<< Пред.           стр. 356 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 Б.
  КАМЕНСКИЙ, Василий Васильевич (18.IV.1884- 11.XI.1961) - русский
 советский поэт и драматург. Лит. деятельность начал в 1904. В 1909 стал
 одним из организаторов группы кубофутуристов ("будет-лян") в,Петербурге.
 В 1913-14 вместе с Маяковским и Д. Бурлюком ездил по городам России,
 выступая с чтением стихов, лекциями и докладами. Противопоставляя
 капиталистич. городу крестьянскую народную стихию, К. обращается к
 мотивам фольклора, к образу Степана Разина. В 1916 он пишет роман, а
 затем пьесу "Стенька Разин" (1918, т-р им. Комиссаржевской, Москва;
 1919, Киев, пост. Марджанова; 1924, т-р Революции, Москва). В этом
 "коллективном представлении", условном по форме, крестьянское восстание
 показано как разгул стихийной нар. мести и бунтарской удали, а самому
 Разину придан облик фольк-лорно-песенного героя. В пьесе сказались
 словотворческие эксперименты К., его приверженность к пёстрой словесной
 орнаментации. Стремясь сблизить образ Разина с современностью, К.
 завершает пьесу рево-люц. торжеством на месте его казни. Излюбленная К.
 тема крестьянского восстания нашла развитие в поэме "Емельян Пугачёв"
 (1931) и либретто одноим. оперы Коваля (1942, Ленингр. театр оперы и
 балета им. Кирова). К. написал также пьесу "Пушкин и Дантес" (1926,
 Ленингр. академич. т-р драмы) инеск. агитпьес, связанных с темами
 коллективизации и индустриализации ("Паровозная обедня" и др.),
 используя в них песни, прибаутки и т. п.
  Соч.: Книга о Евреинове, Пг., 1917; Сборник пьес, М., 1925; Путь
 энтузиаста [Воспоминания], М., 1931;
  Юность Маяковского, [Тифлис], 1931. Б. Рос., Юр. О,
  КАМЕНСКИЙ, Василий Филиппович [р. 28.XII. 1896 (9.1.1897)] - русский
 советский театральный художник. Засл. деят. иск-в У дм. АССР (1956). Чл.
 Ком-мунистич. партии с 1944. В 1915 окончил Художеств. школу в Казани.
 Здесь же в 1918 начал деятельность театр. художника. Затем работал в
 т-рах Чимкента (1925-31), Бирска (Башкирия, 1932-37), Йошкар-Олы,
 Тобольска и др. городов. В 1946-56 - гл. художник Сарапульского драм.
 т-ра.
  Спектакли: "Вишнёвый сад" (Фрунзе, 1922), "Любовь Яровая" (Чимкент,
 1929), "Егор Булычев и другие" (Вязьма, 1934); "Салика" Николаева
 (Йошкар-Ола, 1937), "Женитьба Фигаро" (Тобольск, 1941); "Иркутская
 история" Арбузова (Глазов, 1961); в Сарапульском т-рс: "Сердце не
 камень" Островского (1953), "Раки" Михалкова (1953), "На бойком месте"
 (1954), "Дядя Ваня" (1955); "Дон Сезар де Базан" Дюмануара и Деннсри
 (1956), "Заводские ребята" Шура (1959), "Весенний гром" Д. Зорина и
 "Девушка с веснушками" Успенского (1961) и др. А, Ив.
  КАМЕНСКИЙ, Каменьский (Kamienski), Мацей (13. X. 1734-25.1.1821) -
 польский композитор. По происхождению словак. Муз. образование получил в
 Вене. С 1760 преподавал фп. и пение в Варшаве. Начал композиторскую
 деятельность в 1778, написав первую польскую оперу "Осчастливленная
 бедность" на либр. Ф. Богомольна (Нац. т-р, Варшава), имевшую большой
 успех. Вторая опера К.- "Зоська, или Сельские развлечения" на либр. С.
 Шиманьского (1779, Нац. т-р, Варшава) имела ещё больший успех и
 выдержала подряд 76 представлений. Эта опера насыщена нар. мелодиями и
 ритмами, колоритными комич. ариями. К. написал также пасторальную оперу
 "Добродетельная простота" (1779, Варшава), оперы "Установленная
 традиция" (1780, там же), "Крестьянский бал, или Ка-ся с Ганкой на
 выданьи" (1795, там же), две оперы на нем. либр. "Султан Вампун" и
 "Антони и Антося" (не были пост.). Оперы К. окрашены славянским нац.
 колоритом, особенно в лирич. эпизодах. Партии этих опер отличаются
 богатством мелодич. рисунка и орнаментики, сложны для исполнения. В
 оперном творчестве К. сказалось влияние итал. оперной школы (увертюра к
 "Осчастливленной бедности"). На творч. опыт К. опирались в дальнейшем Я.
 Стефани, К. Кур-пиньский, Ю. Эльснер.
  Лит.: Karasowski M., Rys historyczny opery polskiej, Wars7., 1859. Л.
 Коз.
  KAMEPATA (итал. Camerata fiorentina, букв.- флорентийская корпорация)
 - содружество поэтов и музыкантов во Флоренции, возникшее ок. 1580.
 Организаторами её были просвещённые флорентийские меценаты Дж. Барди и
 Я. Кореи. В К. входили поэты О. Ринуччини, Г. Кьябрера, певцы и
 композиторы Я. Пери и Дж. Каччини, музыканты В. Галилей, П. Строцци, Дж.
 Меи и др. Здесь были созданы первые оперные произв. Участники К.,
 воспитанные на идеях Возрождения, стремились возродить античную
 трагедию, для чего добивались синтеза поэзии и музыки. Эстетич.
 воззрения К. нашли отражение в "Диалоге о старинной и современной
 музыке" Галилея (1581) и в предисловии к сборнику одноголосных
 мадригалов Каччини "Нуове музике" (1602), противопоставлявших новый
 "выразительный стиль" (монодию с гармо-нич. сопровождением)
 господствовавшей ранее полифонии. Произв. нового муз. стиля легли в
 основу первых опер - "драматич. мелодий" "Жалоба Уголино" (на текст
 Данте), "Плач Иеремии" Галилея, "Мадригалов" Каччини (на тексты сонетов
 и канцон итал. поэтов). Возникновению первых оперных произв.
 предшествовало исполнение во Флоренции (и в др. городах Италии) в
 1579-89 театрализованных мадригалов, интермедий, представлявших собой
 пасторали на античные сюжеты с музыкой (музыку сочиняли Л. Ма-ренцио, К.
 Мальвецци, Дж. Каччини, Э. де Кавалье-ри, П. Строцци и др.). Первая
 флорентийская опера "Дафна" (текст Ринуччини, музыка Пери) написана и
 пост. в доме Кореи (1594), музыка её не сохранилась. Вторая опера
 Ринуччини и Пери "Эвридика" была представлена впервые в 1600 во
 Флоренции (в палаццо Питти) во время празднеств по случаю бракосочетания
 Марии Медичи и франц. /короля Генриха IV. Опера шла в сопровождении
 инструмент, ансамбля. Партию Орфея исполнял Пери,/ Эвридики - В.
 Ар-килеи, известная колоратурная/певица. В спектакле принимали участие
 также теноры Ф. Рази (Аминта) и А. Бранди (Арчетро), бас М. Цалантротти
 (Плутон). Опера не имела увертюры и открывалась фанфарами, за к-рыми
 следовал Пролог, повествовавший о теме спектакля. В трактовке хоров (с
 корифеями) и введении в действие наперсников \и вестников видно
 стремление приблизиться к античной трагедии. Третья опера - "Похищение
 Кефала"-была написана Дж. Каччини и Г. Кьябрера (1600).
  Лит.: Valle N., Origini del melodramma, Roma, 1936; Martin H., La
 "Camerata" du Comte Bardi et la musique fiorentine du xyi siede, "Revuc
 de musicologie", 1932, ј42-44,1933, ј 46-47; Роллан Р., Опера в XVII в.
 в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., М 1931. Св. Г. КАМЕРНАЯ ОПЕРА
 - см. Опера. КАМЕРНАЯ СЦЕНА - см. "Каммершпиле". КАМЕРНЙЦКИЙ, Дмитрий
 Владимирович [р.1(13). X. 1897] - русский советский режиссёр, певец
 (бас) и педагог. Засл. арт. РСФСР (1940). В 1918-22 обучался пению в
 Моск. консерватории. В 1919-25 К.- актёр муз. студии МХТ, исполнял осн.
 роли комедийного репертуара: Лариводьер ("Дочь мадам Анго" Лекока), дон
 Андреас ("Перикола" Оффенбаха) и др. С 1926 К.- актёр и режиссёр Муз.
 т-ра им. Немиро-вича-Данченко (с 1941-Муз. т-р им. Станиславского и
 Немировича-Данченко). Роли: Нонанкур ("Соломенная шляпка" Дунаевского),
 Астрик ("Корневильские колокола" Планкета) и др. Участвовал в пост. опер
 "Чио Чио-сан"; "Семья" Ходжи-Эйнатова, "Сказка о чудо-птице" Магиденко,
 оперетты "Корневильские колокола" и др. Ставил спектакли в Ленинграде,
 Куйбышеве, Казани и др. городах. В 1940-41 К.- худ. рук. Т-ра оперы и
 балета в Душанбе, в 1943-46- гл. реж. Белорус. т-ра муз. комедии. В
 1952-62 К. вёл оперный класс в Муз. ин-те им. Гнесиных в Москве.
  Лит.: МарковП.А., Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в музыкальном
 театре, М., 1960. А Цв
  КАМЕРНЫЙ ТЕАТР (Государственный Московский Камерный театр) - русский
 советский театр. Открылся 12 дек. 1914 спектаклем "Са-кунтала" Калидасы.
 Основатель и руководитель А. Я. Таиров; им пост. все осн. спектакли
 т-ра. Объявляя войну мещанству, К. т. противопоставлял свою творческую
 программу как натуралистич., так и условно-эстетич. т-ру, связанному с
 символизмом. Однако в своей практике К. т. оказывался замкнутым в узких
 пределах исканий "чистой театральности", характерных для модернистских
 течений в иск-ве предреволюц. лет. Это сказалось в постановке
 эстетизированной мистерии "Сакунтала", изысканных пантомимных
 представлениях - "Духов день в Толедо" Кузмина (1915) и "Покрывало
 Пьеретты" Шницлера (1916), прихотливой стилизации античного мифа -
 "Фамира Кифаред" Анненского (1916), в спектакле "Саломея" Уайльда
 (1917). Борьба т-ра "...против мещанства в жизни, - писал позднее
 Таиров,- сузилась до борьбы против мещанства лишь на театре...
 Сценическую площадку мы стали рассматривать как "мир в себе"...
 Кризис... вероятно, затянулся бы надолго, а быть может, и привел бы к
 катастрофе, если бы не Великая Октябрьская социадиетическая революция.
 Революция вызвала гигантскую переоценку всех ценностей" ("По-новому о
 новом", в сб.: "Советский театр и современность", 1947, с. 154- 155).
 Процесс перестройки т-ра протекал медленно, в творческом опыте К. т.
 постепенно формировалось то новое, что сближало т-р с революц.
 действительностью. Впервые годы после революции К. т. продолжал считать,
 что сценич. эмоция "...должна брать своисокине из подлинной жизни..., а
 из сотворённой жизни того сценического образа, который из волшебной
 страны фантазии вызывает актёр к его творческому бытию" (Таиров А. Я.,
 Записки режиссёра, [М.], 1921, с. 75). Это определило и характер
 репертуара т-ра, далёкого от современности, и его сценич. воплощение,
 основанное на поисках особых "чистых" театр. эмоций. Из спектаклей,
 пост. т-ром в 1917-20 ("Король-Арлекин" Лотара, "Ящик с игрушками"
 пантомима Дебюсси, "Обмен" и "Благовещение" Клоделя, "Адриенна Лекуврер"
 Скриба и Легуве, "Принцесса Брамбилла" по Гофману и др.), только
 спектакль "Адриенна Лекуврер" (1919), в к-ром
  А. Г. Коонен создала проникнутый правдой живого чувства
 лирико-трагедийный образ Адриенны, надолго сохранился в репертуаре т-ра.
 Художеств. программа К. т. с момента его основания* была программой
 син-тетич. т-ра. В его репертуаре героика высокой трагедии сочеталась с
 буффонадой в обозрениях и опереттах. А. В. Луначарский, характеризуя
 путь развития К. т., говорил, что этот т-р "...вероятно, будет, в
 отношении к слагающемуся быту, гораздо более абстрактным, но зато
 абстракцию он будет наполнять живым, подлинным сценическим искусством"
 (сб. "Камерный театр", 1934, с. 43). Это живое, подлинное сценич.
 иск-во, связанное с передачей актёром (гл. обр. Коонен) глубокого
 человеческого чувства, с наибольшей полнотой проявилось в трагедийных
 спектаклях - "Федра" (1921, худ. Веснин; Федра - Коонен, Тесей -
 Эг-герт, Ипполит - Церетелли), "Косматая обезьяна", "Любовь под вязами"
 (1926, Эбби - Коонен, Кабот - Фенин, Питер - Ценин) и "Негр" Ю. О'Нила
 (1929, худ. бр. В. и Г. Стенберг; Элла Доу-ней - Коонен, Джим Гаррис -
 Александров, Микки - Чаплыгин). В пост. пьес О'Нила намечалось
 конкретно-социальное осмысление темы, осложнённое, однако,
 экспрессионистскими мотивами. Т. о., в 20-е гг. деятельность К. т.
 отличалась чрезвычайной пестротой и в то же время в ней проявилось
 стремление к преодолению эстетич. замкнутости. В спектаклях т-ра
 футуристич. влияние причудливо переплеталось с гофмановской фантастикой
 ("Синьор Формика" по Гофману, 1922, худ. Якулов) и эксцентрикой оперетты
 ("Жирофле-Жирофля", Лекока, 1922, худ. Якулов). Жанр спектакля-обозрения
 утверждается в постановке "Кукироль" Антокольского, Масса, Глобы и Зака
 (1925). В дальнейшем приёмы оперетты и обозрения соединяются в социально
 заострённом спектакле "Опера нищих" Брехта и Вей-ля - первый опыт
 воплощения драматургии Брехта па сов. сцене (1930, худ. бр. Стенберг;
  Пнчем - Фенин, Полли - Назарова, Мак - Хмельницкий, Браун - Аркадии).
 Отвлечённость конструктивистских форм ("Человек, который был Четвергом"
 но Честертону, 1923, худ. Веснин) теряет свою самоценность, наполняется
 обличит, антибурж. смыслом в постановке "Машиналь" Тредуэлл (1933, худ.
 Рындин; Эллен - Коонен, Джон - Ценин).
  Пост. произв. сов. драматургии на сцене К. т. вначале не были удачны
 ("Наталия Тарпова" Семёнова, 1929;
  "Линия огня" Никитина, 1931). Искания т-ра в области пост. произв.
 сов. драматургии получили блестящее завершение в спектакле
 "Оптимистическая трагедия" (1933, худ. Рындин; Комиссар-Коонен,
 Алексей-Жаров, Вожак - Ценин, Командир - Яниковский). Ро-мантич. героика
 пьесы глубоко и последовательно была воплощена в спектакле,
 представлявшем собой яркий пример новаторского переосмысления
 трагедийного жанра, насыщения его новым, революц. содержанием. Героич.
 мотивы, родственные духу революц. романтики Вишневского, вновь
 прозвучавшие в спектаклях "Алькасар" (1936) и "Честь" Мдивани (1938),
 оказались сниженными в "Думе о Британке" Ю. Яновского (1937). Внутренней
 противоречивостью, определявшейся произвольным сочетанием лит.
 первоисточников, была отмечена театральная композиция "Египетские ночи"
 (1934), состоявшая из фрагментов одноим. произв. Пушкина, "Цезаря и
 Клеопатры" Шоу и "Антония и Клеопатры" Шекспира. В те же годы пост. один
 из лучших спектаклей- "Мадам Бовари" (по одноим. роману Флобера), в
 к-ром на первый план была выдвинута тема гибели человека в чуждой ему
 меркантильно-буржуазной среде (1940, худ. Коваленко и Кривошеий; Эмма -
 Коонен). На творческой жизни К. т. тяжело отразилась несправедливо
 резкая оценка, к-рую в условиях культа личности Сталина вызвала
 осуществленная Таировым в 1936 постановка оперы-фарса на муз. Бородина
 "Богатыри" (либретто Д. Бедного, переработка одноим. либретто драматурга
 19 в. В. А. Крылова). Недостатки спектакля были расценены как выражение
 чуждых политич. тенденций, что было связано с характеристикой К. т. как
 т-ра "действительно буржуазного", данной Сталиным еще в 1929.
 Подкрепляемая ссылкой лишь на неудачи К. т. ("Заговор равных" Левидова,
 1927, "Багровый остров" Булгакова, 1928) подобная характеристика по
 существу зачёркивала путь, пройденный т-ром в сов. годы, искажала
 перспективу его развития. В 1938 была предпринята попытка слияния К. т.
 с коллективом Реа-листич. т-ра, руководимого Н. П. Охлопковым. Однако в
 силу различия творческих принципов, после единственной постановки,
 осуществлённой на сцене К. т. ("Кочубей" Первенцева, 1938), Охлопков в
 1939 вместе с группой актёров ушёл из К. т. В годы Отечеств. войны т-р
 продолжил свои искания в области создания героико-романтич. спектакля
 ["Небо Москвы" Мдивани, 1942; "Пока не остановится сердце" Паустовского,
 1943 (Мартынова - Коонен); "У стен Ленинграда" Вс. Вишневского, 1944] и
 в области спектакля-обозрения, включающего приёмы оперетты ("Раскинулось
 море широкое Вишневского, Крона и Азарова, 1943). Своеобразное
 толкование получили на сцене К. т. "Чайка", пост. "в сукнах" в стиле
 спектакля-концерта (1940, реж.Таиров и Л. Лукьянов), и "Без вины
 виноватые" (1944), раскрывавшие тему трагедии художника в бурж. обществе
 (в ролях Нины Заречной и Отрадиной-Кручининой - Коонен). Стремлением к
 углублению иск-ва, более тесному сближению с современностью, тонкому и
 разностороннему раскрытию психологич. сущности образа отмечены лучшие
 послевоен. спектакли т-ра: "Верные сердца" Берггольц и Макагоненко
 (1945, сценич. композиция Таирова, реж.-постановщик Н. Сухоцкая), "Жизнь
 в цитадели" Якобсона (1947), "Ветер с юга" Грина (1948, реж. Таиров и Л.
 Лукьянов). Гуманизмом были проникнуты спектакли К. т. "Он пришёл"
 Пристли (1945) и в особенности "Старик" Горького (1946, в ролях Гуля и
 Старика - П. Гайде-буров; реж. обоих спектаклей Таиров и Лукьянов). В
 1950 К. т. был закрыт; труппа т-ра в значит. своей части вошла во вновь
 организованный Т-р им. Пушкина.
  Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958
 (статьи: "Из московских впечатлений", ""Федра" в Камерном театре", "К
 десятилетию Камерного театра", ""Косматая обезьяна" в Камерном театре",
 "Из театральных исканий", "О театральной критике" - раздел
 Дореволюционные театры футуристическою уклона): Марков П., Новейшие
 театральные течения, М., 1924, с. 37-39; А п у ш к и н Я., Камерный
 театр. М.-Л., 1927; Камерный театр. Статьи, заметки, воспоминания, М.,
 19341 Державин К., Книга о Камерном театре. 1914-1934, Л., 1934?
 Камерный театр его художники. 1914-1934, М., 134; Очерки историй
 русского советского драматического театра, т. 2-3, M., 1960-61 (главы
 "Московские театры"). J. Рос.
  КАМЕРЫ РИТОРОВ (rederijkkamers, или rederijkerskamers) - общества
 любителей литературы и театра в средневековых Нидерландах. Первые К. р.
 возникли в 14 в. во Фландрии; во 2-й пол. 15 в. распространились в
 Голландии. К. р. представляли собой своеобразные объединения цехового
 типа, ставившие целью сочинение стихов и пьес и их исполнение во время
 праздников и официальных торжеств. Каждая К. р. дмела своё название,
 герб, девиз и избирала руководителя - "принца", обычно из числа наиболее
 знатных членов. К концу 15 в. насчитывалось св. 300 К. р. Наиболее
 известными были "Дикая роза" в Амстердаме, "Роза" в Лувене, "Фонтан" в
 Генте, "Альфа и Омега" в Ипре и др. С 15 в. проводились т. н/
 "ланд-ювелы" (голл. land-juwelen, букв.- сокровища страны) - публичные
 турниры, на к-рых К. р. состязались в чтении стихов, ставили фарсы (т.
 н. "эсбатементы", голл. esbatements), мистерии, миракли, моралите
 (турниры в Антверпене - 1496 и 1561, Генте - 1539, и др.). После
 турниров стихи и пьесы, созданные К. р., часто печатались в спец.
 сборниках, напр. "Игры ума" (Гент, 1569), "Увеселительный сад риторов"
 (Лейден, 1596), "Праздник риторов" (Амстердам, 1624). С усилением
 Реформации К. р. вызвали недовольство, а затем и репрессии со стороны
 церкви, т. к. их выступления часто отличались антиклерикальной
 направленностью. В 1560 К. р. было запрещено обращаться к религиозной
 тематике, на их спектакли ввели цензуру. Многие К. р. были распущены или
 видоизменились, приняв форму поэ-тич. кружков. К 1700 большинство К. р.
 исчезло, оставшиеся утратили связь с нар. творчеством. Деятельность К.
 р. возобновляется в сер. 19 в. в связи с оживлением толл. драматургии
 (за 20 лет вновь организовано ок. 200 об-в). В совр. голл. т-рах
 ставятся спектакли из репертуара ср.-век. К. р. - миракль "Марикен из
 Неймегена", моралите "Каждый" и др.; проявляется интерес к творчеству
 писателей - членов ср.-век. К. р. (А. Бейнс, А. де Ровере, Ян ван ден
 Дале, В. ван Хехт и др.).
  Лит.: Schotel G. D. J., Geschiedenis der rederijkers in Nederland, dl
 1-2, Amst., 1863, lh71; D u v s e Pr. van, Derederijkkamers in
 Nederland, dl 1-2, [s. l.], 1900-02. 5л.О.
  КАМЙЛОВ, Уста-Алим (1875-1953) - узбекский советский музыкант,
 хореограф. Нар. арт. Узб. ССР (1937). Герой Труда (1932). Род. в семье
 бедного ремесленника. Работая подмастерьем, учился игре на дойре у
 знаменитой дойристки Саломат-хола. В 15 лет К. стал известным музыкантом
 - исполнителем танцевальных усулей. К. не только аккомпанировал танцам
 на дойре, но и обучал им исполнителей. После революции принимал участие
 в организации кружков самодеятельности, муз.-драм. трупп, выступал на
 революционных митингах, собраниях, в составе агит-трупп Красной Армии (в
 1926 - артист Узб. этногра-фич. труппы, с 1929 - Узб.
 музыкально-драматич. т-ра, с 1939 - Узб. т-ра оперы и балета им. Навои).
 Учениками К. были мн. музыканты и все ведущие танцовщицы Узбекистана -
 Тамара Ханум, М. Тур-гунбаева, Г. Измайлова, Р. Каримова и др. В
 содружестве с Тамарой Ханум, М. Тургунбаевой К. поставил много танцев,
 танц. сюит для муз. драм и опер, в т. ч. "Шелкопряд" (1935), "Пахта"
 (1935), танцы в муз. драмах "Фархад и Ширин" (1937) и "Гульсара" (1937).
 Л. Ав.
  КАМЙНКА, Эммануил Исаакович (р.28. IV. 1902)- русский советский
 артист. Мастер художеств. слова. Засл. арт. РСФСР (1948). Учился в
 Студии при т-ре H. H. Синельникова в Харькове. С 1920 работал как драм.
 актёр (1-й Гос. академич. т-р драмы в Харькове, б. т-р Корша в Москве).
 Выступал на эстраде с чтением фельетонов, юморесок, рассказов. В 1930,
 оставив театр. стал актёром-чтецом. Среди первых работ К.:
  "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"
 Гоголя, "Вечер советской сатиры (фельетоны Кольцова, Зорича, Рыклина). В
 дальнейшем в репертуар К. вошли произв. А. П. Чехова, Марка Твена, Шолом
 Алейхема, Л. H. Толстого, Пушкина, Салтыкова-Щедрина; сов. писателей -
 H. С. Тихонова, Б. А. Лавренёва, К. Г. Паустовского и др. Замочат,

<< Пред.           стр. 356 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу