<< Пред. стр. 289 (из 913) След. >>
"ЖЕНИТЬБА ФИГАРО", "Безумный день, или Женитьба Фигаро" ("La Follejournee, ou le Mariage de Figaro"),-комедия в 5 д. П. О. Бомарше; вторая
часть трилогии, первая - "Севильский цирюльник" ("Le Barbier de Sevi
lie"), третья-"Преступная мать" ("La mere coupable"). Соч. 1779. Ок. 5
лет была запрещена. Впервые сыграна в 1783 в доме Водрейля, в Жен-вилье,
перед придворными зрителями. Первая пост. на проф. сцене-27 апр. 1784 в
т-ре "Комеди Франсез" (граф Альмавива - Моле, Графиня - Сен-Валь, Фигаро
- Дазен-кур, Сюзанна - Конта, Антонио - Бельмонт, Керубино - Оливье,
Бартоло - Дезессар, Базиль - Вангов, Бридуа-зон - Превиль, Дюгазон,
Грипп-Солейль - Ларив). Вскоре пьеса Бомарше была вновь запрещена и
вошла в репертуар ранц. т-ров лишь с сер. 90-х гг. 18 в. Роль Фигаро
играли:
Э. Го, Ф. Ренье, Б. К. и А. О. Коклен, позднее, В. де Сика, Д.Сорано
и др. Среди исполнителей роли Альмавивы - польский реж. и актёр
Богуславский. В 1957 "Ж. Ф." пост. Нар. нац. т-ром под рук. Вилара.
В России "Ж. Ф." пост. в 1785 петербургской франц. труппой на сцене
Михайловского т-ра, в дальнейшем неоднократно возобновлялась (1803,
1839-40, 1857, 1879 и др.).
Первая рус. пост. "Ж. Ф." в пер. А. Лабзина под назв. "Фигарова
женидьба" - 15 янв. 1787 в Петровском т-ре, Москва (Альмавива - Лапин,
Графиня - М. Синявская, Фигаро - М. Волков, Сюзанна - Померанцева,
Марсели-на - А. Синявская, Антонио - Ожогин, Керубино, в переводе
Любим,- У. Синявская, Бартоло - Померанцев, Бридуа-зон, в пер.
Оглупилов,- Федотов, Дубльмен, в пер. Взяс-кохватов,-Вишневский). Из
послед, пост. "Ж.Ф." - Большой (Каменный) т-р, Петербург, 1816 (граф
Альмавива - Сосницкий, Графиня - Вальберхова, Фигаро - Рамазанов,
Сюзанна - А. Асенкова), 1829 (Альмавива - В. Каратыгин, Графиня -
Вальберхова, Фигаро - Сосницкий, Сюзанна - Сосницкая, Керубино -
Шелехова (Малый т-р, 1829 (Графиня - Рыкалова, Фигаро - Сабуров, Сюзанна
- Сабурова, Антонио - В. Живокини, Бартоло - Щепкин), 1838, бенефис Д.
Ленского (Фигаро - Ленский, Сюзанна - Репина, Антонио - Щепкин), 1868,
после длит. запрещения пьесы на рус. сцене (Альмавива - Вильде, Графиня
- Медведева, Фигаро - С. Шумский, Сюзанна - Федотова, Марселина -
Акимова, Керубино - Никулина, Бридуазон - П. Садовский), 1910 (Альмавива
- Ленин, Графиня - Яблочкина, Фигаро - Южин, Бравич, Сюзанна -
Лешковская, Садов-ская 2-я, Марселина - Никулина, Антонио - Правдин,
Керубино - Гзовская, Бартоло - Сашин, Базиль - Головин, Бридуазон - К.
Рыбаков; декорации по эскизам Коровина), Александрийский т-р, 1877
(бенефис Сазонова, Альмавива- Нильский, Фигаро - Сазонов, Сюзанна -
Савина), 1883 (Фигаро - М. Петипа), т-р Корша (1895), т-р Горевой,
Москва (1890; Фигаро - М. Петипа, Антонио - Градов-Соколов, Бридуазон -
Сашин), Новый т-р, Москва (1899; реж. Ленский; Альмавива - Остужев,
Фигаро - Н. Яковлев), Камерный т-р, Москва (1915; реж. Таиров, худ.
Су-дейкин; Фигаро - М. Петипа, Сюзанна - Коонен, Антонио - Аркадии).
"Ж. Ф." шла на дореволюц. провинц. сцене: Казань, Саратов, 1896-99
(антреприза Бородая); Киев, т-р "Соловцов", 1904 (Альмавива - Берсенев),
1910 (Фигаро - Ст. Кузнецов), Екатеринбург, 1910 (Альмавива - Радин),
Астрахань, Воронеж, Иркутск, Нижний Новгород, Самара, Харьков, Ярославль
и др.
На сов. сцене одним из первых пост. "Ж. Ф." б. Александрийский т-р, в
помещении б. Михайловского т-ра (в 1918, 1924 - реж. Смолич, Альмавива -
Вивьен, Фигаро - Горин-Горяйнов); театр-студия
Художественно-просветительного союза рабочих организаций (ХПСРО), Москва
(1919; реж. Ф. Комиссаржевский, худ. Федотов; Фигаро- Закушняк); Т-р им.
Франко (1920); Ярославский т-р (1920);
Малый т-р (1921; реж. Платон, худ. А. Веснин; Фигаро - Н. Яковлев,
Сюзанна - Пашенная, Шухмина, Марселина - Лешковская, Рыжова, Антонио -
Васенин, В. Лебедев, Керубино - Гоголева, Бридуазон - Климов); Ленингр.
Большой драм. т-р (1926; реж. и худ. А. Бенуа; Альмавива - Мичурин,
Фигаро - Монахов, Бартоло - Софронов, Базиль - Лариков). 28 апр. 1927
"Ж. Ф." показал МХАТ (пер. Бертенсона, Телешевой, Вершилова, реж.
Станиславский, Телешева, В-ершилов, худ. Головин, комп. Глиэр; Альмавива
- Завадский, Графиня - Степанова, Фигаро - Баталов, Сюзанна -
Андровская, Марселина - Соколовская, Антонио - Яншин, Фаншетта -
Бендина, Керубино - Комиссаров, Бартоло - Лужский, Базиль - Подгорный,
Бридуазон - Тарханов, Дубльмен - Кедров, Грипп-Солейль - Грибков). Среди
др. исполнителей "Ж. Ф." на сцене МХАТ в разные годы - Ливанов,
Массальский (Альмавива), Сластенина (Графиня), Прудкин (Фигаро),
Шевченко (Марселина), Топорков (Антонио), Морес (Фаншетта), Готовцев,
Станицын (Бартоло).
В дальнейшем пьесу Бомарше показывали: Вятский т-р (1927),
Ташкентский т-р (1932), Воронежский т-р (1933, 1943), Казанский т-р
(1933, 1938. 1954), Куйбышевский т-р (1935), Ашхабадский т-р (1 935),
Тбилисский т-р им. Грибоедова (1935), Госдрама, Ленинград (1935),
Таганрогский т-р
(1963, 1951), Т-р им. Марджанишвили (1937; реж. Кушита-швили, худ.
Ахвледиани и Казбеги; Альмавива-Гомелаури, Графиня - Анджапаридзе,
Фигаро - Годзиашвили, Сюзанна-С. Такайшвили), Петрозаводский т-р (1938),
Т-р им. Камала (1938), Тульский т-р (1939), Омский т-р (1939),
Новосибирский т-р "Красный факел" (1940), Т-р им. Азиэ-бекова (1940),
Астраханский т-р (1940), Чкаловский т-р (1940, 1951), Якутский т-р
(1942), Т-р им. Сундукяна (1945), Одесский т-р Красной Армии (1945),
Северо-Осетинский т-р (1945), Рижский т-р (1948), Костромской т-р
(1951), Ленингр. т-р Комедии (1952), Т-р им. Кингисеппа (1953), Т-р
Тихоокеанского флота (1954), Брестский т-р (1957), Майкопский т-р
(1957), Рязанский т-р (1958) и мн. др.
Издания: Первая публикация пьесы на франц. яз.э "La Folle journee, ou
le Mariage de Figaro", comedie en cinque acts en prose par M.
Beaumarchais, P., 1785. Первый рус.пер.- "Фигарова женидьба", комедия в
5 д. Сочинения Петра Августина Карона де Бомарше, переведённая на рус.
яз. А. Л., М., 1787. Из послед, дореволюц. пер.- "Безумный день, или
Женитьба Фигаро", пер. А. Н. Чудинова, СПБ, 1889 (переизд. 1897, 1934).
Из сов. пер.: Бомарше. Трилогия, пер. В. Э. Морица, М.-Л., 1930; Пер.
Бертенсон, Б. Вершилова, П. Маркова и Е. Телешевой. Стихи В. Масса
(Вариант МХАТа), М., 1957.
Лит.: "Театральный и музыкальный вестник", М., 1860, ј 33, с. 265-69;
Васильев С., Театральная хроника. Сезон 1895-96, М., изд. Рассохина,
1896, с. 36-45; M o-кульский С. С., Бомарше и его театр. Л., 1936;
Горчаков Н., Режиссёрские уроки К. С. Станиславского, 2 изд., М., 1951,
с. 355-394; Ежегодник МХАТ. 1949-50 гг., М., 1952, с.
574-582;Французский театр эпохи Просвещения. Сборник пьес, т. 2, М.,
1957, с. 175-282; Ф и н к e л ь " штейн Е., Пьер Огюстен Карон Бомарше.
1732-1799. Л.-М., 1957. Л. Ц]н.
ЖЕРЕБЦОВ, Николай Георгиевич (р. 1904) - советский цирковой артист;
атлет. В 1920-24 был рабочим сцены. В 1930 окончил Высшее технич.
училище, работал в химич. пром-сти. С юных лет занимался спортом. В
1928, участвуя в соревнованиях по тяжёлой атлетике, установил рекорд в
жиме штанги. С 1933 становится проф. борцом. В 1945 Ж. создал силовой
аттракцион (впервые в СССР), изображающий театрализованное выступление
старинных нар. силачей на ярмарочных площадях. Ж. выступает с атлетич.
номерами в цирке. Бор. К.
ЖЕРОМСКИЙ (Zeromski), Стефан (14.XI.1864 - 26.XI.1925) - польский
писатель и драматург. Лит. деятельность начал в 1889. Первая пьеса
Ж."Грех" (1897), остро обличающая лицемерие мещанской морали, не была
закончена (впервые изд. в 1950, доработана Л. Кручковским, пост. в 1951
т-ром "Камеральны", Варшава, в 1954-Моск. т-ром драмы и комедии). Герои
Ж.- одинокие борцы - интеллигенты-гуманисты, сочувствующие угнетённым
труженикам, до несвязанные с ними. Индивидуализму героя он
противопоставляет классовую сплочённость рабочих ("Роза", изд. 1909,
пост. 1926, Т-р Богуславского, Варшава). В первые годы существования
независимой Польши (1918-20 гг.) в творчестве Ж. сказались
националнстич. тенденции ("Белее снега", 1919, т-р "Редута", Варшава),
влияние экспрессионизма ("Белая перчатка", 1921, т-р "Польски",
Варшава). В дальнейшем националис-тич. иллюзии изживаются, и в произв.
Ж. всё сильнее проявляется критич. отношение к бурж.-помещичьей Польше
("Туронь", 1923, т-р "Редута", Варшава; "Улетела от меня перепел очка",
1925, Варшава, т-р "Народовы" и т-р "Редута"). В 1923 т-р "Розмаитости"
пост. историч. пьесу Ж. "Сулков-ский", в к-рой героич. образ польского
патриота Сул-ковского создал актёр Ю. Остэрва.
Соч.: "Фьюить...". Комедия в 3 д., пер. Евг. Тропов-ского, Л.. 1925;
Dziela, ser. 2-Dramaty, Warsz.. 1956.
Лит.: История Польши, т. 3, под ред. Ф. Г. Зуева [и др ] М., 1958, с.
480-81, 494-98, 501-02; Ростоцкий Б.'
"Грех", "Театр", 1955 .ј 1, с. 172-74; Feldman W., O tworczosci
Stanislawa Wyspianskiego i Stefana Zeromskiego, Warsz., 1905. Б. Рос.
ЖЕСТ - телодвижение (преим. движение рукой), сопровождающее речь или
заменяющее её. Ж. имеет рефлекторную или сознат. природу. Является одним
из важнейших выразит, средств в т-ре. В иск-ве драм. актёра Ж. является
либо бессловесным действием, либо дополнением к словесному действию
(когда человек объясняет что-нибудь, он обычно прибегает к Ж., в
исключит. случаях объясняется одними Ж. без слов или одними словами без
Ж.). В склонности человека к скупости Ж. или к их изобилию, в отборе
применяемых им Ж. в нек-рой степени обнаруживаются его воспитание,
привычки, темперамент, душевное состояние в данный момент и в итоге -
характер. Пользование Ж. у человека подчинено определённым
закономерностям (см. С. М. Волконский, "Выразительный человек"), но если
актёр на сцене думает о своих Ж., мысленно предопределяет их исполнение,
это значит, что его сценич. самочувствие лишено правды, естественности,
что он недостаточно овладел своей ролью. Важный элемент иск-ва актёра,
Ж. составляет одно целое с общим стилем игры исполнителя. Сам принцип
использования Ж. в реалистич. т-ре иной, чем в т-ре античности,
классицизма или романтизма. Характер Ж. обусловливается и жанровой
спецификой спектакля (трагедия, бытовая пьеса, комедия-гротеск и др.).
Я. ?., Т. Р.
ЖЕТЕ (франц. - le jete, от jeter - бросать) - одно из основных
прыжковых па в классич. танце, при к-ром во время танц. шага тяжесть
корпуса танцовщика переносится с одной ноги на другую. Ж. выполняется
при малом и при большом прыжках. Соответственно Ж. делятся на малые
(petit jete) и большие (grand jete). Ж. исполняется на месте или же с
перемещением, причём протяжённость передвижения зависит от величины шага
и силы прыжка. Ж. могут исполняться вперёд, в сторону, реже назад.
Исполняя большие Ж., танцовщик во время Прыжка принимает одну из поз
классич. танца и сохраняет её до завершения прыжка. Ж. может выполняться
также с поворотом (en tournant) на 1/ l/2 и % круга и на полный круг.
Большие Ж. могут выполняться с поворотом и с продвижением по диагонали
или по кругу. Ж. с поворотом имеет большое число разновидностей, из
к-рых наиболее распространены перекидные Ж. (jete entrelace).
Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического танца, 3 изд., М., 1948; M
о p и ц В., Т а р а с о в Н., Ч e к-р ы г и н А., Методика классического
тренажа, М.-Л., 1940; Ц о р н А. Я., Грамматика танцевального искусства
и хореографии..., Одесса, 1890. А. И.
ЖЙБАЛТ, Густав [16(28). 1.1873 - 11. VIII. 1938]-латышский актёр. С
1896 участвовал в любительских спектаклях в Лиепае. В 1905 вступил в
труппу Новою латышского т-ра в Риге, затем т-ра "Аполло". В 1908- 1915
работал в Новом Рижском т-ре. Роли: Чёрный рыцарь ("Огонь и ночь"
Райниса, 1911), Дзилна ("Голос и эхо" Упита, 1911), Осип ("Ревизор",
1911).
В годы 1-й мировой войны Ж. работал в латыш. т-рах Петрограда,
Москвы. С 1920- в Латв. Художеств. т-ре, создал образы: Мальволио
("Двенадцатая ночь", 1921), Шейлока ("Венецианский купец", 1923),
Базилио ("Женитьба Фигаро", 1922) и др. Творчество Ж. характеризуется
яркой театральностью, склонностью к трагикомич. трактовке роли, к
сатирич. заострённости, гротеску.
Лит.: Up its A., Gustavs Zibalts, Riga, 1923. К. К. "ЖИВАЯ ГАЗЕТА"
-представление, основанное на газетном материале или на
острозлободневных фактах жизни. "Ж. г." включала монологи, коллективную
декламацию, частушки, фельетон и т. п. "Ж. г." зародилась в клубной
художеств.самодеятельности. Возникла из т. н. "Устной газеты" (чтение
вслух одним или несколькими чтецами статей и информации из текущей
прессы), к-рая получила наибольшее распространение на фронтах гражд.
войны и на отд. участках трудового фронта. В поисках наиболее доходчивых
способов подачи материала "Устная газета" стала прибегать к простейшим
формам театрализации. Подготовкой репертуара для "Ж/г." занимались спец.
группы, имевшие свои редколлегии и "живкоров", выполнявших функции,
сходные с функциями газетных рабкоров и селькоров. "Щ. г."
сформировалась в нач. 20-х гг. и стала вскоре одним из самых
распространённых видов злободневной художеств. агитации. Выступления
коллективов "Ж. г." происходили в Домах просвещения, клубах, красных
уголках. В 1923 возникла первая профессиональная "Ж. г." - "Синяя
блузам. Деятельность "Ж. г." получила широкое освещение в разл.
сборниках (перечень этих изданий - в кн. "Театральная периодика", сост.
В. Вишневским, ч. 2, М., 1941, с. 28, 49, 56-58, 60-63, 74, 78, 82,
134).
Лит.: Лобова Н. и Пермяк E., Живая театрализованная газета, М.-Л.,
1932; М а-к о в e e в К., Пионерские живые газеты, М.-Л., 1926; Персонов
И., Живая газета в деревне, М.- Л., 1927; Т р у с о в С., Живая газета,
М., 1927; Теория и практика живой театрализованной газеты, Пермь, 1929.
А. Шн
"ЖИВОЙ ТРУП" - драма в 6 д., 12 карт. Л. Н. Толстого. Соч. 1900.
Пост. 23 сент. 1911 в Художеств. т-ре, Москва (реж. Станиславский,
Немирович-Данченко, худ. Симов: Протасов - Москвин, Лиза - Германова,
Анна Павловна - Самарина, Саша - Барановская, Каренин - Качалов,
Каренина - Лилина, Абрезков - Станиславский, Маша - Коонен, Иван Макарыч
- Адашев, Настасья Ивановна - Муратова, Афремов - Лужский, Стахов -
Вишневский, Буткевич - Горенский, Корот-ков - Леонидов, Александров -
Готовцев, Петушков - Знаменский, Артемьев - Александров, Вознесенский -
Тезавров-ский, Судебный следователь - Берсенев, Письмоводитель- Баров,
Петрушин - Хохлов, Молодой адвокат - Н. Подгорный, Доктор -
Массалитинов, Офицер у цыган - Боле-славский, Дама в суде - Бромлей,
Цыган - Вахтангов, Цыганка - Дейкун, Курьер - Артём). 28 сент. 1911 "Ж
т." показал Александрийский т-р (реж. Загаров, Мейерхольд, декорации по
эскизам Коровина; Протасов - Аполлонский, Лиза - Стравинская, Анна
Павловна - Васильева, Саша- Стахова, Каренин - Юрьев, Каренина - Савина,
Абрез-ков - Далматов, Маша -Ко-маровская, позднее - Тиме).
"Ж. т." ставили т-ры провинции: Киевский т-р "Солов-дов" (1911; реж.
А. Соколовский, Протасов -Слонов), Харьковский т-р под рук. Синельникова
(1911; Протасов- Баратов, Орлов - Чужбинин, Каренин - К. Зубов),
Одесский т-р Сибирякова (1911); Саратовский т-р (1911); Арм. т-р в
Тифлисе (1912; пер. Нар-Доса; Протасов - Алиханян, Лиза - Майсурян, Саша
- Жасмен, Каренин - Севумян, Каренина - Сирануш, Абрезков - Абелян,
Судебный следователь - Манвелян); пьеса многократно ставилась и возобн.
в т-рах Астрахани, Витебска, Воронежа, Нижнего Новгорода,
Ростова-на-Дону, Самары, Ярославля и т. д.
На сов. сцене "Ж. т." пост. т-р Рогожско-Симоновского района, Москва
(1919; Протасов - Певцов), т-р Политуправления Сев.-Кавк. воен. округа,
Ростов-на-Дону (1922; реж. и исполнитель роли Каренина - Пясецкий,
Протасов - Харламов), Одесский т-р (1932, 1939; реж. Кроль; Протасов -
Н. Соколов), Саратовский т-р (1936; Протасов - Слонов, 1958;
Протасов-Колобов), Моск. ТРАМ (1938; реж. Лобанов; Протасов -
Черноволенко), Центр, т-р водного транспорта, Москва (1938; реж.
Канцель; Протасов- Вахтеров), Моск. т-р им. Ленинского комсомола (1940;
реж. Бирман; Протасов - Берсенев, Лиза - Гиацинтова, Каренина - Бирман,
Маша - Кутасина); Т-р им. Леси Украинки (1940; реж. Нелли, Чернявский;
Протасов - Романов); Иркутский т-р (1940 - реж. Боганов; Протасов-
Бодров; 1952 - реж. Шатрин; Протасов - Терентьев); Харьковский т-р
(1940; реж. и исполнитель роли Протасова - Крамов); Свердловский т-р
(1941; реж. Дарвишев;
Протасов - Ильин); Омский т-р (1948; реж. Шубин; ПротасовРатомский);
Горьковский т-р (1949; реж. и исполнитель роли Протасова - Н.
Покровский); Ленингр. т-р драмы им. Пушкина (1950; реж. Кожич, Даусон;
Протасов - Н. Симонов, Лиза - Рашевская, Анна Павловна- Тиме, Каренин -
Дубенский, Каренина - Жихарева, Абрезков - Малютин, Маша - Лебзак,
Судебный следователь - Фрейндлих); Куйбышевский т-р (1950; реж. Гершт;
Протасов - Бурэ); Малый т-р (1951; реж. Л. Волков;
Протасов - Анненков, Царёв, Лиза - Солодова, Анна Павловна - Борская,
Сальникова, Саша- Е. Еланская, Щепкина, Каренин - Велихов, Каренина -
Турчанинова, Яблочкина, Абрезков - Н. Комиссаров, Маша - Роек, Хорькова,
Артемьев -Дикий); Т-р им. Сундукяна (1951; реж. Гулакян; Протасов -
Вагаршян, Джанибекян, Г. Нер-сесян), Владивостокский т-р (1951; реж.
Бондарев; Протасов - Колофидин); Тамбовский т-р (1951; реж. Галицкий;
Протасов - Марин); Калининский т-р (1951; реж. Г. Георгиевский;
Протасов - Годлевский); Одесский т-р Сов. армии (1951; реж. В. Фёдоров;
Протасов - Аркадьев), Т-р драмы Латв. ССР (1952; реж. Амтман-Бриедит;
Протасов - Видениек), Каунасский т-р (1954-реж. Ванця-вичюс, худ.
Зелинский; 1961 -реж. Малинаускайте, Протасов - Зельчюс), Ульяновский
т-р (1955; реж. и исполнитель роли Протасова - Юровский), Т-р им.
Кингисеппа (1958; реж. Таммур; Протасов - А. Эскола); Башк. т-р драмы
(1958; реж. Гаделыпин; Протасов - Мубаряков);
Ростовский-на-Дону т-р (1960; реж. Молчанов; Протасов- А. Никитин). В
1960 (в связи с 50-летием со дня смерти Л. Н. Толстого) "Ж. т." пост.
т-ры Тбилиси, Баку, Барнаула, Вологды, Воронежа, Вязьмы,
Днепропетровска, Иванова, Ижевска, Каунаса, Краснодара, Курска, Луцка,
Магадана, Перми, Новосибирска, Павлодара, Пензы, Петрозаводска, Рязани,
Тарту, Тулы, Фрунзе, Хабаровска, и др.; в 1962 т-р Вахтангова (реж.
Симонов; Протасов - Гриценко).
Из зарубежных пост. "Ж. т." наиболее известны:
Нац. т-р, Прага (1911, 19'60; Протасов-Гурт, Крейч);
"Бургтеатр", Вена (1911; Протасов-Треслер); Фолькс-бюне, Берлин
(1911); т-р "Корт", Лондон (1912); т-р "Балле", Рим (1912; Протасов-де
Сантис); Страсбургский гор. т-р (1913); т-р в Берне (1915; спектакль
смотрел В. И. Ленин);
Нем. т-р (1913; реж. Рейнхардт; Протасов - Моисеи), Белградский нац.
т-р (1918); Т-р на Виноградах, Прага (1928;
Протасов - Штепанек); "Общественный т-р", Лос-Анжелос. (1929); т-р в
Тронхейме, Норвегия (1953); т-р "Скала", Вена (1955; реж. и исполнитель
роли Протасова -Парила);
Нац. т-р в Афинах (1956; реж. Соломос); т-р Молодёжи, Бухарест (1957)
и мн. др.
По "Ж. т." Толстого франц. композитор Леру сочинил одноим. оперу. В
1929 реж. Ф. Оцеп пост. фильм с Пудовкиным в роли Протасова. В 1952
киностудия "Ленфильм" экранизировала спектакль в пост. Ленингр. т-ра
драмы им. Пушкина (реж. фильма В. Венгеров).
См. илл. на отдельном листе к стр. 169-170.
Издания: Первые публикации "Ж. т."- газ. "Русское слово", М., 1911.
23 сент., .ј 218, и отдельной книжкой, М., 1911; из послед, изд.:
Толстой Л. Н., Драма в 6 д. и 12 к. С приложением нотной записи
цыганских песен, как они исполняются в Художеств. т-ре, и 12 фотографий
рабрты К. А. Фишера с пост. МХТ, под ред. В. Г. Черткова, ТМ., 1912]. Из
сов. изд.: Толсто йЛ. Н., Полное?собр. соч., т. 34, М., 1952. ' " .
Лит.: Арабажин К. И., "Живой труп", "ЕИТ", СПБ, 1911, вып. VI, с.