<< Пред.           стр. 266 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 быть гуманистической, то просветительский классицизм 18 в., сохраняя и
 развивая нравоучит. характер Д., распространяет гуманистич. мораль и на
 гос. жизнь, требует подчинения её не произволу монарха, а интересам
 общества и особенно его демократич. слоев. Формально Д. Просвещения еще
 сохраняла приверженность к поэтике классицизма. Однако представители
 просветительского реализма (Дидро во Франции, Лессинг в Германии)
 требовали приближения Д. к реальным условиям совр. жизни и начали ломку
 строгих норм классицизма в отношении жанров, сюжетов, характеров и
 языка. Они утвердили право на существование промежуточных между
 трагедией и комедией жанров, придали сюжетам из бурж. жизни
 первостепенное значение, вывели в своих пьесах героев из бурж.,
 демократич. среды, приблизили язык Д. к живому, разговорному языку
 эпохи.
  Д. сентиментализма, немецким вариантом к-рой была Д. "Бури и
 натиска", идейно связанная с просветительством, полностью ниспровергла
 поэтику классицизма, демократизировала сюжеты и героев, ввела нар.
 элементы. В отличие от просветит, классицизма и реализма, выдвигавших на
 первый план требования здравого смысла и разума, сентименталисты и
 "штюрмеры" (представители "Бури и натиска") считали чувство главной
 сферой иск-ва (ранняя драматургия Гёте и Шиллера).
  В конце 18 и нач. 19 вв. в период бурж. революции во Франции
 происходит возрождение классицизма в новых формах. "В классически
 строгих преданиях римской республики борцы за буржуазное общество нашли
 идеалы и искусственные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы
 скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы,
 чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической
 трагедии" (К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1, с. 131). Но
 республиканский классицизм в Д. (Шенье) быстро выродился в эпигонский
 монархич. классицизм империи Наполеона. Неизмеримо большее художеств.
 значение имел т. н. "веймарский" классицизм Гёте и Шиллера, к-рые в
 своих поздних произв. отразили противоречия возникавшего бурж. строя и с
 большой философской глубиной показали их в обобщённой форме.
  Реальное развитие бурж. общества оказалось в вопиющем противоречии с
 идеалами просветительства 18 в. Разочарование в итогах бурж. революции
 породило романтич. реакцию. Романтич. Д. формировалась в борьбе против
 сковывающих правил классицизма. Романтики стремились к более конкретному
 изображению историч. прошлого (излюбленной эпохой для романтич. Д. были
 средневековье и Возрождение), предшествовавшего победе бурж. отношений.
 Историч. и местный колорит служит в романтич. Д. фоном для героев,
 наделённых исключит. характерами и страстями. Реалистич. типизации Д. 18
 в. романтики противопоставили принцип индивидуализации, бытовым
 конфликтам - красочные грандиозные события, прозаич. языку персонажей -
 вдохновенный лиризм речей. В лучших своих образцах романтич. Д. отразила
 протест против утверждения бурж. порядков (Гюго, Виньи, Байрон, Шелли).
 Эпигоны романтизма пошли по пути поверхностного развлекательства и
 псевдоисторизма (Дюма-отец). Школа здравого смысла породила сюжетно
 острые, но пошлые, буржуазно-ограниченные по содержанию пьесы (Скриб,
 Ожье).
  Новый период в развитии зап.-европ. Д. был открыт реа-листич.
 драматургией Ибсена, остро ставившей социально-философские и этич.
 проблемы, важные для обществ, жизни 2-й пол. 19 в. В силу особенностей
 историч. развития Норвегия в наименьшей степени подверглась тогда
 уродующим условиям капиталистич. развития, в частности это сказалось в
 том, что в этой стране еще не произошли нивелировка и мещанское
 измельчание характеров. Поэтому в драмах Ибсена "...люди еще обладают
 характером и инициативой и действуют... самостоятельно" (Энгельс Ф.,
 Письмо П. Эрнсту, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1, с.
 125). Идейная глубина творчества Ибсена сочетается с острым чувством
 драматизма, композиционным мастерством.
  Конец 19 в. ознаменован возникновением двух течений в Д.- натурализма
 и символизма. Теоретик натурализма Золя утверждал необходимость
 максимально точного воплощения в Д. социальных условий жизни героев, т.
 к. характер и поведение людей обусловливаются влиянием среды и биологич.
 факторами. Типичные образцы натуралистич. Д.- пьесы Бе-ка, Бриё
 (Франция, 2-я пол. 19 в.); отдельные элементы натурализма проявились и у
 Ибсена, Гауптмана, творчество к-рых было в осн. реалистическим.
 Натурализм подменял реалистич. типизацию бытовым правдоподобием. Для Д.
 натуралистич. направления характерно предельно точное воспроизведение
 всех деталей обстановки действия. В противоположность этому, символизм
 отказывался от конкретного изображения действительности, стремясь
 выразить мистич. сущность бытия вне конкретных образов и жизненных
 ситуаций, внешнее действие лишь намекало на эту сущность. Как
 нату-ралпстич., так и символистская Д. конца 19 в. отразили, каждая
 по-своему, противоречия бурж. общества. Натурализм искал им объяснения в
 биологич. природе человека и механич. сумме внешних факторов среды.
 Бессильный решить наболевшие социальные и нравственные проблемы,
 натурализм, однако, ставил их с большой остротой, отражая отно-, шение
 демократич. слоев общества к уродливым последстви-I1 ям бурж прогресса.
 Символизм также выражал мрачные стороны жизни, но видел корни их в
 действии неких вечных сил, не подвластных контролю и пониманию людей
 (Ме-терлинк). В нек-рых случаях символизм в Д. выражал ан-тибурж.
 настроения (Верхарн).
  Расцвет реалистич. Д. происходит в 19 в. в России. Начало становления
 Д. критич. реализма относится к концу 18-нач. 19 вв. (Фонвизин).
 Преодолев ограниченность просветительского реализма, Пушкин направил
 развитие рус. Д. по пути широчайших социальных обобщений ("Борис
 Годунов") и глубокого психологич. раскрытия противоречий жизни
 ("маленькие трагедии"). Грибоедов создал классич. социальную сатирич.
 комедию "Горе от ума", навеки заклеймившую пороки барской среды. Гоголь
 продолжил и развил критич. тенденцию рус. реалистич. Д. Его "Ревизор" -
 образец "вполне художественного создания, вполне удовлетворяющего высшим
 требованиям искусства и основным философским законам творчества"
 (Белинский). Уже первые рус. реалисты, от Фонвизина до Гоголя, с большой
 художеств. силой разоблачили несправедливость самодержавно-помещичьего
 строя. Тургенев, Салтыков-Щедрин, Сухово-Кобылин продолжили и развили
 критич. реализм в Д. Наиболее полное выражение эти тенденции получили в
 творчестве Островского, ознаменовавшем полное раскрытие художеств.
 возможностей реалистич. Д. "Верность действительности, жизненная правда"
 творчества Островского, по определению Добролюбова, состоит н том, что
 "Островский умеет заглядывать в глубь души человека, умеет отличить
 натуру от всех извне принятых уродств и наростов... Типы комедий
 Островского нередко заключают в себе не только исключительно купеческие
 или чиновничьи, но и общенародные черты". Верность жизненной правде,
 критика обществ, пороков, и ранее присущие рус. Д., получили глубочайшее
 социально-философское воплощение в драматургии Л. Н. Толстого.
 Творчество Чехова начинает новый этап реализма в русской Д. Сохранив все
 качества, завоёванные рус. Д., Чехов обновил и обогатил её художеств.
 форму тончайшим раскрытием сложных явлений духовной жизни и создал
 основу для передовой реалистич. Д. 20 в. В нач. 20 в. в творчестве
 Горького Д. наполнилась революц. социальным содержанием, пьесы Горького
 заложили фундамент социалистич. реализма в Д. Русская Д.-от Грибоедова и
 Гоголя до Чехова и Горького-с огромной художеств. силой отразила жизнь
 общества, обличила бесчеловечность самодержавно-крепост-нич. строя,
 показала этапы революц. борьбы в стране от дворянской революционности до
 движения широчайших народных масс, нравственные и философские искания
 лучших людей России. Мировое значение русской Д. проявилось в её могучем
 влиянии на Д. стран Запада и Востока.
  Д. 20 в. богата художеств. течениями. Продолжается развитие Д.
 критич. реализма (Б. Шоу, Дж. Голсуорси, М. Горький и др.) и
 одновременно Д. символистской (М. Метерлинк, Г. Д'Аннунцио,А.Блок и
 др.). После 1-й мировой войны, наряду с продолжением традиции реалистич.
 Д. (М. Паньоль- Франция, Л. Хелман, А. Миллер-США,У. С. Моэм-Англия, и
 др.), большое развитие получила "Д. идей", к-рая, не отказываясь от
 изображения действительности, прибегала к разл. формам условности,
 фантастики, эксцентриады. Это направление представлено творчеством
 драматургов, стоящих на самых различных социально-философских позициях
 (Б. Шоу - Англия, Л. Пиранделло - Италия, Ж. Жироду, Ж. Ануй, Ж. П.
 Сартр - Франция, Ф. Дюрренматт - Швейцария). Широко распространяется
 также экспрессионистская Д., к-рая в 1920-30-х гг. особенно привлекала
 драматургов, критически настроенных по отношению к бурж. обществу (Г.
 Кайзер, В. Газенклевер - Германия, Э. Райе - США). Содержанием совр. Д.
 является острая борьба двух идеологий. Развитие Д. в 20 в. отмечено
 поисками новых художеств. форм, способных отразить большие социальные
 процессы, захватившие широкие массы людей, новые социальные проблемы,
 поставленные эпохой мировых войн и социалистич. революций, в ней
 проявляется стремление авторов к условным решениям. Такие новаторские
 искания характерны для революц. драматургии (Вс. Вишневский, Б. Брехт,
 Ш. ОКейси).
  Подъём нац.-освободит, движения в колониальных и полузависимых
 странах повлёк за собой подъём культуры и, в частности, резкий скачок в
 развитии Д. Рядом с традиционной нац. Д. в народно-демократич. Китае,
 Корее, в Де-мократич. Республике Вьетнам развивается новая
 народно-реалистич. Д. В Японии, Индии, Индонезии и др. странах Востока
 наблюдается распространение европ. форм Д. разл. направлений.
  Советская Д. - основоположница новой театр. культуры общества,
 совершившего впервые в мире преобразование жизни на началах социализма.
 Сов. Д., единая в своей идеологич. направленности, характеризуется
 богатством и разнообразием художеств. форм. Её реалистич, основы были
 заложены М. Горьким. Драматургия К. Тренёва, Вс. Иванова, Б. Лавренёва,
 А. Афиногенова, В. Билль-Бе-лоцерковского, Л. Леонова, А. Толстого, А.
 Корнейчука, Н. Погодина, А. Файко, Б. Ромашова, К. Симонова, А.
 Арбузова, А. Софронова, В. Розова, А. Крона, А. Володина, И. Микитенко,
 К. Крапивы, Д. Джабарлы, А. Якобсона, Э. Раннета и др. развивается в
 русле социалистич. реализма, отражая как историч. прошлое народа, так и
 его настоящее, протекающее в процессе революц. перестройки жизни,
 построения коммунизма. Глубокое и многообразное влияние революции на
 жизнь всех классов общества раскрывается сов. реалистич. Д. в
 конфликтах, полных действенности, в образах, отражающих активную роль
 личности в происходящей борьбе. Многие сов. драматурги вместе с тем
 обращаются к романтич. приёмам, к условным формам, ищут новых
 выразительных средств. Таковы пьесы В. Маяковского, Вс. Вишневского, М.
 Светлова.
  Идейно-эстетич. основой сов. Д. является социалистич. реализм.
 "Социалистический реализм направлен на борьбу с пережитками "старого
 мира", с его тлетворным влиянием - на искоренение этих влияний. Но
 главная его задача сводится к возбуждению социалистического,
 революционного миропонимания, мироощущения" (Горький М., Собр. соч., т.
 30, 1956, с. 382). Новаторское значение Д. социалистич. реализма
 определяется тем, что она выступает как художеств. отражение величайшего
 социального переворота в судьбах человечества. Процесс революц. борьбы и
 перестройка всей жизни поднимают заново многие вековые проблемы,
 получающие в сов. Д. освещение с позиций комму нистич. идеологии. Отсюда
 богатство сов. Д., новизна решения драматич. конфликтов. Д. социалистич.
 реализма является иск-вом, утверждающим новую действительность. "Н аш
 реализм имеет возможность и право утверждать, его критика обращена на
 прошлое и отражение прошлого в настоящем. А основная его задача
 -утверждение социализма путем образного изображения фактов, людей и
 взаимоотношений людей в процессах труда" (Г о р ь к и и М., Собр. соч.,
 т. 30, с. 294). Сов. Д. присущи острые конфликты. Еще в 1933 А.
 Луначарский решительно отверг принцип бесконфликтности сов. Д.: пьесе
 "... неизбежно присуща диалектика - развитие через борьбу противоречий.
 Пьесы, в которых нет развития, в которых нет столкновения
 противоречий,просто очень плохие пьесы... Так как социалистическое
 искусство стремится изобразить явления в их беге, в их конфликтах и
 выводах или прогнозах, которые отсюда следуют, то никакая другая
 художественная форма не является в такой мере соответствующей духу
 социалистического реализма, как именно драма" (Луначарский А., Статьи о
 театре и драматургии, т. 1, 1958, с. 741-42). Развитие сов. Д. протекает
 в напряжённой идейной борьбе против враждебной бурж. идеологии, против
 её пережитков, наблюдающихся подчас в сов. действительности. Это
 определяет боевой публицистич. пафос сов. Д., отражающей борьбу партии и
 народа за построение коммунистич. общества. Идейные принципы сов.
 литературы и Д. сформулированы в документах КПСС по вопросам лит-ры и
 иск-ва, в уставе Союза писателей СССР, теоретич. высказываниях М.
 Горького, А. Луначарского, А. Афиногенова, Н. Погодина и др. Многонац.
 по своему характеру, сов. драматургия отражает тесную творч. связь
 драматургов, служащих делу коммунизма. Опыт сов. Д. оказывает
 благотворное влияние на Д. др. социалистич. стран и прогрессивную Д.
 капиталистич. стран. В наст. время в мировой драматургии существует
 мощное течение, развивающееся в русле социалистич. реализма и являющееся
 самым прогрессивным направлением в театр. иск-ве.
  Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. Сост. М. Лиф-шип, т. 1-2,
 М., 1957; Аристотель, Поэтика, пер. и прим. Н. И. Новосадского, Л.,
 1927; то же, Об искусстве поэзии, пер. с древнегреч. В. Г. Аппельрота,
 М., 1957; Гораций Квинт Флакк, Наука поэзии, или Послание к Пизонам,
 пер. М. Дмитриева, М., 1853; то же, пер. А. Фета, в кн.: Гораций, Оды и
 послание к Пизонам, СПБ-М., 1869;
  Б у ал о Н., Поэтическое искусство, пер. С. Нестеровой, Ред.,вступ.
 ст. П. С. Когана, СПБ, 1914; то же, М., 1937; то же, предисл. Н. А.
 Сегал, М., 1957; Лессинг Г.Э., Гамбургская драматургия, пер. с нем.,
 М.-Л., 1936; то же, М., 1958; Дидро Д., О драматич. поэзии. Беседы о
 "Побочном сыне", в кн.: Дидро Д., Соч., т. V, М.-Л., 1936;
  Шиллер Ф., Статьи по эстетике, пер. с нем., М.-Л., 1935; то же,
 Шиллер Ф., Собр. соч., т. 6, пер. с нем., М., 1957;
  Гёте и Шиллер, Переписка, т. 1, М., 1937; Гёте и Шиллер, О эпической
 и драматической поэзии, в кн.: Г ё т е И. В., Собр. соч., т. 10, М.,
 1937; Гегель Г. Ф. В., Лекции об эстетике, кн. 3, в кн.: Г е г е л ь Г.
 Ф. В., Соч., т. 14, М.- Л., 1958; Пушкин-критик. Сост. и прим. Н. В.
 Богословского, М., 1950; Стендаль, Расин и Шекспир, Собр. соч., пер. с
 франц., т. 7, М., 1959; Гюго В., Предисловие к "Кромвелю", в кн.: Гюго
 В., Собр. соч., пер. с франц., т. 14, М., 1956; Белинский В. Г.,
 "Разделение поэзии на роды и виды", "Горе от ума", "Соч. А. Пушкина", в
 его кн.: Собр. соч. в трёх томах, т. 2, М., 1948; Добролюбов Н., "Тёмное
 царство", Полное собр. соч., т. 2, М., 1935; его же, "Луч света в тёмном
 царстве", там же;
  Чернышевский Н. Г., Эстетические отношения искусства к
 действительности, М., 1955; Аверкиев Д., О драме, 2 изд., СПБ, 1907;
 Толстой Л. Н.,0 Шекспире и о драме. Полное сьбр. соч., т. 35, М., 1950;
 Золя Э., Натурализм в театре, пер. [с франц.],Полное собр. соч., т. ХЬУ,
 Киев, [1903]; Метерлинк М., Сокровище смиренных, в кн.: Собр. соч.
 Метерлинка, т. 4, СПБ, 1912; Р о л л а н Р.,
  Народный театр. в его кн.: Соч., т. XIV, М., 1958; Г о ? ь-к и и M.,
 O пьесах, в его кн.: Горький М.,0 литературе, 3 изд., М., 1957 и 1961;
 Луначарский А. В., Статьи о театре и драматургии, М. - Л., 1938; Толстой
 А. Н., О драматургии. Доклад на 1-м Всесоюзном съезде писателей, Собр.
 соч., т. 10, М., 1961; Русские писатели о литературном труде (XV1I1-XX
 вв.) в 4 томах, под ред. Б. Мейлах, т. 1-4, М., 1954-1956; Афиногенов А.
 Н., Статьи. Дневники. Письма, М., 1957; В e с е-ловский А. Н., Три главы
 из историч. поэтики. Собр. соч., т. X, М., 1937; то же, в его кн.:
 Историческая поэтика, Л., 1940; Вопросы теории и психологии творчества,
 ред.-изд. Б. А. Лезин, т. 1, ч. II. Теория драмы, 2 изд., Харьков, 1911;
 Гессен, Технические приёмы драмы, пер. В. Сладкопевцева, СПБ, 1912;
 Волькенштейн В., Драматургия, 3 изд., М., 1960; Б а л у ? а т ы и С. Д.,
 Проблемы драматургического анализа. Чехов, Л., 1927;
  Л о у с о н Д. Г., Теория и практика создания пьесы и киносценария,
 пер. с англ., М., 1960; Freitag G., Die Technik des Dramas, 13. Aufl.,
 Lpz., 1922; Schlag H., Das Drama. Wesen, Theorie u. Technik des Dramas,
 Essen., 1917; K e r r A., Das Neue Drama, B., 1912; E r m a-tinger E.,
 Die Kunstform des Dramas, B., 1925; B r u-n e tier e F., La loi du
 theatre, P., 1894; Nicoli A., The theory of drama, L., 1931; Baker G.
 P., Dramatic technique, Boston, 1919; Thompson A. R., The anatomy of
 drama, Berkeley (Calif.), 1946; В e n t 1 e y E., The playwright as
 thinker, N. Y.. 1946; Brooks C. and H e i l m a n R., Understanding
 drama, N. Y., 1948;
  Gregor I., Weltgeschichte des Theaters, Zurich, 1933; Nicoli A.,
 World drama, L., 1957; GassnerJ., Masters of the drama, 3 ed., N. Y.,
 1954; Clark В. Н., European theories of the drama. With asupplement on
 the American drama, N. Y., 1957. A. A.
  ДРАМА НА МУЗЫКЕ (итал. dramma per musica, dramma in musica) -
 первоначальное название оперы; было принято в Италии в 17 в. В 18в.
 потеряло своё значение и заменилось жанровым определением опера-буффа,
 опера-сериа и др. Р. Л.
  ДРАМА С ГОЛОСАМИ - см. Музыка в драматическом театре.
  "ДРАМАТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК" - первый русский театральный журнал.
 Издавался Обществом любителей словесности и т-ра с 1808, выходил 2 раза
 в неделю. Редактор-А. А. Шаховской. Вышло 93 номера: ч. 1-я-.ј 1-26, ч.
 2-я-.ј 27-52, ч. 3-я - ј 53-78, ч. 4-я - ј 79-93. К журналу давались
 спец. ежемесячные приложения нетеатр. характера ("Прибавления,
 относящиеся до наук, словесности и художеств вообще"), составившие V и
 VI части. Среди сотрудников "Д. в." были А. Н. Оленин, И. А. Крылов, Н.
 И. Гнедич, И. И. Дмитриев, А. А. Писарев, А. С. Шишков, Д. И. Языков и
 др. В "Д. в." печатались теоретич. и историч. статьи по драматургии и
 т-ру, заметки о пьесах и постановках. театр. хроника и пр. "Д. в."
 отстаивал принципы классицизма, в противовес усиливавшемуся в ту пору
 течению сентиментализма. Резкой критике подвергались в "Д. в."
 произведения Шекспира,Шиллера, а также слёзные драмы Коцебу. В наст.
 время "Д. в." - библиографич. редкость.
  Лит.: Н.екрасоваЕ., Первый русский журнал, посвящённый театру. 1808
 г., "Артист", М., 1890,ј 6, с. 24-33;
  Смирно в-С окольский Н., Рассказы о книгах, М., 1959, с. 225-28, 2
 изд., 1960. А. Шн.
  ДРАМАТУРГ - автор драматических произведений различных видов (см.
 Драма).
  ДРАМАТУРГИЯ (греч. ????????????) - род лит. произведений,
 предназначенных обычно для исполнения на сцене (см. Драма).
  ДРАМАТУРГИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Получила развитие в европ. литературе с 18в.
 Во 2-й пол. 18в. появились пьесы для детей в России, предназначенные для
 детского любительского (т.н. домашнего) т-ра. В 1810- 1830-х гг. были
 выпущены спец. сборники: "Детский театр для образования сердца и разума"
 (2-е изд., 1819), "Детский театр" Б. Фёдорова (2-е изд., 1835) и др. В
 1829-30 А. Ф. Смирдин издавал "Детский драматический вестник", в к-ром
 наряду с переводными пьесами иногда публиковались и оригинальные.
 Подавляющее большинствоньес для детей было основано на сказочных
 сюжетах. Немногочисленные пьесы из реальной жизни отличались
 примитивно-моралистич. характером. Дореволюц. Д. д. д. в целом
 находилась на невысоком художеств. уровне. Глубоко идейная и
 художественная Д. д. д. сложилась по существу впервые в СССР, где была
 создана широкая сеть спец. профессиональных театров для детей. Д. д. д.
 в СССР является неразрывной частью общей системы воспитания детей и
 юношества. Осн. задача сов. Д. д. д.- расширение представлений детей о

<< Пред.           стр. 266 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу