<< Пред. стр. 107 (из 913) След. >>
Тереза, Аннетта и Лаура - также пользовались широкой известностью. Л. М.Лит.: M о n a l d i G., Cantanti celebri, Roma, 1929.
"БРАЛД" ("Brand")-драматич.поэма в 5 д.Г.Ибсепа. Соч. 1865.
Первоначально ставилась только в отрывках [1866-Христианин
(Осло)-любительские кружки,затем-проф.т-р,там же;
70-е гг.- шведские т-ры]. Полностью "Б." поставлен впервые 24 марта
1885 в Новом т-ре (Стокгольм). Из последующих пост. "Б.": Норвежский т-р
в Христианин (1895), "Новый т-р" (Париж, 1895), Шиллер-театр (Берлин,
1898), гор. т-р в Дюссельдорфе (1906). В России "Б." пост. впервые 20
дек. 1906 в Моск. художеств. т-ре (пер. А. и П. Ганзен, реж.
Не-мирович-Данченко и Лужский, худ. Симов; Фогт - Лужский, Бранд -
Качалов, мать Браида - Бутова, Агнес - Герма-нова, Эйнар - Адашев,
доктор - Званцев, Пробст - Грибу-нин, Герд - Халютина). В дальнейшем
"Б." ставился в провинции (Смоленск, Николаев, Херсон, Казань, Харьков и
др.) в антрепризах и пост. Коралли-Торцова, Басманова, Б. Глаголина и
др.(1907, 1908,- 1909). Роль Бранда играл J (спектакль продолжался 2
вечера) Орленев (Херсон, Нико-лаев-1907).
Издания- Первое изд. "Б." - 1866; Kbh., 1892 (на норв. яз.); первый
русский перевод "Б."-А.Ивановой,в кн.:
Ибсен Г., Собр. соч., т. 6, СПБ, 1897. Из последующих русских изд.
"Б." - в пер. А. и П. Ганзен, М., 1904, и И б-сен Г., Собр. соч., т. 2,
М., 1956. А. Шн.
БРАНДАН (Brandao), Раул (1867 или 1872-1930) - португальский
драматург, писатель и литературный критик. Написал (вместе с Ж.
Бранданом) пьесы "Рождественская ночь" (1899) и "Высшая кара" (1902).
Автор пьес "Оборванец и тень", "Мнимый король", "Безумец и смерть" и др.
Произведения Б. проникнуты социально-обличительной направленностью
(трагикомедия "Иисус Христос в Лисабоне", совм. с Т. ди Пашкуаиша, 1928,
и др.). Для творчества Б. характерны натуралистич. тенденции. Ал. С.
БРАНДЕС (Brandes), 1) Георг (4.11. 1842-19.11. 1927) - датский
литературный критик. Лит. деятельность начал в 1864. Работы Б. о
творчестве Пушкина, Тургенева, Толстого, Горького и др. русских
писателей содействовали популяризации рус. лит-ры и, в частности,
драматургии в Зап. Европе. Б. внёс значит, вклад в развитие
театроведения (монографии и статьи о Хольберге, Эленшлегере, Ибсене,
Бьёрн-соне, Шекспире и др.). В 70-е гг. выступал как театр. критик,
отстаивая принципы сценич. реализма, обществ. значимости и актуальности
театр. иск-ва. В нач. 20 в. в ряде статей полемизировал с датскими
драматургами-декадентами.
Соч. в рус. пер. - Б p а н д e с Г., Собрание соч., т. 1-20, 2 изд.,
СПБ, 1906-14.
Лит.: S с h у b e г g Fr., Dansk teaterkritik, Kbh., 1937. В л. M.
2)Э д в a p д (21.X.1847- 20.XI.1931)- датский драматург и
театральный критик. Брат Георга Б. В 70-90-х гг. писал
театрально-критич. статьи, вошедшие в сборники "Датское сценическое
искусство" (1880), "Зарубежное сценическое искусство" (1881), "Хольберг
и его сцена"(1898),в к-рых отстаивал принципы реалистич. иск-ва,
связанного с проблемами современности, выступал против застоя и рутины в
Королевском т-ре Копенгагена. Автор пьес: "Зыбкая почва" (1882,
Королевский т-р), "Гость" (1885, "Даг-мартеатр"), в к-рых разоблачал
фальшь и лицемерие буржуазии. В пьесе "Лекарства" (1881, Королевский
т-р) выступил против религиозного ханжества и обскурантизма. Пьесы Б.
являются попыткой создания социальной драмы, однако их художеств.
значение невелико, они отличаются прямолинейным разрешением конфликтов,
надуманностью характеров и ситуаций.
Соч.: Le theatre moderne en Danemark (Collection de pieces), P.,
1895; Om Teater, Kbh., 1947; Brandes . og Brandes Ed., Brevveksling med
nordiske forfattere og videnskabsmaend, bd l-8, Kbh., 1939-42; в рус.
пер - Б ранде с Эд., Гость. Драма, М., 1893.
Лит.: Neiiendam R., Det kongelige teaters historie 1874-1922, bd 2-5,
Kbh., 1923-30; Petersen C. og Andersen Vilh.,illustreret dansk
litteraturhistorie,bd4, Kbh., 1925; Б ранде с Г., Собр. соч., т. 4, ч.
4, СПБ, 1907. Д
БРАНДТ (Brandi), Марианна [псевд. Марии Анны Б иш оф (Bischof)) (12.
IX. 1842-9. VII. 1921) -австрийская артистка оперы (сначала
меццо-сопрано, затем- контральто). Пению обучалась в Венской
консерватории и в Баден-Бадене (у П. Виардо). Впервые выступила на
оперной сцене в Граце в 1867. Была ведущей певицей Гамбургской (1867) и
Берлинской (1868-86) опер; с 1886-нем. оперной труппы в Нью-Йорке.
Гастролировала в "Байрейтском т-ре", оперных т-рах Лондона и др.
городов. Обладала голосом большой силы и широкого диапазона; образы,
созданные Б., отличались острым сценич. рисунком. Особенно успешно
выступала в операх Вагнера: Ортруда, Бран-гена, Кундри, Адриано, Фрика,
Эрда ("Лоэнгрин", "Тристан и Изольда", "Парсифаль", "Риенци",
"Валькирия", "Зигфрид"); среди др. партий Б.- Амнерис, Азучена ("Аида",
"Трубадур" Верди), Эглантина ("Эв-рианта" Вебера), Маргарита ("Геновева"
Шумана), Орфей ("Орфей и Эвридика" Глюка). С 1890 Б. жила в Вене, где
занималась педагогической деятельностью. Л. М.
БРАНДТС-Б‚ЙС (Brandts Buys), Ян (12.IX. 1868- 8. X II. 1933) -
голландский композитор. Музыке обучался в консерватории Раффа во
Франкфурте-на-Майне. Первая опера Б.-Б.- "Праздник фиалок" (1909,
Берлин). Ряд его опер был пост. в Дрезденском оперном т-ре: "Колокольный
звон" (1913), "Портные из Шёнау" (1916), "Завоеватель" (1918), "Человек
на луне" (1922); в др. т-рах были пост. оперы "Страна снов" (1927),
Улисс" (1937), балет "Машинизация" (1928).Б.-Б. принадлежит также ряд
произв. др. жанров. Оперное творчество Б.-Б. характеризуется простотой и
доходчивостью муз. языка, ярким юмором, большим технич. мастерством. В
сочинениях композитора последних лет ощущается влияние импрессионизма.
Л. М.
БРАНДШТЕТТЕР (Brandstaetter), Роман (р. 3. I. 1906) - польский
драматург и поэт. Учился в Кракове и Париже. Жил в Литве, на Среднем
Востоке, в Италии. В 1948 возвратился в Польшу и начал дра-матургич.
деятельность. Написал пьесы: "Пшемы-слав II" (1948), "Ночи народные"
(1949) об Адаме Мицкевиче, "Возвращение блудного сына" о Рембрандте
(1947, "Старый т-р" в Кракове). В ранних пьесах Б. история является лишь
фоном для раскрытия отвлечённых психологич. и этич. коллизий. Реалистич.
тенденции намечаются в либретто оперы "Бунт жй-ков" (муз. Т.
Шелиговского, 1951, "Вроцлавская опера"), в пьесах "Король и актёр"
(1952) о В. Богуславском, "Бонапарт и Сулковский" (1953). Более
отчётливое выражение эти тенденции получили в пьесах "Лунная драма"
(1956, "Т-р Шлснски", Катовице), "Упадок каменного дома" (1958, "Т-р
Земи Поморскей", Торунь). Б. Рос.
БРАНИ (Brani), Петар(9.1Х. 1840-19.IX. 1914) - хорватский актёр.
Сценич. иск-ву обучался в Вене у И. Финдейзена. В 1864 дебютировал в
Загребском т-ре драмы (роль Мортимера - "Мария Стюарт"). В 1870-74 играл
в Новисадском и Загребском т-рах. В 1874-85 был учителем. В 1885
возобновил сценич. деятельность в Загребском т-ре. Б. была присуща
декламационная манера игры. Роли: Дмитр Хваря-нин ("Теута" Деметра),
Яго;в пьесах Шиллера-Вурм ("Коварство и любовь"), Вильгельм Телль (о.
п.), Франц Моор и др. В 1898 оставил сцену. Б.- переводчик мн. драм и
оперных либретто. Аг. М.
БРАНКАТИ (Brancati), Витальяно (24.VII. 1907- 25. IX. 1954) -
итальянский писатель, драматург и сценарист. Драматургич. деятельность
начал в 1930 (пьеса "Эверест", "Т-р молодёжи", Рим). В 1932 создал
патриотич. драму "Пьяве" (т-р "Балле", Рим, труппа Риччи). В пьесах Б.
"Этот брак должен совершиться" (соч. 1939), "Евстахиевы трубы" (1942,
"Университетский т-р", Рим), "Невольный Дон Жуан" (1943, "Т-р искусств",
Рим), критикующих итал. бурж. .общество, отчётливо проявились элементы
сатиры. По произв. Б. поставлен ряд фильмов (в т. ч. "Трудные годы",
"Лёгкие годы" и др.). Ал. С.
БРАНН (Вгапп), Пауль (р. 5.1. 1873) - деятель немецкого театра кукол.
В 1905 вместе с группой художников-экспрессионистов (Брадль, Ваккерле,
Гуль-брансон и др.) основал "Т-р марионеток мюнхенских художников",
получивший вскоре известность в Европе. С 1910 т-р работал в спец.
помещении (в Выставочном парке) с новой для того времени вертящейся
сценой. Репертуар т-ра предназначался гл. обр. для взрослых зрителей. В
него входили "Фауст", "Дон Жуан", произв. Шницлера, Метерлинка, оперы
Глюка, Моцарта, Доницетти, оперетты Оффенбаха и др. Значит. событием в
жизни т-ра был спектакль "Гёте на экзамене" Фриделя и Польгара,
сатирически изображавший псевдоучёных педантов. В 1935 Б. эмигрировал в
Англию. Я. Б.
БРАННЕР(Вгаппег), Пер Аксель (р. 25. I. 1899) - шведский актёр и
режиссёр. В 1921 по окончании школы при Королевском драм. т-ре
(Стокгольм) был принят в труппу этого т-ра. В 1924- 1931 играла
стокгольмском театре "Бланш". Роли: Вениамин ("Пасха" Стриндберга), Ранк
["Кукольный дом" (Нора)] и др. Для творчества Б. характерно стремление
актёра к психологической разработке характеров. В 30-е гг. работал
режиссёром в кино. С 1947 возглавляет стокгольмский "Оскар-театр". Среди
наиболее значительных пост.: "Привидения" (1951), "Дядя Ваня" (1955);
"Судья" Муберга (1957) и др. Вл. М.
БРАННЕР (Вгаппег), Ханс Кристиан (р. 23.VI. 1903) - датский писатель,
драматург. Лит. деятельность начал в 1932. Осн. проблематика его
психо-логич. драм "Братья и сестра" (1952), "Всадник" (1952),
"Фермопилы" (1958), поставленных Королевским т-ром в Копенгагене,- крах
мелкобуржуазного гуманизма. Критика Б. мелкобуржуазной идеологии
непоследовательна, в своём творчестве он пытается примирить
антагонистич. социальные силы и мировоззрения. Б. принадлежит также
большое количество радиопьес.
Лит.: Erichsen S., Det frie teater, Kbh., 1953. ss. 104-108. Вл.М.
БРАНСЕЛЛЬ, Бранцелл (Branzell), Карин Мария (р.24. IX. 1891)-шведская
артистка оперы(меццо-со-прано). Член Швед. муз. академии (с 1937).В
1909- 1913 работала органисткой в Стокгольме;училась пению у Т. Хофер,
пластики и драм. иск-ву - у Э. Йортберг. Впервые выступила на сцене
оперного т-рн в Стокгольме в 1912. В 1913-18 Б.- солистка Королевской
оперы в Стокгольме, в 1920-34 - Берлинской гос. оперы, в 1935-38 -
лондонского т-ра "Ковент-Гарден",1939-44-т-ра "Метрополитен-опера" в
Нью-Йорке. Гастролировала в Мюнхене, Буэнос-Айресе, Флоренции, Цюрихе и
др. городах; в 1930 и 1931 участвовала в Байрёйтских фестивалях. Была
известна как исполнительница опер Вагнера; партии:
Ортруда, Брангена, Фрика ("Лоэнгрин", "Тристан и Изольда", "Кольцо
Нибелунга"), а также партий Амнерис, Азучены ("Аида", "Трубадур" Верди),
Иродиады, Клитемнестры ("Саломея", "Электра" Р. Штрауса), Вдовы сторожа
("Енуфа" Яначека), Лауры ("Джоконда" Понкьелли), Кончаковны("Князь
Игорь") и др. Выступала в концертах; занималась педагогической
деятельностью. Н. Г.
БРАСЛАУ (В га si au), Софи (16.VIII. 1892-22. XII. 1935) -
американская артистка оперы (контральто). Происходила из рус. семьи.
Пению обучалась у Г. Уайт-спун, М. Зембрих и др. Впервые выступила на
оперной сцене в 1914 в Нью-Йорке; с этого же года пела в т-ре
"Метрополитен-опера". В 20-х гг. считалась одной из лучших амер. певиц.
С особым успехом выступала в операх рус. и совр. амер. композиторов.
Партии: Марина Мнишек и Фёдор ("Борис Годунов"), Амелфа ("Золотой
петушок"), Хуа ("Оракул" Леони), Шаневис ("III а-невис" Кэдмена) и др. В
30-х гг. выступала главным образом как концертная певица. Л. М,
BPACCEP(Brasseur), Пьер [наст. имя и фам.- Альбер Э с п и н а с
(Espinasse)]
(р. 22. XII. 1905) - французский актёр и драматург. Учился в
Консерватории (курс драм. искусства). С 1925 играл в Театрах Бульваров
Парижа. Затем выступал в театрах "Мариньи", "Ели-сейских полей", "Сары
Бернар" и др. Среди лучших ролей Б.: Легардер ("Горбун" Феваля и
Буржуа), Кин ("Кин" Дюма-отца в переработке Сартра) и др. В настоящее
время (1960) - актёр т-ра "Атеней", где сыграл Петруччио ("Укрощение
строптивой", сезон
1957-58), Дон Жуана (в о. п. Монтерлана, сезон
1958-59). Б. широко известен также как киноактёр (снимается с 1925).
Роли: Жюжю ("Пор де Лила", в сов. прокате- "На окраинах Парижа"), Люсьен
Моблан ("Великие семьи", в сов. прокате - "Сильные мира сего") и мн. др.
Творчество Б., владеющего иск-вом внешнего и внутреннего перевоплощения,
отмечено яркостью, сочностью красок, тщательной разработкой деталей,
острой характерностью. Б. является автором ряда пьес - "Чёрное сердце"
(1927), "Человек света" (1928), "Газ" (1936), "Святая Сесиль" (1944),
"Волнение на реке" (1947), "Ангел пролетает" (1959, театр "Атеней", в
главных ролях Б. и его сын - К. Брассёр) и др., ставившихся как во
Франции, так и в других странах. И. Гин.
БРАТБУСТ (Bratbost), Карл Микаэль (3.III. 1860- l.VI 11. 1904) -
норвежский артист оперы (драматич. тенор). Пению обучался в Стокгольме,
Париже и Милане. Впервые выступил на оперной сцене в 1886 в Стокгольме.
В 1891-93 пел в Гётеборге в оперном об-ве А. Линдберга, в 1893-1902 - в
Королевской опере в Стокгольме. Партии: Давид,Тангейзер ("Нюрнбергские
мейстерзингеры", "Тангейзер" Вагнера), Фауст; Оберон (о. п. Вебера),
Рудольф ("Вильгельм Телль" Россини), Канио, Хозе и др. Б. пользовался
большой популярностью.. в Скандинавии.
Лит.: Fosvold A., Osterdoler og andre, Oslo, 1926. В. Д.
БРАТИСЛАВА (Bratislava) -город в Чехословакии, гл. город Словакии
(252 тыс. жит. на 1958). Б., возникшая в 9 в. как крупная словацкая
крепость и населённая гл. обр. словаками, еще в 11 в. подверглась
венгерской, а с 12 в. и нем. колонизации. Это привело к тому, что в
течение неск. столетий т-р в Б. развивался только как венгерский и
немецкий. Первый нем. т-р был открыт в Б. в 1609. Первое представление
нем. оперы состоялось в 1738. В 1741 в связи с коронацией Марии Терезии
был выстроен большой деревянный 3-ярусный т-р для выступлений венских
артистов. В дальнейшем представления австр. и венгерских трупп
происходили и в др. театр. зданиях Б., во дворцах нем.и венг.
аристократов. В 1886 в Б. было выстроено здание "Городского т-ра"
("Штадттеатр"), где работали австр. и венг. труппы, ставившие
развлекательный, а с нач. 20 в.- почти исключительно опереточный
репертуар. Освобождение Словакии из-под австро-венгерского гнёта и
объединение её в 1918 с братской Чехией содействовали развитию словацкой
театр. культуры.В 1920 здание "Городского т-ра" было сдано в аренду
театр. коллективу - "Словенске народне дивадло" ("Словацкий национальный
т-р"). 1 марта 1920 был показан первый спектакль Словацкого т-ра - опера
Сметаны "Поцелуй". В репертуар т-ра входили драмы, оперы и оперетты.
Труппа делилась на оперную и драматическую. Т-р ставил пьесы нац.
авторов (П. Гвездослава, И. Г. Тайовского и др.). Оперная труппа
поставила ряд чешских опер и первую словацкую оперу "Ковач Виланд"
Белла. В 1930 в Б. открылся 2-й драм. т-р - "Людове дивадло" ("Народный
т-р"). После оккупации Словакии фашистской Германией театр. жизнь Б.
почти полностью заглохла. Подлинный расцвет т-ров Б. наступил после
освобождения Чехословакии. В 1946-47 "Словенске народне дивадло", помимо
двух своих основных театр. трупп (работают в разных зданиях), открыл
филиал: "Нова сцена народнего дивадла", где ставятся словацкие, чешские
и советские пьесы, прогрессивные пьесы зарубежных писателей. Ведущими
деятелями "Словенске народне дивадло" со времени его основания являются
Я. Бородач и А. Багар. После войны в Б. открыта Высшая театр. школа, при
к-рой работает театр. студия.
Лит.: В a g а г A., Z historie Narodneho divadla v Bratl-slave, в
кн.: "Divadelny Festival Bratislava", Bratislava, 1950.
БРАТСТВА" - средневековые театральные полулюбительские организации.
"Б." представляли собой первичные формы театр. трупп. Наибольшее
распространение имели во Франции, Англии, Голландии, Германии.
Формировались в процессе секуляризации театр. иск-ва и совершенствования
любительских выступлений цехов. "Б." обладали постоянным составом
труппы, подчинялись своим уставам; обретая самостоятельность, уходили из
подчинения церкви. Во главе "Б." стояли выборные "короли". По своему
характеру "Б." делились на религиозные или комические в зависимости от
репертуара. Религиозные "Б." были связаны своими истоками с церковными
организациями, комические создавались в результате объединения
гистрионов. Древнейшие "Б." - итал. "Братство Гонфалоне" (1264),
участники к-рого показывали мистерии на арене римского Колизея, и франц.
"Братство жонглёров" в Аррасе (9 в.). "Б." иногда создавались специально
для пост. одного ми-стериального представления (напр., в Валансьепне в
1547). Комич. "Б." существовали как сообщества "Дураков", а позже, с 14
в., превратились в разнообразные комич. союзы: "Базогии" "Беззаботные
ребятам и Др.
Своеобразным видом "Б." были объединения нем. мейстерзингеров (15-16
вв.), занимавшиеся не только поэтич. и муз. творчеством, но и сценич.
игрой, и голландские "камеры риторов" (15 в.), известные своими пост.
аллегорич. пьес морализующей и политич. направленности. В конце 14 в. во
Франции было создано "Братство страстей господних, с деятельностью
к-рого связано начало перехода от любительства к профессионализации
сценич. иск-ва. В 1402 это "Б." получило монопольное право играть в
Париже. Представления его были перенесены с площади в закрытое
помещение. Монопольное положение "Братства страстей господних"
способствовало повышению сщенич. культуры (большая композиционная
целостность оформления и т. д.), но препятствовало свободному развитию
театр. иск-ва. Ставя гл. обр. мистерии, "Братство страстей господних"
вносило в представления бытовую и даже комич. окраску, что вызывало
нарекания со стороны гор. и церковных властей. В 1548 указом парижского
парламента "Братству страстей господних" было запрещено играть мистерии,
но его театр. монополия сохранялась. "Б." приспособило для спектаклей
помещение "Бургундского отеля" и сдавало его различным труппам, став т.
о. административной организацией. В 1676 "Братство страстей господних"
прекратило своё существование.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. l, M., 1956; Гвоздев А. и Пиотровский А., История
европейского театра, М.- Л., 1931; P e t i t de J'u l l e v i l l e. Les
comediens en France au moyen age, P., 1885. p p g.
"БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ" - l) Отрывки из одноимённого романа Ф. М.
Достоевского, инсценировка В. И. Неми-ровича-Данченко. Пост. 12 OKT.
1910 в Моск. Художественном т-ре (реж. Немирович-Данченко и Лужский,
худ. Симов;
Фёдор Карамазов - Лужский, Митя - Леонидов, Иван - Качалов, Алёша -
Готовцев, Смердяков - Воронов, Григорий - Уралов, Катерина Ивановна -
Гзовская, Грушенька- Германова, Снигирёв - Москвин, Арина Петровна
-Бутова, Перхотин -Подгорный, судебный следователь - Сушкевич).
2) Инсценировка Б. Н. Ливанова. Поставлена в 1960 в МХАТе [реж.
Ливанов (он же-исполнитель роли Мити), П. Марков и В. Марков, худ.
Гончаров, комп. Попов; Фёдор Карамазов - Прудкин, Иван - Смирнов, Алёша
- Алексеев, Смердяков - Грибков, Катерина Ивановна -Кошу-кова, Грушенька
- Л. Попова]. О других инсц. и пост. "Б. К." в России и за рубежом см. в
ст. Достоевский Ф. М.
Лит.: Виленкин В. Я., Вл. И. Немирович-Данченко, М., 1941, с.
164-176; Д и к и и А., Повесть о театральной юности, М., 1957, с.
56-109. А. Шн.
БРАУ (Вгаи), Сальвадор (1837-1913) - пуэрториканский писатель,
драматург. Лит. деятельность начал в 1858. Среди наиболее известных
драматич. произведений Б.: "Возвращение домой", "Герой и мученик", пьеса
"Ужасы победы" (1887), посвящённая нац.-освободительной борьбе против
исп. господства. Пьесы Б. ставились в Муниципальном т-ре (г. Сан-Хуан).
Творчество Б. способствовало развитию пуэрториканской драматургии и