<< Пред. стр. 271 (из 913) След. >>
поле, в 11 до н. э. завершена постройка т-ра Марцел-ла, начатая еще приЦезаре. От этого т-ра сохранились остатки наружной стены, разделённой на
3 этажа, что соответствует 3 внутр. ярусам. Архитектура римского т-ра
имела ряд особенностей, отличавших его от греч. театра. Места для
зрителей (лат. cavea) были расположены в один или несколько ярусов в
виде полукруга. Орхестра также имела форму полукруга, на ней помещались
места для сенаторов. Здание скены (лат. scaena) и места для зрителей
были соединены: открытые пароды греч. т-ра заменены сводчатыми
проходами. Сценич. площадка в рим. т-ре (pul-pitum, proscaenium) имела
высоту в среднем 1,5 м, глубину 6 м. Фасад скены (scaenae frons) был
богато декорирован. Подробнее описание римского т-ра в его сравнении с
греческим дал Витрувий - римский инженер и архитектор времени Цезаря и
Августа.
В своём трактате "Об архитектуре" Витрувий даёт указание как надо
делать план римского т-ра. В круг орхестры вписываются 4 равносторонних
треугольника, вершияы к-рых в 12 местах через равные промежутки касаются
линии окружности. Основание того треугольника, вершина к-рого касается
середины зрительских мест, образует переднюю стену (на плане линия АБ)
здания скены, богато украшенную в римских т-рах (это и есть задник
сценич. площадки, называвшийся у римлян scaenae frons, т. е. фасад
скены). Линия проходящая через центр круга и параллельная основанию
этого треугольника (на плане линия ВГ), отграничит помост просцения от
2-й половины орхестры, предназначенной для сенаторских мест. Высота
этого помоста не должна, по Вит-рувию превышать 5 футов, чтобы сидящие в
орхестре могли следить за движениями всех исполнителей. Из 12 углов
треугольников 7 указывают на направление подъёмов и лестниц, ведущих к
первому круговому проходу и разделяющих первый ярус на отд. клинья. Во
2-м ярусе между лестницами, идущими из 1-го яруса, добавлялись
дополнительные лестницы. Остальные 5 углов треугольников обозначают
положение сцены. Средний должен находиться против царских дверей (Л')
углы справа и слева обозначат расположение гостевых дверей (К' и М'), а
два крайних угла (А и Б) - боковые проходы на сцену. Длина сцены должна
превышать вдвое диаметр орхестры. Витрувий упоминает и о периактах,
помещая их сзади гостевых дверей. За периактами находятся выступы
крыльев, образующие входы на сцену, один с форума. другой - из чужой
страны.
Рим. театр. культура проникла и в провинции. Как на западе, так и на
востоке в обширных рим. владениях стали воздвигаться театр. здания.
Однако большинство из них было построено уже в период империи.
Римский театр императорской эпохи. Установление принципата Августа
означало консолидацию римского рабовладельческого строя. Прекращение
длительных гражданских войн благоприятно сказалось на развитии культуры
и иск-ва. Высшего подъёма достигает литература ("Золотой век" Августа);
значительного развития - изобразит, иск-во. Однако уже при Августе
выявились тенденции, пагубно повлиявшие в дальнейшем на развитие
литературы и иск-ва - отсутствие свободы в трактовке обществ, вопросов,
зависимость иск-ва, в т. ч. и т-ра, от официальной идеологии и знатных
покровителей. Август стремился превратить т-р в средство отвлечения нар.
масс от политич. борьбы. При Августе (как и при его преемниках)
представления стали устраиваться чаще, но они носили гл. обр.
развлекательный, зрелищный характер. Общественная роль т-ра снизилась.
Эта тенденция усилилась при последующих правителях, превратившихся в
настоящих монархов, опиравшихся на постоянное войско и разветвлённый
бюрократич. аппарат. Исчезновение свободного италийского крестьянства,
рост деклассированного гор. населения, паразитич. образ жизни
рабовладельческих верхов и бесправие всех обществ, кругов перед лицом
императорской власти оказывали отрицат. влияние на всё развитие
рим.куль-туры, в т. ч. и на т-р. Снижение идейной роли т-ра сказалось
прежде всего на репертуаре. Хотя трагедии в 1-2 вв. еще шли на сцене, но
обычно из них исполнялись лишь отд. лирич. партии, на первый план
выдвигалось вокальное мастерство актёра. Дошедшие до нас трагедии рим.
философа-стоика Сенеки (приблизительно 3 до н. э. - 65 н. э.), по мнению
ряда исследователей, предназначались не для постановки на сцене, а для
чтения в аристократич. салонах единомышлен. ников автора.
В первые века империи на сцене еще шли паллиаты и тогаты* старых
драматургов. Но, по-видимому, чаще ставилась лит. ателлана, в к-рую
вводились порой острые намёки на политич. события. Ателлана была
распространена и в сев. провинциях Рима, особенное Германии. Ещё большим
успехом пользовался пантомим - сольный драматич. танец (обычно на
мифоло-гич. сюжет), сопровождавшийся музыкой и пением хора. Другим видом
балетного спектакля была пирри-ха (pyrrhicha), исполнявшаяся ансамблем
танцовщиков и танцовщиц. Её сюжеты также черпались из мифологии, гл.
внимание уделялось роскошным декорациям и разнообразным сценич.
эффектам. По-прежнему огромным успехом пользовался мим, вытеснивший ко
времени поздней империи все другие виды представлений, кроме балетных.
Из маленькой бытовой сценки мим превратился в большую пьесу (строившуюся
в основном на импровизации) с занимательным и нередко запутанным
сюжетом, со значит, количеством действующих лиц и сложным сценич.
аппаратом. Мим эпохи империи представлял собой часто блестящее феерич.
зрелище. В небольших городах и сельских местностях бродячие труппы
показывали по-прежнему небольшие сценки, акробатич. номера,
жонглирование и фокусы. Темами для мима служили супружеские измены,
приключения разбойников, судебное крючкотворство, нападки на
христианство с его догматами и обрядами. От 2 в. н. э. дошёл до нас
сценарий мима, составленного на сюжет трагедии Еврипида "Ифигения в
Тавриде". Обществ, положение актёров и актрис мима было чрезвычайно
низким. Значительно большей популярностью, даже по сравнению с мимом и
пантомимом, пользовались еще со времени республики цирковые
представления и гладиаторские бои, устраивавшиеся в Колизее и др.
амфитеатрах, а также и в цирках. Они отличались в императорскую эпоху
крайней жестокостью. В играх принимало участие несколько сот пар
гладиаторов. В ряде случаев эти игры были театрализованными и
разыгрывались на к.-л. мифологич. сюжет.
Так, одна часть гладиаторов изображала троянцев, другая - греков,
идущих на штурм Трои. Наряду с гладиаторскими играми устраивались
кровавые зрелища - растерзание безоружных людей (гл. обр. осуждённых
преступников) дикими зверями. В амфитеатре и цирках разыгрывались также
сцены единоборства охотника со зверем или массовой охоты. Иногда такие
зрелища входили составной частью в мим или пантоми-мич. представления.
Цирковые игры включали в себя состязания колесниц, бег, кулачные бои,
театрализованные сражения. На особых прудах и озёрах, на аренах
амфитеатров (и даже в т-рах) устраивались инсценировки морских сражений.
Существование подобных театрализованных зрелищ - яркое свидетельство
упадка собственно театр. иск-ва.
В период империи, особенно в первые два века, было построено много
новых т-ров, как на западе, так и на востоке империи. На юге Италии и в
Сицилии существовавшие там раньше греч. т-ры перестраивались по римскому
образцу (большой т-р в Помпеях, Сегесте, Таормине и др.). По соседству с
Римом, а также в Сев. Италии и Галлии, где не было раньше т-ров,
возникали уже чисто римские т-ры. При Августе был построен т-р в римской
гавани Остии, перестроенный в конце 2 в. Он соединён с форумом, на к-ром
стоит храм. Хорошо сохранилось здание т-ра,в Оранже с высоким и красивым
фасадом (1-2 вв.). По верхнему краю зрительных мест идёт вокруг крытая
колоннада, имевшая приспособления для устройства тента над т-ром. Над
сценич. площадкой имелась крыша. Внутренность высоких боковых зданий,
соответствующих греч. параскениям, служила, по всей вероятности, для
репетиций хора или для артисТич. уборных. Внешний фасад т-ра выходил на
перистиль (peristylum, т. е. ЧЙвор с колоннадой), к-рый мог служить в
качестве фойе. К перистилю примыкал цирк. Такая комбинация встречается и
в нек-рых других т-рах. В правление Нерона (54-68) перестроили по рим.
образцу и т-р Диониса в Афинах (см. рис. на с. 530 в ст. Древнегреческий
театр). Перед зданием скены соорудили сценич. площадку высотой
приблизительно 1,5 .%, благодаря чему полный круг орхестры нарушился. К
этому же времени орхестру вымостили мраморными плитами. Посредине её -
ромб, также вымощенный плитами, а на пересечении его диагоналей
находится небольшая впадина, где стоял жертвенник Диониса. С наружной
стороны водосточного канала этого т-ра воздвигли мраморную балюстраду,
к-рая должна была защищать зрителей от несчастных случаев во время
гладиаторских игр или же когда на орхестру выпускали диких зверей.
Последние изменения были сделаны уже в 3 или 4 в. правителем Аттики
Федром. Канал для стока воды засыпали. Балюстраду и переднюю стену
гипоскения сделали водонепроницаемыми.
Орхестра могла теперь наполняться водой для постановок, изображающих
морские сражения. На том же рис. виден фриз, украшающий гипоскений и
сделанный, до предположению Дёрпфельда, еще при Нероне. Сохранившаяся
часть этого фриза имеет 3 ниши, в одной из к-рых изображён стоящий на
коленях Силен. У всех фигур, кроме Силена, головы срезаны, что можно
объяснить общим понижением сцены приблизительно до 1,3 м.
В Малой Азии к началу нашей эры широко распространился особый тип
театр. здания, получивший в совр. науке название "греко-римского" (т-ры
в Тер-мессе, Сагалассе, Патаре, Мире и др. городах). Здания этого типа
не только сооружались вновь, но по их образцу перестраивались и старые
эллинистич. т-ры (напр., в Магнесии и Эфесе). Как и в греч. т-pax, в
этих театр. зданиях места для зрителей б. ч. сохраняют свою старую
форму, занимая более половины круга, между зрительскими местами и скеной
имеются только открытые проходы (пароды), орхестра, частично занятая
зданием скены, всё же охватывает более половины круга (в нек-рых
греко-римских т-рах она составляет даже целый круг). В то же время
греко-римские т-ры, по сравнению с чисто греческими т-рами, имеют
нек-рые новые черты: сцена в них ниже сцены эллинистич. т-ра, но выше
сцены римского т-ра; её приблизительная высота 2,5 м, глубина больше,
чем в эллинистич. т-ре и иногда достигает св. 6 м; фасад скены в
греко-рим. т-ре был детально разра-ботан (в Эфесе, напр., разнообразные
архитектурные сооружения, подымающиеся до 3 этажей, дают пышный условный
фон для игры актёров; скена имеет семь дверей, выходящих на просцений).
Много новых т-ров было сооружено в эпоху Анто-нинов (96-192), когда
Рим. империя в связи с возникновением новых городов и оживлением старых
провинц. центров достигла кульминац. пункта своего развития. Новые чисто
римские т-ры возникли во 2 в. в Сев. Африке. Нек-рые из них хорошо
сохранились, напр. т-ры в Тимгаде (ныне в Алжире), Дугге (ныне в
Тунисе), а также т-р в Сабрате (ныне в Ливии), относящийся уже ко
времени Септимия Севера (193- 211). Во всех этих т-рах зрительские
места, идущие полукругом, соединяются с высоким фасадом скены, богато
украшенным портиками и большими прямоугольными нишами. В Афинах вскоре
после 160 богатым аттич. гражданином Иродом Аттиком было воздвигнуто на
юго-зап. склоне Акрополя здание в чисто римском стиле для муз.
состязаний. Склон Акрополя естественно был использован для зрительских
мест, окружённых наверху полукруглым портиком. Т-р имел параскении,
смыкавшиеся со зрительскими местами. Т. о., пароды по рим. образцу были
закрытыми. Сценич. площадка лежит между параскениями. Фасад скены, так
же как и внутр. стороны параске-ниев, украшен колоннами, поставленными
на высоких пьедесталах, пилястрами и нишами в нижнем эта' же и
центральной нишей в верхнем этаже. Одеон имел деревянную крышу над
сценой.
Интенсивный рост театр. строительства при Антонинах, распространение
театр. культуры в зап. и вост. провинциях империи не могли заслонить
отмеченного уже факта общего упадка театр. культуры в период империи.
Временный подъём империи при Антонинах оказался непрочным. В период
социального кризиса
3 - 1-й пол. 4 вв., а особенно во 2-й пол. 4 и в 5 вв., когда под
напором усиливающегося революц. движения рабов и колонов, вторжения
германцев начинается крушение рабовладельческой системы в
Средиземноморье, происходит дальнейшее падение театр. культуры. Однако и
в это время устраиваются игры. В сер.
4 в. для них было отведено 175 дней в году: из них 10 дней на
гладиаторские, 64 на цирковые и 101 день на театр. игры (цирковых и
гладиаторских игр было меньше, т. к. они стоили дороже). Среди театр.
игр в последние века империи преобладали почти исключительно мимы,
репертуар к-рых строился на пародировании мифов,сценах повседневной
жизни,супружеских измен и т. д. Нападки на христианство и пародирование
его обрядов стало уже невозможным, т. к. в нач. 4 в. при Константине
христианство было объявлено официально дозволенной, а в конце 4 в. при
императоре Феодосии (379-395) и гос. религией. С этого времени
усиливается борьба церкви против мимов, появляется ряд направленных
против них церковных постановлений. Однако мимы продолжали существовать
как в вост., так и в зап. части империи. В Италии игры продолжаются еще
и при короле остготов Теодорихе (493-526). Бродячие труппы мимов
существовали еще в 6 и 7 вв. н. э. в отд. варварских гос-вах, возникших
на развалинах Римской империи. Богатый опыт римских мимов был
использован и ср.-век. гистрионами.
В Восточной Римской империи кризис рабовладельческого общества не
принял таких острых форм, как на Западе, и здесь дольше сохранялись
социальные и культурные отношения, характерные для античности. Светский
театр в Византии явился наследником и продолжателем античного т-ра в том
же виде, в каком он нам известен из эпохи поздней Римской империи. В 4
в. в Константинополе существовало 4 т-ра, из них 3 были построены в
новой столице Константином (местоположение их нам неизвестно). В этих
т-рах шли мимы и пантомимы, а также обозрения на злобу дня, в к-рых,
несмотря на преследования властей, допускались иногда и политич. выпады.
Один из видных церковных деятелей Византии Иоанн Златоуст (345-407)
упоминает о существовании наряду с мимом пьес с сюжетом, заимствованным
из древних трагедий.
Римский т-р сыграл большую роль в развитии мирового т-ра. В своей
борьбе со ср.-век. религиозно-схоластич. мировоззрением выдающиеся
драматурги эпохи Возрождения и последующего времени (Шекспир, Корн ель.
Гольд они и др.) не раз обращались к римской драме, воспринимая через
неё гуманистич. традиции античной культуры. В 15-16 вв. произв. Плавта,
Теренция, Сенеки читались, переводились, по их образцам создавались
пьесы на совр. и историч. сюжеты. Через драмы Сенеки Европа
познакомилась сдревнегреч. трагедией в её рим. переработке. Особенный
интерес драматурги новой Европы проявили к рим. комедии: Шекспир, Мольер
и др. широко пользовались наследием Плавта и Теренция. Влияние рим.
театр. культуры сказалось и в области театр. архитектуры. При
строительстве первых театр. зданий эпохи Возрождения использовались
сведения из трактата Витрувия "Десять книг об архитектуре" (напр., т-р
Олимпиков Виченце, Италия, арх. А. Пал-ладио; начат в 1580, закончен в
1584).
Лит.: История римской литературы, т. 1-2, под ред. С. И. Соболевского
[и др.], М., 1959-62; Тройский И.М., История античной литературы, 3
изд.. Л., 1957; История римской литературы, под общей ред. Н. Ф.
Дератани, М., 1954; Покровский М. М., История римской литературы, М.-Л.,
1942; Теренций Публий, Адельфы. Комедия. Введение и коммент. С. И.
Соболевского, М., 1954;
Модестов В. И., Лекции по истории римской литературы, СПБ, 1888 и
дополнение, СПБ-М., 1905; В e с e л о в-с к и и А. Н., Три главы из
исторической поэтики, Собр. соч., т. Х,М., 1937; то же, в его. кн.:
Историческая поэтика..., Л., 1940; Хрестоматия по античной литературе,
т. 2. Римская литература, под общей ред. Н. Ф. Дератани, М., 1958;
Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 1, M." 1936;
Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Сост. и ред. С. С.
Мокульского, т. l. M., 1937;
Варнеке В. В., История античного театра, М.-Л., 1940; его же. Очерки
из жтории древнеримского театра, СПБ, 1903; его же. Наблюдения над
древнеримской комедией. К истории типов, Казань, 1905;Витрувий, Десять
книг об архитектуре, пер. Ф. А. Петровского, М., 1936; Г о-раций Квинт
Флакк, Послание к Пизонам, в его кн.: Полное собрание сочинений, пер.
под ред. и с примеч. Ф. А. Петровского, М.-Л., 1936; Фридлендер Л.,
Картины из бытовой истории Рима..., ч. 1, СПБ, 1914; В i е-ber M., Die
Denkmaler zum Theaterwesen im Altertum, B.-Lpz., 1920; её ж e. The
history of the Greek and Roman theater, Princeton, 1939; Schanz M.,
Geschichte der romischen Literatur. Bdl-4. Munch., 1907-22, 4. Aufl.
[bearb. v. Hosius], Bd 1-2, Munch., 1927-36; R i b b e с k O., Die
romische Tragodie im Zeitalter der Republik, Lpz., 1875;
Norden E., Die romische Litertur. Lpz., 1954; G u d e-ш a n A.,
Geschichte der lateinischen Literatur, Bd l-3, Lpz.,-1923; P i с h о и
R., Histoire de la litterature latine, Р., 1908, 5 ed.. Р., 1912; R о s
t a g n i A., Storia della letteratura latina, t. 1-2, Torino, 1947-52;
Kindermann H., Theatergeschichte Europas, Bd l. Das Theater der Antike
und des Mittelalters, [Salzburg], 1957; F l i с k i n-g e r R. C., The
Greek theater and its drama, 4 ed., Chi. (Ill), 1936 (даётся ряд
сведений и о римском театре). Вал. Г.
ДРЕВНЯЯ АТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ - ранний вид литературной комедии в Др.
Греции, получивший распространение в Аттике (область на Ю.-В. Ср.
Греции). Начало Д. а. к. восходит к сельским празднествам в честь бога
Диониса. Аристотель сообщает в "Поэтике" (гл. 4), что комедия (от греч.
т.шо; - гулянка, толпа гуляк и аоо) - пою; букв. - пение на гулянке или
пение гуляк) возникла из импровизации и ведёт своё начало от запевал
фаллич. песен, к-рые исполнялись в честь Диониса. Первые сведения о Д.
а. к. относятся приблизительно к 487 до н. э. (упоминание о Хиониде,
первом известном Аристотелю авторе комедий). Ок.464 до н. э. комедия
была впервые допущена к представлению на гос. празднествах. Д. а. к.
развивалась в условиях афинской демократии и носила по-литич. характер.
В ней постоянно затрагивались вопросы гос. устройства, деятельности
отдельных учреждений Афинской республики, её внешней политики, обществ.
воспитания детей и юношества, в карикатурном виде выводились
представители власти, поэты, философы. Обязат. принадлежностью Д. а. к.
являлся хор, состоявший из 24 чел. и разделявшийся на 2 полухория. На
построении Д. а. к. отразилось происхождение её из сельских празднеств в
честь Диониса; существ, частью был агон - словесное состязание гл.
действующих лиц, и парабаса - непосредств. обращение хора к зрителям.
Художеств. расцвета Д. а. к. достигла в творчестве Аристофана (до нас
дошло полностью 11 комедий, написанных им). Среди предшественников и
современников Аристофана - К ратин, Кратет (период расцвета их
творчества,- сер. 5 в. до н. э.), Ферекрат (ок. 437), Фриних (ок. 429),
Евполид и Платон (годы Пелопоннесской войны). Произведения этих авторов
сохранились лишь в отрывках. Поражение Афин в Пелопоннесской войне,
учреждение правительства "тридцати тиранов" (404-403 до н. э.) и
уничтожение демократич. учреждений создало неблагоприятные условия для
развития политич. комедии. Хотя демократич. учреждения в Афинах после
гражданской войны были восстановлены (в 403 до н. э.), Афины перестали
играть важную роль в Греции, прекратилась бурная политич. жизнь, борьба
партий, и Д. а. к. утеряла питающую её почву.
Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и
др.], т. 1, М.-Л., 1946; Соболевский С. И., Аристофан и его время, М.,
1957; P а д-ц и г С. И., История древнегреческой литературы, 2 изд., М.,
1959; В i e b e r M., The history of the Greek and Roman theater,
Princeton, 1939. . Вал. Г.
ДРЕЗДЕНСКАЯ ОПЕРА - оперный театр при дворе саксонского курфюрста в
17 в. В 1667 Д. о. давала спектакли в "комедийном доме";
капельмейстерами Д. о. в конце 18 в. были И. Гассе и И. Науман. В