<< Пред.           стр. 159 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 созданию сценич. образа. Однако роль складывается не только из овладения
 замыслом драматурга. Актёр ищет и находит своё сценич. решение на основе
 глубокого знания жизни, постижения общественно-историч. и своего личного
 опыта. Так, напр., В. Н.Давыдов утверждал, что актёр должен постоянно
 наблюдать и, как губка, впитывать впечатления действительности и что
 актёрские наблюдения внезапно заявляют о себе, когда приходится
 создавать тот или другой тип или характер. Прежде чем добиться полного
 слияния с образом, зажить жизнью действующего лица, необходимо отчётливо
 и ярко представить и "выносить" его в своём В. Вся система
 Станиславского (см. Станиславского система) основана на мобилизации и
 тренировке творч. В., направлена на изучение и создание условий,
 способствующих его расцвету. Только сила В. даёт возможность актёру
 непоколебимо поверить в предлагаемые драматургом обстоятельства,
 проникнуться страстями и чувствами героя, как будто они его собственные,
 ежеминутно, органически, правдиво действовать в образе, представляя себе
 в то же время "сверхзадачу", основной идейный замысел, зерно роли.
 Теоретически обобщив опыт развития мирового и рус. реалистич. т-ра,
 Станиславский учит сознательно развивать и воспитывать В., к-рое
 обостряет и усиливает "внутреннее зрение" актёра, помогает ему овладеть
 магическим "если бы" и превратить замысел пьесы в "художественную
 сценическую быль". Станиславский разработал приёмы развития и
 возбуждения В. актёра на всех этапах его работы над собой и над ролью.
  Активное и сильное В. имеет большое значение для режиссёра, к-рый,
 работая с каждым исполнителем над отдельным эпизодом, всё время мысленно
 "видит" будущий спектакль в единстве и гармонии всех его частей. В.
 необходимо и художнику, создающему в эскизах и макетах зрительный,
 живописный образ спектакля. В В. артистов балета и цирка с особенной
 силой запечатлеваются обычно пластич. образы. Работа В. всегда в
 конечном счёте проверяется практикой, трудовой деятельностью людей.
  В. является одной из форм отражения реальной жизни, однако образы,
 возникающие в сознании человека, нельзя считать простой копией, механич.
 слепком впечатлений бытия. Они могут значительно отличаться от
 первоначальных восприятий, слагаться в причудливые, оригинальные видения
 (напр., сказочные или мифологич. образы - демоны, лешие, русалки); такой
 "полёт" В. называют фантазией, а подобные представления -
 фантастическими. Стремление человека в своём В. заглянуть в будущее,
 представить себе образ желанной, далёкой цели называют мечтой. Оба эти
 вида В. чрезвычайно важны для художеств. творчества. Однако они могут
 иметь двоякое значение в зависимости от отношения художника к
 действительности. Если В. создаёт образы не только внешне, но и по
 существу чуждые реальности, основанные на субъективных восприятиях
 художника, далёких от общественно-историч. опыта народа, тогда говорят о
 беспочвенной фантазии, о субъективном вымысле, извращающем или
 искажающем действительность. Если мечты художника пассивны и
 созерцательны, если он не стремится к их осуществлению, противопоставляя
 их реальной жизни, это приводит к пустой мечтательности. В то же время
 творч. фантазия, помогающая расширить и обогатить наши представления о
 действительности, опирающаяся на знания, обладает даром научного
 предвидения и даёт возможность создать истинно художественные, правдивые
 произведения иск-ва, поражающие В. читателя или зрителя как откровение.
 В этом смысле В. И. Ленин говорил о том, что "фантазия есть качество
 величайшей ценности...", необходимое "даже в математике..." (Соч., 4
 изд., т. 33 с. 284). Мечты, правильно отражающие пути и закономерности
 историч. развития, связанные с чаяниями и надеждами народа, с обществ,
 задачами и стремлениями, возбуждают и стимулируют энергию человека,
 помогают трудиться и жить. Поэтому необходимыми условиями подлинного
 расцвета В. художника являются высокая идейность, передовое
 мировоззрение, глубокая связь с жизнью своего народа.
  Лит.: Основы марксистско-ленинской эстетики, М., 1960;
  Станиславский К. С., Работа актера над собой. ч.1- 2, М., 1948;
 Вахтангов Е., Записки. Письма. Статьи, Л.-М., 1939; Д илр о Д., Парадокс
 об актере, пер. с франц., М., 1938; К о к л е н-С т а р ш и и Б. К.,
 Искусство актера, пер.сфраны., Л.-М., 1937; Вопросы психологии труда и
 искусства. Труды Ин-та психологии. Отв. ред. Б. М. Теплов и Н. Н.
 Волков, М., 1950; Теплов Б. М., Психологич. вопросы худож. воспитания,
 "Изв. Акад. Педагогич. наук РСФСР", 1947, вып, 11; Смирнов С. [и др.],
 Психология, М., 1956. А. Д.
  ВОПЛОЩЕНИЕ, в эстетике,- осуществление творческого замысла художника,
 когда сложившиеся в его воображении образы реализуются в произведение
 искусства. В мастерстве актёра В.- умение преобразиться и создать
 сценич. образ подчас весьма далёкий от физич. облика и характера
 исполнителя - см. Перевоплощение. А. Д..
  ВОРВУЛ‚В, Николай Дмитриевич [р. 9(22). I. 1917] - советский артист
 оперы (баритон). По нац. украинец. Нар. арт. СССР (1956), деп. Верх.
 Совета БССР 4-5-го созывов и Верх. Совета УССР 5-го созыва. В 1954
 окончил Минскую консерваторию по кл. проф. Е. Э. Витинга; брал уроки
 пения у В. Ф. Карина. Творческую деятельность начал в 1939 в Ансамбле
 красноармейской песни и пляски Б В О. Впервые выступил на оперной сцене
 в Минске в 1946; с этого же года В.- солист Белорус. т-ра оперы и балета
 (Минск). С 1957
  В.- солист Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев). Партии: Кастусь
 Калиновский (о. п. Лукаса)" Опанас ("Девушка из Полесья" Тикоц-кого),
 Митька ("Тихий Дон" Дзержинского), Максим ("Арсенал" Г. Май-бороды),
 Петручио ("Ук-рощение строптивой" Шебалина), Онегин, Демон,Риго-летто,
 Амонасро, Эс-камильо и др. Пользуется широкой известностью как
 исполнитель нар. песен. В. Б.
  ВОРОБК‚ВИЧ, Исидор Иванович (псевд. - Д а н и л о Млака) [23. IV (5.
 V). 1836 -6(19). 1903] - украинский композитор, писатель, поэт и
 драматург. Муз. образование получил в Вене. Автор муз. комедий
  "Три грации" ("Каспар Румпельмаер", 1873), "Янош Иштенгази" (1885),
 "Золотой мопс", мелодрам "олодая пани из Боснии" (1880), "Гнат Приблуда"
 (1875), "Убогая Марта" (1878), музыки к спектаклям и др. соч. В своих
 муз.-драм. произв. В. выступал одновременно как композитор и драматург.
 Написал ряд историч. драм из жизни укр. народа. Сборник стихов В. "Над
 Прутом" издан в 1900 с предисловием И. Франко.
  Соч.: Твори, т. 1-2, Льв?в, 1909-11. Лит.: Б?линська М., ?. ?.
 Воробкевич..., Кив, 1958' М. Заг.
  ВОРОБЬ‚В, Яков Степанович [1766-7(19). VI. 1809] - русский артист
 оперы (бас). Окончил театр. уч-ще в Петербурге по классам Марокетти
 (пение) и Дмитревского (сценич. подготовка). Выступал в оперных
 спектаклях в Петербурге (с 1787). Обладал ярким актёрским дарованием,
 славился как выдающийся комик-буфф. Партии: Личарда и Тороп
 ("Князь-невидимка" и "Илья-богатырь" Кавоса), Та-рабар ("Леста,
 днепровская русалка" Кауэра и Давыдова), Бартоло ("Севильский цирюльник"
 Паизиел-ло) и др. В. выступал также в концертах (в Петербурге и Москве).
 С 1803 В. был инспектором оперной труппы в Петербурге.
  ВОРОБЬ‚ВА-ПЕТРОВА, Анна Яковлевна - см. Петрова А. Я.
  БОРОВСКИЙ, Вацлав Вацлавович (лит. псевдонимы - П. Орловский, Ю.
 Адамович, М. Шварц, Фавн, Профан, Мухомор и др.) [15(27). X. 1871,
 Москва,- 10. V. 1923, Лозанна] - деятель Коммунистической партии и
 Советского государства, дипломат, литературный и театральный критик.
 Род. в семье польского инженера. Учился на физико-математич. ф-те Моск.
 ун-та, потом в Моск. высшем технич. уч-ще. Принимал активное участие в
 революц. кружках, в 1897 был аресто-ван.В 1903 вступил в РСДРП. Работал
 в большевистских газетах и журналах. Был корреспондентом "Искры",
 помогал В. И. Ленину, считавшему В. одним из талантливых литераторов
 партии, редактировать газеты "Вперёд", "Пролетарий", Новая жизнь". Автор
 ряда работ по истории и теории марксизма.
  Литературно-критич. деятельность начал в 90-х гг., но ранние статьи
 В. (о Горьком и Чехове), к-рые создавались в годы вятской ссылки
 (1899-1901), не сохранились. Особенно много работал В. в области лит. и
 театр. критики в период, когда руководил деятельностью одесской
 большевистской организации (1907-12).
  В. последовательно отстаивал лучшие традиции реализма, используя для
 этого богатейшее наследие русского классич. иск-ва и
 революционно-демокра-тич. критики, широко освещал творчество современных
 ему передовых художников-реалистов.
  Считая свои выступления по вопросам драматургии и т-ра частью
 партийно-революц. р-аботы, В. обращался к наиболее характерным явлениям
 действительности. Одной из главных тем для В. "была история
 возникновения, развития и падения интеллигенции" (Луначарский). Отсюда
 особое внимание его к творчеству буржуазно-демократич. писателей. Тонкий
 анализ позволял критику убедительно показать, что идейно-худ ожеств.
 достижения этих писателей возможны лишь на почве освободительного
 движения, а отрыв от истинных интересов народа неизбежно приводит их к
 кризису. Исполненные гневного сарказма, едкой иронии статьи, рецензии,
 фельетоны и пародии В. уничтожающе критиковали упадочнические тенденции,
 в частности пьесы Л. Н. Андреева и Е. Н. Чирикова ("Легенда старого
 замка", 1907, "В ночь после битвы", 1908, "О буржуазности модернистов",
 1908, ""Правда" или "ложь"", 1908, "Леонид Андреев", 1910), остроумно
 высмеивали пошлость и ограниченность бурж. т-ра и обывательских вкусов
 посетителей партера ("Марья Ивановна. Пьеса в 4-х действиях Е. Чирикова"
 - пародия на пьесу Чирикова, 1908, "Несколько слов о "Кривом зеркале"",
 1909). Ряд рецензий В. посвящён творчеству зарубежных драматургов.
  Значительное место в лит. наследии В. занимают статьи о драматургии
 М.Горького: "Раскол в "темном царстве"" (1902-03), "Максим Горький"
 (1910), "Еще раз о Горьком" (1911), "Две матери" (1911). В. высоко
 оценивал творчество Горького, хотя и допускал при анализе его
 произведений отдельные противоречивые и ошибочные суждения. В статьях и
 рецензиях В., отмеченных глубокой взаимосвязью формы и содержания,
 идейного и эстетич. начал, определяются задачи художеств. творчества,
 его своеобразие.
  В. был убит белогвардейцем Конради в Лозанне, где был представителем
 Сов. гос-ва на Лозаннской конференции.
  Соч.: Сочинения, т. 1-2, М., 1931-33; Литературно-критические статьи,
 М., 1948; Литературно-критические статьи. М., 1956.
  Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 7 (с. 487, 489), т. 8 (с. 22, 75,
 109, 199, 281, 302, 334), т. 12 (с. 137), т. 18 (с. 455), т. 34 (с. 195,
 231, 245, 277, 281, 292, 297, 300, 302. 314, 345), т. 35 (с. 102,
 299-300, 363-364); Ленинский сборник XXVI, М., 1934 (с. 24); Мясников
 А., В. В. Во-ровский в борьбе за большевистскую литературную критику,
 "Большевик", 1948, ј 13; Э в е н т о в И. С., Боровский, в кн.:
  История русской литературы, т. 10, М.-Л., 1954;Черно-у ц а н И. С.,
 Боровский, в кн.: История русской критики в двух томах, т. 2, М.-Л.,
 1958 (гл. IV). А. Ю.
  ВОРОНЕЖ -город, обл. центр РСФСР, 448 тыс. жит. на 1959. Театр.
 представления начались в В. в 1787, когда воронежский наместник В. А.
 Чертков открыл в своём доме "Благородный любительский т-р". В 1793 после
 смерти Черткова т-р закрылся. В 1802 в этом помещении оперой
 "Мельник-колдун, обманщик и сват" Аблесимова и Соколовского открылся
 проф. "Воронежский пуб-личный т-р". Его первым антрепренёром был актёр
 Петров, ведущими актёрами братья В. и Г. Бобровские. Т-р выдвинул своего
 драматурга - A.M. Эллина, поставив четыре его пьесы ("И ошибка кстати" и
 др.). В 1821 было построено новое здание т-ра (перестроено в 1886, в
 1937 произведена капитальная реконструкция). До революции в В. играли
 труппы, возглавляемые различными антрепренёрами. Первые значительные
 антрепризы - О. И. Ка-линовского и П. А. Соколова. Значительный подъём
 т-р переживал с 1839, когда антреприза перешла к Л. Ю. Млотковскому, с
 к-рым пришла часть харьковской труппы. Затем т-р возглавлял антрепренёр
 П. П. Микульский; он привлёк в Воронежский т-р актёров: И. И. Лаврова,
 А. А. Вышеславцеву, И. Л. Мочалова, Н. Н. Мочалову (Данилову), М. С.
 Мочалову-Францневу (сестра П. С. Мочалова) и др. Многие из них служили в
 В. долгое время. Во 2-й пол. 19 в. в В. держали антрепризу В. И.
 Никулин, 3. А. Малиновская, П. П. Струйский. В 1886 работало
 Товарищество под рук. Н. Н. Синельникова. В нач. своей артистич.
 деятельности в В. играл В. Н. Давыдов (1873-1876 и 1877), на сцене т-ра
 в В. гастролировали - М. С. Щепкин (1837, 1846, 1850, 1863), П. С.
 Мочалов (1840, 1846, 1848), Н. X. Рыбаков (1840, 1851) и др. В 60-е гг.
 19 в. в репертуаре т-ра в В. значительное место начинают занимать пьесы
 Островского. В труппе преобладают актёры реалистич. направления. В
 Воронеже гастролировали А. Е. Мартынов (1860) и С. В. Шумский (1862). В
 1863 играл негритянский актёр А. Олдридж, в 1878 - Г. Н. Федотова, в
 1879, 1890- М. Н. Ермолова, в 1895 - А. И. Южин и др. В начале 20 в. в
 Воронеже гастролировали П. Н. Орленев и В. Ф. Комиссаржевская, П. П.
 Гайдебуров и Н. Ф. С карская. В В. начал свою артистич. жизнь А. А.
 Остужев.
  После Октябрьской революции в В. были открыты новые т-ры и студии
 (Свободный т-р. Общедоступный т-р драмы и комедии, "Т-р Вольных
 мастеров" и др.), цирк. В 1960 в В. работают:
  Воронежский театр им. Алексея Кольцова, Театр юного зрителя (осн. в
 1932 под назв. "Молодой т-р"), Т-р муз. комедии (осн. 1934), Т-р кукол
 (осн. 1937), муз. и хореографич. уч-ща.
  Лит.: Е л - и н А., Воронежский театр. "Пантеон русского и всех
 европейских театров", СПБ, 1840, ч. 3, кн. 7, с. 102-103; Средин В.,
 Театр в Воронеже. Его история и современное состояние, "Пантеон", 1852,
 кн. 7, с. 1-23;
  ДаниловН., 150 лет Воронежского гос. драматического театра
 (1802-1952), Воронеж, 1953; Очерки истории русского советского
 драматического театра, т. 1, М., 1954 (Кузьмина В. Д., Местные театры
 (1917-1934)]; т. 2, М., 1960 [Левин М. Б., Местные театры (1935-1941);
 по материалам В. Д. Кузьминой и О.Н. Олидор "Местные театры"
 1941-1945)j. Л. Кл.
  ВОРОНЕЖСКИЙ ТЕАТР (Воронежский государственный драматический театр
 имени Алексея Кольцова) - один из старейших русских театров. История
 возникновения проф. В. т. восходит к 1802 (см. ст. Воронеж). С 1919 наз.
 Воронежским Большим советским т-ром, с 1937 - Воронежским гос. драм.
 т-ром, в 1959 т-ру присвоено имя Алексея Кольцова.
  После Октябрьской революции В. т. выдвинулся в ряды ведущих
 художеств. коллективов РСФСР. С 1929 в В. т. функционирует постоянная
 труппа. Среди лучших спектаклей т-ра - пост. пьес сов. драматургов:
 "Любовь Яровая" (1927), "Бронепоезд 14-69" (1933); "Мой друг" Погодина
 (1933), "Бойцы" Ромашова (1934), "Полководец Суворов" Бахтерева и
 Разумовского (1941). В 1937 в театре была осуществлена постановка пьесы
 "Человек с ружьём" (Ленин - В. И. Флоринский), в 1941 поставлен "Гамлет"
 (в главной роли-А. В. Поляков). В годы Великой Отечественной войны В. т.
 работал в Стерлитамаке (Башкирия) и Копейске (Урал); были поставлены
 спектакли: "Фронт", "Нашествие", "Русские люди", "Фельдмаршал Кутузов"
 Соловьёва (в 1942 здание т-ра было разрушено немецко-фашистской
 авиацией; восстановлено в 1944). В конце 40-х и в 50-е гг. в В. т.
 пост.: "Молодая гвардия" (1947), "Разлом" (1951), "Кремлёвские куранты"
 (1940) и "Третья патетическая" (1958) Погодина, "Семья" Попова (1951) и
 др. Большое место в репертуаре т-ра занимают пьесы Горького: "Егор
 Булычев и другие" (1935), "Доститаев и другие" (1938), "Дети солнца"
 (1946), "Последние" (1936), "Варвары" (1937), "Враги" (несколько сценич.
 вариантов) и др. Активно работая с драматургами, т-р создал спектакли:
 "Твоё богатство" Локоткова (1954), "Алексей Кольцов" Кораблинова (1958);
 в В. т. были осуществлены первые пост. пьес: "Сильные духом" Медведева и
 Греб-нова (1949), "Девицы-красавицы" Симукова (1952), "От Полтавы до
 Гангута" Сельвинского (1956). Т-р неоднократно гастролировал в Москве -
 в 1935 ("Дети солнца" Горького, "Вишнёвый сад"; "Уриэль Акоста" Гуцкова
 и др.), в 1938 ("Человек с ружьём", "Варвары"; "Сирано де Бержерак"
 Ростана и др.), в 1952 ("Девицы-красавицы", "Разлом", "Дядя Ваня" и
 др.), в 1958 ("Алексей Кольцов" Кораблинова, "Иван Буданцев"
 Лаврентьева, "Виринея" Сейфулли-ной и Правдухина, "Горе от ума"); в 1956
 В. т. в связи с 50-летием со дня смерти Ибсена показывал в Москве
 спектакль "Привидения". В театре работали: режиссёры - Я.А. Варшавский
 (1936-38), М. А. Гершт (1953-56), С. Н. Воронов (1935-38); актёры- Г. М.
 Васильев, В. И. Флоринский, Р. Г. Данилевская; художники - Н. И.
 Данилов, В. Я. Гераси-менко, В. Л. Цибин, Н. Л. Стернин, В. В.
 Тележин-ский. художеств. руководителем и гл. режиссёром театра в течение
 ряда, лет (1930-35, 1939-53) был В. М. Энгелъкрон, затем (до 1960) Ф. Е.
 Шишигин. В труппе т-ра (I960): нар. арт. СССР С. И. Попов, нар. артисты
 РСФСР-А. В. Поляков, А. П. Чернов, С. П. Ожигин, М. А. Зимбовский; засл.
 артисты РСФСР - Н. А. Ефимов, Б. А. Крачковский, О. П. Ма-риуц, Л. Я.
 Макарова, В. Г. Рощина, В. А. Салопов, О. Г. Супротивная, В. И.
 Шкурский, М. И. Харчева; артисты - Л. С. Броневой, В. И. Корзун, Б. А.
 Левицкий, Р. А. Мануковский, М. С. Муккарская и др.
  Лит.: Воронежский областной театр драмы. Сборник, Воронеж, 1938,
 Данилов Н., 150 лет Воронежского государственного драматического театра
 (1802-1952), Воронеж, 1953. Д. Шн.
  ВОРОНОВ, Борис Дмитриевич (р. 1908) - русский советский актёр и
 режиссёр. Засл. деят. иск. РСФСР (1956). Сценич. деятельность начал в
 1927. Работал в Госцентюзе, Новом т-ре и др. С 1953 - гл. режиссёр т-ра
 в Южно-Сахалинске. Роли: Буланов, Миловзоров ("Лес", "Без вины
 виноватые"), Окаёмов ("Машенька") и др. Пост.: "Новые люди" по роману
 Чернышевского "Что делать?" (1953), "Порт-Артур" Степанова и Попова
 (1955), "Грач - птица весенняя" Мстиславского (1955), "Мария Стюарт"
 (1958).
  ВбРОНОВ, Евгений Иванович [г. рожд. неизв. - ум. 13 (или 12). IV.
 1868] -русский режиссёр, педагог и актёр. По окончании Петерб. театр.
 уч-ща (1838, был учеником П. Каратыгина) поступил в Александрийский т-р;
 играл с "Молодой труппой" этого т-ра в петерб. "Театре-цирке". Выступал
 в ролях резонёров, играл в водевилях. С 1852 до конца жизни В. был гл.
 режиссёром Александрийского т-ра. В период руководства В. в т-ре
 усилилась творческая дисциплина, упорядочилась система распределения
 ролей. В своих режиссёрских работах ("Дмитрий Самозванец" Чаева, "Борис
 Годунов") В. проявил себя как выдающийся мастер постановки массовых
 нар.сцен. В. перевёл неск. пьес, шедших на петерб. сцене (в т. ч. итал.
 трагедию "Филипп II, король испанский" Альфьери, пост. 1840), написал
 комедию "Молодцы-казаки" (1851) и драму "Наташа, купеческая дочь, или
 Жених-разбойник" (1868). Ему принадлежит перевод с англ. (частично при
 участии В. Ф. Одоевского) книги Г. Штаффорда (Стаффорда) "История
 музыки" - первый труд по истории музыки, вышедший в России в 1838. В.
 вёл преподавательскую работу в петерб. театр. уч-ще; составленный им в
 1867 "Проэкт драматического класса при С. Петербургском театральном
 училище" (изд. в 1868) явился значит, вкладом в развитие театр.
 образования в России.
  Лит.: Максимов Г.М., Свет и тени Петербургской драматической труппы
 за прошедшие тридцать лет (1846- 1876), СПБ, 1878, с. 199-212, 263-264;
 Нильский А. А.. Закулисная хроника, СПБ, 1897, с. 162-167; Сто лет.
 Александрийский театр - театр госдрамы, Л., 1932. с. 123. А. Шн.
  ВОРОНОВ, Иван Дмитриевич [р. 6(19). I. 1915]- русский советский
 актёр. Заслуженный артист РСФСР (1952). Окончил Театральное училище им.
 Мейерхольда (1938). Сценич. деятельность начал в 1935 в Т-ре им.
 Мейерхольда. В 1938-41 работал в Госцентюзе, в 1942-44 - во Фронтовом
 театре при ВТО. С 1944 - в труппе Центрального детского театра. Образы,
 созданные В., отличаются сочностью, яркостью красок. Среди его ролей -
 Фамусов; Ноздрёв ("Мертвые души" по Гоголю);
  Борис Годунов; Кара-коль ("Город мастеров" Габбе, Ст. пр. 1946),
 Умпанис ("Я хочу домой" Михалкова, Ст. пр. 1950), Роман ("Неравный бой"

<< Пред.           стр. 159 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу