<< Пред. стр. 208 (из 913) След. >>
показать неудавшийся заговор вельмож против царя; в плане трагедии "1812год" (точная датировка не установлена) крепостной крестьянин-патриот,
герой Отечественной войны, вернувшись "под палку господина",
предпочитает смерть рабству. И в последующие годы, в период жесточайшей
правительств венной реакции, наступившей после разгрома декабристов,
писатель не утерял интереса к социально-политич. вопросам, в частности к
вопросу о роли народа в истории, в обществ, борьбе.
В 1825 Г. вернулся на Кавказ. В конце 1826 в крепости Грозный он был
арестован, увезён в Петербург и привлечён по делу декабристов. Однако
следственной комиссии не удалось доказать его участия в заговоре. По
окончании русско-персидской войны 1826- 1828 Г. принял участие в
выработке Туркманчайско-го мирного договора. С текстом этого договора в
1828 Г. в последний раз прибыл в Петербург. В апр. 1828 он был направлен
в замаскированную политич. ссылку - полномочным министром-резидентом в
Персию (по пути Г. провёл нсск. месяцев в Грузии, где сблизился с
грузинской интеллигенцией, поэтами Н. Бараташвили, А. Чавчавад-зе, Г.
Орбелиани и др. В Тифлисе Г. женился на дочери А. Чавчавадзе- Нине).
Агенты английской дипломатии и реакционные тегеранские круги,
недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на
русскую миссию. После отчаянной схватки Г. был убит.
Величайшее создание Г.-комедия "Горе от ума"- одно из крупнейших
произведений рус. драматургии. "Горе от ума" отразило обществ, жизнь
эпохи кризиса феодально-крепостнич. строя в России и могучий
нац.-патриотич. подъём антикрепостнич. настроений, вызванный в нар.
массах и в передовой части дворянского общества Отечеств, войной 1812.
Замысел комедии, её историч. и политич. содержание непосредственно
связаны с освободит, движением передовой дворянской молодёжи, начавшимся
вскоре после войны и перешедшим в дальнейшем в революц. борьбу
декабристов против самодержавия. В комедии нарисована "резкая картина
нравов" (А. С. Пушкин) и обществ.-политич. обстановка барской Москвы
нач. 20-х гг. 19 в. Столкновение Чацкого с "фамусовщиной" было
выражением борьбы двух политич. лагерей, сложившихся в рус. обществе, -
передовой дворянской молодёжи и феодально-крепостнич. реакции. Идеалом
фамусовского общества 'является "век минувший" с его антинар. идеологией
и феод. моралью, с его непримиримой враждой к культуре, просвещению,
социальному и духовному прогрессу. Образ Скалозуба воплощает военщину
прусско-пав-ловской школы, ненавистную свободомыслящим офицерам,
участии. кам Отечеств, войны 1812, воспитанным на заветах А. В. Суворова
и М. И. Кутузова. Лакейское угодничество и лицемерие Г. заклеймил в
образе Молча-лина.
Крепостнич. дворянству, барской Москве и пустому поверхностному
дворянскому либерализму (пародийный образ Репетилова) в комедии
противопоставлен Чацкий. Вольнолюбие Чацкого возникает как следствие
пробуждения его пат-риотич. чувств, его вражды к барским нравам и феод.
морали. Чацкий - гуманист, защитник свободы и независимости личности. В
своих гневных монологах, полных благородного . пафоса, он разоблачает
крепостничество, вступается за обездоленных крестьян. Вместе с тем
Чацкий - просветитель. Гл. средство переустройства общества, изменения
жизни он видит в образовании, воспитании. В комедии Г. отражена слабость
дворянского освободит. движения в России нач. 19 в. и в то же время
революц. патриотизм декабристов, их протест против деспотизма и
крепостного строя, их борьба за нац. самобытность рус. культуры.
Обличение Г. отживающего уклада жизни сыграло огромную роль в развитии
передового нац. самосознания в рус. обществе. Для Г., как и для
декабристов, уничтожение рабства было неразрывно связано с утверждением
достоинства и чести рус. народа. По своим лит. и сценич. качествам "Горе
от ума" не имело равных в совр. Г. рус. драматич. лит-ре (за исключением
одного только "Бориса Годунова"). Вместе с Пушкиным Г. ввёл в литературу
принцип историзма в изображении действительности. Жизнь, человеческие
характеры он раскрыл в движении, в развитии, отражающем смену историч.
эпох, борьбу нового со старым. Сила гри-боедовского реализма сказалась в
изображении людей и нравов, в их зависимости от обществ, среды, в умении
запечатлеть самые существ. стороны изображаемой действительности.
Г. как художник показал в своей комедии выдающееся мастерство
типизации, иск-во создавать реалистич. характеры, обобщать большие
социальные явления в живых индивидуализированных образах. Г. также
мастер драматургия, композиции: свободно, естественно, с нарастающим
напряжением ведёт он действие комедии, искусно переплетая и связывая
драму любви Чацкого с его обществ, драмой. В композиции "Горя от ума"
сохранились нек-рые традиционные черты классицистской комедии 18 в.
(единство места и времени, образ наперсницы); однако и здесь Г.
выступает как новатор, заменяя обычное пятиакт-ное членение пьесы
четырёхактным, наделяя образ Лизы выхваченными из жизни чертами
сметливой крепостной девушки. Язык комедии близок к живой нар. речи ("О
стихах я не говорю: половина - должна войти в пословицу",-писал Пушкин).
Взамен канонич. александрийского стиха Г. применяет свободный и живой
разностопный ямбич. стих, восходящий к стиху басен И. А. Крылова. Вместе
с Крыловым и Пушкиным Г. создавал рус. лит. язык. Его пьеса явилась
одним из самых ярких проявлений борьбы за русскую нац. культуру, за
самобытность рус. лит-ры.
Комедия Г. вызвала враждебный отпор в лагере дворянской реакции.
Царская цензура не разрешила печатание "Горя от ума" [в 1825 были
опубликованы лишь отрывки из комедии в альманахе "Русская Талия", 1-е
издание, искалеченное театр. цензурой, появилось в 1833; полный текст
(без искажений) напечатан только в 1875]. Комедия стала расходиться в
бесчисленных списках и, по словам Пушкина, "произвела неописанное
действие". Декабристы, высоко оценившие комедию, распространяли её в
целях пропаганды своих политич. идей. Историч. место "Горя от ума" Г. в
рус. лит-ре глубоко определил В. Г. Белинский, отмечавший, что
"...вместе с "Онегиным" Пушкина его "Горе от ума" было первым образцом
поэтического изображения русской действительности в обширном значении
слова. В этом отношении оба эти произведения положили собою основание
последующей литературе, были школою, из которой вышли и Лермонтов и
Гоголь" (Собр. соч., т. 3, 1948, с. 506). В реалистич. изображении быта
и нравов, в иск-ве типизации Г. является предшественником Н. В. Гоголя,
его "Ревизора". Многие мотивы грибоедовской комедии звучат в "Маскараде"
М. Ю. Лермонтова, "Доходном месте" А. Н. Островского. Переведённая почти
на все иностр. языки, комедия Г. вошла в золотой фонд мировой
драматургии.
Грибоедовская комедия способствовала победе реализма на рус. сцене и
явилась творч. школой для мн. поколений рус. актёров.
Любители попытались сыграть Горе от умсп еще при жизни драматурга. В
мае 1825 ученики Петерб. театр. училища под наблюдением самого Г.
подготовили постановку комедии, но накануне спектакля она была запрещена
петербургским генерал-губернатором Милорадовичем; в 1827 отрывки из
"Горя от ума" были исполнены офицерами-любителями в Сардарском дворце в
Эривани. На профессиональной сцене комедия появилась 2 декабря 1829
(Большой т-р, Петербург, сцены из 1-го акта). Полностью, но в искажённом
цензурой виде "Горе от ума" было представлено в Петербурге 26 янв. 1831
в бенефис Я. Г. Брянского с участием В. А. Каратыгина (Чацкий), Е. С.
Семёновой (Софья), И. И. Сосницкого (Репетилов). Первые петерб.
спектакли были сыграны в архаично-классицистич. манере: Каратыгин -
Чацкий был "театральным героем древности". В Москве 3-й акт комедии
поставили в первый раз 23 мая 1830, 3-й и 4-й акты - 25 февр. 1831, а
всю комедию полностью - 27 ноября 1831. В этих спектаклях Фамусова играл
М. С. Щепкин, Чацкого - П. С. Мочалов. Для т-ров провинции комедия
оставалась под запретом до 1863. Но еще до официального разрешения она
ставилась нек-рыми т-рами в обход цензуры. 26 февр. 1831, за неск.
месяцев до первой моек. пост., "Горе от ума" было пост. Киевским т-ром
(труппа И. Ф. Штейна). Вслед за тем комедия идёт в Казани (1836), Одессе
(1837), Тамбове (1838). Из ранних провинц. пост. комедии наиболее
значит, была пост. харьковской труппы Л. Ю. Млатковского с участием Н.
X. Рыбакова, К. Т. Соленика, Л. И. Млатковской. В конце 30-нач. 40-х гг.
19 в. пьеса "Горе от ума" являлась неизменной гастрольной пьесой Щепкина
(Киев, Казань, Астрахань, Харьков, Таганрог и т. д.) и Мочалова
(Харьков, Киев, Воронеж и др. города). Уже в первых московских
постановках "Горе от ума" реалистическое начало вступает в борьбу с
театр. рутиной. Щепкин, хотя и не сразу овладевший ролью (по его
собственным словам, ему в ней "не хватало барской ноты"), создал образ
типический, полный огромной обличит, силы. "Актер глубоко понял поэта и,
несмотря на свою от него зависимость, сам является творцом"- писал о
Щепкине - Фамусове В. Г. Белинский. Мочалов с подъёмом и экспрессией
передавая гражданский пафос Чацкого, тем самым глубоко раскрывал
главную, обличит, тему комедии. В 1839 роль Чацкого перешла к И. В.
Самарину, гармонически сочетавшему обществ, и интимную драмы героя.
Следующий исполнитель Чацкого в Малом т-ре С. В. Шуйский (1864) на
первый план выдвинул горе от любви, чем ослабил социальное звучание
пьесы. Такая трактовка образа Чацкого удерживалась на рус. сцене в
течение всего 19 и нач. 20 вв. Так играли: А. П. Ленский, Ф. П. Горев,
А. А. Остужев, П. М. Садовский (внук) в Малом т-ре, А. М. Максимов, В.
П. Далматов в Александрийском т-ре, Н. К. Милославский в провинции.
Исполнителями Фамусова на сцене Малого т-ра после Щепкина были: с
1864 И. В. Самарин (положивший в основу образа "сочетание кичливости и
угодливости"); с 1887 - А. П. Ленский (создавший образ сластолюбивого и
жестокого крепостника); с 1911 - К. Н. Рыбаков (подчёркивавший в
Фамусове черты упрямой консервативности, его веру в незыблемость
существующих порядков); А. И. Южин. Роль Софьи в Малом т-ре играли Г. Н.
Федотова, М. Н. Ермолова и др.
В течение долгих лет "Горе от ума" считалось "современной",
"салонной" комедией и её играли в костюмах и декорациях не начала 20-х
гг. 19 в., а соответствовавших времени постановки. 3-й акт во мн.
спектаклях, несмотря на прямое указание Г., превращался в сцену
великосветского бала. Только в 188р в т-ре Корша (Москва) худ. А. С.
Янов оформил "Горе от ума" по модным журналам 20-х гг. В спектакле был
блестящий подбор исполнителей:
В. Н. Давыдов (Фамусов), Н. П. Рощин-Инсаров (Чацкий), И. П.
Киселевский (Скалозуб), А. А. Яблоч-кина (Софья) и др. Впоследствии
Давыдов играл Фамусова на сцене Александрийского т-ра (вплоть до 1925) в
ансамбле с Чацким - Ю. М. Юрьевым. Роль Софьи исполняли М. Г. Савина, В.
Ф. Комис-саржевская и В. А. Мичурина-Самойлова. Рощин-Инсаров и
Киселевский играли роли Чацкого и Фамусова в т-рах Н. Н. Соловцова
(Киев), Н. Н. Синельникова (Новочеркасск, Харьков) и др.
Подлинно историч. достоверность постановки была достигнута Моск.
Художеств. т-ром (1906), создавшим художественную энциклопедию
дворянской жизни эпохи Г. В основу первой редакции своей режиссёрской
трактовки "Горя от ума" В. И. Нсмиро-вич-Данченко положил принцип
интимной драмы, заглушивший социальное звучание комедии. В. И. Качалов -
Чацкий, продолжая традиции Шумского" подчёркивал лирич. тему Чацкого. Но
если героич. гражданская тема, воплощённая в образе Чацкого, не
прозвучала еще в полную силу, то сатирич. образы комедии уже тогда
приобрели большую остроту. К. С. Станиславский - Фамусов создавал
заострённо-сатирич. образ чванливого и невежественного моек. барина,
поражавший историч. и бытовой точностью. Л. М. Леонидов - Скалозуб
создал тип армейского офицера аракчеевской школы. Особенно популярной
становится комедия Г. после Октябрьской революции. Обличительные
монологи Чацкого были созвучны революц. настроенности зрит. зала. В
1918, 1921 и 1927 "Горе от ума" ставилось на сцене б. Александрийского
т-ра (Ленингр. Академич. т-р драмы); в 1921- в московском Малом т-ре, в
1919 - в Саратовском т-ре им. К. Маркса (реж. А. И. Ка-нин; Чацкий - И.
А. Слонов).
С сер. 20-х гг. отдельные режиссёры сов. т-ра предпринимают попытки
вульгарно-социологически и формалистически перетолковать комедию. Напр.,
пост. В. Э. Мейерхольда осуществлённая им в своём т-ре в 1928. Спектакль
шёл по первой редакции Г. со вставками из разл. вариантов и носил
название "Горе уму" (также по первой редакции Г.). Чацкого играл Э. П.
Гарин, Фамусова - И. В. Ильинский, Софью- 3. Н. Райх. В 1935 Мейерхольд
осуществил вторую постановку комедии (Чацкий - М. И. Царёв, Фамусов - П.
И. Старковский), но и в ней в основном сохранил свой первоначальный
постановочный план. Стремясь усилить социальную сторону комедии и
показать Чацкого одним из участников движения декабристов, Мейерхольд
допустил искажение и вульгаризацию авторского замысла, ломку текста,
ввёл сцены, не предусмотренные автором. В конце 20-х - начале 30-х гг.
влияние вульгарного социологизма сказывается на пост. "Горя от ума" во
мн. т-рах столицы и периферии. Так, в постановке Малого т-ра (1930) Н.
О. Волконский исказил высокий реаПамятник А. С. Грибоедову в листич.
строй пьесы, Москве, скульптор А. Мануйлов, заменил его гротеском и
карикатурой. Чацкий (В. Э. Мейер) был трактован как разночинец-демократ,
а не как дворянин-декабрист.
На путь реализма в пост. комедии Малый т-р вернулся в 1938 (реж. П.
М. Садовский, И. Я. Судаков и С. П. Алексеев, худ. Е. Е. Лансере). П. М.
Садовский и М. М. Климов (Фамусов), М. И. Царёв (Чацкий), К. А. Зубов
(Репетилов, а впоследствии Фамусов), И. В. Ильинский (Загорецкий), А. А.
Яблочкина и В. О. Массалитинова (Хлёстова) и др. раскрывали в комедии не
только борьбу двух поколений, но и борьбу двух миров - мира крепостников
и эксплуататоров и мира борцов за счастье народа. К 1938 относится также
и новая постановка МХАТа (пост. В. И. Немировича-Данченко, худ. В.
Дмитриев). Крупнейшим достижением спектакля, в к-ром играли М. М.
Тарханов (Фамусов), И. М. Москвин (Загорецкий), О. Л. Книппер-Чехова
(Хлёстова), А. О. Степанова (Софья), О. Н. Андровская (Лиза) и др., было
исполнение В. И. Качаловым роли Чацкого. На этот раз артист в полной
мере передал обществ, пафос образа, раскрывая в Чацком прежде всего
мыслителя и борца.
Начиная с сер. 30-х гг. (с пост. в 1935 "Горя от ума" Н. Н.
Синельниковым на сцене Харьковского т-ра русской драмы) борьба за
реалистич. освоение комедии Г. охватила и периферию.
Лучшие пост. "Горя от ума" были осуществлены в Ростове-на-Дону (1937;
реж. и исполнитель роли Чацкого - Ю. А. Завадский), в г. Горьком (1938;
реж. Н. И. Соболыциков-Самарин), в Архангельске (1938), в Рязани (1938;
реж. А. И. Канин), в Смоленске (1939; реж. Н. А. Покровский), в
Ярославле (1948), в Краснодаре (1950). Ставится "Горе от ума" и в т-рах
для детей и юношества (Московский Госцент-юз, 1939, реж. Б. Норд, Центр,
детский т-р, 1951, реж. М. О. Кнебель, Казахский ТЮЗ в Алма-Ате, 1959).
"Горе от ума" в переводе на латыш. яз. было пост. Т-ром драмы Латв. ССР
(1950); на укр. яз.-в Черновцах (1951), на чуваш, яз. - в Чебоксарах
(1947); спектакль "Горе от ума" был включён в число спектаклей
Бурятского драм. т-ра, показанных во время 2-й декады бурят, иск-ва в
Москве (1959, реж. Ф. С. Сахиров). "Горе от ума" ставилось за рубежом, в
т. ч. в Болгарии, Чехословакии, Румынии, ГДР, Польше, КНР, Австрии,
Англии, Иране и др. странах.
Соч.: Полное собрание сочинений, т. 1-3, СП Б, 1911- 1917; Рукопись
комедии "Горе от ума" (фототипич. изд.) у М., 1903; Сочинения, М., 1953.
Лит.: Белинский В. Г., Горе от ума. Комедия в 4-х действиях, в
стихах. [Критич. разбор], Собрание соч. в трёх томах, т. 1, М., 1948;
Гончаров И. А., Миллион терзаний, в его кн.: Литературно-критические
статьи и письма, Л., 1938; А. С. Грибоедов в воспоминаниях
современников, М., 192 Нечкина М. В., А. С. Грибоедов и декабристы, 2
изд., М., 1951; Орлов В. Н., Александр Сергеевич Грибоедов. 1795-1829,
Л.-М., 1949; Петров С. М., А. С. Грибоедов, М. - Л., 1945; П и к с а-нов
Н. К., Творческая история "Горе от ума", М.-Л.,1928;
А. С. Грибоедов, М.- Л., 1946 (Литературное наследство" т.47-48); Л е
о н о в Л. М., Судьба поэта. Доклад, прочитанный на торжественном
заседании в Большом театре 15 января 1945 г., в его кн.: Избранное, М.,
1945; Пиксанов Н. К., Сценическая история "Горе от ума", в кн.:
Грибоедов А. С., "Горе от ума", М., 1946; Филиппов В. А., "Пять
Фамусовых", в сб.: Столетие Малому театру. 1824-1924, М., 1924; Филиппов
В. А., "Горе от ума" А. С. Грибоедова на русской сцене, М., "Знание",
1954. См. также библиографию к ст. "Горе от ума". С.Пет., Л. Ход.
ГРИБО‚ДОВСКАЯ ПРЕМИЯ - ежегодная поощрительная денежная премия в
память А. С. Грибоедова, учреждённая в 1894 Об-вом рус. драматич.
писателей и оперных композиторов. Присуждалась за новые лучшие в сезоне
пьесы членов Об-ва, поставленные императорскими или частными т-рами в
Петербурге, Москве. Распределением премий занималась спец. комиссия из
авторитетных литераторов и артистов, переизбиравшаяся ежегодно на общем
собрании членов Об-ва. Фонд Г. п. составлялся из добровольных
пожертвований, а премиальные - из процентов на осн. капитал. Премии
вручались авторам 30 янв. каждого года (день кончины Грибоедова). Г. п.
были отмечены в разные годы пьесы М. Горького ("Мещане", 1903, "Васса
Железнова", 1912), Л. Андреева ("ОаиДеапшз", 1912), А. И.
Южина-Сумбатова ("Старый закал", 1895, и "Джентльмен", 1899), С. А.
Найдёнова ("Дети Ванюшина", 1903), В. И. Немировича-Данченко ("Цена
жизни", 1897, "В мечтах", 1903) и др. А. Шн.
ГРИБО‚ДОВСКАЯ СТУДИЯ (Московская студия имени А. С. Грибоедова) -
театральная студия, существовавшая в 1915-24. Организована артисткой МХТ
С. В. Халютиной и адвокатом А. Н. Васильевым. Худ. руководителиХалютина,
артисты МХТ Н.П. Кудрявцев и В. В. Л уж-ский. Придерживаясь реалистич.
позиций, Г. с. боролась с модными в то время формалистич. тенденциями. В
1921-22 здесь прочёл цикл лекций К. С. Станиславский. В Г. с.
преподавали Н. С. Бутова, С. М. Волконский, О. Г. Лобанова, Е. С.
Телешова. 1-й спектакль студии - "Горе от ума" (1916), затем были пост.
"Не так живи, как хочется" Островского (1919), "Плутни Скапена" (1922) и
др. Среди участников Г. с.- С. В. Азанчевский, С. Б. Васильев, В. В.
Вронская, А. А. Ефремов, М. М. Иловайский, М. Н. Кедров, Н. И. Оленина,
В. Орлова, Н. И. Сац, М. А. Титова и др. Ал. Е.
ГРИБУНИН, Владимир Фёдорович [4(16).IV.1873- l. IV. 1933] - русский
советский актёр. Засл.деят. иск-в РСФСР (1933). Учился в уч-ще Малого
т-ра (1893-95) у М. П. Садовского. С 1898 - в труппе МХТ. Г.-преим.
характерный актер бытового плана. Острое чувство формы соединялось у
него с большим художеств. талантом, с "искусством полутонов" (по
характеристике В. И. Немировича-Данченко). Играл гл. обр. в рус.
репертуаре: Никита ("Власть тьмы"), Фс;рапонт, Чебутыкин и
Симеонов-Пищик ("Три сестры" и "Вишнёвый сад"), Ступендьев
("Провинциалка" Тургенева), Фурначёв ("Смерть Пазухина"
Салтыкова-Щедрина). Обличительно-сатирич. сторона дарования Г. с
особенной силой проявилась в роли
Курослепова ("Горячее сердце")- одной из лучших работ артиста (1926).
А. Кл.
ГРЙВИЦКАС, Витаутас Винцович (р. 8. XI. 1925)- литовский советский
балетмейстер. Засл. деят. иск-в Лит.ССР (1959). С 1944-артист балета
Т-ра оперы и балета в Каунасе. Партии: Ротбарт ("Лебединое озеро"),
Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Кунот ("Ау-дроне" Индры). В 1952
окончил ГИТИС (балетмейстерское отделение) и начал работать
балетмейстером, а позже гл. балетмейстером в Т-ре оперы и балета Лит.
ССР (Вильнюс). Г. -либреттист и постановщик (вместе с А. Мессерером)
первого литов. сов. балета "На берегу моря" Юзелюнаса (1953),
изображающего жизнь литов. рыбаков в послевоен. период, и балета
"Аудроне" Индры на историч. сюжет. В своём творчестве Г. стремится
сочетать классику с элементами литов. нар. танцев, ищет новые
выразительные средства. Пост. балеты: "Светлана" Клебанова (1951),
"Жизель" (1956), "Пер Гюнт" Грига (1956), "Эгле Королева ужей" Балсиса
(1960), "Северный сон" Аустера (1961) и др. Пост. оперы: