<< Пред.           стр. 107 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Тереза, Аннетта и Лаура - также пользовались широкой известностью. Л. М.
 Лит.: M о n a l d i G., Cantanti celebri, Roma, 1929.
  "БРАЛД" ("Brand")-драматич.поэма в 5 д.Г.Ибсепа. Соч. 1865.
 Первоначально ставилась только в отрывках [1866-Христианин
 (Осло)-любительские кружки,затем-проф.т-р,там же;
  70-е гг.- шведские т-ры]. Полностью "Б." поставлен впервые 24 марта
 1885 в Новом т-ре (Стокгольм). Из последующих пост. "Б.": Норвежский т-р
 в Христианин (1895), "Новый т-р" (Париж, 1895), Шиллер-театр (Берлин,
 1898), гор. т-р в Дюссельдорфе (1906). В России "Б." пост. впервые 20
 дек. 1906 в Моск. художеств. т-ре (пер. А. и П. Ганзен, реж.
 Не-мирович-Данченко и Лужский, худ. Симов; Фогт - Лужский, Бранд -
 Качалов, мать Браида - Бутова, Агнес - Герма-нова, Эйнар - Адашев,
 доктор - Званцев, Пробст - Грибу-нин, Герд - Халютина). В дальнейшем
 "Б." ставился в провинции (Смоленск, Николаев, Херсон, Казань, Харьков и
 др.) в антрепризах и пост. Коралли-Торцова, Басманова, Б. Глаголина и
 др.(1907, 1908,- 1909). Роль Бранда играл J (спектакль продолжался 2
 вечера) Орленев (Херсон, Нико-лаев-1907).
  Издания- Первое изд. "Б." - 1866; Kbh., 1892 (на норв. яз.); первый
 русский перевод "Б."-А.Ивановой,в кн.:
  Ибсен Г., Собр. соч., т. 6, СПБ, 1897. Из последующих русских изд.
 "Б." - в пер. А. и П. Ганзен, М., 1904, и И б-сен Г., Собр. соч., т. 2,
 М., 1956. А. Шн.
  БРАНДАН (Brandao), Раул (1867 или 1872-1930) - португальский
 драматург, писатель и литературный критик. Написал (вместе с Ж.
 Бранданом) пьесы "Рождественская ночь" (1899) и "Высшая кара" (1902).
 Автор пьес "Оборванец и тень", "Мнимый король", "Безумец и смерть" и др.
 Произведения Б. проникнуты социально-обличительной направленностью
 (трагикомедия "Иисус Христос в Лисабоне", совм. с Т. ди Пашкуаиша, 1928,
 и др.). Для творчества Б. характерны натуралистич. тенденции. Ал. С.
  БРАНДЕС (Brandes), 1) Георг (4.11. 1842-19.11. 1927) - датский
 литературный критик. Лит. деятельность начал в 1864. Работы Б. о
 творчестве Пушкина, Тургенева, Толстого, Горького и др. русских
 писателей содействовали популяризации рус. лит-ры и, в частности,
 драматургии в Зап. Европе. Б. внёс значит, вклад в развитие
 театроведения (монографии и статьи о Хольберге, Эленшлегере, Ибсене,
 Бьёрн-соне, Шекспире и др.). В 70-е гг. выступал как театр. критик,
 отстаивая принципы сценич. реализма, обществ. значимости и актуальности
 театр. иск-ва. В нач. 20 в. в ряде статей полемизировал с датскими
 драматургами-декадентами.
  Соч. в рус. пер. - Б p а н д e с Г., Собрание соч., т. 1-20, 2 изд.,
 СПБ, 1906-14.
  Лит.: S с h у b e г g Fr., Dansk teaterkritik, Kbh., 1937. В л. M.
  2)Э д в a p д (21.X.1847- 20.XI.1931)- датский драматург и
 театральный критик. Брат Георга Б. В 70-90-х гг. писал
 театрально-критич. статьи, вошедшие в сборники "Датское сценическое
 искусство" (1880), "Зарубежное сценическое искусство" (1881), "Хольберг
 и его сцена"(1898),в к-рых отстаивал принципы реалистич. иск-ва,
 связанного с проблемами современности, выступал против застоя и рутины в
 Королевском т-ре Копенгагена. Автор пьес: "Зыбкая почва" (1882,
 Королевский т-р), "Гость" (1885, "Даг-мартеатр"), в к-рых разоблачал
 фальшь и лицемерие буржуазии. В пьесе "Лекарства" (1881, Королевский
 т-р) выступил против религиозного ханжества и обскурантизма. Пьесы Б.
 являются попыткой создания социальной драмы, однако их художеств.
 значение невелико, они отличаются прямолинейным разрешением конфликтов,
 надуманностью характеров и ситуаций.
  Соч.: Le theatre moderne en Danemark (Collection de pieces), P.,
 1895; Om Teater, Kbh., 1947; Brandes . og Brandes Ed., Brevveksling med
 nordiske forfattere og videnskabsmaend, bd l-8, Kbh., 1939-42; в рус.
 пер - Б ранде с Эд., Гость. Драма, М., 1893.
  Лит.: Neiiendam R., Det kongelige teaters historie 1874-1922, bd 2-5,
 Kbh., 1923-30; Petersen C. og Andersen Vilh.,illustreret dansk
 litteraturhistorie,bd4, Kbh., 1925; Б ранде с Г., Собр. соч., т. 4, ч.
 4, СПБ, 1907. Д
  БРАНДТ (Brandi), Марианна [псевд. Марии Анны Б иш оф (Bischof)) (12.
 IX. 1842-9. VII. 1921) -австрийская артистка оперы (сначала
 меццо-сопрано, затем- контральто). Пению обучалась в Венской
 консерватории и в Баден-Бадене (у П. Виардо). Впервые выступила на
 оперной сцене в Граце в 1867. Была ведущей певицей Гамбургской (1867) и
 Берлинской (1868-86) опер; с 1886-нем. оперной труппы в Нью-Йорке.
 Гастролировала в "Байрейтском т-ре", оперных т-рах Лондона и др.
 городов. Обладала голосом большой силы и широкого диапазона; образы,
 созданные Б., отличались острым сценич. рисунком. Особенно успешно
 выступала в операх Вагнера: Ортруда, Бран-гена, Кундри, Адриано, Фрика,
 Эрда ("Лоэнгрин", "Тристан и Изольда", "Парсифаль", "Риенци",
 "Валькирия", "Зигфрид"); среди др. партий Б.- Амнерис, Азучена ("Аида",
 "Трубадур" Верди), Эглантина ("Эв-рианта" Вебера), Маргарита ("Геновева"
 Шумана), Орфей ("Орфей и Эвридика" Глюка). С 1890 Б. жила в Вене, где
 занималась педагогической деятельностью. Л. М.
  БРАНДТС-Б‚ЙС (Brandts Buys), Ян (12.IX. 1868- 8. X II. 1933) -
 голландский композитор. Музыке обучался в консерватории Раффа во
 Франкфурте-на-Майне. Первая опера Б.-Б.- "Праздник фиалок" (1909,
 Берлин). Ряд его опер был пост. в Дрезденском оперном т-ре: "Колокольный
 звон" (1913), "Портные из Шёнау" (1916), "Завоеватель" (1918), "Человек
 на луне" (1922); в др. т-рах были пост. оперы "Страна снов" (1927),
 Улисс" (1937), балет "Машинизация" (1928).Б.-Б. принадлежит также ряд
 произв. др. жанров. Оперное творчество Б.-Б. характеризуется простотой и
 доходчивостью муз. языка, ярким юмором, большим технич. мастерством. В
 сочинениях композитора последних лет ощущается влияние импрессионизма.
 Л. М.
  БРАНДШТЕТТЕР (Brandstaetter), Роман (р. 3. I. 1906) - польский
 драматург и поэт. Учился в Кракове и Париже. Жил в Литве, на Среднем
 Востоке, в Италии. В 1948 возвратился в Польшу и начал дра-матургич.
 деятельность. Написал пьесы: "Пшемы-слав II" (1948), "Ночи народные"
 (1949) об Адаме Мицкевиче, "Возвращение блудного сына" о Рембрандте
 (1947, "Старый т-р" в Кракове). В ранних пьесах Б. история является лишь
 фоном для раскрытия отвлечённых психологич. и этич. коллизий. Реалистич.
 тенденции намечаются в либретто оперы "Бунт жй-ков" (муз. Т.
 Шелиговского, 1951, "Вроцлавская опера"), в пьесах "Король и актёр"
 (1952) о В. Богуславском, "Бонапарт и Сулковский" (1953). Более
 отчётливое выражение эти тенденции получили в пьесах "Лунная драма"
 (1956, "Т-р Шлснски", Катовице), "Упадок каменного дома" (1958, "Т-р
 Земи Поморскей", Торунь). Б. Рос.
  БРАНИ (Brani), Петар(9.1Х. 1840-19.IX. 1914) - хорватский актёр.
 Сценич. иск-ву обучался в Вене у И. Финдейзена. В 1864 дебютировал в
 Загребском т-ре драмы (роль Мортимера - "Мария Стюарт"). В 1870-74 играл
 в Новисадском и Загребском т-рах. В 1874-85 был учителем. В 1885
 возобновил сценич. деятельность в Загребском т-ре. Б. была присуща
 декламационная манера игры. Роли: Дмитр Хваря-нин ("Теута" Деметра),
 Яго;в пьесах Шиллера-Вурм ("Коварство и любовь"), Вильгельм Телль (о.
 п.), Франц Моор и др. В 1898 оставил сцену. Б.- переводчик мн. драм и
 оперных либретто. Аг. М.
  БРАНКАТИ (Brancati), Витальяно (24.VII. 1907- 25. IX. 1954) -
 итальянский писатель, драматург и сценарист. Драматургич. деятельность
 начал в 1930 (пьеса "Эверест", "Т-р молодёжи", Рим). В 1932 создал
 патриотич. драму "Пьяве" (т-р "Балле", Рим, труппа Риччи). В пьесах Б.
 "Этот брак должен совершиться" (соч. 1939), "Евстахиевы трубы" (1942,
 "Университетский т-р", Рим), "Невольный Дон Жуан" (1943, "Т-р искусств",
 Рим), критикующих итал. бурж. .общество, отчётливо проявились элементы
 сатиры. По произв. Б. поставлен ряд фильмов (в т. ч. "Трудные годы",
 "Лёгкие годы" и др.). Ал. С.
  БРАНН (Вгапп), Пауль (р. 5.1. 1873) - деятель немецкого театра кукол.
 В 1905 вместе с группой художников-экспрессионистов (Брадль, Ваккерле,
 Гуль-брансон и др.) основал "Т-р марионеток мюнхенских художников",
 получивший вскоре известность в Европе. С 1910 т-р работал в спец.
 помещении (в Выставочном парке) с новой для того времени вертящейся
 сценой. Репертуар т-ра предназначался гл. обр. для взрослых зрителей. В
 него входили "Фауст", "Дон Жуан", произв. Шницлера, Метерлинка, оперы
 Глюка, Моцарта, Доницетти, оперетты Оффенбаха и др. Значит. событием в
 жизни т-ра был спектакль "Гёте на экзамене" Фриделя и Польгара,
 сатирически изображавший псевдоучёных педантов. В 1935 Б. эмигрировал в
 Англию. Я. Б.
  БРАННЕР(Вгаппег), Пер Аксель (р. 25. I. 1899) - шведский актёр и
 режиссёр. В 1921 по окончании школы при Королевском драм. т-ре
 (Стокгольм) был принят в труппу этого т-ра. В 1924- 1931 играла
 стокгольмском театре "Бланш". Роли: Вениамин ("Пасха" Стриндберга), Ранк
 ["Кукольный дом" (Нора)] и др. Для творчества Б. характерно стремление
 актёра к психологической разработке характеров. В 30-е гг. работал
 режиссёром в кино. С 1947 возглавляет стокгольмский "Оскар-театр". Среди
 наиболее значительных пост.: "Привидения" (1951), "Дядя Ваня" (1955);
 "Судья" Муберга (1957) и др. Вл. М.
  БРАННЕР (Вгаппег), Ханс Кристиан (р. 23.VI. 1903) - датский писатель,
 драматург. Лит. деятельность начал в 1932. Осн. проблематика его
 психо-логич. драм "Братья и сестра" (1952), "Всадник" (1952),
 "Фермопилы" (1958), поставленных Королевским т-ром в Копенгагене,- крах
 мелкобуржуазного гуманизма. Критика Б. мелкобуржуазной идеологии
 непоследовательна, в своём творчестве он пытается примирить
 антагонистич. социальные силы и мировоззрения. Б. принадлежит также
 большое количество радиопьес.
  Лит.: Erichsen S., Det frie teater, Kbh., 1953. ss. 104-108. Вл.М.
  БРАНСЕЛЛЬ, Бранцелл (Branzell), Карин Мария (р.24. IX. 1891)-шведская
 артистка оперы(меццо-со-прано). Член Швед. муз. академии (с 1937).В
 1909- 1913 работала органисткой в Стокгольме;училась пению у Т. Хофер,
 пластики и драм. иск-ву - у Э. Йортберг. Впервые выступила на сцене
 оперного т-рн в Стокгольме в 1912. В 1913-18 Б.- солистка Королевской
 оперы в Стокгольме, в 1920-34 - Берлинской гос. оперы, в 1935-38 -
 лондонского т-ра "Ковент-Гарден",1939-44-т-ра "Метрополитен-опера" в
 Нью-Йорке. Гастролировала в Мюнхене, Буэнос-Айресе, Флоренции, Цюрихе и
 др. городах; в 1930 и 1931 участвовала в Байрёйтских фестивалях. Была
 известна как исполнительница опер Вагнера; партии:
  Ортруда, Брангена, Фрика ("Лоэнгрин", "Тристан и Изольда", "Кольцо
 Нибелунга"), а также партий Амнерис, Азучены ("Аида", "Трубадур" Верди),
 Иродиады, Клитемнестры ("Саломея", "Электра" Р. Штрауса), Вдовы сторожа
 ("Енуфа" Яначека), Лауры ("Джоконда" Понкьелли), Кончаковны("Князь
 Игорь") и др. Выступала в концертах; занималась педагогической
 деятельностью. Н. Г.
  БРАСЛАУ (В га si au), Софи (16.VIII. 1892-22. XII. 1935) -
 американская артистка оперы (контральто). Происходила из рус. семьи.
 Пению обучалась у Г. Уайт-спун, М. Зембрих и др. Впервые выступила на
 оперной сцене в 1914 в Нью-Йорке; с этого же года пела в т-ре
 "Метрополитен-опера". В 20-х гг. считалась одной из лучших амер. певиц.
 С особым успехом выступала в операх рус. и совр. амер. композиторов.
 Партии: Марина Мнишек и Фёдор ("Борис Годунов"), Амелфа ("Золотой
 петушок"), Хуа ("Оракул" Леони), Шаневис ("III а-невис" Кэдмена) и др. В
 30-х гг. выступала главным образом как концертная певица. Л. М,
 BPACCEP(Brasseur), Пьер [наст. имя и фам.- Альбер Э с п и н а с
 (Espinasse)]
  (р. 22. XII. 1905) - французский актёр и драматург. Учился в
 Консерватории (курс драм. искусства). С 1925 играл в Театрах Бульваров
 Парижа. Затем выступал в театрах "Мариньи", "Ели-сейских полей", "Сары
 Бернар" и др. Среди лучших ролей Б.: Легардер ("Горбун" Феваля и
 Буржуа), Кин ("Кин" Дюма-отца в переработке Сартра) и др. В настоящее
 время (1960) - актёр т-ра "Атеней", где сыграл Петруччио ("Укрощение
 строптивой", сезон
  1957-58), Дон Жуана (в о. п. Монтерлана, сезон
  1958-59). Б. широко известен также как киноактёр (снимается с 1925).
 Роли: Жюжю ("Пор де Лила", в сов. прокате- "На окраинах Парижа"), Люсьен
 Моблан ("Великие семьи", в сов. прокате - "Сильные мира сего") и мн. др.
 Творчество Б., владеющего иск-вом внешнего и внутреннего перевоплощения,
 отмечено яркостью, сочностью красок, тщательной разработкой деталей,
 острой характерностью. Б. является автором ряда пьес - "Чёрное сердце"
 (1927), "Человек света" (1928), "Газ" (1936), "Святая Сесиль" (1944),
 "Волнение на реке" (1947), "Ангел пролетает" (1959, театр "Атеней", в
 главных ролях Б. и его сын - К. Брассёр) и др., ставившихся как во
 Франции, так и в других странах. И. Гин.
  БРАТБУСТ (Bratbost), Карл Микаэль (3.III. 1860- l.VI 11. 1904) -
 норвежский артист оперы (драматич. тенор). Пению обучался в Стокгольме,
 Париже и Милане. Впервые выступил на оперной сцене в 1886 в Стокгольме.
 В 1891-93 пел в Гётеборге в оперном об-ве А. Линдберга, в 1893-1902 - в
 Королевской опере в Стокгольме. Партии: Давид,Тангейзер ("Нюрнбергские
 мейстерзингеры", "Тангейзер" Вагнера), Фауст; Оберон (о. п. Вебера),
 Рудольф ("Вильгельм Телль" Россини), Канио, Хозе и др. Б. пользовался
 большой популярностью.. в Скандинавии.
  Лит.: Fosvold A., Osterdoler og andre, Oslo, 1926. В. Д.
  БРАТИСЛАВА (Bratislava) -город в Чехословакии, гл. город Словакии
 (252 тыс. жит. на 1958). Б., возникшая в 9 в. как крупная словацкая
 крепость и населённая гл. обр. словаками, еще в 11 в. подверглась
 венгерской, а с 12 в. и нем. колонизации. Это привело к тому, что в
 течение неск. столетий т-р в Б. развивался только как венгерский и
 немецкий. Первый нем. т-р был открыт в Б. в 1609. Первое представление
 нем. оперы состоялось в 1738. В 1741 в связи с коронацией Марии Терезии
 был выстроен большой деревянный 3-ярусный т-р для выступлений венских
 артистов. В дальнейшем представления австр. и венгерских трупп
 происходили и в др. театр. зданиях Б., во дворцах нем.и венг.
 аристократов. В 1886 в Б. было выстроено здание "Городского т-ра"
 ("Штадттеатр"), где работали австр. и венг. труппы, ставившие
 развлекательный, а с нач. 20 в.- почти исключительно опереточный
 репертуар. Освобождение Словакии из-под австро-венгерского гнёта и
 объединение её в 1918 с братской Чехией содействовали развитию словацкой
 театр. культуры.В 1920 здание "Городского т-ра" было сдано в аренду
 театр. коллективу - "Словенске народне дивадло" ("Словацкий национальный
 т-р"). 1 марта 1920 был показан первый спектакль Словацкого т-ра - опера
 Сметаны "Поцелуй". В репертуар т-ра входили драмы, оперы и оперетты.
 Труппа делилась на оперную и драматическую. Т-р ставил пьесы нац.
 авторов (П. Гвездослава, И. Г. Тайовского и др.). Оперная труппа
 поставила ряд чешских опер и первую словацкую оперу "Ковач Виланд"
 Белла. В 1930 в Б. открылся 2-й драм. т-р - "Людове дивадло" ("Народный
 т-р"). После оккупации Словакии фашистской Германией театр. жизнь Б.
 почти полностью заглохла. Подлинный расцвет т-ров Б. наступил после
 освобождения Чехословакии. В 1946-47 "Словенске народне дивадло", помимо
 двух своих основных театр. трупп (работают в разных зданиях), открыл
 филиал: "Нова сцена народнего дивадла", где ставятся словацкие, чешские
 и советские пьесы, прогрессивные пьесы зарубежных писателей. Ведущими
 деятелями "Словенске народне дивадло" со времени его основания являются
 Я. Бородач и А. Багар. После войны в Б. открыта Высшая театр. школа, при
 к-рой работает театр. студия.
  Лит.: В a g а г A., Z historie Narodneho divadla v Bratl-slave, в
 кн.: "Divadelny Festival Bratislava", Bratislava, 1950.
  БРАТСТВА" - средневековые театральные полулюбительские организации.
 "Б." представляли собой первичные формы театр. трупп. Наибольшее
 распространение имели во Франции, Англии, Голландии, Германии.
 Формировались в процессе секуляризации театр. иск-ва и совершенствования
 любительских выступлений цехов. "Б." обладали постоянным составом
 труппы, подчинялись своим уставам; обретая самостоятельность, уходили из
 подчинения церкви. Во главе "Б." стояли выборные "короли". По своему
 характеру "Б." делились на религиозные или комические в зависимости от
 репертуара. Религиозные "Б." были связаны своими истоками с церковными
 организациями, комические создавались в результате объединения
 гистрионов. Древнейшие "Б." - итал. "Братство Гонфалоне" (1264),
 участники к-рого показывали мистерии на арене римского Колизея, и франц.
 "Братство жонглёров" в Аррасе (9 в.). "Б." иногда создавались специально
 для пост. одного ми-стериального представления (напр., в Валансьепне в
 1547). Комич. "Б." существовали как сообщества "Дураков", а позже, с 14
 в., превратились в разнообразные комич. союзы: "Базогии" "Беззаботные
 ребятам и Др.
  Своеобразным видом "Б." были объединения нем. мейстерзингеров (15-16
 вв.), занимавшиеся не только поэтич. и муз. творчеством, но и сценич.
 игрой, и голландские "камеры риторов" (15 в.), известные своими пост.
 аллегорич. пьес морализующей и политич. направленности. В конце 14 в. во
 Франции было создано "Братство страстей господних, с деятельностью
 к-рого связано начало перехода от любительства к профессионализации
 сценич. иск-ва. В 1402 это "Б." получило монопольное право играть в
 Париже. Представления его были перенесены с площади в закрытое
 помещение. Монопольное положение "Братства страстей господних"
 способствовало повышению сщенич. культуры (большая композиционная
 целостность оформления и т. д.), но препятствовало свободному развитию
 театр. иск-ва. Ставя гл. обр. мистерии, "Братство страстей господних"
 вносило в представления бытовую и даже комич. окраску, что вызывало
 нарекания со стороны гор. и церковных властей. В 1548 указом парижского
 парламента "Братству страстей господних" было запрещено играть мистерии,
 но его театр. монополия сохранялась. "Б." приспособило для спектаклей
 помещение "Бургундского отеля" и сдавало его различным труппам, став т.
 о. административной организацией. В 1676 "Братство страстей господних"
 прекратило своё существование.
  Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
 Мокульского, т. l, M., 1956; Гвоздев А. и Пиотровский А., История
 европейского театра, М.- Л., 1931; P e t i t de J'u l l e v i l l e. Les
 comediens en France au moyen age, P., 1885. p p g.
  "БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ" - l) Отрывки из одноимённого романа Ф. М.
 Достоевского, инсценировка В. И. Неми-ровича-Данченко. Пост. 12 OKT.
 1910 в Моск. Художественном т-ре (реж. Немирович-Данченко и Лужский,
 худ. Симов;
  Фёдор Карамазов - Лужский, Митя - Леонидов, Иван - Качалов, Алёша -
 Готовцев, Смердяков - Воронов, Григорий - Уралов, Катерина Ивановна -
 Гзовская, Грушенька- Германова, Снигирёв - Москвин, Арина Петровна
 -Бутова, Перхотин -Подгорный, судебный следователь - Сушкевич).
  2) Инсценировка Б. Н. Ливанова. Поставлена в 1960 в МХАТе [реж.
 Ливанов (он же-исполнитель роли Мити), П. Марков и В. Марков, худ.
 Гончаров, комп. Попов; Фёдор Карамазов - Прудкин, Иван - Смирнов, Алёша
 - Алексеев, Смердяков - Грибков, Катерина Ивановна -Кошу-кова, Грушенька
 - Л. Попова]. О других инсц. и пост. "Б. К." в России и за рубежом см. в
 ст. Достоевский Ф. М.
  Лит.: Виленкин В. Я., Вл. И. Немирович-Данченко, М., 1941, с.
 164-176; Д и к и и А., Повесть о театральной юности, М., 1957, с.
 56-109. А. Шн.
  БРАУ (Вгаи), Сальвадор (1837-1913) - пуэрториканский писатель,
 драматург. Лит. деятельность начал в 1858. Среди наиболее известных
 драматич. произведений Б.: "Возвращение домой", "Герой и мученик", пьеса
 "Ужасы победы" (1887), посвящённая нац.-освободительной борьбе против
 исп. господства. Пьесы Б. ставились в Муниципальном т-ре (г. Сан-Хуан).
 Творчество Б. способствовало развитию пуэрториканской драматургии и

<< Пред.           стр. 107 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу