<< Пред. стр. 150 (из 913) След. >>
изд.: Виринея. Сцены народной жизни в 5 д., 10 к., Л. Сейфуллиной и В.Правдухина, М., 1959.
Лит.: Ежегодник института истории искусств. 1953. Театр. М., 1953, с.
107-117. А. Шн.
ВЙРКХАУС, Лулли Михкелевна (р. 1885) - эстонская советская артистка
оперетты. Пению обучалась в Лейпцигской консерватории (1912-14). Впервые
выступила на сцене в 1907 в т-ре "Эстония". Партии:
Аннамирл ("Весёлый крестьянин" Фалля), Ганна Главари ("Весёлая вдова"
Легара), Кристель ("Продавец птиц" Целлера) и др. Исполнит, манера В.
отличалась непосредственностью, задором, ярким темпераментом. Её иск-во
способствовало утверждению клас-сич. оперетты в репертуаре т-ров
Эстонии. X. Кыр.
ВИРСАЛАДЗЕ, Симон Багратович (р. 11(24).!. 1909] - советский
театральный художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943), нар.художник
РСФСР (1957), нар. художник Грузинской ССР (1958). Член-корреспондент
Академии художеств СССР (1958). Учился в Тбилисской академии художеств у
И. Шарлеманя, во Вхутеине у И. М. Рабиновича и Н. А. Шифрина, в Ленингр.
академии художеств у М. П. Бобышова. Работу в театре начал в 1927
("Продавцы славы" Паньола и Ниву а, Тбилисский рабочий т-р). В. оформлял
спектакли в Тбилисском т-ре оперы и балета (в 1932-36 был гл. художником
этого т-ра): "Лебединое озеро" (1934); "Сердце гор" Баланчивадзе (1936),
"Жизель" (1947); "Отелло" Мачавариани (1957), "Вильгельм Телль" Россини
(1931), "Даиси" Палиашвили (1936) и др. С 1937 работает в Ленингр. т-ре
оперы и балета им. Кирова (в 1940-41 и с 1945-гл. художник); создал
декорации к спектаклям: "Князь-озеро" Дзержинского (194 7), "Семья
Тараса" Кабалевского (Ст. пр. 1951), "Кармен" (1953); "Сердце гор"
Баланчивадзе (1938), "Ла-уренсия" Крейна (1939), "Спящая красавица"
(1952);
"Каменный цветок" Прокофьева (1957), "Раймонда" (Ст. пр. 1949) и др.
В. оформлял также спектакли в т-ре им. Руставели в Тбилиси ("Великий
государь" Соловьёва, 1945; "Герои Крцаниси" Шаншиашвили, 1943), в
Большом т-ре ("Каменный цветок" Прокофьева, 1959) и др. В живописных,
богатых и разнообразных по колориту, тонкой цветовой гамме декорациях
В. героическая монументальность, романтич. приподнятость и
праздничность сочетаются с простотой и лаконичностью, тонким чувством
стиля. В своих декорациях В. достигает высокой эмоциональной
выразительности, мастерски использует цвет и свет. АН. Ш.
ВЙРСИНГ (Wirsing), Рудольф (1814-1878) - чешский театральный,
обществ, деятель и педагог. В 1864- 1876 руководил Немецким, в 1876-77 -
Временным т-ром в Праге. Был организатором и руководителем Нового чешек
oro т-ра. Занимался педагогич. работой; воспитал многих видных деятелей
чеш. муз. т-ра. Л.Т.
ВЙРСКИЙ, Павел Павлович (р. 1905) - украинский советский
балетмейстер. Нар. арт. СССР (1960). Член КПСС с 1946. Учился в Одесском
муз.-драм. уч-ще (1923-27) и Моск. хореографич. уч-ще (1927-28). В
1923-31-артист балета, а в 1932-33 и балетмейстер Одесского т-ра оперы и
балета. Был художеств. руководителем Харьковского, Днепропетровского,
Киевского т-ров оперы и балета. Пост. спектакли: "Лебединое озеро",
"Красный цветок", "Раймонда"; "Корсар" Адана, "Карманьола" Фемелиди. В
1937 организовал ансамбль нар. танца УССР, в 1940-53 работал в Ансамбле
песни и пляски КВО и в Краснознамённом ансамбле песни и танца Советской
Армии. С 1955 - художеств. руководитель Гос. ансамбля нар. танца УССР.
В. осуществил пост. ряда солдатских плясок и хореографич. картин.
Опираясь на народные традиции, создал яркие хореографич. композиции: "На
кукурузном поле", "Куклы", "Запорожцы", "Рукодельницы" и др. Ст. пр.
(1950). Р. Б.
ВЙРСКИЙ (Wirski), Юлиуш(31.ХН.1893-16.Х.1960)-польский драматург.
Лит. деятельность начал в 1919. В 1933 в Варшаве состоялась премьера
первой пьесы В. "За четверть часа до рассвета". Следующая пьеса В.
"Портрет генерала" была запрещена "санационными" властями и впервые была
пост. в 1946 в народно-де-мократич. Польше (Краков). Эти произв. В., а
также пьеса "Цемент", ставившаяся на сценах польских т-ров после
освобождения от фашистской оккупации, имеют отчётливо выраженную
антибурж., обличительную направленность. Пьеса В. "Инженер Саба"
показывает борьбу за социализм в народной Польше (1948, "Т-р Шлёнски)?,
Катовице).
Лит.: Ростоцкий Б., Новое в драматургии, "Театр", 1947, ј 3, с.
58-59. В. Рос.
ВИРТА, Николай Евгеньевич [р. 6(19).XII.1906]- русский советский
писатель и драматург. Род. в селе Большая Лазовка Тамбовской губ. В
1923-35 работал в редакциях областных и краевых газет. Первое крупное
произведение В.- роман "Одиночество" (1935, Ст. пр. 1941) о
кулацко-эсеровском мятеже на Тамбовщине, в к-ром В. показал историч.
обречённость кулачества. По мотивам этого романа В. написал пьесу
"Земля" (1937, МХАТ, реж. Леонидов и Горчаков;
Фрол Баев - Грибов, Сто-рожев - Хмелёв). В 1939 композитором Т. Н.
Хренниковым на этот сюжет была создана опера "В бурю" (либр. Вирты и
Файко, 1939, Музыкальный театр им. Немирови-ча-Данченко).
В. принадлежат пьесы:
"Великие дни" (1947, Моск. т-р драмы), созданная на основе
киносценария В. "Сталинградская битва" (Ст. пр. 1950), "Хлеб наш
насущный" (Ст. пр. 1948, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина, 1947) о
колхозной жизни послевоенной деревни, "Заговор обречённых" (Ст. пр.
1949, Т-р им. Вахтангова 1949), посв. борьбе коммунистов против
поджигателей новой войны, организующих антинародные заговоры, "Дали
неоглядные" о людях сегодняшней деревни, о поисках ими новых путей в
жизни, труде (1957, Т-р им. Моссовета), "Три камня веры" (1960) и др.
Пьесы В. издаются и ставятся за рубежом.
С о ч.: Пьесы, М., 1949; Дали неоглядные, в сб.: Современная
драматургия. Альманах, кн. 2, M., 1957. Вл. 77.
ВИРТУОЗ (итал. virtuoso, от лат. virtus - доблесть, талант) -
исполнитель, в совершенстве владеющий техникой своего иск-ва.
Виртуозность как высшая ступень мастерства позволяет свободно и полно
пользоваться средствами художеств. выразительности. В опере в виртуозном
стиле написаны: ария Людмилы и рондо Фарлафа ("Руслан и Людмила"), ария
Шемаханской царицы ("Золотой петушок" Римского-Корсако-ва), ария Царицы
ночи ("Волшебная флейта"), арии Розины и Фигаро и серенада Альмавивы
("Севильский цирюльник"). Превращённая в самоцель, виртуозность сводится
к техницизму, поверхностной, внешне эффектной игре, при к-рой внимание
исполнителя сосредоточивается на преодолении технич. трудностей, а
содержание художеств. произв. выхолащивается.
ВИРУЭС (Virues), Кристоваль де (1550-1609)- испанский поэт и
драматург. Последователь клас-сицистского направления. Драматургич.
деятельность В. протекала в Валенсии (один из центров исп.
классицистскогот-ра). Здесь в 1580-90 были пост. трагедии В.: "Великая
Семирамида", "Злосчастная Марсела", "Дидона", "Жестокая Кассандра" и
"Неие-товый Аттил". Несмотря на нек-рые нарушения клаесицистских канонов
(единств места и времени и др.), эти трагедии в основном построены по
плану итал. позднеренессансной трагедии, восходящей к "кровавым"
трагедиям Сенеки. Трагедии В. впервые были напечатаны в 1609 в его
сборнике "Трагические и лирические сочинения" ("Obras tragicas y
liricas").
Лит.: Sargent С. V., A study of the dramatic works of Cristobal de
Virues, N. Y., 1930. Я. Т.
ВИСЕНТЕ, Висенти (Vicente), Жил (ок.1470-ок. 1539)-португальский поэт
и драматург. Основоположник португальского т-ра. По профессии
золотобитчик, В. был также актёром и композитором. Выдвинувшись как
драматург, В. был приглашён ко двору короля, был автором, актёром и
постановщиком придворных зрелищ; писал пьесы для карнавальных шествий,
комедии, фарсы. Творчество В. сыграло большую роль в развитии исп. т-ра.
Из сохранившихся 43 пьес В. 12 написано на португ., 11 - на исп. и
остальные - на смешанном испано-португ. языке. В пьесах В. мотивы
средневековых мистерий сочетаются с антиклерикальными тенденциями, он
широко использует исп. и португ" народно-песенное творчество. Нар. муз.
фольклором, в т. ч. галисийскими песнями, насыщены драмы В.- "Посещение,
или Монолог пастуха", "Действо о четырёх временах года" и др. В пьесах
В. созданы живые, выразительные образы представителей разных сословий.
Лучшие произв. В.- "Действо о Сивилле и Кассандре" (1503), "Трилогия о
лодке" (1517-19; "Лодка ада", "Лодка чистилища", "Лодка рая") -
отличаются свободомыслием, острой сати-ричностью" Социальной
направленностью отмечены фарсы В. ("Погонщик мулов" и др.) и шуточные
комедии ("Кузница любви" и др.).
Лит.: Игнатов С., Испанский театр XVI-XVII веков, М.-Л., 1939;
Дживелегов А. и Бояджи-е в Г., История западноевропейского театра,
М.-Л., 1941, с. 159-160; Пуришев Б. (сост.), Хрестоматия по зарубежной
литературе. Эпоха Возрождения, т. 1, М., 1959, с. 299-306. С. И.
ВИСКОВАТОВ (В и с к о в а т ы и), Павел Алек сандрович [24. XI (6.
XII). 1842-16 (29). IV. 1905] - русский либреттист, историк литературы.
С 1874 - проф. Дерптского ун-та. Автор либретто оперы А. Рубинштейна
"Демон" (работу над либретто начал поэт А. Майков). В. сохранил мн.
стихотворные строки Лермонтова (почти все - в арии Демона, диалоге
Демона и Тамары). Либретто было закончено в 1873; премьера оперы
состоялась в Мари-инском т-ре в 1875. А. Ш.
ВИСКОВАТОВ (В и с к о в а т ы и), Степан Иванович (1786-1831) -
русский драматург. Написал трагедии в стихах "Ксения и Темир" (1810)"
"Владимир Мономах" (1816). Наибольшую известность получила патриотич.
пьеса В. "Всеобщее ополчение", пост. в 1812 на сцене петерб. придворного
т-ра. В этой пьесе в роли старого унтер-офицера, патриота Усердова, в
последний раз выступил на сцене И. А. Дмитревский. В. был также
переводчиком. На рус. сцене в переделке В. шли "Гамлет" (1811);
"Радамист и Зенобия" Кребильона (1810) и др. Э. К.
ВИСКОНТИ (Visconti), Лукино (р. 2.XI.1906)- итальянский режиссёр
театра и кино. В области театра работает с 1945. Поставил спектакли
"Страшные родственники" Кокто, "Пятая колонна" Хемингуэя, "За открытой
дверью" Сартра, "Табачная дорога" по Колдуэллу. В 1946 пост. "Женитьбу
Фигаро" Бомарше как яркий революционный спектакль. В.- режиссёр-новатор
и экспериментатор, неустанно ищущий новые сценич. формы. Для первых
режиссёрских работ В. характерен подчёркнутый натурализм, внимание к
деталям. В 1948-49 В. осуществил пост. условных по решению спектаклей:
"Как вам это понравится", "Троил и Крессида" Шекспира, "Орест" Альфьери.
С нач. 50-х гг. В. становится на путь реализма. В. работает гл. обр.
с труппой Р. Морелли-П. Стоппа. Пост. спектакли: "Смерть коммивояжера" и
"Вид с моста" Миллера (1951, 1958), "Трактирщица" (1952), "Три сестры"
(1952); "Как листья" Джакозы (1954), "Дядя Ваня" (1956); "Дон Карл ос"
Шиллера (1958), "Дети искусства" Фабри (1959) и др. В.- один из
крупнейших режиссёров итал. кино. Постановщик фильмов "Одержимость"
(1942), "Земля дрожит" (1948), "Самая красивая" (1951), "Чувство"
(1954), "Белые ночи" (1957) и др.
Лит.: М у ц ии Э., Реалистические тенденции в итальянской режиссуре,
"Театр", 1958, ј 7; Л и д з а н и К., Итальянское кино, пер. с итал.,
М., 1956; Castello Н. С., Luchino Visconti, "Belfagor", 1955, ј 2. p, X,
ВЙСТЕН (Wisten), Фрпп (р. 25.III.1890) - немецкий режиссёр. В 1912 по
окончании Венской академии музыки и исполнительского иск-ва начал
сценич. деятельность как актёр в бранденбургском передвижном т-ре.С 1913
играл в Катовице,Вене и Эйзенахе,с 1918- в "Резнденц-театре" в Берлине,
с 1920 - в т-рах Вюр-темберга. Наиболее яркие роли этого периода -
Ричард III и Шейлок; Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Фиеско ("Заговор Фиеско
в Генуе" Шиллера). В 1933- актёр и руководитель еврейского т-ра в
Берлине. В 1937 впервые выступил здесь как режиссёр, осуществив пост.
спектакля "Почта" Тагора. В 1941 т-р был закрыт. В. подвергался арестам.
С 1946- художеств. руководитель "Т-ра ам Шифф-бауэрдамм" в Берлине.
Пост. в этом т-ре спектакли:
"Много шуму из ничего" (1946) и "Сон в летнюю ночь" (1956);
"Вильгельм Телль" (1953) и "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера (1951),
"Столпы общества" Ибсена (1950), "Власть тьмы" (1952), "Враги" (1952);
"Ч ортов круг" Циннер (1952). Среди пост. в др. т-рах - "Натан Мудрый"
Лессинга (1945) в Немецком т-ре и "Профессор Мамлок" Вольфа (1945) в
"Хеббель-театре". С 1954 возглавляет т-р "Фольксбюне". Удостоен
Национальной премии. Спектакли, пост. В., характеризуются реалистич.
тенденциями, углублённо-психологпч. разработкой сценич. образов,
лаконизмом, красочностью.
Лит.: Komodiantisches Theater, В., 1957. В. К.
ВИТА - традиционный персонаж в индийской классической драме; образ
разорившегося прожигателя жизни, нахлебника при богатом покровителе.
В.знаток искусств, поэт, остроумен и ловок в обращении с женщинами;
напоминает парасита из античной комедии. В. Э.
ВИТАЛИ (Vitali), Бонавентура Игнацио Бона-феде (1686-1745) -
итальянский "площадной ле-карь"-шарлатан, директор труппы площадных
комедиантов. Состоял в ордене иезуитов, позднее занялся медициной.
Одарённый большим ораторским дарованием, В. с 1714 выступал (под кличкой
Анонима) в качестве площадного врача и аптекаря, рекламируя изобретённые
им лечебные снадобья. В 1720 В. впервые встретился в Фоссомброне с К.
Гольдони и впоследствии подружился с ним. В 1733 организовал труппу
актёров в Милане, для к-рой Гольдони сочинял "разные драматические
безделушки", в частности интермедию "Венецианский гондольер". В.
принадлежат пьесы: комедия "Прекрасная колдунья" (1735) и трагедия
"Цирцея". Подробную характеристику В. дал Гольдони в первой части своих
"Мемуаров" (рус. пер. 1933). С. Мок.
ВИТАЛЬБА (Vitalba), Антонио (по прозвищу О т-т а в и о) (ум. 1758) -
итальянский актёр. Род. в Падуе. Выступал во мн. городах Италии: в Тре'
визо, Болонье, Риме, Генуе. В Венеции служил сначала в т-ре
"Сан-Самуэле", затем в т-ре "Сан-Лука", в труппе А. Сакки, с к-рым
совершил гастрольную поездку в Португалию. Работал в труппах герцога
Мантуанского, Дж. Каттоли, М. Бастона. Был выдающимся исполнителем
ролей амплуа первых любовников в комедиях Гольдони. Особенным успехом
пользовался в пьесах: "Бродяга", "Любовник между двумя обязательствами",
"Каменный гость" и др. По отзыву Гольдони, с к-рым В. был близок,
"Антонио Витальба из Падуи был самый блестящий, самый живой актёр,
который когда-либо существовал". Ал. С.
ВИТАЛЬЕВ (Витальев-Эдлин), Виктор Львович [р. 11(24). 11.1906] -
русский советский режиссёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Член КПСС с
1957. В 1931 окончил Техникум сценич. иск-в в Ленинграде. В том же году
начал творческую деятельность как режиссёр ленингр. "Красного т-ра".
Затем работал в Пскове, Красноярске, Ворошиловграде. В 1944-48 - гл.
режиссёр Таджикского драм. т-ра им. Лахути (г. Сталинабад). С 1948 - гл.
режиссёр Горьковского ТЮЗа. Пост.: "Как закалялась сталь" по Н.
Островскому (1948), "Ромео и Джульетта" (1951), "Бронепоезд 14-69"
(1957); "В людях" по Горькому (1957), "Город на заре" Арбузова (1958),
"В поисках радости" Розова (1958) и др. С 1948 ведёт педагогич. работу.
ВИТРУВИЙ (Vitruvius) (сер. и 2-я пол. 1 в. до н. э.) - древнеримский
архитектор и инженер. Автор трактата "Об архитектуре" - единственного
античного сочинения по теории архитектуры, дошедшего до нас полностью. В
этом трактате В. рассматривает широкий круг научно-технич. и эстетич.
проблем, уделяя особое внимание театр. зданию (кн. 5, гл. 3-9). Обобщая
практику античной архитектуры, касается вопросов выбора места для театр.
здания, рациональной планировки, театр. акустики и т. д. По утверждению
В., акторы играли на проскении, а хор выступал на орхестре, он коротко
рассказывает и о театр. декорациях античности. Обстоятельное описание В.
устройства греч. и рим. т-ра является ценным, хотя и не всегда
достоверным, источником. На указания В. опирались архитекторы и
декораторы 16 в., его труд определял мн. новаторские начинания в области
постройки и оборудования т-ров. Трактат В. имел большое значение для
развития европ. архитектуры (в т. ч. театральной) эпохи Возрождения и
классицизма.
Соч.: Vitruvii de architectura libri decem, ed. F. Krohn, Lipsiae,
1912; в рус. пер.-Десять книг об архитектуре, пер. Ф. А. Петровского,
М., 1936; Об архитектуре. Десять книг, пер., ред. и введ. А. В.
Мишулина, [Л.], 1936.
Лит.: D o r p f e 1 d W., R e i s с h E., Das griechische Theater,
Athen, 1896; БлаватскийВ. Д., Архитектура древнего Рима, М., 1938. С. Д.
ВЙТХИ - вид пьесы в индицск классической драматургии. Близок 'босане
B.-i-одноактная комедия, в к-рой, в отличие от бханы, может участвовать
до 3 актёров, изображающих представителей разных сословий. В. Э.
ВИШАКХАДАТТА (5 или 6 в. н. э.)- индийский драматург классического
периода. Автор историч. драм "Перстень Ракшасы" и "Царица и Чандрагупта"
(со-, хранилась в отрывках). Осн. тема пьес В.- борьба за создание
сильного и независимого инд. гос-ва. Среди древнеинД. драматургов В.
выделяется иск-вом построения сложной драматич. интриги, ярким
изображением характеров.
Соч.: Мудраракшаса, или Перстень Ракша-сы. Пер. с санскрита В. Г.
Эрмана, M.-Л., 1959.
Лит.: Ruben W., Der Sinn des Dramas "Das Siegel und Rakshasa", B.,
1956. ? Q
ВИПШЕВЕДКАЯ, Софья Касьяновна [p. 21. I (2.II).1899] - русская
советская театральная художница. Член КПСС с 1941. Окончила школу
живописи Мурашко и Гос. живописные мастерские в Киеве в 1920. Оформляла
в 1919 в Киеве массовые революц. празднества. Свою театр. деятельность
начала в Моск. Камерном т-ре в 1921 как художник-исполнитель. Ряд
спектаклей оформила совм. с художницей Е. М. Фрад-киной: "Театр Клары
Газуль" по Мериме и "Ревизор" (1924-25, Т-р МГСПС), "Оптимистическая
трагедия" Вишневского (1933, Киевский рус. т-р), "Снежная королева"
Шварца (1938, Моск. т-р для детей) и др. В своих работах В., используя
живописно объёмный принцип оформления, стремится к созданию целостного
образа спектакля, передаче атмосферы действия. Среди работ В.: "У стен
Ленинграда" Вишневского (1944, Краснознамённый т-р Балтфлота), "Старые
друзья" Малюгина (1946, Моск. т-р им. Ермоловой), "Незабываемый 1919-й"
Вишневского (1949, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина, Ст. пр. 1951). В.
работает также как художник кино. М. Я.
ВИШНЕВСКАЯ, Галина Павловна (р. 25.Х.1926) - русская советская
артистка оперы (сопрано). Засл. арт. РСФСР (1955). Брала уроки пения у
В. Н. Га-риной в Ленинграде. Впервые выступила как артистка оперетты в
1944 в Ленинграде. Роли: Яринка ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова),
Христина ("Продавец птиц" Целлера), Нинон ("Фиалка Монмартра" Кальмана)
и др. С 1952 В.- солистка Большого т-ра. Партии: Татьяна; Купава
("Снегурочка"), Лиза ("Пиковая дама"), Леонора ("Фиделио" Бетховена),
Аида, Чио-Чио-сан; Маргарита ("Фауст"), Катарина ("Укрощение строптивой"
Шебалина), Наташа ("Война и мир" Прокофьева) и др.
ВИШНЕВСКИЙ (наст. фам.- Вишневецкий), Александр Леонидович (20. I.
1861-27. II. 1943)- русский советский актёр. Заслуженный деятель
искусств РСФСР и Герой труда (1933). Родился в Таганроге. Учился в
местной гимназии вместе с А. П. Чеховым. С 1883 участвовал в спектаклях
Таганрогского муз.-драм. об-ва. Став проф. актёром, служил в т-рах
Харькова, Екатеринослава, Одессы, Саратова и др. городов. Играл роли
"первых любовников". В 1898 вступил в труппу МХТ. Первая роль В. в МХТ -
Борис Годунов ("Царь Фёдор Иоаннович"
А.К.Толстого, 1898)- одна из лучших работ артиста. Образ Бориса,
созданный В., отличался монументальностью, властной силой, скрытой за
внешним спокойствием, величавой пластичностью. В. играл Бориса Годунова
также в спектаклях "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого (1899) и
"Борис Годунов" Пушкина (1907). Среди ролей В.- Марк Антоний ("Юлий