<< Пред. стр. 164 (из 913) След. >>
концепциями об особом предназначении Польши, и противбуржуазно-мещанского меркантилизма. Он стремится возродить подлинно
прогрессивные нац.-демократич. традиции, восходящие к лучшим образцам
романтич. польской поэзии и драмы. Остро скептически, враждебно относясь
к бурж. мещанскому окружению, В. в то же время не смог увидеть и
по-настоящему оценить той обществ, силы, с к-рой только и могла быть
связана в его эпоху успешная борьба за социальное и нац. освобождение
польского народа,- рабочего класса Польши. Это в конечном счёте
предопределило глубокую трагичность творчества В., его слабые стороны,
сказавшиеся в сближении отдельных мотивов пьесы с идеалистич.
символистскими концепциями. Вместе с тем в своих основных идейно-худ
ожеств. устремлениях В. противостоял реакционным установкам "искусства
для искусства", находившим своё выражение в деятельности "Молодой
Польши", в частности в драматургии С. Пшибышевского.
В. был богато и разносторонне одарённым художником, работавшим с
огромным успехом в различных областях иск-ва (писал стихи и пьесы, был
живописцем, графиком, занимался* художеств. оформлением предметов быта,
оставил замечат. образцы витражной росписи, был скульптором, автором
оперных либретто). Однако именно искусство т-ра, синтетическое по своей
природе, стояло в центре его художеств. интересов. Стремясь к созданию
нового монументального органич. художеств. стиля, В. мыслил его прежде
всего как стиль, объединяющий достижения различных видов иск-ва, и здесь
т-р открывал большие возможности. Мечтая об "огромном театре", о к-ром
он не раз писал и говорил, В. не оставлял без внимания ни одного участка
театр. деятельности, начиная с драматургии и кончая проектами
реформирования сценич. площадки, выступал как режиссёр и декоратор. В.
стремился к поэтич. т-ру, неразрывно сочетающему слово, музыку,
актёрскую игру, единое по замыслу пространственное решение, подчиняющему
этому замыслу и живописно-пла-стич. сторону спектакля, и ритм действия,
и звучание слова, и поведение актёра. Реформа сценич. иск-ва,
осуществлявшаяся В., частично предвосхищала искания режиссёров 20 в.-Г.
Крэга, А. Аппиа, М. Рейн-хардта и др. Однако В. всегда была глубоко
чужда и враждебна, напр., теория Крэга об актёре-сверхмарионетко.
Драматургия В. неразрывно связана с традициями нар. иск-ва, с
творчеством А. Мицкевича. Примечательно, что в одной из своих наиболее
значительных пьес - "Освобождение" (1903), В., выступая против Мицкевича
как глашатая "мессианизма", в то же время по всему строю художественных
образов примыкает к традициям его "Дзядов" и делает главным действующим
лицом пьесы героя этого произведения - Конрада.
В своих исканиях единого героич. монументального стиля В. обращается
к античности. Этим объясняется создание им драм на сюжеты древнегреч.
мифологии - "Мелеагр" (1893), "Протес илай и Лаодамия" (1899),
"Ахиллеида" (1903), "Возвращение Одиссея", (1907). В нек-рых драмах В.,
посвящённых совр. польской действительности ("Проклятие", 1899, "Судьи",
1907), звучит тема рока древнегреч. трагедий. Особо приметное место
занимают в творчестве В.-драматурга произведения на сюжеты из польской
истории - от древнейших времён до событий сравнительно недавнего
прошлого - "Варшавянка" (1898), "Ле-левель" (1899), "Легион" (1900),
"Болеслав Смелый" (1900), "Ноябрьская ночь" (1904), "Скалка" (1907) и
др. В этих пьесах В. показывает несостоятельность культа героики, как
героики жертвенности. Однако, бунтуя против мистики романтич.
эпигонства, В. сам был неоромантиком, порою сочетавшим трезвую и
беспощадную критику действительности с громоздкими и отвлечёнными
символистскими построениями.
Реальные персонажи современности или историч. прошлого порой
действуют в пьесах В. рядом с персонажами фантастическими. Напр.,
польские повстанцы 1830 встречаются в драме "Ноябрьская ночь" с богами
греч. Олимпа, а в пьесе "Акрополь" герои античных мифов действуют вместе
с библейскими персонажами. Тем не менее в лучших произведениях В. ,за
самыми фантастич. образами отчётливо ощущается реальная жизнь. Так, в
пьесе "Свадьба" (1901), пользующейся большой популярностью, в основу
к-рой положено действительное событие, В. показал различных
представителей польского общества того времени (холопа, ксёндза,
городского интеллигента) во взаимодействии с фантастич. персонажами (шут
Станчик, Вернигора, Хохол). В этой пьесе В. сурово осудил отрыв
интеллигенции от народа; в ней парадоксально, но органично соединились
черты памфлета и поэтич. сказки, отчётливо обнаружилась близость к
традициям фольклора, в частности нар. кукольного театра - "шопки".
Подвергая критике высшие слои общества за их инертность и эгоизм, В.
вместе с тем не связывает борьбу за нац. освобождение с борьбой нар.
масс (как писала передовая польская критика, В. не пригласил на свою
"свадьбу" рабочего). Отсюда трагич. мотивы в "Свадьбе" и в других пьесах
В.
Многие пьесы В. были впервые пост. на сцене Краковского т-ра:
"Свадьба" (1901), "Освобождение" (1903), "Болеслав Смелый" (1903),
"Ноябрьская ночь" (1908) и др.
В Народной Польше пьесы В. широко входят в репертуар (в 1957 был
объявлен "Год Выспянского"). В числе спектаклей, пост. в конце 50-х гг.:
"Освобождение" (1957, Т-р им. Словацкого, Краков; 1958, "Т-р Народовы",
Варшава), "Варшавянка" (1957 "Т-р Бельки", Ченстохова), "Проклятие"
(1957, Т-р им. Л. Сельского, Тарнов), "Болеслав Смелый" (1958,
"Т-р Клясычны", Варшава), "Ноябрьская ночь" (1956, "Т-р Новы", Лодзь;
1960, "Т-р Польски", Варшава). В пост. пьес В. участвовали крупнейшие
польские актёры и режиссёры: Е. Моджеевская, С. Высоцкая, И. Сольская,
Л. Сольский, К. Адвентович, А. Зель-верович, С. Ярач, Ю. Остэрва, Л.
Шиллер, Ю. Венг-жин и др.
Пьесы В. ставились и за пределами Польши. В исполнении польских
актёров они шли в Москве ("Свадьба" в 1916, "Сид" в 1954), Киеве,
Лондоне, Париже, Загребе, Нью-Йорке. "Свадьба" шла в переводе на франц.
яз. в Париже (1923, Т-р "Ар э аксьон"), "Варшавянка" и "Судьи" шли на
нем. яз. в Вене (1910, "Интимес театр"), "Варшавянка"-на чешском яз. в
Праге (1906) и т. д.
Соч.: Dziela, t. 1-8, Warsz., 1924-1932; Dziela zebrane, t. l-,
Krakow, 1958 - (изд. продолж.); в рус. пер. - Ме-леагр и Аталанта.
Трагедия, пер. с польского Евг. Тропов-ского, СПБ, [б. г.]; Варшавянка,
пер. с польск. В. Высоцкого, М., 1906.
Лит.: Станислав Выспянский и художники его времени. Каталог выставки.
Москва, июнь - июль 1958 г., М., 1958;
Wyspianski i teatr. 1907-1957. Praca zbiorowa wydana przez Teatr im
J. Slowackiego w Krakowie, Krakow, [s. a.]; C y p s А. В., Stanislaw
Wyspianski na tle swego teatru, [s. l.], 1921;
Borowy W., Lazienki a "Noc listopadowa" Wyspianskiego, Warsz., 191Я;
"Pamietnik teatralny", Warsz., 1957, Rok VI, zesz. 3-4; Wyka K., Legenda
i prawda "Wesela", PIW, [Krakow, 1950]: Kolaczkowski S., Stanislaw
Wyspianski, rzecz o tragediach i tragizmie, [s. l.], 1923; Skierkowska E
l z.. Plastyka Stanislawa Wyspianskiego, Wroclaw-Krakow, 1958.
"ВЫСТРЕЛ"- комедия в стихах А. И. Безыменско-го в 5 д. (о начальном
периоде ударничества и соцсоревнования в конце 20-х гг.). Соч. 1929.
Пост. 25 окт. 1929 в Иваново-Вознесенском рабочем т-ре Пролеткульта
(реж. Боров, худ. Пчельников). В том же году "В." пост. Ленингр. Трам
(реж. Соколовский, худ. Вускович, комп. Шостакович). 19 дек. 1929- Т-р
им. Мейерхольда, Москва (рук. пост. Мейерхольд, реж. Зайчиков, Казиков,
Нестеров и Бондаренко, худ.- студенты Вхутеина - Калинин и Павлов под
рук. инженера-конструктора Мальцина, композитор Мервольф; Пришлецов -
Старковский, Гладких - Мологин, Граевский - Мухин, Петька-Гаврик -
Боголюбов, Власюк-Сорокин, Озоль-Горский, Брест- Бондаренко, Анна -
Логинова, Марунька - Соколова, "Парт. тётя Мотя" - Ремезова). В 1929-32
"В." пост. свыше 50 т-ров СССР, в т. ч.: Краснодарский т-р (реж.
Татищев, худ. Ладыженский); передвижной т-р "Шахтёрка Донбасса" (реж.
Свободин); Одесский Гос. укр. т-р (реж. Терещенко, худ. Вальденберг);
Днепропетровский т-р им. Шевченко (реж. Терентьев, худ. Шлепянов);
Нижегородский (ныне Горьковский) т-р (реж. Брилль, худ. Волчинский);
Казанский т-р (реж. Ростовцев); Бакинский рабочий т-р (реж. Майоров,
худ. Ефименко); Костромской т-р (реж. Демерт, худ. Карташевский);
передвижной т-р "Красный факел" (реж. Нелли-Влад); Ростовский-на-Дону
т-р (реж. Лазарев) и мн. др.
Издания.- Первое изд. В." - М., 1930; из последующих изд.: Пьесы
советских писателей, т. 2, М., 1953; Б е-аыменский А.И., Избранные
произведения, т. 2, М., 1958.
Лит.: С та лин И. В., Соч., т. 12, с. 200- 201. А Шн
ВЫСШАЯ ШКОЛА ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ-разновидность конного жанра в цирке.
Особая система выездки лошадей, при к-рой они, подчиняясь узде, шпорам и
стеку всадника (или всадницы), многократно меняют аллюр, выполняют
различные повороты, полуповороты и прыжки. Все движения лошади точно
совпадают с ритмом сопровождающей номер музыки, т. о. зрители видят
лошадь как бы танцующую под оркестр. Как цирковой жанр В. ш. в. е.
известна еще до создания стационарных цирков в 18 в. В. ш. в. е.
является также одним из видов спорта, применяется в кавалерии. Многие
трюки В. ш. в. е, ("галоп на трёх ногах", "школьный шаг", "лансад")
основаны на усложнении приёмов верховой езды.
Среди мастеров В. ш. в. е.-Боше (19 в.), Филлис, Андреев (20 в.), в
сов. цирке- Николаев, Дмитриев. Лит.: Кузнецов Е" Цирк, М.-Л., 1931;
Фил-лис Дмк., Основы выездки и езды, пер. с франц., 3 изд., М., 1941.
ВЫСШИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСТЕРСКИЕ (Государственные высшие театральные
мастерские - ГВЫТМ, Вольные мастерские) - театральное учебное заведение.
Существовало в Москве с февраля по ноябрь 1922; подготавливало
режиссёров и актёров. В. т. м. объединили Высшие режиссёрские мастерские
В. Э. Мейерхольда (ГВЫРМ; осн. сент. 1921), студию Н. М. Фореггера,
Опытно-героич. т-р Б. А. Ферди-нандова, арм. и евр. студии-школы.
Вскоре, однако, последние 4 студии распались. Мастерская Мейерхольда
осенью 1922 была слита с Гос. ин-том муз. драмы, и на этой базе был
основан Гос. ин-т театр. иск-ва. Учащиеся мастерской Мейерхольда вошли в
труппу Театра им. Мейерхольда. С. Под.
ВЫХОД актёра - появление актёра на сцене для участия в действии.
Наблюдение за своевременным В. является обязанностью помощника
режиссёра.
ВЫХОДНАЯ АРИЯ -1) Первая ария, к-рую исполняет при своём появлении
тот или иной персонаж оперы. 2) Ария, отличающаяся особо эффектными и
выигрышными муз. характеристиками.
"ВЫХОДНОЙ АКТ‚Р" - актёр, исполняющий маленькие роли, имеющие неск.
слов (иногда совсем без слов).
ВЫШЕСЛАВЦЕВА, Анна Агафоновна (1818- 1895) - русская актриса.
Происходила из семьи крепостных актёров, игравших в нижегородской
крепостной труппе Н. Г. Шаховского. В 1827, при организации
коммерческого т-ра в Нижнем Новгороде, семья В. вместе с труппой
Шаховского была выкуплена антрепренёрами Климовым и Распутиным. Творч.
деятельность В. протекала гл. обр. в Нижегородском т-ре. Вместе с
труппой этого т-ра она гастролировала в Саратове, Костроме, Ставрополе и
др. городах. В. обладала даром перевоплощения, пылким темпераментом.
Наибольшим успехом пользовалась в ролях: Луизы ("Коварство и любовь"),
Терезы и Амалии ("Тереза, или Женевская сирота" и "30 лет, или Жизнь
игрока" Дюканжа). Стрепетова писала, что В. "неуклонно следовала дорогой
великого Щепкина и, несмотря на протесты товарищей, первая на
нижегородской сцене заговорила просто и естественно".
Лит.: П. А. Стрепетова. Жизнь и творчество трагической актрисы,
[Сост. сб. и авт. вступ. ст. Р. М. Беньяш], Л.-М., 1959. Д. Ход.
"ВЬ‚ КОЛОМБЬЕ" ("Театр старой голу б я т н и"; Vieux-Colombier -
старая голубятня) - французский театр. Открылся в Париже в 1913 в
помещении бывшего т-ра "Атеней Сен-Жер-мен". Название получил по имени
улицы, на к-рой расположено здание т-ра. Основан актёром и режиссёром Ж.
Копо. Первый публичный спектакль состоялся 22 октября 1913 - были
показаны драма "Женщина, убитая своей добротой" Хейвуда и фарс
"Любовь-исцелительница" Мольера.. В первый сезон ставились преим.
классические произведения ("Скупой" Мольера, "Барбарина" А. де Мюссе,
"Робен и Марион" Адама де ла Аля, "Двенадцатая ночь" и др.), а также
пьесы совр. драматургов ("Ткацкий челнок" Бекки, "Обмен" Клоделя,
"Сыновья Луверне" Шлюмберже, "Братья Карамазовы" по Достоевскому). Среди
артистов труппы были Ш. Дюллен, Л. Жуве, В. Тессье, С. Бинг и др.
Деятельность т-ра "В. к." была своеобразным протестом против пошлости и
безыдейности, господствующих в большинстве парижских т-ров. Спектакли
"В. к." были аскетически строги, шли в сукнах. Основой спектакля был
актёр-исполнитель. В 1914-19 т-р гастролировал в США. В эти годы в
репертуаре т-ра были Мольер, Корнель, Ро-стан, Бомарше, Шекспир,
Достоевский и др.
В 1920 т-р возвратился во Францию. Старый репертуар обновляется
пьесами Гольдони, Гоцци, Гоголя, Толстого, Чехова, Порке, Р. Аллара, Ж.
Варио и др.
В 1924 из-за финансовых затруднений труппа прекратила своё
существование. До 1933 в помещении т-ра играли случайные труппы, затем
здание было превращено в кинотеатр. В сезон 1933-34 т-р "В. к." был
арендован Жоржем и Людмилой Питоевымн, представителями т. н.
"авангардного т-ра" Франции; в сезон 1934-35 обосновывается "Труппа
пятнадцати", руководимая учеником и последователем Ж. Копо актёром и
режиссёром М. Сен-Дени. В последние предвоенные и военные годы т-р не
имел постоянной труппы, здание арендовалось случайными режиссёрами на
отдельные постановки. После войны административное и финансовое
руководство т-ром взял на себя А. Бадель, к-рого сменил в 1956 Р. Дорне,
театр. художник, архитектор, журналист и драматург. Постоянной труппы и
режиссуры у т-ра по-прежнему не было. Бадель и Дорне сами выбирали
репертуар, ориентируясь преимущественно на современность, и приглашали
на каждую новую постановку новых режиссёров и актёров. В репертуаре т-ра
послевоенных лет- "За закрытой дверью" Сартра, "Убийство в соборе"
Элиота, "Белый хлеб" Спаака, "Призраки" де Фи-липпо, "Жаворонок" Ануя,
"Троянской войны не будет" Жироду, "Дон Карлос", "Мария Стюарт";
"Брита-ник" Расина, "Скверный анекдота по Достоевскому. В сезон 1954-55
в помещении т-ра играла труппа под рук. ученика Ж. Копо-режиссёра Ж.
Фабри, удостоенного в 1955 Мольеровской премии за спектакль "Семейство
Арлекинов" Сантелли. В 1960 т-р "В. к." приезжал на гастроли в СССР.
Лит.: Annuaire du theatre. P., 1958; "Paris-theatre", P.. 1957, .ј
127, p. 12-19. ff JC.
ВЬЕТНАМСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.
Древнейшие традиционные виды вьетнамского т-ра- муз.-драматич.
представления туонг, тео и кай лыонг.
Туонг (классич. т-р) возник на севере страны в 11 в. как придворное
представление. В репертуар туонга входили пьесы, написанные на сюжеты
вьетнамской мифологии и кит. истории. Основная тема этих пьес -
восхваление верности и покорности королю, повиновение властям. К сер. 19
в. туонг обогатился новым содержанием, в числе действ, лиц появились
представители народа. В представлениях (гл. обр. комедийного характера)
сатирически высмеивались продажность и распущенность чиновников.
Ставились также пьесы о честности, верности в любви, преданности родине,
храбрости. Этот вид театр. зрелищ до наст. времени пользуется
популярностью среди народа Вьетнама. Неотъемлемой частью туонг являются
танцы, к-рые, так же как и музыка, способствуют раскрытию характера
героя. Представления разыгрываются без декораций.
Истоки тео (народный т-р) - в нар. песнях сев. Вьетнама. Основные
персонажи этих представлений - крестьяне. В тео сочетаются музыка, пение
и танцы, изображающие с.-х. процессы (гл. обр. возделывание риса).
Отдельные элементы танца (движения кистей рук в танцах с веером и т. д.)
выражают различные оттенки содержания пьесы. Муз. сопровождение тео
насыщено синкопами, модуляциями, характерными для вьетнамской нац.
музыки. Представления тео обычно устраивались во дворах культовых домов
и пагод, зрители сидели на полу, окружая место, где разыгрывалось
действие, с трёх сторон. В дальнейшем спектакли тео были перенесены на
сцену. Представления тео, так же как и туонга, обличали обществ, пороки,
сатирически изображали феодалов и представителей франц. колониальных
властей, воспевали доблесть народа. Поэтому эти виды театр. иск-ва
подвергались постоянным преследованиям.
В 1916 на юге Вьетнама сформировался новый вид т-ра кай лыонг
(реформированный т-р),' в к-ром использовались элементы туонга (напр.,
нар. мелодии). В песенную канву представлений кай лыонга включался
речитатив, выдержанный в определённом ритме. Сюжеты пьес заимствовались
из классич. произведений ("Люк-ван-Тьен", "Ким-ван-Киеу" и др.). В
20нач. 30-х гг. представления кац лыонг затрагивали значит, обществ,
проблемы и этот вид т-ра переживал период расцвета.
После 1-й мировой войны во Вьетнаме возник "разговорный", или
драматич. т-р. Вначале в Ханое ста вились переводы комедий Мольера,
затем появились пьесы вьетнамских драматургов. Большим успехом у
зрителей пользовались: "Суд совести", "Чаша яда", "Его друг и его жена",
"Могила девушки Фуонг", в к-рых осмеивались отжившие нравы и обычаи,
подвергались критике феод. законы и порядки, отстаивалось право на брак
по любви. В пьесе "В палате Йамена" бичевалось взяточничество крупных
чиновников, в пьесе "Местный француз" сатирически изображались
вьетнамцы, к-рые, побывав во Франции, презрительно относились ко всему
национальному (пьеса была запрещена цензурой).
В 30-е гг. в период колониального террора и накануне 2-й мировой
войны В. т. и д. находились в упадке. Феодальные законы запрещали детям
актёров вплоть до третьего поколения поступать в учебные заведения или
держать экзамен на звание мандарина. Историч., патриотич. по содержанию
пьесы находились под запретом.
После Августовской народной революции 1945 и установления власти
народного правительства были созданы благоприятные условия для развития
театр. иск-ва. Появились пьесы для "разговорного" т-ра, в к-рых были
созданы образы современников: "Бак-Шон" Нгуен-хюи-Тыонга, "То-Гиё"
Нгуен-конг-Мю. "Беглец с каторги" Нгуен-ван-Ниема, "19 августа" Тхам
Тама и др. Организованы новые театр. труппы;
"Орхидея", "Народная труппа", "Август месяц" и др. В период войны
сопротивления вьетнамского народа империалистам "разговорный" т-р
приобрёл большую популярность. Драматурги и актёры писали одноактные
пьесы на актуальные темы, к-рые разыгрывались небольшими передвижными
труппами, выступавшими перед населением и воинскими частями. В
соединениях Народной армии работали многочисл. театр. труппы (в т. ч.
"Труппа Победы", осн. 1949). Героич. сопротивление вьетнамцев получило
отражение в пьесах: "Ребёнок, превратившийся в живой факел", "Отряд
добровольцев смерти" и др. Патриотич. направленностью отличались пьесы:
"Клятва верности родине", "Каменная глыба, загораживающая дорогу", "Два
пути", "Умереть за родину". Возродилась деятельность и нар. т-ра - кай
лыонг, туонг и тео.
На оккупированной франц. захватчиками территории, несмотря на строгую
цензуру, проф. и любительские коллективы ставили пьесы, написанные в
освобождённых областях: "Последний выстрел", "Гамак", "Арбалет" и др.
Сюжеты мн. пьес заимствовались из историч. рассказов и древних легенд, в
них прославлялся патриотизм, содержался призыв к борьбе против врага и
его пособников.
После освобождения Ханоя в 1954 впервые был проведён фестиваль театр.
трупп различных жанров. В этот период появились пьесы "Молодая Ган и
молодая Вук", "Сестра Хоа", "Борона", "Три мешка риса" и др., отражавшие
столкновения крестьян и помещиков, рассказывавшие о нищете в деревне, о
жестокости крупных землевладельцев. Тема борьбы за нац. объединение
получила отражение в пьесах "Пожар разгорелся", "Убежище мастеров