<< Пред.           стр. 272 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 1816-26 т-ром руководил К. М. Вебер, затем в течение двух лет-Г.
 Маршнер. К этому времени Д. о. завоевала мировую славу. В 1841
 постановки оперы были перенесены в здание Придворного т-ра, построенного
 в 1838-41 по проекту арх. Г. Земпера. В 1842-49 капельмейстером Д. о.
 был Р. Вагнер, осуществивший здесь первые пост. своих опер: "Риенци"
 (1842), "Летучий голландец" (1843) и "Тангейзер" (1845). В 1869 здание
 т-ра сгорело; в 1870-78 оно было заново отстроено арх. М. Земпером. В
 1898 т-р был переименован в "Королевскую оперу". На сцене т-ра прошли
 премьеры опер Р. Штрауса под рук. автора: "Саломея" (1905), "Электра"
 (1909), "Кавалер роз" (1911) и др. Д. о. является вторым (после
 Берлинского) по значению оперным т-ром ГДР. Среди новых пост. т-ра:
 "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера, "Русалка", "Борис Годунов",
 "Евгений Онегин", "Кармен" и др. Дирижёрами т-ра были Э. фон Шук
 (1872-1914), Ф. Буш (1922-1933), И. Кейльберт (1945-51), Ф. Конвичный
 (1953- 1955) и др., среди солистов - лауреаты Нац. пр. К. Гольц, И.
 Герман, Г. Пфланцль.
  Лит.: Dresdner Kapellbuch, hrsg. von G. Hausswald, [s. l.], 1948; L e
 p e l F. von, Die Dresdner Staatsoper in der Gegenwart, Dresd., 1951. Л.
 M., Cm. P.
  ДРЕЙДЕН, Симон Давыдович [р. 19.XII.1905 (1.1. 1906)] - русский
 советский театровед и театральный критик. Лит. деятельность начал в 1923
 (журн. "Жизнь искусства", газ. "Петрогр. правда"). Автор книг, статей,
 рецензий о драм., муз. и кукольном т-ре, эстрадном иск-ве, монографий об
 актёрах. С 1926 вёл педаго-гич. работу (Высшие курсы искусствоведения и
 Театр. ин-т в Ленинграде, ГИТИС).
  Соч.: Ленин и искусство. Л., 1925, 2 изд., Л." 1929;
  Певцов, в сб.: И. Н. Певцов, Л., 1935, с. 213-220; Николай Черкасов,
 Л., 1937, 2 изд., M., 1939; Б. Чирков, "Искусство кино", 1937, .ј 8;
 Киров и искусство, "Звезда", 1939, ј 12, 1940, ј 12; С. М. Киров и
 строительство советского театра, в кн.: театр. альманах, М.-Л., 1947, с.
 12-38; Государственный Ордена Трудового Красного Знамени Академический
 театр драмы им. А. С. Пушкина, в сб.: Ленинградские т-ры в годы Великой
 Отечеств, войны, Л., 1948, с. 97-164; Полвека дружбы, в кн.: МХАТ в
 Ленинграде, Л., 1948, с. 5-88;
  Театр кукол СССР, в кн.: Театр кукол СССР. Каталог выставки, М.,
 1957; Театр кукол зарубежных стран, M.-Л., 1959 (сост., ред. и вступ.
 ст.); Страницы большой жизни, в кн.:
  Скарская Н.иГайдебуровП-.На сцене и в жизни, М., 1959 (Вступ. ст., с.
 3-82); Сказки, рожденные жизнью, в кн.: Шварц E., Кукольный город,
 M.-Л., 1959 (Вступ. ст., с. 3-27); Капитан детского театра, в кн.:
  3 е л ь ц e p С., А. А. Брянцев, М-, 1961, с. 7-37; Большие дела
 маленьких кукол, в сб.: Театр кукол СССР. 1959-1960, M., 1961.
  ДРЕЙСИГ, Иван Христианович (1791-12.XII. 1888) - украинский актёр.
 Современник Щепкина и Мочалова. Начал сценич. деятельность в 1815 в
 труппе И. Ф. Штейна в Харькове как хорист, костюмер, позже - актёр.
 Здесь Д. получил возможность изучить реалистич. принципы, утверждавшиеся
 в театр. иск-ве М. С. Щепкиным, выступавшим в труппе Штейна. Работал в
 труппах К. М. Зелинского, Д. Д. Жура-ховского, И. И. Пилони, гастролируя
 во многих юж. городах России. Организовал в Ставрополе труппу, в к-рой
 был актёром и режиссёром. Принимал участие в обороне Севастополя (1853).
 В 1845 впервые пост. "Наталку-Полтавку" Котляревского, а также пьесы Г.
 Ф. Квитки-Основьяненко. Воспитанный в основном на водевиле и мелодраме,
 Д. с появлением реалистич. пьес Гоголя углублял своё мастерство,
 создавая психологически мотивированные образы. Актёр большого обаяния,
 обладавший мастерством перевоплощения и большим трудолюбием, Д. завоевал
 славу первоклассного мастера в таких ролях рус. репертуара, как
 Городничий, Подколесин. Но подлинной стихией актёра были укр. нар.
 образы; он был "несравненный" Чупрун, Выборный ("Солдат-чародей",
 "Наталка-Полтавка" Котляревского), Потап Лавруца ("Бой-баба"
 Квитки-Основьяненко). Д. считался лучшим на Украине Шельменко
 ("Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко). Критики часто сравнивали Д. со
 Щепкиным, но ему не хватало "патетического элемента", подлинного
 драматизма. Вместе с К. П. Солеником Д. широко пропагандировал на
 Украине рус. драма-' тургию, а вне Украины - драматургию укр. народа.
 Уже в 85-летнем возрасте Д. был приглашён в Москву для участия в
 спектаклях Нар. т-ра на Политехнич. выставке. Здесь он блеснул своим
 редким мимич. даром, сыграв без грима почти бессловесную роль
 Рос-таковского в "Ревизоре". Последние годы жизни играл в Кременчуге,
 Кишинёве, Ростове-на-Дону. Умер в богадельне в Харькове.
  Д. написал водевиль "Два брата с Санжаривки, третий с Хорола", в
 к-ром играл Панька Вередея, переработал комедию Зелинского "Свадьба
 Терпелихи" (продолжение "Наталки-Полтавки"), Народно-реали-стич.
 традиции Д. нашли своё отражение в творчестве корифеев укр. т-ра М. Л.
 Кропивницкого, Н. К. Садовского, П. К. Саксаганского.
  Лит.: "Южный край", Харьков, 1888, ј 2739, 1893. 13 июля, Х" 4303; К
 а м н е в Б., Театральные воспоминания, Одесса, 1895; Данилов В7 В., Из
 прошлого Екатеринославского театра, в кн.: Летопись Екатерино-славской
 Ученой Архивной комиссии, вып. VI, Екатерино-слав, 1910, с. 3-12;
 "Репертуар русского и Пантеон иностранных театров", СПБ. 1843, т. 3, кн.
 7-8; "Репертуар и Пантеон", СПБ, 1846, т. XIII; "Московский Листок",
 1888. 23 дек., ј 357. А. Г., Н. Д.
  ДРЕССИРОВКА (франц. dresser - обучать, дрессировать-обучение животных
 путём многократного повторения постепенно усложняющихся упражнений с
 целью выработки и сохранения определённых навыков. Д. называют и
 публичный показ обученных животных. "Задача всякой дрессировки сводится
 к тому, чтобы приучить животное по данному сигналу производить
 какие-либо нужные действия" (В. Л. Дуров). Д. заключает в себе не только
 выучку, но и безотказность её демонстрации при появлении стимула -
 команды.
  Для выяснения причин возникновения и закрепления у животного тех или
 иных навыков требуется установить закономерность между восприятием и
 ответным действием. Научным объяснением этого процесса явилась теория
 условных рефлексов И. П. Павлова. Быстрота образования и прочность
 приобретённых навыков зависят от степени развития высшей нервной системы
 животного, от подбора раздражителей, вызывающих нужное действие, от
 умения дрессировщика использовать доминирующий в данном животном
 инстинкт. Так, енот по приказу дрессировщика моет и полощет в воде
 бельё, к-рое держит в передних лапках, потому что на воле перед едой так
 же поступает со своей пищей; морской лев оказывается прекрасным
 жонглёром, т. к. делает сходные движения, охотясь за рыбой;
 кенгуру-боксёр лишь повторяет на манеже свои обычные приёмы самозащиты в
 природных условиях; тигру легко совершить огромный прыжок и т. п.
 Поэтому совр. дрессировщик, помимо необходимых ему качеств-бесстрашия,
 хладнокровия, воли, терпения, наблюдательности, должен в своей работе
 опираться на данные науки.
  Д., рассчитанная на демонстрацию в цирке, ставит своей* целью
 создание увлекат. и познават. зрелища с возрастающими в последнее время
 элементами театрализации. Укрощение хищников было известно в странах Др.
 Востока, в античную эпоху, в средние века; звери участвовали в
 представлениях странствующих актёров Зап. Европы (гистрионы и др.), Азии
 (дорвозы), а также рус. скоморохов. В 20-30-х гг. 19 в. хищников
 демонстрируют в клетках-фургонах странствующих зверинцев. Д. лошадей,
 основанная на остроте их зрения и способности реагировать на самые
 незначительные, незаметные для публики перемещения предметов, движения
 дрессировщика, предопределила форму и размер манежа совр. цирка.
 Развитие транспорта, создание зоопарков и развёртывание междунар.
 торговли зверями, в т. ч. дрессированными (деятельность К. Гагенбека и
 др.), вызвали интерес к экзотич. животным. В 50-60-х гг. укротители
 начинают работать в стационарных цирках, клетка-вагон сменяется высокой
 разборной металлич. решёткой, устанавливаемой по барьеру циркового
 манежа. Возникают новые методы Д. Насильственная, т. н. "дикая" система
 жестокого избиения и предельного запугивания зверей уступает место
 гуманной, т. н. "мягкой" Д., в основе к-рой лежит не наказание, а
 поощрение (по принципу К. Гаген-бека: "путь к сердцу животного лежит
 через его желудок"). В 90-х гг. на аренах цирков появляются т. н.
 "смешанные" группы хищников (львы, тигры, леопарды, медведи, волки и
 др.), мелкие животные и птицы (т. н. настольная Д.). Номера Д.
 становятся важной частью цирковой программы, нередко аттракционом.
 Соответственно менялся облик самого дрессировщика. Укротитель
 странствующего зверинца, входивший в клетку-вагон с почти дикими, но
 запуганными хищниками, поражал лишь своей отчаянной смелостью. В большой
 круглой клетке на манеже цирка дрессировщик показывал то, чему он научил
 своих зверей, старался создать театр. зрелище, цельное по замыслу, с
 впечатляющим финалом. Учитывая природные особенности каждого животного,
 дрессировщик превращает его в действующее лицо сценария, создаёт
 пантомимы, а иногда и целые представления, где звери нередко выступают
 как герои известных сказок и басен.
  Новое направление в Д. связано с именем А. Л. Дурова, к-рый соединил
 Д. с чтением обличительных монологов, использовал зверей в качестве
 действующих лиц в своих интермедиях и репризах.
 Дрессировщиком-экспериментатором был В. Л. Дуров, усиливший в своих
 выступлениях познават. элемент, использовавший множество разнообразных
 животных - от домашних и мелких до слонов - своего рода зоопарк на
 манеже. Выступления, в к-рых дрессировщик становится
 режиссёром-учителем, а звери - учениками, "бессловесными друзьями",
 "четвероногими артистами", общение со зрительным залом (чтение
 монологов, серьёзные и шутливые комментарии, сопровождающие номер) -
 таковы дуровские традиции, с успехом развиваемые нар. арт. РСФСР В. Г.
 Дуровым и засл. арт. РСФСР Ю. В. Дуровым.
  Среди мастеров Д. в сов. цирке: нар. арт. РСФСР Б. А. Эдер, засл.
 арт. РСФСР И. Н. Бугримова, Н. П. Гладильщиков; И.А. Лерри, Н. А.
 Никитин, М. Д. Анисимов, нар. арт. РСФСР В. И. Филатов и др.;
 зарубежных: А. Шнейдер, Тагорэ, Ш. Бауман и др. Лит.: Дуров В. Л.,
 Дрессировка животных, М., 1930;
  Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Эдер Б., Мои питомиы, М., 1955;
 Бугримова И., Моя профессия, М., 1957; Хагенбек К., О людях и зверях,
 М., 1959. М.З.
  ДРЕЧИН, Семён Вульфович (р. 24.XII.1914) - советский артист балета,
 балетмейстер. Нар. арт. БССР (1954). Выступал в самодеятельном
 коллективе под рук. К. А. Алексютовича. Сценич. деятельность начал в
 1932 в белорус. оперной студии. С 1933 работал в Белорус. т-ре оперы
 (1942-44 - в Большом т-ре). Создал героич. образы в белорус. балетах.
 Творчество Д. отмечено ярким темпераментом, реалистич. устремлённостью.
  Партии: Симон ("Соловей" Крошнера), Василь ("Князь-озеро" Золотарёва,
 Гос. пр. СССР, 1950), Зигфрид, Дезире ("Лебединое озеро", "Спящая
 красавица"), Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Базиль ("Дон Кихот") и др.
 Пост.: "Красный цветок" (1950), "Эсмеральда" Пуни (1951), "Корсар" Адана
 (1957).
  Лит.: Мулер К." С. В. Дрэчын, в сб.: Мастацтва Со-вецкай
 Беларус?.Зборн?к артыкула,М?нск,1955, с. 366-370. Б. С.
  ДРЭКИЧ (Drzic), Марин (1508-67)- хорватский драматург. Один из
 крупнейших европейских драматургов эпохи Возрождения. Род. в Дубровнике
 в семье видного поэта. Приняв духовное звание, изучал в Италии право,
 богословие, философию. В 1544, вернувшись на родину, организовал неск.
 любительских трупп, ставивших его пьесы. Д. писал пасторальные драмы -
 "Тирена" (1548), "Венера и Адонис" (154%, "Плакир", и комедии,
 критически рисующие быт и нравы Дубровника, - "Дядя Маройе" (1550),
 "Комедия о Помете", "Скупой" (свободное переложение комедии Плав-та
 "Горшок"), "Аркулин", "Манде" (на сюжет новеллы Боккаччо), "Шутка над
 Станацем" (1551). Перевёл на серб. яз. "Гекубу" Еврипида.
  Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
 Мокульского, т. 1, М., 1956; R e s e t a г M., Diela 'Marina Drzica, 2
 izd., Zagreb, 1930. С. И.
  ДРИГО (Drigo), Риккардо (Ричард Евгеньевич) (30. VI.1846, Падуя, -
 1.Х.1930, там же) - композитор, дирижёр. По происхождению итальянец.
 Музыке обучался в консерватории в Венеции. В 1868 в Падуе (театр
 "Нуово") была поставлена опера Д. "Дон Педро Португальский". В
 последующие годы Д. дирижировал в оперных т-рах Венеции и миланском т-ре
 "Мандзони". В 1879 был приглашён Дирекцией рус. императорских т-ров на
 должность дирижёра Итал. оперы в Петербурге. С 1886 Д.- гл. дирижёр
 балета Мариин-ского т-ра. Руководил первыми пост. в Петербурге балетов
 Чайковского: "Спящая красавица" (1890), "Щелкунчик" (1892), "Лебединое
 озеро" (1895; инструментовал три фп. пьесы Чайковского, включённые в
 балет) и балета Глазунова "Раймонда" (1898). Д. выступал также как
 балетный композитор, успешно сотрудничая с балетмейстерами М. Петипа и
 Л. Ивановым. В Мари-инском т-ре были пост. его балеты: "Очарованный лес"
 (1887), "Талисман" (1889), "Волшебная флейта" (1893), "Пробуждение
 Флоры" (1894), "Арлекинада" (1900). Балетные партитуры Д. отличаются
 ме-лодич. изяществом, колоритной оркестровкой и пластичностью муз.
 образов, ясной ритмикой. Балет "Арлекинада" ("Миллионы Арлекина") шёл на
 сценах т-ров мн. стран, в т. ч. в СССР [Москва, Большой т-р (1924),
 пост. В. Рябцева; Ленинград, Малый оперный т-р (1933)] и США [Нью-Йорк
 (1952), пост. Дж. Баланчина]. Балеты "Талисман" и "Волшебная флейта"
 были в репертуаре Анны Павловой.
  Др. соч. Д.: балеты "Прелестная жемчужина" (1896, Большой т-р),
 "Роман бутона розы" (1919, Мариинский т-р); опера-балет "Лазурный берег"
 (1895, Монте-Карло), оперы "Похищенная жена" (1894, Итал. опера,
 Петербург), "Белая гвоздика" (по новелле А. Доде, 1929, Падуя).
  Лит.: Д. Л., Р. Е. Дриго (К 40-летнему юбилею службы), "Бирюч
 Петроградских государственных театров", 1919, .Ne 17-18; Борисоглебский
 М. В. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939, с.
 300; Слонимский Ю.,П.И. Чайковский и балетный театр его времени, М.,
 1956; Travaglia S., R. Drigo, l'uomo e l'artista, Padova, 1929. QQ p
  ДРЙНКУОТЕР (Drinkwater), Джон (1. VI. 1882- 25.III.1937) - английский
 поэт, драматург и актёр. Был одним из основателей труппы
 "Актёры-паломники" (1907). На основе этой труппы возник позднее (1913) "
 Бирмингемский репертуарный т-р", где Д. выступал как актёр и режиссёр.
 Лит. деятельность начал в 1906, как драматург-в 1911. Д.-автор пьес:
 "Х-0", "Мария Стюарт" (1922), "Оливер Кромвель" и "Роберт Э. Ли" (обе
 1923) и мн.др. Наиболее известные пьесы-"Авраам Линкольн" (1919),
 комедия "Птичка в руке" (1927). Играл гл. роли в своих пьесах (Линкольн
 и др.).
  ДРОЗДОВ, Александр Александрович [р.ЗО.У (11. VI). 1892] -
 азербайджанский советский артист оперы (лирико-драматический тенор).
 Нар. арт. Азерб. ССР (1940). В 1918 окончил Саратовскую оперную студию
 по классу проф. Н. И. Сперанского; брал уроки у М. Е. Медведева. Сценич.
 деятельность начал в этом же году в Саратове. В 1924-34 Д. работал в
 различных оперных т-рах страны. С 1935-в Т-ре оперы и балета им.
 Ахундова. Партии: Кёр-оглы (о. п. Гаджибекова), Герман; Вакула
 ("Черевички" Чайковского), Радамес ("Аида"), Хозе ("Кармен"), Рылеев
 ("Декабристы" Шапорина) и др. В 1947-49 Д. преподавал в Азерб.
 консерватории. Ведёт концертную деятельность. Л*. Кае.
  ДРОЗЖИН, Михаил Михайлович (1.VII.1907- 14.XI.1941) - русский
 советский актёр-кукольник. Засл. алт. РСФСР (1939). Ученик Ю. М. Юрьева.
 В 1928 дебютировал в Ленингр. т-ре марионеток (ныне - Ленингр. т-р кукол
 под рук. Деммени) в роли Гулливера ("Гулливера стране лилипутов"
 Данько). В дальнейшем выступал в этом т-ре как актёр-кукловод (первые
 роли - Жигалин и Дымба в "Свадьбе" Чехова), художник, резчик кукол,
 режиссёр. С 1936 был одновременно режиссёром, а с 1939 и худож. рук.
 Ленингр. совхозно-колхозного т-ра кукол (пост. "Слуга двух господ"
 Гольдони и др.). В июле 1941 Д. возглавил 1-ю фронтовую бригаду артистов
 т-ра; погиб под Ленинградом. С. Др
  ДРОТШШГХОЛЬМСКИЙ ДВОРЦОВЫЙ ТЕАТР (Drottningholms slottsteater) -
 театр в королевском загородном замке Дротниегхольм близ Стокгольма.
 Сооружена 1764-66 арх. К. Аделькранцем на месте сгоревшего т-ра королевы
 Лувисы Ульрики. До нач. 19 в. Д. д. т. работал постоянно, затем был
 закрыт. В 1921-22 т-р был восстановлен в первоначальном виде. Зал т-ра
 вмещает 400 чел. В 1791 арх. Л. Депре пристроил к т-ру небольшое
 помещение ("Новый салон"), используемое ныне как фойе. Д. д.
 т.единственный в мире т-р стиля рококо, с полностью сохранившимся и
 находящимся в действии оборудованием сцены, где даются регулярные
 спектакли. Зал т-ра расписан худ. А. Марелье. Сцена, имеющая 12 м в
 глубину, составлена из ряда кулис, расположенных по правилам
 перспективы, и представляет как бы продолжение зрит. зала. Среди
 сохранившихся декораций 16-18 вв. ок. 30 оригиналов художников К.
 Биббиены, Л. Депре и Я. Мерка. В 1755-57 здесь выступала итал. оперная
 труппа. В 1764-71 в т-ре играли франц. драматич. труппа и швед.
 придворный домашний т-р. В 1777-82 (до того, как в Стокгольме в 1782
 открылась Королевская опера) в Д. д.т. часто давались оперные премьеры.
 С 1782 на сцене Д. д. т. ставились спектакли шведского драм. т-ра,
 ныне-оперные спектакли. Старинные оперы идут в подлинных декорациях тех
 времён, артисты оркестра одеты в костюмы 18 в., носят парики. Д. д.т.
 принимает участие в традиц. летних муз. фестивалях в Стокгольме Среди
 классич. опер, пост. в 40-50-е гг. 20 в., в т. ч. режиссёрами
 Королевской оперы:
  "Идоменей", "Бастиен и Бастиенна" Моцарта (1945, 1947), "Двое
 скупых", "Говорящая картина" Гретри (1946, 1948), "Тайный брак" Чимарозы
 (1948), "Так поступают все" Моцарта (1956), "Учитель пения" Пер-голези
 (1956), "Орфей и Эвридика" Глюка (1957, первая пост. в Швеции). Из опер
 совр. композиторов пост. "Марионетки мастера Педро"деФальи (1957),
 "Поругание Лукреции" Бриттена (1958) и др. В 1922 при т-ре был
 организован музей, где историком А. Бей-ером собраны декорации, костюмы
 и др. материалы по истории швед. т-ра 16-18 вв. В 1935 организовано
 "Об-во друзей Дротнингхольмского т-ра".
  Лит.: W о l l i n N. J., Drottningholms lusttradgard och park,
 Stockh., 1927; B e i j e г A., Slottsteatrarna pa Drottningholm och
 Gripsholm, Stockh., 1937; Teatermuseet pa Drottningholm,
 "Teaterhistoriska studier", 1940, 2; Lorraine Ph., Drottningholm court
 theatre, Stockh.. 1956. Я. Г.
  "ДРУГ АРТИСТОВ" - русский журнал, издавав шийся в Москве в 1909.
 Выходил 2 раза в неделю. Редактор-издатель - О. И. Журавская. Всего
 вышло 8 номеров. В журнале печатались обзоры деятельности
 театров-варьете, цирков (как русских, так и иностранных).
  ДРУЖИНИН, Александр Васильевич (1824-64) - русский писатель,
 переводчик и критик. Сторонник теории "чистого иск-ва", единомышленник
 П. В. Анненкова. Лит. деятельность начал в 1847 (повесть "Полинька
 Сакс"). До 1856 сотрудничал в журн. "Современник"; в 1856-61 возглавлял
 журн. "Библиотека для чтения". Автор статей по рус. лит-ре (в т. ч. об
 А. Н. Островском), а также ценных работ по истории англ. лит-ры и драмы
 ("Джонсон и Босвел", "Жизнь и произведения Шеридана", "Вальтер Скотт и
 его современники" и др.). Перевёл трагедии Шекспира "Король Лир",
 "Ричард III", "Кориолан". Был учредителем (1859) "Общества для пособия
 нуждающимся литераторам и учёным" ("Литературный фонд").
  Соч.: Собрание сочинений, т. 1-8, СПБ. 1865-1867.
  Т. Р.
  ДРУЗЯКИНА, Софья Ивановна [17(29).V.1880- 3. X. 1953] - русская
 советская артистка оперы (лирико-драматическое сопрано). Пению обучалась
 в музыкальном училище в Киеве, совершенствовалась в Милане. В 1900
 впервые выступила на опер ной сцене в Одессе, затем пела в Киеве
 (1901-02), Харькове (1903-04), Москве (т-во М. Максакова, 1906-07;

<< Пред.           стр. 272 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу