<< Пред. стр. 320 (из 913) След. >>
как нар. представление - наутанки). "Хиндустани тиэтр" отстаиваетсамобытность нац. тегтр. иск-ва. В Индии работают и др. театр.
коллективы: т-р "Бахурупи" (осн. 1949), "Нат Мандал" (осн. 1952), "Малый
т-р для детей" (осн. 1954), "Индийский Нац. т-р" (осн. 1946). Наибольшее
количество проф. т-ров находится в Калькутте ("Минерва", "Стар",
"Ранг-махал", "Срирангам"), которые 4-5 раз в неделю играют спектакли на
яз. бенгали. Постоянные т-ры имеются также в Каттаке (штат Орисса),
Мадрасе, Бомбее, Бенаресе, Пуне и др. К 1959 в Индии насчитывалось ок.
30 проф. т-ров и около 300 любительских. Театры эти ставят спектакли на
языках народов Индии (бенгали, гуджарати, хинди, каннада, малаялам,
ория, телугу и тамильском). Кроме пьес совр. инд. драматургов, в
репертуар включаются произв. Шекспира, Ибсена, Мольера, Тургенева,
Горького и Чехова. В 1959 в Дели при Индийской академии музыки и драмы
открыта первая гос. театр. школа, готовящая режиссёров, художников и
актёров. Кроме того, имеются 4 частные театр. школы.
См. Ассамский театр и драматургия, Бенгальский театр и драматургия,
Гуджаратский театр и драматургия Каннада театр и драматургия. Кашмирский
театр и драматургия, Маратхский театр и драматургия, Малайялъский театр
и драматургия, Тамильский театр и драматургия, Телугу театр и
драматургия. Урду театр и драматургия. Хинди театр и драматургия. См.
илл. на отдельном листе к стр. 881-882. Лит.: Мерварт А. М., Элемент
народного творчества в классической драме древней Индии, "Сборник Музея
антропологии и этнографии", 1928, .No 7; Э p м а н В. Г., Об элементах
народности в индийской классической драматургии, "Советское
востоковедение", 1957, .N" 4; его же, Теория драмы в древнеиндийской
классической литературе, в сб.: Драматургия и театр Индии, М.. 1961;
Потабенко С., К истории развития сценической драматургии и театра
хиндустани, в сб.: Литературы Индии, М., 1958; Chandra Bhan Gupta, The
Indian theatre, Banaras, 1954;
B a Iwan t G., Theater und Tanz in Indien, B I960' L e v i S., Le
theatre indien. P., 1890; Hillebrandt A., Uber die Anfange des indischen
Dramas, Munch., 1914;
К о no w S., Das indische Drama, B. - Lpz., 1920;
Keith А. В.. The Sanskrit drama in its origin, development, theory
and practice, Oxf., 1924. Мел. Б.
ИНДОНЕЗИЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ театр. представления в Индонезии с
древних времён являлись составной частью нар. празднеств и культовых
обрядов. Ни одно общественное и семейное торжество в Индонезии не
обходится без театр. представления (считается, что успех какого-либо
начинания зависит от удачного выбора сопровождающей его театр.
постановки). В доколониальный период, кроме т-ров, принадлежавших
далангам, существовали постоянные т-ры при дворах князей и знати.
Представления строятся на сюжетах, заимствованных из др.-индийских
эпосов "Рамаяна" и "Махабхарата", а иногда из местных хроник и сказаний
др.-индонезийского т-ра, т. н. традиционного т-ра. Этот традиционный т-р
можно разделить на осн. разновидности: т-р теней, т-р объёмных кукол,
т-р живого актёра, или ваянг-оранг, т-р масок, или ваянг-топенг, а также
представления, состоящие из сменяющихся рисованных картинок. Все эти
традиционные театр. представления происходят из культовых обрядов вызова
теней и образов предков и богов. Представления продолжаются целую ночь,
а иногда и несколько ночей подряд. Для того чтобы зрители не уставали,
делаются антракты, заполненные шутливыми, сатирич. бытовыми
сценками-интермедиями. Культовый т-р теней - ваян г-к у л и
т-упоминается в др.-яванских лит. памятниках уже в 1-й пол. 11 в.
Действующие лица этих представлений - фигурки, искусно вырезанные из
раскрашенной и раззолоченной тонкой буйволовой кожи и укреплённые в
расщеплённой роговой или деревянной ножке, сцена - экран, на к-рый
отбрасывается тень от фигурок (экран освещается свешивающейся сверху
лампой). Даланг, ведущий представление, передвигает фигурки за ножку и
управляет движением рук кукол при помощи прикреплённых к их кистям
роговых или деревянных палочек. Текст представления заимствован из
религиозного эпоса ("Сказание о Сери Раме", "Махабхарата") и индонез.
мифов. В т-ре ваян г-г е д о г сюжеты представлений черпались из
др.-героич. эпоса ("Сери Панд-жи", "Сиюнг Ванара", "Дамар Вулан" и др.).
В т-ре ваян г-к е л и т и к (или ваян г-к е р у ч и л ь), относящемся к
более позднему времени, представления носят развлекательный характер.
Используются сюжеты арабского происхождения о приключениях дяди пророка
- Мухаммеда Амира Хамзы. Для этих представлений фигурки вырезались из
тонкой деревянной дощечки, а фигурки злодеев и чудовищ - из более
толстых досок, поэтому они приобретали объёмные формы. Со временем все
персонажи ваянг-келитик приобрели форму круглых объёмных кукол,
образовав новый вид т-ра - в а я н г-г о л е к (в этом т-ре, ставящем те
же пьесы, что и ваянг-келитик, экран отсутствует, даланг сидит ниже
сцены и скрыт от зрителя). Близок т-ру теней т-р ваянг-бебер (упоминание
о нём встречается в китайских источниках 15 в.), представление к-рого
состоит из рассказа даланга, иллюстрируемого картинами, рисованными на
полотняных или бумажных свитках (ширина свитков 50-70 см, длина - неск.
метров; на свитке помещается 6-7 картин, каждый рассказ сопровождается
демонстрацией 5-8 свитков). Концы свитка прикреплены к палкам, по ходу
рассказа свиток перематывается с одной палки на другую.
Т-р масок - т о п е н г (или в а я н г-т о п е н г), происходящий от
религиозно-культового действа (вызов умершего родственника, друга и
др.)" положил начало индонезийскому пантомимному т-ру. Сюжеты
представлений также берутся из эпоса. Содержание спектакля излагается в
песне даланга, служащей вступлением к действию. Исполнители носят маски,
к-рые они держат перед лицом, взяв в зубы палочку или петельку на
внутренней стороне маски. Постепенно маска заменяется гримом.
На острове Калимантан сохранился особый вид т-ра масок - ваян г-б
аранган, в представлениях к-рого изображаются животные. Тяжёлую
деревянную маску, воспроизводящую голову животного, исполнитель несёт на
вытянутой руке, он закутан в раскрашенную ткань, изображающую шкуру
животного или рыболовную сеть. В этих представлениях впервые текст роли
произносит не даланг, а сам исполнитель. Пьесы носят шуточный, сатирич.,
иногда фривольный характер. В этих представлениях, так же как и в
ваянг-топенге, маску заменяли гримированном лица.
Из т-ра масок-топенг, возник т-р ваян г-о ранг, /т. е. т-р человека.
Репертуар этого т-ра состоит из тех же пьес, к-рые исполняются в т-ре
теней или кукол. В труппу т-ра входят только мужчины (в 17-18 вв.
появились женские труппы ваянг-лангендрия, к-рые исполняли стихотворные
пьесы на сюжеты из эпоса Дамар Вулана. Этот вид т-ра способствовал
появлению в И. т. женщин-актрис). В совр. т-ре ваянг-оранг на Яве актёры
обычно играют без масок. Представление сопровождается нар. оркестром -
гамелан. В пьесах, построенных по мотивам др.-индийских эпосов,
действуют одни и те же персонажи. Среди действующих лиц представлений
ваянг-оранга - комич. персонажи, носящие имена Семар, Гаренг, Петрук и
Багонг. В отличие от других героев, говорящих на др.-яванском языке
классич. лит-ры, эти персонажи говорят на современном нар. языке и
обычно изображают простых крестьян. Они исполняют злободневные
интермедии, не связанные с осн. содержанием спектакля. Лучшая совр.
труппа ваянг-оранга-гос. т-р "Сриведари" в Соло (возник 50 лет назад),
руководимый театр. деятелем Сутарто. В труппе выступает яванская
танцовщица Дарси. В Бандунге пользуется известностью труппа "Сримурни",
возглавляемая Бахаром. На о-ве Мадура ваянг-оранг сохранил ещё более
древнюю форму. Здесь актёры играют в масках. Текст произносит только
ведущий - даланг. Разновидностью ваянг-оранг является т-р арджа на о-ве
Бали.
Кроме традиционного т-ра, в совр. Индонезии существуют ещё три вида
драм. представлений: кетопрак, луд-рук и спектакли, сходные с совр.
зап.-европ. т-ром. Представления кетопрак, возникшие в 20-х гг.,
характеризуются поисками новых, более реалистич. форм сценич. иск-ва,
свободны от архаич. условностей классич. драмы и направлены против
феодализма и феодальной идеологии. Сюжеты для этих форм театр.
представлений черпаются из прошлых эпох. Стремление к реалистич. манере
исполнения, демократии. тенденции ещё более отчётливы в представлениях
лудрук, черпающих свои сюжеты из современности (труппы лудрук возникли в
нач. 20 в.). Спектакли луд-рук высмеивают недостатки совр. жизни,
пережитки прошлого. В прологах и интермедиях используется остро
злободневный материал. Лудрук распространён в Вост. Яве (труппы
"Мархаен", руководимая Ви-бово, "Трисноканген", руководимая Ямином,
"Трис-ноггал", "Масак" и др.). Большинство трупп - полупрофессиональные.
Пьесы пишутся обычно самими исполнителями; на основе сценария,
развивающегося методом импровизации, текст вырабатывается в процессе
репетиций. Представления лудрук и кетопрак сопровождаются гамеланом.
В 50-60-х гг. в крупных городах страны начали создаваться драм.
труппы, ставящие спектакли, близкие совр. зап.-европ. т-ру. Активное
участие в их создании принимают киноактёры. Среди таких коллективов -
Нац. театральная академия (АТНИ), возглавляется драматургом У. Исмаилом
(создана в нач. 50-х гг. в Джакарте). В спектаклях этой труппы участвуют
известные актёры: Сукарно М. Нур, Имет М. Нур, Тити Маньяти и др. АТНИ
является театр. коллективом и учебной студией. Такой же характер носит
"Лембага драма Индонезии" (Общество индонезийской драмы), основанное в
конце 50-х гг., возглавляемое Сримуртоно. Эти коллективы ставили
"Ревизора", "Чайку", "Ромео и Джульетту", пьесы Ибсена, Стриндберга, а
также произв. индонезийских драматургов: "Современная девушка" Аффанди,
"Жемчужина с океана" Исмаила, "Ил и любовь", "Красный камень и долина
Мерапи" Сиагиана. Пьесам зарубежных авторов придаётся нац. индонезийский
колорит, вставляются муз. интермедии. Так, действие "Норы" Ибсена,
названной индонезийским именем "Ратна" (пер. Армайна Пане), перенесено в
Индонезию. Также пост. "Ревизор" (под назв. "Высокопоставленный гость").
Деятели И. т. - актёры, драматурги - активно участвуют в культурном
строительстве молодой республики Индонезии. Они объединены в разл.
общественные, культурные орг-ции. Среди них ведущее положение занимает
ЛЕКРА (Об-во нар. культуры), ставящее своей задачей борьбу против
проникновения влияния империализма в область культуры, за развитие нац.
иск-ва, правдиво отображающего жизнь трудящихся. ЛЕКРА призывает
деятелей И. т. творчески претворять лучшие нац. художеств. традиции.
Совр. драматургия начала формироваться в Индонезии в 30-х гг. 20 в. и
получила развитие после установления независимости Индонезии.
Большинство индонез. драматургов объединяется в т. н. "Ангка-тан 45", т.
е. писатели, начавшие лит. деятельность после 1945. Среди драматургов
Индонезии - У ту и Татенг Сонтани, автор пьес "Цветок кафе" (1948, пер.
на рус. яз.), "Современник" (1953) и др., Ситор Ситу-маранг ("Жемчужная
дорога", 1953), Абу Ханифах (в 1949 опубликовал сб. драм. произведений
"Тайфун над Азией"), Али Мухаммед (" Голод"), Рустанди ("Красный цветок,
совершенно красный, белый цветок, совершенно белый", 1958), Сануси Пане
("Новый человек", 1940), Армайн Пане ("Картина времени", 1937, "Год в
Беданулу", 1938, "Мы, женщины";, 1940). Популярны также пьесы:
"Современная девушка" А. Аф-фанди (изд. 1955); "Читра", "Огонь", "Отпуск
художника" Исмаила (1958); "Гендеранг рхаратаюда" и "Чендера Кирана" С.
Муртоно (1953),"Моя любовь" Рустам С. Палиндих (1950).
Для индонез. драматургии характерно обращение к совр. проблемам, но
сюжеты они черпают по-прежнему из индонез. эпоса и истории. Драматурги
Индонезии часто обращаются к фольклорным источникам "Кен арок и Кен дед
ее" М. Ямина (1934), "Арджуна Виваха" Рангкути (1950), "Бебасари" Рустам
Эффен-ди (1928), комедия "Си Кабаян" и трагедия "Сенг Ку-рианг" Утуи
Сонтани (переведены на рус. яз.). Широко распространены одноактные
пьесы, к-рые могут ставить и любители. Лучшие произв. индонез.
драматургов, написанные простым, ясным языком, отличаются человечностью
характеров героев. Однако в целом нац. драматургия разработана в
Индонезии недостаточно.
Лит.: Мерварт А. М., Восточный театр. Сб. ст., Л., 1929; Демин Л. М.,
Южнее экватора. Заметки о современной культуре островов Ява и Бали, М.,
1961; Д е-м и н Л., На островах Индонезии, "Театр", 1960, ј 4;
Wagner F. A., Indonesia. The art of an island group, L., 1959;
Kesenian Indonesia. Indonesian art. Diterbitkan oleh bagian kesenian
djawatan kebudajaan Kem P. P. and K., Jogjakarta, 1955; Woodman Dorothy,
The Republic of Indonesia, L., 1955, ch. XIV. См. также лит. при ст.
Ваяна. Люд. М., Л. Д.
ЙНДРА (наст. фам. - Подлецкис), Юозас Стасевич (р. 18. II 1.1918) -
литовский советский артист оперы (лирико-драматический тенор), дирижёр,
композитор. Засл. деят. иск-в Лит. ССР (1959). В 1945 окончил Каунасскую
консерваторию. В 1944-54 выступал на оперной сцене в Каунасе. Партии:
Герман, Ленский; Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Фауст, Альфред, Хозе.
В 1948-54 вёл оперный класс в Вильнюсской консерватории. С 1954 - гл.
дирижёр Каунасского муз.-драм. т-ра. И. принадлежит балет "Ауд-роне"
(1957, Т-р оперы и балета Лит. ССР, Вильнюс, Гос. пр. Лит. ССР, 1957) о
борьбе литов. народа с крестоносцами. В музыке этого балета композитор
воплотил нар. песенные интонации. Автор финала к опере Карнавичюса
"Гражина", музыки к драм. спектаклям и др. соч.
Лит.: Гаудримас Ю., Новый литовский балет, "Советская музыка", 1957,
ј 12, с. 76-79.
"ИНЖЕНЮ" (франц. ingenue - наивная) - актёрское амплуа в русском
дореволюционном театре. Роли простодушных, наивных, обаятельных молодых
девушек, глубоко чувствующих ("И.-драматик", "И.-ли-рик"), лукаво
озорных, шаловливо-кокетливых, обладающих своеобразным юмором ("И
.-комик"). К "И." близки амплуа "молодых героинь", субреток. А. Шн.
ИНКЛАН; Р.-см. Валъе-Инклан, Р.
ИНКЛАН (Inclan), Федерико Шредер (р. 1910) - мексиканский драматург.
Драматургич. деятельность начал в 1950. И. написал драму из жизни
шахтёров "Свет карбида" (1950, т-р Гимера, Мехико), "Дуэль" (1951,
Дворец изящных иск-в, Мехико), драму из жизни мексиканских чернорабочих
"Мокрые спины" (1951), историч. драму о борьбе за освобождение Мексики
от исп. владычества "Идальго" (1953, Дворец изящных иск-в, Мехико),
комедию "Сегодня приглашает блондинка" (1955, т-р "Глобус", Мехико),
"Сфинкс, называемый Корделией" (1958) и др. Пьесы И. сценичны, поднимают
общественные проблемы, отличаются ясностью языка, живым диалогом.
Лит.: Teatro mexicano del Piglo XX..., v. Ill, Mexico, 1956; Magana
Esquivel A. y. Ruth S. Lamb, Breve historia del teatro mexicano, Mexico,
1958.
ИНСАРОВА, Мария Николаевна (р. 1866) - русская артистка оперы
(лирико-драматическое сопрано). Училась в Петерб. консерватории. Впервые
выступила на оперной сцене в Саратове в конце 80-х гг. Пела гл. обр. в
провинции. В конце 1890-х - нач. 1900-х гг. выступала на сцене Моск.
частного оперного т-ра и Мариинского т-ра. Одна из первых исполнительниц
партий Марфы (Харьков, 1899; Петербург, 1900), Волховы ("Садко",
Харьков, 1898), Марии ("Пан-воевода" Римского-Корсакова, Петербург,
1904). И. была выдающейся исполнительницей партий Татьяны и Кумы
("Евгений Онегин", "Чародейка" Чайковского) на рус. провинциальной
оперной сцене. Н. Каз.
ИНСЙ (кит.-вводящий) - амплуа китайского театра. Возникло в
представлениях цзацзюй и юаньбэнь Сунского периода, явившихся
предшественниками классич. т-ра сицюй. Эти представления состояли из
небольших пьес, сатирич. или комедийных (высмеивающих какое-либо явление
совр. жизни), построенных гл. обр. на диалоге персонажей амплуа фу мо и
фуц-зинь. Актёр амплуа И. выполнял в спектакле вспомогательную функцию,
он пояснял ситуацию, обстановку действия, подводил рассказ к тому
моменту, когда в действие вступали основные действующие лица фумо и
фуцзинь. Исполнитель амплуа И. выполнял в представлениях цзацзюй и
юаньбэнь (носивших в период возникновения импровизац. характер) нек-рые
режиссёрские функции. Амплуа И. существовало до середины юаньского
периода (1280- 1367), трансформировалось в амплуа - "открывающий
спектакль фумо". И. Г.
ИНСПЕКТОР МАНЕЖА - работник цирка, руководящий цехами, связанными с
проведением циркового представления и репетиционной работой артистов. Во
время представления И. м. объявляет номера программы, иногда участвует в
клоунадах, объявляет антракты. И. м. составляет расписания репетиций,
наблюдает за их проведением, составляет график выступлений артистов,
следит за состоянием манежа. И. м. часто отвечает также за технику
безопасности. В дореволюц. цирке и цирках капиталистич. стран эту
должность наз. режиссёр манежа. Ал. Ш.
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ИСКУССТВ - советское научно-исследовательское
учреждение, изучающее историю, теорию иск-в и совр. иск-во народов СССР
и зарубежных стран. Осн. в 1944 в системе Академии наук СССР в Москве.
И. и. и. работает над созданием капитальных обобщающих трудов по
различным видам иск-в, монографий и др. научных работ. Ин-т выпускает
периодич. издания: "Ежегодники", "Сообщения", "Вопросы киноисскусства",
"Вопросы эстетики" и др. При ин-те имеется, аспирантура. Наряду с
секторами, изучающими историю живописи, скульптуры, архитектуры, музыки,
кино, марксистско-ленинскую эстетику и теорию иск-ва, в состав И. и. и.
входил сектор истории и теории т-ра, к-рый возглавляли А. К. Дживе'
пегое, П. А. Марков, С. С. Мокулъский и др. Сектор истории т-ра
занимался изучением истории рус. дореволюц., сов. и зарубежного т-ров,
разработкой теории и обобщением творч. практики совр. иск-ва. В 1961
этот сектор преобразован в сектор истории т-ра народов СССР. В И. и. и.
имеется также группа специалистов по истории т-ра стран нар. демократии,
работающая над изучением венг., чехословацкого, польского, нем. (ГДР),
болг., кит. т-ров. И. и. и. подготовлены "Очерки истории русского
советского драматического театра" в 3 тт. (1954-61), ведётся работа по
подготовке фундаментального труда по истории т-ра народов СССР (в его
создании принимают участие театроведы и учреждения всех союзных и мн.
автономных республик). В 1959 наряду с этим созданы комплексные секторы
по историко-проблемному принципу, объединяющие специалистов по разным
видам иск-в (иск-во стран нар. демократии, история и сов р. иск-во др.
зарубежных стран и др.). В И. и. и. (1962) работают театроведы - Ю. А.
Дмитриев, Н. Г. Зограф, Ю. С. Калашников, А. А. Аникст, Г. Н. Бояджиев,
А. Н. Ана-стасьев, Б. И. Ростоцкий, Т. М. Родина, К. Л. Рудницкий, А. Г.
Образцова и многие другие. В 1961 постановлением Совета Министров о
реорганизации работы Академии наук И. и. и. был передан в ведение
Министерства культуры СССР.
Труды по театр. ис к-в у: Очерки истории русского советского
драматического театра, в 3 тт., т. 1, М., 1954, т. 2, М., 1960, т. 3,
М., 1961; Ежегодники, И. и. и. АН СССР, [МЛ, 1948, 1953, 1955, 1958,
1959; Сообщения И. и. и. АН СССР, М., вып. 6, 1955, вып. 9, 1956, вып.
10-11, 1957, вып. 15, 1959; В творческом соревновании. Театральный
фестиваль к сорокалетию Октября. Сб., М., 1958; В с е в о л о
д-ский-Гернгросс В.Н., Русский театр. От истоков до середины XVIII века,
М., 1957; его же, Русский театр второй половины XVIII века, М., 19 60;
его же, Русская устная народная драма, М., 1959; Дживелегов А. К.,
Итальянская народная комедия. Commedia delParte, M., 1954, 2 изд., М.,
1962; Д у р ы л и н С. Н., Мария Николаевна Ермолова. 1853-1928, М.,
1953; Кузьмин а В. Д., Русский демократический театр XVIII века, М.,
1958; Голов-н я В. В., Аристофан, М.,1955; Дмитриев Ю.А., Мочалов
актер-романтик, М., 1961; Зограф Н. Г., Малый театр второй половины XIX
века, М., 1960; Родина Т. .Русское театральное искусство в начале XIX
века, М., 1961; Т а м а-шин Л. Г., Советская драматургия в годы
гражданской войны, М., 1961; Хайченко Г. А., Игорь Ильинский, М., 1962,
и др. С. Г.
ИНСТИТУТ СЦЕНИЧЕСКИХ ИСКУССТВ (ИСИ)- высшее театральное учебное
заведение, существовавшее в 1922-25 в Ленинграде. В ИСИ вошли: Школа
актёрского мастерства (осн. в 1918 Л. С. Вивьеном и В. Э. Мейерхольдом),