<< Пред. стр. 108 (из 913) След. >>
т-ра.Лит.: Estrella (iutierrez F., Suarez Cali m a n o E., Historia de la
literatura americana y argentina, В., Aires, [1940 ]. Ал Р.
БРАУВЕНСТ‚ЙН (Brouwenstijn), Гре (р. 26. VIII. 1915) - голландская
артистка оперы (драматич. сопрано). Пению обучалась в Амстердаме, где
после окончания консерватории (в 1946) была солисткой оперы. Одна из
ведущих певиц Нидерланд ов. Гастролировала в Лондоне, Риме, Париже,
Гамбурге, Барселоне, участвовала в Байрёйтских фестивалях. Среди лучших
партий Б.: Елизавета, Зиглинда, Гутруна ("Тангейзер", "Валькирия",
"Гибель богов" Вагнера). Л. М.
БРАУДО, Евгений Максимович [8(20). II. 1882- 17. X. 1939] - русский
советский музыковед и критик. Засл. деят. иск-в РСФСР (1932). Учился в
Муз. уч-ще в Риге. В 1911 окончил историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та.
Муз.-критич. работу начал в 1903, педагогич.- в 1914 (с 1921 - профессор
Ин-та истории иск-в в Петрограде). Автор мн. книг, статей и исследований
об оперном иск-ве.
Соч.: Всеобщая история музыки, т. 1-3, M., 1922-27;
Александр Порфирьевич Бородин. Его жизнь и творчество, П., 1922;
Рихард Вагнер и Россия (новые материалы к его биографии), М., 1923;
Свадьба Фигаро. Опыт разбора текста и музыки, Л., 192G; "Борис Годунов"
Мусоргского, М.-Л., 1927 (совм. с А. Н. Римским-Корсаковым).
Лит-: Е. М. Браудо (некролог), "Советская музыка"), 193 9, ј -10. Б.
Ш.
БРАУН (Braun), Карл (2.VI. 1885-1960) - немецкий артист оперы
(бас-баритон). Впервые выступил на оперной сцене в Берлине в 1905. В
1905-06 пел в Берлинской королевской опере, в 1907-11 - в Висбадене, в
1911-13 гастролировал в городах Германии, Австро-Венгрии, Нидерлан-дов.
В 1913-17 пел в т-ре "Метрополитен-опера", в 1918-31 - в Берлинской
государственной опере. С 1906 принимал участие в Байрёйтских фестивалях.
В репертуаре Б. осн. место занимали партии в операх нем. композиторов, в
т. ч. в операх Вагнера,- король Марк ("Тристан и Изольда"), Погнер
("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Фазольт, Хундинг, Фаф-нер, Вотан, Хаген
(тетралогия "Кольцо Нибелупга"), Гурнеманц ("Парсифаль"), Рокко
("Фиделио" Бетховена); среди др. партий Б.-Тоас ("Ифигения в Тавриде"
Глюка), Марсель ("Гугеноты"). Б. обладал голосом красивого тембра;
сценич. образы певца отличались филигранной разработкой деталей. Л. М.
БРАУНИНГ (Browning), Роберт (7.V. 1812, Лондон,-12.XII. 1889,
Венеция) - английский поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1833.
Первая опубликованная пьеса Б.-"Парацельзий" (соч. 1835, пост. в Лондоне
в 80-х гг. 19 в.). Последующие исто-рич.драмы Б.-"Страффорд"
(1837),"Возвращение дру-зов" (1839), "Король Виктор и король Чарльз"
(1842) - были написаны для лондонского т-ра "Ковент-Гар-ден" и для
актёра У. Макреди. Из этих пьес Мак-реди пост. лишь "Страффорда" (1837)
и сам исполнил в спектакле заглавную роль. На сцене т-ра "Ковент-Гарден"
впоследствии были пост. пьесы Б. "Пятно на гербе" (1843) и "День
рождения Колумба" (соч. 1844, пост. 1853). Историч. и романтич. пьесы Б.
продолжали традиции поэтич. драмы Байрона и Шелли. Борясь против
поверхностной и вульгар' ной мелодрамы, господствовавшей на сцене англ.
