<< Пред. стр. 109 (из 913) След. >>
возрасте 11 лет выступала на сценах рижских драм. т-ров. Пению училасьсначала у М. Зандера, затем - в Рижском муз. уч-ще. Впервые выступила на
оперной сцене в Риге в 1913. Совершенствовалась как певица во Франции,
Италии и Германии. В 1919-53 Б.-III.- артистка оперного т-ра в Риге.
Партии: Банюта и Майга ("Банюта" Калныня), Спидола ("Огонь и ночь"
Я.Медыня),Кармен;Маргарита ("Фауст"), Аида; Дездемона
("Отелло"Верди),Елизавета, Эльза ("Тангейзер", "Лоэнгрин"), Лиза
("Пиковая дама"), Феврония ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии" Римского-Корсакова) и др. Выступала в концертах. Обладает
высоким вок. мастерством и ярким драм. талантом. С 1944 занимается
педагогич. деятельностью (с 1955 - педагог оперного класса Латв.
консервато рии). Я. В.
БРЕХТ (Brecht), Бертольт (10.11. 1898, Аугс-бург,- 14. VIII. 1956,
Берлин) - немецкий драматург, поэт, публицист и театральный деятель.
Родился в бурж. семье. Участвовал в Ноябрьской революции 1918, работал в
Аугсбургском совете рабочих и солдатских депутатов. Первые пьесы Б.:
"Ваал" (1918, Лейпциг- 1923), "Барабаны в ночи" (1919, Мюнхен-1922), "В
джунглях городов" (1923) и обработка трагедии К. Марло "Жизнь Эдуарда
II" (в соавторстве с Л. Фейхтвангером, 1924, Мюнхен) направлены против
милитаризма, основ бурж. общества, но не содержат чёткой положительной
программы. Сближение с Коммунистич. партией Германии, изучение
марксизма-ленинизма приводит Б. с середины 20-х гг. к стремлению создать
драматургию и т-р, обнажающие пороки капиталистич. строя. Этой задаче
посв. пьесы Б.: "Человек есть человек" (1926, Дармштадт и Берлин) и,
созданная Б. с композитором К. Вейлем на сюжет "Оперы нищих" Гея
"Трёхгрошовая опера" (1928, "Т-р ам Шиффбауэрдамм", Берлин). Оформлению
эстетич. теории Б. способствует сближение его с Э. Пискатором, в т-ре
к-poro он сотрудничал в 1927 (лит. обработка ряда пьес, участие в инсц.
романа Я. Гашека "Похождения бравого солдата Швейка"), а также творч.
связи Б. с пролетарскими театр. коллективами Германии, у к-рых он
заимствует нек-рые художеств. формы (агитобозрение, декламационные хоры,
скетчи и т. п.). Стремясь повысить воспитательную роль т-ра,к-рый,по его
мнению,должен воплощать революц.-политич. идеи, драматург усиливает
публи-цистич. элементы своего творчества. Этой задаче отвечает его цикл
"дидактических" пьес (пост. любительскими коллективами Германии):
"Баденская назидательная пьеса", или "Полёт Линдберга" (1929),
"Счастливый конец" (1929),школьная опера "Говорящий "да" и говорящий
"нет"" (1930), "Исключения и правило" (1930). В пьесе "Высшая мера"
(1930) Б., рассказывая о героической деятельности
коммунистов-подпольщиков, не создал полнокровные художеств. образы, в
пьесе сказалось незнание Б. подлинной революционной практики
коммунистов, которую он показал недостаточно верно.
Пьеса "Святая Иоанна скотобоен" (1930, Гамбург, 1959) Б. раскрывает
преступления, связанные с созданием капиталистич. треста. Последний опыт
"назидательной" драматургии - пьеса "Мать" (по мотивам Горького, 1932,
Берлин), определившая новый этап в творчестве Б.
После захвата власти фашистами (1933) Б. эмигрировал. Жил во многих
странах, в т. ч. в Дании (1933-39), Финляндии, США. Период эмиграции
отмечен созданием выдающихся антифашистских произведений: "Круглоголовые
и остроголовые" (1936, т-р "P ид де реален", Копенгаген), "Винтовки
Тересы Каррар" (1935, Париж), "Страх и отчаяние в Третьей империи",
документальный монтаж из 24 сцен (1944, Нью-Йорк), "Сны Симоны Ма-шар"
(совм. с Л. Фейхтвангером, 1942, Мюнхен - 1958), "Швейк во второй
мировой войне" (1943, Нью-Йорк). Ряд др. пьес Б., хотя и не рисует
непосредственно фашизм, несёт в себе мысль - человек обязан выступать
против отжившего миропорядка. К их числу относятся: "Мамаша Кураж и её
дети" по Грим-мельсгаузену (1939, Цюрих - 1941), "Допрос Лукулла" (1939,
использована П. Дессау в качестве либретто оперы "Осуждение Лукулла",
Берлинская гос. опера, 1951), "Жизнь Галилея" (первая ред. 1939, Цюрих -
1943; вторая ред. 1945, Берлин - 1956), "Добрый человек из Сезуана"
(1940, Цюрих - 1943), "Господин Пунтила и его слуга Матти" по X.
Вуо-лийоки (1940, Цюрих - 1948), "Восхождению Артуро У и можно было
помешать" (1941, Гамбург - 1959). Уже в пьесе "Круглоголовые и
остроголовые" художник побеждает в Б. рационалиста-дидактика. В
последующих произведениях Б., написанных после 1939, этот процесс
выявляется ещё отчётливее, разработка характеров здесь особенно глубока.
С 1948 Б. жил в Берлине, здесь были им завершены: "Кавказский меловой
круг" (1948, "Берлинер ансамбль" - 1954) и "Дни Коммуны" (1949, т-р в
Карл-Маркс-Штадте - 1956). Здесь же Б. занимался переработкой в плане
своей идейной и эстетич. программы пьес: "Антигона" Софокла (1948),
"Гувернёр" Ленца (1950), "Бобровая шуба" и "Красный петух" Гауптмана
(1951), "Кориолан" Шекспира (1952),"Трубы и литавры" Фаркера (1956) и
др. В 1924 Б. впервые выступил как режиссёр, пост. в мюнхенском Камерном
т-ре "Жизнь Эдуарда II". В 40-50-е гг. Б. основное внимание уделял
созданному им в 1948 т-ру ((Берлине? ансамбль, в к-ром стремился
воплотить на практике свои воззрения на драму. Б. пост. здесь совм. с Э.
Энгелем пьесы:
"Мамаша Кураж и её дети" (1949), "Господин Пунтила и его слуга Матти"
(1949), последнюю редакцию "Жизни Галилея" (1956); совм. с К. Неером -
"Гувернёр" (1940), затем-"Мать" (1951), "Кацграбен" Штрит-тматтера
(1953) и "Кавказский меловой круг" (1954).
Теоретич. взгляды Б. изложены в статьях: "Широта и многообразие
реалистической манеры письма" (1938), "Народность и реализм" (1938),
"Новая техника актёрского искусства" (1940), "О народной пьесе" (1948),
"Малый органон для театра" (1949), "Диалектика на театре" (1957),
"Несколько заблуждений по поводу манеры игры "Берлинского ансамбля""
(1957) и др., а также в примечаниях к ряду пьес ("Мать", 1935,
"Круглоголовые и остроголовые", 1936, и др.).
Б. называл свою теорию "эпическим т-ром", взяв этот термин у Шиллера
и Гёте, но вложив в него новое содержание. Для Б. большое значение имело
замечание Энгельса о том, что драма будущего будет представлять собой
"полное слияние большой идейной глубины, осознанного исторического
смысла,...с шекспировской живостью и действенностью..." ("К. Маркс и Ф.
Энгельс об искусстве", т. 1, 1957, с. 29). Б. стремился вернуть т-ру, на
новой ступени его развития и для новых задач, синтез развлекательности и
поучительности, присущий драматургии Просвещения. Осн. задача театра, по
Б.,-художественными средствами донести до широкого зрителя законы
развития человеческого общества, заставить его задуматься над своей
социальной позицией и прийти к выводу о необходимости переустройства
мира. Б. утверждал существенное отличие пропагандируемой им драмы от
предшествующей (названной им "аристотелевской"), вызывавшей, по его
мнению, чувства жалости, сострадания к людям. Взамен этих эмоций Б.
призывал деятелей т-ра пробуждать своими спектаклями такие чувства как
гнев против поработителей народа, восхищение героизмом новых людей.
Вместо драматургии, предполагающей сопереживания зрителя чувствам
персонажа, Б. выдвигал драматургию, вызывающую удивление и любопытство
перед авторской мыслью, приводящую зрителя к осознанию необходимости
перестройки отживших общественных отношений. С этой целью Б.вводит
приём, названный им "эффектом отчуждения" ("Verfremdungseffekt"),
состоящий в том, что хорошо знакомое явление предстаёт в спектакле с
неожиданной стороны, требует от зрителя новизны его осознания. Средством
для осуществления этого является постоянное нарушение натуралистической
иллюзии, "подлинности" происходящего на сцене. Б. добивается фиксации
внимания зрителя на важнейших мыслях автора, и с этой целью вводит песни
(songs), хоры и т. п., концентрированно выражающие авторскую
мысль(напр., "Песня о великой капитуляции" в пьесе"Мама-ша Кураж и её
дети").
Теория драмы Б. потребовала и создания новой теории актёрского и
режиссёрского искусства. Б. считал, что главная задача актёра- активно
отстаивать новый строй. В процессе подготовки спектакля Б. рекомендует
актёру подойти к образу, созданному драматургом, с позиций свидетеля на
суде, страстно заинтересованного в выяснении истины (метод "от
свидетеля""), т. с. глубоко и всесторонне проанализировать поступки
действующего лица и их побудительные мотивы. Б. допускает актёрское
перевоплощение, но лишь в репетиционный период, т. к. окончательным
творческим актом на сцене, по мнению Б., является "показ'. Мизансцены
должны быть не просто выразительными, но и предельно точно раскрывать
смысл изображаемого явления "пользуясь различными средствами художеств.
выразительности вплоть до метафоры, даже символа. Б. строил мизансцены
по принципу кинокадра. С этой целью он использовал т. н. "метод модели",
т. е. фиксации на фотоплёнке наиболее ярких мизансцен и отдельных поз
актёра с целью их закрепления. Б. был противником иллюзорного
воссоздания среды, а также сценич. оформления и световых эффектов,
излишне "пропитанных настроением"; функции декораций он ограничивал
обозначением места действия с помощью точно найденных реалистич. деталей
и созданием наиболее удобных условий для игры актёра.
Б. был членом Всемирного Совета Мира. За свою деятельность драматурга
и режиссёра награждён Нац. пр. (1949), а как активный борец за
мирМеждунар. Ленинской премией "За укрепление мира между народами"
(1954).
Соч.: Stucke, Bd 1-12, В., 1955-59; Uber experimentelles Theater,
"Theater der Zeit", В., 1959, J\o 3; в рус. пер.- Диалектика на театре,
"Театра, М-, 1957, .N" 5; Эпические драмы, M.-Л., 1934; Пьесы, M., 1956;
О театре. Сб. статей, М.,1960.
Лит.: P а и х Б., Бертольт Брехт, М., 1960; Фрадкин И., Лтература
новой Германии, М., 1959; Эткинд Е-, Театр Бертольта Брехта, "Нева", Л.,
1957, J\o 8; Л а ц и с А., Революционный театр Германии, пер. с нем.,
М., 1935;
Schumacher E.. Die dramatischen Versuche Bertolt Brechts 1918-1933,
В., [1955]; Hecht W., Die Entwicklung von Brechts Theorie des epischen
Theaters 1918-1933, TI 1-3, "Theater der Zeit". Studien, 1958, ј 9,zu
Heft 12; 1959, ј 10, zu Heft 3; R i 11 а Р., Essays, В., 1955; Сборник:
Theaterarbeit. 6. Auffuhrungen des Berliner Ensembles, Dresd., ll952j;
"Sinn und Form", Beitrage zur Literatur. Erstes und zweites
Sonderheft, Bertolt Brecht, [Potsd., 1957; Wekwerth M., Theater in
Veranderung, B., 1960. B. K.
БРЕШАНИ (Bresciani), Катерина (ок. 1728-80)- итальянская актриса.
Дарование Б. проявилось в т ре "Сан-Лука" в Венеции, где К. Гольдони
писал для неё в 50-е гг. 18 в. комедии и трагикомедии. Б. исполняла роли
"второй любовницы", отличавшиеся динамичностью, характерностью,
комизмом. Играла в серьёзных и комедийных пьесах в стихах и в прозе,
написанных на лат. яз. и на венецианском диалекте. Лучшая роль Б.,
принесшая ей широкую известность,- черкешенка Гиркана в персидской
трилогии Гольдони ("Персидская невеста", "Гиркана в Джуль-фе", Гиркана в
Исфахане"). Гольдони высоко ценил дарование Б., много занимался с ней,
под его влиянием Б. стала крупной реалистич. актрисой. Гольдони написал
для Б. гл. роли в пьесах "Своенравная", "Единственная женщина",
"Далматинка", "Кьоджин-ские перепалки" и др. После отъезда Гольдони во
Францию Б. до конца жизни выступала в труппе Дж. Лапи, перейдя в
старости на роли "матерей" и "кормилиц".
Лит.: Гольдони К., Мемуары. Пер., введение и прим. С. С. Мокульского,
т. 2, Л., 1933. С. Мок.
БРЖЕСКИЙ, Сергей Игнатьевич [р. 25.IX \S.X). 1900] - русский
советский актёр. Нар. арт. РСФСР (1957). Член КПСС с 1941. В 1927
окончил Центр. техникум театр. иск-ва в Москве (ныне ГИТИС). Сценич.
деятельность начал в 1928 в моек. ТРАМе, первая роль-Ваня Шелаев ("Шлак"
Державина). Работал в Краснопресненском рабочем т-ре (до 1931), Историк
о-революционном т-ре (до 1936). С 1937 - актор Саратовского т-ра им. К.
Маркса. Среди ролей Б.:
Чичиков ("Мёртвые души" по Гоголю), Мурзавецкий ("Волки и овцы"),
Лука ("На дне"), Свеколкин ("Обыкновенный человек" Леонова), Максимов
("За тех, кто в море" Лавренёва), Зайцев ("Московский характер"
Софронова) и др. Играл рэль Ленина в спектаклях "Человек с ружьём" и
"Кремлёвские куранты"; "Ленин в 1918 году" Каплера и Златогоровой,
"Незабываемый 1919" Вишневского Б. выступает также как чтец; в его
репертуаре лит. композиции произведений М. А. Шолохова ("Тихий Дон",
"Поднятая целина", Судьба человека") и др. Лауреат Всероссийского
конкурса артистов-чтецов (1958). Б. преподавал сценич. мастерство в
Саратовской консерватории им. Собинова, (1940-47). . Э. К.
БРИАН (наст. фам.- Ш м а р г о н e р), Мария Исааковна [р.23.Vili
(4.IX).1886]-русская советская певица (лирич. сопрано) и педагог. Засл.
арт. РСФСР (1938). В 1903-09 обучалась пению в Париже у Ла- борд.В1912
окончила Петерб.консерваторию по классу А.Жеребцовой-Андреевой. В этом
же году впервые выступила на оперной сцене (Т-р муз.драмы в Петербурге).
Партии: Татьяна ("Евгений Онегин"), Маргарита ("Фауст"), Микаэла; Мими
("Богема"),Антония ("Сказки Гофмана"0ффенбаха), Мелисанда ("Пеллеас и
Me-лисанда" Дебюсси) и др. В 1913-14 участвовала в "Русских сезонах"в
Париже и Лондоне (антреприза С. Дягилева),где пела партии Ксении ("Борис
Годунов"), Панночки ("Майская ночь" Римского-Корсакова), Ку-харочки
("Соловей" Стравинского) и др. Последняя партия-Марфа ("Царская
невеста") в спектакле, пост. при открытии в 1920 Большого оперного т-ра
в Петрограде (в здании б. Народного дома). Голос Б. отличался большой
силой и, одновременно, мягкостью звучания. Для исполнительской манеры
певицы характерны мечтательность и задушевность. Выступала также в
концертах. В 1920 Б.- профессор Ленингр. консерватории.
БРИАНЦА (Brianza), Карлотта (1867-1930)-итальянская артистка балета.
Ученица К. Влазиса. По окончании школы т-ра "Л а Скала" была ведущей
танцовщицей этого т-ра. В 1887 впервые выступала в Петербурге в т-ре
"Аркадия". В 1889 была приглашена в Мариинский т-р, где в 1890 была
первой исполнительницей партии Авроры. Исполнительское иск-во Б.
отличалось высокой техникой классич. танца. Большое влияние на
творчество Б. оказала рус. балетная школа, придавшая её танцу особую
мягкость и выразительность. В 1891 уехала из России. Последнее
выступление Б. состоялось в 1921 в партии феи Карабосс ("Спящая
красавица") в Лондоне, в антрепризе С. П. Дягилева. После ухода со сцены
вела педагогич. работу (в Ницце).
Лит.: Beaumont С. W., Complete book of baHets..., L., 1949; Скаль к
овс к и и К., В театральном мире, СПБ, 1899; Худеков С., История танцев,
т. 3-4, П., 1915-1917; Плещеев А., Наш балет. 1673-1899, СПБ, 1899. Ham.
P.
БРИГАДЕРЕ,АннаКришяновна[19.1Х(1.Х). 1861- 24.VI.1933]-латышская
писательница, драматург. Работала портнихой, продавщицей, учительницей.
Лит. деятельность начала в 1896. Лучшие произв. Б. написаны по
фольклорным мотивам. Среди них сказочные пьесы - "Спридитис" (1903),
"Принцесса Гундега и король Брусубарда" (1911), "Майя и Пайя" (1922),
"Чудесная птица Лолиты" (1927), а также несколько сатирич. комедий.
Большинство пьес Б. были впервые пост. в рижском Латышском т-ре.
Соч.: Raksti I-XX, Riga, 1912-1939.
Лит.: Latviesu literaturas vesture, IV, Riga, 1957. А. В.
БРИГЕЛЛА (итал. Brighella, от briga - ссора,
неприятность)-традиционный персонаж итал. комедии дель арте. Б. занимал
в труппе амплуа одного из двух Дзанни - умелого, хитрого,
изобретательного, злого, говорливого парня, не останавливающегося ни
перед чем для того, чтобы устроить свои дела, извлечь пользу. Во всех
сценариях, где действует Б., он является гл. пружиной интриги. Б., как и
Арлекин, деревенский парень, родом из Бергамо (Сев. Италия), но не такой
простой и наивный. Костюм Б. состоял из длинной белой блузы, низко
перехваченной кушаком, длинных белых панталон, простых туфель и шапочки.
На блузе Б. были жёлтые или зелёные нашивки типа галунов, что сближало
её с лакейской ливреей. Известные исполнители этой роли - акторы Н.
Барбьери и К. Канту, выступавшие во Франции.
Наиболее полное собрание шуток Б.было опубликовано А. Дзаннони в
Венеции в 1787.
Лит.: Nicoli A., Masks, mimes and miracles. Studies in the popular
theatre, L., 1931. См. также лит. при ст. Комедия дель арте.
БРИГЕНТИ (Brighenti), Мария (р. 1792-г. смерти неизв.)-итальянская
артистка оперы (сопрано). Впервые выступила на оперной сцене в Болонье
в1814, после чего пела в др.оперных т-рах Италии.Считалась одной из
лучших певиц своего времени. Исполняла гл. партии на премьерах в Риме
опер Россини "Севиль-ский цирюльник" (1816) и "Золушка" (1817). В 1836
оставила сцену.
Лит. соч.: "Cenni... sopra il Maestro Rossini", Bologna, 1823. Л. M.
БРИЗАР (Brizard) [наст. фам.- Б p и т а р (Britard)], Жан Батист (7.1
V. 1721-30.1.1791) - французский актёр. Сценич. деятельность начал в
провинции. В 1757- 1786 выступал в театре "Комеди Франсез" (Париж).
Благородство, величественность облика и актёрской манеры, вдумчивость
декламации сделали Б. одним из лучших исполнителей ролей "благородных
отцов" и "королей"-дон Диего, старый Гораций ("Сид" и "Гораций"
Корнеля), Лузиньян, Аржир ("Заира" и "Танкред" Вольтера) и др.
Творчество Б. было близко новаторским устремлениям просветителей. Б.
стал одним из основных исполнителей в пьесах жанра мещанской драмы.
Роли:
Отец семейства (о. п. Дидро), Вандерк старший ("Философ, сам того не
зная" Седена) и др. Был горячим сторонником реформы костюма в
классицистической трагедии.
Лит.: Olivier J. J., Voltaire et les comediens interpretes de son
theatre, P., 1900; Arnault A., Les souvenirs et les regrets du vieil
amateur dramatique, P., 1829; L y о n n e t H., Dictionnaire des
comediens francais, P., 1912-1913; История западноевропейского театра,
под общей ред. С. С. Мокуль-ского, т. 2, M., 1957. ‚. Ф.
БРЙЗЕМЕЙСТЕР (Briesemeister), OTTO (18.V. 1866-16.VI.1910) - немецкий
артист оперы (тенор). Пению обучался у Э. Видемана. Впервые выступил на
оперной сцене в Детмольде в 1893. Был солистом оперных т-ров в Ахене и
Бреслау, гастролировал в Вене, Лондоне, Париже, Стокгольме и др.
городах. С 1899 постоянно участвовал в Байрёйтских фестивалях. Партии:
Логе ("Кольцо Нибелунга" Вагнера), Ирод ("Саломея" Р. Штрауса), Зигфрид
(о. п. Вагнера), Фауст (о. п. Гуно) и др. Л. М.
БРИЛЛЬ, Ефим Александрович (1896-27.VII. 1959)- русский советский
режиссёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1940). Член КПСС с 1941. В 1920
окончил театр. школу в Одессе. Режиссёрскую деятельность начал в 1915.
Работал в Кишинёве, Одессе. Принимал активное участие в создании
Нижегородского (Горьковского) ТЮЗа (1928). В 1930-36 работал в Москве
(т-р б. Корш, ТЮЗ, ЦТКА). В последующие годы - в Ростовском,
Горьковском, Свердловском (с 1943), Челябинском (с 1954 - гл. режиссёр)
т-рах. Пост. спектакли: "Земля" Вирты (1937), "Зыковы" ж.
Горького (1937), "Беспокойная старость" Рахманова (1938), "Чайка"
(1940) в Горьковском т-ре; "Кремлёвские куранты" (1940) в Ростовском
т-ре; "Мужество" Берёзко (1947), "Победители" Чирскова (1947), "Ревизор"
(1952) в Свердловском т-ре;
"Отелло" Верди в Свердловском т-ре оперы и балета (1945, Ст. пр.
1946) и др. Спектакли, пост. Б., отмечены большой сценич. культурой,
глубиной пси-хологич. разработки образов. С 1923 вёл педагогич. работу.
Э. Я.
БРИНДИЗИ (итал. brindisi, осн. значение - заздравный тост, от нем.
bring dir's - это за твоё здоровье) - застольная песня. Известные
образцы - в операх "Травиата", "Отелло" Верди, "Лукреция Борджиа"
Доницетти.
ЬРИТАЕВ, Елбыздыко Цопанович [10(22). III. 1881-25.IX.1923]осетинский
драматург. Окончил юридич.ф-т Петерб. ун-та (1917). Первая пьеса Б.-
"Побывавший в России"-высмеивает горца, оторвавшегося от традиций и