнес-плана за основу принимаются соответствующие разделы "стратегия фирмы". В бизнес-плане уточняют стратегические цели и требования, конкретизируется и расширяется число плановых показателей.
  В предисловии должны быть освещены следующие вопросы:
 * значимость выпускаемой предприятием продукции в международном масштабе, в масштабе страны и данного региона с точки зрения конкурентоспособности, качества и безопасности использования, ресурсосбережения у потребителя;
 * имидж предприятия, полученные им дипломы и призы на международных конкурсах, выставках и т. п., число патентов и изобретений, полученных или выполненных работниками предприятия;
 * основные технико-экономические показатели предприятия за прошлые пять лет и на планируемый период, краткая характеристика фондов, капиталов, кадров;
 * показатели конкурентоспособности товаров и предприятий по конкретным рынкам и периодам, номера и даты получения патентов и сертификатов;
 * основные показатели технологии организации, менеджмента предприятия в динамике за прошлые годы и на перспективу;
 * основные методы, подходы, принципы, применяемые в системе менеджмента;
 * факты, подтверждающие надежность деятельности предприятия, юридические и экономические гарантии.
  В разделе "Описание предприятия" должны быть раскрыты следующие вопросы:
 * цели предприятия и его организационно-правовая форма;
 * особенности устава;
 * связи с внешней средой, авторитетными партнерами, компаниями;
 * организационная структура предприятия;
 * характеристика выпускаемых товаров, их конкурентоспособность на конкурентных рынках;
 * технико-экономические показатели деятельности предприятия за прошлый период и на будущее, другие сведения, не представляющие коммерческой тайны.
  В разделе "Стратегия маркетинга"должны быть разработаны следующие вопросы:
 * концепция стратегического маркетинга, применяемого фирмой;
 * функции и задачи отдела маркетинга;
 * технологии и результаты стратегической сегментации рынка;
 * стратегия ценообразования, прогнозы цен на товары предприятия;
 * стратегии охвата рынков;
 * стратегии разработки новых товаров;
 * выбор ресурсной стратегии;
 * выбор методов и способов распространение товаров;
 * стратегии стимулирования сбыта товаров;
 * выбор стратегии рекламы товара;
 * выбор стратегии развития предприятия на перспективу;
 * нормативы конкурентоспособности товаров.
  В разделе "Стратегия использования конкурентных преимуществ фирмы" должно быть описание следующих вопросов:
  анализ факторов макросреды, инфраструктуры региона и микросреды фирмы.
  В разделе "План обновления выпускаемой продукции" должны быть разработаны следующие вопросы:
 * описание научных подходов, систем, принципов, методов, технологий, которые были применены при разработке стратегии обновления выпускаемой продукции;
 * технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов, их согласование;
 * показатели конкурентоспособности, качества и ресурсоемкости продукции предприятия на конкретных рынках за отчетный период и нормативы на плановый период;
 * показатели конкурентоспособности, качества и ресурсоемкости продукции основных конкурентов;
 * план НИОКР, содержащий перечень конкретных исследований и разработок, обеспечивающий достижение запланирования показателей обновления продукции.
  Раздел "План производства и реализации продукции" должен включать следующие вопросы:
  • расчет производственной мощности подразделений предприятия;
  • формирование номенклатурно-календарного плана выпуска сборочных единиц и деталей для обрабатывающих и заготовительных цехов;
  • формирование производственных программ для обрабатывающих цехов;
  • оперативно-календарные планы;
  • организация контроля и регулирования хода производства;
  • план реализации продукции;
  • анализ выполнения показателей, характеризующих принципы рациональной организации производства;
  • анализ использования производственной мощности предприятия.
  Раздел "План обеспечения производства" должен отражать следующие вопросы:
  • анализ эффективности использования различных видов ресурсов;
  • расчет потребности в различных видах ресурсов;
  • план материально-технического обеспечения производства;
  • информационное обеспечение управления производством;
  • нормативно-методическое обеспечение производства;
  • план организационно-технического совершенствования обеспечения производства.
  Раздел "План обслуживания производства" должен содержать следующие подразделы:
  • план работы энергетического хозяйства предприятия и организация его выполнения;
  • план работы инструментального хозяйства предприятия и организация его выполнения;
  • план работы транспортного хозяйства предприятия и организация его выполнения;
  • план работы ремонтного хозяйства предприятия и организация его выполнения;
  • план работы складского хозяйства предприятия и организация его выполнения;
  • план организационно-технических мероприятий по совершенствованию обслуживания производства.
  Раздел "План развития производства" должен включать следующие вопросы:
  • план повышения технического уровня производства;
  • план повышения организационного уровня производства;
  • план социального развития коллектива;
  • план мероприятий по охране окружающей среды;
  • показатели организационно-технического уровня производства (уровень автоматизации, прогрессивности технологических процессов, средний возраст технологического оборудования, уровень организованности управленческих процессов и т. п.);
  • инвестиционные проекты по развитию производства.
  Раздел "Финансовый план предприятия" должен содержать следующие основные позиции:
  • конкурентоспособность и эффективность товаров предприятия на конкретных рынках за отчетный и плановый периоды;
  • операционный бюджет предприятия (бюджеты производства, реализации, прямых затрат на материалы, прямых затрат на оплату труда, производственных накладных расходов, общих и административных расходов, прогнозный отчет о прибыли);
  • финансовый бюджет предприятия (бюджеты денежных средств и прогнозного баланса);
  • эффективность использования различных видов ресурсов;
  • управление ценными бумагами, рисками, страхованием;
  • план мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия.
  Раздел "Международная деятельность предприятия" может включать следующие вопросы:
  • цели экспортера на плановый период;
  • цели импортера на плановый период;
  • формы международной интеграции предприятия на плановый период;
  • мероприятия по повышению эффективности международной деятельности предприятия;
  • обоснование стратегии международной деятельности предприятия.
  Развитие системы менеджмента. При разработке бизнес-плана обязательно должны применяться научные подходы, принципы и методы менеджмента. При решении любого вопроса следует взаимоувязывать следующие компоненты работы: наименование, количество, качество, затраты, сроки, исполнителей, эффективность, форму представления работы, санкции за нарушение каких-либо условий, систему поощрения за качество. Для оптимизации продолжительности работ и распределения ресурсов по этим работам, а также для обеспечения наглядности программы рекомендуется применять сетевые методы. Для увязки работ и исполнителей рекомендуется строить оперограммы. При этом необходимо выполнить анализ качества и эффективности функционирования СПМ за прошлые годы.
  При разработке этой части плана необходимо:
  • выявить узкие места в структуре, содержание и взаимосвязи компонентов СПМ;
  • обосновать стратегию развития СПМ;
  Организация реализации бизнес-плана предусматривает:
  • разработку, согласование и утверждение программы реализации стратегических планов;
  • организацию учета и контроля выполнения планов;
  • мотивацию выполнения планов в установленные сроки, требуемого качества и с намеченными затратами;
  • регулирование процесса реализации стратегических планов при появлении изменений во внешней и внутренней среде предприятия.
  В "Приложение" рекомендуется включать следующие материалы:
  • характеристика конкурентов;
  • инструкции, методики, описание технологий, программы и другие вспомогательные материалы.
  Бизнес-план инновационной программы. Бизнес-план описывает основные аспекты будущей инновационной программы, анализирует все проблемы, с которыми можно столкнуться при выполнении программы, а также определяет способы их решения. Он позволяет оценить и обосновать реализацию программы в условиях конкуренции.
  Бизнес-план описывает цели и задачи, которые необходимо решить организации как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон программы, анализ рынка и информации о потребителях продукции и услуг.
  Ценность бизнес-плана определяется тем, что он: дает возможность определить жизнеспособность программы в условиях конкуренции; содержит ориентир, как должна выполняться программа; служит важным инструментом получения финансовой поддержки.
  Примерный состав бизнес-плана:
  • водная часть: название и адрес организации;
  • учредители;
  • суть и цели программы;
  • стоимость программы;
  • потребность в финансах;
  • анализ положения дел в области проводимых работ по программе;
  • текущая ситуация и тенденции развития в данной области, направление и задачи деятельности программы.;
  • существо предлагаемой программы - продукция (услуги или работы);
  • технология;
 • лицензии;
  • патентные права;
  • анализ рынка - потенциальные потребители продукции, потенциальные конкуренты, размер рынка и его рост, оценочная доля на рынке;
  • план маркетинга- цены, ценовая политика, каналы сбыта, реклама, прогноз продуктовых и технологических инноваций;
  • производственный план - производственный процесс, производственные помещения, оборудование, источники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров, смежники;
  • организационный план - форма собственности, сведения о партнерах, владельцах организации, сведения о менеджменте, организационная структура;
  • степень риска - слабые стороны организации, вероятность появления технологических инноваций, альтернативные стратегии;
  • финансовый план - доходов и расходов, денежных поступлений и выплат, балансовый план, точка безубыточности;
  • приложение.
 Литература
 Основная
 1. Организация и планирование машиностроительного производства: Производственный менеджмент: Учебник для вузов по машиностроительным и прибростроительным специальностям/ (Ю. В. Скворцов , Л. А. Некрасов, В.В. Степанов и др. ) Под ред. Ю. В. Скворцова. -М.: Высшая шк. 2003 -469с.
 2. Производственный менеджмент. Управление предприятием: Учеб. пособие / С.А. Пелих, А. И. Гоев , М. И. Плотницкий и др.;Под ред. проф. С. А. Пелиха. - Мн. : БГЭУ, 2003.-555с.
 3. Производственный менджмент: Учебник/Под ред. В.А. Козловского. -М.: ИНФРА-М, 2003.-574с.
 Дополнительная
 4. Макаренко М. В. , Махалина О. М. Производственный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - М.: " Изд. ПРИОР", 1998.-384с.
 5. Производственный менеджмент: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенковой . - М. : ЮНИТИ_ДАНА, 2000.-583с.
 6. Казанцев А. К. , Серова Л. С. Основы производственного менеджмента: Учебное пособие. - М. : ИНФРА-М, 2002.-348с.
 7. Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент: Учебник, 2-е изд.,- М.: ЗАО " Бизнес-школа" Интел-Синтез", 2000.-464с.
 8. Сычев Н.Г. Производственный менеджмент: Тексты лекций.-Мн.: НО ОООО"БИП-С", 2002.-100с.
 9. Сычев Н.Г. Менеджмент в машино-и приборостроении: Учебное пособие.-Мн.: МИТСО,2003.-68с.
 10. Костров А. В. Основы информационного менеджмента: Учеб. пособие.- М. : Финансы и статистика, 2001.-336с.
 11. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент: Учебник._ М.: ИНФРА-М,2002.-295с.
 12. Переверзев М. П. , Шайденко Н. А. , Басовский Л. Е. Менеджмент: Учебник/ Под общ. ред. Проф. М. П. Переверзева.-М.: Инфра-М, 2002.-288с.
 13. Смолкин А. М. Менеджмент: основы организации: Учебник.- М.: ИНФРА-М. 2001.- 248с.
 14. Афонин И. В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: Учебное пособие. -М.: Издательско- торговая корпорация "Дашков и К ", 2002.-380с.
 15. Макашова З. М. , Калинникова И. О. Социальный менеджмент :Учебник для вузов.-М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2002._207с.
 16. Афитов Э. А. Планирование на предприятии: Учеб. пособие.- Мн.: Высш. Шк., 2001.-285с.
 17. Казанцев А. К. Основы производственного менеджмента: Учеб. пособие .-М.: Инфра-М, 2002.-346с.
 18. Н.Г. Сычев Производственный менеджмент: Тексты лекций .-Мн.: НО ООО "БИП- С", 2002.-100с.
 19. Курулев А. П. Менеджмент на предприятии: Курс лекций/ -Мн.: ИСЗ, 2002. -201с.
 20. Сорокин А. П. Производственный менеджмент: Курс лекций . -Мн.: Академия управления при Президенте РБ. 2003. -315с.
 21. Менеджмент в строительстве. -М.: Юрайт. -540с.
 22. Коробко В. И. Основы менеджмента и маркетинга в строительстве. Учеб. Пособие М.: Академия. 2003. -298с.
 
 
 
 
 
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 1
 
 
 2
 
 
 

<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу