<< Пред. стр. 244 (из 913) След. >>
школ и клубов, М.-Л., 1930; Страницы из жизни театра, Л., 1949; Куклы насцене, М.-Л., 1949.
Лит.: Б а х т и н Н., Три года театра Петрушки, "Жизнь искусства ,
Л., 1927, .ј 3; Кукольные театры Лен. ТЮЗа. Сб. статей, под ред. Н.
Верховского, Л., 1934; Куклы Деммени, "Театр", 1956, ј 4. Д. Ш.
"ДЕМОН" - опера .А. Рубинштейна, либр. П. Вискова-това по поэме М.
Лермонтова. Соч. 1871, посг. 13 янв. 1875, Мариинский т-р (дирижёр
Направник, худ. Бочаров, Шишков и Лагорио; князь Гудал - О. Петров,
Тамара - Рааб, Синодал - Комиссаржевский, Демон - Мельников, Гений добра
- Крутикова); Большой т-р, 23 окт. 1879 (дирижёр Бевиньнни; Тамара -
Верни, князь Гудал - Барцал, Демон - Корсов). Среди исполнителей
последующих пост.:
Шаляпин, Корякин, Корсов, Хохлов, Тартаков, Шевелев, Бакланов
(Демон); Мравина, Павловская (Тамара); Собинов, Юдин (Синодал).
На сов. сцене впервые пост. 11 нояб. 1918, Мариинский т-р (дирижёр
Коутс, худ. Коровин и Головин, пост. Пале-чека и Мельникова, реж.
Кравченко; князь Гудал - Боссе, Тамара - Бронская, Синодал -
Поземковский, Демон - Тартаков, Гений добра-Павлинова). Новая пост.-в
Т-ре оперы и балета им. Кирова, 1939 (дирижёр Похитонов, реж. Дворищин и
Милешко, балетм. Корень, худ. Мельников); в 1949 (дирижёр Похитонов,
пост.Гладковского, худ. Зандин и Мельников; Демон - Алексеев, Тамара -
Ка-шеварова, Синодал - Нечаев). Т-р Зимина, Москва, 5 дек. 1922 (дирижёр
Багриновский, пост. Просторова; князь Гудал - Манакин, Тамара -
Баратова, Синодал - Рол-ланд, Демон - А. Хохлов, Ангел - Франковская),
Большой т-р, 1932 (дирижёр Кубацкий, реж. Шарашидзе, худ. Коровин,
балетм. Моисеев); там же, 1942 (дирижёр Небольсин; Демон - Батурин,
Тамара - Шпиллер, Синодал - Хромченко, Гудал - Яхонтов). "Д." пост. в
др. городах СССР: Харьков (1939), Рига (1939, 1948), Одесса (1941 и
1949), Ереван (1946), Уфа (1948), Львов (1950), Минск (1950), Таллин
(1953), Куйбышев (1953), Фрунзе (1955), Каунас 1961), Новосибирск
(1961). За рубежом пост.: Гамбург (1880), Лондон (1881, первая рус.
опера в Лондоне, исп. на рус. яз.; 1888), Прага (1885), Берлин (1888),
Копенгаген 1888), Манчестер (1888), Хельсинки (1896 и 1932), Варшава
(1897), Вена (1899), Лисабон (1904), Барселона (1905),Монте-Карло (1906,
1916), Буэнос-Айрес (1909), София (1910), Париж (1511), Шанхай (1918),
Сан-Франциско (1922), Филадельфия (1928), Тель-Авив (1932). .
Издания- "Д.", СПБ, Бессель, [1878]; последнее изд., М., Музгиз,
1958. Я. Гр.
ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ (наст. имя и фам. - Ефим Алексеевич Придворов) [1(13).
IV. 1883-25. V. 1945 - русский советский поэт. Член Коммунистич. партии
с 1912. В годы гражданской войны инсценировки басен и поэм Д. Б.,
отличавшихся красочным диалогом, остротой действия, яркой политич.
направленностью и злободневностью, получили распространение на сценах
проф. и самодеят. коллективов. В 1927, к десятилетию Октября, студия
Ленингр. консерватории пост. инсценировку поэмы Д. Б. "Главная улица",
насыщенную высоким революц. пафосом (инсценировщик и реж. С. Масловская,
комп. М. Михайлов и Д. Шостакович). Д. Б. принадлежит антирелигиозное
обозрение "Как 14-я дивизия в рай шла. Занимательное, дива и любопытства
достойное, силою благочестия и убеждения исполненное и красноречием
дышащее народное зрелище в трёх священнодействиях с музыкой, пением,
танцами" (1932, Моск. мюзик-холл). Вторым драм. произв. Д. Б. было
либретто пародийной оперы-фарса "Богатыри" на музыку Бородина
(переработка либретто, написанного рус. драматургом 19 в. В. А.
Крыловым), пост. в 1936 Моск. Камерным театром как "народная комическая
опера". В условиях культа личности Сталина Д. Б. и режиссёр этого
спектакля А. Я Таиров были обвинены в создании политически вредного
спектакля, якобы содержащего клевету на рус. народ и его историч.
прошлое. Пьесу как "чуждую советскому искусству" сняли с репертуара (см.
Постановление Всесоюзного Комитета по делам искусств от 13 ноября
1936, ст. газ. "Правда" от 15 ноября 1936, и др. в сб. "Против
фальсификации народного прошлого", М.- Л., 1937).
ДЕНДРЙНО (Dendrino), Герасе (р. 1901) - румынский композитор и
дирижёр. Засл. деят. иск-в РНР (1962). В 1926 окончил консерваторию в
Бухаресте. Работал гл. дирижёром театра "Кэрэбуш" (Бухарест) и гл.
дирижёром Бухарестского т-ра оперетты. Автор популярной оперетты "Дайте
волю песне" ("Чиприан Порумбеску") (1954, Бухарестский т-р оперетты,
Гос. пр., 1954), оперетт -"На струнах и клавишах" (1949, там же),
"Лисистрата" (1951, там же), музыки к спектаклям, фильмам, ряда соч. в
др. жанрах. В творчестве Д. преобладает лёгкая, особенно танц. музыка, в
к-рой широко использованы старые и совр. нар. рум. песни. Большая роль в
муз.-сценич. произв. Д. принадлежит хоровым ансамблям. Н. Р., Д. Перс.
"ДЕ Н‚ДЕРЛАНДСЕ ОПЕРА" ("De Nederlandse Opera")-ведущая оперная
компания Нидерланд ов. Организована в 1945 на средства муниципалитетов
Гааги и Амстердама, получает также гос. субсидию. Среди солистов: Гре
Браувенстейн, М. Арден, Ф. Вронс (директор "Де Н. о."). В труппе
гастролировали:
С. Данко, Р. Винай, У. Граф, Э. Ратти и др. До 1950 муз.
руководителем "Де Н. о." был П. Пелла, затем швейц. дирижёр А.
Кранхальс, с 1956 -дирижёры П. Мааг и А. Гварньери. Гастролировали
дирижёры: И. Крипс, П. Монто, Б. Вальтер и др. "Де Н. о." даёт ежегодно
ок. 190 спектаклей (до 20 премьер), б. ч. на сцене Гор. т-ра в
Амстердаме, а также в т-рах Гааги, Роттердама, Утрехта. "Де Н. о."
активно пропагандирует оперное творчество голл. композиторов. Здесь
пост. оперы "Фил омела", Андрис-сена (1949), "Орест" Бадингса (1954),
"Франсуа Вийон" Дресдена (1958) и др. В репертуаре труппы также оперы
совр. зап. композиторов: "Питер Граймс" Бриттена, "Консул" Менотти,
"Жизнь коротка" де Фальи, "Её падчерица" и "Из мёртвого дома" Яначека,
"Эдип царь" и "Похождения повесы" Стравинского, "Умная" Орфа, "Бедный
матрос" Мийо и др. Лит.: Music in Holland, [s. 1.], 1959. Вл. О.
ДЕНИСОВ, Мефодий Иванович (р. 13.Ш.1922) - чувашский советский артист
оперы (баритон); Нар. арт. Чув. АССР (1962). Член Коммунистич. партии с
1944. В 1952 окончил Саратовскую консерваторию. С 1952- солист Чуваш,
филармонии. С 1959 в Чуваш. муз.-драм. т-ре. Партии: Атнер, Садай
("Шывармань" Лукина, 1959), Онегин (1961), Фурманов ("Чапай" Мокроусова,
1961) и др. Исполнение Д. отличается сдержанностью, благородством. Л.
Ив.
ДЕНИСОВ, Михаил Иванович [р. 8(21). XI.1900]- белорусский советский
артист оперы (баритон). Нар. арт. БССР (1944). Чл. Коммунистич. партии с
1946. Учился в Саратовской консерватории (1925-29).Совершенствовался как
певец в белорус. оперной студии (1930-33). С 1933 Д.- солист Белорус.
т-ра оперы и балета. 'Партии: Андрей ("Цветок счастья" Турен-кова),
Кузмич ("В пущах Полесья" Богатырёва), Закревский, Апанас ("Михась
Подгорный", "Девушка из Полесья" Тикоцкого), Евгений Онегин, князь
Игорь, Риголетто и др. Иск-во Д. характеризуется экспрессией и
темпераментом. Д. известен также исполнением белорус. нар. песен и как
камерный певец.
Лит.: П у к с т Г., М. II. Дзян?са, в сб. : Мастацтва со-вецкай
Беларус?" М?нск, 1955; Майстры беларускай сцэ-цы, М?нск. 1960. Б. С.
ДЕННЕРЙ, или д' Э н н e p и (Dennery, (TEnnery), Адольф Филипп (17.
VI. 1811-25.1.1899)- французский драматург. Один из самых популярных
авторов мелодрамы середины и 2-й пол. 19 в. Писал почти всегда ь
соавторстве с Ф. Дюмануаром, О. Анисе-Буржуа и др. Литературно-наивная,
сентиментальная драматургия Д. привлекала сочувствием к несправедливо
преследуемым людям, смелыми, жизнерадостными героями, добивающимися
благородной цели. Лучшая пьеса - "Дон Сезар де Базан" (1844, соавтор
Дюмануар). Популярны были драмы "Парижские цыгане" (1843), "Мари-Жанна,
или Женщина из народа" (1845), "Две сиротки" (1874), "Вокруг света в 80
дней" (1875), "Дети капитана Гранта" (1878, по Ж. Верну). Д. писал
феерии - "Семь замков дьявола" (1844), либретто опер для Адана, Гуно,
Массне.
Лит.: R о у e г A., Histoire du theatre contemporain en France et a
l'etranger depuis 1800 jusqu'a 1875, t. 1, P., 1878; Zola E., Nos
auteurs dramatiques, P., 1893, с. 335- 350; W e i s s J.-J., Le drame
historique et le drame passionnel, P., 1894, с. 53-65. E. Ф.
ДЕ НОБИЛИ (De Nobili), Лила (р. 3.IX.1916) - итальянская художница и
театральный декоратор. Училась в Академии Ронсон (Париж) и в Академии
изящных иск-в (Рим). Работала как художница в ряде журналов, выполняла
стенные росписи. С 1947 работает в т-ре преим. с франц. реж. Р. Руло и
итал. реж. Л. Висконти. В своих работах Де Н. стремится воссоздать
исторически точную обстановку действия, добиться единства декорац.
оформления, костюмов, освещения. Д e Н. принадлежат эскизы декораций и
костюмов к спектаклям: "Трамвай, называемый желание" Уильямса (1948, т-р
"Творчество", Париж), "Анна Каренина" по о. п. Толстого (1952, т-р
"Ренессанс", Париж), "Как листья..." Джакозы (1954, т-р "Олимпия", Рим),
"Салемские колдуньи" Миллера (1954, "Т-р Сары Бернар", Париж),
"Травиата" (1955, "Ла Скала") и др.
ДЕНТ (Dent), Эдуард (16. VII. 1876 - 22. VII. 1957) - английский
музыковед. Образование получил в Итон-колледже (у Ч. Ллойда) и
Кембриджском ун-те (у Ч. Вуда и Ч. Станфорда), где в 1926-41 был
профессором музыки. Основатель и президент (1922-38 и 1945-47) Междунар.
об-ва совр. музыки. Президент Междунар. об-ва музыковедов (1932-49).
Почётный доктор Оксфордского (с 1932), Гарвардского (с 1936) и
Кембриджского (с 1947) ун-тов. Один из крупнейших совр. исследователей и
пропагандистов оперного иск-ва. Участвовал в создании кратких муз.
энциклопедических изданий. Д. принадлежат переводы либретто опер:
"Волшебная флейта", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан"; "Фиделио" Бетховена,
"Вольный стрелок" Вебера, "Севильский цирюльник" и др.
Соч.: Allessandro Scarlatti, L., 1905; The baroque opera, L., 1910;
Mozart's operas, Cambr., 1913; Foundations of English opera, Cambr.,
1928, 2 ed.. L., 1949; The opera, L., 1940; A theatre for everybody, L.,
1945.
Лит.: Westrup J. A., Dent as translator, "The Music Review", Cambr.,
1946, VII; H a w a r d L., E. J. Dent, Cambr., 1956. Be. T.
ДЕНЦЛЕР (Denzler), Роберт (р. 19.III.1892) -швейцарский дирижёр,
композитор. Музыке обучался в Париже у Ф. Андре (композиция), в
консерваториях Цюриха и Кёльна. Был дирижёром оперного т-ра в Цюрихе
(1915-27, 1934-47), в Берлине (1927-32). Приобрёл известность как
выдающийся интерпретатор муз. драм Вагнера. Горячий пропагандист совр.
музыки, Д. способствовал первой пост. оперы "Матис-художник" Хиндемита,
преследовавшегося в фашистской Германии (1934). Под его управлением
также прошли первые исполнения "Лулуо А. Берга (1937) и "Молчаливой
женщины" Р. Штрауса (1935), исполнялась "Леди Макбет Мценского уезда"
Шостаковича (1936) (все пост. в Цюрихе). Д.- автор симф. и вок. соч. Ал.
М.
ДЕПРЕ (Despres; наст. имя и фам.-Шарлотта Б у-в а л л e, Bouvallet),
Сюзанна (18. XII. 1874 - 1. Vili. 1951) - французская актриса. Жена реж.
О. М. Лю-нъе-Поэ. В 1894 дебютировала в парижском театре "Эвр",
руководимом Лю-нье-Поэ. Несколько позже поступила в Консерваторию (класс
Г. И. Вормса), к-рую окончила в 1897. Среди ролей в т-ре "Эвр" (Д.
выступала под псевд. С. Оклер): Хильда, Сольвейг ("Строитель Соль-нес",
"Пер Гюнт" Ибсена), Раутенделейн ("Потонувший колокол" Гауптмана). Д.
работала в т-рах "Водевиль","Жимназ". С большим успехом играла роль
Рыжика (о. п. Ренара, 1900, Т-р Антуана). По мнению критиков, игра Д.
отличалась предельной простотой и естественностью. Играла роли Федры (о.
п. Расина, "Комеди Франсез", 1902), Гамлета (Т-р Антуана, 1913), Наташи
("На дне", т-р "Эвр", 1905) и др. Современники считали Д. одной из
лучших исполнительниц ролей в пьесах Г. Ибсена (Нора и др.). А. В.
Луначарский называл Д. "тончайшей и сложнейшей из актрис Франции". Э.
Золя писал: "Её талант правдив и нежен... Но её нежность не исключает ни
безукоризненности, ни силы". Д. гастролировала в Норвегии, Финляндии,
России (в 1915), Турции и др. Снималась в кино.
Лит.: К err A., Die Welt in Drama, v. 5, В., 1917;
D u Ь e u х А., Acteurs, P., 1929; Луначарский А. В., О театре и
драматургии. Избр. статьи, т. 2, М., 1958. А. Я.
"ДЕРЕВЕНСКИЙ ТЕАТР" - советский ежемесяч ный журнал. Издавался в
1925-31. Орган Глав-политпросвета, Политпросвета ЦК ВЛКСМ, а с 1928 и
Центр, дома иск-в в деревне. Редактор - Р. А. Пельше. Освещал вопросы
художеств. работы в деревне, методику занятий драм., муз., живописных и
других самодеятельных кружков. В качестве приложения к "Д. т." в
11928-31 выходил репертуарный сб. "Красная рубаха". "Д. т."
способствовал развитию самодеятельных коллективов деревни и города. С
1934 выходил под назв. "Колхозный театр". BUK. M.
ДЕРЕВЙЦКИЙ, Николай Андреевич [p.24.VII (5.VI II). 1891] - русский
советский актёр. Засл. арт. РСФСР (1954). Один из старейших деятелей
детского т-ра. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та и Драм. курсы проф. А. А.
Ильинского. Сценич. деятельность начал в 1911. Работал в различных т-рах
(в Москве, Саратове, Николаеве). В 1929-59 - актёр Моск. ТЮЗа.
Роли: Земляника ("Ревизор"), Черничкин ("Гимназисты" Тренёва),
Грознов ("Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского) и др.
ДЕРЕН (Derain), Андре (10.VI.1880-15.IX.1954)- французский художник,
театральный декоратор. Получил известность как живописец и иллюстратор
книг. В 1919 начал работать в т-ре, оформив спектакль "Благовещение"
Клоделя (труппа актёра и реж. А. Дюре-ка). В дальнейшем принимал участие
в работе крупных балетмейстеров (С. Баланчин, С. Лифарь, Ф. Аш-тон, Л.
Мясин и др.); создал декорац. оформление к балетам: "Удивительная лавка"
на муз. Россини (труппа "Русские балеты" под рук. Дягилева, 1919),
"Арлекин на улице" на муз. Куперена (т-р "Вик Уэллс балле", Лондон,
1938), к операм "Похищение из сераля" Моцарта (1951), "Севильский
цирюльник" Россини (1953) - для фестиваля в Эксе (Прованс) и др. Лит.: С
о g n i a t R., Decor de theatre. P., 1930. ДЕРЖАВИН, Константин
Николаевич [5(18).II. 1903 - 2. XI. 1956] - русский советский театровед
и критик. Проф. Ленингр. ун-та. Чл.-корр. Болг. академии наук. Окончил
Ленингр. гос. ун-т (1924). Был актёром т-ра Нар. комедии, секретарём
коллегии ТЕО Наркомпроса (1918-20), режиссёром Лиговского драм. т-ра и
т-ра Новой драмы (1921 - 22), затем - зав. репертуарной частью
Акаде-мич. т-ра драмы. Д. работал в Гос. ин-те истории иск-в
(позднее-Гос. н.-и. ин-т т-ра, музыки и кинематографии), в Ин-те рус.
лит-ры (Пушкинский дом) и Ин-те славяноведения АН СССР. Автор трудов по
истории лит-ры и т-ра Франции, Испании, слав. стран. Д. принадлежат
также книги о Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина, о болгарском т-ре.
Написал сценарий фильма "Иудушка Головлёв", либретто балета "Гаянэ". Вёл
педагогич. работу.
Соч.: Театр Французской революции. 1789-1799, [Л.], 1932, [2 изд.].
Л.-M., 1937; Вольтер, [M.], 1946; Драматургия Лопе де Бега, в кн.: Лопе
деВега, Избранные дра-матич. произведения, [пер. с исп.], т. 1, M.,
1954; Сервантес, M., 1958; Болгарский театр. Очерк истории, М.-Л., 1950;
Иван Вазов, M.-Л., 1951; Александро Фредро и его комедии, в кн.:
Фредро А., Комедии, пер. с польск., М., 1956 (Составл., редакция
переводов и вступит, статья); Эпохи Александрийской сцены, [Л.], 1932;
E. П. Корчагина-Александровская..., Л.- М., 1937; В. А.
Мичурина-Самойлова, М.-Л., 1948; Александр Николаевич Островский.
18231886, Л.-M., 1950. АН. А.
ДЕРЖАВИН, Михаил Степанович [12(25). VII. 1903-30.VII.1951] - русский
советский актёр. Нар. арт. РСФСР (1946). Был рабочим металлургич. з-да.
В 1924 поступил в Студию Вахтангова. Первая роль Д.- помощник начальника
станции ("Барсуки" Леонова, 1927). В 1928 зачислена труппу Т-ра им.
Вахтангова. Осн. внимание в своём творчестве Д. уделял раскрытию черт
рус. характера. С большой внутр. силой и обаянием играл Кутузова
("Фельдмаршал Кутузов" Соловьёв а, 1940); тонко обрисованные бытовые
детали придавали глубокому и значит, образу нац. героя мягкость,
простоту, человечность. Лучшие черты своего современника Д. воплотил в
образе Макара Дубравы (о. п. Корнейчука). Комедийной лёгкостью,
изяществом было отмечено исполнение Д. роли Леонато ("Много шуму из
ничего" Шекспира).
Роли: Егор Булычев; Киров ("Крепость на Волге" Крем-лева), боцман
Швач ("Разлом"), Дудыкин ("Темп" Погодина), Павлин ("Егор Булычев и
другие"), Рагно ("Сирано де Бержерак" Ростана), Тихон ("Гроза"),
Снимался в кино (с 1932); играл в фильмах "Семья Оп-пенгейм" (Велс),
"Парень из тайги" (Зимин), "Дело Артамоновых" (Пётр Артамонов), "Великий
перелом" (генерал Муравьёв. Гос. пр. СССР, 1946).
Лит.: Тальников Д., Актёр современник, в сб.:
Советский театр. М., 1947, с. 401-402. В. М.-М.
ДЕРЖЙНСКАЯ, Ксения Георгиевна [25.1(6.11).1889, Киев,-9. VI. 1951,
Москва]- русская советская артистка оперы (сопрано). Нар. арт. СССР
(1937). Пению обучалась у Е. И. Териан-Коргано-вой в Петербурге. В
1913-14 пела в Москве в опере Сергиевского нар. дома, в 1915- 1948 - в
Большом т-ре. Партии: Лиза, Мария, Настасья ("Пиковая дама", "Мазепа",
"Чародейка" Чайковского), Ярославна; Брунгильда ("Валькирия" Вагнера),
Маргарита ("Фауст") и др. Д. обладала сильным, широким голосом красивого
тембра. Певица принадлежит к плеяде выдающихся мастеров сов. оперного
т-ра, в творчестве к-рых нашли яркое выражение реалистич. традиции рус.
вок. школы. Иск-во Д. отличалось большой муз. культурой и высокой вок.
техникой. С 1947 Д. работала профессором Моск. консерватории. Гос. пр.
СССР (1943).
Лит.: Грошева Е., Ксения Георгиевна Держинская, М.. 1952.
ДЕРИНГ (Deryng), Мария (25.III.1857 - г. смерти неизв.)-польская
актриса. В детстве начала выступать на провинц. сцене под рук. своего
отца - актёра и режиссёра Эмиля Д. В 1870 дебютировала во Львовском
т-ре. С 1876 выступала в т-ре "Розмаитости" (Варшава), где заменила во
мн. ролях X. Моджеевскую, уехавшую в США. Играла динамично и
экспрессивно в трагедиях и романтич. драмах: Камилла ("Любовью не шутят"
Мюссе), Луиза Миллер; Иоанна ("Мария Тю-дор" Гюго), Джульетта и др. Д.
обладала красивым и звучным голосом. В 1883 оставила сцену, жила в
провинции.
Лит.: В о g u s i a w s k i W., Sily i srodki naszej sceny, Warsz.,
1879, с. 300-315 (Teatr j literatura).
ДЕРИНЕ (Deryne) (наст. фам.-Шенбах, нем. Schenbach; венг. -
Сеппатаки, Szeppataki), Роза (24.XII.1793, Ясберень, - 29.IX.1872,
Мишкольц) - венгерская актриса и оперная певица (сопрано). Одна из
основоположников венг. театр. иск-ва. Жена венг. актёра И. Дери. Пению
обучалась у П. Гашпара. Впервые выступила на сцене в Пештев 1810. В 1815
Д. с труппами т.н. "бродячих т-ров" выступала в Буде, Каш-ше, Шопроне и
др. городах Венгрии.Создала галерею женских образов в мировом и
отечеств, репертуаре. Роли: Мария Стюарт и Сафо в одноимённых пьесах
Шиллера и Грильпар-цера, Мелинда в драме И. Катоны "Банкбан". Д. была
первой оперной певицей, выступившей в Клужском национальном театре
(открыт в 1821)ивПеште (открыт в 1837). Среди оперных партий Д. наиболее
известны Розина; Норма ("Норма"), Констанция ("Похищение из сераля"
Моцарта) и др. Красивый и сильный гол.ос, талант драматической актрисы
помогали Д. создавать на сцене выразительные и запоминающиеся образы. В
1853 оставила сцену, занималась концертной деятельностью. Автор
"Дневника", являющегося своеобразной летописью венг. т-ра.
Соч.: Deryne naploja, kot. 1-3, Bp., 1900, Bp., 1957. Лит.: A
hetvenoteves magyar allami operahaz. Bp., 1959;
Pukanszkyne Kadaz, J., A nemzeti zinhaz szaz eves tortenete, Bp.,
1940. ff. Дубр.
ДЕРКИМБАЕВА (наст. фам.-А т а н о в а), Ирина Григорьевна (р. 1924) -
киргизская советская артистка оперы (лирич. сопрано). По национальности
бурятка. Нар. арт. Бурят. АССР (1958) и засл. арт. Кирг. ССР (1958)
Окончила Моск. консерваторию (1952). С этого же года Д. - солистка