<< Пред. стр. 355 (из 913) След. >>
Лит.: F i ff u e i г e d o F. de. Figuras literarias" Porto, 1906, с.307-308; R on i G.C., Teatro portoghese e brasiliano, [Milano, 19561. 3.
П.
КАМАРГО (Camargo), Мари Анн де Кюпис де (15.IV.1710,
Брюссель,28.IV.1770, Париж) - французская артистка балета. Испанка по
происхождению, дочь музыканта. В 1720 дебютировала в Брюсселе, в т-ре
"Де ла Монне", затем выступала в Руане (1723-26), откуда перешла в
Парижскую оперу, где совершенствовала своё иск-во у известной танцовщицы
Ф. Прево. В 1726 К. выступила в балете "Свойства танца" Ребеля, затем в
балетах "Аякс" Бертена, "Преображённые любовные страсти" Море, "Суд
Париса" Бертена и стала ведущей танцовщицей парижской балетной труппы.
К. вела борьбу цротив рутинных форм балетного иск-ва. Она изменила
балетный костюм (укоротила юбку, отказалась от высоких каблуков),
обогатила технику исполнения. С особым блеском К. исполняла антраша,
па-де-баск и баттери. Танец К. был стремительным и быстрым. В 1735 К.
покинула сцену, но в 1740 вновь выступила в балетах "Греческие и римские
празднества" и "Лирические таланты". В 1751 ушла на пенсию. Композитор
Лекок посв. К. оперетту "Камарго" (1879), а балетмейстер М. Петипа пост.
од-ноим. балет на муз. Минкуса (1872).
Лит.: X у д e к о в С. Н., История танцев, ч. 1-3, СПБ, 191;}-15. Юр.
Б.
КАМАРГО ШАФЛОР (Camargo Schafflor), Жораси (р. 18.X.1898) -
бразильский драматург. В 1912 начал выступать как актёр; до 1927 работал
в т-ре Бринке-ду А. Морейры. Первую комедию "Деревенский плод" написал в
1924. Успех К. принесла комедия о приключениях нищего-богача "Бог вас
вознаградит" (1932), ставившаяся во всех странах Юж. Америки. К.
принадлежат пьесы "Шофер Мараба", "Синдикат нищих", "Шут короля" (Пр.
Бразильской академии литературы), "Внук бога", "Мания величия",
"Анастасиу", "Мария Кашуша", "Чересчур красивая", "Перекрёсток" и "Лили
из 47".
Лит.: L i m а В., в кн.: Esse Jorge de Lima!, Rio de Janeiro, [s.
a.],
КАМБАЛЕО (Cambaleo) - старинная испанская бродячая труппа 16-17 вв.,
состояла из актёров и певцов, разъезжала по селениям и городам. Обычно в
К. входили 5 мужчин и одна женщина. К. разыгрывали интермедии, комедии и
ауто.
Лит.: Игнатов С., Испанский театр XVI-XVII веков, М.-Л., 1939;
Augustin de Roja s, El viaje entretenido. 1604; ed., [v. 1-2], Madrid,
[1901]. В. С.
КАМБАН (Kamban), Гудмундур Йоунсон (8. VI. 1888-5. V.1945) -
исландский писатель и драматург. Большую часть жизни провёл в Дании.
Лит. деятельность начал в 1906; писал на исл. и дат. яз. Первые
рэмантич. пьесы К. "Хадда-Падда" (1914) и "Борьба королей" (1915) были
созданы им под влиянием творчества исл. драматурга И. Сигурйоунсона.
После посещения Нью-Йорка (1915-17), где К. наблюдал острые социальные
противоречия, он написал пьесы "Мрамор" (1918) и "Посол с Юпитера"
(1927), в к-рых критикуются лицемерие и продажность бурж. общества. Др.
пьесы К.- "Мы, убийцы" (1920), "Арабские палатки" (1921), "Звезды
пустыни" (1925), "Комплексы" (1941), "Грандесса" (1941) посвящены гл.
обр. проблемам брака и семьи. В своей критике общества К. остаётся на
позициях моралиста, не видящего причины противоречий между идеалом и
действительностью. Для пьес К. характерны напряжённость действия, острая
конфликтность, сильные чувства и характеры. Все пьесы К. были впервые
пост. в Королевском т-ре (Копенгаген).
Лит.: Андрессон К., Современная исландская литература. 1918-1948,
пер. с исл., М., 1957, с. 156-162. И. Д.
КАМБЕЛЛОТТИ (Cambellotti), Дуилио (р. 10.V. 1876) - итальянский
скульптор, художник, архитектор, театральный декоратор. В 1895 начал
творческую деятельность. С 1905 работает в т-ре. Автор эскизов декораций
к спектаклям "Юлий Цезарь" (1905), "Король Лир" (1908), пост. в римском
т-ре "Арджентина". Оформлял пост. произв. античных драматургов
("Агамемнон" Эсхила, 1914, и др.) на сцене древних т-ров в Сиракузах,
Остии, Таормине. Работал в оперном ("Нерон" Бойто, т-р "Опера", Рим,
1929) и кукольном т-рах. В первый период творчества (1914-26) К. тяготел
к археологизму в воспроизведении античности. В дальнейшем он более
свободно, пластически решал сценич. пространство, строил террасы,
лестницы, к-рые давали возможность располагать большие группы актёров
(хоры, танцевальные ансамбли).
КАМБЕР (Cambert), Робер (ок. 1628 - февр. 1677) - французский
композитор. Музыке учился у Шамбоньера. С 1655 до своего отъезда в
Англию (1673) был органистом собора Сент-Оноре в Париже, одновременно (с
1666)-"сюринтендантом королевской музыки". Под впечатлением спектаклей
итал. труппы, приглашённой в Париж Мазарини, К. совм. с поэтом П.
Перреном сочинил "Пастораль в Исси" (1659) - первую франц. комедию на
музыке, успех к-рой помог её авторам добиться от короля разрешения
основать Академию музыки (см.). В день открытия Академии была исполнена
пастораль К. и Перрена "Помона" (1671), к-рая считается первой франц.
оперой. В том же году была пост. новая опера К. "Муки и радости любви"
на текст поэта Жильбера. После того как руководство Академией перешло в
руки Люлли, К. уехал в Лондон, где в 1674 основал по образцу парижской
Королевскую муз. академию, осуществив в ней пост. своей оперы "Ариадна,
или Свадьба Вакха" (соч. в Париже, 1661). Партитура последней оперы
К."Адонис" - не сохранилась.
Лит.; ? о ? g i ? ?., Les vrais createurs de l'opera francais. Perrin
et Cambert, P., 1881; Rolland R., Histoire de l'opera en Europe avant
Luily et Scarlatti, P., 1895; ? e s s i e г А., R. Cambert a Londres,
"La revue musicale", 1927, .No 2.
КАМБЕРЛЕНД (Cumberland), Ричард (1732- 1811) - англ. драматург.
Образование получил в Вестминстерской школе (Лондон) и колледже Троицы в
Кембриджском ун-те. Один из главных представителей сентиментализма в
англ. драме 18 в., К. придерживался радикально-демократич. взглядов и
осуждал несправедливости аристократич.-бурж. общества своего времени. В
предисловии к своей наиболее известной комедии "Индеец" (1771), с
большим успехом поставленной Гарриком, К. заявлял, что как писатель он
считает своей задачей защиту "тех, кто являются жертвами национальных
сословных и религиозных предрассудков". Эта же тенденция определила
содержание комедии К. "Еврей" (1794). Плодовитый драматург, К. однако
редко поднимался над уровнем посредственности и Шеридан осмеял его в
своей комедии "Критик", где К. выведен под именем Фретфула Плагиари. К.
оставил обширную "Автобиографию", интересную для характеристики нравов и
духовной атмосферы 2-й пол. 19 в.
Лит.: История английской литературы, т. 1, вып. 2, M., 1945. Д. А.
КАМБЙСИС (????????), Яннис [3(15).VI.1872- 23.??.1901] - греческий
поэт и драматург. В 1895 окончил юридич. ф-т Афинского ун-та. Первые
пьесы К. "Секрет брака" и "Комедия жизни" (изд. 1895) отмечены
натуралистич. тенденциями. В 1897 вышел сборник, состоящий из двух пьес:
"Мисс Анна Кукс-лей", относится к жанру психологич. драмы, пьеса "Курды"
(1903, т-р "Неа скини", Афины), одна из первых в новогреч. драматургии
реалистич. социальных драм, правдива отражает судьбу обездоленных людей.
Драма-сказка "Кольцо матери" (изд. 1898), по мотивам к-рой композитор М.
Каломирис написал одноим. оперу (1916), так же, как и одноактные пьесы
К. ("В облаках", "Восход" и др., изд. в 1899-1901), отразили влияние
символизма.
Лит.: ??????? Г., ??????????? ???-?? (1795-1920), ??????, 1953;
??????????-????????-???????;, ?????, 1955;
? e s s e 1 i n g D., Histoire de la litterature grecque moderne, P.,
1924. Д. С.
КАМБОДЖИЙСКИЙ ТЕАТР. В камбоджийских храмах сохранились надписи 7 в.
н. э., где упоминаются имена танцовщиц, певцов, музыкантов. Иск-ио танца
в Камбодже считалось священным; на барельефах храмов танцовщицы часто
изображались в виде небесных дев-апсар. Сохранились также настенные
изображения музыкантов и шутов-скоморохов. В совр. К. т. существуют три
гл. вида театр. представлений: камбоджийский Королевский балет (основная
форма театр. представлений), т-р теней и нар. т-р. Труппа Королевского
балета использует традиции ср.-век. балета Камбоджи периода Ангкора,
исчезнувшего вместе с ангкорской культурой в 15 в. и возродившегося лишь
век спустя в Сиаме (в течение последующих столетий назывался сиамским
балетом). Исполнителями этого балета в то время были представители
народности таи в нац. костюмах. Танцы сопровождались хоровым пением.
Тексты хоровых баллад исполнялись на тайском яз. В нач. 20 в. был введён
в употребление кхмерский язык. Основой сюжетов представлений
камбоджийского балета являются древние легенды и сказки (в т. ч.
сиамские и яванские). Популярен камбоджийский вариант инд. эпоса
"Рамаяна", камбоджийская сказка о принце Преах Санг, к-рый пожертвовал
красотой ради бедных и обездоленных и стал безобразным существом Нгос.
Известно ок. 30 традиц. сюжетов представлений. В последнее время
делаются попытки внести в танцы элементы современности.
Представление камбоджийского балета состоит из ряда отдельных
хореографич. эпизодов. В оркестре (пипхат) - 10 музыкантов
(исключительно мужчины), к-рые играют на нар. инструментах
(сралайдеревянная флейта высокого тембра, сампхо - барабан, помещаемый
на коленях, скортхомл - большой барабан, обтянутый буйволиной кожей,
ронеат- своеобразный ксилофон, ронеат тхунг - ксилофон с более низким
звучанием, ронеат дек - ксилофон с металлич. клавишами, конг тхом -
ударный инструмент, состоящий из шести бронзовых цимбал, по к-рым
ударяют деревянным молоточком, и др.). В пении хора, сопровождающего
танец, излагается сюжет сценки. Хор состоит из женщин, к-рые сидят на
циновках около оркестра. Во время оркестровых пауз солистка сообщает
содержание очередного отрывка. Хор в унисон повторяет во время действия
эту мелодию и слова. Одна из хористок отбивает ритм двумя палочками,
ударяя их друг о друга.
В Камбодже существует Королевская школа танца, куда принимают детей с
7-летнего возраста. Иск-ву танца обучают опытные танцовщицы
("кру-локкон"). Камбоджийские танцы традиционны. Каждый жест имеет
определённое символич. значение (открытая ладонь, четыре пальца,
прижатые друг к другу, и согнутый большой, касающийся основания
указательного,- означает торжество победы; тот же жест, но с отведённым
в сторону большим пальцем символизирует удивление, сосредоточенность или
молитву и т. д.). Осн. позиция камбоджийского танца - прямой корпус,
слегка откинутый назад, голова неподвижна, ноги согнуты, колени
разведены широко в стороны, ступни вывернуты наружу, пальцы ног изогнуты
вверх, ладонь загнута под прямым углом к руке, а рука резко переломлена
в локте. На этой позиции основаны все позы и движения танца Камбоджи.
Строгим правилам подчинено сценич. движение. Оно редко проходит по
прямой линии. Танцовщицы движутся с согнутыми коленями, вывернутыми
ступнями, в то время как руки, находясь в основной позиции, движутся
вперёд и назад, как при ходьбе. Длина шага определяется длиной ступни:
пятка приставляется к носку. Все роли исполняются женщинами. В труппе
есть только 2 танцовщика-мужчины, исполняющие роли демонов, шутов и
зверей. Костюмы яркие и живописные. Каждый герой спектакля носит
определённую маску (Брахма появляется в жёлтой маске с 4 лицами, Индра -
в зелёной маске, Лакшмана - в золотой и т. д.). Женские роли исполняются
без масок, лицо покрывается густым белым гримом, на к-ром выделяются
ярко наведённые кармином губы и чёрные бровд. Камбоджийский королевский
балет является придворной труппой. Выступления для широкого зрителя
организуются обычно по праздникам. Во многих городах Камбоджи
создавались труппы, подражавшие Королевскому балету, но они не
сохранились. Балет Камбоджи гастролировал во Франции (1908), в КНР и
Югославии (1950). Среди лучших танцовщиц - Нам Сой Санхвеум (в наст.
время ведёт педагогич. деятельность).
Т-р теней (Нанг сбек) обычно даёт свои представления в пагодах во
время религиозных праздников.
Фигуры кукол изготовляются из оленьей кожи, подвергнутой специальной
обработке. Эти прозрачные фигуры, выкрашенные в красный или зелёный
цвет, отбрасывают на экран цветные тени. Куклы изображают воинов, героев
(на фоне пейзажа), рисунок их строго традиционен. Фигуры закрепляются на
двух высоких шестах, с помощью к-рых их передвигают перед экраном.
Сюжуты спектаклей теневого т-ра берутся из Рамаяны. Движение теней
сопровождается рассказом актёра, находящегося за экраном.
Большой популярностью в Камбодже пользуется представления нар. т-ра.
Они разыгрываются бродячими труппами, состоящими обычно из двух
исполнителей, без костюмов и декораций. Представления состоят из
коротких сценок, родственных ср.-век. европ. фарсу. Они строятся на
импровизации, остроумном диалоге. Исполнители прибегают к шаржу,
буффонаде. Большое место в спектакле отводится пению. Наряду с фарсами
ставятся легенды и сказки, в к-рых действуют принцессы, переодетые
принцы, волшебники и великаны. Фантастика и героика перемежаются с
грубоватыми комедийными эпизодами. Для камбоджийской драмы характерна
идея "кармы" - действительная жизнь человека трактуется как результат
поступков в его прошлых воплощениях. Во мн. городах существуют
постоянные труппы нар. т-ра (т-ры в Пном-Пене, Сием-Реапе и т. д.).
Спектакли, дающие-/ ся в больших павильонах, собирают много зрителе".
В нач. 50-х гг. в Пном-Пене была предпринята попытка создать совр.
т-р. Был создан Новый т/р, в к-ром играли любители. Здесь ставились
вольные импровизации на темы пьес Шекспира, Расина,/Кор-неля и ссгвр.
зап. драматургов. Спектакли давались и в окрестных деревнях, где в
качестве сценич. площадки использовался кузов грузовика. Особой
популярностью пользовалось короткое (30 мин.) представление на тему
"Венецианского купца". Т-р просуществовал недолго. После получения
Камбоджей независимости Министерство образования создало в конц 1955
Гос. драм. т-р. В труппу т-ра были привлечены преподаватели средних
школ, проявившие себя в кружках самодеятельности. Т-р ставит своей целью
создание совр. нац. драмы. В нём идут пьесы, рассказывающие о жизни
студентов, работников иск-ва, о борьбе против коррупции, о принципах
мирного сосуществования. Пьесы пишут работники т-ра. Для поощрения
развития драматургии правительством учреждена спец. премия в ежегодном
лит. конкурсе им. Суттанкак Притьхеа Иун. В 1958 её получил молодой
драматург Менг Срун за пьесу "Ошибки века".
Лит.: Крыжицкий Г., Экзотический театр. Л.. 1927; Т h i о u n n. Les
danses cambodgiennes, Phnom-Penh б. Д. Сед.
КАМБОН (Cambon), Шарль Антуан (1802-20.У. 1875) - французский
живописец и театральный декоратор. Работал вместе с худ. К. Сисери, А.
Филаст-ром, преим. в муз. т-рах, специализируясь в области архитектурных
декораций. Деятельность К. в т-ре "Опера" (Париж) совпала с работой в
этом т-ре коми. Обера, Адана, Тома. Создал пышные, парадные декорации к
первым пост. опер "Густав III" (1833), "Озеро фей" (1839), "Блудный сын"
(1850) Обера, "Африканка" Мейербера (1865), балетов "Гризельда" (1848),
"Корсар" (1856) Адана. В 1846 переехал в Барселону, где работал в "Гран
театро дель Лисео"; подготовил декорации (совм. с Филастром) к опере
"Анна Болейн" Доницетти (1847) и др., осуществляя принципы ро-мантич.
направления в декорац. иск-ве. Вернувшись в Париж, К. открыл студию
декорац. иск-ва, в к-рой учились известные франц. и исп. театр.
художники 1-пол. 19 в.
КАМБУРОВ, Асен (1899-1958) - болгарский актёр. Засл. арт. НРБ. Учился
в театр. школе при Нар. т-ре в Софии (ныне т-р им. И. Вазова),
впоследствии актёр этого т-ра. Играл гл.обр. комедийные роли, отличался
склонностью к буффонаде и иронии.
Роли: Тартюф; Едрю ("Борена" Исакова), Благой ("Д-р философии"
Нушича), Счастливцев (Лес"), Бобчинский ("Ревизор"), Жевакин
("Женитьба"); Рачко ("Под игом" Вазова), Стойко ("Молодо-зелено"
Цсрновского), Фабиан ("Двенадцатая ночь" Шекспира) и др.
Лит.: "Театър", 1959, кн. 2, с. 86. Cm. К.
КАМЕННООСТРОВСКИЙ ТЕАТР в Петер б у р г е. Деревянное здание К. т.
было сооружено в 1827 арх. С. Л. Шустовым (в 1844 капитально перестроено
А. К. Кавосом) на Каменном о-ве, где находилась летняя резиденция царя;
здесь же строила дачи петерб. знать. Открытие т-ра состоялось 1 июля
1827 комедией-водевилем "Казак-стихютворец" Шаховского. Спектакли
устраивались летом. Здесь шли водевили, лёгкие комедии, балеты,/позже -
драмы, оперы. В К. т. выступали крупяейшие артисты императорских т-ров.
В нач. 90-х гг. здание т-ра было превращено в склад для театр.
декораций.
В сов. время, когда на территории Каменного острова был создан летний
Центр, парк культуры и отдыха (1932), т-р был заново перестроен, в наст.
время - это летний т-р парка.
Лит.: Пушкарёв И., Описание Санктпетербурга и уездных городов С.
Петербургской губернии, ч. 3-4, СПБ, 1841, с. 123- -i2\ Кубанский Г.,
Первый сезон, "Рабочий и театр", 1933, .No 22. Ю. Д. "КАМЕННЫЙ ГОСТЬ" -
см. "Маленькие трагедии" А. С. Пушкина.
"КАМЕННЫЙ ГОСТЬ" - опера А. С. Даргомыжского на текст А. С. Пушкина.
Начата в 1866, завершена Ц. А. Кюи в 1870, инструментована Н. А.
Римским-Корсаковым в 1870 (вновь инструментована в 1902). Пост. 16 февр.
1872, Мариинский т-р (дирижёр Направник; Дон Жуан - Комис-саржевский,
донна Анна - Платонова, Лаура - Ильина, дон Карлос - Мельников,
Лепорелло - О. Петров). В новой оркестровой ред. Римского-Корсакова
пост. 19 дек. 1906, Большой т-р (дирижёр Сук, реж. Михайлов; Дон Жуан -
Боначич, донна Анна - Хренникова, Лаура - Азерская, дон Карлос -
Грызунов, Лепорелло - Лос-ский). 27 янв. 1917 - нов. пост. в Мариинском
т-ре (дирижёр Малько, реи". Мейерхольд, худ. Головин; Дон Жуан -
Алчевский, донна Анна - Черкасская, Лаура - Павли-нова, дон Карлос -
Тартаков, Лепорелло - Шаронов).
В 1925 пост. в Оперной студии Ленингр. консерватории. В 1936 - в
концертном исполнении артистами Всесоюзного радио. В 1959 - в концертном
исполнении. Москва (дирижёр Хайкин; Дон Жуан - Масленников, донна Анна -
Вишневская, Лаура - Архипова, Лепорелло - Абрамов, дон Карлос -
Киселёв).
За рубежом: Зальцбург (1928, на рус. яз.), Прага (1935). Издания: "К.
г.", СПБ, Бессель, [1871]; новое изд. в инструментовке Н. А.
Римского-Корсакова, СПБ, Бессель, [1906] и М., Музгиз, 1029. ' Я. Гр
КАМЕННЫЙ ТЕАТР (Большой театр)- первое постоянное театральное здание
в Петербурге. Строительство закончено в 1783 (арх. Тишбейн, Де-денёв).
Т-р вмещал ок. 2 тыс. зрителей, имел 3 яруса. В 1802-04 здание
перестраивалось (под рук. арх. Тома де Томона). В 1836 т-р был
перестроен вторично арх. А. К. Кавосом (имел 5 ярусов); сцена
переоборудована А. Роллером. В т-ре ставились оперы, балеты и драм.
спектакли. Здесь были впервые пост. оперы "Жизнь за царя" (1836,
открытие т-ра) и "Руслан и Людмила" (1842) Глинки. Выступали балерины М.
Тальони, Ф. Эльслер, А. И. Истомина и др. В 1889-90 здание было передано
Рус. муз. об-ву для перестройки (завершена в 1896) под консерваторию.
Лит.: Пушкарёв Ив., Описание Санктпетербурга и уездных городов С.
Петербургской губернии, ч. 3- 4, СПБ, 1841, с. 119-120; Гернгросс
(Всеволод с к и и) В., Театральные здания в Санкт-Петербурге в XVIII
столетии, "Старые годы", 1910, февраль - март;
Д а н и л о в С. С., Постоянные публичные театры в Петербурге в XIX
веке, в кн.; О театре. Сб. статей, [вып. З], Л." 1929, с. 157-158. Ю Д
"КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК"-!) балет А. Г. Фридлен-дера, либретто И. Келлера
(по сказам П. Бажова). Пост. 1944 в Свердловском т-ре оперы и балета
(1-я ред.; 1947, там же, 2-я ред., балетм. К. Муллер, худ. В. Людмилин,
дирижёр Э. Уграсовицкий; Хозяйка Медной гоюы - М. Лод-зинская, Данила -
Орешкевич, Катерина - Кузмичёва) и в т-рах оперы и балета: Пермь (1948),
Донецк (1960), Львов (1961). 2) См. ст. "CIIOJ о камс-ино цветке". Юр.