т-ра, Б. стремился возродить серьёзную этич. проблематику, следовать в
своих драмах психологич. правде ("Страффорд" и "Пятно на гербе"). Однако
это стремление к углублённому психологизму не было принято деятелями
англ. т-ра, и Б. всё больше отходил от сценич. драматургии к жанру
"драмы для чтения", к к-рому принадлежит пьеса "Пиппа проходит"(1841).
Б. разработал особый жанр "драматич. монолога" - лирико-эпич. поэмы,
написанной от первого лица, насыщенной событиями, драматизмом,
трагическим напряжением. В этих пьесах раскрываются глубокие духовные
драмы героев - искателей истины, ставится вопрос о назначении человека в
жизни ("Действующие лица", 1864, и др.).
Соч.: Complete works, v. 1-12, N. Y.-Boston, 1898; тоже, N. Y.,
[1912].
Лит.: История английской литературы, т. 2, вып. 2, М.,1955 (АН
СССР.Ин-т мировой литературы имени А. М. Горько). А. А.
БРЕВАЛЬ (Breval), Люсьенн (наст. имя и фам. - Берт Агнес Лизет
Шиллинг (Schilling)] (4. XI. 1869-15.VIII. 1935) - швейцарская артистка
оперы (сопрано). Сначала обучалась игре на фп. в Женевской
консерватории, затем пению - в Парижской консерватории (окончила в
1890). Впервые выступила на оперной сцене в Париже в 1892. В
1892-1920солистка т-ра "Гранд-Опера" в Париже. Завоевала известность
исполнением ведущих партий в операх Вагнера: Венера ("Тангейзер"),
Брунгильда ("Валькирия". и "Зигфрид"), К ундри
("Парсифаль"),Ева("Нюрн-бергские мейстерзингеры"). Успешно выступала в
операх франц. композиторов - Селика ("Африканка" Мейербера), Микаэла
("Кармен"), Ариадна ("Сид" Массне), Пенелопа ("Пенелопа" Форе), пела
также в операх д'Энди, Рамо, Глюка и др. композиторов. Гастролировала в
Англии (1899) и США (1900). Обладала сильным голосом, разнообразным по
тембру и краскам, ярким драматич. дарованием. Л. М.
БРЕГВАДЗЕ, Борис Яковлевич (р. 19. III. 1926)- советский артист
балета. Нар. арт. РСФСР (1957). По национальности грузин. В 1939-44
учился в балетной студии при Саратовском т-ре оперы и балета. В 1947
окончил класс усовершенствования при Ленингр. хореографич. уч-ще
(педагог Б. В. Шавров) и в том же году дебютировал на сцене ленингр.
Т-ра оперы и балета им. Кирова в партии Андрея ("Татьяна" Крейна).
Обладая эмоциональной выразительностью, развитой прыжковой техникой,
динамичной пластикой, Б. создаёт преим. героико-романтич. образы. Среди
партий Б.: Солор ("Баядерка" Минкуса), Фрон-досо ("Лауренсия" Крейна),
Батыр ("Шурале"), Спартак (о. п. Хачатуряна), Ленни ("Тропою грома"
Караева), Отелло (о. п. Мачавариани) и др. В. ?.
БРЕДЕРО (Bredero), Гербранд (16.III. 1585-23. VIII. 1618) -
голландский поэт, драматург. Лит. деятельность начал в 1611. Среди
наиболее известных произв. Б.: "Фарс о корове" (1612) и комедия
"Испанский брабантец" (1617), созданная по мотивам плутовского романа
"Ласарильо с Тормеса", приписываемого исп. писателю Менд осе. Комедия
изображает нар. быт Амстердама. Пьесы Б. характеризуются
реалистич.обрисовкой характеров, написаны нар. языком. "Испанский
брабантец" до наст. времени входит в репертуар голландских т-ров.
С о ч.: G. A. B r e d e r o's volledige werken, dl l-3, Amst.,
1918-29.
Лит.: Knuttel J.A. N.,Bredero,Lochem,1949. A. B.
БРЕДОВ, Альберт (1828-23.IV. 1899) - рус. театральный художник. По
национальности немец. С 1856 работал в России. Был декоратором моек.
(1856-62) и петерб. (1860-71) императорских т-ров. Осн. работы: "Иван
Сусанин" (1860) и "Руслан и Людмила" (1861). Декорации Б. отличались
парадностью, эффектностью, идиллич. изображением "пейзанских"
ландшафтов.
Лит.: С ы р к и н а Ф., Русское театрально-декорационное искусство
второй половины XIX века, М., 1956. Ц[
БРЕЗОВАЧКИ (Brezovacki), Тито (4.1. 1757-29. X. 1805) - хорватский
драматург и поэт (писал на кайкавском диалекте). Изучал теософию и
философию в Будапеште. Был священником. Написал религиозную драму
"Святой Алексей" (1786). Наиболее значительные произв. Б.- светские
комедии "Матиаш Грабанциаш - диак" (1804; с 1929 до наст. времени идёт в
переработке Т. Строцци; в рус. пер. "Матвей-чародей") и "Диоген, или
Слуга двух потерянных братьев" (соч. 1805; пост. 1925), сатирически
изображающие мещанскую жизнь. С. И.
БРЕЯНУ (Brezeanu), Ион (1. XII. 1868-17.III. 1940)-румынский актёр. В
1889 окончил Консерваторию драм.иск-ва в Бухаресте.В1888 был приглашён в
труппу бухарестского Нац. т-ра, директором к-рого в то время был И. Л.
Караджале. Актёр выдающегося комедийного дарования, Б. был
единомышленником Караджале и продолжателем его традиций. Боролся за
утверждение рум. драматургии, за развитие нац. сценич. школы. Играл в
первых пост. многих пьес Караджале, осуществлённых при помощи самого
автора. Роли: Ипинджеску ("Бурная ночь"), Подвыпивший гражданин
("Потерянное письмо"), Ион ("Напасть") и др. В числе лучших ролей Б.
также: Сбилц ("Красная страсть" Сорбула), Городничий, Шейлок, Гарпагон;
Сганарель ("Дон Жуан" Мольера). Б. как актора определяла чёткость
замысла, умение выделить гл. черту характера изображаемого персонажа,
яркая сценич. форма. В 20-30-е гг., когда Нац. т-р испытывал влияние
декадентских течений и находился в упадке, Б. выступал гл.обр. в
классическом репертуаре, продолжая упорно отстаивать принципы
реалистического искусства.
Лит.: Alterescu S.si Т о г n e a P., Teatrul National J. L.
Caragiale, Buc., 1955;"Almanahul teatruli rornin", 1943;
Vasiliu M., Jon Brezeanu, Buc., 1960. H Р
БР‚ЙЕР (Вгеиег),Ханс(27.1У.1868-11.Х. 1929) - немецкий артист оперы
(тенор). Пению обучался в Кёльнской консерватории у А. Ифферта и Б.
Штоль-пенберга; совершенствовался у Ю. Книзе в Байрёйте, где дебютировал
в 1896. Гастролировал в оперных т-рах США, Австрии, Англии, Нидерландов,
Германии, Швейцарии и др. стран. Пользовался известностью как выдающийся
интерпретатор опер Моцарта и Вагнера. Партии: Октавио, Бельмонт,
Феррандо, Тамино ("Дон Жуан", "Похищение из сераля", "Так поступают
все", "Волшебная флейта" Моцарта), Риен-ци, Эрик, Тангейзер, Лоэнгрин,
Фро ("Риенци", "Летучий голландец", "Тангейзер", "Лоэнгрин", "Кольцо
Нибелунга" Вагнера) и др. Л. M.
БР‚ЙТИНГ (Breiting), Герман (24.X. 1804-4.XII. 1860) - немецкий
артист оперы (драматич. тенор). В 1826 впервые выступил на оперной сцене
в Ман-гейме, после чего пел в Мюнхене и Берлине, с 1832- в Вене. В
30-40-х гг. гастролировал в Германии, Англии, России (впервые- в сезоне
1837-38). Был одним из крупнейших певцов своего времени, обладал голосом
исключит. силы и обширного диапазона, приближавшимся по характеру
звучания к лирич. баритону. Особенно удавались певцу драматич. эпизоды,
к-рые он исполнял с экспрессией и патетикой. Партии: Альфонсо ("Цампа"
Герольда), Джордж Браун ("Белая дама" Буальдьё), Поллион ("Норма"
Беллини), Мазаньело, Фра-Дьяволо ("Немая из Портичи", "Фра-Дьяволо"
Обера) и др. Лучшая партия Б.- Роберт ("Роберт-дьявол" Мейербера). Вс.
Т.
БР‚КЕНРИДЖ (Brackenridge), Хью Хенри (1748- 25 .VI. 1816) -
американский писатель, поэт и драматург. Один из первых амер.
драматургов. Окончил колледж в Нью-Джерси. Лит. деятельность начал в
1772. Автор пьес, посв. борьбе за независимость, проникнутых патриотич.
пафосом. В стихотворных драмах Б. "Сражение при Банкер-Хилле" (1776),
"Смерть генерала Монтгомери" (1777) воспроизводятся подлинные историч.
события.
Лит.: Goad O.S.andMimsE., The American stage, New Haven, 1929;
История американской литературы, т. 1, М.-Л., 1947. Я. Б.
БР‚МА (Brema), Мария [наст. имя и фам.-Минни Ф е р м а н (Fehrmann)l
(28.II. 1856-22.III. 1925)- английская артистка оперы (меццо-сопрано).
Пению обучалась у Дж.Хеншеля в Лондоне, где дебютировала в 1891,
сначала- в концертном исполнении оперы "Ганимед" Шуберта, затем - в
партии Лолы на премьере "Сельской чести" Масканьи в Оксфорде.
Гастролировала в Байрёйте (1894, 1896, 1897), где с успехом исполняла
гл. партии меццо-сопрано в операх Вагнера: Ортруда, Кундри, Брангена,
Фри-ка ("Лоэнгрин", "Парсифаль", "Тристан и Изольда", "Кольцо
Нибелунга"). Выступала в Нью-Йорке (в т-ре "Метрополитен-опера", 1894),
Брюсселе, Берлине, Париже (в 1898); исполняла партии в операх Вагнера
под рук. дирижёра Г. Рихтера. В нач. 20 в. жила в Англии, выступала в
т-ре "Ковент-Гарден" и др. Партии: Далила ("Самсон и Далила" Сен-Санса),
Ам-нерис ("Аида"), Беатриче ("Много шума из ничего" Станфорда), Орфей
("Орфей и Эвридика" Глюка) и др. В 1910 оставила сцену. Руководила
оперной школой Роролевского музыкального колледжа в Манчестере. Л. М.
БРЕНКО, Анна Алексеевна [1848 (1849?)-1934]- русская советская
актриса и театр.деятель. Засл.арт. Республики (1924). Окончила Высшие
педагогич. курсы. Брала уроки драм. иск-ва в Петербурге (у
П. Д. Боборыкина, К. А. Тарновского, Е. Н. Васильевой), а также за
границей. В 1878 была принята в труппу Малого т-ра. В 1879, сумев обойти
монополию императорских т-ров, организовала в Москве труппу, спектакли
к-рой шли под названием "Вольные выступления артистов". В 1880 открыла
первый в Москве частный т-р, известный как Пушкинский театр. но
официально именовавшийся "Драматич. т-р А. А. Брен-ко в доме Малкиеля".
Это было товарищество актёров, имевшее лишь форму антрепризы. Т-ром
руководили М. И. Писарев и В. Н. Андреев-Бурлак. В состав труппы входили
П. А. Стрепетова, А. Я. Глама-Мещерская, М. Т. Иванов-Козельский, А. И.
Южин, В. П. Далматов. Спектакли имели большой успех, что, однако, не
спасло т-р от финансовых трудностей, к-рые привели его в 1882 к
закрытию. После 1882 Б. занималась педагогич. деятельностью в Киеве,
затем в Петербурге. В 1885- 1887 играла в Александрийском т-ре
(Петербург). Б. активно способствовала развитию рабочей театр.
самодеятельности. В 1900 организовала рабочий самодеятельный т-р в
Москве, в 1914 из учеников моек. Пречистенских курсов создала Рабочий
т-р, обслуживавший во время гражданской войны части Красноп Армии. В
20-х гг. руководила рабочей студией при Моск. отделе нар. образования.
Актриса с тонким вкусом, превосходно знавшая т-р, Б. воспитывала
молодёжь ". ..в горячей любви к идеалу и честному отношению к
искусству..." ("М. Н. Ермолова", [сб.], 1955, с. 262). Б. является
автором двух пьес-"Современный люд" (1883, Малый т-р) и "Дотаевцы".
Лит.: В и р е н В., Подвиг Анны Алексеевны, "Театральная жизнь",
1959, ј18, с. 26; Е р м о л о в а М. Н., Письма. Из литературного
наследия. Воспоминания современников, М, 1955; Юрьев Ю., Записки,М.- Л.,
1948; Г л а м а-М е-щерская А. Я., Воспоминания, М.-Л., 1937. А. Кл.
БР‚ННИГЕН (Brannigan), Оуэн (р. 10.III. 1908) - английский артист
оперы (бас). В 1934-42 обучался пению в Лондоне. Дебютировал на сцене
т-ра "Сэдлерс-Уэллс" в 1940; в 1940-47 - солист этого т-ра. В 1947-49
выступал в спектаклях Глайндборн-ской оперной компании.С 1948 Б.-в т-ре
"Ковент-Гарден". Гастролировал в Амстердаме, Париже, Брюсселе, Гааге и
др. городах. Завоевал известность как один из лучших интерпретаторов
совр. англ. опер; партии:
Осте ("Сэр Джон влюблён" Воан-Уильямса), Суоллоу, Коллатинус ("Питер
Граймс", "Поругание Лукреции" Бриттена) и др. Исполняет также партии
классич. репертуара: Бартоло; Джеронимо ("Тайный брак" Чп-марозы), Дон
Паскуале (о. п. Доницетти), Спарафу-чиле, Банко, Фра-Мелитоне
("Риголетто", "Макбет", "Сила судьбы" Верди), Миха и Кецал ("Проданная
невеста" Сметаны) и др. Л. М.
БРЕНТАНО (Brentano), Клеменс (8 или 9.IX. 1778,
Эренбрейтштейн,-28.УП. 1842, Ашаффенбург)- немецкий поэт, новеллист,
собиратель фольклора и драматург. С 1804 - один из руководителей
Гейдель-бергского кружка "младших" романтиков, выступавших с
апологетикой средневекового иск-ва, против эстетич. программы
просветительства. Пьесы Б. отличает абстрактность, риторика,
бездейственность, композиционная рыхлость. Б. принадлежат комедии "Понс
де Леон" (1801), "Весёлые музыканты" (1803, в том же году положена на
музыку Э. Т. А. Гофманом), а также проникнутые мистич. тенденциями нем.
романтизма драмы "Алоиз и Имельда" (1811), "Основание
Праги" (1812). Рассчитанные гл. обр. на чтение, эти пьесы не имели
успеха на сцене. Нек-рый обществ. резонанс получили сатирич. фарс
"Густав Ваза" (1803), направленный против одноимённой пьесы А. Коцебу, и
патриотич. аллегорич. зингшпили, посв. победе немцев над Наполеоном: "На
Рейне, на Рейне!" (1813, Вена) и "Виктория и её сородичи" (1817, Вена).
Однако и здесь реакционная сущность творчества Б. проявилась в нападках
на идеи франц. просветителей, в защите феодальных порядков. В 1813-17 Б.
выступал в качестве театр. критика, издавал совместно с
поэтом-романтиком И. Арнимом "Письма о новом театре", написал работу "о
засилии на современной европейской сцене второстепенных атрибутов театра
- костюмов и декораций и о несоответствии их требованиям подлинного
сценического искусства" (1814). Эти статьи и книги принадлежат к лучшим
образцам немецкой театр. критики, в них Б. пропагандировал драматургию и
сценич. принципы Шекспира и Кальдерона. В последние 20 лет жизни Б. не
занимался художеств. творчеством.
Соч.: Brentanos ausgewahlte Werke in vier Banden, hrsg. von W.
Worris, Lpz., 1904; Brentanos Werke, hrsg. von Dohmke, Lpz.-W., [s.a.];
Dramen,L., 1938 (совм. с Arnim).
Лит.: Немецкая романтическая повесть..., т. 2, M.- Л., "Academia",
1935; Heininger F., Brentano als Dramatiker, Breslau, 1916; К о s с h
W., C. Brentano. Seine Leben und Schaffen, Wurzb., 1943; P f e i f f e
r-B e l l i W., C. Brentano. Ein romantisches Dichterleben, Freib.,
1947. Г. Гур.
БРЕТОН ДЕ ЛОС ЭРРЕРОС (Breton delos Herreros), Мануэль (19.XII.
1796-8.XI. 1873, Мадрид)- испанский поэт и драматург. Лит. деятельность
начал в 1817. Б.-автор св. 150 оригинальных пьес и переработок франц.
комедий в стихах. В своём творчестве следовал традициям нравоучительной
драматургии 18 в. В 30-40-е гг. сблизился с представителями
бытописательского (костумбристского) направления. В лучших комедиях Б.
"Я возвращаюсь в Мадрид" (1828; "Т-р драмы", Мадрид), "Марсела, или
Которая из трёх?" (1831, "Придворный т-р", Мадрид), "Школа брака" (1852,
там же) меткое изображение нравов сочетается с элементами критики
бурж.-дворянского общества.
Соч.: Breton de los Herreros M., Obras, v. 1-5, Madrid, 1883-84.
Лит.: М о 1 i n s M. de, Breton de los Herreros. Recuerdos de su vida
у de sus obras, Madrid, 1883; A s e n s i o J. M., El teatro de Breton
de los Herreros, в кн.: Espana moderna, [?. l.], 1897; L e Oentil Gr.,
Le poete Manuel Breton de los Herreros et la societe espagnole de 1830 a
1860, P., 1909. В. Ч.
БРЕТТЙ (Bretty) [наст. имя и фам.-Анна Мария Б олыпези (Bolchesi)],
Беатриса (р. 1893) - французская актриса. В 1914 окончила класс комедии
Парижской консерватории (ученица Сильвена). В 1915 дебютировала в Париже
в т-ре "Комеди Франсез" в роли Дорины ("Тартюф"). Эта роль надолго вошла
в репертуар Б.; вместо традиционного образа субретки Б. создаёт образ
женщины из народа, раскрывая нац. характер. Лучшие роли Б.- в произв.
Мольера: Николь ("Мещанин во дворянстве"), Не-рина ("Господин де
Пурсоньяк"), Като ("Смешные жеманницы"), Эльмира ("Тартюф"). Выступала
также в пьесах Ж. Ф. Реньяра, А. Дюма-сына, А. Батая и др. Б. присущи
интонационная точность и выразительность речи,пластика движений.В годы
фашистской оккупации участвовала в Движении Сопротивления (награждена
орденом Почётного легиона). В составе труппы "Комеди Франсез" в 1954
выступала в СССР. Автор мемуаров.
С о ч.: La Comedie Francaise a l'envers, P., [1957]. H. Б.
БРЕХЕР (Brecher), Густав (5.II.1879-1940) - нем. дирижёр, композитор
и муз. писатель. Дирижированию и композиции обучался в Лейпциге у Р.
Гофмана, Г. Шлемюллера и др., а также у Г. Малера. Работал дирижёром в
оперных т-рах Лейпцига (1898-1901), Вены (1901), Оломоуца (1902),
Гамбурга (1903-10), Кёльна (1911-16), Франкфурта-на-Майне (19161924) и
др. городов Австрии и Германии. Был директором оперы в Лейпциге
(1924-33). Пользовался известностью как своеобразный и тонкий
интерпретатор опер "Фауст", "Кармен", "Пиковая дама", "Тоска"; "Немая из
Портичи" Обера, "Оберон" Вебера, "Самсон и Далила" Сен-Санса и др. Б.
принадлежит ряд симф. произв., труды по истории оперы и др.
Соч.: Uber die veristische Oper, Analysen zu Werken von Berlioz und
Strau?, R. Strau?., Lpz., 1900; Mascanis Cavalle-ria rusticana und die
italienische realistische Oper, Lpz., f 1900];
Opern-Ubersetzungen, [B., 191l]. д M.
БРЕХМАНЕ-ШТЕНГЕЛЕ, Мильда Яновна (р. 20.Х. 1893)-латышская советская
артистка оперы (сначала меццо-сопрано, затем-драматич. сопрано). В