<< Пред. стр. 266 (из 913) След. >>
быть гуманистической, то просветительский классицизм 18 в., сохраняя иразвивая нравоучит. характер Д., распространяет гуманистич. мораль и на
гос. жизнь, требует подчинения её не произволу монарха, а интересам
общества и особенно его демократич. слоев. Формально Д. Просвещения еще
сохраняла приверженность к поэтике классицизма. Однако представители
просветительского реализма (Дидро во Франции, Лессинг в Германии)
требовали приближения Д. к реальным условиям совр. жизни и начали ломку
строгих норм классицизма в отношении жанров, сюжетов, характеров и
языка. Они утвердили право на существование промежуточных между
трагедией и комедией жанров, придали сюжетам из бурж. жизни
первостепенное значение, вывели в своих пьесах героев из бурж.,
демократич. среды, приблизили язык Д. к живому, разговорному языку
эпохи.
Д. сентиментализма, немецким вариантом к-рой была Д. "Бури и
натиска", идейно связанная с просветительством, полностью ниспровергла
поэтику классицизма, демократизировала сюжеты и героев, ввела нар.
элементы. В отличие от просветит, классицизма и реализма, выдвигавших на
первый план требования здравого смысла и разума, сентименталисты и
"штюрмеры" (представители "Бури и натиска") считали чувство главной
сферой иск-ва (ранняя драматургия Гёте и Шиллера).
В конце 18 и нач. 19 вв. в период бурж. революции во Франции
происходит возрождение классицизма в новых формах. "В классически
строгих преданиях римской республики борцы за буржуазное общество нашли
идеалы и искусственные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы
скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы,
чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической
трагедии" (К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1, с. 131). Но
республиканский классицизм в Д. (Шенье) быстро выродился в эпигонский
монархич. классицизм империи Наполеона. Неизмеримо большее художеств.
значение имел т. н. "веймарский" классицизм Гёте и Шиллера, к-рые в
своих поздних произв. отразили противоречия возникавшего бурж. строя и с
большой философской глубиной показали их в обобщённой форме.
Реальное развитие бурж. общества оказалось в вопиющем противоречии с
идеалами просветительства 18 в. Разочарование в итогах бурж. революции
породило романтич. реакцию. Романтич. Д. формировалась в борьбе против
сковывающих правил классицизма. Романтики стремились к более конкретному
изображению историч. прошлого (излюбленной эпохой для романтич. Д. были
средневековье и Возрождение), предшествовавшего победе бурж. отношений.
Историч. и местный колорит служит в романтич. Д. фоном для героев,
наделённых исключит. характерами и страстями. Реалистич. типизации Д. 18
в. романтики противопоставили принцип индивидуализации, бытовым
конфликтам - красочные грандиозные события, прозаич. языку персонажей -
вдохновенный лиризм речей. В лучших своих образцах романтич. Д. отразила
протест против утверждения бурж. порядков (Гюго, Виньи, Байрон, Шелли).
Эпигоны романтизма пошли по пути поверхностного развлекательства и
псевдоисторизма (Дюма-отец). Школа здравого смысла породила сюжетно
острые, но пошлые, буржуазно-ограниченные по содержанию пьесы (Скриб,
Ожье).
Новый период в развитии зап.-европ. Д. был открыт реа-листич.
драматургией Ибсена, остро ставившей социально-философские и этич.
проблемы, важные для обществ, жизни 2-й пол. 19 в. В силу особенностей
историч. развития Норвегия в наименьшей степени подверглась тогда
уродующим условиям капиталистич. развития, в частности это сказалось в
том, что в этой стране еще не произошли нивелировка и мещанское
измельчание характеров. Поэтому в драмах Ибсена "...люди еще обладают
характером и инициативой и действуют... самостоятельно" (Энгельс Ф.,
Письмо П. Эрнсту, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1, с.
125). Идейная глубина творчества Ибсена сочетается с острым чувством
драматизма, композиционным мастерством.
Конец 19 в. ознаменован возникновением двух течений в Д.- натурализма
и символизма. Теоретик натурализма Золя утверждал необходимость
максимально точного воплощения в Д. социальных условий жизни героев, т.
к. характер и поведение людей обусловливаются влиянием среды и биологич.
факторами. Типичные образцы натуралистич. Д.- пьесы Бе-ка, Бриё
(Франция, 2-я пол. 19 в.); отдельные элементы натурализма проявились и у
Ибсена, Гауптмана, творчество к-рых было в осн. реалистическим.
Натурализм подменял реалистич. типизацию бытовым правдоподобием. Для Д.
натуралистич. направления характерно предельно точное воспроизведение
всех деталей обстановки действия. В противоположность этому, символизм
отказывался от конкретного изображения действительности, стремясь
выразить мистич. сущность бытия вне конкретных образов и жизненных
ситуаций, внешнее действие лишь намекало на эту сущность. Как
нату-ралпстич., так и символистская Д. конца 19 в. отразили, каждая
по-своему, противоречия бурж. общества. Натурализм искал им объяснения в
биологич. природе человека и механич. сумме внешних факторов среды.
Бессильный решить наболевшие социальные и нравственные проблемы,
натурализм, однако, ставил их с большой остротой, отражая отно-, шение
демократич. слоев общества к уродливым последстви-I1 ям бурж прогресса.
Символизм также выражал мрачные стороны жизни, но видел корни их в
действии неких вечных сил, не подвластных контролю и пониманию людей
(Ме-терлинк). В нек-рых случаях символизм в Д. выражал ан-тибурж.
настроения (Верхарн).
Расцвет реалистич. Д. происходит в 19 в. в России. Начало становления
Д. критич. реализма относится к концу 18-нач. 19 вв. (Фонвизин).
Преодолев ограниченность просветительского реализма, Пушкин направил
развитие рус. Д. по пути широчайших социальных обобщений ("Борис
Годунов") и глубокого психологич. раскрытия противоречий жизни
("маленькие трагедии"). Грибоедов создал классич. социальную сатирич.
комедию "Горе от ума", навеки заклеймившую пороки барской среды. Гоголь
продолжил и развил критич. тенденцию рус. реалистич. Д. Его "Ревизор" -
образец "вполне художественного создания, вполне удовлетворяющего высшим
требованиям искусства и основным философским законам творчества"
(Белинский). Уже первые рус. реалисты, от Фонвизина до Гоголя, с большой
художеств. силой разоблачили несправедливость самодержавно-помещичьего
строя. Тургенев, Салтыков-Щедрин, Сухово-Кобылин продолжили и развили
критич. реализм в Д. Наиболее полное выражение эти тенденции получили в
творчестве Островского, ознаменовавшем полное раскрытие художеств.
возможностей реалистич. Д. "Верность действительности, жизненная правда"
творчества Островского, по определению Добролюбова, состоит н том, что
"Островский умеет заглядывать в глубь души человека, умеет отличить
натуру от всех извне принятых уродств и наростов... Типы комедий
Островского нередко заключают в себе не только исключительно купеческие
или чиновничьи, но и общенародные черты". Верность жизненной правде,
критика обществ, пороков, и ранее присущие рус. Д., получили глубочайшее
социально-философское воплощение в драматургии Л. Н. Толстого.
Творчество Чехова начинает новый этап реализма в русской Д. Сохранив все
качества, завоёванные рус. Д., Чехов обновил и обогатил её художеств.
форму тончайшим раскрытием сложных явлений духовной жизни и создал
основу для передовой реалистич. Д. 20 в. В нач. 20 в. в творчестве
Горького Д. наполнилась революц. социальным содержанием, пьесы Горького
заложили фундамент социалистич. реализма в Д. Русская Д.-от Грибоедова и
Гоголя до Чехова и Горького-с огромной художеств. силой отразила жизнь
общества, обличила бесчеловечность самодержавно-крепост-нич. строя,
показала этапы революц. борьбы в стране от дворянской революционности до
движения широчайших народных масс, нравственные и философские искания
лучших людей России. Мировое значение русской Д. проявилось в её могучем
влиянии на Д. стран Запада и Востока.
Д. 20 в. богата художеств. течениями. Продолжается развитие Д.
критич. реализма (Б. Шоу, Дж. Голсуорси, М. Горький и др.) и
одновременно Д. символистской (М. Метерлинк, Г. Д'Аннунцио,А.Блок и
др.). После 1-й мировой войны, наряду с продолжением традиции реалистич.
Д. (М. Паньоль- Франция, Л. Хелман, А. Миллер-США,У. С. Моэм-Англия, и
др.), большое развитие получила "Д. идей", к-рая, не отказываясь от
изображения действительности, прибегала к разл. формам условности,
фантастики, эксцентриады. Это направление представлено творчеством
драматургов, стоящих на самых различных социально-философских позициях
(Б. Шоу - Англия, Л. Пиранделло - Италия, Ж. Жироду, Ж. Ануй, Ж. П.
Сартр - Франция, Ф. Дюрренматт - Швейцария). Широко распространяется
также экспрессионистская Д., к-рая в 1920-30-х гг. особенно привлекала
драматургов, критически настроенных по отношению к бурж. обществу (Г.
Кайзер, В. Газенклевер - Германия, Э. Райе - США). Содержанием совр. Д.
является острая борьба двух идеологий. Развитие Д. в 20 в. отмечено
поисками новых художеств. форм, способных отразить большие социальные
процессы, захватившие широкие массы людей, новые социальные проблемы,
поставленные эпохой мировых войн и социалистич. революций, в ней
проявляется стремление авторов к условным решениям. Такие новаторские
искания характерны для революц. драматургии (Вс. Вишневский, Б. Брехт,
Ш. ОКейси).
Подъём нац.-освободит, движения в колониальных и полузависимых
странах повлёк за собой подъём культуры и, в частности, резкий скачок в
развитии Д. Рядом с традиционной нац. Д. в народно-демократич. Китае,
Корее, в Де-мократич. Республике Вьетнам развивается новая
народно-реалистич. Д. В Японии, Индии, Индонезии и др. странах Востока
наблюдается распространение европ. форм Д. разл. направлений.
Советская Д. - основоположница новой театр. культуры общества,
совершившего впервые в мире преобразование жизни на началах социализма.
Сов. Д., единая в своей идеологич. направленности, характеризуется
богатством и разнообразием художеств. форм. Её реалистич, основы были
заложены М. Горьким. Драматургия К. Тренёва, Вс. Иванова, Б. Лавренёва,
А. Афиногенова, В. Билль-Бе-лоцерковского, Л. Леонова, А. Толстого, А.
Корнейчука, Н. Погодина, А. Файко, Б. Ромашова, К. Симонова, А.
Арбузова, А. Софронова, В. Розова, А. Крона, А. Володина, И. Микитенко,
К. Крапивы, Д. Джабарлы, А. Якобсона, Э. Раннета и др. развивается в
русле социалистич. реализма, отражая как историч. прошлое народа, так и
его настоящее, протекающее в процессе революц. перестройки жизни,
построения коммунизма. Глубокое и многообразное влияние революции на
жизнь всех классов общества раскрывается сов. реалистич. Д. в
конфликтах, полных действенности, в образах, отражающих активную роль
личности в происходящей борьбе. Многие сов. драматурги вместе с тем
обращаются к романтич. приёмам, к условным формам, ищут новых
выразительных средств. Таковы пьесы В. Маяковского, Вс. Вишневского, М.
Светлова.
Идейно-эстетич. основой сов. Д. является социалистич. реализм.
"Социалистический реализм направлен на борьбу с пережитками "старого
мира", с его тлетворным влиянием - на искоренение этих влияний. Но
главная его задача сводится к возбуждению социалистического,
революционного миропонимания, мироощущения" (Горький М., Собр. соч., т.
30, 1956, с. 382). Новаторское значение Д. социалистич. реализма
определяется тем, что она выступает как художеств. отражение величайшего
социального переворота в судьбах человечества. Процесс революц. борьбы и
перестройка всей жизни поднимают заново многие вековые проблемы,
получающие в сов. Д. освещение с позиций комму нистич. идеологии. Отсюда
богатство сов. Д., новизна решения драматич. конфликтов. Д. социалистич.
реализма является иск-вом, утверждающим новую действительность. "Н аш
реализм имеет возможность и право утверждать, его критика обращена на
прошлое и отражение прошлого в настоящем. А основная его задача
-утверждение социализма путем образного изображения фактов, людей и
взаимоотношений людей в процессах труда" (Г о р ь к и и М., Собр. соч.,
т. 30, с. 294). Сов. Д. присущи острые конфликты. Еще в 1933 А.
Луначарский решительно отверг принцип бесконфликтности сов. Д.: пьесе
"... неизбежно присуща диалектика - развитие через борьбу противоречий.
Пьесы, в которых нет развития, в которых нет столкновения
противоречий,просто очень плохие пьесы... Так как социалистическое
искусство стремится изобразить явления в их беге, в их конфликтах и
выводах или прогнозах, которые отсюда следуют, то никакая другая
художественная форма не является в такой мере соответствующей духу
социалистического реализма, как именно драма" (Луначарский А., Статьи о
театре и драматургии, т. 1, 1958, с. 741-42). Развитие сов. Д. протекает
в напряжённой идейной борьбе против враждебной бурж. идеологии, против
её пережитков, наблюдающихся подчас в сов. действительности. Это
определяет боевой публицистич. пафос сов. Д., отражающей борьбу партии и
народа за построение коммунистич. общества. Идейные принципы сов.
литературы и Д. сформулированы в документах КПСС по вопросам лит-ры и
иск-ва, в уставе Союза писателей СССР, теоретич. высказываниях М.
Горького, А. Луначарского, А. Афиногенова, Н. Погодина и др. Многонац.
по своему характеру, сов. драматургия отражает тесную творч. связь
драматургов, служащих делу коммунизма. Опыт сов. Д. оказывает
благотворное влияние на Д. др. социалистич. стран и прогрессивную Д.
капиталистич. стран. В наст. время в мировой драматургии существует
мощное течение, развивающееся в русле социалистич. реализма и являющееся
самым прогрессивным направлением в театр. иск-ве.
Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. Сост. М. Лиф-шип, т. 1-2,
М., 1957; Аристотель, Поэтика, пер. и прим. Н. И. Новосадского, Л.,
1927; то же, Об искусстве поэзии, пер. с древнегреч. В. Г. Аппельрота,
М., 1957; Гораций Квинт Флакк, Наука поэзии, или Послание к Пизонам,
пер. М. Дмитриева, М., 1853; то же, пер. А. Фета, в кн.: Гораций, Оды и
послание к Пизонам, СПБ-М., 1869;
Б у ал о Н., Поэтическое искусство, пер. С. Нестеровой, Ред.,вступ.
ст. П. С. Когана, СПБ, 1914; то же, М., 1937; то же, предисл. Н. А.
Сегал, М., 1957; Лессинг Г.Э., Гамбургская драматургия, пер. с нем.,
М.-Л., 1936; то же, М., 1958; Дидро Д., О драматич. поэзии. Беседы о
"Побочном сыне", в кн.: Дидро Д., Соч., т. V, М.-Л., 1936;
Шиллер Ф., Статьи по эстетике, пер. с нем., М.-Л., 1935; то же,
Шиллер Ф., Собр. соч., т. 6, пер. с нем., М., 1957;
Гёте и Шиллер, Переписка, т. 1, М., 1937; Гёте и Шиллер, О эпической
и драматической поэзии, в кн.: Г ё т е И. В., Собр. соч., т. 10, М.,
1937; Гегель Г. Ф. В., Лекции об эстетике, кн. 3, в кн.: Г е г е л ь Г.
Ф. В., Соч., т. 14, М.- Л., 1958; Пушкин-критик. Сост. и прим. Н. В.
Богословского, М., 1950; Стендаль, Расин и Шекспир, Собр. соч., пер. с
франц., т. 7, М., 1959; Гюго В., Предисловие к "Кромвелю", в кн.: Гюго
В., Собр. соч., пер. с франц., т. 14, М., 1956; Белинский В. Г.,
"Разделение поэзии на роды и виды", "Горе от ума", "Соч. А. Пушкина", в
его кн.: Собр. соч. в трёх томах, т. 2, М., 1948; Добролюбов Н., "Тёмное
царство", Полное собр. соч., т. 2, М., 1935; его же, "Луч света в тёмном
царстве", там же;
Чернышевский Н. Г., Эстетические отношения искусства к
действительности, М., 1955; Аверкиев Д., О драме, 2 изд., СПБ, 1907;
Толстой Л. Н.,0 Шекспире и о драме. Полное сьбр. соч., т. 35, М., 1950;
Золя Э., Натурализм в театре, пер. [с франц.],Полное собр. соч., т. ХЬУ,
Киев, [1903]; Метерлинк М., Сокровище смиренных, в кн.: Собр. соч.
Метерлинка, т. 4, СПБ, 1912; Р о л л а н Р.,
Народный театр. в его кн.: Соч., т. XIV, М., 1958; Г о ? ь-к и и M.,
O пьесах, в его кн.: Горький М.,0 литературе, 3 изд., М., 1957 и 1961;
Луначарский А. В., Статьи о театре и драматургии, М. - Л., 1938; Толстой
А. Н., О драматургии. Доклад на 1-м Всесоюзном съезде писателей, Собр.
соч., т. 10, М., 1961; Русские писатели о литературном труде (XV1I1-XX
вв.) в 4 томах, под ред. Б. Мейлах, т. 1-4, М., 1954-1956; Афиногенов А.
Н., Статьи. Дневники. Письма, М., 1957; В e с е-ловский А. Н., Три главы
из историч. поэтики. Собр. соч., т. X, М., 1937; то же, в его кн.:
Историческая поэтика, Л., 1940; Вопросы теории и психологии творчества,
ред.-изд. Б. А. Лезин, т. 1, ч. II. Теория драмы, 2 изд., Харьков, 1911;
Гессен, Технические приёмы драмы, пер. В. Сладкопевцева, СПБ, 1912;
Волькенштейн В., Драматургия, 3 изд., М., 1960; Б а л у ? а т ы и С. Д.,
Проблемы драматургического анализа. Чехов, Л., 1927;
Л о у с о н Д. Г., Теория и практика создания пьесы и киносценария,
пер. с англ., М., 1960; Freitag G., Die Technik des Dramas, 13. Aufl.,
Lpz., 1922; Schlag H., Das Drama. Wesen, Theorie u. Technik des Dramas,
Essen., 1917; K e r r A., Das Neue Drama, B., 1912; E r m a-tinger E.,
Die Kunstform des Dramas, B., 1925; B r u-n e tier e F., La loi du
theatre, P., 1894; Nicoli A., The theory of drama, L., 1931; Baker G.
P., Dramatic technique, Boston, 1919; Thompson A. R., The anatomy of
drama, Berkeley (Calif.), 1946; В e n t 1 e y E., The playwright as
thinker, N. Y.. 1946; Brooks C. and H e i l m a n R., Understanding
drama, N. Y., 1948;
Gregor I., Weltgeschichte des Theaters, Zurich, 1933; Nicoli A.,
World drama, L., 1957; GassnerJ., Masters of the drama, 3 ed., N. Y.,
1954; Clark В. Н., European theories of the drama. With asupplement on
the American drama, N. Y., 1957. A. A.
ДРАМА НА МУЗЫКЕ (итал. dramma per musica, dramma in musica) -
первоначальное название оперы; было принято в Италии в 17 в. В 18в.
потеряло своё значение и заменилось жанровым определением опера-буффа,
опера-сериа и др. Р. Л.
ДРАМА С ГОЛОСАМИ - см. Музыка в драматическом театре.
"ДРАМАТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК" - первый русский театральный журнал.
Издавался Обществом любителей словесности и т-ра с 1808, выходил 2 раза
в неделю. Редактор-А. А. Шаховской. Вышло 93 номера: ч. 1-я-.ј 1-26, ч.
2-я-.ј 27-52, ч. 3-я - ј 53-78, ч. 4-я - ј 79-93. К журналу давались
спец. ежемесячные приложения нетеатр. характера ("Прибавления,
относящиеся до наук, словесности и художеств вообще"), составившие V и
VI части. Среди сотрудников "Д. в." были А. Н. Оленин, И. А. Крылов, Н.
И. Гнедич, И. И. Дмитриев, А. А. Писарев, А. С. Шишков, Д. И. Языков и
др. В "Д. в." печатались теоретич. и историч. статьи по драматургии и
т-ру, заметки о пьесах и постановках. театр. хроника и пр. "Д. в."
отстаивал принципы классицизма, в противовес усиливавшемуся в ту пору
течению сентиментализма. Резкой критике подвергались в "Д. в."
произведения Шекспира,Шиллера, а также слёзные драмы Коцебу. В наст.
время "Д. в." - библиографич. редкость.
Лит.: Н.екрасоваЕ., Первый русский журнал, посвящённый театру. 1808
г., "Артист", М., 1890,ј 6, с. 24-33;
Смирно в-С окольский Н., Рассказы о книгах, М., 1959, с. 225-28, 2
изд., 1960. А. Шн.
ДРАМАТУРГ - автор драматических произведений различных видов (см.
Драма).
ДРАМАТУРГИЯ (греч. ????????????) - род лит. произведений,
предназначенных обычно для исполнения на сцене (см. Драма).
ДРАМАТУРГИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Получила развитие в европ. литературе с 18в.
Во 2-й пол. 18в. появились пьесы для детей в России, предназначенные для
детского любительского (т.н. домашнего) т-ра. В 1810- 1830-х гг. были
выпущены спец. сборники: "Детский театр для образования сердца и разума"
(2-е изд., 1819), "Детский театр" Б. Фёдорова (2-е изд., 1835) и др. В
1829-30 А. Ф. Смирдин издавал "Детский драматический вестник", в к-ром
наряду с переводными пьесами иногда публиковались и оригинальные.
Подавляющее большинствоньес для детей было основано на сказочных
сюжетах. Немногочисленные пьесы из реальной жизни отличались
примитивно-моралистич. характером. Дореволюц. Д. д. д. в целом
находилась на невысоком художеств. уровне. Глубоко идейная и
художественная Д. д. д. сложилась по существу впервые в СССР, где была
создана широкая сеть спец. профессиональных театров для детей. Д. д. д.
в СССР является неразрывной частью общей системы воспитания детей и
юношества. Осн. задача сов. Д. д. д.- расширение представлений детей о