<< Пред.           стр. 164 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 концепциями об особом предназначении Польши, и против
 буржуазно-мещанского меркантилизма. Он стремится возродить подлинно
 прогрессивные нац.-демократич. традиции, восходящие к лучшим образцам
 романтич. польской поэзии и драмы. Остро скептически, враждебно относясь
 к бурж. мещанскому окружению, В. в то же время не смог увидеть и
 по-настоящему оценить той обществ, силы, с к-рой только и могла быть
 связана в его эпоху успешная борьба за социальное и нац. освобождение
 польского народа,- рабочего класса Польши. Это в конечном счёте
 предопределило глубокую трагичность творчества В., его слабые стороны,
 сказавшиеся в сближении отдельных мотивов пьесы с идеалистич.
 символистскими концепциями. Вместе с тем в своих основных идейно-худ
 ожеств. устремлениях В. противостоял реакционным установкам "искусства
 для искусства", находившим своё выражение в деятельности "Молодой
 Польши", в частности в драматургии С. Пшибышевского.
  В. был богато и разносторонне одарённым художником, работавшим с
 огромным успехом в различных областях иск-ва (писал стихи и пьесы, был
 живописцем, графиком, занимался* художеств. оформлением предметов быта,
 оставил замечат. образцы витражной росписи, был скульптором, автором
 оперных либретто). Однако именно искусство т-ра, синтетическое по своей
 природе, стояло в центре его художеств. интересов. Стремясь к созданию
 нового монументального органич. художеств. стиля, В. мыслил его прежде
 всего как стиль, объединяющий достижения различных видов иск-ва, и здесь
 т-р открывал большие возможности. Мечтая об "огромном театре", о к-ром
 он не раз писал и говорил, В. не оставлял без внимания ни одного участка
 театр. деятельности, начиная с драматургии и кончая проектами
 реформирования сценич. площадки, выступал как режиссёр и декоратор. В.
 стремился к поэтич. т-ру, неразрывно сочетающему слово, музыку,
 актёрскую игру, единое по замыслу пространственное решение, подчиняющему
 этому замыслу и живописно-пла-стич. сторону спектакля, и ритм действия,
 и звучание слова, и поведение актёра. Реформа сценич. иск-ва,
 осуществлявшаяся В., частично предвосхищала искания режиссёров 20 в.-Г.
 Крэга, А. Аппиа, М. Рейн-хардта и др. Однако В. всегда была глубоко
 чужда и враждебна, напр., теория Крэга об актёре-сверхмарионетко.
  Драматургия В. неразрывно связана с традициями нар. иск-ва, с
 творчеством А. Мицкевича. Примечательно, что в одной из своих наиболее
 значительных пьес - "Освобождение" (1903), В., выступая против Мицкевича
 как глашатая "мессианизма", в то же время по всему строю художественных
 образов примыкает к традициям его "Дзядов" и делает главным действующим
 лицом пьесы героя этого произведения - Конрада.
  В своих исканиях единого героич. монументального стиля В. обращается
 к античности. Этим объясняется создание им драм на сюжеты древнегреч.
 мифологии - "Мелеагр" (1893), "Протес илай и Лаодамия" (1899),
 "Ахиллеида" (1903), "Возвращение Одиссея", (1907). В нек-рых драмах В.,
 посвящённых совр. польской действительности ("Проклятие", 1899, "Судьи",
 1907), звучит тема рока древнегреч. трагедий. Особо приметное место
 занимают в творчестве В.-драматурга произведения на сюжеты из польской
 истории - от древнейших времён до событий сравнительно недавнего
 прошлого - "Варшавянка" (1898), "Ле-левель" (1899), "Легион" (1900),
 "Болеслав Смелый" (1900), "Ноябрьская ночь" (1904), "Скалка" (1907) и
 др. В этих пьесах В. показывает несостоятельность культа героики, как
 героики жертвенности. Однако, бунтуя против мистики романтич.
 эпигонства, В. сам был неоромантиком, порою сочетавшим трезвую и
 беспощадную критику действительности с громоздкими и отвлечёнными
 символистскими построениями.
  Реальные персонажи современности или историч. прошлого порой
 действуют в пьесах В. рядом с персонажами фантастическими. Напр.,
 польские повстанцы 1830 встречаются в драме "Ноябрьская ночь" с богами
 греч. Олимпа, а в пьесе "Акрополь" герои античных мифов действуют вместе
 с библейскими персонажами. Тем не менее в лучших произведениях В. ,за
 самыми фантастич. образами отчётливо ощущается реальная жизнь. Так, в
 пьесе "Свадьба" (1901), пользующейся большой популярностью, в основу
 к-рой положено действительное событие, В. показал различных
 представителей польского общества того времени (холопа, ксёндза,
 городского интеллигента) во взаимодействии с фантастич. персонажами (шут
 Станчик, Вернигора, Хохол). В этой пьесе В. сурово осудил отрыв
 интеллигенции от народа; в ней парадоксально, но органично соединились
 черты памфлета и поэтич. сказки, отчётливо обнаружилась близость к
 традициям фольклора, в частности нар. кукольного театра - "шопки".
 Подвергая критике высшие слои общества за их инертность и эгоизм, В.
 вместе с тем не связывает борьбу за нац. освобождение с борьбой нар.
 масс (как писала передовая польская критика, В. не пригласил на свою
 "свадьбу" рабочего). Отсюда трагич. мотивы в "Свадьбе" и в других пьесах
 В.
  Многие пьесы В. были впервые пост. на сцене Краковского т-ра:
 "Свадьба" (1901), "Освобождение" (1903), "Болеслав Смелый" (1903),
 "Ноябрьская ночь" (1908) и др.
  В Народной Польше пьесы В. широко входят в репертуар (в 1957 был
 объявлен "Год Выспянского"). В числе спектаклей, пост. в конце 50-х гг.:
 "Освобождение" (1957, Т-р им. Словацкого, Краков; 1958, "Т-р Народовы",
 Варшава), "Варшавянка" (1957 "Т-р Бельки", Ченстохова), "Проклятие"
 (1957, Т-р им. Л. Сельского, Тарнов), "Болеслав Смелый" (1958,
  "Т-р Клясычны", Варшава), "Ноябрьская ночь" (1956, "Т-р Новы", Лодзь;
 1960, "Т-р Польски", Варшава). В пост. пьес В. участвовали крупнейшие
 польские актёры и режиссёры: Е. Моджеевская, С. Высоцкая, И. Сольская,
 Л. Сольский, К. Адвентович, А. Зель-верович, С. Ярач, Ю. Остэрва, Л.
 Шиллер, Ю. Венг-жин и др.
  Пьесы В. ставились и за пределами Польши. В исполнении польских
 актёров они шли в Москве ("Свадьба" в 1916, "Сид" в 1954), Киеве,
 Лондоне, Париже, Загребе, Нью-Йорке. "Свадьба" шла в переводе на франц.
 яз. в Париже (1923, Т-р "Ар э аксьон"), "Варшавянка" и "Судьи" шли на
 нем. яз. в Вене (1910, "Интимес театр"), "Варшавянка"-на чешском яз. в
 Праге (1906) и т. д.
  Соч.: Dziela, t. 1-8, Warsz., 1924-1932; Dziela zebrane, t. l-,
 Krakow, 1958 - (изд. продолж.); в рус. пер. - Ме-леагр и Аталанта.
 Трагедия, пер. с польского Евг. Тропов-ского, СПБ, [б. г.]; Варшавянка,
 пер. с польск. В. Высоцкого, М., 1906.
  Лит.: Станислав Выспянский и художники его времени. Каталог выставки.
 Москва, июнь - июль 1958 г., М., 1958;
  Wyspianski i teatr. 1907-1957. Praca zbiorowa wydana przez Teatr im
 J. Slowackiego w Krakowie, Krakow, [s. a.]; C y p s А. В., Stanislaw
 Wyspianski na tle swego teatru, [s. l.], 1921;
  Borowy W., Lazienki a "Noc listopadowa" Wyspianskiego, Warsz., 191Я;
 "Pamietnik teatralny", Warsz., 1957, Rok VI, zesz. 3-4; Wyka K., Legenda
 i prawda "Wesela", PIW, [Krakow, 1950]: Kolaczkowski S., Stanislaw
 Wyspianski, rzecz o tragediach i tragizmie, [s. l.], 1923; Skierkowska E
 l z.. Plastyka Stanislawa Wyspianskiego, Wroclaw-Krakow, 1958.
  "ВЫСТРЕЛ"- комедия в стихах А. И. Безыменско-го в 5 д. (о начальном
 периоде ударничества и соцсоревнования в конце 20-х гг.). Соч. 1929.
 Пост. 25 окт. 1929 в Иваново-Вознесенском рабочем т-ре Пролеткульта
 (реж. Боров, худ. Пчельников). В том же году "В." пост. Ленингр. Трам
 (реж. Соколовский, худ. Вускович, комп. Шостакович). 19 дек. 1929- Т-р
 им. Мейерхольда, Москва (рук. пост. Мейерхольд, реж. Зайчиков, Казиков,
 Нестеров и Бондаренко, худ.- студенты Вхутеина - Калинин и Павлов под
 рук. инженера-конструктора Мальцина, композитор Мервольф; Пришлецов -
 Старковский, Гладких - Мологин, Граевский - Мухин, Петька-Гаврик -
 Боголюбов, Власюк-Сорокин, Озоль-Горский, Брест- Бондаренко, Анна -
 Логинова, Марунька - Соколова, "Парт. тётя Мотя" - Ремезова). В 1929-32
 "В." пост. свыше 50 т-ров СССР, в т. ч.: Краснодарский т-р (реж.
 Татищев, худ. Ладыженский); передвижной т-р "Шахтёрка Донбасса" (реж.
 Свободин); Одесский Гос. укр. т-р (реж. Терещенко, худ. Вальденберг);
  Днепропетровский т-р им. Шевченко (реж. Терентьев, худ. Шлепянов);
 Нижегородский (ныне Горьковский) т-р (реж. Брилль, худ. Волчинский);
 Казанский т-р (реж. Ростовцев); Бакинский рабочий т-р (реж. Майоров,
 худ. Ефименко); Костромской т-р (реж. Демерт, худ. Карташевский);
 передвижной т-р "Красный факел" (реж. Нелли-Влад); Ростовский-на-Дону
 т-р (реж. Лазарев) и мн. др.
  Издания.- Первое изд. В." - М., 1930; из последующих изд.: Пьесы
 советских писателей, т. 2, М., 1953; Б е-аыменский А.И., Избранные
 произведения, т. 2, М., 1958.
  Лит.: С та лин И. В., Соч., т. 12, с. 200- 201. А Шн
  ВЫСШАЯ ШКОЛА ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ-разновидность конного жанра в цирке.
 Особая система выездки лошадей, при к-рой они, подчиняясь узде, шпорам и
 стеку всадника (или всадницы), многократно меняют аллюр, выполняют
 различные повороты, полуповороты и прыжки. Все движения лошади точно
 совпадают с ритмом сопровождающей номер музыки, т. о. зрители видят
 лошадь как бы танцующую под оркестр. Как цирковой жанр В. ш. в. е.
 известна еще до создания стационарных цирков в 18 в. В. ш. в. е.
 является также одним из видов спорта, применяется в кавалерии. Многие
 трюки В. ш. в. е, ("галоп на трёх ногах", "школьный шаг", "лансад")
 основаны на усложнении приёмов верховой езды.
  Среди мастеров В. ш. в. е.-Боше (19 в.), Филлис, Андреев (20 в.), в
 сов. цирке- Николаев, Дмитриев. Лит.: Кузнецов Е" Цирк, М.-Л., 1931;
 Фил-лис Дмк., Основы выездки и езды, пер. с франц., 3 изд., М., 1941.
  ВЫСШИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСТЕРСКИЕ (Государственные высшие театральные
 мастерские - ГВЫТМ, Вольные мастерские) - театральное учебное заведение.
 Существовало в Москве с февраля по ноябрь 1922; подготавливало
 режиссёров и актёров. В. т. м. объединили Высшие режиссёрские мастерские
 В. Э. Мейерхольда (ГВЫРМ; осн. сент. 1921), студию Н. М. Фореггера,
 Опытно-героич. т-р Б. А. Ферди-нандова, арм. и евр. студии-школы.
 Вскоре, однако, последние 4 студии распались. Мастерская Мейерхольда
 осенью 1922 была слита с Гос. ин-том муз. драмы, и на этой базе был
 основан Гос. ин-т театр. иск-ва. Учащиеся мастерской Мейерхольда вошли в
 труппу Театра им. Мейерхольда. С. Под.
  ВЫХОД актёра - появление актёра на сцене для участия в действии.
 Наблюдение за своевременным В. является обязанностью помощника
 режиссёра.
  ВЫХОДНАЯ АРИЯ -1) Первая ария, к-рую исполняет при своём появлении
 тот или иной персонаж оперы. 2) Ария, отличающаяся особо эффектными и
 выигрышными муз. характеристиками.
  "ВЫХОДНОЙ АКТ‚Р" - актёр, исполняющий маленькие роли, имеющие неск.
 слов (иногда совсем без слов).
  ВЫШЕСЛАВЦЕВА, Анна Агафоновна (1818- 1895) - русская актриса.
 Происходила из семьи крепостных актёров, игравших в нижегородской
 крепостной труппе Н. Г. Шаховского. В 1827, при организации
 коммерческого т-ра в Нижнем Новгороде, семья В. вместе с труппой
 Шаховского была выкуплена антрепренёрами Климовым и Распутиным. Творч.
 деятельность В. протекала гл. обр. в Нижегородском т-ре. Вместе с
 труппой этого т-ра она гастролировала в Саратове, Костроме, Ставрополе и
 др. городах. В. обладала даром перевоплощения, пылким темпераментом.
 Наибольшим успехом пользовалась в ролях: Луизы ("Коварство и любовь"),
 Терезы и Амалии ("Тереза, или Женевская сирота" и "30 лет, или Жизнь
 игрока" Дюканжа). Стрепетова писала, что В. "неуклонно следовала дорогой
 великого Щепкина и, несмотря на протесты товарищей, первая на
 нижегородской сцене заговорила просто и естественно".
  Лит.: П. А. Стрепетова. Жизнь и творчество трагической актрисы,
 [Сост. сб. и авт. вступ. ст. Р. М. Беньяш], Л.-М., 1959. Д. Ход.
  "ВЬ‚ КОЛОМБЬЕ" ("Театр старой голу б я т н и"; Vieux-Colombier -
 старая голубятня) - французский театр. Открылся в Париже в 1913 в
 помещении бывшего т-ра "Атеней Сен-Жер-мен". Название получил по имени
 улицы, на к-рой расположено здание т-ра. Основан актёром и режиссёром Ж.
 Копо. Первый публичный спектакль состоялся 22 октября 1913 - были
 показаны драма "Женщина, убитая своей добротой" Хейвуда и фарс
 "Любовь-исцелительница" Мольера.. В первый сезон ставились преим.
 классические произведения ("Скупой" Мольера, "Барбарина" А. де Мюссе,
 "Робен и Марион" Адама де ла Аля, "Двенадцатая ночь" и др.), а также
 пьесы совр. драматургов ("Ткацкий челнок" Бекки, "Обмен" Клоделя,
 "Сыновья Луверне" Шлюмберже, "Братья Карамазовы" по Достоевскому). Среди
 артистов труппы были Ш. Дюллен, Л. Жуве, В. Тессье, С. Бинг и др.
 Деятельность т-ра "В. к." была своеобразным протестом против пошлости и
 безыдейности, господствующих в большинстве парижских т-ров. Спектакли
 "В. к." были аскетически строги, шли в сукнах. Основой спектакля был
 актёр-исполнитель. В 1914-19 т-р гастролировал в США. В эти годы в
 репертуаре т-ра были Мольер, Корнель, Ро-стан, Бомарше, Шекспир,
 Достоевский и др.
  В 1920 т-р возвратился во Францию. Старый репертуар обновляется
 пьесами Гольдони, Гоцци, Гоголя, Толстого, Чехова, Порке, Р. Аллара, Ж.
 Варио и др.
  В 1924 из-за финансовых затруднений труппа прекратила своё
 существование. До 1933 в помещении т-ра играли случайные труппы, затем
 здание было превращено в кинотеатр. В сезон 1933-34 т-р "В. к." был
 арендован Жоржем и Людмилой Питоевымн, представителями т. н.
 "авангардного т-ра" Франции; в сезон 1934-35 обосновывается "Труппа
 пятнадцати", руководимая учеником и последователем Ж. Копо актёром и
 режиссёром М. Сен-Дени. В последние предвоенные и военные годы т-р не
 имел постоянной труппы, здание арендовалось случайными режиссёрами на
 отдельные постановки. После войны административное и финансовое
 руководство т-ром взял на себя А. Бадель, к-рого сменил в 1956 Р. Дорне,
 театр. художник, архитектор, журналист и драматург. Постоянной труппы и
 режиссуры у т-ра по-прежнему не было. Бадель и Дорне сами выбирали
 репертуар, ориентируясь преимущественно на современность, и приглашали
 на каждую новую постановку новых режиссёров и актёров. В репертуаре т-ра
 послевоенных лет- "За закрытой дверью" Сартра, "Убийство в соборе"
 Элиота, "Белый хлеб" Спаака, "Призраки" де Фи-липпо, "Жаворонок" Ануя,
 "Троянской войны не будет" Жироду, "Дон Карлос", "Мария Стюарт";
 "Брита-ник" Расина, "Скверный анекдота по Достоевскому. В сезон 1954-55
 в помещении т-ра играла труппа под рук. ученика Ж. Копо-режиссёра Ж.
 Фабри, удостоенного в 1955 Мольеровской премии за спектакль "Семейство
 Арлекинов" Сантелли. В 1960 т-р "В. к." приезжал на гастроли в СССР.
  Лит.: Annuaire du theatre. P., 1958; "Paris-theatre", P.. 1957, .ј
 127, p. 12-19. ff JC.
  ВЬЕТНАМСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.
  Древнейшие традиционные виды вьетнамского т-ра- муз.-драматич.
 представления туонг, тео и кай лыонг.
  Туонг (классич. т-р) возник на севере страны в 11 в. как придворное
 представление. В репертуар туонга входили пьесы, написанные на сюжеты
 вьетнамской мифологии и кит. истории. Основная тема этих пьес -
 восхваление верности и покорности королю, повиновение властям. К сер. 19
 в. туонг обогатился новым содержанием, в числе действ, лиц появились
 представители народа. В представлениях (гл. обр. комедийного характера)
 сатирически высмеивались продажность и распущенность чиновников.
 Ставились также пьесы о честности, верности в любви, преданности родине,
 храбрости. Этот вид театр. зрелищ до наст. времени пользуется
 популярностью среди народа Вьетнама. Неотъемлемой частью туонг являются
 танцы, к-рые, так же как и музыка, способствуют раскрытию характера
 героя. Представления разыгрываются без декораций.
  Истоки тео (народный т-р) - в нар. песнях сев. Вьетнама. Основные
 персонажи этих представлений - крестьяне. В тео сочетаются музыка, пение
 и танцы, изображающие с.-х. процессы (гл. обр. возделывание риса).
 Отдельные элементы танца (движения кистей рук в танцах с веером и т. д.)
 выражают различные оттенки содержания пьесы. Муз. сопровождение тео
 насыщено синкопами, модуляциями, характерными для вьетнамской нац.
 музыки. Представления тео обычно устраивались во дворах культовых домов
 и пагод, зрители сидели на полу, окружая место, где разыгрывалось
 действие, с трёх сторон. В дальнейшем спектакли тео были перенесены на
 сцену. Представления тео, так же как и туонга, обличали обществ, пороки,
 сатирически изображали феодалов и представителей франц. колониальных
 властей, воспевали доблесть народа. Поэтому эти виды театр. иск-ва
 подвергались постоянным преследованиям.
  В 1916 на юге Вьетнама сформировался новый вид т-ра кай лыонг
 (реформированный т-р),' в к-ром использовались элементы туонга (напр.,
 нар. мелодии). В песенную канву представлений кай лыонга включался
 речитатив, выдержанный в определённом ритме. Сюжеты пьес заимствовались
 из классич. произведений ("Люк-ван-Тьен", "Ким-ван-Киеу" и др.). В
 20нач. 30-х гг. представления кац лыонг затрагивали значит, обществ,
 проблемы и этот вид т-ра переживал период расцвета.
  После 1-й мировой войны во Вьетнаме возник "разговорный", или
 драматич. т-р. Вначале в Ханое ста вились переводы комедий Мольера,
 затем появились пьесы вьетнамских драматургов. Большим успехом у
 зрителей пользовались: "Суд совести", "Чаша яда", "Его друг и его жена",
 "Могила девушки Фуонг", в к-рых осмеивались отжившие нравы и обычаи,
 подвергались критике феод. законы и порядки, отстаивалось право на брак
 по любви. В пьесе "В палате Йамена" бичевалось взяточничество крупных
 чиновников, в пьесе "Местный француз" сатирически изображались
 вьетнамцы, к-рые, побывав во Франции, презрительно относились ко всему
 национальному (пьеса была запрещена цензурой).
  В 30-е гг. в период колониального террора и накануне 2-й мировой
 войны В. т. и д. находились в упадке. Феодальные законы запрещали детям
 актёров вплоть до третьего поколения поступать в учебные заведения или
 держать экзамен на звание мандарина. Историч., патриотич. по содержанию
 пьесы находились под запретом.
  После Августовской народной революции 1945 и установления власти
 народного правительства были созданы благоприятные условия для развития
 театр. иск-ва. Появились пьесы для "разговорного" т-ра, в к-рых были
 созданы образы современников: "Бак-Шон" Нгуен-хюи-Тыонга, "То-Гиё"
 Нгуен-конг-Мю. "Беглец с каторги" Нгуен-ван-Ниема, "19 августа" Тхам
 Тама и др. Организованы новые театр. труппы;
  "Орхидея", "Народная труппа", "Август месяц" и др. В период войны
 сопротивления вьетнамского народа империалистам "разговорный" т-р
 приобрёл большую популярность. Драматурги и актёры писали одноактные
 пьесы на актуальные темы, к-рые разыгрывались небольшими передвижными
 труппами, выступавшими перед населением и воинскими частями. В
 соединениях Народной армии работали многочисл. театр. труппы (в т. ч.
 "Труппа Победы", осн. 1949). Героич. сопротивление вьетнамцев получило
 отражение в пьесах: "Ребёнок, превратившийся в живой факел", "Отряд
 добровольцев смерти" и др. Патриотич. направленностью отличались пьесы:
 "Клятва верности родине", "Каменная глыба, загораживающая дорогу", "Два
 пути", "Умереть за родину". Возродилась деятельность и нар. т-ра - кай
 лыонг, туонг и тео.
  На оккупированной франц. захватчиками территории, несмотря на строгую
 цензуру, проф. и любительские коллективы ставили пьесы, написанные в
 освобождённых областях: "Последний выстрел", "Гамак", "Арбалет" и др.
 Сюжеты мн. пьес заимствовались из историч. рассказов и древних легенд, в
 них прославлялся патриотизм, содержался призыв к борьбе против врага и
 его пособников.
  После освобождения Ханоя в 1954 впервые был проведён фестиваль театр.
 трупп различных жанров. В этот период появились пьесы "Молодая Ган и
 молодая Вук", "Сестра Хоа", "Борона", "Три мешка риса" и др., отражавшие
 столкновения крестьян и помещиков, рассказывавшие о нищете в деревне, о
 жестокости крупных землевладельцев. Тема борьбы за нац. объединение
 получила отражение в пьесах "Пожар разгорелся", "Убежище мастеров

<< Пред.           стр. 164 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу