<< Пред. стр. 2 (из 4) След. >>
* Шаг 5 - приложения 4, 6-10.* Шаг 6 - приложение 4.
* Шаг 7 - приложения 4 и 10.
11. Завершение формирования механизма микрокредитования и переход на устойчивый процесс его функционирования
После успешного завершения первого круга кредитования можно утверждать, что механизм микрокредитования сформирован и имеет потенциал для своего дальнейшего устойчивого развития. Все участники процесса к этому времени уже получат соответствующие практические навыки, что даст право повысить процентные ставки по займам до уровня, обеспечивающего, как минимум, компенсацию инфляционных потерь стоимости кредитных ресурсов.
С учетом полученных результатов микрокредитования и реального спроса на займы необходимо предусмотреть возможность увеличения фондов микрокредитования не только за счет повышения процентов, но и за счет привлечения дополнительных источников (спонсоров, фондов и т. д.).
Анализ полученных результатов первых кругов кредитования позволяет выделить наиболее удачные для данной местности направления развития малого бизнеса и широко тиражировать удачные проекты. Для этого местному населению могут предлагаться типовые бизнес-планы, прошедшие проверку практикой, то есть конкурс проектов теперь уже может проводится по двум направлениям: поиску участников для выполнения типового микропроекта и поиску оригинальных микропроектов.
Хочется еще раз подчеркнуть, что механизм микрокредитования при отсутствии серьезных ошибок и крупных социальных и финансовых потрясений может функционировать чрезвычайно длительное время, позволяя последовательно неоднократно воспроизводить все новые и новые круги кредитования. На территории Демидовского р-на Смоленской обл. в настоящее время по такой схеме проводится уже третий круг кредитования.
"ПОДВОДНЫЕ КАМНИ И СЕКРЕТЫ" МИКРОКРЕДИТОВАНИЯ
В ходе формирования механизма микрокредитования и осуществления данной программы необходимо учитывать отдельные детали, которые имеют важное значение для обеспечения эффективной работы.
Оформление договоров
Необходимо учитывать, что договорные отношения должны быть оформлены надлежащим образом. В противном случае они могут лишиться законной силы и оспариваться по формальному признаку в порядке гражданского судопроизводства.
Договор должен соответствовать нормам гражданского законодательства, иметь номер и дату подписания.
Договор займа должен быть подписан первыми лицами соответствующих организаций и заверен печатями сторон.
Все листы договора должны быть парафированы, то есть иметь внизу подписи договаривающихся сторон (аналогично расположению подписей, утверждающих договор). Это исключает возможность в последующем заменять страницы в многостраничном договоре.
Договоры составляются в количестве, соответствующем числу договаривающихся сторон, тексты всех экземпляров должны быть полностью идентичными.
При наличии приложений к договору в его тексте обязательно ставится запись, что данное приложение "является неотъемлемой частью настоящего договора". Само приложение должно иметь собственный порядковый номер и указание на номер и дату соответствующего договора.
Для наиболее ответственных договоров может осуществляться их нотариальное заверение либо иная форма регистрации, установленная действующим законодательством.
Все заключенные договора должны храниться в специально оборудованном месте (сейфе, несгораемом шкафе, специальном помещении и т. п.).
Оформление бизнес-планов и заявок на кредитование
Бизнес-планы, заявки на кредитование, графики возврата и иные документы, передаваемые на конкурс, должны содержать заявление о том, что вся информация, предоставленная заявителем, является достоверной, включая те данные, в расчете которых заявитель получил техническую поддержку других лиц. Эти документы должны быть обязательно подписаны заявителем и содержать дату их предоставления в конкурсную комиссию.
Копию бизнес-плана (заявки) желательно оформить в виде приложения к договору займа, что значительно облегчает возможное судебное разбирательство по факту нецелевого использования средств, если таковое будет допущено.
Кредит или займ?
В соответствии с гражданским законодательством организации, которые не являются кредитными, имеют право выдавать займы, а не кредиты. Это должно быть зафиксировано в текстах соответствующих договоров - в противном случае они могут быть оспорены по данному формальному признаку.
Кроме того, следует учитывать, что у некредитной организации, выдающей займы, данная деятельность не может быть основной.
Процентная ставка
Инструкции для хозяйственных организаций, выдающих займы, определяют, что процентная ставка займов не должна быть менее уровня ставок, устанавливаемых Центральным банком России. В противном случае разница между этими ставками квалифицируется как прибыль с начислением соответствующих налогов.
Заемщики должны быть предупреждены, что все налоговые последствия выполнения договора займа несут непосредственно они и при осуществлении так называемого "рекламного" беспроцентного кредитования налоговая плата за пользование займом все же остается. Между тем, при наличии финансовых ресурсов налоговые платежи желательно сделать централизованно в виде специальной "поддерживающей" программы УЖН.
Оптимальным вариантом будет поиск заемщиков, которые уже на первом круге кредитования могут взять обязательства по выплате процентных ставок по займу в размере ставок, устанавливаемых Центральным банком России.
В ряде случаев, когда техническое обслуживание механизма микрокредитования осуществляется не персоналом районной администрации, а привлеченными специалистами, можно предусмотреть использование части процентов на оплату этих специалистов. Но необходимо учитывать, что это подрывает устойчивость механизма микрокредитования и должно допускаться только в крайних случаях. Более целесообразна схема, при которой привлеченные специалисты будут получать оплату за услуги по разработке бизнес-планов и иной консалтинг непосредственно от заявителей.
Бизнес-план или заявка?
Программа микрокредитования должна быть достаточно гибкой и излишне не формализованной. Вопрос детальности проработки заявителем бизнес-плана (заявки) должен учитывать три основных момента:
- сумму испрашиваемого займа;
- надежность залога (гарантии возврата);
- кредитную историю заемщика.
Как показывает практика, при сумме испрашиваемого займа менее рублевого эквивалента 500 долл. США оформление бизнес-плана может быть излишним и можно ограничиться лишь получением от соискателя заявки установленного образца.
При более крупных займах составление бизнес-плана уже целесообразно, но его детализация будет зависеть от надежности предлагаемого залога (гарантии возврата). Если предлагаемые залог и иные гарантии возврата займа исключительно надежны, то бизнес-план может быть представлен на 1-2 страницах.
Кредитная история заемщика, или информация о возврате ранее взятых им кредитах, также должны приниматься в расчет. Если заемщик имеет прекрасную репутацию по возврату долгов, это может снизить уровень требований к детальности его бизнес-плана.
Размер единичного займа
Данная программа микрокредитования нацелена на поддержку особо малого (преимущественно семейного или индивидуального) бизнеса. Рекомендуемые размеры займов в этой связи не должны превышать рублевого эквивалента 1,5 тыс. долл. США. При этом главным критерием выдачи близких к предельным размерам займов будет то обстоятельство, что вложенные в подобные проекты средства дадут сравнительно больший суммарный рост доходов и занятости местного населения.
Следует также учитывать, что риски одного крупного займа, как правило, выше, чем риски нескольких займов меньшего размера.
Залог (гарантии возврата займа)
Правильный выбор залога (гарантии возврата) - чрезвычайно ответственный момент процесса микрокредитования.
Стоимость залога должна быть выше суммы займа и процентов по нему, так как продажа предмета залога также требует затрат. Для нужд микрокредитования рекомендуется устанавливать сумму залога в 1,5 раза превышающую сумму займа, что по сравнению с существующей российской банковской практикой более дружелюбно к заемщику.
Предмет залога должен быть максимально ликвидным, то есть его продажа в случае срыва планового возврата займа не должна занимать много времени, а полученная выручка должна полностью покрывать ущерб от срыва выполнения договора займа.
К хорошему ликвидному залогу можно отнести легковые автомобили, современную бытовую технику, отдельные виды сельхозмашин и оборудования, скот, запасы товаров и материалов, ювелирные изделия, ценные бумаги и денежные депозиты в банке. Оформление в залог ресурсов, реализация которых затруднительна, например земельного участка или старого дома в деревне, сопряжено с большим риском не получить возмещения потерь.
Целесообразно застраховать предмет залога на время действия договора займа. Страхование должно осуществляться за счет средств заемщика.
Гарантией возврата займа может быть страхование приобретаемого по займу оборудования и скота, а также будущего урожая. Зачастую в данном случае страховые премии не покрывают всего возможного ущерба, и такое страхование необходимо сочетать с другими видами гарантий.
Поручительство финансово состоятельной коммерческой организации может служить достаточно надежной гарантией возврата. Надежность поручительства районной администрации зачастую не так надежно.
К сожалению, у многих сельских жителей существует большой дефицит возможностей для хорошего залога и коммерческого поручительства, что повышает риски их кредитования. Советы (Конкурсные комиссии) с учетом местных особенностей социальных связей могут разрабатывать и внедрять особые схемы коллективного поручительства. Выдача займов без наличия надежных гарантийных схем возврата в любом случае по сути будет профанацией программы микрокредитования и сорвет ее.
Помимо вышеназванных гарантий возврата хорошо зарекомендовала себя практика, когда за каждым заемщиком закрепляется член Совета (Конкурсной комиссии), несущий персональную ответственность за выполнение им договорных обязательств. При этом, если никто из членов Совета (Конкурсной комиссии) не хочет брать на себя обязательство общественного поручителя за своевременный возврат займа, соответствующий проект должен быть снят с Конкурса. Но данная практика не отменяет требований залога и коммерческого поручительства, а только дополняет их.
Проверка достоверности бизнес-планов (заявок)
Без проверки достоверности данных, которые предоставил заявитель, принятие решения о выдаче займа сопряжено с большим риском. Такая проверка должна осуществляться с посещением заемщика. Проверку должны осуществлять специалисты, которые несут ответственность за доработку бизнес-плана (заявки) и техническое оформление договоров займа и залога.
При обнаружении фактов предоставления заявителем заведомо недостоверной информации, а также сокрытия реальных возможностей по предоставлению более надежных гарантий возврата займа данный заявитель должен по решению Совета (Конкурсной комиссии) быть исключен из конкурса и включен в список недобросовестных заявителей.
Чрезвычайно важно всесторонне проверить реалистичность бизнес-плана (заявки), как со стороны наличия у заявителя соответствующих навыков и возможностей, так и со стороны возможностей продать продукцию (услуги) по планируемым ценам и избежать возможных рисков срыва проекта, в том числе по срокам.
Специалисты, посетившие заявителя, должны ответить Совету (Конкурсной комиссии) на все вопросы, связанные с предоставлением займа, они же несут дисциплинарную ответственность за правильность экспертизы. Рекомендуется предоставить им право непосредственно участвовать в принятии решения о выдаче займа путем заполнения ими Формы экспертного обоснования решения о предоставлении микрозаймов (приложение 13).
Проверка заемщиков
Целесообразно дать оценку не только бизнес-плану (заявке), но и самой личности заявителя с точки зрения его реальной готовности выполнить проект и вернуть займ в установленные сроки.
Требуется оценить не только физическое и психическое здоровье заявителя, но и его социальную репутацию. Не секрет, что существуют люди, которые стремятся брать новые долги, чтобы расплатиться со старыми. Есть также люди, которые никогда не отдают долги. Заявитель может быть членом преступного сообщества либо запрещенной организации. Кроме того, взятый займ может быть прикрытием каких-либо недобросовестных договоренностей, в том числе между друзьями и родственниками.
В банках и фондах имеются специальные службы безопасности, которые решают и подобные вопросы, но в рамках программы микрокредитования содержание подобных служб или специалистов будет весьма обременительно. Вместе с тем имеются вполне реальные возможностей проверить заемщиков. Прежде всего это возможности районных администраций и местных правоохранительных органов, обмен информацией с банками и фондами, опросы соседей заявителя и т. д.
Принятие решения о выдаче займов
Прежде всего необходимо добиться, чтобы решения о выдаче займов принимались максимально оперативно - в течение не более двух-трех недель со дня подачи заявки. В случае если на момент принятия решения о выдаче займа свободные кредитные ресурсы отсутствуют, об этом необходимо незамедлительно сообщить заявителю, предоставив при этом ему информацию о том, когда его заявка может быть профинансирована.
В систематизации работы по рассмотрению бизнес-планов (заявок) можно использовать опыт Демидовской районной администрации Смоленской области, где было принято решение проводить заседания Конкурсной комиссии два раза в месяц в четко установленные дни.
Рассмотрение бизнес-плана (заявки) осуществляется на Совете (Конкурсной комиссии). К рассмотрению принимаются все поступившие заявки, включая и те, по которым выяснено, что они недостоверны. Это связано с тем, что решение об отклонении заявки может принимать только Совет (Конкурсная комиссия).
На обсуждение бизнес-планов (заявок) могут приглашаться сами заявители, но принятие решений (голосование) осуществляются только членами Совета (Конкурсной комиссии) при закрытых дверях путем заполнения ими форм Экспертного обоснования решения о предоставлении микрозаймов (приложение 13). При голосовании принимаются к сведению аналогичные формы, заполненные специалистами, осуществлявшими проверку заявителя и его бизнес-плана (заявки).
Оценка представленного проекта осуществляется по десяти параметрам, по каждому из которых каждый член Совета (Конкурсной комиссии) должен поставить свою балльную оценку (не более 10 баллов по каждому параметру). Результаты голосования по каждому проекту определяются средним арифметическим баллом по каждому проекту. При этом, нулевая оценка по любому из параметров, проставленная любым из членов Совета (Конкурсной комиссии), означает, что данный проект отклоняется. Это правило чрезвычайно важно, так как оно позволяет всем участникам и прежде всего - головной организации, осуществляющей микрокредитование, реализовать свое право отклонить проект, возврат по которому считается проблемным. Таким образом, большинство Совета (Конкурсной комиссии) не имеет возможности диктовать свои условия головной организации, которая обязательно должна нести основную ответственность за возврат займа, так как именно она будет заключать с заемщиком договор. В противном случае головная организация всегда сможет объяснить возможные неудачи с возвратом займов, как следствие подчинения "непрофессиональным" решениям Совета (Конкурсной комиссии). В дальнейшем это способно породить опасную безответственность со стороны головной организации.
Рассмотрение бизнес-планов (заявок) на выдачу займов целесообразно проводить по принципу "открытых дверей", то есть по мере их поступления. При этом очередь на выдачу займов при дефиците кредитных ресурсов необходимо формировать не по принципу: "Кто раньше пришел, тот и первый", - а по принципу: "Кто имеет выше балльную оценку, тот и первый". Это позволит финансировать в первую очередь наиболее эффективные проекты.
Серьезной проблемой при голосовании на Совете (Конкурсной комиссии) является необходимость избежания конфликта интересов, то есть наличия личной заинтересованности голосующих в принятии тех или иных решений. В механизме микрокредитовании в этой связи предусмотрена специальная процедура - подписание письменной Добровольной декларации участника экспертной оценки (приложение 13).
Если член Совета (Конкурсной комиссии) определяет для себя, что он имеет конфликт интересов в принятии Советом решения, то он должен гласно заявить об этом с занесением этого заявления в протокол заседания. После этого он не принимает участия в экспертной оценке (голосовании) по соответствующему вопросу повестки дня.
Следует отметить, что во избежание возможных межличностных конфликтов результаты балльной оценки и содержание обсуждаемых вопросов должны быть строго конфиденциальной информацией, за разглашение которой целесообразно предусмотреть самую строгую дисциплинарную ответственность. Заявителям сообщается только общий результат голосования Совета (Конкурсной комиссии), средний оценочный балл его проекта и предполагаемый срок выделения займа.
График возврата займа
Составление графика возврата займа - чрезвычайно ответственный момент для обеспечения эффективного контроля выполнения условий договора.
Технически данные расчеты выполняются по форме, приведенной в приложении 12. При этом в доходную часть балансового расчета помимо выручки от реализации кредитуемого проекта должны включаться прочие доходы семейного хозяйства (заработная плата, социальные выплаты и т. п.), а в расходную часть помимо расходов кредитуемого проекта - семейные расходы.
С учетом данных расчетов целесообразно предусмотреть, чтобы заемщик выплачивал проценты и сумму основного долга не единовременно в конце проекта, а максимально равномерно. Даже в случае, когда расчеты показывают, что на конкретный месяц начала проекта планируемых доходов еще не хватит на выплату даже процентов по займу, на этот месяц все же следует предусмотреть выплату хотя бы символической платы в размере 50-100 руб. Исключением могут быть только первые два-три месяца проекта.
Контроль за выполнением ежемесячного графика возврата займа позволяет уже на первых этапах реализации проекта выявлять неблагополучных заемщиков и вести с ними адресную работу.
Длительность проектов
Для целей микрокредитования желательно установить предельный срок длительности проектов. Исходя из нашей практики, можно рекомендовать установить предельный срок реализации кредитуемого проекта не более одного года с момента выдачи займа, но преимущество отдавать более коротким проектам. Проекты большой длительности значительно уменьшают эффективность механизма микрокредитования, так как влекут за собой снижение оборачиваемости кредитных ресурсов и таким образом сокращают число людей, которые получат доступ к займам.
С другой стороны, сельскохозяйственные проекты тесно привязаны к природным циклам и, как правило, не могут быть короче 9 месяцев.
На какие цели целесообразно предоставлять займы?
Цели микрокредитования не предусматривают предоставление потребительских займов как в прямом, так и в косвенном виде. То есть выплата заработной платы, покупка бытовой техники и иные расходы семейного хозяйства такому кредитованию не подлежат.
В ограниченном виде оплата труда может быть предусмотрена только для наемных работников, а покупка бытовой техники и иных аналогичных товаров - только для целей обустройства гостевых домов, предназначенных для коммерческого приема посетителей.
Займ может покрывать указанные в заявке расходы на закупку оборудования, материалов, инструментов, семян, скота и иные производственные и реализационные затраты.
Заявитель должен доказать, что цены товаров и услуг, принятые в расчетах проекта, не являются завышенными и он не будет получать комиссионных за покупки.
В каком виде предоставляются займы?
При отсутствии расчетного счета выдача займа главе личного подсобного хозяйства может осуществляться через специально открытый лицевой счет в местном отделении Сбербанка.
Для достижения более строгого контроля за целевым расходованием займа целесообразно предусмотреть выдачу и так называемых товарных кредитов в виде соответствующих материалов, оборудования, скота и т. п. Это фиксируется в соответствующем договоре, а материальные ценности передаются по акту с указанием их стоимости.
Выдача товарных кредитов позволяет также лучше использовать потенциал местных специалистов, так как эта процедура уменьшает риск закупки заемщиком некондиционных семян, непородистого скота и т. п.
Действия при срыве сроков возврата займа
Как уже отмечалось выше, основную ответственность за своевременный возврат займов и процентов по ним перед Советом (Конкурсной комиссией) и спонсором помимо самого заемщика несет головная организация, руководитель которой подписывает договор с получателем займа. Вместе с тем к работе с неблагополучными заемщиками необходимо подключить все имеющиеся у участников процесса микрокредитования возможности, в том числе местные административные ресурсы.
Одна из важнейших задач на самой ранней стадии - выявление неблагополучных заемщиков, что может быть обеспечено посещением участников программы на начальном этапе реализации их проектов, строгим контролем за поступающими от них отчетностью и платежами.
При выявлении фактов нецелевого использования средств займа, особенно при направлении их на потребительские нужды, следует незамедлительно начать процесс расторжения договора займа и взыскания задолженности. Это относится и к случаям продажи заявителем предметов залога и приобретенных на средства займа оборудования, материалов и т. п.
Кроме случаев злонамеренного неисполнения условий договора займа могут возникнуть объективные трудности в выполнении проектов, например:
- неблагоприятные погодные условия для растениеводства;
- массовые эпизоотии и эпифитотии;
- болезнь или смерть заемщика;
- потрясения в экономике, финансовой сфере или в маркетинговой ситуации;
- кража готовой продукции;
- выход из строя оборудования;
- прочие форс-мажорные обстоятельства (наводнения, землетрясения, ураганы, сели и т. п.).
В этих случаях необходимо экстренно дать оценку реальной возможности успешно завершить проект. Если данная оценка свидетельствует о том, что проект однозначно не может достигнуть своих целей, то необходимо немедленно предпринять меры по получению страховых возмещений, продаже материальных ценностей, приобретенных для осуществления проекта, и иной компенсации ущерба. Если оценка свидетельствует, что есть реальные возможности успешно завершить проект, то могут быть приняты решения о переоформлении займа на другое лицо, корректировке графика возврата, оказании помощи заемщику в реализации продукции и услуг, а также дополнительной консалтинговой или иной поддержке проекта.
Как показала практика, наиболее распространенным вариантом неблагополучного выполнения проекта является невыполнение графика платежей по займу как по размеру, так и по срокам. Иногда это может перейти в вяло текущий процесс уговоров заемщика, который в свою очередь будет ссылаться на многочисленные "объективные" трудности и просить отсрочить взыскание долгов.
В подобной ситуации следует отметить, что задержка платежей более чем на два месяца должна квалифицироваться как серьезное нарушение, сопоставимое по своему значению с невыполнением договора в целом. По аналогии с банковской практикой члены Совета (Конкурсной комиссии) могут предполагать, что реальные возможности успешно реализовать такой проект будут составлять около 50% или даже менее того.
В вопросе своевременного взыскания платежей необходимо проявлять строгость, принципиальность и не идти на необоснованные уступки. Ресурсами в этой работе являются применение штрафных санкций за срыв выполнения графика платежей, общественная огласка данной ситуации, сообщение данной информации участникам программы, которые ждут своей очереди на получение займа, а также управленческий ресурс районной и местной администраций.
При обоснованной корректировке графика возврата займа эта процедура оформляется актом и внесением дополнений (изменений) в договор. Необходимость корректировка договора займа по сути является показателем плохой проработки проекта или неудачного выбора заемщика. Каждый такой факт должен серьезно анализироваться с целью недопущения повторения подобных ошибок.
Программа микрокредитования должна быть максимально дружественной для заемщиков, что предполагает не только оказание для них разнообразных видов поддержки, но и стремление урегулировать все возникающие трудности в досудебном порядке. Но если заемщик пытается "переиграть" кредиторов и добиться для себя поблажек при реальной возможности выполнить договор, следует действовать жестко, в том числе с использованием возможностей судебной системы (обращением в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд). Заявители, стоящие в очереди на получение займов, не должны становиться заложниками недобросовестных и безответственных заемщиков.
Приложение 1. Возможные предпринимательские микропроекты на территории сотрудничества
Развитие животноводства и птицеводства в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) Бизнес-идея Улучшение жизнеобеспечения владельцев ЛПХ за счет роста доходов от продажи животноводческой продукции, птицы, молодняка, цыплят, товарного и племенного яйца, шерсти и т. п. Благоприятные условия для микропроекта Гарантия сбыта продукции по проектируемым ценам; наличие положительного опыта содержания соответствующего скота и птицы, а также приспособленного для него помещения; наличие сенокосов, пастбищ; гарантированная возможность получения дешевых кормов; гарантии качества и экологической чистоты продукции Рекомендуемые направления использования кредита Оплата покупки скота, комбикормов и их доставки, сепаратора, инкубатора, ремонта и/или достройки животноводческого помещения, ветеринарного обслуживания Развитие пчеловодства Бизнес-идея Улучшение жизнеобеспечения владельцев пасек за счет роста доходов от продажи продуктов пчеловодства, в том числе от сбора и продажи этих продуктов коллективами пчеловодов, вывозом продуктов для продажи в другие регионы Благоприятные условия для микропроекта Гарантия сбыта продукции по планируемым ценам; наличие положительного опыта содержания пчел; наличие условий для организации зимовки пчел; гарантии качества и экологической чистоты тары и конечной продукции Рекомендуемые направления использования кредита Оплата покупки пчел, ульев и другого оборудования, инструментов, расходных материалов, лекарств. Компенсация транспортных расходов Развитие спортивного и любительского рыболовства Бизнес-идея Улучшение жизнеобеспечения:
- за счет организации для посетителей спортивного рыболовства в естественных водоемах;
- за счет самостоятельного любительского лова рыбы в естественных водоемах;
- за счет организации прудового (садкового) рыбоводства;
- за счет организации частных домов рыбака;
- за счет организации аренды лодок и рыболовных принадлежностей Благоприятные условия для микропроекта Высокий спрос на товарную рыбу и услуги по организации спортивного и любительского рыболовства; наличие соответствующих навыков и опыта в выбранной области; наличие разрешения НП на данный вид деятельности. При организации домов рыбака, а также аренды лодок и рыболовных принадлежностей необходимо наличие соответствующих помещений и причалов Рекомендуемые направления использования кредита В соответствии с выбранным направлением деятельности рекомендуется направить кредит на: закупку недостающих лодок, рыболовных принадлежностей; ремонт помещений и причалов; закупку кормов, мальков и сеголеток, оплату работ по обустройству прудов и их охране; закупку и строительство коптилен, приобретение опилок Развитие растениеводства в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) Бизнес-идея Улучшение жизнеобеспечения владельцев ЛПХ за счет роста доходов от продажи продукции растениеводства Благоприятные условия для микропроекта Гарантия сбыта продукции по планируемым ценам; наличие положительного опыта выращивания соответствующих культур; наличие в собственности, владении или пользовании земельного участка; хорошие условия по сохранности урожая; гарантия качества и экологической чистоты продукции Рекомендуемые направления использования кредита Оплата покупки семян, посадочного материала, органических удобрений, приобретение недостающего инвентаря, оплата услуг по обработке почвы, уходу за посевами и уборки урожая Организация сбора и реализации даров леса Бизнес-идея Улучшение жизнеобеспечения группы местных жителей за счет роста доходов от продажи грибов, ягод, орехов, лекарственных растений и прочих продуктов побочного лесопользования Благоприятные условия для микропроекта Гарантия сбыта продукции по планируемым ценам; формирование устойчивой группы местных жителей, осуществляющих сбор и реализацию даров леса; наличие разрешения НП на сбор соответствующих продуктов побочного лесопользования; добровольное участие группы в природоохранной деятельности НП; гарантии высокого качества продукции; отсутствие экологического ущерба сохраняемым природным объектам НП Рекомендуемые направления использования кредита Оплата покупки недостающего инвентаря и оборудования для первичной переработки, аренда (содержание) пункта приемки, оплата транспорта Организация объектов питания, розничной и мелкооптовой торговли Бизнес-идея Улучшение жизнеобеспечения владельцев и продавцов за счет доходов от организации торгового обслуживания и покупателей за счет относительной экономии покупателями средств на покупку основных групп товаров, пользующихся повышенным спросом.
Организация торговли товарами, пользующимися спросом, но не предлагаемыми другими местными торговыми точками Благоприятные условия для микропроекта Наличие соответствующей лицензии и положительного опыта торговой деятельности; предложение сравнительно низких цен на основные группы товаров; отсутствие жесткой конкуренции на обслуживаемой территории; достаточная покупательная способность населения, подтвержденная целевым маркетингом Рекомендуемые направления использования кредита Покупка, аренда и содержание автолавок, приспособленных вагончиков и иных торговых и складских помещений, закупка товаров, компенсация транспортных расходов Производство сувениров и изделий местных промыслов Бизнес-идея Улучшение жизнеобеспечения изготовителей сувениров и изделий местных промыслов за счет роста доходов от их продажи Благоприятные условия для микропроекта Гарантия сбыта продукции по планируемым ценам; наличие опыта изготовления сувениров и изделий местных промыслов; использование экологически чистых сырья и технологий; наличие приспособленной мастерской (рабочего места) Рекомендуемые направления использования кредита Оплата приобретения недостающих инструментов, сырья и комплектующих для изготовления сувениров, оплата энергоресурсов и транспортных расходов Организация конного обслуживания посетителей НП Бизнес-идея Улучшение жизнеобеспечения за счет доходов от предоставления услуг по транспортному и развлекательному конному обслуживанию посетителей Благоприятные условия для микропроекта Высокий спрос на транспортное и развлекательное конное обслуживание посетителей; наличие положительного опыта содержания лошадей, приспособленной конюшни; возможности приобретения (заготовки) дешевых кормов и организации пастьбы; наличие согласованных с НП конных маршрутов Рекомендуемые направления использования кредита Покупка лошадей, сбруи, специальной тележки, оплата ремонта конюшни, приобретение кормов, ветеринарное обслуживание Организация частного гостевого обслуживания посетителей Бизнес-идея Улучшение жизнеобеспечения за счет доходов от организации частного гостевого обслуживания посетителей:
- предоставление проживания в частных домах (комнатах);
- предоставление домашнего питания Благоприятные условия для микропроекта Наличие большого спроса на гостевое обслуживание и соответствующих для него условий и навыков; наличие свободных оборудованных жилых помещений Рекомендуемые направления использования кредита Ремонт и оборудование жилых помещений, закупка постельных и кухонных принадлежностей Организация фото- и видеообслуживания посетителей Бизнес-идея Улучшение жизнеобеспечения за счет доходов от фото- и видеосъемки посетителей, а также продажи фотографий и видеокассет основных достопримечательностей НП Благоприятные условия для микропроекта Наличие большого спроса на такие виды обслуживания; положительный опыт фото- и видеосъемкки; наличие поблизости фирменного пункта по обработке цветных фотоматериалов Рекомендуемые направления использования кредита Приобретение недостающей съемочной аппаратуры и расходных материалов, оплата проявки пленок и печати фотографий Организация сопровождения и обслуживания посетителей на маршрутах Бизнес-идея Улучшение жизнеобеспечения за счет доходов от предоставления услуг гида-проводника, охраны, организации питания на маршрутах, заготовки дров для посетителей и т. п. Благоприятные условия для микропроекта Наличие в НП маршрутов и организованных мест стоянок; большой спрос на соответствующие виды обслуживания; прохождение обучения в НП природоохранным правилам и получение разрешения (лицензии) Рекомендуемые направления использования кредита Затраты на обустройство и поддержание мест стоянок, закупку необходимого инвентаря, обучение (лицензирование) Организация транспортного обслуживания посетителей Бизнес-идея Улучшение жизнеобеспечения за счет доходов от транспортного обслуживания посетителей внутри НП и по их доставке в НП и обратно Благоприятные условия для микропроекта Наличие личного транспорта и механизма координации транспортного обслуживания в НП; наличие необходимых разрешений (лицензий) Рекомендуемые направления использования кредита Ремонт и доукомплектование личного транспорта, оплата расходов на регулирование двигателей на чистоту выхлопа Организация обслуживания посетителей на водных объектах Бизнес-идея Улучшение жизнеобеспечения за счет доходов от предоставления в аренду лодок, плотов и иных плавающих средств. Сопутствующее обслуживание посетителей Благоприятные условия для микропроекта Наличие спроса на такие виды услуг; наличие необходимых разрешений; знания и навыки в обеспечению безопасности посетителей на воде Рекомендуемые направления использования кредита Изготовление плотов, приобретение лодок, байдарок и иных плавсредств и их текущий ремонт, организация причалов Фольклорное обслуживание посетителей Бизнес-идея Улучшение жизнеобеспечения групп местного населения за счет доходов от организации ими для посетителей платных театрализованных представлений, демонстрирующих местные историко-культурные традиции Благоприятные условия для микропроекта Наличие спроса на такие представления, художественного руководства, удобных мест для демонстрации Рекомендуемые направления использования кредита Пошив национальных костюмов, приобретение музыкальных инструментов и инвентаря, оплата обучения мастеров и самодеятельных актеров Организация ознакомления с традиционным сельским бытом Бизнес-идея Улучшение жизнеобеспечения за счет доходов от предоставления платной возможности осмотра организованными туристами традиционного сельского быта: дома, хозяйственных построек, сеновала, огорода, а также хозяйственных работ (дойки коров, кормления животных и т. п.) Благоприятные условия для микропроекта Наличие сельских построек репрезентативного вида; включение этих объектов в туристский маршрут; наличие условий для размещения посетителей при ухудшении погоды; разработанная экскурсионная программа Рекомендуемые направления использования кредита Специальное обустройство строений и участка Организация швейного производства Бизнес-идея Улучшение жизнеобеспечения за счет доходов от организации надомного пошива разнообразных изделий, в том числе с символикой НП Благоприятные условия для микропроекта Наличие у местного населения швейных машин; хорошая организация сбыта; имеющиеся снабжение надомников материалом и лекалами, а также сбор готовых изделий для продажи Рекомендуемые направления использования кредита Обучение, приобретение материала и расходных материалов, изготовление лекал, транспортные расходы Организация информационного обслуживания посетителей Бизнес-идея Улучшение жизнеобеспечения за счет доходов от издания и продажи почтовых открыток и календарей с видами НП, карт НП, книг и других информационных материалов Благоприятные условия для микропроекта Наличие в НП визит-центра и приспособленного помещения в нем; включение посещения этого визит-центра в туристские маршруты; наличие соответствующих разрешений (лицензий) Рекомендуемые направления использования кредита Оплата авторских гонораров, затрат на издания, расходов на обучение персонала, лицензионных сборов Организация аренды туристского инвентаря Бизнес-идея Улучшение жизнеобеспечения арендодателей за счет организации частного арендного пункта Благоприятные условия для микропроекта Наличие спроса на туристский инвентарь; наличие помещения для его хранения и выдачи; удобное расположение арендного пункта Рекомендуемые направления использования кредита Приобретение туристского инвентаря, дооборудование помещения арендного пункта
Приложение 2. Данные анкетирования в национальном парке "Угра"
Значение основных факторов, влияющих на уровень благосостояния местного населения
(по данным анкетирования 25 ноября 1999 г.)
Основные факторы Доля, в процентах Недостатки в оборудовании троп, маршрутов, мест ночлега и рекреации, сервиса и т. п. 20,8 Неразвитость сети сервисных предприятий по обслуживанию посетителей 10,1 Недостаток рекламы туризма 9,2 Низкий потенциал сельского хозяйства и промышленности, безработица 9,1 Низкая экономическая эффективность производства и сферы услуг 9,0 Недостаток традиций по ведению собственного бизнеса 8,1 Низкий культурный уровень населения, пьянство 6,4 Низкий уровень оплаты труда и условий жизни для наемных работников 5,5 Недостатки в законодательной и финансовой поддержке развития предпринимательства 4,9 Ограничения в производственной деятельности 3,8 Недостаточные объемы и цены при сбыте готовой продукции и услуг 3,5 Ограничения в пользовании древесными ресурсами 3,1 Ограничения в рыболовстве и охоте 2,4 Значительная удаленность от потенциальных посетителей 2,2 Недостаток в нацпарке выдающихся культурных объектов 1,1 Ограничения в сборе грибов, ягод и др. 0,8 Итого 100
Приложение 3. Данные анкетирования в биосферном заповеднике "Катунский"
Значение основных факторов, влияющих на уровень благосостояния местного населения
(по данным анкетирования 17 ноября 1999 г.)
Основные факторы Доля, в процентах Недостатки в оборудовании троп, маршрутов, мест ночлега и рекреации, сервиса и т. п. 11,7 Низкий культурный уровень населения, пьянство 10,9 Недостатки в законодательной и финансовой поддержке развития предпринимательства 8,8 Низкий потенциал сельского хозяйства и промышленности, безработица 8,2 Низкая экономическая эффективность производства и сферы услуг 7,6 Недостаточные объемы и цены при сбыте готовой продукции и услуг 7,6 Неразвитость сети сервисных предприятий по обслуживанию посетителей 7,3 Недостаток традиций по ведению собственного бизнеса 7,3 Низкий уровень оплаты труда и условий жизни для наемных работников 7,2 Недостаток рекламы туризма 7,0 Значительная удаленность от потенциальных посетителей 4,5 Ограничения в пользовании древесными ресурсами 3,7 Ограничения в производственной деятельности 3,0 Ограничения в рыболовстве и охоте 1,9 Ограничения в сборе грибов, ягод и др. 1,9 Недостаток в заповеднике выдающихся культурных объектов 1,4 Итого 100
Приложение 4. Образец договора на целевое финансирование
ДОГОВОР № ______
о предоставлении целевого финансирования
г. Москва "___" ____________2000 г.
______________________________, именуемый в последующем СПОНСОР, в лице директора ______________________, действующего на основании Устава, и Администрация ___________ района _______________ области, именуемая в дальнейшем АДМИНИСТРАЦИЯ, в лице Главы ____________ района ___________________ , действующего на основании Устава, а вместе именуемые СТОРОНЫ, заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ И ЦЕЛЬ ДОГОВОРА
1.1. _______________________ предоставляет АДМИНИСТРАЦИИ целевое финансирование в сумме ___________________ рублей, предназначенное для льготного кредитования заемщиков (под процентную ставку не более 20% сроком до одного года) по условиям "Положения о Программе микропроектов, направленных на увеличение занятости и повышение доходов населения, проживающего в границах Центрально-Лесного биосферного государственного заповедника и его охранной зоны", далее по тексту ПОЛОЖЕНИЕ, которое является неотъемлемой частью настоящего Договора (Приложение № ___ настоящего Договора).
1.2. АДМИНИСТРАЦИЯ в рамках вышеназванного ПОЛОЖЕНИЯ и настоящего Договора уполномочена заключать договоры кредита (займа) и иные договоры, выдавать и обеспечивать возврат соответствующих займов от своего лица. При этом выдача кредитов (займов) осуществляется только на основании единогласного решения Рабочей группы (члены Рабочей группы поименованы в Приложении № ___ к настоящему Договору).
АДМИНИСТРАЦИЯ выполняет свои обязанности по настоящему Договору на безвозмездной основе с привлечением к работе соответствующих государственных учреждений, организаций и служащих.
1.3. Полученные АДМИНИСТРАЦИЕЙ средства целевого финансирования не могут использоваться ей для зачисления на депозитные счета, для предоставления межбанковских и иных кредитов, покупку ценных бумаг и свободно конвертируемой валюты, отвлекаться на другие цели, не предусмотренные настоящим Договором, условиями ПОЛОЖЕНИЯ и принятыми на их основе решениями Рабочей группы.
В случае нецелевого использования средств, полученных по настоящему Договору, программа кредитования приостанавливается и полученное АДМИНИСТРАЦИЕЙ в соответствии с настоящим Договором целевое финансирование возвращается СПОНСОРУ.
1.4. АДМИНИСТРАЦИЯ самостоятельно несет налоговые судебные и любые иные последствия, прямо или косвенно связанные с получением данного целевого финансирования и выполнением настоящего Договора, в том числе несет судебные и иные издержки, связанные с возвратом средств от заемщиков.
2. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ
2.1. АДМИНИСТРАЦИЯ для кредитования заемщиков по условиям настоящего Договора использует отдельный банковский счет, на который СПОНСОР перечисляет сумму, установленную п. 1.1 настоящего Договора, а АДМИНИСТРАЦИЯ осуществляет с него многократное кредитование заемщиков до полного расходования средств и завершения программы кредитования по условиям ПОЛОЖЕНИЯ и решений Рабочей группы Конкурса. Непосредственно на вышеназванный счет поступают также возвраты кредитов (займов) и проценты от заемщиков.
АДМИНИСТРАЦИЯ обеспечивает ведение строгого учета средств целевого финансирования и по официальному запросу незамедлительно предоставляет его результаты СПОНСОРУ.
3. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
3.1. СПОНСОР берет на себя обязательства:
3.1.1. Консультировать АДМИНИСТРАЦИЮ по вопросам эффективного использования предоставленного целевого финансирования.
3.1.2. Оказывать содействие в контроле за целевым использованием предоставленных средств целевого финансирования и мониторингом проектов.
3.1.3. Провести перечисление суммы целевого финансирования на отдельный банковский счет АДМИНИСТРАЦИИ в порядке, установленном настоящим Договором.
3.2. СПОНСОР имеет право:
3.2.1. Запрашивать и получать от АДМИНИСТРАЦИИ сведения и документы, подтверждающие целевое использование предоставленного финансирования, полную и достоверную информацию о реализации программы кредитования по условиям ПОЛОЖЕНИЯ, а также, по запросу СПОНСОРА, - другие сведения, связанные с выполнением настоящего Договора.
3.2.2. Самостоятельно либо через уполномоченных СПОНСОРОМ лиц осуществлять проверки выполнения программы и реализуемых проектов в удобной для СПОНСОРА форме.
3.3. АДМИНИСТРАЦИЯ берет на себя обязательства:
3.3.1. Использовать предоставленные финансовые ресурсы на цели, предусмотренные в настоящем Договоре, ПОЛОЖЕНИЕМ, единогласными решениями Рабочей группы.
3.3.2. Осуществлять разработку типовых проектов и выявление наиболее предпочтительных заемщиков, проводить консультации для потенциальных заемщиков, быть членом Рабочей группы Конкурса и активно работать в ней, заключать с заемщиками кредитные и иные договора, предоставлять кредиты (займы), осуществлять мониторинг реализации проектов, а также обеспечивать возврат кредитов (займов), в том числе досрочный в случае их нецелевого использования.
3.3.3. Направлять средства, поступающие на отдельный банковский счет АДМИНИСТРАЦИИ от возврата кредита (займа) заемщиками, на повторное кредитование субъектов малого предпринимательства и личных подсобных хозяйств согласно настоящему Договору, ПОЛОЖЕНИЮ, решениям Рабочей группы Конкурса.
3.3.4. Предоставлять СПОНСОРУ информацию о целевом использовании кредитов и другую, непосредственно связанную с проведением программы кредитования.
3.3.5. Ежеквартально до первого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять СПОНСОРУ полную и достоверную информацию о реализации ПОЛОЖЕНИЯ, бухгалтерский отчет, а также, по запросу СПОНСОРА, другие сведения, связанные с выполнением настоящего Договора.
3.3.6. Оказывать СПОНСОРУ, а также другим организациям и независимым экспертным группам, которые могут быть уполномочены СПОНСОРОМ, содействие в проведении на месте проверок выполнения АДМИНИСТРАЦИЕЙ условий настоящего Договора.
3.3.7. В случае возникновения обстоятельств, которые могут повлечь за собой невыполнение АДМИНИСТРАЦИЕЙ условий настоящего Договора, незамедлительно письменно информировать СПОНСОРА об этих обстоятельствах и о мерах, принимаемых АДМИНИСТРАЦИЕЙ для выполнения условий настоящего Договора
3.4. АДМИНИСТРАЦИЯ имеет право:
3.4.1. Отклонять в одностороннем порядке решение большинства членов Рабочей группы по вопросам кредитования конкретных заемщиков (до момента официального принятия таких решений единогласным голосованием) на основании данных собственной экспертизы, предоставленных членам Рабочей группы до голосования.
4. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
4.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента перевода СПОНСОРОМ АДМИНИСТРАЦИИ средств установленных настоящим Договором, и завершается после получения АДМИНИСТРАЦИЕЙ уведомления от СПОНСОРА о завершении программы кредитования, в том числе связанного с полным расходованием средств программы, включая возвращенные заемщиками кредиты (займы).
5. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ
5.1. Все споры между СТОРОНАМИ, по которым не было достигнуто взаимное соглашение, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в Арбитражном суде г. Москвы.
В период арбитражного разбирательства СТОРОНЫ обязаны продолжать выполнение обязательств по настоящему Договору, если иное не предусмотрено письменным соглашением СТОРОН.
5.2. СТОРОНЫ устанавливают, что до передачи дела в Арбитражный суд все возможные претензии по настоящему Договору должны быть рассмотрены СТОРОНАМИ в течение 10 (Десяти) рабочих дней с момента получения соответствующей претензии.
6. ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА
6.1. Условия настоящего Договора имеют одинаковую, обязательную силу для СТОРОН и могут быть изменены по взаимному согласию с обязательным составлением письменного дополнения к настоящему Договору. Изменения и дополнения к настоящему Договору действительны, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то лицами.
7. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА
7.1. СПОНСОР имеет право досрочно расторгнуть Договор в одностороннем порядке в случаях нарушениях условий настоящего Договора, ПОЛОЖЕНИЯ, решений Рабочей группы.
7.2. В случае нецелевого использования средств, полученных по настоящему Договору, АДМИНИСТРАЦИЯ обязуется незамедлительно возвратить полученное целевое финансирование СПОНСОРУ.
7.3. В случае внесения в действующее законодательство Российской Федерации изменений, которые могут препятствовать СТОРОНАМ исполнять свои обязательства, СТОРОНЫ обязуются провести консультации и урегулировать расчеты по настоящему Договору.
8. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
8.1. Все Приложения и Дополнения к настоящему Договору, совершенные в письменной форме и подписанные уполномоченными на то представителями СТОРОН, являются его неотъемлемой частью.
8.2. Каждая из СТОРОН обеспечивает регулярную публикацию в средствах массовой информации сведений о Программе, реализуемых проектах, имеющихся средствах и их целевым использовании.
8.3. В случаях, не предусмотренных настоящим Договором, СТОРОНЫ руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
8.4. СТОРОНЫ обязуются при исполнении настоящего Договора не сводить сотрудничество к соблюдению только содержащихся в настоящем Договоре требований, а принимать все необходимые меры для обеспечения эффективности и развития отношений, прежде всего в сфере содействия увеличению занятости и повышению доходов населения, проживающего в границах Центрально-Лесного биосферного государственного заповедника и его охранной зоны, в том числе за счет привлечения средств на долевое финансирование проектов за счет других источников.
8.5. В случае изменения адресов СТОРОНЫ обязуются незамедлительно сообщать об этом друг другу в письменном виде до государственной регистрации соответствующих изменений в учредительских документах. В случае изменения банковских реквизитов СТОРОНЫ обязуются информировать об этом другую сторону до вступления изменений в силу.
8.6. Любое уведомление или иное сообщение, направленное СТОРОНАМИ друг другу по настоящему Договору, должно быть совершено в письменной форме. Такое уведомление или сообщение считается направленным надлежащим образом, если оно доставлено адресату посыльным, телефаксом по адресу, указанному в настоящем Договоре и за подписью уполномоченного лица.
8.7. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, из которых один передается СПОНСОРУ, один - АДМИНИСТРАЦИИ. Каждый из экземпляров имеет одинаковую юридическую силу.
9. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН
Приложение 5. Образец положения о конкурсе микропроектов
Приложение № ___ к Договору №___
от "___"____________ 2000 г.
Положение о Конкурсе микропроектов, обеспечивающих реализацию эффективных моделей устойчивого жизнеобеспечения населения, проживающего в границах национального парка "Смоленское Поозерье" и его охранной зоны
Проведение Конкурса инициируется Администрацией Демидовского района Смоленской области, национальным парком "Смоленское Поозерье" и Благотворительным фондом "Центр охраны дикой природы" (г. Москва).
Содержание Конкурса
Конкурс проектов направлен на поиск и реализацию наиболее оптимальных моделей обеспечения занятости населения, проживающего в границах НП "Смоленское Поозерье" (с учетом ограничения природопользования), которые в условиях инвестиционного дефицита способны обеспечить рост благосостояния трудоспособного населения.
Конкурс имеет следующие направления:
1. Улучшение регулируемого использования природных ресурсов НП "Смоленское Поозерье".
2. Организация обслуживания посетителей НП "Смоленское Поозерье".
3. Производство сельскохозяйственной продукции в границах НП "Смоленское Поозерье".
Отобранные в результате Конкурса микропроекты обеспечиваются беспроцентными кредитами сроком до одного года. Предполагается, что на кредитование одного проекта может быть направлено не более 28 тыс. руб., при этом преимущество будет отдаваться эффективным проектам, требующим меньшего финансирования.
Общий фонд кредитования микропроектов составляет 140 тыс. руб. После возврата заемщиками льготных кредитов средства будут направлены на проведение последующих этапов Конкурса и тиражирование в границах НП "Смоленское Поозерье" эффективных моделей устойчивого жизнеобеспечения.
Комиссия Конкурса
Администрация Демидовского района Смоленской области, национальный парк "Смоленское Поозерье" и Благотворительный фонд "Центр охраны дикой природы" (г. Москва), сформировали и утвердили Комиссию Конкурса (состав Комиссии прилагается).
Комиссия Конкурса является единственным органом, регулирующим проведение Конкурса, выявление его победителей, организующим проведение мониторинга реализуемых проектов и разрешение любых спорных вопросов, связанных с настоящим Конкурсом и его последствиями.
Работа членов Комиссии осуществляется на общественных началах. Комиссия имеет право дополнительно привлекать к своей работе специалистов соответствующей квалификации.
Решения Комиссии конкурса заверяются протоколами заседаний Комиссии Конкурса.
Условия участия в Конкурсе
Участие в Конкурсе могут принять любые юридические и физические лица вне зависимости от места их проживания, рода деятельности, членства в каких-либо ассоциациях, партиях или движениях (далее по тексту именуются Участниками Конкурса).
Участники Конкурса должны предоставить материалы для участия в Конкурсе применительно к типовым формам (формы прилагаются).
Окончательный срок предоставления материалов для участия в первом этапе Конкурса до 1 августа 2000 г. Каждый из участников Конкурса может неограниченно представлять материалы по всем направлениям Конкурса до приведенной выше даты.
Материалы на участие в Конкурсе предоставляются и регистрируются по адресу: ________________________________________________________________
Материалы, представленные не по установленной форме, регистрации не подлежат и к участию в Конкурсе не допускаются. Сданные документы письменному рецензированию не подлежат и участникам Конкурса не возвращаются.
У участников Конкурса могут быть запрошены дополнительные материалы и детализация представленных ими расчетов, а также их согласие непосредственно ответить на вопросы членов Комиссии, если это целесообразно для выявления победителя.
Срок подведения итогов первого этапа Конкурса до 15 августа 2000 г.
Информация о ходе Конкурса будет публиковаться в местной печати.
Основные критерии отбора проектов
Проекты должны поддерживать и развивать привлекательный имидж НП "Смоленское Поозерье" как в среде местного населения, так и для потенциальных посетителей.
Реализация проектов не должна наносить ущерба природоохранной работе НП "Смоленское Поозерье", но максимально содействовать росту его регулируемой посещаемости и предпринимательской активности в границах НП "Смоленское Поозерье".
Потенциальные возможности проектов должны обеспечивать местному населению сравнительно больший рост занятости и доходов при наименьшей потребности в финансировании.
Проекты должны обладать потенциалом для широкого и успешного тиражирования по всей территории НП "Смоленское Поозерье".
Проекты должны содействовать объединению местного населения на базе общих экономических, социальных и иных позитивных интересов.
Победители Конкурса
Комиссия настоящего Конкурса, рассмотрев все поступившие материалы и исходя из потребностей в финансировании лучших из представленных проектов, а также общего фонда Конкурса, выберет его победителей.
Число победителей Конкурса по каждому направлению не нормируется и зависит от качества представленных проектов. Допускается отсутствие победителей по какому-либо из установленных направлений, если представленные по этому направлению проекты не являются конкурентоспособными.
Осуществление контроля за ходом реализации проектов
Получатели кредитов заключают соответствующие договоры с Администрацией Демидовского района, на основании которых будут обязаны по установленному графику предоставлять тематические и финансовые отчеты о реализации своих проектов, а также возвратить кредит.
В случае нарушения установленной отчетности, выявления нецелевого использования льготных кредитов и действий, наносящих ущерб интересам НП "Смоленское Поозерье", с виновной стороны согласно действующему законодательству взыскивается соответствующий ущерб.
Данные по результатам контроля за ходом реализации проектов должны предоставляться членам Комиссии и Благотворительному фонду "Центр охраны дикой природы". Благотворительный фонд "Центр охраны дикой природы" имеет право в любое время осуществлять проверку движения средств и хода реализации микропроектов.
Помощь участникам Конкурса
Комиссия Конкурса будет стремиться рассматривать материалы участников Конкурса с позиций социальной значимости и эффективности представленных ими проектов. В случае если такие потенциально сильные проекты будут иметь недостатки в экономическом обосновании (расчетах), то по решению Комиссии соответствующим участникам Конкурса может быть оказана безвозмездная помощь по их доработке.
Все победители Конкурса пройдут обучение правилам и процедурам работы с заемными средствами, а также при необходимости пройдут дополнительную подготовку по маркетингу, менеджменту и прочим сферам деятельности.
Приложения
Состав Комиссии.
Формы Заявок.
Формы Отчетов участников программы.
(на 6 листах)
Приложение 6. Образец договора займа
ДОГОВОР ЗАЙМА № __
с. Усть-Кокса "____" _______________ 200__ г.
Государственный природный биосферный заповедник "Катунский", именуемый в дальнейшем ЗАПОВЕДНИК, в лице директора Затеева Александра Викторовича, действующего на основании Положения, с одной стороны, и _____________________________________________________________________ , именуемый в дальнейшем ЗАЕМЩИК, с другой стороны, а вместе именуемые СТОРОНЫ, заключили настоящий Договор о нижеследующем:
Статья 1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Предметом настоящего договора является участие в программе конкурса микропроектов в соответствии с "Положением о Конкурсе микропроектов, обеспечивающих реализацию малозатратного модельного механизма устойчивого жизнеобеспечения населения, проживающего на проектируемой биосферной территории сотрудничества заповедника #"Катунский#"", в дальнейшем именуемой ПРОГРАММА.
1.2. ЗАПОВЕДНИК осуществляет выдачу займа ЗАЕМЩИКУ за счет средств целевого финансирования, предоставленных Центром охраны дикой природы.
1.3. ЗАПОВЕДНИК осуществляет выдачу займа на условиях срочности, платности, возвратности и целевого использования.
1.4. ЗАПОВЕДНИК представляет ЗАЕМЩИКУ займ сроком на _______________, до "____" ________________ 200__ г. в сумме _____________________________ _______________________________________________________________ рублей, по процентной ставке в размере ________________________________________ % годовых, для финансирования проекта ____________________________________________________________________________________________________________.
1.5. ЗАЕМЩИК обязуется возвратить ЗАПОВЕДНИКУ полученный займ и уплатить проценты за пользование им в размере, в сроки и на условиях настоящего Договора.
1.6. Денежные средства предоставляются ЗАЕМЩИКУ под ______________________________________________________________________ в соответствии с _______________________________________________________.
Статья 2. ЦЕЛЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КРЕДИТА
2.1. Предоставляемые ЗАПОВЕДНИКОМ денежные средства предназначаются
только для осуществления целевого финансирования проекта _____________________________________________________________________, для оплаты затрат, предусмотренных приложением к настоящему Договору.
2.2. ЗАЕМЩИК обязан после начала финансирования настоящего Договора представить в ЗАПОВЕДНИК в течение двух недель документы, подтверждающие целевой характер использования полученных кредитных ресурсов.
2.3. Полученные ЗАЕМЩИКОМ денежные средства не могут использоваться для зачисления на депозитные счета, для предоставления межбанковских и иных кредитов, покупку ценных бумаг и свободно конвертируемой валюты, отвлекаться на другие цели, не предусмотренные настоящим Договором.