<< Пред. стр. 238 (из 913) След. >>
балетного). В зависимости от сложности и длительности воплощаемыхсобытий пьеса и спектакль делятся на то или иное число актов, или Д. В
каждом из них начинается и завершается определённое звено событий пьесы.
В первом Д. обычно дана экспозиция и происходит завязка, в
последнемразвязка. В завязке начинается та борьба между действующими
лицами, к-рая так или иначе завершается в развязке. Каждое из
промежуточных Д. (между первым и последним) заключает в себе целостный
этап этой борьбы: включение в борьбу новых сил, переход инициативы от
одних к другим, смену условий, в к-рых находятся гл. персонажи
(действующие лица), возникновение и преодоление препятствий на пути
героя к его цели и т. д. Деление пьесы на акты, или Д., связано с
композицией драмы, её стилем и жанром. В одноактной пьесе ясность,
простота исходного положения действующих лиц (экспозиция), простота
конфликта делают возможным такой разворот борьбы, при к-ром все события
пьесы укладываются в одно Д.
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 1, с. 385-88;
Аристотель, Об искусстве поэзии, пер. [с греч.], М., 1957; Леонардо
да Винчи, Избранное, М., 1952, с. 100, 231; Гегель Г. В. Ф., Соч., т.
12, М., 1938, с. 223; Белинский В. Г., Избр. соч., М., 1948, с. 553;
Сеченов И. М., Избр. философские и психологические произведения, [М.],
1947, с. 70-71, 98, 114; Павловские среды, т. 1, М. -Л., 1949, с. 345;
Холодов Е., Композиция драмы, М., 1957; С т а н и с л а в с к и и К. С.,
Собр. соч., т. 1-4, М., 1954-57; его же, Режиссерский план "Отелло",
М.-Л., 1945; То п о р к о в В." К. С. Станиславский на репетиции, М.,
1950; Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922
гг., М., 1952; Горчаков Н., Режиссерские уроки К. С. Станиславского, 3
изд., М., 1952; Кристи Г., Работа'К. С. Станиславского в оперном театре,
М., 1952; Ершов ТТ., Технология актерского искусства, М., 1959. /7. Е.
ДЕЙСТВО - древние культовые обряды (празднества, торжества),
заключавшие в себе элементы театр. действия. При первобытнообщинном
строе обряды сопровождались простейшими формами пляски, пения, музыки. К
Д. относятся др.-греч. обряды в честь бога Диониса - Дионисовы действа,
от к-рых берёт своё начало антич. т-р. В Индии, еще за тысячелетие до н.
э., были широко известны обряды Вишну-Кришны; от них произошли индийские
драмы-мистерии "джатра". В ср. века Д. являлись церк.-религ. обряды,
процессии, в к-рые, в целях большего воздействия на верующих, вводились
элементы театрализации. На Западе такие Д. появились в 9 в. в
богослужениях ка-толич. церкви: сначала представляли собой
диалоги-зированное чтение избранных священных текстов, затем изображение
в лицах отдельных евангельских эпизодов (см. Литургическая драма}. В
России Д. появились в нач. 16 в. и бытовали до конца 17 в. Таковы,
напр., "Пещное действо" - инсценировка библейского рассказа о трёх
отроках, "Умовение ног - инсценировка евангельского рассказа о тайной
вечере, "Действо цветоносия, или Хождения на осляти"- о въезде Иисуса
Христа в Иерусалим, и пр.
Д. называли массовые представления на революц. и др. темы.
Устраивались обычно под открытым небом. Были распространены также во
Франции в эпоху франц. бурж. революции конца 18 в., в СССР- в первые
послеоктябрьские годы (см. Массовое действо). А. Шн.
ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО - персонаж (лицо), участвующий в пьесе.
ДЕЙЧ, Александр Иосифович [р. 1(13).V.1893]- русский советский
литературовед и театровед. В 1917 окончил историко-филологич. ф-т
Киевского ун-та. Лит. деятельность начал в 1911. Педагогическую- с 1918.
Доктор филологич. наук (1945), профессор (1922). Осн. работы Д. посв.
зап.-европ. литературе и т-ру. Выступает как переводчик: "Пигмалион" и
"Ученик дьявола" Шоу, "Нашествие Наполеона" Газен-клевера (перевод и
переработка; совм. с А. В. Луначарским), франц. нар. фарс "Адвокат
Патлен".
Соч.: Тальма, М., 1934; Красные и черные. Актеры в эпоху Французской
революции, М.-Л., 1939; С. Л. Кузнецов, М.-Л.. 1947; Абрар Хидоятов,
М.-Л., 1948; Леся Украинка. Критико-биографич. очерк, М., 1953, 2 изд.,
1954; Г. Гейне и театр. М., 1956 (вступ. статья, составление, ред. и
комментарии), Луначарский и театр. в кн.: Луначарский А. В., О театре и
драматургии. Избр. статьи, т. 2, М., 1958, с. 7-46; Мы любим театр. М.,
I960. С. Г.
Д‚ЙША-СИОНЙЦКАЯ (урожд.-С ионицкая,по мужу - Д ейш а), Мария
Адриановна [22.Х(З.Х1). 1859, Чернигов,-25.VlIl.l932, Коктебель, близ
Феодосии] - русская артистка оперы (драматическое сопрано) и педагог.
Окончила в 1881 Петерб. консерваторию по кл. Е. Ф. Цванцигер и К.
Эверарди; совершенствовалась у М. Маркези в Вене и Париже. В 1883-91
пела в Мариинском.в 1891-1908- в Большом т-ре. Была первой
исполнительницей партии Ярославны в Москве; впервые на моек. сцене
исполнила также партии Лизы и Купавы. Среди др. партий: Антонида ("Иван
Сусанин"), Наташа ("Русалка"), Татьяна; Мария, Иоланта, Кума ("Мазепа",
"Иоланта", "Чародейка" Чайковского), Вера Ше-лога ("Боярыня Вера Шелога"
Римского-Корсакова), Земфира ("Алеко" Рахманинова), Агата ("Вольный
стрелок" Вебера), Валентина ("Гугеноты"), Елизавета ("Тангейзер"), Аида.
Д.-С. обладала сильным голосом красивого тембра, ровным во всех
регистрах. Высокий интеллект, глубокое понимание роли сочетались в её
исполнении с задушевностью и большим артистич. темпераментом. Выступала
с Шаляпиным (в "Русалке") и др. выдающимися певцами. Талант артистки
блестяще проявился и в её концертных выступлениях.
Д.-С. участвовала в создании Моск. нар. консерватории (осн. в 1906) и
совм. с Б. Л. Яворским в организации Моск. "Муз. выставок"
(1907-13)-концертов из новых произведений, преим. рус. композиторов. В
1907- 1913 Д.-С. преподавала в Моск. нар. консерватории, в 1921-32
-профессор Моск. консерватории. Свои педагогич. принципы изложила в
книге "Пение в ощущениях".
Соч.: Пение в ощущениях, М., 1926. Лит.: Ф[и н д е и з е н] Н., М. А.
Дейша-Сионицкая, "РМГ", 1902, ј 49; А л е к с е е в а Е., М.
Дейша-Сионицкая, "Советская музыка", 1962, ј 8. , .
"ДЕКАБРИСТЫ" - 1) Опера В. Золотарёва, либр. В. Ясиновского. Пост. 27
дек. 1925 в Большом т-ре (дирижёр Ипполитов-Иванов, художники
Петровский, Са-пегин, Меныпутин, балетм. Лащилин; генерал
РаевскийАр-сеньев, Волконский - Политковский, Маша Волконская-
Глухоедова, Саша Раевский - Наумов, Рылеев - Юдин, Наташа Рылеева -
Зорич, Николай I - Садомов, Бенкендорф - Люминарский, Одоевский -
Исаков, князь Трубецкой-Бурлак, Каховский - Пеньковой); Свердловский т-р
оперы и балета (1930). Новая ред. оперы - "Кондратий Рылеев", исполнена
Оперным ансамблем ВТО, Москва, 1957.
2) Опера Ю. Шапорина, либр. А. Толстого и Вс. Рождественского. Пост.
23 июня 1953, Большой т-р (дирижёр Мелик-Пашаев, р еж.-постановщик
Охлопков, художники Петрицкий, Старженецкая, гл. хормейстер Шорин,
хормейстеры Рыбнов, Хазанов, балетм. Лавровский; Рылеев - Ал. Иванов,
Пестель-А. Пирогов, Бестужев - И. Петров, Каховский - Нэлеип, князь
Трубецкой - Селиванов, Якубович - Во-ловов, князь Щепин-Ростовский -
Большаков, княгиня Щепина-РостоЕСкая - Вербицкая, Елена - Покровская,
Мария Тимофеевна - Косицина, Стеша - Давыдова, Ростовцев - Чекин,
Николай I - Огнивцев). Т-р оперы и балета им. Кирова пост. "Д." в 1953
(дирижёр Хайкин, пост. Соковнина, худ. Константиновский, хормейстер
Михайлов, балетм. Мустаев; Рылеев - Алексеев, Пестель - Яшугин,
Каховский - Ульянов, Бестужев - Ярошенко, Якубович - Шашков, князь
Трубецкой - Мелентьев, Муравьёв-Апостол-Пронин, Бестужев-Рюмин -
Калужский, князь ТЦепин-Ростовский - Бугаев, княгиня Щепина-Ростов-ская
- Вольтер, Елена - Кашеварова, Стеша - Сыроватко, Ростовцев - Нечаев,
Николай I - Константинов). Пост. за рубежом: Прага (1957), Острава
(1958). Я ГУ
Издания: "Д."., клавир, М., 1953; М., 1956. ' ' "ДЕКАДА МОСКОВСКИХ
ЗРЕЛИЩ" - русский советский журнал, издававшийся в Москве в 1938-40.
Выходил один раз в 10 дней. Ответств. редактор- М. Имас. В журнале
печатались рецензии, статьи об актёрах, режиссёрах, помещались указы о
награждении, публиковался репертуар моек. театров на декаду (с составом
исполнителей к каждому спектаклю).
ДЕКАДЫ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ В МОСКВЕ - показы в Москве достижений
искусства союзных и автономных республик СССР. 1-я декада - Украинская -
состоялась в 1936.
Декады представляют собой систему разл. мероприятий (спектакли,
концерты, эстрадные программы, цирковые представления, самодеятельные
выступления, вечера писателей, композиторов, художников, выставки
живописи, графики и скульптуры, книжные выставки и т. д.), в к-рых
участвуют проф. и само-деят. театральные, муз.-вок. и хореографич.
коллективы. Декада завершается торжеств, заключит. концертом. Всего (с
1936) было проведено 25 декад иск-ва и лит-ры союзных и 9 авт.
республик.
Азербайджанские декады: 5-15 апр. 1938. Участники: Т-р оперы и балета
им. М. Ф. Ахундова (оперы "Кёр-Оглы" У. Гаджибекова, "Шахсенем" Глиэра и
"Нергиз" Магомаева, муз. комедия "Аршин мал алан" Уз. Гаджибекова);
ансамбль, солисты азербайджанской филармонии. 22-31 мая 1959. Т-р оперы
и балета им. Ахундова (оперы "Севиль" Амирова и "Кёр-Оглы" Гаджибекова,
балеты "Семь красавиц" Караева, "Девичья башня" Бадалбейли и "Гюльшен"
С. Гаджибекова), Т-р им. Азизбекова ("Бухта Ильича" Меджнунбекова,
"Алмас" Джабарлы, "Фархад и Ширин" Вургуна, "Отелло"), Рус. драм. т-р
им. С. Вур-гуна ("Кремлёвские куранты"; "Вагиф" Вургуна, "Утро Востока"
Мамедханлы, "Маскарад" Лермонтова), ансамбли, коллективы и солисты
Азерб. гос. филармонии.
Армянские декады: 20-29 окт. 1939. Участники: Т-р оперы и балета им.
Спендиарова (оперы "Алмаст" Спендиарова, "Ануш" Тиграняна, "Луса-бацин"
Степаняна, балет "Счастье" Хачатуряна); ансамбль песни и танца Арм. ССР;
ашугский ансамбль, оркестры, хоры. 1-13 июня 1956. Т-р оперы и балета
им. Спендиарова (оперы "Давид-Век" и "Ануш" Тиграняна, "Аршак II"
Чухаджяна, "Пиковая дама"; балет "Севан" Егиазаряна); Т-р им. Г.
Сундукяна ("Утёс" Папазяна, "Намус" Ширванзаде, "Дядя Багда-сар"
Пароняна, "Ещё одна жертва" Сундукяна, "Егор Булычев и другие",
"Отелло"); Ереванский рус. драм. т-р им. К. С. Станиславского ("Из-за
чести" Ширванзаде, "Поворот" Овчинникова, "Кремлёвские куранты",
"Мещане"); Ленинаканский арм. драм. т-р им. Мра-вяна ("Опытное поле"
Заряна, "В кольце" Вагаршяна);
Ансамбль арм. нар. песни и танца; Ансамбль гусанской песни им.
Саят-нова; Гос. эстрадный оркестр, цирковые коллективы, коллективы
самодеятельности.
Белорусские декады: 5-15 июня 1940. Участники: Белорусский т-р .оперы
и балета - оперы ("Михась Подгорный" Тикоцкого, "В пущах Полесья"
Богатырёва, "Цветок счастья" Туренкова, балет "Соловей" Крошнера); Т-р
им. Я. Купалы ("Партизаны" и "Кто смеётся последним" Крапивы, "Гибель
волка" Самуйлёнка, "Последние"); коллективы и солисты белорусской
филармонии, коллективы самодеятельности. 11-21 февр. 1955. Участники:
Белорусский т-р оперы и балета (оперы: "Девушка из Полесья" Тикоцкого,
"Евгений Онегин"; "Страшный двор" Монюшко, балет "Пламенные сердца"
Золотарёва); Т-р им. Я. Купалы ("Константин Заслонов" Мовзона, "Поют
жаворонки" Крапивы, "Павлинка" Купалы, "Извините, пожалуйста" Макаёнка,
"Доходное место"); Т-р им. Я. Коласа ("Разорённое гнездо" Купалы,
"Нестерка" Вольского, "Враги"); Минский русский драм. т-р ("Брестская
крепость" Губаревича, "Король Лир"); коллективы и солисты белорусской
филармонии, самодеятельности.
Грузинские декады: 5-15 янв. 1937. Участники: Т-р оперы и балета им.
Палиашвили (оперы "Абесалом и Этери", "Даиси" 3. Палиашвили, "Дареджан
Цбиери" Баланчивадзе, "Кето и Котэ" Долидзе); ансамбли; 21 марта - 1
апр. 1958. Т-р оперы и балета им. Палиашвили (оперы "Даиси" Палиашвили,
"Невеста Севера" Торадзе, "Орлеанская дева" Чайковского, балеты "Горда"
Торадзе, "Отелло" Мачавариани); Т-р им. Ш. Руставели ("Тариэл Го-луа"
Киачели, "Молодая учительница" Келбакиани, "Оптимистическая трагедия";
"Царь Эдип" Софокла, "Испанский священник" Флетчера); Т-р им.
Марджанишвили ("На перепутье" Готуа, "Изгнанник" Важа Пшавела, "Марине"
Бараташвили, "Гибель эскадры", "Ричард III"); Тбилисский рус. т-р им.
Грибоедова ("Киквидзе" Дарасели, "Хевисбери Гоча" Шаншиашвили, "Грозовой
год" Каплера, "Расточитель" Лескова); ансамбли, хоры, оркестры,
исполнители-солисты .
Казахские декады: 17-23 мая 1936. Участники: Казахский муз. т-р (муз.
драмы Бруси-ловского "Кыз Жибек" и "Жалбыр"); коллективы и солисты
казахской филармонии. 12-21 дек. 1958. Участники: Т-р оперы и балета им.
Абая (оперы "Бир-жан и Сара" Тулебаева, "Абай" Жубанова и Хамнди, балеты
"Дорогой цветов" Тлндеева, Степанова и Ма-наева, "Бахчисарайский
фонтан"); Казахский т-р драмы ("Енлик-Кебек" Ауэзова, "Трагедия поэта"
Мусрепова, "Чокан Валиханов" Муканова, "Одно дерева - не лес" Тажибаева,
"Укрощение строптивой"); Алма-Атинский рус. т-р ("Наследники" Аыова,
"Джордано Бруно" Окулевича, "Битва в пути" по роману Николаевой);
ансамбли, оркестры, солисты казахской филармонии.
Киргизские декады: 26 мая - 4 июня 1939. Участники: Киргизский муз.
т-р (муз. драмы "Аджал Ордуна", "Алтын Кыз" и опера "Айчурек" Власова,
Малдыбаева и Фере). 14-23 окт. 1958. Киргизский т-р оперы и балета
(оперы "Токтогул" Власова, Малдыбаева и Фере, "Опричник" Чайковского,
балеты "Анар" Власова и Фере, "Чолпон" Раух-вергера); Киргизский драм.
т-р ("Курманбек" Джан-тошева, "Тар Капчигай" Абдумомунова, "Гроза";
"Тайфун" Цао Юя); Фрунзенский рус. т-р им. Крупской ("Кремлёвские
куранты", "Мещане"; "Сырынжи" Эшмамбетова, "Свет в долине" Шукурбекова);
ансамбли, оркестры, солисты киргизской филармонии.
Латышские декады: 14-26 дек. 1955. Участники: Т-р оперы и балета
Латв. ССР (оперы "Банюта" Калныня, "К новому берегу" Зариня,
Сказание о граде Китеже" Римского-Корсакова, балеты "Сакта свободы"
Скулте, "Лайма" Лиепиня);
Т-р драмы Латв. ССР ("Земля зелёная" Упита, "Дни портных в Силмачах"
Блаумана, "Цеплис" по роману Розита, "Кремлёвские куранты", "На дне");
Художеств. т-р Латв. ССР им. Райниса ("Вей, ветерок!" Райниса, "Корабль
выходит в море" Ванага, "Тени" Салтыкова-Щедрина, "Ромео и Джульетта");
Республиканский т-р кукол ("Золотой конь" Райниса); ансамбли, хоры,
оркестры, солисты Латвийской филармонии, коллективы самодеятельности.
Литовские декады: 4-15 марта 1954. Участники: Т-р оперы и балета Лит.
ССР (оперы "Марите" Рачюнаса, "На берегу моря" Юзелюнаса, "Князь Игорь",
"Травиата"); Т-р драмы Лит. ССР ("Правда кузнеца Игнотаса" Гузявичюса,
"Невестка" Милюнаса по Жемайте, "Враги"); Каунасский муз. т-р
("Накануне" Грицюса, "Женитьба Фигаро"); ансамбли, хоры, солисты
литовской филармонии.
Молдавские декады: 28 дек. 1949. Декада нац. музыки и танца Молд.
ССР. Участники: Молдавская хоровая капелла "Дойна", ансамбль нар. танца,
оркестр нар. инструментов. Солисты Молд. гос. филармонии (Т. Чебанидр.).
27 мая- 5 июня 1960- декада Молд. иск-ва и лит-ры. Молд. т-р оперы и
балета (опера "Грозован" Гершфельда, "Сердце Домни-' ка" Стырчи, балеты
"Рассвет" Загорского и "Сломанный меч" Лазарева), Молд. муз.-драм. т-р
им. Пушкина (муз. комедия "Счастье моё" Корняну и Геркена, драма
"Овидий" Александри и др.), Кишинёвский Рус. т-р им. Чехова("Семья"
Попова, "Когда зреет виноград" Дариенко и др.), ансамбли, коллективы и
солисты молд. гос. филармонии.
Таджикские декады: 12-20 апр. 1941. Участники: Таджикский т-р оперы и
балета (оперы "Восстание Восэ" Баласаняна, "Кузнец Кова" Бала-саняна и
Бобокалонова, муз. представление "Лола" Баласаняна; балет "Две розы"
Ленского); Т-р им. Лахути ("Краснопалочники" Улуг-заде, "Отелло"). 9-20
апр. 1957. Таджикский т-р оперы и балета им. Айни (оперы "Пулат и
Гульру" Сайфиддинова, "Мазепа"; балеты "Дильбар" Ленского, "Лейли и
Меджнун" Баласаняна); Т-р им. Лахути ("Дохунда" Икрами, "Саодат"
Саидмурадова и Рабиева, "Дил Дили Зай-наб" Киямова и Мороз, "Король
Лир"); Душамбин-ский т-р им. Маяковского ("Трагедия Усманова" Миршакара,
"Добрая слава" Рабиева, "Баня", "Дети солнца"); Памирский ансамбль нар.
песни и танца, коллективы и солисты таджикской филармонии, коллективы
самодеятельности.
Туркменская декада: 14-24 окт. 1955. Участники: Туркменский т-р оперы
и балета (оперы ("Шахсенем и Гариб" Шапошникова и Овезова, "Евгений
Онегин"; балет "Алдар Косе" Корчмарёва);
Туркменский драм. т-р ("Семья Аллана" Мухтарова, "Ревизор",
"Отелло"); Ашхабадским рус. т-р им. Пушкина ("Весёлый гость" Мухтарова,
"Д жахан" Сейт-лиева, "Три сестры"); ансамбли, хоры, солисты туркменской
филармонии, коллективы самодеятельности.
Узбекские декады: 21-30 мая 1937. Участники: Узбекский муз. т-р (муз.
драмы "Фархад и Ширин" Успенского, "Гюльсара" Глиэра и Джали-лова);
ансамбль под рук. Тамары Ханум. 14-23 февр. 1959. Т-р оперы и балета им.
Навои (оперы "Дилером" Ашрафи, "Зейнат и Оман" Садыкова, Раджаби,
За-хирова и Зейдмана, "Проделки Майсары" Юдакова; балеты "Мечта"
Акбарова, "Маскарад" по Лермонтову Лапутина); Т-р им. Хамзы ("Бай и
батрак" Хамзы, "Хурият" Уйгуна, "Путеводная звезда" Яшена, "Дядя Ваня";
"Юлий Цезарь" Шекспира); Т-р им. Мукими (муз. драмы "Нурхон" Джалилова и
Сабитова, "Рав-шан и Зульхумор" Джалилова и Мушеля, "Алтын Куль"
Левиева, "Ватан Ишки" Бабаева); Ташкентский рус. т-р им. Горького
("Тайна паранджи" Хамзы, "История пустой души" по роману Горького "Жизнь
Клима Самгина", "Дракон и солнце" Гинзбурга, "Дали неоглядные" Вирты);
ансамбль узб. нар. танца "Бахор", Хорезмский и Каракалпакский ансамбли
песни и танца, ансамбль под рук. Тамары Ханум, оркестры, хоры,
коллективы самодеятельности.
Украинские декады: 11-21 марта 1936. Участники: Т-р оперы и балета
им. Шевченко (оперы "Наталка-Полтавка", "Запорожец за Дунаем",
"Снегурочка"); Ансамбль укр. нар. танца, хоровая капелла "Думка",
Украинская капелла бандуристов, женский хоровой ансамбль. 15-26 июня
1951. Т-р оперы и балета им. Шевченко (оперы "Богдан Хмельницкий"
Данькевича, "Запорожец за Дунаем", "Царская невеста"; балет "Маруся
Богуславка" Свечнико-ва); Т-р им. Франко ("Назар Стодоля" Шевченко,
"Мартын Боруля" Карпенко-Карого, "Макар Дубравам и "Калиновая роща"
Корнейчука, "На грани ночи и дня" Якобсона); Киевский т-р им. Леси
Украинки ("Жизнь начинается снова" Собко, "Рассвет над Москвой" Сурова,
"Живой труп", "На всякого мудреца довольно простоты"); харьковский Т-р
им. Шевченко ("Дай сердцу волю, заведёт в неволю" Кропивницкого, "Гибель
эскадры"; "Ярослав Мудрый" Кочерги, "Егор Булычев и другие"); львовский
Т-р им. Заньковец-кой ("Пока солнце взойдёт, роса очи выест"
Кропивницкого, "Борислав смеётся" по роману Франко, "Весенний поток"
Прокопенко, "Вей, ветерок!" Райниса);
Ансамбль песни и танца Укр. ССР, Ансамбль нар. танца УССР, хоровая
капелла "Думка", львовская хоровая капелла "Трембита", Закарпатский
народный хор, Гос. капелла бандуристов УССР и др. 12-21 ноября 1960; Т-р
оперы и балета им. Шевченко (оперы "Арсенал" Майбороды, "Первая весна"
Жуковского, "Тарас Бульба" Лысенко; балеты "Лесная песня" Скорульского,
"Чёрное золото" Гомоляки), Т-р им. Франко ("Над Днепром" Корнейчука,
"Свадьба Свечки" Кочерги, "Не суждено" Старицкого, "Король Лир");
Т-р им. Леси Украинки ("Песня под звёздами" Собко, "Юность Поли
Вихровой" по Леонову, "Дядя Ваня"); харьковский Т-р им. Шевченко
("Почему улыбаются звёзды" Корнейчука, "День рождения" Печенежского,
"Загубленная жизнь" по роману "Гулящая" Мирного), коллективы, ансамбли,
солисты Укр. гос. филармонии.
Эстонская декада: 14-25 дек. 1956. Участники: Т-р оперы и балета
"Эстония" (оперы "Огни мщения" Э. Каппа, "Рука об руку" Эрнесакса,
"Борис Годунов"; балеты "Тийна" Аустер, "Золотопряхи" Э. Каппа); Т-р им.
Кингисеппа ("Совесть" Раннета, "Утеряный рай" Якобсона, "Весна" Лутса,
"Маскарад";
"Антоний и Клеопатра" Шекспира); Т-р "Ванемуйне" ("Железный дом"