<< Пред. стр. 354 (из 913) След. >>
т-ра был показан "Принц Пик-кель Гяринг, или Жоделет сам свой тюрьмовойза-ключник" ("Сам у себя под стражей"),в двойной франко-немецкой
обработке и без указания фамилии автора. Затем Екатерина II попыталась
написать на основании "Спрятанного кабальеро" комедию "Чулан".
В связи со спорами вокруг романтизма в России огромную популярность
приобрели воззрения Шлеге-лей на К., бывшего их любимым автором. В 1831
fe. Каратыгин как дань этим увлечениям пост. в свой бенефис "Врач своей
чести" (под названием "Кровавая рука"). Затем следуют постановки
Московского Малого театра, осуществлённые в 1866: "Ересь в Англии",
"Саламейский алькальд" и "Сам у себя под стражей" (с П. Садовским в роли
Бенито). Драматургия К. стала основой для экспериментальных постановок:
Вс. Мейерхольд поставил "Поклонение кресту" в "Башенном т-ре" у В.
Иванова (1910), "Стойкий принц" в Александрийском т-ре (1915). А. Таиров
пост. в Камерном т-ре "Жизнь есть сон" (1914).
После Октябрьской революции комедии К. ("Дама-невидимка", "С любовью
не шутят", "Спрятанный кабальеро", "Сам у себя под стражей" и т. д.)
широко вошли в репертуар сов. т-ров. "Дама-невидимка" пост. во 2-й
студии МХАТа (1924), "Сам у себя под стражей"-в ГосценТЮЗе (1936), а
также в Воронежском, Иркутском и др. т-рах. Многие пьесы К. переведены и
пост. на сценах союзных республик.
С о ч.: Obras completas, ed. J. Hartzenbusch, Madrid, 1846-8I (Bibl.
de autores espanoles. Vil, IX, Xll, XIV);
Teatro selecto, ed. por M. Menendez y Pelayo, Madrid, 1881; Obras
completas, v. 1-3, Madrid, 1951-56 (v. 1. Dramas, v. 2. Comedias, v. 3.
Autos sacram.); t. 1-2, ed.
Aguilar, Madrid, 1959; в рус. пер. - Избранные драмы Кальдерона, пер.
С. Костарева, вып. 1-2,М., 1860-61; Сочинения Кальдерона, пер. с испан.
и предисл. К. Д. Бальмонта, вып. 1-3, M., 1910-12; Пьесы, т. 1-2, сост.,
вступ. статья и прим. Н. Б. Томашевского, M., 1961.
Лит.: Hilborn Н. W., A chronology of the plays of Calderon, Toronto,
1938; Perez Pastor, Documentos para la biografia de Calderon, M., 1905;
Menendez y Pelayo M., Calderon y su teatro, Madrid, 1881; Valbuena A.,
Calderon, Madrid, 1941; Cotarelo E., Estudios sobre la historia del arte
escenico in Espana, Madrid, 1896-1902;
Cotarelo E., Ensayo sobre la vida y las obras de P. Calderon de la
Barca, Madrid, 1924; Diaz de Escovar N.yLasso de la VegaF.deP., Historia
del teatro espanol, v. 1-2, Barcelona, 1924; Val bu e n a A., Historia
del teatro espanol, Madrid, 1958; Sauvage M., Calderon. Dramaturgo, Р.,
1959; Петров Д. К., О трагедиях Кальдерона, "Журн. Мин-ва нар.
просвещения", 1901, кн. 1; ШепелевиЧл., Драматическое творчество
Кальдерона, в его кн.: Историко-литературные этюды, серия 1, СПБ, 1904.
Я. Т.
КАЛЬЕЛА (наст. фам. - Н о л ь к), Иоханнес (12.Х.
1900-19.III.1953)-эстонский советский актёр. Засл. арт. Эст.ССР (1945).
В 1921-24 учился в Таллинской театр. школе, был актёром т-ра
"Драмастудио" (с 1937 -Эст. драм. т-р). С 1940-актёр т-ра им. В.
Кин-гиссепа. Яркий, эмоциональный актёр, исполнитель характерных ролей:
Хитрый Антс ("Новый Ванапаган из Пыргупыхья" Таммсааре), Пеару
("Варгамяэ" Там-мсааре), Ханс Кондор ("Борьба без линии фронта"
Якобсона), Король Лир. В 1946-51 преподавал актёрское мастерство в Эст.
театр. ин-те. А. Реб.
КАЛЬЕХА (Calleja), Рафаэль (23.XII.1870 - февр. 1938) - испанский
композитор. Музыке обучался в Мадридской консерватории. Творч.
деятельность начал 18 лет как дирижёр оркестра передвижной труппы,
ставившей сарсуэлы. Написал ок. 200 сарсуэл, в т. ч. "В открытом море"
(1893), "Машина 13" (1895), "Второе предупреждение" (1897), "Арбузы и
дыни" (1900), "Дон Сесар де Басан" (1901), "Свадьба" (1902) и др. M.
Лиц.
КАЛЬМАН (Kalman), Имре (нем. Эммерих) (24. X. 1882, Шиофок,30.X.1953,
Париж) - венгерский композитор. Один из основоположников венской
оперетты. Муз. образование получил в Муз. академии в Будапеште (по
композиции у Я. Кёслера). Выступал как муз. критик в газете "Пешти
Напло" (1904-08). Творч. деятельность К. начал еще в Академии; был
удостоен Большой премии г. Будапешта. В 1906 написал пьесу с музыкой
"Наследство Пе-решлени" (из времён Рако-ци), пост. к-рой была запрещена
из-за её патриотич. песен. Поддержанный В. Яко-бм, К. обратился к жанру
оперетты. Уже в первой оперетте К. "Осенние манёвры" на либр. К. Бакони
(1908, Будапештский драм. т-р) выявилось нац. венг. направление музыки
К. Оперетта была восторженно принята зрителями. В 1909 её с успехом
пост. в Вене, Стокгольме, Копенгагене, Генуе, Лондоне, Нью-Йорке и др.
городах. Затем последовал "Отпускной солдат" (1910, Будапешт; во 2-й
ред.- "Хороший товарищ", 1911, "Бюргер-театр", Вена; в 3-й ред. -
"Золото я отдал за железо", 1914, т-р "АН дер Вин", Вена). Мировую славу
принесла К. оперетта "Цыган-премьер" (1912, "Иоганн Штраус-театр", Вена,
с участием А. Жирарди). Наибольший успех выпал на долю "Княгини Чардаш"
(либр. Л. Штейна и Б. Йенбаха, 1915; "Иоганн Штраус-театр", Вена), к-рая
до 1931 выдержала около 7 000 представлений. В 1917 пост. в Петрограде
(под назв. "Сильва" - т-р "Буфф" в пост. А. Феона и т-р "Луна-парк" в
пост. А. Брянского). Продолжая традиции "Весёлой вдовы"
Легара, "Княгиня Чардаш" окончательно утвердила новый жанр оперетты,
характеризующийся острыми сценич. конфликтами, развитой муз.
драматургией. 1915-30 - период расцвета творчества К. К этому времени
относится создание таких популярных оперетт, как "Баядера" (1921,
"Карлстеатр", Вена), "Марина" (1924, Вена) (обе на либр. Ю. Браммера и
А. Грюнвальда), "Принцесса цирка" (1926, Вена). Эти оперетты были пост.
т-рами всего мира; в Сов. Союзе впервые пост. в 1923, 1924, 1926 (Моск.
т-р оперетты). В оперетте "Фиалка Монмартра" на либр. Ю. Браммера и А.
Грюнвальда (1930, Вена) особенно ярко раскрылось лирич. дарование К.,
определился поворот композитора в сторону своеобразной муз. драмы. После
захвата нем. фашистами Австрии в 1938 оперетты К. были запрещены. К.
эмигрировал в Швейцарию, затем в США. В 1953 выехал на родину, но умер в
пути.
К. является основоположником лирико-психологич. жанра в оперетте. В
его произв. буффонада, шарж, каскадные танц. номера сочетаются с
драматич. и лирич. сценами. Используется приём лейтмотива. Широко
разрабатывается оркестровое сопровождение; финалы нек-рых оперетт
напоминают симф. картины. Большая роль в них принадлежит хору, к-рый
принимает активное участие в действии. К.- подлинно национальный
композитор; основа его творчества - венг. нар. музыка, он ввёл в оркестр
венг. нар. инструменты. Лучшие произв. К.: "Сильва", "Марица", "Фиалка
Монмартра" и др. - постоянно идут на сцене сов. т-ров оперетты. По мн.
опереттам К. созданы кинофильмы.
Др. оперетты: "Маленький король" ("Матео") (1912), "Фея карнавала"
(1917), "Голландочка" (1920), "Герцогиня из Чикаго" (1928), "Дьявольский
наездник" (1932)-все пост. в Вене; "Императрица Жозефина" (1936, Цюрих),
"Маринка" (1945, Нью-Морк).
Лит.: В i s t г о n J., Emmerich Kalman, W.-N. Y., 1932;
Oesterreicher R., Emmerich Kalman, Z., 1954;
Я р о H Г., Имре Кальман - мастер оперетты, "Советская музыка", 1954,
ј 3; e г о же, Имре Кальман, "Музыкальная жизнь", 1962, No 20. /\ fJ
КАЛЬМО (Calmo), Андреа (1509-27. II.1571) - итальянский драматург и
актёр. К. принадлежат комедии: "Испанец" (1549), "Сальтуцца" (1550),
"Напиток" (1552), "Фьора" (1552), "Девушка с Родоса" (1553), "Заботы"
(1556). В нек-рых комедиях К. следовал канону "учёной комедии" и строил
сюжет на основе мотивов итал. новеллистики, гл. обр. "Декамерона". В
других своих пьесах К. приближался к типу нар. комедии 16 в.- комедия
"Напиток", повторяющая сюжет "Мандрагоры" Маккиавели, "Фьора",
"Испанец". В комедиях большое место занимала буффонада. На творчество К.
оказал большое влияние нар. т-р Беолько. Он вводил в свои комедии
диалекты. По свидетельству Дж. Парабоско, комедии К. пользовались в 40-е
гг. 16 в. большой популярностью. К. пользовался успехом и как актёр. Ф.
Бартоли называл его "чудом сцены". Сохранились письма К., являющиеся
ценным документом истории итал. т-ра 16 в. Р. X.
КАЛЬЦАБЙДЖИ (Calzabigi), Раньери (23.XII. 1714-июль 1795)-итальянский
либреттист. В 1741- 1747 сочинил неск. драм. произв. для неаполитанских
т-ров. В 1750 переехал в Париж. В 1755 начал публикацию всех опер П.
Метастазио и выпустил "Диссертацию о драматич. поэзии синьора аббата П.
Метастазио", в к-рой содержались мысли о реформе оперы. С 1760 жил в
Вене, где познакомился с X. Глюком и балетмейстером Г. Анджолгни. В лице
К. Глюк нашёл либреттиста, в сотрудничестве с к-рым он осуществил свою
оперную реформу. К. принадлежит либр. опер Глюка "Орфей и Эвридика"
(1762), "Альцеста" (1767) и "Парис и Елена" (1769). Для Анджолини К.
написал либр. неск. балетов, в т. ч. "Дон Жуан, или Пир с каменным
гостем" (1761), "Семирамида" (по трагедии
Вольтера, музыка Глюка, 1765). На тексты К. написаны оперы Паизиелло
"Эльвира" (1792, Неаполь) п "Эль-фрида" (1794, там же).
Лит.: Lazzari G , La vita e l'opera letteraria di R. Calzabigi, Citta
di Castello, 107; Della C o r t с A., Gluck e i suoi tempi, Firen/e,
1948. Сб. Г.
КАЛЯДИН, Михаил Павлович (р. 1894) - советский цирковой артист,
клоун. Выступал под псевдонимом "Мишель". Начал работать в цирке в 1909
в труппе акробатов Манион. В 1911 дебютировал в амплуа б уффонадного
комика. В 1929-33 выступал как рыжий клоун в паре с белым клоуном Д. С.
Альперовым. Оба партнёра много работали над созданием злободневного
сатирич. репертуара, сохраняя присущее клоунаде буффонно-эксцентрич.
начало. После Аль-перова К. выступал с С. В. Ротмистровым, В. С.
Гур-ским и др. Возглавлял клоунские группы, соединяя в своих
выступлениях злободневность с буффонадой. Выступал до 1959. M. Зон.
КАМАЛ Первый [наст. имя и фам.-Габдул-ла К а м а л; 20. Х
(1.XI).1893-1933] -татарский советский актёр и режиссёр. В 1910-17-актёр
и режиссёр тат. труппы "Сайяр", в 1918 участвовал во фронтовых театр.
бригадах, в 1919 - режиссёр "Вост. т-ра" (Оренбург). В нач. 20-х гг. К.
принимал деятельное участие в организации узб. проф. т-ра, работал в
тат. т-рах Казани, Астрахани.
Первый исполнитель ролей: Чёрная мысль ("Две мысли" Кулахметова),
Исмагила ("Галиябану" Фай-зи). Играл Яго, Осипа, Сатина; Президента
("Коварство и любовь"), Коррадо ("Семья преступника" Джа-кометта).
Одновременно с актёрской вёл и режиссёрскую работу. В 1929-31-гл. реж.
Туркм. т-ра. Ставил на тат. сцене произв. Г. Камала, Островского,
Шиллера. В 1931-33 работал режиссёром тат. радио в Казани. X. Я.
КАМАЛ Второй [наст. имя и фам. - Габдра-хман К а м а л; 10(22).V.
1896 - 1948] - татарский советский актёр. Брат Г. Камала. В 1912-18
работал в тат. труппе "Сайяр". Принял активное участие в создании в
Казани тат. сов. т-ра (1918). В последующие годы работал в т-рах Уфы,
Перми, Троицка, Ташкента. В 1925- 1939-актер Т-ра им. Г. Камала
(Казань). Роли: Хлестаков; Фердинанд ("Коварство и любовь"), Тукай (о.
п. Файзи), Закир ("Несчастный юноша" Г. Камала), Исмагил ("Галиябану"
Файзи), Карл Моор ("Разбойники"). X. К.
КАМАЛ Третий [наст. имя и фам.- Камал С а -л а х у т д и н о в; р.
31. XII.1899 (12.1.1900)] - татарский советский актёр. Нар. арт. Тат.
АССР (1944) и РСФСР (1957). В 1918 вступил в труппу Астраханского тат.
т-ра. С 1924 К.- актёр Тат. т-ра им.
"Красного Октября" (ныне Т-р им. Г. Камала, Казань). Один из
крупнейших мастеров нац. сцены, создатель ряда героич. образов.
Роли: Лаэрт ("Гамлет", 1925), Хлестаков (1927), Фердинанд (1933);
Хамит ("Первые пветы" Тинчурина, 1934), Гали ("Молодая жизнь"
Кулахметова, 1935), Тукай (о. п. Файзи, 1938), Жацов (1938), Нсзнамов
(1939), Ромео (1941), Эдгар ("Король Лир", 1945), Максимов ("За тех, кто
в морс!", 1946), Мулланур Вахитов (о. п. Исанбета, 1948), Отелло (1953).
X, К.
КАМАЛ, Галиасгар (6.1.1879-8.VI.1933) - татарский драматург,
общественный и театральный деятель. Родоначальник новой тат.
драматургии, один из основателей тат. т-ра. Род. в Казани, в семье
кустаря, учился в медресе, занимался самообразованием, знал мн. языки.
Уже в первой своей пьесе "Несчастный юноша" (1898) обнаружил интерес к
социальным вопросам, выразил просветительские идеи. Демократич.
устремления К. чётко обнаружились в годы революции 1905-07. Он создал
газеты "Азат" ("Свобода", 1906), "Азат халык" ("Свободный народ"),
вместе с нар. поэтом Г. Тукай сатирич. журнал "Молния" (1908).
Одновременно К. активно участвует в создании тат. нац. т-ра, к-рый 22
дек. 1906 показал свой первый публичный спектакль. Его пьесы,
отличающиеся глубоким реализмом, жизненностью и современностью
конфликта, мастерством лепки характеров, составили основу репертуара
до-революц. тат. т-ров.
Уже в первых пьесах К. подвергает критике невежество и темноту
("Несчастный юноша"), утверждает демократические идеи. Иллюзии о
всесилии просвещения в переустройстве общества скоро сменяются резко
отрицательным отношением к существующему строю. К. обращается к сатирич.
комедии, выводит на сцену галерею сатирич. образов, олицетворяющих
старый, ненавистный ему мир, часто показывая в пьесах подлинные события.
Так, в комедии "Первое представление" (1908) воссоздан провал тат.
реакционеров, боровшихся против создания нац. т-ра. Имя Хамза-бая, гл.
героя пьесы, стало олицетворением всего старого, уходящего. В "Тайнах
нищего народа" (1912) К. развенчивает т. н. благотворительные общества,
срывает маски с прислужников царизма, лицемерно выдающих себя за
благодетелей народа. В "Банкроте" (1912) разоблачает миф о возможности
честного обогащения, к-рое упорно пропагандировали идеологи буржуазии.
На реалистич. драматургии К. выросло несколько поколений тат.
артистов и режиссёров: Г. Кариев, 3. Султанов, Г. Болгарская, К. Шамиль,
Ф. Ильская, X. Абжалилов.
К. и его единомышленники в т-ре понимали, что для развития нац.
сценич. иск-ва и воспитания своего зрителя необходимо широкое
использование произведений мировой классики. Поэтому К. обратился к
переводческой деятельности. Им были переведены пьесы Гоголя,
Островского, Горького, Мольера, Ло-пе де В era и др.
Значительна роль К. в формировании нац. театр. эстетики. Своими
многочисленными статьями, рецензиями на спектакли и пьесы и
практическими советами он способствовал становлению реализма в тат.
т-ре.
Высокие гражданские качества К. ярко раскрылись в период Октября и
гражданской войны. Восторженно приняв революцию, Он целиком отдался делу
создания советской нац. культуры, писал злободневные стихи,
инсценировки. В период гражданской войны К. вступил в Красноармейскую
тат. труппу в качестве рядового бойца-артиста.
К. принадлежит одна из первых пьес о сов. действительности "Милая
Хафиза" (1921) - о благотворном влиянии нар. революции на развитие новых
человеческих отношений.
К. было присвоено звание народного драматурга (1926), имя К. носит
Тат. гос. академич. театр в Казани (1939). Пьесы его постоянно
сохраняются в репертуаре советских тат. т-ров.
Соч.: Эсэрлэр, т. 1. Драматургия эсэрлэрэ, 1898-1933, Казан, 1950; в
рус. пер. - в сб.: Пьесы татарских драматургов-классиков, Казань, 1958.
Лит.: Гали М., Г. Камал. Тормышы, ищаты.... Казан, 1941; Г. Камал
[Фотоальбом], Казан, 1941; Хисмэтул-л и н X., Г. Камал, в кн.: XX йэз
башындагы татар эдэбияты ("Татарская лит-ра начала XX века"). Казан,
1954; в рус. пер.-Г и з а т у л л и н Ф., Предисловие, в сб.: Пьесы
татарских драматургов-классиков, Казань, 1958. Ф. Г.
КАМАЛ, Шариф [наст. фам.- Байгильдеев-15 (27). II. 1884-22.XII. 1942,
Казань] - татарский советский писатель и драматург. Засл. деят. иск-в
Тат. АССР (1940). Чл. Коммунистич. партии с 1919. Был чернорабочим,
шахтёром. С 1905 работал учителем, одновременно занялся лит.
деятельностью. Первая комедия К. "Хаджи эфенди женится", разоблачавшая
торгашей, пост. труппами "Ширкэт" и "Hyp"' в 1915 и сохраняется до сего
времени в репертуаре тат. т-ров. Впоследствии написал пьесы "Огонь"
(1928, 1954), "В вороньем гнезде" (соч. 1910, пост. 1929)-о росте
революц. сознания рабочих, "За туманом" (1934)-об индустриализации
советской страны, пост. в Т-ре им. Г. Камала (Казань) и во мн. т-рах
Тат. АССР. Осн. тема драм К.-труд; в них широко показаны жизнь рабочих
до Октябрьской революции и в сов. время, строительство социализма,
созданы образы новых людей. Пьесы эти написаны живым сочным яз., близким
нар. речи. Творчество К., проникнутое демократизмом, близкое по идейным
устремлениям М. Горькому, способствовало утверждению социалистич.
реализма в тат. драматургии и т-ре.
Соч.: Эсэрлэр, 4 томда, Калан, 1951-56.
Лит.: Кашшаф Г., Шариф Камал, Казан, 1940;
Х э и р и X., Ш. Камал драматургиясе. (Драматургия Ш. Камала), "Сонет
эдэбияты", 1940, ј 7; К а ш ш а ф Г.,
Классик татарской литературы Шариф Камал, "Дружба народов", 1940, .Vs
4, с. 259-262. X. К.
KAMAJIOB, Азам (р. 1912) - таджикский советский дирижёр и композитор.
Нар. арт. Тадж. ССР (1941). Учился в Муз. уч-ще в Душанбе (1951-53).
Творч. деятельность начал в 1928. В 1929-30 работал артистом оркестра, в
1930-32-дирижёром Узб. муз. т-ра, в 1932-36-Еврейского муз.-драм. т-ра в
Самарканде, в 1936-38 - Т-ра им. А. Лахути, с 1941 - Тадж. т-ра оперы и
балета (Душанбе). Под рук. К. были пост.: муз. представление "Лола"
Баласанянаи Урбаха(1939), балет "Красный цветок" (1950) и др. К.
принадлежит музыка к спектаклям "Учитель любви" Миршакара, "Саодат"
Саидмурадова и Рабиева и ряд др. соч. Н. Н.
KAMAJIOBA, Фатима [наст. фам.- X а л и у л-л и н а; р. 12(25). X II.
1903] - татарская советская актриса. Нар. арт. Тат. АССР (1954), засл.
арт. РСФСР (1957). В 1918 участвовала в спектаклях тат.-башк. драм.
кружка в Оренбурге. В 1919 вступила в проф. "Вост. т-р" (Оренбург). В
1921-22 работала в узб. т-ре Ташкента. В последующие годы - в тат. т-рах
Казани, Астрахани, Оренбурга. С 1939 - актриса Т-ра имени Г. Камала
(Казань). На сцене этого т-ра К. создала яркие комедийные и характерные
образы:
Гульжихан, Биби ("Банкрот", "Несчастный юноша" Г. Камала), Гульбану,
Гайша ("Хужа Насретдин", "Зифа" Исанбета), Маймуна ("Минникамал" Амира),
Анна Андреевна ("Ревизор"), Кормилица ("Ромео и Джульетта"), Кабаниха.
X. К.
KAMAPA (Camara) [полная фамилия - Г о н с а л-вишЗарку да Камара
(Goncalvez Zarco da Camara), Жуан (1852 - 2.1.1908)] - португальский
писатель, драматург. Происходил из знатной семьи. Драматургич.
деятельность начал в 1870 одноактной комедией "Благородство". Историч.
драмы К. в стихах "Король Афонсу VI" (Т-р Донны Марии, 1890) и "Алькасар
Кибир" (1892) посв. событиям ср.-век. португ. истории. Большинство пьес
К. рисуют бурж. быт Лисабона. В комедиях "Бернарда на Олимпе" (1874), "У
очага" (1876, Т-р Донны Марии) К. осмеивает корысть и лицемерие, царящие
в мещанской среде. Трагич. столкновение простых человеческих чувств с
жестокостью католич. морали составляет содержание драмы "Печальная
вдовушка" (1892); в драме "Покинутая Роза" (1896) рассказывается история
девушки, обманувшейся в своей любви к выскочке-буржуа. Мрачный мир
преступлений и убийств, на к-рые толкает людей жажда наживы, показан в
драме "Трясина" (1894). Лицемерной и жестокой морали бурж. общества К.
пытался противопоставить идиллич. картины жизни на лоне природы. С
тонким юмором и глубоким сочувствием рисует он эту жизнь в пьесе
"Старики" (1893). В конце жизни К. написаны две лирич. драмы в стихах:
"Поэт и тоска по родине" (1902) и "Ауто о дитяти Иисусе" (1903).
Соч.: Alfonso VI, drama, Lisboa, 1890; Alcacer-Kibir, drama, Lisboa,
1895; Teatro em verso, Lisboa, 1903.