<< Пред.           стр. 222 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 с.-х. академии. В Москве сблизился с А. И. Сумбатовым-Южи-ным. По
 возвращении в Тифлис организует груз. любительские спектакли и участвует
 в них. В 1882 вступил в тифлисскую груз. драм. труппу. Поборник
 реалистич. иск-ва, Г. внёс значит, вклад в развитие нац. груз. т-ра.
 Революц.-демократич. тенденции творчества Г. особенно полно проявились в
 годы первой рус. революции 1905. Г. исполнял гл. роли в спектаклях,
 выражающих протест против социальной несправедливости (Гела - "Патара
 Кахи" А. Церетели и др.) и ставил эти спектакли. Г.- актёр глубокой
 мысли, тщательно работавший над сценич. образами, обладавший ярким
 темпераментом, красивым по тембру голосом. Играл разнохарактерные роли:
 Лир, Отелло; Како ("Како разбойник" по Чав-чавадзе), Скалозуб("Горе от
 ума"),Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Кин (о.п. Дюма-сына), Осип
 ("Ревизор"), Отар-бек ("Измена" Сумбатова-Южина), Берсенев ("Разлом").
  Г. воспитал плеяду талантливых актёров, организовывал сезонные и
 гастрольные труппы для обслуживания груз. городов и сёл. В 1908 принял
 участие в организации нар. т-ра в Кутаиси для рабочих. В 1882 Г. написал
 свою первую пьесу "Незаконнорождённый" (пост. в Тифлисе). Среди
 многочисл. пьес, переводов, переделок Г. - патриотич. драмы "Брат и
 сестра", "Два героя", комедия "Манёвры". Г. переводил Гоголя,
 Островского, Шекспира, Мольера, Гюго, Ибсена, Гауптмана и др. Написал
 либретто к операм "Даиси" 3. Палиашвили (1923), "Динара" Аракишвили
 (1924), "Христине" Гогниашвили. Перевёл на груз. яз. либретто опер
 "Севильский цирюльник", "Кармен", "Риголетто". Редактировал газету
 "Театри" (1886) и др. перподич. издания, писал статьи в газетах и
 журналах. В 1889 издал книгу "Грузинский театр 1879-1889".
  После установления в Грузии Сов. власти (1921) Г. стал одним из
 активных строителей сов. театр. культуры: принимал активное участие в
 организации бесплатных спектаклей для рабочих, руководил театр.
 коллективами и был избран первым председателем Союза работников иск-ва.
 С 1913 снимался в кино.
  Соч. на груз. яз.: Грузинский театр за 1879-1889, Тб., 1889; Драмы и
 комедии, кн. 1-2, Тб., 1893; Статьи и письма, Тб., 1953.
  Лит.: День благодарности. Юбилейный иллюстр. альманах в честь
 35-летней деятельности В. Гуния, Тб., 1917;
  Джанелидзе Д., В. Гуния, в кн.: Сахиоба, Тб., 1958;
  Бердзенишвили Н., Большой деятель грузинского театра [В. Гуния], Тб.,
 1959 (все изд. на груз. яз.); Т а в з а-рашвили Г., Грузинский театр.
 М., 1930; Б у х н и к а-швили Г., Грузинский театр за сто лет, Тб.,
 1950. А. П. ГУНО (Gounod), Шарль (17. VI. 1818, Париж,-18. X. 1893,
 Сен-Клу) - французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член
 Ин-та Франции (с 1866). Виднейший представитель франц. лирич. оперы.
 Отец Г. - художник, мать - пианистка. В 1836-38 Г. учился в Парижской
 консерватории у А. Рейха, Ф. Лесюэра, Ф. Галеви, А. Бертона и Ф. Па-эра.
 В 1839 за кантату "Фер-нан" был удостоен Рим. пр. В 1845 - 52 работал
 церк. органистом и капельмейстером в Париже, в 1852- 1860 руководил
 объеди' нением хоровых обществ "Орфеон". В 1851 была поставлена опера Г.
 "Сафо" (т-р "Гранд-Опера"; в 1884 переработана), в 1854 - опера
 "Кровавая монахиня" ( т-р "Гранд-Опера"). В дальнейшем композитор создал
 оперы: "Царица Савская" (1862, т-р "Гранд-Опера"), "Мирейль" (1864, "Т-р
 лирик"), "Ромео и Джульетта" (1867, "Т-р лирик", с балетом 1888) и др. В
 своих сценич. соч. Г. противопоставил внешним театр. эффектам,
 приподнятости чувств, характерным для романтич. т. н. большой оперы,
 стремление к простоте, правдивости сюжета и музыки (сам Г. отдал дань
 этому жанру в операх "Сафо", "Кровавая монахиня", "Царица Савская").
 Одно из популярнейших произв. мирового оперного репертуара - опера Г.
 "Фауст" по Гёте (1859, "Т-р лирик", Париж). Далёкая от философских
 обобщений Гёте (что было подчёркнуто композитором, давшим опере
 первоначально название "Маргарита"), опера привлекает своей
 эмоциональностью, мелодичностью, изяществом формы. Муз. язык оперы во
 многом связан с мелодией франц. гор. песни-романса и танца. Появление
 "Фауста" нанесло сокрушительный удар эстетике большой оперы. Реалистич.
 тенденции, выявившиеся в "Фаусте", Г. частично развивал и в др. произв.,
 но в этих операх, даже в лучшей после "Фауста" опере Г. "Ромео и
 Джульетта", сказалось стремление к красивости, искусственная трактовка
 муз. материала. Опера "Полиевкт" (1878, т-р "Гранд-Опера") проникнута
 религиозными настроениями, мистикой.
  Г. принадлежат также музыка к спектаклям и соч. в др. жанрах.
 Творчество Г. оказало большое влияние на дальнейшее развитие франц.
 оперы (в частности, на молодого Бизе). Г.-автор работ ""Дон Жуан"
 Моцарта" (Париж, 1890), "Записки артиста" (Париж, 1896, в рус. пер.
 1904), статей и др.
  Др. оперы: "Лекарь поневоле" по Мольеру (1858, "Т-р лирик", Париж),
 "Коломба" (1860, Баден-Бадиг), "Филемон и Бавкида" (1860, "Т-р лирик",
 Париж), "Сен-Мар" (1877, "Опера комик"), "Дань Заморы" (1881, т-р
 "Гранд-Опера") и др.; музыка к комедиям Мольера "Мещанин во дворянстве"
 (1857, "Театр Франсе") и "Жорж Данден" (1873, неоконч.), к трагедии
 "Улисс" Понсара (1852; т-р "Ко-меди Франсез"), к драмам "Две королевы"
 Легуве (1872, т-р "Вентадур") и "Жанна д'Арк" Барбье (1873, т-р "Гете"),
  Лит.: 50 опер [Ред. сост. М. Друскин], Л., 1959;
  Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ.
 Вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938; Серов А. Н., Критические
 статьи, т. 4, СПБ, 1895; "Артист", 1893, ј 31, кн. 11, с. 192-194;
 "Всемирная иллюстрация", 1873, .Ns 210, с. 27; S a i n t-S a e n s C.,
 Ch. Gounod et le Don Juan de Mozart, P., 1894; P r o d'-ho m m e J. G.,
 et Dandelot A., Gounod..., v. 1-2, P., 1911; Soubies A. et Curzon H. de,
 Documents inedits sur le Faust de Gounod, P., 1912;
  0 1 1 on e R. d\ Gounod et l'opera comique, "RM", 1933, XIII,
 novembre; H a r t l er H., Einfuhrung zur Oper Margarethe, B., 1939;
 Landormy P., Gounod, P., 1942; H i l l e m а с h e r P. L., Charles
 Gounod, P., [1906];
  Landormy P., "Faust" de Gounod, P., 1922.
  ГУРА (Gura), Эйген (8.XI.1842-26.VIII.1906) -немецкий артист оперы
 (баритон). В 1864-66 обучался пению в Мюнхенской консерватории. Впервые
 выступил на оперной сцене в Мюнхене в 1865, пел в оперных т-рах
 Бреславля (1867-70), Лейпцига (18701876), Гамбурга (1876-83) и вновь
 Мюнхена (1883-95). В 1876-96 выступал на Байрёйтских фестивалях.
 Считался одним из лучших баритонов 2-й пол. 19 в. Обладал драм.
 талантом, сильным, мягким по тембру и ровным во всех регистрах голосом.
 Г. исполнял иногда и басовые партии. Особенно успешно выступал в операх
 Вагнера (Голландец, Ганс Сакс, Гунтер, Амфор-тас, Доннер - "Летучий
 голландец", "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Гибель богов", "Парсифаль",
 "Золото Рейна") и др. нем. композиторов.
  Др. партии: Пизарро ("Фиделио" Бетховена), Оттокар ("Вольный стрелок"
 Вебера), граф Либенау ("Оружейник" Лортцинга), Калиф ("Багдадский
 цирюльник" Корнелиуса), Ганс Хейлинг (о. п. Маршнера), Лепорелло, Дон
 Жуан ("Дон Жуан"), Риголетто и др.
  Л и т. соч.: Erinnerungen aus meinem Leben, Lpz., 1905.
 Лит.Steinitzer M., Meister des Gesanges, B., 1920 Л. M.
  ГУРВ1ШЕК (Hurvinek) - персонаж чешского кукольного т-ра. См. Спейбл.
  ГУРВИЧ, Абрам Соломонович [30. I (11.11). 1897 - 18.XIJ962] - русский
 советский литературовед и театральный критик. Лит. деятельность начал в
 1925. Осн. работы Г. посв. анализу пьес сов. драматургов (Погодина,
 Афиногенова, Файко, Киршона и др.). В своих книгах, статьях и рецензиях
 освещает проблемы совр. т-ра и драматургии.
  Соч.: В поисках героя, М.-Л., 1938; Три драматурга. Погодин, Олеша,
 Киршон, М., 1936; Черты современника (Литературно-критические статьи),
 М., 1958; H. Ф. Погодин, в сб.: Театральный альманах, кн. 7, М., 1948;
  Образ Ленина в советской драматургии, "Театр", М., 1940, ј1. С.Г.
  ГУРЕВИЧ (псевдонимы - Л. Г op e в, H. H. и др.), Любовь Яковлевна
 (2.XI.1866-17.X.1940) - русская советская писательница, историк театра,
 переводчик. Род. в Петербурге в семье известного педагога. В 1888
 окончила Высшие женские курсы ("Бестужевские"). Первая большая
 театр.-критич. работа Г.- "Освобождение театра" (журн. "Образование", СП
 Б, 1904, ј 4, разд. III, с. 75-96) о петербургских гастролях МХТ, о
 Станиславском в роли Брута. Г. написала ряд книг и статей по вопросам
 т-ра, отмеченных глубиной мысли, тонким вкусом, большой эрудицией.
 Убеждённая сторонница реалистич. иск-ва, Г. явилась поборницей
 творчества Художественного театра. Была другом К. С. Станиславского;
 редактировала его книги "Моя жизнь в искусстве", "Работа актёра над
 собой", "Художественные записи" 1877-92, "Беседы К. С. Станиславского в
 студии Большого театра" и др.
  Соч.: Литература и эстетика. Критич. опыты и этюды М., 1912;
 Творчество актёра, М., 1927; K.C. Станиславский [М.] 1929; История
 русского театрального быта, М.-Л. 1939; К. С. Станиславский, в сб.:
 Мастера МХАТ, M.- Л. 1939, с. 3-74; Воспоминания, в сб.: О Станиславском
 (сост и отред. Г.), М., 1948, с. 117-182).
  Лит.: Станиславский К. С., Материалы. Письма. Исследования, М., 1955
 (Театральное наследство, т. 1), с. 189- 247; Русская литература XX века,
 под ред. С. Венгерова, т. 2, М., 1916, с. 171-89; Первые литературные
 шаги. Автобиографии современных русских писателей, М., 1911, с. 181198;
 "Театр", М., 1940, ;ј 11 (Некролог). А. Шн.
  ГУРЙДИ (Guridi), Хавьер Ангуло (1816-84) - доминиканский драматург
 (пишет на исп. яз.). Автор драм из жизни доминиканских индейцев. Пьеса
 Г. "Дон Юниферо и Юганиона" пользовалась большим успехом и заложила
 основы доминиканской драматургии. Написал также пьесы "Кагаррос", "Горе
 пустыни".
  Лит.: Estrella Gutierrez F., у Suarez Cali m a n o E., Historia de la
 literatura americana y argentina, B. Aires, 1940. Ал. Р.
  ГУРК (Главное управление по контролю за зрелищами и репертуаром).
 Образован на основе Главреперткома в системе Наркомпроса РСФСР
 (Положение о ГУРК утверждено 26 февр. 1934). Выполнял те же функции. Г.
 существовали также в союзных и авт. республиках. При создании
 Министерства культуры СССР (1953) Г. был упразднён. М. И.
  ГУРКО, Иван Степанович (р. 1884) - русский артист эстрады. Один из
 старейших сатириков-юмористов. Автор и исполнитель злободневных
 куплетов, песенок-пародий, стихотворных памфлетов, муз. фельетонов.
 Сценич. деятельность начал в 1903. Работал в драме, оперетте, в "Комич.
 опере" под рук. К.А.Марджанишвили (Марджанова). С 1912 выступал на
 эстраде с пародиями (пародия на романс "Чёрная шаль", высмеивающая
 интеллигента, испуганного событиями первой русской революции), песенками
 (об инвалиде 1-й мировой войны и др.). На сов. эстраде Г. одним из
 первых стал исполнять репертуар, откликающийся на текущие события. А.
 Шн.
  ГУРЬЕВ, Виктор Иосифович [р.16 (29). Vlil. 1914]- эстонский советский
 артист оперы (лирико-драматич. тенор). Нар. арт. Эст. ССР (1960). В 1951
 окончил Таллинскую консерваторию. В 1945-50 пел в Гос. академич. мужском
 хоре Эст. ССР. В 1949 дебютировал в т-ре "Эстония". Г. успешно исполняет
 лирич. и драматич. Партии; создал разнохарактерные вок.-сценич. образы.
 Выступает в концертах, пользуется известностью как эстрадный певец.
  Партии: Олег Кошевой ("Молодая гвардия" Мейтуса), Знобов ("Никита
 Вершинин" Кабалевского), Люченцио ("Укрощение строптивой" Шебалина),
 Князь ("Русалка"), Самозванец, Юродивый ("Борис Годунов"), Ленский,
 Герман, Синодал; Лыков ("Царская невеста"), Густав III ("Бал-маскарад"
 Верди), Каварадосси, Альфред, Хозеидр. А.Ив.
  ГУРЬЕВА, Клавдия Александровна (р. 29. XII. 1908) - русская советская
 актриса. Нар. арт. Кирг. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1939.
 Сценич. деятельность начала в 1924 в Пермском ТЮЗе. Более 20 лет
 проработала в т-рах Перми и Свердловска. С 1946 - актриса Рус. драм.
 т-ра им. Крупской во Фрунзе. Лучшие роли: Мария Александровна ("Семья"
 Попова), Филумена Мартурано (о. п. Э. Де Филиппе), хозяйка Нискавуори
 ("Каменное гнездо" Вуолийоки), Бурма ("Певец народа" Джантошева), Аджар
 ("Сарын-жи" Эшмамбетова) и др.
  Лит.: К. А. Гурьева, Фрунзе, 1958. Д- Бр.
  ГУС, Михаил Семёнович [p.26.VI (9.VII). 1900]-русский советский
 литературовед, театровед и критик. Чл. Коммунистич. партии с 1920.
 Учился в Киевском ун-те. Печататься начал в 1919. Автор книг и
 теоре-тич. статей по драматургии и т-ру.
  Соч.: К. С. Станиславский. "Красная новь", 1938, .N" 9;
  Расин и Шекспир, "Театр", 1939, .No 6; Современные коллизии, там же,
 1940, .ј12; В поисках правды, там же, 1941, .ј 1; Советский театр -
 театр социалистического реализма, там же, 1949, .No 12; Трибун и
 романтик (о драматургии Вс. Вишневского), там же, 1951, .ј 9; Гоголь и
 николаевская Россия, М., 1957; Литература и эпоха (печатается).
  ГУСАН (др. наименование - м и м о с) - актёр древнего и
 средневекового армянского т-ра. Первоначально Г. называли служителей в
 храме бога Гисанэ. В эпоху эллинизма наименование Г. перешло на
 участников площадных фарсовых и сатирических представлений.
 Актёры-трагики именовались вох-бергу-гусанами ("воплепоющие" гусаны,
 оплакивающие погибшего героя пением, звучащим как вопль) и
 дзайнарку-гусанами (гусаны, возвещавшие печаль и горе); исполнители
 высокой комедии-катака-гусанами (гусанами-комедиантами). См. илл. на
 стр. 239. Г. Г.
  ГУСАН-МИМОС - актёр армянского средневекового площадного театра. В
 древних текстах термины гусан и мимос часто упоминаются раздельно, в
 качестве синонимов.
  Лит.: Г о я н Г., 2000 лет армянского театра. Указатель специальных
 терминов, т. 2, М., 1052, с. 506. Г. Г.
  ГУСЕВ, Александр Дмитриевич [р. 11(24).II. 1900] - русский советский
 актёр, режиссёр. Нар. арт. Тат. АССР (1945), засл. арт. РСФСР (1957).Чл.
 Коммунистич. партии с 1942. Сценич. деятельность начал в 1918 в
 Самарском т-ре. Затем работал в т-рах
  Иркутска, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Одессы, Москвы (ЦТСА,
 1935-39). С 1939 - актёр и режиссёр Казанского т-ра. Роли: Чацкий,
 Хлестаков; Дульчин, Глумов ("Последняя жертва", "На всякого мудреца
 довольно простоты"), Павел Греков (о. п. Войтехова и Ленча), Горбунов
 ("Офицер флота" Крона), Воропаев ("Счастье" Павленко), Рощин ("Хождение
 по мукам" по А. Н. Толстому), Горлов ("Фронт"), Фёдор Таланов
 ("Нашествие"). Пост. спектакли "Обрыв" по Гончарову, "Великая сила"
 Ромашова. И. И.
  ГУСЕВ, Василий Семёнович [р. 7(20). III. 1905]- русский советский
 актёр. Нар. арт. Бурят. АССР (1957), засл. арт. РСФСР (1959). Чл.
 Коммунистич. партии с 1932. В 1937 окончил техникум сценич. иск-ва в
 Ленинграде (ныне театр. ин-т им. Островского). В том же году поступил в
 Рус. т-р в Улан-Удэ. Играет преим. характерные и комедийные роли.
  Роли: Перчихин ("Мещане"), Несчастливцев; Мудзи-мура ("На той
 стороне" Барянова), боцман ("Оптимистическая трагедия"), Лапшин ("В
 поисках радости" Розова), Галсан ("Чудесный клад" Маляр евского). Благой
 ("Д-р" Нушича), Райсмик ("Блудный сын" Раннета) и др. Вал.Н.
  ГУСЕВ, Виктор Михайлович (30.1.1909-23.1.1944)- русский советский
 поэт и драматург. Род. в Москве. Учился на Высших лит. курсах и в Моск.
 ун-те (ф-т лит-ры и иск-ва). Лит. деятельность начал в 1927 как поэт,
 автор текстов для злободневных театрализованных представлений "Синей
 блузы". Первая опубликованная пьеса Г.-водевиль "Три волнения одного
 дня" (1928), ставилась самодеят. коллективами. Первая многоактная пьеса
 - "Закрытие Америки" (1933; опубл. и пост. не была; единственное
 художеств. произв. Г. в прозе). В 1935 Г. написал свою лучшую пьесу -
 героич. комедию в стихах "Слава". В ней наиболее ярко проявились
 характерные для творчества Г. черты - глубокая идейность, острая
 политич. направленность и вместе с тем поэтичность, свежесть, ли-рич.
 взволнованность. В "Славе" Г. утверждал героизм, скромность, честность,
 самоотверженность сов.человека, его преданность родине и разоблачал
 показной, эгоистич. "героизм" честолюбца. Через всю пьесу проходит тема
 дружной семьи как прообраз сов. страны. Пост. впервые Магнитогорским
 т-ром в янв. 1936 и в том же году Центр, т-ром Красной Армии и Малым
 т-ром (Мотыльков - Анненков, Маяк- Лепштейн, Мотылькова -
 Блюменталь-Тамарина, старый актёр Медведев - Яковлев). "Слава" обошла
 почти все т-ры страны, ставилась за рубежом. В 1941 Г. создал лирич.
 комедию "Весна в Москве", полную весёлого задора, поэтич. теплоты,
 рассказывающую о молодости, дружбе, о жизни и труде сов. людей. В
 многочисл. песнях комедии вставал величественный образ Москвы, близкий
 сердцу героев пьесы, связанный с их лучшими стремлениями и мечтами. В
 мае 1941 "Весна в Москве" была пост. в Моск. т-ре Революции. Теме
 воспитания молодого человека в сов. обществе посв. пьеса Г. "Сын
 Рыбакова" (начата в 1939; доработана после смерти автора В. В.
 Вин-никовым, впервые пост. в 1953, в Ленингр. т-ре Комедии). Г.
 принадлежат также пьесы "Дружба" (1938, Ленингр. Большой драм. т-р,
 Малый т-р), "Москвичка" (1943, Моск. т-р драмы), "Сыновья трёх рек"
 (1944, там же). Пьесы Г. проникнуты задушевным юмором. Они написаны
 простым и в то же время эмоциональным, образно-поэтич. языком. Г.- автор
 сценариев фильмов "Свинарка и пастух" (Гос. пр. СССР, 1942) и "В шесть
 часов вечера после войны" (Гос. пр. СССР, 1946).
  Соч.: Пьесы и киносценарии, Соч., т. 2, М., 1955. Лит.: К р ю к о в
 Н., Творчество Виктора Гусева. Предисловие к 1 т. соч. Гусева, М., 1955;
 Богданов А. Н., Драматургия В. М. Гусева, М., 1953 (дисс.); Щ е г л о-в
 а Г. Н., Драматургия В. М. Гусева, М., 1956 (дисс.);
  "Искусство и жизнь". Л., 1938, .ј 4, с. 7-9 (ст. Гринберга);
  "Театр", 1938, ј 6, с. 81-85 (ст. Б. Коваль); Ежегодник Малого театра
 1953-1954 гг., М.,1956, с. 69-71, 191-201 (ст. Ханютина). А. Шн.
  ГУСЕВ, Пётр Андреевич [р. 16(29).XII.1904]-русский советский артист
 балета, педагог, балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1919-22 учился
 в Ленингр. хореографич. уч-ще. В 1922-35 - артист Ленингр. т-ра им.
 Кирова, где исполнил партии: Джемса ("Сильфида" Шнейцгоффера и Нурри),
 Иван-царевича ("Жар-птица" Стравинского), Дезире ("Спящая красавица") и
 др. В 1935-45-солист Большого т-ра. Партии: Гирей ("Бахчисарайский
 фонтан"); Абдер-рахман и Жан де Бриен ("Раймонда"), Менерс ("Алые
 паруса" Юровского). В 1945- 1950-худ. рук. балета и балетмейстер
 Ленингр. т-ра им. Кирова. Г.- крупнейший мастер классич. танца. Его
 исполнение отличается великолепной техникой прыжков, чистотой
 хореографич. рисунка, выразительностью миМики. Осуществил ряд балетных
 пост.: "Семь красавиц" Караева (Т-р оперы и балета им. Ахундова, Баку,
 1952, Ленингр. т-р им. Кирова, 1953), "Кор-сар" Адана и Пуни (Ленингр.
 т-р им. Кирова, 1956), "Лебединое озеро" (Муз. т-р им. Станиславского и
 Не-мировича-Данченко, 1953, возобн. 2-й акт). Ведёт педагогич. работу:
 1922-35 - в Ленингр. хорео-графич. уч-ще и эстрадном техникуме; в
 1936-41 - Д- РУ и педагог Моск. хореографич. уч-ща; в 1935-45 и 1950-57
 - педагог Муз. т-ра им. Немиро-вича-Данченко и Станиславского; в 1935-45
 - педагог Большого т-ра; в 1957-60 преподавал в Пекинском хореографич.
 уч-ще (КНР). Г.-один из организаторов балетного т-ра в Пекине, где
 поставил "Лебединое озеро" (1958), "Корсар" Адана и Пуни (1959),
 "Красавица рыбка" У Цзу-цена и Ду Мин-сина (1959), "Жизель" (1960).
  Лит.: "Советская музыка", М., 1956, ј 10, с. 106-111;
  "Театр", М., 1951, ј 5, с. 67-83; "Жизнь искусства", Л., 1927. ј 27.
 Л. П.
  ГУСЕВА, Елена Ивановна (1793-1853) - русская актриса. Окончила
 Петерб. театр. уч-ще в 1809. Играла в Александрийском т-ре (Петербург).
 Расцвет творчества Г. связан с развитием реализма в рус. сценич. иск-ве
 1-й пол. 19 в. Современница А. Е. Мартынова и М. С. Щепкина, Г.
 выдвинулась к сер. 30-х гг. как превосходная исполнительница ролей
 женщин "простого звания" - кухарок, нянек, свах, торговок и т. п. Среди
 лучших ролей Г.- Еремеевна ("Недоросль"), Пошлёпкина ("Ревизор"), Фёкла

<< Пред.           стр. 222 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу