<< Пред.           стр. 171 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 1874-т-р "Лицеум", Лондон). Среди др. англ. исполнителей роли Гамлета в
 18-19 и нач. 20 вв.: Уилкс, Эрлинг-тон, Барри, Хендерсон, Юнг, Макреди,
 Ч. Кин, Фелпс, Бир-бом-Три, Робертсон, Бенсон и др. Среди исполнительниц
 роли Офелии - Сондерсон, Клайв, Райнфордс, Фосит, Батмен, Хол-лидей,
 Лессингхем, Терри, Гловер (играла и Гамлета), Кэмп-белл и др.
  Среди совр. англ. пост. и исполнителей: т-р "О л д В и к", Лондон
 (1930, Гамлет - Гилгуд; 1937, реж. Гатри, худ. Баттерсби, Гамлет -
 Оливье, Офелия - Кострилл), "Нью тиэтр", Лондон (1934, Гамлет - Гилгуд);
 Шекспировский мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон (1937, реж. Пейн,
 худ. Айртон и Кёртис, Гамлет - Уолф; 1948, реж. Бенталл, худ. Бейли,
 Гамлет - Скоффилд, Офелия - Блум); "Нью т и э т р", Лондон (1950, реж.
 Бенталл, худ. Ирвинг, Гамлет - Редгрев); т-р драматич.о б-в а О к
 с-фордского университета (1935, Гамлет-Гленвилл) и т. д. Среди др. совр.
 англ. исполнителей роли Гамлета - Харви, Ланг, Невилл, Эдисон, Гиннесс,
 Клуне; роли Офелии- Хэнсон, Комптон. Ли, Тьютин, Уейнхем и др.
  За пределы Англии, в частности в Германию и Австрию, "Г." был завезён
 в 17 в. "английскими комедиантами", игравшими трагедию на англ. яз. в
 далёких от подлинника переделках. Первое представление "Г." на нем. яз.
 - 16 янв. 1773 в Венском придворном т-ре (переделка Хёйфельда; Гамлет -
 Ланге, Офелия - Тойтшер); 20 сент. 1776- в Гамбургском, а в январе
 следующего года в Ганноверском т-рах была пост. переделка Л. Ф. Шредера
 (Гамлет - Брокман, Офелия - Д. Аккерман). 17 дек. 1777 "Г." в обработке
 Шредера пост. Дёббелин т-р, Берлин (Гамлет - Брокман, Офелия -
 Дёббе-лин). Первое представление "Г." в переводе А. Шлегеля состоялось
 15 окт. 1799 в Придворном т-ре, Берлин (Гамлет - Бешорт, Офелия -
 Унцельман). В конце 18, в 19 и нач. 20 вв. на нем. и австр. сценах роль
 Гамлета играли: Л. Ф. Шредер, Кох, Аншюц, Вольф, К. и Э. Девриент;
 Дависон, Лёве, Кайнц, Поссарт, Барнай, Левинский, Зонненталь,
 Мит-тервурцер, Матковский, Моисеи, актрисы Абт, Вестфали и др.; роль
 Офелии: С. Шредер, Бауэр, Вольф, Мюллер, Зебах, Бо-лер-Девриент,
 Эйбеншюц, Тервин и др.
  Во Франции "Г." пост. впервые в 1769 в т-ре "Комеди Фран-сез" (Париж)
 по искажённой переделке Дюси. В этой переделке играл Гамлета и Тальма
 (1803). Близкий к подлиннику перевод "Г."-А. Дюма-отца совм. с П.
 Мерисом (1847), пост. в том же году в "Комеди Франсез". В 80-х гг. 19 в.
 Гамлета играл Муне-Сюлли.С 1899 роль Гамлета исполняла Сара Бер-нар,
 игравшая прежде Офелию. В 1913 "Г." пост. т-р Антуа-на, Париж (Гамлет -
 Сюзанн Депре), в 196 - т-р Мариньи, там же (реж. и исполнитель заглавной
 роли - Барро).
  Среди исполнителей роли Гамлета в Италии - Сальвини, Росси, Новелли,
 Цаккони, Руджери, Гасман; Офелии- Ристори, Дузе и др.; в Америке -
 Олдридж, Пайн, Бутс, актрисы Барбли, Ле Гальенн и др.; в Швеции - Экман,
 Хансон; в Венгрии - Лендваи; в Польше - Круликовский, Выжиковский
 (Офелия - Моджеевская); в Чехословакии - Когоут, Тогоз" Недбал,
 Штепанек; в Греции - Минотис; в Японии - Сусукида и Асадаиро Фудзисава
 (Офелия - Сада Якко) и др.
  Сценическая история "Г." в дореволюционной России восходит к 1750,
 когда в Петербурге на Императорской сцене воспитанниками сухопутного
 шляхетского корпуса был впервые пост. "Г." А. П. Сумарокова. В пост.
 этой пьесы в 1757 роли играли: Гамлет - Дмитревский, Офелия - Троеполь
 екая, Клавдий - Ф. Волков, Гертруда - Волкова, Полоний- Гр. Волков. В
 1810 в Петербурге "Г." пост. в переводе-переделке С. Висковатова,
 сделанном по франц. переделке Дюси (Гамлет - Яковлев, Офелия - Семёнова,
 Гертруда - Каратыгина). Значительным этапом в истории рус. т-ра явилась
 пост. трагедии в новом пер. Н. А. Полевого в Моск. Малом т-ре 22 янв.
 1837 с Мочаловым в роли Гамлета (Клавдий - Козловский, Гертруда -
 Львова-Синецкая, Полоний - Щепкин, Офелия - Орлова, Лаэрт - Самарин,
 тень отца Гамлета-Максимов, могильщики - Орлов и Степанов, 1-й актёр -
 Волков и др.); в том же году пост. в Александрийском т-ре (Гамлет -
 Каратыгин, Клавдий - Брянский, Гертруда - Валь-берхова, Полоний -
 Сосницкий, Офелия - Асенкова, Лаэрт- Григорьев 1-й, Горацио - Каратыгин
 2-й, 1-й могильщик - Воронов и др.). Среди исполнителей последующих
 пост. в Малом т-ре - Леонидов, Ленский, Самарин, Вильде, Южин (Гамлет),
 Львова-Косицкая, Ермолова, Федотова, Яблочкина (Офелия), С. Шумский,
 Правдин (Полоний); в Александрийском т-ре: Максимов 1-й, В. Самойлов,
 Далматов, Дальский, Дарский, Аполлонский, Ходотов, Глаголин (Гам-л е т),
 Савина, Жулева, Анненская, Бернар, Дюжикова 2-я, Комиссаржевская
 (Офелия), Абаринова, Дюжикова 1-я, Свободина-Барышева (Гертруда),
 Аполлонский, Юрьев, Ходотов (Л а э р т), Варламов, Шевченко (1-й
 могильщик). Из последующих дореволюц. пост. "Г.": Пушкинский т-р, Москва
 (1882, Гамлет - Иванов-Козельский);
  Передвижной т-р под рук. Гайдебурова и Скарской, Петербург (1908;
 режиссёр Таиров, худ. Тир, композитор Кудрявцев, Гамлет - Гайдебуров;
 спектакль возобновлялся в 1910, 1919, 1922). 23 дек. 1911 "Г." пост. МХТ
 (пер. Кронеберга, постановщик и худ. Крэг, режиссёры Станиславский и
 Суллержиц-кий, костюмы Сапунова, композитор Сац; Гамлет - Качалов,
 Клавдий - Массалитинов, Гертруда - Книппер, Смирнова-Алеева, Бутова,
 Полоний - Лужский, Офелия - Гзовская, Барановская, Розенкранц и
 Гильденстерн - Воронов и Суш-кевич, Горацио - К. Хохлов, Лаэрт -
 Болеславский, 1-й могильщик - Грибунин, Александров, актёры -
 Вишневский, Вахтангов, Афонин). На гастролях в Москве и в Петербурге
 Гамлета играли Т. и Г. Сальвини, Барнай, Поссарт, Цаккони, Муне-Сюлли,
 Миттервурцер, Моисеи и мн. др.
  "Г." часто ставился и на провинц. сцене: Екатеринославский (1844),
 Саратовский (1848), Ростовский-на-Дону (1849), Нижне-Новгородский
 (1858), Орловский (1864), Тамбовский (1891) т-ры, Рижский Латышский т-р
 (1894), Виленский т-р (1899), т-р "Эстония", Ревель (1913), т-р
 "Соловцов" (Киев), Харьковский, Иркутский, Самарский, Казанский и др.
 т-ры. Среди исполнителей роли Гамлета: Н. Рыбаков (впервые - Киев,
 1838), Полтавцев, П. Васильев, Иванов-Козельский, Милославский, Л.
 Леонидов, Карамазов, Роб. Адельгейм, Орленев, Арди, Чарский, Россов,
 Адамян, Папазян, Сира-нуш и др.; роли Офелии - Вышеславцева,
 Млотковская, Коз-ловская, Стрелкова, Е. Иванова и др.
  На советской сцене "Г." впервые пост. в Академич. т-ре драмы в
 Петрограде (1919, Гамлет - Ходотов, Офелия - Ведринская).и в Передвижном
 т-ре под рук. Гайдебурова и
  Скарской (1919, Гамлет - Гайдебуров). Среди последующих пост.: МХАТ
 II (1924; режиссёры Смышляев, Татаринов и Че-бан, худ. Либаков,
 композитор Рахманов; Гамлет - Чехов, Клавдий - Чебан, Гертруда -
 Соловьёва, Офелия - Дура-сова, Лаэрт - Берсенев); Т-р им. Руставели,
 Тбилиси (1925; реж. Марджанишвили, худ. Гамрекели, муз. из произведений
 Чайковского; Гамлет - Чхеидзе, Клавдий - Васадзе, Полоний - Гоциридзе,
 Офелия - Анджапаридзе, Лаэрт -Хо-рава, Осрик - Жоржолиани); Т-р им.
 Азизбекова, Баку (1926; реж. Туганов; Гамлет - Шарифзаде); Ярославский
 т-р (1927; реж. Бертельс, худ. Болдырев; Гамлет - Курский); Т-р им.
 Хамзы, Ташкент (1935; реж. Уйгур, худ.Шле-пянов; Гамлет - Хидоятов,
 Офелия - Ишантураева; позднее Гамлета играли Ходжаев и Бурханов;
 спектакль трижды возобновлялся); Горьковский т-р (1937; реж.
 Соболыпиков-Самарин, Гамлет - Дубенский); т-р под рук. Радлова (позднее
 - Т-р им. Ленсовета), Ленинград (1938; реж. Радлов, худ. Дмитриев,
 композитор Прокофьев; Гамлет - Дудников и Б. Смирнов, Клавдий -
 Всеволожский, Гертруда - Сошаль-ская, Офелия - Певцова, Лаэрт - Б.
 Смирнов); Воронежский т-р (1941; реж. Бебутов, худ. Герасименко;
 ГамлетПоляков); Т-р им. Сундукяна, Ереван (1942; реж. Бурджалян;
  Гамлет - Вагаршян и Джанибекян, Офелия - Варданян);
  Т-р им. Кингисеппа, Таллин (1945; реж. Сярев, худ. Хаас;
  Гамлет - Карм, Офелия - Вийсимаа); Т-р им. Я. Коласа, Витебск (1946;
 реж. Бебутов, худ. Бебутова; Гамлет-Молчанов, Клавдий - Звездочётов,
 Полоний - А. Ильинский, Офелия - Беленькая); Ленингр. т-р драмы им.
 Пушкина (1954; реж. Козинцев, худ. Альтман, композитор Шостакович;
  Гамлет - Фрейндлих, Клавдий - Скоробогатов, Гертруда - Рашевская,
 Полоний - Толубеев, Офелия - Мамаева); Моск. т-р им. Маяковского (1954;
 реж. Охлопков, худ. Рындин, муз. оформление - фрагменты из произв.
 Чайковского и др., танцы - Бурмейстер; Гамлет - Самойлов,
 позднееКазаков, Марцевич, Клавдий - Кириллов и Любимов, Гертруда -
 Григорьева, Полоний - Свердлин, Офелия - Бабанова, Ани-симова, Лаэрт -
 Холодков, Горацио - Лукьянов); Харьковский т-р им. Шевченко (1956; реж.
 Норд, худ. Греченко, композитор Данькевич; Гамлет - Геляс, Клавдий -
 Сердюк, Офелия - Л. Попова); Т-р им. Заньковецкой, Львов (1957; реж.
 Тягно, худ. Стефанчук; Гамлет - Гай, Офелия - Вершинина); Новосибирский
 т-р "Красный факел" (1958; реж. Редлих.худ. Коваленко; Гамлет - Н.
 Михайлов; в пост. 1941- худ. Белоголовый; Гамлет - Иловайский);
 художеств. т-р им. Райниса, Рига (1959; реж. Смилгис и Этнере, худ.
 Вилке, комп. Калнынь; Гамлет - Лиепинь, Гертруда - Л. Берзинь, Офелия -
 Артмане, Горацио - Клетниек); Т-р драмы Латв. ССР. Рига (1959; реж.
 Катлап, худ. Спертал; Гамлет - Видениек, Полоний - Осис, Офелия - Лине);
 Т-р драмы Литов. ССР, Вильнюс (1959; реж. Рудзинакас, худ. Янкус;
  Гамлет - Кураускас, Офелия - Растекайте) и др.
  В ряде стран (Англия - Стратфорд-он-Эйвон и Эдинбург, Дания -
 Эльсинор, Канада - Стратфорд около Торонто) систематически проводятся
 шекспировские фестивали, во время к-рых труппы и отдельные актёры разных
 стран выступают в шекспировском репертуаре, в т. ч. в "Г.".
  На сюжет "Г." написано свыше 10 опер, ряд увертюр, антрактов и др.
 Среди композиторов, создавших произведения на эту тему: Меркаданте,
 Тома, Лист, Чайковский и др.
  Как балетный спектакль "Г." пост. в Неаполе (1824), Лондоне (1942),
 Мюнхене (1950) и др.
  См. илл. на отдельном листе к стр. 977-978.
  Издания.- Первое (искажённое) изд. "Г."- 1603. Первые аутентичные -
 новые издания "Г."? наиболее близкие рукописи автора, 1604 ("Трагическая
 история Гамлета, принца Датского, как она неоднократно исполнялась его
 величества слугами в Лондоне, кроме того, в двух университетах
 Кембриджском и Оксфордском, и в других местах"). В 1623- в первом собр.
 соч. Шекспира. Тексты "Г.", к-рые печатаются в совр. изданиях и по
 которым трагедия ставится на совр. сценах, составлены на основе этих
 двух изд. Первая русская переделка "Г." - соч. А. П. Сумарокова (1748);
 первый русский перевод-переделка (с искаженного франц.
 перевода-переделки Дюси) - С. Висковатова (1810). Первые русские
 переводы с англ., приближающиеся к тексту Шекспира, - М. В. Вронченко
 (1828) и Н. А. Полевого (1837). Среди дореволюц. перев.: Н. X. Кетчера
 (прозаический), А. И. Кронеберга (1844), М. А. Загуляева (1861), А. Л.
 Соколовского (1883), П. П. Гнедича (1891), К. Р. (1899). Из сов.
 переводов - М. Л. Лозинского (1934), А. Радловой (1937, 1955), Б. Л.
 Пастернака (1947, 1956). Среди переводов на яз. др. народов СССР: А.
 Ах-вердова, Дж. Джабарлы, Т. Эйюбова (азерб.), И. Г. Мачабели (груз.),
 О. X. Масеяна (арм.), Эшмамбетова (кирг.), Веры (укр.), А. Хургинаса
 (литов.) и мн. др.
  Лит.: Уильям Ш е к с п и р, Полн. собр. соч. в 8тг.,т. 6,М., 1960, с.
 571-627; М a n d e r R. and MitchensonJ., Hamlet through the ages...,L.,
 1955; H og a n Ch. В e e с h e r, Shakespeare in the theatre. 1701-1800,
 Oxf., 1952 (глава "Hamlet");
  Agate James, Brief chronicles, L., 1943, с. 246- 279; W о о d Roger
 and С 1 a r k e Mary, Shakespeare at the Old Vie, L., 1954 (глава о
 Гамлете); Deutsche Shausp'ielkunst, В.,1954, с. 258-310;
  W e i 1 e n A., Hamlet auf der deutschen Blihne bis zur Gregenwart,
 В.,1908; Фр а не А., Книги и люди, пер. с франц., М.-П.,?1923;
  БелинскийВ.Г., "Гамлет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета,
 Собр. соч. в 3-х тт., т. 1, М., 1948; Гончаров А. И., Полн. собр. соч. в
 8 тт., т. 8, М.. 1952, с. 197-205;
  К. Р., Трагедия о Гамлете, принце Датском, т. II, СПБ, 1900, с.
 100-134; Шекспировский сборник. 1947, М., 1948, с. 59-103;
  Сб. "Мастера театра в образах Шекспира", М.-Л., 1939; "Театр", М.,
 1955, ј 3, с. 62-81, ј 8, с. 65-80 и ј 9, с. 54-6?;
  "Театр и искусство", П., 1900, ј 50 и 51; "Записки Передвижного
 театра Гайдебурова и Скарской", Л., 1922, ј 33. А. Шн.
  ГАМРЕКЕЛИ, Борис Александрович (р. 2.V. 1900) - грузинский советский
 режиссёр и актёр. Засл. арт. Груз. ССР (1938). Работал в различных т-рах
 Грузии. С 1942 - режиссёр Тбилисского т-ра муз. комедии им. В. Абашидзе.
 Пост. спектакли:
  "Марина" Кальмана, "Вольный ветер" Дунаевского, "Дали" Милорава,
 "Нателла" Торадзе, "Салхинобели" Гудиашвили. Автор пьес и инсценировок
 "Ладо Кец-ховели", "Нацаркекия" (совм. с Г. Нахуцришвпли), пост. в Груз.
 ТЮЗе, и др.
  ГАМРЕКЕЛИ, Давид Александрович [p.27.VII(9.VIII). 1911] - грузинский
 советский артист оперы(баритон). Нар. арт. Груз. ССР (1943). Окончил
 с.-х. ин-т (1932) и консерваторию в Тбилиси (1935). Впервые выступил в
 Т-ре оперы и балета в Тбилиси в 1935; пел на сцене этого т-ра до 1944. В
 1944-52 Г.- артист Большого т-ра. С 1952 занимается концертной
 деятельностью. Партии: Киазо, Мурман("Даи-си", "Абесалом и Этери"
 Палиашвили), Ладо ("Ладо Кецховели" Киладзе), Томас ("Родина" Туския),
 Евгений Онегин; Елецкий ("Пиковая дама"), Жер-мон ("Травиата"),
 Риголетто; Фигаро ("Севильский цирюльник"), Валентин ("Фауст"),
 Эскамильо и др. Ст. пр. (1950) за участие в фильме "Щит Джургая".
  ГАМРЕКЕЛИ, Ираклий Ильич [5(17). V. 1894-10.V.1943] - грузинский
 советский художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1934). Член ВКП(б) с
 1939. С 1922 работал в Т-ре им. Руставели, вначале с К. А.
 Марджанишвили, затем с А. Ахметелли и др. режиссёрами. В этом т-ре Г.
 оформил св. 50 спектаклей, в т. ч.: "Гамлет" (1925); "Анзор" Шаншиашвили
 (1928), "Разлом" (1928); "Тет-нульд" Д адиани( 1931), "Р
 азбой-ники"(1933); "Арсен" Шаншиашвили (1936), "Отелло" (1937);
  "Из искры" Дадиани (1937), "Человек с ружьём" (1939);
  "Богдан Хмельницкий" Корнейчука (1940), "Измена" Сум-батова-Южина
 (1940), "Кик-видзе" Дарасели (1941), "Невеста из афиш" Гольдони (1942) и
 др. В Т-ре оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси) оформил "Абесалом и
 Этери" Палиашвили (1937), "Сердце гор" Баланчивадзе (1938), "Ладо
 Кецховели" Киладзе (1941), "Патара Кахи" Гокиели (1943) и др. Декорации
 Г. отличались мощностью объёмов, живописностью, лаконизмом. Искусство
 Г., отмеченное стремлением к монументальности, романтичностью и ярким
 нац. колоритом, во многом способствовало определению творческого
 своеобразия Т-ра Руставели. Работал в киностудии Грузии (кинофильм
 "Арсен"), оформлял спектакли в т-рах Москвы, Ленинграда, Киева,
 Саратова, Баку.
  Лит.: Абхаидзе Ш., Швангирадзе Н., Государственный ордена Ленина
 театр имени Руставели, Тб., 1958;
  Гудиашвили Н." Ираклий Гамрекели, М., 1958. Н. 9.
  ГАМСАХУРДИЯ, Роман Сергеевич [2(14).XII.
  1860-29.IX. 1939]-деятель советского грузинского цирка. Засл. деят.
 иск-в Груз. ССР (1933). Герой Труда (1933). Работу в цирке начал в 1882
 в качестве администратора. Был одним из организаторов профсоюза артистов
 цирка и эстрады (1914). В 1926-30 работал директором цирков в Одессе,
 Туле, Свердловске, Казани, в 193U-39 - в Тбилиси. Г. внёс значительный
 вклад в развитие груз. циркового иск-ва, способствовал созданию
 оригинальных номеров, принимал участие в строительстве нового здания
 цирка. Я. Э.
  ГАМСУН (Hamsun) [наст. фам.- Педерсен (Pedersen)], Кнут (4.VIII.
 1859- 19.11. 1952)- норвежский писатель, драматург. Лит. деятельность
 начал в конце 70-х гг. Автор романов ("Голод", "Мистерии", "Пан",
 "Виктория" и др.), принёсших ему мировую известность. Первая и наиболее
 значительная драма Г. "У врат царства" (1895), составляющая драматич.
 трилогию вместе с пьесами "Игра жизни" (1896) и "Вечерняя заря" (1898),
 показывает бунт учёного Ивара Карено против бурж. либералов. Однако
 идейная программа пьесы Г. близка философии Ф. Ницше; герой её
 прославляет войну, требует "истребления" рабочих и мечтает о приходе
 "прирожденного властелина, деспота по природе". В нач. 20 в. в период
 распространения ущербной лит-ры эта пьеса ставилась во многих европ.
 т-рах. Позднейшие пьесы Г.- неоромантич. драма в стихах "Монах Вендт"
 (1902), варьирующая темы романов "Мистерии" и "Пан"; пьесы "Царица
 Тамара" (1903), написанная в результате поездки по Грузии, и "У жизни в
 лапах" (1910) отражают дальнейшую идейно-художеств. деградацию Г.,
 ставшего в годы 2-й мировой войны фашистом-квислинговцем. Пьесы Г.
 ставились в Нац. т-ре в Осло, но прочно в репертуар не вошли.
  Соч.: Samlede verker, bd 1-15, [Oslo], 1954-56; в рус. пер.- Полное
 собрание сочинений, т. 1-5, СПБ, 1910.
  Лит.: Плеханов Г. В., Сын доктора Стокмана, в его кн.: Искусство и
 литература, М., 1948. A. M.
  ГАНАССА (Ganassa) [наст. фам. -Назелли (Naselli)], Альберто [ок.
 1540(?) - ок. 1588(?)]- итальянский актёр. По происхождению бергамец.
 Выступал в комедии дель арте исполняя роли Дзанни (отсюда его прозвище.
 Дзан Ганасса). В 1571 по приглашению Екатерины Медичи уехал во Францию,
 играл в Париже и Лионе. В 1574 выступал со своей труппой в Испании,
 устраивал представления комедии дель арте и ставил ауто -
 религиозно-аллегорич. драмы на сюжеты из библии и житий святых (в 1579
 для этой цели был специально приглашён в Толедо). В 1584 возвратился в
 Италию.
  Лит.. Дживелегов А. К." Итальянская народная комедия. Commedia
 dell'arte. M., 1954; История западно" европейского театра, под общей
 ред. С. С. Мокульского, т. 1, M., 1956. Р. X.
  ГАНГАРЙЛЬЯ (gangarilla) - бродячая труппа в Испании 16 в., дававшая
 представления по крестьянским дворам. Состояла из 3 мужчин и мальчика на
 женские роли. Г. разыгрывали ауто и интермедии. С. И.
  ГАНЙ, Абдулло (наст. фам.- Абдуллаев) (р. 1912) - таджикский
 советский драматург. Лит. деятельность начал в 1932. Автор пьесы "Долина
 счастья" (1936, Т-р им. Лахути) - о преобразованиях в Таджикистане в
 годы первой пятилетки, муз. драмы "Восстание Восе" (1938, Тадж. муз.
 т-р), посвящённой восстанию дехкан Бальджуанского бекства в 1885,
 "Ураган" (совм. с Ш. Киямовым, 1957, Т-р им. Лахути) - о становлении
 Советской власти в Ср. Азии. В этой пьесе впервые в тадж. драматургии
 воссозданы образы В. И. Ленина, Н. К. Крупской, Г. К. Орджоникидзе.
 Перевёл ряд пьес Островского. Н. Н.
  ГАНИЗАДЕ, Султан Меджид Муртуза оглы (1866- 1937) - азербайджанский
 просветитель, драматург, театральный деятель. Окончил реальное уч-ще в
 Шемахе и Учительский ин-т в Тифлисе. Работал инспектором нар. школ
 Бакинской губернии. В 1888 совместно с Г. Махмудбековым и Н. Велиевым
 организовал постоянную азерб. театр. труппу в Баку и стал одним из её
 режиссёров. В 1897 Г. привлёк в труппу актёра Г. Араблинского. Написал
 драму "Гон-ча ханум" ("Бинамская помещица"), запрещённую царской
 цензурой, комедию "Вечернее чихание в пользу" (1904), водевили
 "Дурсунали Баллыбады" (1904), "Хор-хор" (1905), "Бери, да помни" (1908),
 "Самоотверженность". Перевёл на азерб. яз. "Первый винокур" Л. Толстого.
 К. Кае.
  ГАНЛОН-ЛИ, братья - Томас, Джордж, Уильям, Альфред, Эдмонд, Фредерик
 (сер. 19 в.),- английские цирковые артисты, клоуны. В 1847 дебютировали
 в Лондоне в т-ре "Адельфи", номер Г.-Л. состоял из упражнений на
 трапеции и икарийских игр. В 1885 во время гастролей в Чикаго
 встретились с франц. канатоходцем и жонглёром Августом, посоветовавшим
 им выступить в пантомиме. Участие в пантомиме "Деревенский брадобрей"
 принесло Г.-Л. успех. Особую известность они приобрели в пантомиме "До,
 ми, соль, до", поставленной Августом в парижском Зимнем цирке в 1874
 (пантомима изображала концерт маньяков, игравших одновременно различные
 произведения Вагнера и создававших жуткую какафонию). Г.-Л. ввели в

<< Пред.           стр. 171 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу