<< Пред. стр. 319 (из 913) След. >>
- Норлюнд).Издания: Первая публикация "И." - Г л e б о в А., Инга. Драма в 4 д.,
М., 130, новая редакция - М., 1935; из послед, изд.- Глебов А.,
Избранные пьесы, М." 61- А. Шн.
ЙНГЕМАН (Ingemaiin)y Бернхард Северин (28. V.1789-24.II.1862)
-датский писатель, драматург. Представитель консервативно-шовинистич.
направления в дат. романтич. лит-ре. И. написал сказочную драму
"Рейнальд-Волшебник" (1815), религиозно-мис-тич. направленность к-рой
свидетельствует о влияния ва И. нем. реакционных романтиков. Трагедии
"Мит-ридат" (1812), "Турнус" (1813)у "Пастух из Тулузы" (1821) лишены
большого общественно-политич. содержания,. эклектически сочетают в себе
элементы клас-сицистской, сентименталистской и романтич. эстетики.
Трагедии И. "Мазаниелло" (1815) и "Бланка" (1816) были пост. в
Королевском т-ре.
Соч.: Samlede skrifter, bd l-XXX, Kbh., 1853-64 bd I-VI - Драматич..
произведения).
Лит.: S chwanen'flugel H., Ingemann "s liv o dit- , nin?, Kbh., 1886;
H a BI s e n P." Den danske skueplads, illustreret theaterhistorie, bd
2, Kbh., 1895. Вл. М.
ИНДЖ (Inge), Уильям (p. 3.V.1913) - американ ский драматург. Окончил
Канзасский ун-т, был учителем, актёром, театр. критиком. Первая пьеса И.
"Далеко от небес" пост. в 1947 в т-ре М. Джонс (г. Даллас). Известность
получили пьесы "Вернись, маленькая Шеба" (1950), "Пикник" (1953,
Пули-пера пр.), "Автобусная остановка" (1955), "Тьма на втором этаже"
(1957). Бытовые пьесы И. написаны в реалистич. манере, оня отображают
социальную и психологич. неустроенность обитателей провинц. городков
ср.-зап. штатов Америки. Однако трагедийные мотивы ("Тьма на втором
этаже") приглушаются сентиментальностью, реальные конфликты
сглаживаются, герои пьес И. находят утешение в любви, к-рая выдаётся
автором за истинный гуманизм. Влияние фрейдизма особенно сказалось в
пьесе "Потерянные розы" (1959).
Соч.: Four plays, N. Y., 1958.
Лит.: G a s s n er J., Theatre at the crossroads, N. Y., 1960, c.
167-73, 307-308; B r u s t e i n R., The man-taming women of William
Inge, "Harper's Magazine", 1958, November, c. 52-57. Г. З.
ИНДИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ И ДРАМЫ
(на яз. хинди - Сангит натак академи) - организация, основанная в
Дели в 1953 в целях поощрения и развития иск-ва инд. танца, драмы,
музыки и кинематографии. Академия способствует возрождению и объединению
нац. культур народов Индии. Под руководством Академии были проведены
семинары фильма (1955), драмы (1956), музыки (1957) и танца (1958).
Одной из основных задач Академии является изучение нар. иск-ва, его
возрождение во всех инд. штатах. Академия объединяет ведущих деятелей
инд. культуры. Среди них:
Суреш Авастхи, П. Банерджи, Мохан Кхокар, Гопинатх, Аппа Рао и др.
Президент - доктор П. В. Раджаманнар. Мел. Б.
ИНДИЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки инд. т-ра уходят в глубокую
древность. Нар. танцы, обряды, игры, пантомимы древних племён,
получившие наиболее яркое выражение в культе ведических божеств, были
прообразами первых театр. представлений в Индии. Культовые празднества и
жертвоприношения сопровождались процессиями, во время к-рых давались
своеобразные представления, посв. мифич. и легендарным героям.
Древнейшие памятники инд. лит-ры - Веды, Брахманы, Упанишады и Пураны
содержат диалоги. Гимны Ригведы (11-10 вв. до н. э.) состоят из прозаич.
повествования и стихотворных диалогов, к-рые ведёт царь Пурураваса с
небесной нимфой Урваши. В инд. эпосе "Махабхарата" и "Рамаяна"
упоминается о "ната" и "нартака" - актёрах и танцовщиках, а также о
представлениях, сопровождающихся танцами и декламацией. В др. трактате о
государстве "Артхашастре" Каутильи (4 в. до н. э.) описаны методы
обучения актёров и определены размеры вознаграждения за участие в
представлении. Древние инд. тексты, относящиеся к 5-1 вв. до н. э.,
рассказывают о бродячих актёрах-танцорах, певцах и лицедеях ("шайлюса",
"кушилава" и "ната"), к-рые разыгрывали небольшие сценки на
мифологические и бытовые сюжеты, чередовавшиеся с показом акробатических
номеров, фокусов и дрессированных Зверей".
Возникновению классич. инд. т-ра (сер. 1-го тысячелетия до н. э.)
предшествовал народный т-р, представленный в Индии разнообразными
формами. Нек-рые нар. театр. представления сохранились до наст. времени
и пользуются в совр. Индии большой популярностью.
Одна из наиболее широко распространённых форм нар. т-ра Сев. Индии,
сохранившаяся от древности до наст. вр., - муз.-танц. драма - лилы (лила
- "игра"). Осн. драматургич. источники этих драм - инд. эпос
"Махабхарата", "Рамаяна), разл. мифы, легенды и др. произведения
фольклора. Существуют 2 вида этих театр. представлений: лилы, в основе
к-рых лежит "Махабхарата" и героем является Кришна, получили назв.
Кришналилы и Раслилы (рас- танец), лилы, воспроизводящие сцены из жизни
героя нар. эпоса "Рамаяны" - Рамы, называются Рамлилами. Представления
лил длятся в течение 14 дней, иногда более 1 месяца. Они разыгрываются
местными жителями (на гор. площади, у храма и т. д.). Иногда лилы
разыгрываются в тех местах, где согласно преданиям и легендам
происходили воспроизводимые в представлении события. По ходу
представления зрители переходят от одного места к другому. Обязательные
персонажи лилы - злые и добрые демоны, разл. животные - враги и друзья
героев. Их внешний облик строго традиционен. Исполнители носят красочные
маски и спец. костюмы. Занавес и декорации отсутствуют. Между эпизодами
актёры часто импровизируют весёлые бытовые интермедии (шом), не
связанные с осн. сюжетной линией. Представление не имеет делений на акты
и сцены. Актёры, готовясь к выступлению в следующих эпизодах,
переодеваются или отдыхают на глазах у зрителей.
К другим формам нар. представлений относится якшагана,
распространённая на юге Индии (Канна-да) и объединяющая танец, диалог,
декламацию и пение. На Малабарском побережье популярна танцевальная
пантомима катхакали (катакхали) к-рая в 18 в. превратилась в
высокоразвитую театр. форму, имеющую свою обширную драматургию.
Своеобразной формой нар. т-ра является бытующая в Анд-хре бурракатха.
Сюжеты 'бурракатхи заимствованы из эпоса и мифологии, в представления
включаются танцы и песни. На С. Индии существует т-р кашмирских
странствующих актёров-бханда. Представления этого т-ра состоят из
небольших драм. сценок на местные темы, отличающиеся резкой сатирич.
направленностью. К популярным видам нар. творчества относятся также
наутанки, сванг или накал (Сев. Индия), тамаша (Махараштра),
видхинатакам (Андхра, Тамилнад), лай-хароба (Ассам) и др.
Формы нар. представлений оказали большое влияние на формирование
классич. инд. т-ра и драматургии. Классич. т-р, вобравший в себя
элементы нар. творчества, формировался в течение более чем 5 веков,
предшествующих нашей эре. В "Натьяшастре"- первом дошедшем до нас
санскритском трактате по драматургии и сценич. иск-ву, приписываемом
легендарному мудрецу Бхарате, затрагиваются вопросы происхождения т-ра,
драмы, музыки, танца, говорится о театр. архитектуре и оформлении сцены.
Особое внимание в трактате уделялось актёрскому мастерству.
"Натьяшастра" выдвигала детально разработанную систему жестов и мимики,
в к-рой особое значение имели движения пальцев рук (мудра), выражающие
сложные понятия и чувства. При помощи жестов исполнители создавали
образы рек, гор, ветра, рассвета, ночи, звёзд и др.
В основе эстетики классич. инд. т-ра лежит учение об эмоции (раса) и
её сценич. воплощении (бхава). Каждой расе соответствовали определённый
сюжет и персонажи. Актёрская игра была строго канонизирована. Все
персонажи имели свой грим, костюм, походку, манеру говорить и петь.
Раскрытие психологии действующих лиц не входило в задачу исполнителей,
критерием актёрского мастерства являлось совершенное выполнение
предписанных канонов. Представления включали танец, слово, пантомиму и
музыку.
Др.-инд. т-р утверждал незыблемость кастового общественного строя,
его представления имели целью расширить знания в области религии,
философии, истории. Содержание инд. классич. драматургии связано с бытом
и нравами двора. Сюжеты и образы, заимствованные из инд. эпоса и
мифологии, язык драм были рассчитаны на вкусы привилегированных слоев
инд. общества. Гл. действующие лица (боги, прославленные полководцы,
святые, мудрецы, министры и др.) говорили, на санскрите - языке,
непонятном народу. Но инд. классич. драмы содержали и реалистич.
элементы, связанные с традициями нар. т-ра. Так, для классич. инд. драмы
характерно чередование стиха и прозы, возвышенного и комического, наряду
с божественными персонажами и высокопоставленными героями в пьесах
действовали представители народа, к-рые говорили на нар. разговорных
диалектах - пракритах. Из народного т-ра были заимствованы: один из
обязательных персонажей инд. классич. т-ра- шут (видушака), верный друг
и наперсник героя, остроумный и сообразительный, и сатирич. образы:
шурин - выскочка и невежда, жадный, глупый брахман и др. Инд.
драматургия, находившаяся под влиянием религиозно-философских концепций
своего времени, основанных на незыблемой вере в вечный миропорядок, не
создала трагедий; в театр. представлениях нельзя было показывать смерть
героя, свержение царской власти, мятежи, осаду города и т. д. Это
определило иллюзорность классич. т-ра, выражавшего гармонию условного
мира, далёкого от реальной действительности.
Расцвет инд. классич. т-ра относится к 1-й пол. 1-го тыс. н. э. и
выражен в творчестве Бхасы, (2-3 вв.), Калидасы (4-5 вв.) и Шудраки (5
в.). Этот период истории Индии связан с укреплением феодализма. В лучших
образцах инд. классич. драматургии нашло отражение усиление социального
неравенства. Драмы Бхасы, Шудраки и Калидасы часто отступают от
традиционных классич. канонов, в них широко представлены разнообразные
явления действительности. В произв. Бхасы ("Пригрезившаяся Васавадатта",
"Подвиги мальчика", "Пять ночей" и др.) народ является активным
участником событий. Знаменитая драма Шудраки "Глиняная повозка" (сер.
1-го тысячелетия н. э.) воспроизводит не только жизнь двора, но и
средних, низших слоев инд. общества, персонажи её, простые люди,
наделены добротой и благородством. Вершина драматургии Древней Индии -
драмы Калидасы: "Шакунтала", "Малявика и Агнимитра", "Мужеством
обретённая Урваши", имеющие высокие художеств. достоинства, обаятельны и
человечны.
В 5-7 вв. классич. драма Индии начинает переживать глубокий кризис,
вызванный распадом во-енно-бюрократич. рабовладельч. империй. В
последующее время классич. т-р всё больше отходит от жизни, теряет связь
с нар. творчеством. Захват власти мусульманскими династиями, наложившими
религиозный запрет на театр. представления, глубокий
социаль-но-экономич. кризис, к-рый переживала Индия, приводят к тому,
что в 11-12 вв. классич. инд. т-р фактически прекращает своё
существование.
В течение 7 последующих столетий инд. драматургия утеряла присущие ей
достоинства и превратилась в литературу для чтения (отсутствие
конфликта, развёрнутого драматургич. действия и др.). Появились
пересказы и переводы санскритских драм на ново-инд. языки - хинди,
бенгали, маратхи и др. Среди них; "Хануман" Джодхпура Джасвант Сингха
(1643), "Прабодх Чандродай" Гулаба Сингха (1789), "Хануман" Хирдая Рамы
(1630) и др. театр. культура страны была представлена иск-вом нар. т-ра,
к-рый к этому времени претерпевает значит. изменения. Новые социальные
преобразования, произошедшие в Индии в период правления мусульманских
династий, породили новое общественное движение - бхакти, к-рое оказало
влияние на развитие нар. инд. т-ра. Это движение, зародившееся в среде
ремесленников, торговцев и направленное против высших каст, феодальной
верхушки инд. общества (возникло в 11-12 вв., к концу 15 в. охватило всю
страну), было облачено в религиозную форму. Учение основывалось на
признании прав личности, отрицании кастового строя. В древних нар.
представлениях появляется новая трактовка Кришны и Рамы, образы их
провозглашают идеи равенства, утверждают человеческое достоинство, идеи
патриотизма. Особенно усиливается патриотич. звучание театр.
представлений в годы англ. колониализма - образ Рамы символизирует собой
великую, единую Индию, свободную от угнетателей и иноземных
поработителей.
Во 2-й пол. 19 в. с ростом нац. самосознания и нац.-освободит.
движения в Бенгалии зарождаются новая драматургия и т-р. В 1785 в
Калькутте рус. индолог Г. С. Лебедев создал общедоступный т-р на
бенгальском яз. Лебедев ставил спектакли, писал к ним музыку, декорации.
Несмотря на большой успех и поддержку передовых кругов бенгальского
общества, Лебедев был вынужден закрыть т-р и вернуться на родину в
результате травли со стороны чиновников Ост-Индской компании.
Первые попытки создания новой драматургии были сделаны бенгальскими
драматургами Динобондху Мит-тро, Модхушудоном Дотто, Рамнарайоном
Таркорот-но. Творчество этих авторов отличалось социальной глубиной и
антибританской направленностью. В 1872 бенгальский драматург Гиришчондо
Гхош основал нац. т-р, с к-рым гастролировал в Бенгалии и городах Сев.
Индии. В репертуаре т-ра были пьесы: "Зеркало индиго" Миттро (1872),
разоблачающая англ. плантаторов, сатирич. пьеса "Бенгали бабу" Мустафи
(1872) о низкопоклонстве перед англичанами бенгальских
высокопоставленных чиновников, патриотич. драма "Мать Индия"
Бондопаддхая (1873), "В тисках голода" Таркоротно (1876) и др.
Антибританская направленность этого т-ра вызвала беспокойство англ.
администрации. В 1876 был издан "Закон о драматических представлениях",
вводивший жестокую полицейскую цензуру на все драматич. произв.
Полицейские преследования мешали появлению пьес на темы современности,
поэтому бенгальские драматурги обращаются к историч. сюжетам и воплощают
патриотич. идеи в героич. образах далёкого прошлого ("Чандра-гупта"
Диджендролал Рая, "Вождь Шиваджи", "Мир Касим" Гхоша и др.). Большая
заслуга в становлении бенгальского т-ра принадлежит Р. Тагору. В своём
творчестве драматурга, режиссёра, актёра и композитора Тагор отстаивал
простоту формы и глубину содержания драмы.
В последней четверти 19 в. в Индии возникает т. н. т-р парсов,
преследующий коммерческие цели. Первая театр. компания парсов "Ориентал
театрикал компании под рук. П. Фрамджи была организована в Бомбее в
1870. Позднее были созданы компании "Орджинал театрикал компани",
"Виктория", "Олд парси тиэтр" и др., во главе к-рых стояли
предприимчивые коммерсанты. Т-р парсов существовал в Индии в течение 50
лет. Прогрессивная инд. интеллигенция выступила против монополии этих
т-ров, ставивших низкосортные пьесы. Т-рам парсов противостояли
любительские театр. коллективы, получившие в 70-80-е гг. широкое
распространение в колледжах, школах и ун-тах. Первый любительский т-р
был осн. в 1888 в Канпуре, в 1898 организовано об-во "Рамлила натак
мандали", в 1907 - "Бенаресское общество драматургии хинди". Эти
коллективы, а также любительские театр. группы в Джайпуре, Лакхнау,
Калькутте и др. городах Индии пользовались большой популярностью в
кругах инд. интеллигенции, их поддерживали передовые драматурги.
Во 2-й пол. 19 в. зарождается новая драматургия и в др. провинциях
Индии. Становление драмы хинди связано с именем Бхаратенду Харишчандры,
в творчестве к-рого органически сочетаются традиции нац. и зап.-европ.
драматургии. В 1907 Харишчандра основал любительские театр. труппы и
любительское театр. об-во "Бхаратенду натак мандали", к-рое сыграло
большую роль в развитии т-ра и драмы хинди. Дальнейшее развитие
драматургии хинди связано с именем Джайшанкара Прасада. Испытав значит.
влияние зап. лит-ры, Прасад отходит от условных форм классич.
драматургии и вводит в действие трагедийные финалы, обращается к новым
героям, новой тематике. Его драматургии свойственны драматич.
насыщенность сюжета, психологизм.
Идеи нац.-освободит, движения, требование независимости, широкая
волна стачечного движения находят отражение в драматургии 20-40-х гг. 20
в. В произв. Премчанда впервые появляются образы тружеников инд.
деревни, поднимающихся на борьбу с помещиками - заминдарами ("Борьба").
Пафосом патриотизма пронизано творчество драматурга С. Говинддаса,
создавшего в своих пьесах яркие образы борцов против британского
колониализма ("Путь служения", "К чему страдания?" и др.). Проблема
индо-мусульманского единства, разрабатывавшаяся мн. прогрессивными
драматургами Индии, находит выражение в драмах Харикришны Преми,
призывавшего к единению индусов и мусульман, к общей борьбе за
независимость рэдины ("Принятие еды", 1945, и др.).
Развитие драмы на хинди, как и на др. новоинд. и дравидийских языках,
происходит в трудных условиях. Отсутствие проф. т-ров почти во всех
крупных городах страны и конкуренция со стороны кино мешают развитию И.
т. ид.
С 30-х гг. в драматургии хинди утверждается одноактная пьеса -
эканки, способствующая развитию реалистич. направления в инд. т-ре. В
этом жанре работают драматурги Рамкумар Варма и Упендранатх Ашк,
сочетающий в своём творчестве реалистич. принципы европ. драматургии с
нац. традициями инд. т-ра.
В нач. 40-х гг. театр. жизнь страны значительно активизируется.
Возникает много любительских и проф. театр. коллективов, ставящих перед
собой задачу помогать народу в борьбе против колониального гнёта. Их
деятельность способствовала пробуждению классового самосознания инд.
трудящихся и консолидации прогрессивных сил страны в борьбе за
независимость родины. В 1943 в Индии создаётся Ассоциация народных
театров Индии (ИПТА), деятельность к-рой оказала значит, влияние на
дальнейшее развитие театр. культуры Индии. То обстоятельство, что
население всех штатов Индии состоит из ряда национальностей и племён,
употребляющих разл. языки и диалекты, заставило Ассоциацию обратиться к
формам нар. танцевального представления. Использование этой древней
театр. формы давало возможность ИПТА показывать спектакли во всех частях
страны. Наибольшим успехом пользуются спектакли, получившие форму нар.
танцевальных драм (лилы, наутанки и др.). При Ассоциации была создана
труппа "Малый балет" (1952) под руководством Шанти Бардхана, сочетавшего
в своём творчестве лучшие традиции нар. иклас-сич. танцевального иск-ва.
Творч. метод балетмейстера оказал большое влияние на всю деятельность
Ассоциации инд. нар. т-ров. Становлению совр. инд. балета способствовало
также иск-во инд. танцовщика и хореографа Удая Шанкара, талантливо
объединившего в своих пост. выразит, приёмы классич. и нар.
танцевального иск-в.
Значит, этапом в развитии совр. инд. т-ра явилось создание в 1944
режиссёром, актёром и драматургом Притхвирадж Капуром в Бомбее проф.
драм. т-ра. Капур осуществил в своём т-ре постановку многих пьес,
поднимающих актуальные проблемы совр. жизни страны ("Стена", "Патхан" и
др.).
После установления независимости страны (1947) в Индии был создан ряд
театр. учреждений, способствующих своей деятельностью подъёму нац.
культуры. В столице Республики Дели с 1951 проводятся традиционные
фестивали драмы, в к-рых участвуют многочисл. любительские и проф.
театр. коллективы разл. штатов страны (в 1954 на фестивале было
исполнено св. 25 пьес на 14 языках народов Индии). В 1953 в Дели
основана Индийская академия музыки и драмы (Сангит натак академи),
имеющая филиалы в др. штатах. Академия проводит работу по изучению и
популяризации нац. культуры в области т-ра, музыки и танцевального
иск-ва. В 50-е гг. в Дели создан экспериментальный профессиональный т-р
"Хиндустани тиэтр". Основатель т-ра драматург Кудзии Зайди (М. Мишра)
пост. здесь " Шакунталу" Калидасы в переработке на хиндустани, а молодой
режиссёр Хабиба Танвира - "Глиняную повозку" Шудраки (спектакль пост.