<< Пред.           стр. 289 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  "ЖЕНИТЬБА ФИГАРО", "Безумный день, или Женитьба Фигаро" ("La Folle
 journee, ou le Mariage de Figaro"),-комедия в 5 д. П. О. Бомарше; вторая
 часть трилогии, первая - "Севильский цирюльник" ("Le Barbier de Sevi
 lie"), третья-"Преступная мать" ("La mere coupable"). Соч. 1779. Ок. 5
 лет была запрещена. Впервые сыграна в 1783 в доме Водрейля, в Жен-вилье,
 перед придворными зрителями. Первая пост. на проф. сцене-27 апр. 1784 в
 т-ре "Комеди Франсез" (граф Альмавива - Моле, Графиня - Сен-Валь, Фигаро
 - Дазен-кур, Сюзанна - Конта, Антонио - Бельмонт, Керубино - Оливье,
 Бартоло - Дезессар, Базиль - Вангов, Бридуа-зон - Превиль, Дюгазон,
 Грипп-Солейль - Ларив). Вскоре пьеса Бомарше была вновь запрещена и
 вошла в репертуар ранц. т-ров лишь с сер. 90-х гг. 18 в. Роль Фигаро
 играли:
  Э. Го, Ф. Ренье, Б. К. и А. О. Коклен, позднее, В. де Сика, Д.Сорано
 и др. Среди исполнителей роли Альмавивы - польский реж. и актёр
 Богуславский. В 1957 "Ж. Ф." пост. Нар. нац. т-ром под рук. Вилара.
  В России "Ж. Ф." пост. в 1785 петербургской франц. труппой на сцене
 Михайловского т-ра, в дальнейшем неоднократно возобновлялась (1803,
 1839-40, 1857, 1879 и др.).
  Первая рус. пост. "Ж. Ф." в пер. А. Лабзина под назв. "Фигарова
 женидьба" - 15 янв. 1787 в Петровском т-ре, Москва (Альмавива - Лапин,
 Графиня - М. Синявская, Фигаро - М. Волков, Сюзанна - Померанцева,
 Марсели-на - А. Синявская, Антонио - Ожогин, Керубино, в переводе
 Любим,- У. Синявская, Бартоло - Померанцев, Бридуа-зон, в пер.
 Оглупилов,- Федотов, Дубльмен, в пер. Взяс-кохватов,-Вишневский). Из
 послед, пост. "Ж.Ф." - Большой (Каменный) т-р, Петербург, 1816 (граф
 Альмавива - Сосницкий, Графиня - Вальберхова, Фигаро - Рамазанов,
 Сюзанна - А. Асенкова), 1829 (Альмавива - В. Каратыгин, Графиня -
 Вальберхова, Фигаро - Сосницкий, Сюзанна - Сосницкая, Керубино -
 Шелехова (Малый т-р, 1829 (Графиня - Рыкалова, Фигаро - Сабуров, Сюзанна
 - Сабурова, Антонио - В. Живокини, Бартоло - Щепкин), 1838, бенефис Д.
 Ленского (Фигаро - Ленский, Сюзанна - Репина, Антонио - Щепкин), 1868,
 после длит. запрещения пьесы на рус. сцене (Альмавива - Вильде, Графиня
 - Медведева, Фигаро - С. Шумский, Сюзанна - Федотова, Марселина -
 Акимова, Керубино - Никулина, Бридуазон - П. Садовский), 1910 (Альмавива
 - Ленин, Графиня - Яблочкина, Фигаро - Южин, Бравич, Сюзанна -
 Лешковская, Садов-ская 2-я, Марселина - Никулина, Антонио - Правдин,
 Керубино - Гзовская, Бартоло - Сашин, Базиль - Головин, Бридуазон - К.
 Рыбаков; декорации по эскизам Коровина), Александрийский т-р, 1877
 (бенефис Сазонова, Альмавива- Нильский, Фигаро - Сазонов, Сюзанна -
 Савина), 1883 (Фигаро - М. Петипа), т-р Корша (1895), т-р Горевой,
 Москва (1890; Фигаро - М. Петипа, Антонио - Градов-Соколов, Бридуазон -
 Сашин), Новый т-р, Москва (1899; реж. Ленский; Альмавива - Остужев,
 Фигаро - Н. Яковлев), Камерный т-р, Москва (1915; реж. Таиров, худ.
 Су-дейкин; Фигаро - М. Петипа, Сюзанна - Коонен, Антонио - Аркадии).
  "Ж. Ф." шла на дореволюц. провинц. сцене: Казань, Саратов, 1896-99
 (антреприза Бородая); Киев, т-р "Соловцов", 1904 (Альмавива - Берсенев),
 1910 (Фигаро - Ст. Кузнецов), Екатеринбург, 1910 (Альмавива - Радин),
 Астрахань, Воронеж, Иркутск, Нижний Новгород, Самара, Харьков, Ярославль
 и др.
  На сов. сцене одним из первых пост. "Ж. Ф." б. Александрийский т-р, в
 помещении б. Михайловского т-ра (в 1918, 1924 - реж. Смолич, Альмавива -
 Вивьен, Фигаро - Горин-Горяйнов); театр-студия
 Художественно-просветительного союза рабочих организаций (ХПСРО), Москва
 (1919; реж. Ф. Комиссаржевский, худ. Федотов; Фигаро- Закушняк); Т-р им.
 Франко (1920); Ярославский т-р (1920);
  Малый т-р (1921; реж. Платон, худ. А. Веснин; Фигаро - Н. Яковлев,
 Сюзанна - Пашенная, Шухмина, Марселина - Лешковская, Рыжова, Антонио -
 Васенин, В. Лебедев, Керубино - Гоголева, Бридуазон - Климов); Ленингр.
 Большой драм. т-р (1926; реж. и худ. А. Бенуа; Альмавива - Мичурин,
 Фигаро - Монахов, Бартоло - Софронов, Базиль - Лариков). 28 апр. 1927
 "Ж. Ф." показал МХАТ (пер. Бертенсона, Телешевой, Вершилова, реж.
 Станиславский, Телешева, В-ершилов, худ. Головин, комп. Глиэр; Альмавива
 - Завадский, Графиня - Степанова, Фигаро - Баталов, Сюзанна -
 Андровская, Марселина - Соколовская, Антонио - Яншин, Фаншетта -
 Бендина, Керубино - Комиссаров, Бартоло - Лужский, Базиль - Подгорный,
 Бридуазон - Тарханов, Дубльмен - Кедров, Грипп-Солейль - Грибков). Среди
 др. исполнителей "Ж. Ф." на сцене МХАТ в разные годы - Ливанов,
 Массальский (Альмавива), Сластенина (Графиня), Прудкин (Фигаро),
 Шевченко (Марселина), Топорков (Антонио), Морес (Фаншетта), Готовцев,
 Станицын (Бартоло).
  В дальнейшем пьесу Бомарше показывали: Вятский т-р (1927),
 Ташкентский т-р (1932), Воронежский т-р (1933, 1943), Казанский т-р
 (1933, 1938. 1954), Куйбышевский т-р (1935), Ашхабадский т-р (1 935),
 Тбилисский т-р им. Грибоедова (1935), Госдрама, Ленинград (1935),
 Таганрогский т-р
  (1963, 1951), Т-р им. Марджанишвили (1937; реж. Кушита-швили, худ.
 Ахвледиани и Казбеги; Альмавива-Гомелаури, Графиня - Анджапаридзе,
 Фигаро - Годзиашвили, Сюзанна-С. Такайшвили), Петрозаводский т-р (1938),
 Т-р им. Камала (1938), Тульский т-р (1939), Омский т-р (1939),
 Новосибирский т-р "Красный факел" (1940), Т-р им. Азиэ-бекова (1940),
 Астраханский т-р (1940), Чкаловский т-р (1940, 1951), Якутский т-р
 (1942), Т-р им. Сундукяна (1945), Одесский т-р Красной Армии (1945),
 Северо-Осетинский т-р (1945), Рижский т-р (1948), Костромской т-р
 (1951), Ленингр. т-р Комедии (1952), Т-р им. Кингисеппа (1953), Т-р
 Тихоокеанского флота (1954), Брестский т-р (1957), Майкопский т-р
 (1957), Рязанский т-р (1958) и мн. др.
  Издания: Первая публикация пьесы на франц. яз.э "La Folle journee, ou
 le Mariage de Figaro", comedie en cinque acts en prose par M.
 Beaumarchais, P., 1785. Первый рус.пер.- "Фигарова женидьба", комедия в
 5 д. Сочинения Петра Августина Карона де Бомарше, переведённая на рус.
 яз. А. Л., М., 1787. Из послед, дореволюц. пер.- "Безумный день, или
 Женитьба Фигаро", пер. А. Н. Чудинова, СПБ, 1889 (переизд. 1897, 1934).
 Из сов. пер.: Бомарше. Трилогия, пер. В. Э. Морица, М.-Л., 1930; Пер.
 Бертенсон, Б. Вершилова, П. Маркова и Е. Телешевой. Стихи В. Масса
 (Вариант МХАТа), М., 1957.
  Лит.: "Театральный и музыкальный вестник", М., 1860, ј 33, с. 265-69;
 Васильев С., Театральная хроника. Сезон 1895-96, М., изд. Рассохина,
 1896, с. 36-45; M o-кульский С. С., Бомарше и его театр. Л., 1936;
 Горчаков Н., Режиссёрские уроки К. С. Станиславского, 2 изд., М., 1951,
 с. 355-394; Ежегодник МХАТ. 1949-50 гг., М., 1952, с.
 574-582;Французский театр эпохи Просвещения. Сборник пьес, т. 2, М.,
 1957, с. 175-282; Ф и н к e л ь " штейн Е., Пьер Огюстен Карон Бомарше.
 1732-1799. Л.-М., 1957. Л. Ц]н.
  ЖЕРЕБЦОВ, Николай Георгиевич (р. 1904) - советский цирковой артист;
 атлет. В 1920-24 был рабочим сцены. В 1930 окончил Высшее технич.
 училище, работал в химич. пром-сти. С юных лет занимался спортом. В
 1928, участвуя в соревнованиях по тяжёлой атлетике, установил рекорд в
 жиме штанги. С 1933 становится проф. борцом. В 1945 Ж. создал силовой
 аттракцион (впервые в СССР), изображающий театрализованное выступление
 старинных нар. силачей на ярмарочных площадях. Ж. выступает с атлетич.
 номерами в цирке. Бор. К.
  ЖЕРОМСКИЙ (Zeromski), Стефан (14.XI.1864 - 26.XI.1925) - польский
 писатель и драматург. Лит. деятельность начал в 1889. Первая пьеса
 Ж."Грех" (1897), остро обличающая лицемерие мещанской морали, не была
 закончена (впервые изд. в 1950, доработана Л. Кручковским, пост. в 1951
 т-ром "Камеральны", Варшава, в 1954-Моск. т-ром драмы и комедии). Герои
 Ж.- одинокие борцы - интеллигенты-гуманисты, сочувствующие угнетённым
 труженикам, до несвязанные с ними. Индивидуализму героя он
 противопоставляет классовую сплочённость рабочих ("Роза", изд. 1909,
 пост. 1926, Т-р Богуславского, Варшава). В первые годы существования
 независимой Польши (1918-20 гг.) в творчестве Ж. сказались
 националнстич. тенденции ("Белее снега", 1919, т-р "Редута", Варшава),
 влияние экспрессионизма ("Белая перчатка", 1921, т-р "Польски",
 Варшава). В дальнейшем националис-тич. иллюзии изживаются, и в произв.
 Ж. всё сильнее проявляется критич. отношение к бурж.-помещичьей Польше
 ("Туронь", 1923, т-р "Редута", Варшава; "Улетела от меня перепел очка",
 1925, Варшава, т-р "Народовы" и т-р "Редута"). В 1923 т-р "Розмаитости"
 пост. историч. пьесу Ж. "Сулков-ский", в к-рой героич. образ польского
 патриота Сул-ковского создал актёр Ю. Остэрва.
  Соч.: "Фьюить...". Комедия в 3 д., пер. Евг. Тропов-ского, Л.. 1925;
 Dziela, ser. 2-Dramaty, Warsz.. 1956.
  Лит.: История Польши, т. 3, под ред. Ф. Г. Зуева [и др ] М., 1958, с.
 480-81, 494-98, 501-02; Ростоцкий Б.'
  "Грех", "Театр", 1955 .ј 1, с. 172-74; Feldman W., O tworczosci
 Stanislawa Wyspianskiego i Stefana Zeromskiego, Warsz., 1905. Б. Рос.
  ЖЕСТ - телодвижение (преим. движение рукой), сопровождающее речь или
 заменяющее её. Ж. имеет рефлекторную или сознат. природу. Является одним
 из важнейших выразит, средств в т-ре. В иск-ве драм. актёра Ж. является
 либо бессловесным действием, либо дополнением к словесному действию
 (когда человек объясняет что-нибудь, он обычно прибегает к Ж., в
 исключит. случаях объясняется одними Ж. без слов или одними словами без
 Ж.). В склонности человека к скупости Ж. или к их изобилию, в отборе
 применяемых им Ж. в нек-рой степени обнаруживаются его воспитание,
 привычки, темперамент, душевное состояние в данный момент и в итоге -
 характер. Пользование Ж. у человека подчинено определённым
 закономерностям (см. С. М. Волконский, "Выразительный человек"), но если
 актёр на сцене думает о своих Ж., мысленно предопределяет их исполнение,
 это значит, что его сценич. самочувствие лишено правды, естественности,
 что он недостаточно овладел своей ролью. Важный элемент иск-ва актёра,
 Ж. составляет одно целое с общим стилем игры исполнителя. Сам принцип
 использования Ж. в реалистич. т-ре иной, чем в т-ре античности,
 классицизма или романтизма. Характер Ж. обусловливается и жанровой
 спецификой спектакля (трагедия, бытовая пьеса, комедия-гротеск и др.).
 Я. ?., Т. Р.
  ЖЕТЕ (франц. - le jete, от jeter - бросать) - одно из основных
 прыжковых па в классич. танце, при к-ром во время танц. шага тяжесть
 корпуса танцовщика переносится с одной ноги на другую. Ж. выполняется
 при малом и при большом прыжках. Соответственно Ж. делятся на малые
 (petit jete) и большие (grand jete). Ж. исполняется на месте или же с
 перемещением, причём протяжённость передвижения зависит от величины шага
 и силы прыжка. Ж. могут исполняться вперёд, в сторону, реже назад.
 Исполняя большие Ж., танцовщик во время Прыжка принимает одну из поз
 классич. танца и сохраняет её до завершения прыжка. Ж. может выполняться
 также с поворотом (en tournant) на 1/ l/2 и % круга и на полный круг.
 Большие Ж. могут выполняться с поворотом и с продвижением по диагонали
 или по кругу. Ж. с поворотом имеет большое число разновидностей, из
 к-рых наиболее распространены перекидные Ж. (jete entrelace).
  Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического танца, 3 изд., М., 1948; M
 о p и ц В., Т а р а с о в Н., Ч e к-р ы г и н А., Методика классического
 тренажа, М.-Л., 1940; Ц о р н А. Я., Грамматика танцевального искусства
 и хореографии..., Одесса, 1890. А. И.
  ЖЙБАЛТ, Густав [16(28). 1.1873 - 11. VIII. 1938]-латышский актёр. С
 1896 участвовал в любительских спектаклях в Лиепае. В 1905 вступил в
 труппу Новою латышского т-ра в Риге, затем т-ра "Аполло". В 1908- 1915
 работал в Новом Рижском т-ре. Роли: Чёрный рыцарь ("Огонь и ночь"
 Райниса, 1911), Дзилна ("Голос и эхо" Упита, 1911), Осип ("Ревизор",
 1911).
  В годы 1-й мировой войны Ж. работал в латыш. т-рах Петрограда,
 Москвы. С 1920- в Латв. Художеств. т-ре, создал образы: Мальволио
 ("Двенадцатая ночь", 1921), Шейлока ("Венецианский купец", 1923),
 Базилио ("Женитьба Фигаро", 1922) и др. Творчество Ж. характеризуется
 яркой театральностью, склонностью к трагикомич. трактовке роли, к
 сатирич. заострённости, гротеску.
  Лит.: Up its A., Gustavs Zibalts, Riga, 1923. К. К. "ЖИВАЯ ГАЗЕТА"
 -представление, основанное на газетном материале или на
 острозлободневных фактах жизни. "Ж. г." включала монологи, коллективную
 декламацию, частушки, фельетон и т. п. "Ж. г." зародилась в клубной
 художеств.самодеятельности. Возникла из т. н. "Устной газеты" (чтение
 вслух одним или несколькими чтецами статей и информации из текущей
 прессы), к-рая получила наибольшее распространение на фронтах гражд.
 войны и на отд. участках трудового фронта. В поисках наиболее доходчивых
 способов подачи материала "Устная газета" стала прибегать к простейшим
 формам театрализации. Подготовкой репертуара для "Ж/г." занимались спец.
 группы, имевшие свои редколлегии и "живкоров", выполнявших функции,
 сходные с функциями газетных рабкоров и селькоров. "Щ. г."
 сформировалась в нач. 20-х гг. и стала вскоре одним из самых
 распространённых видов злободневной художеств. агитации. Выступления
 коллективов "Ж. г." происходили в Домах просвещения, клубах, красных
 уголках. В 1923 возникла первая профессиональная "Ж. г." - "Синяя
 блузам. Деятельность "Ж. г." получила широкое освещение в разл.
 сборниках (перечень этих изданий - в кн. "Театральная периодика", сост.
 В. Вишневским, ч. 2, М., 1941, с. 28, 49, 56-58, 60-63, 74, 78, 82,
 134).
  Лит.: Лобова Н. и Пермяк E., Живая театрализованная газета, М.-Л.,
 1932; М а-к о в e e в К., Пионерские живые газеты, М.-Л., 1926; Персонов
 И., Живая газета в деревне, М.- Л., 1927; Т р у с о в С., Живая газета,
 М., 1927; Теория и практика живой театрализованной газеты, Пермь, 1929.
 А. Шн
  "ЖИВОЙ ТРУП" - драма в 6 д., 12 карт. Л. Н. Толстого. Соч. 1900.
 Пост. 23 сент. 1911 в Художеств. т-ре, Москва (реж. Станиславский,
 Немирович-Данченко, худ. Симов: Протасов - Москвин, Лиза - Германова,
 Анна Павловна - Самарина, Саша - Барановская, Каренин - Качалов,
 Каренина - Лилина, Абрезков - Станиславский, Маша - Коонен, Иван Макарыч
 - Адашев, Настасья Ивановна - Муратова, Афремов - Лужский, Стахов -
 Вишневский, Буткевич - Горенский, Корот-ков - Леонидов, Александров -
 Готовцев, Петушков - Знаменский, Артемьев - Александров, Вознесенский -
 Тезавров-ский, Судебный следователь - Берсенев, Письмоводитель- Баров,
 Петрушин - Хохлов, Молодой адвокат - Н. Подгорный, Доктор -
 Массалитинов, Офицер у цыган - Боле-славский, Дама в суде - Бромлей,
 Цыган - Вахтангов, Цыганка - Дейкун, Курьер - Артём). 28 сент. 1911 "Ж
 т." показал Александрийский т-р (реж. Загаров, Мейерхольд, декорации по
 эскизам Коровина; Протасов - Аполлонский, Лиза - Стравинская, Анна
 Павловна - Васильева, Саша- Стахова, Каренин - Юрьев, Каренина - Савина,
 Абрез-ков - Далматов, Маша -Ко-маровская, позднее - Тиме).
  "Ж. т." ставили т-ры провинции: Киевский т-р "Солов-дов" (1911; реж.
 А. Соколовский, Протасов -Слонов), Харьковский т-р под рук. Синельникова
 (1911; Протасов- Баратов, Орлов - Чужбинин, Каренин - К. Зубов),
 Одесский т-р Сибирякова (1911); Саратовский т-р (1911); Арм. т-р в
 Тифлисе (1912; пер. Нар-Доса; Протасов - Алиханян, Лиза - Майсурян, Саша
 - Жасмен, Каренин - Севумян, Каренина - Сирануш, Абрезков - Абелян,
 Судебный следователь - Манвелян); пьеса многократно ставилась и возобн.
 в т-рах Астрахани, Витебска, Воронежа, Нижнего Новгорода,
 Ростова-на-Дону, Самары, Ярославля и т. д.
  На сов. сцене "Ж. т." пост. т-р Рогожско-Симоновского района, Москва
 (1919; Протасов - Певцов), т-р Политуправления Сев.-Кавк. воен. округа,
 Ростов-на-Дону (1922; реж. и исполнитель роли Каренина - Пясецкий,
 Протасов - Харламов), Одесский т-р (1932, 1939; реж. Кроль; Протасов -
 Н. Соколов), Саратовский т-р (1936; Протасов - Слонов, 1958;
 Протасов-Колобов), Моск. ТРАМ (1938; реж. Лобанов; Протасов -
 Черноволенко), Центр, т-р водного транспорта, Москва (1938; реж.
 Канцель; Протасов- Вахтеров), Моск. т-р им. Ленинского комсомола (1940;
 реж. Бирман; Протасов - Берсенев, Лиза - Гиацинтова, Каренина - Бирман,
 Маша - Кутасина); Т-р им. Леси Украинки (1940; реж. Нелли, Чернявский;
 Протасов - Романов); Иркутский т-р (1940 - реж. Боганов; Протасов-
 Бодров; 1952 - реж. Шатрин; Протасов - Терентьев); Харьковский т-р
 (1940; реж. и исполнитель роли Протасова - Крамов); Свердловский т-р
 (1941; реж. Дарвишев;
  Протасов - Ильин); Омский т-р (1948; реж. Шубин; ПротасовРатомский);
 Горьковский т-р (1949; реж. и исполнитель роли Протасова - Н.
 Покровский); Ленингр. т-р драмы им. Пушкина (1950; реж. Кожич, Даусон;
 Протасов - Н. Симонов, Лиза - Рашевская, Анна Павловна- Тиме, Каренин -
 Дубенский, Каренина - Жихарева, Абрезков - Малютин, Маша - Лебзак,
 Судебный следователь - Фрейндлих); Куйбышевский т-р (1950; реж. Гершт;
  Протасов - Бурэ); Малый т-р (1951; реж. Л. Волков;
  Протасов - Анненков, Царёв, Лиза - Солодова, Анна Павловна - Борская,
 Сальникова, Саша- Е. Еланская, Щепкина, Каренин - Велихов, Каренина -
 Турчанинова, Яблочкина, Абрезков - Н. Комиссаров, Маша - Роек, Хорькова,
 Артемьев -Дикий); Т-р им. Сундукяна (1951; реж. Гулакян; Протасов -
 Вагаршян, Джанибекян, Г. Нер-сесян), Владивостокский т-р (1951; реж.
 Бондарев; Протасов - Колофидин); Тамбовский т-р (1951; реж. Галицкий;
  Протасов - Марин); Калининский т-р (1951; реж. Г. Георгиевский;
 Протасов - Годлевский); Одесский т-р Сов. армии (1951; реж. В. Фёдоров;
 Протасов - Аркадьев), Т-р драмы Латв. ССР (1952; реж. Амтман-Бриедит;
  Протасов - Видениек), Каунасский т-р (1954-реж. Ванця-вичюс, худ.
 Зелинский; 1961 -реж. Малинаускайте, Протасов - Зельчюс), Ульяновский
 т-р (1955; реж. и исполнитель роли Протасова - Юровский), Т-р им.
 Кингисеппа (1958; реж. Таммур; Протасов - А. Эскола); Башк. т-р драмы
 (1958; реж. Гаделыпин; Протасов - Мубаряков);
  Ростовский-на-Дону т-р (1960; реж. Молчанов; Протасов- А. Никитин). В
 1960 (в связи с 50-летием со дня смерти Л. Н. Толстого) "Ж. т." пост.
 т-ры Тбилиси, Баку, Барнаула, Вологды, Воронежа, Вязьмы,
 Днепропетровска, Иванова, Ижевска, Каунаса, Краснодара, Курска, Луцка,
 Магадана, Перми, Новосибирска, Павлодара, Пензы, Петрозаводска, Рязани,
 Тарту, Тулы, Фрунзе, Хабаровска, и др.; в 1962 т-р Вахтангова (реж.
 Симонов; Протасов - Гриценко).
  Из зарубежных пост. "Ж. т." наиболее известны:
  Нац. т-р, Прага (1911, 19'60; Протасов-Гурт, Крейч);
  "Бургтеатр", Вена (1911; Протасов-Треслер); Фолькс-бюне, Берлин
 (1911); т-р "Корт", Лондон (1912); т-р "Балле", Рим (1912; Протасов-де
 Сантис); Страсбургский гор. т-р (1913); т-р в Берне (1915; спектакль
 смотрел В. И. Ленин);
  Нем. т-р (1913; реж. Рейнхардт; Протасов - Моисеи), Белградский нац.
 т-р (1918); Т-р на Виноградах, Прага (1928;
  Протасов - Штепанек); "Общественный т-р", Лос-Анжелос. (1929); т-р в
 Тронхейме, Норвегия (1953); т-р "Скала", Вена (1955; реж. и исполнитель
 роли Протасова -Парила);
  Нац. т-р в Афинах (1956; реж. Соломос); т-р Молодёжи, Бухарест (1957)
 и мн. др.
  По "Ж. т." Толстого франц. композитор Леру сочинил одноим. оперу. В
 1929 реж. Ф. Оцеп пост. фильм с Пудовкиным в роли Протасова. В 1952
 киностудия "Ленфильм" экранизировала спектакль в пост. Ленингр. т-ра
 драмы им. Пушкина (реж. фильма В. Венгеров).
  См. илл. на отдельном листе к стр. 169-170.
  Издания: Первые публикации "Ж. т."- газ. "Русское слово", М., 1911.
 23 сент., .ј 218, и отдельной книжкой, М., 1911; из послед, изд.:
 Толстой Л. Н., Драма в 6 д. и 12 к. С приложением нотной записи
 цыганских песен, как они исполняются в Художеств. т-ре, и 12 фотографий
 рабрты К. А. Фишера с пост. МХТ, под ред. В. Г. Черткова, ТМ., 1912]. Из
 сов. изд.: Толсто йЛ. Н., Полное?собр. соч., т. 34, М., 1952. ' " .
  Лит.: Арабажин К. И., "Живой труп", "ЕИТ", СПБ, 1911, вып. VI, с.

<< Пред.           стр. 289 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу