<< Пред. стр. 253 (из 913) След. >>
1924). В 1912 Д. пост. на Пречистенских курсах для рабочих одноактныепьесы Чехова, затем пьесу "Зелёный попугай" Шницлера в Шаляпинской
студии (1922), оперы "Степан Разин" Триедина (1925) и "Любовь к трём
апельсинам" Прокофьева (1927) в Большом т-ре, спектакли "Пиноккио" по
Коллоди в Детском т-ре, "Клад" Шолом Алейхема и "Корона Давида"
Кальдерона в еврейской студии "Габима" в Палестине. В 1929 Д. принял
участие в постановке первого сов. балета "Красный мак"
(режиссёр-консультант, разработка либретто; по предложению Д. в балет
введён широко известный матросский танец "Яблочко"). Одна из наиболее
значит, работ Д.- постановка на сцене МХАТа 2-го спектакля "Блоха"
Замятина (по Лескову, худ. Б. M. Кустодиев, 1925). Осуществлённый в
стиле озорной, весёлой народной игры, балаганной буффонады, этот
спектакль поражал смелостью решения, богатством фантазии,
взволнованностью и любовью к рус. умельцу Левше, к рус. земле. В "Блохе"
Д. с великолепным мастерством и размахом играл роль казака Платова. ("Я
ужасно любил эту роль, - писал Д.,- и играл её всегда с удовольствием").
В 1928 Д. ушёл из МХАТа 2-го. В том же году поставил в Московском театре
Революции ярко театральный, глубоко реалистич. спектакль "Человек с
портфелем" Файко (1-я пост. этой пьесы). В 1930 создал героико-революц.
спектакль "Первая Конная" Вишневского (Ленингр. гос. нар. дом),
отличавшийся огромным темпераментом, революц. страстностью. В 1931 Д.
основал студию (см. Дикого студия); пост. здесь "Интермедии" Сервантеса,
осуществил свою выдающуюся режиссёрско-педагогич. работу - спектакль
"Леди Макбет Мценского уезда" по Лескову, поднимавшийся до масштаба
народной трагедии. В 1932-36 Д. руководил Т-ром им. ВЦСПС; здесь пост.
спектакли:
"Матросы из Каттаро" Вольфа (1932), "Девушки нашей страны" Микитенко
и "Вздор" Финна (1933), "Глубокая провинция" Светлова (1935) - один из
самых поэтич. спектаклей Д. Среди работ Д. также:
"Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина (1936) и "Мещане" (1946) в Малом
т-ре, "Большой день" Киршона (1937), "Пушкинский спектакль" ("Скупой
рыцарь" и "Каменный гость", 1936) и "Мещане" (1937) в Ленингр. Большом
драм. т-ре. Последняя режиссёрская работа Д. - "Тени" Салтыкова-Щедрина
(Моск. т-р им. Пушкина, 1953) - спектакль тончайшего режиссёрского
мастерства, разящей силы смеха, значит, актёрских удач. Современность,
злободневность иск-ва Д., огромное мастерство отчётливо проявились в
одной из его последних актёрских работ - в роли генерала Горлова
("Фронт", Т-р им. Вахтангова, 1942). Сделав образ Горлова собирательным,
глубоко вскрыв опасность "горловщины", Д. созДал в то же время живой,
индивидуальный, своеобразный характер цельного талантливого человека.
Самоуверенность, отрицание всяких авторитетов сочетались в образе
Горлова с самобытностью, человеческим обаянием. К числу значительных
актёрских работ Д. относится также роль Матиаса Клаузена ("Перед заходом
солнца" Гауптмана, Т-р им. Вахтангова), сыгранная им с большой
философской глубиной.
Д. принадлежит к числу тех выдающихся режиссёров-новаторов, к-рые
обеспечили в 20-30-х гг. расцвет сов. т-ра. В работах Д., неожиданных и
ярких по сценич. облику, отмеченных буйством красок, изобретательностью
и озорством, всегда угадывалась тем не менее жёсткая основа логики,
глубокая правда человеческих чувств. Д. не признавал иск-ва внешне
достоверного, передающего жизнь иллюстративно без типизации и без
сгущения. Но образность на сцене он подчинял всегда законам жанра
драматич. произведения. Д. искал для каждой пьесы то единственное
решение, к-рое выражает её жанровую определённость, делает максимально
выпуклой, действенной её идею.
Д. снимался в кино: Кеденек ("Восстание рыбаков"), Кутузов
("Кутузов", 1943), Нахимов ("Адмирал Нахимов", 1947; за исполнение этой
роли Д. была присуждена 1-я премия на Междунар. кинофестивале в
Венеции), Гос. пр. СССР [1946, 1947, 1949 (дважды), 1950].
Большую ценность представляет лит. наследие Д. Ему принадлежит книга
"Повесть о театральной юности" (М., 1957), многочисленные статьи по
театру.
Лит.: Марголин С., Алексей Дикий, "Театр и драматургия", 1935, .Nt'
5.с. 20-23; М е н г л е т Г., С о л ю с О., Алексей Дикий, "Театральная
жизнь", 1959, ј 17, с. 12- 14, ј 18, с 16-18. Г.М., З.Вл.
ДИККЕНС (Dickens), Чарлз (7.II.1812-9.VI. 1870) - английский
писатель. Творчество Д. относится к периоду, когда в англ. т-ре
совершался медленный переход от классицизма к совр. драме (Шоу, Уайльд и
др.). На протяжении этого периода в англ. драматургии осн. сценич.
жанром была мелодрама. Д. написал для сцены мелодрама-тич. пьесы
"Деревенские кокетки" (1836), "Жена ли юна ему, или Нечто невероятное"
(1837), "Ламповщик" (впервые опубл. в 1879). Успехом пользовалась
эксцентрич.комедия Д. "Странный джентльмен", написанная на сюжет одного
из "Очерков Боза". За исключением "Ламповщика" все пьесы Д. были пост. в
т-ре "Сент-Джеймс" в 1836 и 1837. Д. принадлежит автоинсценировка
"Больших надежд" (не была пост.). Творчество Д. оказало влияние на англ.
т-р. Большинство его произв. было многократно инсценировано и пост. в
Англии и за её пределами. На сюжеты романов Д. написано неск. опер. В
1851 Д. создал любительский т-р, ставивший классику и пьесы совр.
драматургов,- нередко до того, как они попадали на проф. сцену. В этой
труппе Д., имевший большое актёрское дарование, исполнял в эксцентрич.
манере роль судьи Шеллоу ("Виндзорские кумушки"). Д. пользовался
известностью также как чтец - исполнитель собственных произв.
Соч.: The plays and poems of Ch.Dickens, v. 1-2, L., 1885. Лит.: N i
с о 1 1 A., Twenty-three thousand, "Theater Arts Monthly", 1929, April,
c. 287-88; Fawcett F. D., Dickens the dramatist, L., 1952; Английские
театральные миниатюры. Вступ. ст. Ю. Ковалева, Л.-М., 1961. f0. К.
ДИКОГО СТУДИЯ - театральный коллектив в Москве, существовавший в
1931-36. Организован реж. А. Д. Диким при участии М. Ф. Андреевой и А.
Н. Тихонова (Сереброва). До 1935 назывался театрально-лит. мастерской, в
1935 был переименован в "Театр-студию под рук. Алексея Дикого". В основу
воспитания молодого актёра студии было положено глубокое изучение
литературы. Спектакли Д. с. были отмечены самобытной индивидуальностью
А. Д. Дикого, утверждавшего на сцене иск-во яркой красочной
театральности, опиравшейся на раскрытие человеческой психологии. Дикий
учил находить для каждого автора, каж- / дои пьесы единственную,
неповторимую, предельное убедительную сценич. форму. Первое публичное
выступление Д. с.-спектакль "Интермедии" Сервантеса ("Саламанкская
пещера", "Ревнивый старик", "Два болтуна", 1935). В дальнейшем т-р
показал "Леди Макбет Мценского уезда" по Лескову (1935), "Бедность не
порок" (1935). Среди актёров Д. с.- Л. Н. Горячих, Г. П. Менглет, А. В.
Миропольская, О. П. Солюс, Г. Д. Степанова, А. Г. Ширшов, О. И. Якунина,
С. IL Якушев и др. Г. МА.Шн.
ДИКЦИЯ (от лат. dictio - произнесение речи) - произношение, манера
выговаривать слова. Одна из важных сторон культуры речи. Особенно
большое значение Д. имеет в иск-ве театра. См. Речь сценическая.
ДИЛЬБАЗЙ, Амина Паша кызы (р. 26. XII.1919) - азербайджанская
советская артистка балета. Нар. арт. Азерб. ССР (1959). Чл. Коммунистич.
партии с 1955. Выступает на эстраде, исполняя нар. азерб. танцы
("Иннаби", "Вогзалы мирзеи", "Тураджи") и танцы народов СССР. Пост. в
Т-ре оперы и балета им. Ахундова танцы в спектаклях "Лейлк и Меджнун",
"Аршин мал алан" У. Гаджибекова в азерб. Т-ре муз. комедии "Не та, так
эта" Гаджибекова и ряд танцев в азерб", арм., узб. ансамблях. Виртуозная
техника, "поющие" руки, особая грация и музыкальность помогают Д.
создавать поэтич. образы. Гастролировала в Китае, Ираке, Чехословакии,
Африке. Снималась в кино. С 1948 ведёт педагогич. работу в Бакинском
хореографич. уч-ще. К. Кае.
ДИМИТРИАДИ, Одиссей Ахиллесович [р. 24.VI (7. VII). 1908] -
грузинский советский дирижёр оперы. Нар. арт. СССР (1958). Учился в
Тбилисской (1926-30) и Ленинградской (1933-36) консерваториях. С 1937 -
дирижёр, с 1952 - гл. дирижёр Т-ра оперы и балета им. Палиашвили (в
1947-52 - также гл. дирижёр Гос. симф. оркестра Груз. ССР).
Исполнительское иск-во Д. отличается высокой дирижёрской техникой,
тонким артистизмом и темпераментом.
Под рук. Д. осуществлены пост. опер: "Разбойник Како" Андриашвили
(1940), "Абесалом и Этери" Палиашвили (1953), "Беруца" Кереселидзе
(1956), "Невеста севера" Торадзе (1958), "Пиковая дама" (1937); "Богдан
Хмельницкий" Дань-кевича (1954), "Богема", "Чио-Чио-сан", "Тоска"
(1945-56); балетов: "Отелло" Мачавариани (1958), "Малтаква"
Такта-кишвили(1 938), "Сердце гор" Баланчивадзе (1940) и др. Н.Э.
ДИМЙТРИЕВИЧ (Димитри?еви?), Мила (р.9.1.1877)- сербская актриса. С
90-х гг. 19 в. играла в Загребском т ре.С особым успехом исполняла роли
Катюши Мас-ловой ("Воскресение" по Л. Толстому), Лизы ("Живой труп"),
Грушеньки ("Братья Карамазовы" по Достоевскому). В нац. репертуаре с
большим успехом играла роль Живки ("Госпожа министерша" Нушича). М. Ник.
ДИМЙТРИЕВИЧ (Димитри?еви?),Миша (7.XI.1854- 17.1.1909) -сербский
актёр и режиссёр. С 16 лет выступал в передвижных труппах, затем - в
т-рах Белграда, Нови-Сада, Загреба. Д. был одним из крупнейших актёров
Сербии, способствовавшим формированию реа-листич. школы сценич. иск-ва.
Крупнейшие достижения Д. были связаны с исполнением ролей в произв. нац.
и рус. драматургии; Д. играл в первых пост. в Сербии "Женитьбы" (1897),
"Власти тьмы" (1898), "Дяди Вани" (1902), "Мещан" и "На дне" (оба в
1903); боль-шинствоэтих пьес шло в пост. Д. Др. роли: Яго, Фальстаф;
Полоний ("Гамлет"), Гарпагон, Арган ("Мнимый больной"). М. Ник.
ДИМИТРОВ, Асен (р. 1894) - болгарский оперный п хоровой дирижёр,
педагог и муз.-обществ, деятель. Засл. арт. НРБ. Окончил Пражскую
консерваторию (1915). Творч. деятельность начал после 1918. В 1923- 1957
Д.- дирижёр Софийской нар. оперы, руководил пост. опер "Страхил вода"
Наумова, "Саламбо" Стоянова и др. С 1930 - руководитель и дирижёр нар.
хора "Гусла". С 1924 - преподаватель Софийской муз. академии (в
дальнейшем консерватории), с 1949 - профессор. Л. М.
ДИМИТРОВ, Панайот (1882-1930) - болгарский артист оперы
(лирико-драматич. тенор). Учился в Одессе в Муз. школе Рус. муз. об-ва
(1903-06). В 1908-10 совершенствовался как певец в Париже. Был одним из
первых создателей (1908) и активных участников труппы "Болгарская
оперная дружба". Д.-один пз крупнейших болг. певцов нач. 20 в.; обладал
красивым, тёплым, мягким по тембру голосом.
Партии: Ленский, Фауст; Рудольф ("Богема"), Еник ("Преданная
невеста") и др. Аг. М.
ДИМИТРОВ, Пётр (р. 1892) - болгарский актёр. Нар. арт. НРБ. Сценич.
деятельность начал в провинции. Был руководителем ряда провинц. т-ров, в
т. ч. софийского Нар. т-ра, председателем Союза театр.работников.
Д.острохарактерный актёр, сочетающий в своём даровании лирико-драматич.
и сатирич. начало.
Роли: Юрталан ("Сноха" Караславова), Пеклеванов ("Бронепоезд 14-69"),
Велчо ("Свекровь" Страшимирова), Иордан ("Под игом" Вазова), Дойчин
Радионов ("Царская милость" Зидарова) и др. Аг. М.
ДЙМОВ, Иван (р. 14.1.1897) - болгарский актёр. Нар. арт. НРБ (1949).
В 1915-22 играл в различных провинц. т-рах. С 1923 работает (кроме 1930)
в софийском Нар. т-ре. Д. сочетает в своей игре высокую
интеллектуальность и стихийность чувств, нервный темперамент и
искренность. Играет комедийные, лирич., характерно-бытовые и трагедийные
роли. Роли: Гунчо ("Албена" Йопко-ва), Гамлет, Бенедикт, Хлестаков,
Чацкий; Протасов ("Живой труп"), Раскольников ("Преступление и
наказание" по Достоевскому), Платон Кречет; Воропаев ("Счастье"
Павленко), Джон Проктор ("Салемские колдуньи" Миллера) и др. С 1931
снимается в кино. Аг. М. ДЙМОВА, Мария (28. XII. 1901 - 10.IX.1944) -
болгарская артистка балета, балетмейстер. Училась у М. Вигман в Дрездене
(1923-24), позднее-у А. Дункан в Париже (1925-27). В 1936 вернулась в
Болгарию. Выступала с исполнением нар. болг. танцев, одновременно
работала как балетмейстер. Пост на сцене
Софийского т-ра оперы и балета ряд балетных композиций: "Сказка" и
"Тракия" Стайнова (1943) "Герман" Кутева (1943). Д. пост. балет
"Нестинарка" Големинова (1942), определивший становление нац. болг.
балета.
Лит.: "Изкуство", С., 1946, .\о 7-г-8; Державин К., Болгарский театр.
М.-Л., 1950. Аг. М.
ДЙМОВИЧ (Dimovic), Джуро (р. 1873) - югославский (хорватский)
драматург. Лит. деятельность начал в 1899. Д.- автор драм, написанных по
мотивам нар. песен и новелл: "Делёж Якшича" (1913), "Воевода Момчило"
(1918), "Королевич Марко" (1919), "Симеон Неманя" (1940) и др. Аг. М.
ДЙМЧЕВА, Йорданка (р. 1924) - болгарская артистка оперы
(меццо-сопрано). Работала в хоре болг. Радиокомитета. С 1950 - артистка
Софийской нар. оперы (в 1954-55 стажировалась в Большом т-ре СССР).
Партии: Теоктиста ("Ивайло" Големинова), Благун) ("Цвета" Атанасова),
Марфа ("Хованщина"), Амнерис; Азу-чена ("Трубадур"), Далила ("Самсоп и
Далила" Сен-Санса) и ДР- Л. М.
ДЙНГЕЛЬШТЕДТ (Dingelstedt), Франц фон (30. VI.1814-15. V. 1881) -
немецкий писатель, драматург, режиссёр, театральный деятель. Был
журналистом, учителем. В 1846 начал работать в придворном т-ре в
Штутгарте, для к-рого написал многочисл. прологи, пьесу "Дом
Барневельдт" (1850). С 1851 руководил придворным т-ром в Мюнхене, где
пост. спектакли: "Клавиго" Гёте, "Мессинская невеста", "Мария Стюарт",
"Коварство и любовь" Шиллера, "Минна фон Барнхельм", "Эмилия Га-лотти"
Лессинга и др. В этих спектаклях принимали участие крупнейшие нем.
актёры того времени. В 1857 возглавил придворный Веймарский т-р, где
осуществил пост. пьес
Шекспира: "Генрих II", "Генрих 1\ ", "Ричард Hi", "Антоний и
Клеопатра", "Сон в летнюю ночь" и др. С 1867 Д.- директор оперного т-ра,
с 1870 до конца жизни - директор "Бургтеатра" в Вене. Пост. здесь: "Гёц
фон Берлихинген" Гёте, "Кетхен из Хейльбронна" Клей-ста, "Еврейка из
Толедо" Грильпарцера и др. Деятельность Д. имела важное значение для
нем. и австр. т-ра 19 в.; он стремился ставить лучшие произв. нац.
драматургии, боролся с рутиной в сценнч. иск-ве, добивался единства
постановочного замысла, к-рому подчинял декоративные и муз. эффекты,
являясь в этом отношении предшественником мейнингенцев. Однако в
постановках Д. зрелищное начало преобладало над раскрытием идейного
содержания пьесы, глубиной сценич. образов, он переносил в т-р приёмы
историч. живописи салонно-академич. школы П. Кор-нелиуса и К. Пилоти.
Соч.: Sammtliche Werke, Bd i-12, В., 1877-78 (Bd 9- 12. Theater).
Лит.: Ronneke R., Dingelstedt's Wirksamkeit am Weimarer Hoftheater.
Diss., Greifswald, 1912; S t i e p k a A., Franz Dingelstedt als
Director des Hofburtheaters, W., 1949;
Martersteip M., Das deutsche Theater im neunzehnten Jahrhundert,
Lpz., 1904, с. 431-42.
ДИН ГО-СЯНЬ (р. 1909) - китайская актриса. С 7 лет обучалась в
актёрской школе. С 11 лет начала выступать на сцене в Тяньцзине,
исполняя роли амплуа сяошэн (молодой герой) и лао-шэн (старик). Д. Г.-с.
выступала во мн. амплуа театр. формы "шаньси банцзы", играя гл. обр,
мужские роли, в т. ч.: Лодочник ("Осенняя река"), Чжу Гун-юань ("Лян
Шань-бо и Чжу Ин-тай"), Цюй Юань (о. п. Го Мо-жо). Актриса обладает
выразительным, низким голосом. В своих сценич. работах Д. Г.-с.
стремится углубить психологич. характеристику героев, 3. В.
ЛИНЕЙКА, Викторас (р. 1. I. 1900) - литовский актёр, режиссёр. Учился
в драм. студии Ю. Вайчкуса (1916, Петербург), участвовал в спектаклях
этой студии в 1947-18. С 1918 - актёр Вильнюсского т-ра, с 1920 работал
в Каунасе (т-р об-ва/"Творцов искусства"). В 1922-44 - актёр и режиссёр,
в 1944-49 - гл. режиссёр Каунасского т-ра. Играл комедийные,
харак-теоные роли, а также роли неврастеников: Скольцовас ("Зять" К
реве), Сакалас ("Новые люди" Вайчюнаса), Хлестаков; Белогубов ("Доходное
место"), Эйгчек ("Двенадцатая ночь") и др. Пост. "Разлом" (1940),
"Большой базар" Чюрлионене; "Русский вопрос" (1946) и др. Один из
создателей эстрадного т-ра "Дзим-дзи-Дримадзи" (1924) и эстрадной труппы
"Весёлые братья" (1926). Выступал как конферансье. С 1949 работает в
кино. В. М.
ДИНУЛОВИЧ (?????????), Предраг (р. 1917) - югославский (сербский)
режиссёр, театральный деятель. Окончил Муз. академию в Белграде. Сценич.
деятельность начал в передвижных т-рах. В 1945-49 был режиссёром, затем
директором Нар. т-ра в Нише, в 1949-51 - режиссёром Нар. т-ра в
Белграде. С 1951 - директор и художеств. руководитель Белградского драм.
т-ра. Пост. спектакли: "Оптимистическая трагедия"; "Пигмалион" Шоу,
"Салемские колдуньи" и "Смерть коммивояжера" Миллера, и др. А г. М.
ДИОНИС, Вакх (греч. ????????, ?????, лат. Васс?ив), - древнегреческий
бог производительных ( сил природы, виноградной лозы, вина и виноделия.
Из сельских праздников в честь Д. возникли греч. драма и т-р.
Земледельч. культ Д. сопровождался играми и обрядами, содержание к-рых
составляли оплакивание страданий и гибели Д. и ликование по поводу его
воскресения. Эти игры и обряды отражали первобытные представления об
умирающей и оживающей по временам года природе. Из обрядов оплакивания
Д. через дифирамбы развилась трагедия. Подобное происхождение имеет
сатировская драма. Комедия возникла [по свидетельству Аристотеля (см.
"Поэтика", гл. 4)] из весёлых фаллич. песен, прославлявших весеннее
обновление природы. Эти песни, носившие непристойный характер,
высмеивали лиц, на-" влёкших на себя обществ, недовольство.
Д. считался богом-покровителем др.-греч. т-ра, театр. представления
происходили только на праздниках Д. (см. Дионисии, Леней). В середине
орхестры стоял алтарь Д., актёры называли себя "мастерами Д.". Эта связь
греч. т-ра с государственным культом была одной из причин высокого
обществ, положения актёра в Др. Греции. Выдвинутое философом Ф. Ницше
понятие "дионисийского начала" в античной трагедии как
иррационалистического "духа музыки", противостоящего "аполлоновскому"
принципу пластич. ясности (см. Ницше "Рождение трагедии ив духа музыки",
1871), представляет собой декадентскую модернизацию фактов культурной
истории античности. С. А.
ДИОНИСИИ (?? ? ???'?)- религиозные празднества в Др. Греции в честь
Диониса. В состав Д. входили дифирамб - торжеств, хоровая песнь,
прославлявшая Диониса, и комос - весёлое шествие поселян,
сопровождавшееся задорными песенками, нередко обличит. характера.
Исполнение дифирамбов приурочивалось в Афинах к первому дню т. н.
Великих Д., справлявшихся в конце марта - начале апреля. Этот праздник
вместе с Ленеями (конец января - начало февраля) имел наибольшее
значение для истории афинской драмы. В 5 в. до н. э. в состав Великих Д.
и Лене-ев включались представления новых произведений драматич. поэтов:
трёх трагиков и трёх комедиографов. Пост. трагедий на Великих Д.
началась в 534 до н. э., комедий- ок. 487 до н. э. Каждый трагик
представлял по три трагедии и по одной драме сатиров. У Эсхила 4 пьесы
часто были объединены единым сюжетом и составляли т. н. тетралогию; у
Софокла и Еврипида внутр. связи между отдельными частями тетралогии
обычно не было. Комич. поэты ставили по одной комедии. Драматич. произв.
оценивались специальными жюри из представителей афинских фил
(административных округов); им присуждались первое, второе и третье
места (для трагедии и для комедии отдельно). Кроме Великих Д. и Ленеев,
справлялись также Малые (сельские) Д. (декабрь-январь), на к-рых могли
быть вторично пост. пьесы, вызвавшие одобрение зрителей на больших
празднествах. В 4 в. до н. э. состязанию совр. поэтов предшествовала
постановка произв. кого-либо из трагиков 5 в. до н.э.
Лит.: О е ? Ь ? е г Ь., АЩзспе ??8? е, В., 1956. В Я ДИОНИСОВЫ
ДЕЙСТВА - см. Дионисии.
ДИОРАМА (от греч. ??? - сквозь и ????? - вид, зрелище) в театре - 1)
Часть декорационного оформления спектакля: изображение, написанное