<< Пред.           стр. 271 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 поле, в 11 до н. э. завершена постройка т-ра Марцел-ла, начатая еще при
 Цезаре. От этого т-ра сохранились остатки наружной стены, разделённой на
 3 этажа, что соответствует 3 внутр. ярусам. Архитектура римского т-ра
 имела ряд особенностей, отличавших его от греч. театра. Места для
 зрителей (лат. cavea) были расположены в один или несколько ярусов в
 виде полукруга. Орхестра также имела форму полукруга, на ней помещались
 места для сенаторов. Здание скены (лат. scaena) и места для зрителей
 были соединены: открытые пароды греч. т-ра заменены сводчатыми
 проходами. Сценич. площадка в рим. т-ре (pul-pitum, proscaenium) имела
 высоту в среднем 1,5 м, глубину 6 м. Фасад скены (scaenae frons) был
 богато декорирован. Подробнее описание римского т-ра в его сравнении с
 греческим дал Витрувий - римский инженер и архитектор времени Цезаря и
 Августа.
  В своём трактате "Об архитектуре" Витрувий даёт указание как надо
 делать план римского т-ра. В круг орхестры вписываются 4 равносторонних
 треугольника, вершияы к-рых в 12 местах через равные промежутки касаются
 линии окружности. Основание того треугольника, вершина к-рого касается
 середины зрительских мест, образует переднюю стену (на плане линия АБ)
 здания скены, богато украшенную в римских т-рах (это и есть задник
 сценич. площадки, называвшийся у римлян scaenae frons, т. е. фасад
 скены). Линия проходящая через центр круга и параллельная основанию
 этого треугольника (на плане линия ВГ), отграничит помост просцения от
 2-й половины орхестры, предназначенной для сенаторских мест. Высота
 этого помоста не должна, по Вит-рувию превышать 5 футов, чтобы сидящие в
 орхестре могли следить за движениями всех исполнителей. Из 12 углов
 треугольников 7 указывают на направление подъёмов и лестниц, ведущих к
 первому круговому проходу и разделяющих первый ярус на отд. клинья. Во
 2-м ярусе между лестницами, идущими из 1-го яруса, добавлялись
 дополнительные лестницы. Остальные 5 углов треугольников обозначают
 положение сцены. Средний должен находиться против царских дверей (Л')
 углы справа и слева обозначат расположение гостевых дверей (К' и М'), а
 два крайних угла (А и Б) - боковые проходы на сцену. Длина сцены должна
 превышать вдвое диаметр орхестры. Витрувий упоминает и о периактах,
 помещая их сзади гостевых дверей. За периактами находятся выступы
 крыльев, образующие входы на сцену, один с форума. другой - из чужой
 страны.
  Рим. театр. культура проникла и в провинции. Как на западе, так и на
 востоке в обширных рим. владениях стали воздвигаться театр. здания.
 Однако большинство из них было построено уже в период империи.
  Римский театр императорской эпохи. Установление принципата Августа
 означало консолидацию римского рабовладельческого строя. Прекращение
 длительных гражданских войн благоприятно сказалось на развитии культуры
 и иск-ва. Высшего подъёма достигает литература ("Золотой век" Августа);
 значительного развития - изобразит, иск-во. Однако уже при Августе
 выявились тенденции, пагубно повлиявшие в дальнейшем на развитие
 литературы и иск-ва - отсутствие свободы в трактовке обществ, вопросов,
 зависимость иск-ва, в т. ч. и т-ра, от официальной идеологии и знатных
 покровителей. Август стремился превратить т-р в средство отвлечения нар.
 масс от политич. борьбы. При Августе (как и при его преемниках)
 представления стали устраиваться чаще, но они носили гл. обр.
 развлекательный, зрелищный характер. Общественная роль т-ра снизилась.
 Эта тенденция усилилась при последующих правителях, превратившихся в
 настоящих монархов, опиравшихся на постоянное войско и разветвлённый
 бюрократич. аппарат. Исчезновение свободного италийского крестьянства,
 рост деклассированного гор. населения, паразитич. образ жизни
 рабовладельческих верхов и бесправие всех обществ, кругов перед лицом
 императорской власти оказывали отрицат. влияние на всё развитие
 рим.куль-туры, в т. ч. и на т-р. Снижение идейной роли т-ра сказалось
 прежде всего на репертуаре. Хотя трагедии в 1-2 вв. еще шли на сцене, но
 обычно из них исполнялись лишь отд. лирич. партии, на первый план
 выдвигалось вокальное мастерство актёра. Дошедшие до нас трагедии рим.
 философа-стоика Сенеки (приблизительно 3 до н. э. - 65 н. э.), по мнению
 ряда исследователей, предназначались не для постановки на сцене, а для
 чтения в аристократич. салонах единомышлен. ников автора.
  В первые века империи на сцене еще шли паллиаты и тогаты* старых
 драматургов. Но, по-видимому, чаще ставилась лит. ателлана, в к-рую
 вводились порой острые намёки на политич. события. Ателлана была
 распространена и в сев. провинциях Рима, особенное Германии. Ещё большим
 успехом пользовался пантомим - сольный драматич. танец (обычно на
 мифоло-гич. сюжет), сопровождавшийся музыкой и пением хора. Другим видом
 балетного спектакля была пирри-ха (pyrrhicha), исполнявшаяся ансамблем
 танцовщиков и танцовщиц. Её сюжеты также черпались из мифологии, гл.
 внимание уделялось роскошным декорациям и разнообразным сценич.
 эффектам. По-прежнему огромным успехом пользовался мим, вытеснивший ко
 времени поздней империи все другие виды представлений, кроме балетных.
 Из маленькой бытовой сценки мим превратился в большую пьесу (строившуюся
 в основном на импровизации) с занимательным и нередко запутанным
 сюжетом, со значит, количеством действующих лиц и сложным сценич.
 аппаратом. Мим эпохи империи представлял собой часто блестящее феерич.
 зрелище. В небольших городах и сельских местностях бродячие труппы
 показывали по-прежнему небольшие сценки, акробатич. номера,
 жонглирование и фокусы. Темами для мима служили супружеские измены,
 приключения разбойников, судебное крючкотворство, нападки на
 христианство с его догматами и обрядами. От 2 в. н. э. дошёл до нас
 сценарий мима, составленного на сюжет трагедии Еврипида "Ифигения в
 Тавриде". Обществ, положение актёров и актрис мима было чрезвычайно
 низким. Значительно большей популярностью, даже по сравнению с мимом и
 пантомимом, пользовались еще со времени республики цирковые
 представления и гладиаторские бои, устраивавшиеся в Колизее и др.
 амфитеатрах, а также и в цирках. Они отличались в императорскую эпоху
 крайней жестокостью. В играх принимало участие несколько сот пар
 гладиаторов. В ряде случаев эти игры были театрализованными и
 разыгрывались на к.-л. мифологич. сюжет.
  Так, одна часть гладиаторов изображала троянцев, другая - греков,
 идущих на штурм Трои. Наряду с гладиаторскими играми устраивались
 кровавые зрелища - растерзание безоружных людей (гл. обр. осуждённых
 преступников) дикими зверями. В амфитеатре и цирках разыгрывались также
 сцены единоборства охотника со зверем или массовой охоты. Иногда такие
 зрелища входили составной частью в мим или пантоми-мич. представления.
 Цирковые игры включали в себя состязания колесниц, бег, кулачные бои,
 театрализованные сражения. На особых прудах и озёрах, на аренах
 амфитеатров (и даже в т-рах) устраивались инсценировки морских сражений.
 Существование подобных театрализованных зрелищ - яркое свидетельство
 упадка собственно театр. иск-ва.
  В период империи, особенно в первые два века, было построено много
 новых т-ров, как на западе, так и на востоке империи. На юге Италии и в
 Сицилии существовавшие там раньше греч. т-ры перестраивались по римскому
 образцу (большой т-р в Помпеях, Сегесте, Таормине и др.). По соседству с
 Римом, а также в Сев. Италии и Галлии, где не было раньше т-ров,
 возникали уже чисто римские т-ры. При Августе был построен т-р в римской
 гавани Остии, перестроенный в конце 2 в. Он соединён с форумом, на к-ром
 стоит храм. Хорошо сохранилось здание т-ра,в Оранже с высоким и красивым
 фасадом (1-2 вв.). По верхнему краю зрительных мест идёт вокруг крытая
 колоннада, имевшая приспособления для устройства тента над т-ром. Над
 сценич. площадкой имелась крыша. Внутренность высоких боковых зданий,
 соответствующих греч. параскениям, служила, по всей вероятности, для
 репетиций хора или для артисТич. уборных. Внешний фасад т-ра выходил на
 перистиль (peristylum, т. е. ЧЙвор с колоннадой), к-рый мог служить в
 качестве фойе. К перистилю примыкал цирк. Такая комбинация встречается и
 в нек-рых других т-рах. В правление Нерона (54-68) перестроили по рим.
 образцу и т-р Диониса в Афинах (см. рис. на с. 530 в ст. Древнегреческий
 театр). Перед зданием скены соорудили сценич. площадку высотой
 приблизительно 1,5 .%, благодаря чему полный круг орхестры нарушился. К
 этому же времени орхестру вымостили мраморными плитами. Посредине её -
 ромб, также вымощенный плитами, а на пересечении его диагоналей
 находится небольшая впадина, где стоял жертвенник Диониса. С наружной
 стороны водосточного канала этого т-ра воздвигли мраморную балюстраду,
 к-рая должна была защищать зрителей от несчастных случаев во время
 гладиаторских игр или же когда на орхестру выпускали диких зверей.
 Последние изменения были сделаны уже в 3 или 4 в. правителем Аттики
 Федром. Канал для стока воды засыпали. Балюстраду и переднюю стену
 гипоскения сделали водонепроницаемыми.
  Орхестра могла теперь наполняться водой для постановок, изображающих
 морские сражения. На том же рис. виден фриз, украшающий гипоскений и
 сделанный, до предположению Дёрпфельда, еще при Нероне. Сохранившаяся
 часть этого фриза имеет 3 ниши, в одной из к-рых изображён стоящий на
 коленях Силен. У всех фигур, кроме Силена, головы срезаны, что можно
 объяснить общим понижением сцены приблизительно до 1,3 м.
  В Малой Азии к началу нашей эры широко распространился особый тип
 театр. здания, получивший в совр. науке название "греко-римского" (т-ры
 в Тер-мессе, Сагалассе, Патаре, Мире и др. городах). Здания этого типа
 не только сооружались вновь, но по их образцу перестраивались и старые
 эллинистич. т-ры (напр., в Магнесии и Эфесе). Как и в греч. т-pax, в
 этих театр. зданиях места для зрителей б. ч. сохраняют свою старую
 форму, занимая более половины круга, между зрительскими местами и скеной
 имеются только открытые проходы (пароды), орхестра, частично занятая
 зданием скены, всё же охватывает более половины круга (в нек-рых
 греко-римских т-рах она составляет даже целый круг). В то же время
 греко-римские т-ры, по сравнению с чисто греческими т-рами, имеют
 нек-рые новые черты: сцена в них ниже сцены эллинистич. т-ра, но выше
 сцены римского т-ра; её приблизительная высота 2,5 м, глубина больше,
 чем в эллинистич. т-ре и иногда достигает св. 6 м; фасад скены в
 греко-рим. т-ре был детально разра-ботан (в Эфесе, напр., разнообразные
 архитектурные сооружения, подымающиеся до 3 этажей, дают пышный условный
 фон для игры актёров; скена имеет семь дверей, выходящих на просцений).
  Много новых т-ров было сооружено в эпоху Анто-нинов (96-192), когда
 Рим. империя в связи с возникновением новых городов и оживлением старых
 провинц. центров достигла кульминац. пункта своего развития. Новые чисто
 римские т-ры возникли во 2 в. в Сев. Африке. Нек-рые из них хорошо
 сохранились, напр. т-ры в Тимгаде (ныне в Алжире), Дугге (ныне в
 Тунисе), а также т-р в Сабрате (ныне в Ливии), относящийся уже ко
 времени Септимия Севера (193- 211). Во всех этих т-рах зрительские
 места, идущие полукругом, соединяются с высоким фасадом скены, богато
 украшенным портиками и большими прямоугольными нишами. В Афинах вскоре
 после 160 богатым аттич. гражданином Иродом Аттиком было воздвигнуто на
 юго-зап. склоне Акрополя здание в чисто римском стиле для муз.
 состязаний. Склон Акрополя естественно был использован для зрительских
 мест, окружённых наверху полукруглым портиком. Т-р имел параскении,
 смыкавшиеся со зрительскими местами. Т. о., пароды по рим. образцу были
 закрытыми. Сценич. площадка лежит между параскениями. Фасад скены, так
 же как и внутр. стороны параске-ниев, украшен колоннами, поставленными
 на высоких пьедесталах, пилястрами и нишами в нижнем эта' же и
 центральной нишей в верхнем этаже. Одеон имел деревянную крышу над
 сценой.
  Интенсивный рост театр. строительства при Антонинах, распространение
 театр. культуры в зап. и вост. провинциях империи не могли заслонить
 отмеченного уже факта общего упадка театр. культуры в период империи.
 Временный подъём империи при Антонинах оказался непрочным. В период
 социального кризиса
  3 - 1-й пол. 4 вв., а особенно во 2-й пол. 4 и в 5 вв., когда под
 напором усиливающегося революц. движения рабов и колонов, вторжения
 германцев начинается крушение рабовладельческой системы в
 Средиземноморье, происходит дальнейшее падение театр. культуры. Однако и
 в это время устраиваются игры. В сер.
  4 в. для них было отведено 175 дней в году: из них 10 дней на
 гладиаторские, 64 на цирковые и 101 день на театр. игры (цирковых и
 гладиаторских игр было меньше, т. к. они стоили дороже). Среди театр.
 игр в последние века империи преобладали почти исключительно мимы,
 репертуар к-рых строился на пародировании мифов,сценах повседневной
 жизни,супружеских измен и т. д. Нападки на христианство и пародирование
 его обрядов стало уже невозможным, т. к. в нач. 4 в. при Константине
 христианство было объявлено официально дозволенной, а в конце 4 в. при
 императоре Феодосии (379-395) и гос. религией. С этого времени
 усиливается борьба церкви против мимов, появляется ряд направленных
 против них церковных постановлений. Однако мимы продолжали существовать
 как в вост., так и в зап. части империи. В Италии игры продолжаются еще
 и при короле остготов Теодорихе (493-526). Бродячие труппы мимов
 существовали еще в 6 и 7 вв. н. э. в отд. варварских гос-вах, возникших
 на развалинах Римской империи. Богатый опыт римских мимов был
 использован и ср.-век. гистрионами.
  В Восточной Римской империи кризис рабовладельческого общества не
 принял таких острых форм, как на Западе, и здесь дольше сохранялись
 социальные и культурные отношения, характерные для античности. Светский
 театр в Византии явился наследником и продолжателем античного т-ра в том
 же виде, в каком он нам известен из эпохи поздней Римской империи. В 4
 в. в Константинополе существовало 4 т-ра, из них 3 были построены в
 новой столице Константином (местоположение их нам неизвестно). В этих
 т-рах шли мимы и пантомимы, а также обозрения на злобу дня, в к-рых,
 несмотря на преследования властей, допускались иногда и политич. выпады.
 Один из видных церковных деятелей Византии Иоанн Златоуст (345-407)
 упоминает о существовании наряду с мимом пьес с сюжетом, заимствованным
 из древних трагедий.
  Римский т-р сыграл большую роль в развитии мирового т-ра. В своей
 борьбе со ср.-век. религиозно-схоластич. мировоззрением выдающиеся
 драматурги эпохи Возрождения и последующего времени (Шекспир, Корн ель.
 Гольд они и др.) не раз обращались к римской драме, воспринимая через
 неё гуманистич. традиции античной культуры. В 15-16 вв. произв. Плавта,
 Теренция, Сенеки читались, переводились, по их образцам создавались
 пьесы на совр. и историч. сюжеты. Через драмы Сенеки Европа
 познакомилась сдревнегреч. трагедией в её рим. переработке. Особенный
 интерес драматурги новой Европы проявили к рим. комедии: Шекспир, Мольер
 и др. широко пользовались наследием Плавта и Теренция. Влияние рим.
 театр. культуры сказалось и в области театр. архитектуры. При
 строительстве первых театр. зданий эпохи Возрождения использовались
 сведения из трактата Витрувия "Десять книг об архитектуре" (напр., т-р
 Олимпиков Виченце, Италия, арх. А. Пал-ладио; начат в 1580, закончен в
 1584).
  Лит.: История римской литературы, т. 1-2, под ред. С. И. Соболевского
 [и др.], М., 1959-62; Тройский И.М., История античной литературы, 3
 изд.. Л., 1957; История римской литературы, под общей ред. Н. Ф.
 Дератани, М., 1954; Покровский М. М., История римской литературы, М.-Л.,
 1942; Теренций Публий, Адельфы. Комедия. Введение и коммент. С. И.
 Соболевского, М., 1954;
  Модестов В. И., Лекции по истории римской литературы, СПБ, 1888 и
 дополнение, СПБ-М., 1905; В e с e л о в-с к и и А. Н., Три главы из
 исторической поэтики, Собр. соч., т. Х,М., 1937; то же, в его. кн.:
 Историческая поэтика..., Л., 1940; Хрестоматия по античной литературе,
 т. 2. Римская литература, под общей ред. Н. Ф. Дератани, М., 1958;
  Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 1, M." 1936;
 Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Сост. и ред. С. С.
 Мокульского, т. l. M., 1937;
  Варнеке В. В., История античного театра, М.-Л., 1940; его же. Очерки
 из жтории древнеримского театра, СПБ, 1903; его же. Наблюдения над
 древнеримской комедией. К истории типов, Казань, 1905;Витрувий, Десять
 книг об архитектуре, пер. Ф. А. Петровского, М., 1936; Г о-раций Квинт
 Флакк, Послание к Пизонам, в его кн.: Полное собрание сочинений, пер.
 под ред. и с примеч. Ф. А. Петровского, М.-Л., 1936; Фридлендер Л.,
 Картины из бытовой истории Рима..., ч. 1, СПБ, 1914; В i е-ber M., Die
 Denkmaler zum Theaterwesen im Altertum, B.-Lpz., 1920; её ж e. The
 history of the Greek and Roman theater, Princeton, 1939; Schanz M.,
 Geschichte der romischen Literatur. Bdl-4. Munch., 1907-22, 4. Aufl.
 [bearb. v. Hosius], Bd 1-2, Munch., 1927-36; R i b b e с k O., Die
 romische Tragodie im Zeitalter der Republik, Lpz., 1875;
  Norden E., Die romische Litertur. Lpz., 1954; G u d e-ш a n A.,
 Geschichte der lateinischen Literatur, Bd l-3, Lpz.,-1923; P i с h о и
 R., Histoire de la litterature latine, Р., 1908, 5 ed.. Р., 1912; R о s
 t a g n i A., Storia della letteratura latina, t. 1-2, Torino, 1947-52;
 Kindermann H., Theatergeschichte Europas, Bd l. Das Theater der Antike
 und des Mittelalters, [Salzburg], 1957; F l i с k i n-g e r R. C., The
 Greek theater and its drama, 4 ed., Chi. (Ill), 1936 (даётся ряд
 сведений и о римском театре). Вал. Г.
  ДРЕВНЯЯ АТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ - ранний вид литературной комедии в Др.
 Греции, получивший распространение в Аттике (область на Ю.-В. Ср.
 Греции). Начало Д. а. к. восходит к сельским празднествам в честь бога
 Диониса. Аристотель сообщает в "Поэтике" (гл. 4), что комедия (от греч.
 т.шо; - гулянка, толпа гуляк и аоо) - пою; букв. - пение на гулянке или
 пение гуляк) возникла из импровизации и ведёт своё начало от запевал
 фаллич. песен, к-рые исполнялись в честь Диониса. Первые сведения о Д.
 а. к. относятся приблизительно к 487 до н. э. (упоминание о Хиониде,
 первом известном Аристотелю авторе комедий). Ок.464 до н. э. комедия
 была впервые допущена к представлению на гос. празднествах. Д. а. к.
 развивалась в условиях афинской демократии и носила по-литич. характер.
 В ней постоянно затрагивались вопросы гос. устройства, деятельности
 отдельных учреждений Афинской республики, её внешней политики, обществ.
 воспитания детей и юношества, в карикатурном виде выводились
 представители власти, поэты, философы. Обязат. принадлежностью Д. а. к.
 являлся хор, состоявший из 24 чел. и разделявшийся на 2 полухория. На
 построении Д. а. к. отразилось происхождение её из сельских празднеств в
 честь Диониса; существ, частью был агон - словесное состязание гл.
 действующих лиц, и парабаса - непосредств. обращение хора к зрителям.
 Художеств. расцвета Д. а. к. достигла в творчестве Аристофана (до нас
 дошло полностью 11 комедий, написанных им). Среди предшественников и
 современников Аристофана - К ратин, Кратет (период расцвета их
 творчества,- сер. 5 в. до н. э.), Ферекрат (ок. 437), Фриних (ок. 429),
 Евполид и Платон (годы Пелопоннесской войны). Произведения этих авторов
 сохранились лишь в отрывках. Поражение Афин в Пелопоннесской войне,
 учреждение правительства "тридцати тиранов" (404-403 до н. э.) и
 уничтожение демократич. учреждений создало неблагоприятные условия для
 развития политич. комедии. Хотя демократич. учреждения в Афинах после
 гражданской войны были восстановлены (в 403 до н. э.), Афины перестали
 играть важную роль в Греции, прекратилась бурная политич. жизнь, борьба
 партий, и Д. а. к. утеряла питающую её почву.
  Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и
 др.], т. 1, М.-Л., 1946; Соболевский С. И., Аристофан и его время, М.,
 1957; P а д-ц и г С. И., История древнегреческой литературы, 2 изд., М.,
 1959; В i e b e r M., The history of the Greek and Roman theater,
 Princeton, 1939. . Вал. Г.
  ДРЕЗДЕНСКАЯ ОПЕРА - оперный театр при дворе саксонского курфюрста в
 17 в. В 1667 Д. о. давала спектакли в "комедийном доме";
 капельмейстерами Д. о. в конце 18 в. были И. Гассе и И. Науман. В

<< Пред.           стр. 271 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу