<< Пред. стр. 367 (из 913) След. >>
КАСАТКИНА, Людмила Ивановна (р. 15. V. 1925) - русская советскаяактриса. Засл. арт. РСФСР (1956). С 1947, после окончания ГИТИСа (класс
И. М. Раевского и Г. Г. Конского), работает в ЦТСА. К. создала поэтич.
образы свэих современниц.
Обаянием, жизнерадостностью, непосредственностью, лиризмом отличается
исполнение К. комедийных ролей. С 1955 К. снимается в кино
("Укротительница тигров" и др.).
Роли: Поля, Галя ("Совесть" и "Весенний поток" Чепу-рина), Марина
("Стрекоза" Бараташвили), Люся ("До новых встреч" Гладкова), Клава
("Любка-Любовь" Да-новской), Анечка ("Океан" Штейна) и др. Среди лучших
ролей К.: Марья Антоновна ("Ревизор"), Марфинька ("Обрыв" по Гончарову),
Катарина ("Укрощение строптивой") и др.
Лит.: Баталов А., Л. Касаткина - Галя, "Театр", 1954, ј 3; Навроцкая
В., С м о л я н с к а я Е., Л. Касаткина, "Советский экран", М., 1957, ј
7; И в а н о-в а Т., Л. Касаткина, "Театр", 1908, Д'" 1, с. 134-37. С.
Г.
КАСЕРО-И-БАРРАНКО (Casero y Barranco), Ан-тонио (1874-1936) -
испанский журналист, поэт и драматург, автор многочисленных пьес (гл.
обр. сайнете, пасос и т. п.), в к-рых он с большой любовью запечатлел
быт и нравы простых людей Мадрида. Первые его пьесы - "1900 год" и
"Официальный список". Среди сайнете наиболее известны: "Бездельники",
"Популярная музыка", "Люди из народа", "Весёлые люди", "Любовь Пела",
"Процессия тела господня", "Дела малышей", "Будущее ребёнка" и др.
КАСИМОВ, Сулайман (р. янв. 1909) - узбекский советский актёр. Нар.
арт. Узб. ССР (1944). С 1928, работая педагогом в Маргелане, принимал
участие в спектаклях самодеятельного кружка. В 1930 вступил в труппу
Маргеланского (впоследствии Ферганского) т-ра, работал там как актёр,
режиссёр (с 1943 был гл. режиссёром этого т-ра). Герои К.-страстные,
волевые люди; исполнение ролей отрицательных персонажей проникнуто
острой сатирдчностью.
Роли: Ибрагим, Пула.т ("Ичкариада", "Два коммуниста" Яшена), Рустам
(о. п. Исмаилова), Салихбай ("Бай и батрак" Ха-мзы), Вурм ("Коварство и
любовь") и др. Пост. спектакли - "Аршин мал алан" У. Гаджибекова (1939),
"Курбан Умаров" (1942), "Алпамыш" (1950) Абдуллы, "Месть" Туй-гуна и
Умари (1942), "Бай и батоак" Хамзы (1952), "Лей.ги и Меджнуа" Хуршида
(I953) и'др. В. Д.
КАСКАД (франц. cascade, букв.- скачок, прыжок) в акробатике - 1)
Имитация падения на землю (падение вперёд - передний К., назад - задний
К.). Применяется в номерах комич. акробатов. 2) Элемент акробатич.
прыжков. С разбега, после сильного отталкивания двумя ногами акробат
прыгает на руки и исполняет каскадный кульбит. 3) В жонглировании -
способ переброски предметов из одной руки в другую или одной рукой.
Предметы перелетают один за другим, образуя в воздухе кольцо, каскад
(водопад).
КАСЛАНДЗИА, Леварсан Шардинович (р. 25.V. 1912) - абхазский советский
актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1954). Учился (1929-33) в театр. студии под
рук. В. И. Домогарова в Сухуми. С 1930 - актёр абхазского т-ра в Сухуми.
Лучшие роли: Мац ("Кераз" Чанба, 1931), Темыр ("1866 год" Г. Гулиа и
Микава, 1939), Даур ("Скала героев" Г. Гулиа, 1943), Дун-дуков
("Данакай" Лакер-бая, 1956), Человека мантии ("Такая любовь" Ко-гоута,
1961). Мужественные, чеканные, чёткие по внешнему рисунку,
психологически правдивые образы, созданные К., выражают тему борьбы
передового человека против социального и нац. гнёта. К. впервые на абх.
сцене сыграл роль Отелло (1941), трактуя героя шекспировской трагедии
цельным и возвышенным, нетерпимым ко лжи.
Роли: проф. Морозов ("Краски мира" Микава и Абашидзе), Комиссар
("Гибель эскадры" Корнейчука, 1936), Аристократ ("Сиятельные звери"
Саркисяна, 1939), Мазлоу ("В глухой старине" Дарсалия), Коломийцев
("Последние", 1956), профессор Мор ("Современная трагедия" Эбралидзе,
1960), Король ("Голый король" Шварца, 1962).
Лит.: Лакербай М., Очерки истории абхазского театр. искусства,
Сухуми, 1957; его же, Из истории абхазского театра, Тбилиси, 1957 (на
груз. яз.). М. Л.
KACOHA (Casona), Алехандро (наст. имя-Алеханд-ро Родригес Альварес)
(р. 23. V. 1904)-испанский драматург и поэт. Учился в ун-тах Овьедо и
Мурсии. Окончил школу декламации и сценич. иск-ва в Мурсии. В 1924 начал
работать как актёр в мадридской труппе "Писанная птица". В 1929 начал
драма-тургич. деятельность, поставив перед собой задачу создания поэтич
т-ра. В 1931 организовал "Народный т-р" в Мадриде, в 1933 там же - "Т-р
педагогических миссий", к-рые были призваны пропагандировать крупнейшие
произв. исп. и совр. драматургов в глухих уголках страны. Будучи
антифашистом, выступал в защиту республики, участвовал в создании
фронтовых театр. трупп республ. армии, т-ра художеств. пропаганды,
дававшего спектакли в осаждённом Мадриде и на фронте. В 1939 эмигрировал
в Аргентину, где посвятил себя драматургич. деятельности. Интерес к нар.
творчеству, поэтич. восприятие жизни сближают К. с Гарсиа Лоркой. Он
раскрывает социальные и нрав-ственно-гуманистич. проблемы обобщённо,
философски их осмысливает. Характерные для К. обращение к ?имволике,
парадоксальность сюжетных ситуаций, часто построенных на контрастах
фантазии и действительности, сочетаются в его пьесах с глубиной
психо-логич. анализа. Лучшие пьесы К. проникнуты гуманизмом, верой в
нравств. силы человека, неприятием социальной несправедливости. Написал
пьесы: "Сирена на суше" (1934, т-р "Эспаньоль", Мадрид; пр. Лопеде
Вега), "Снова дьявол" (1935), "Весной самоубийство запрещается" (1937),
"Наша Наташа" (1936, т-р "Виктория", о жизни исп. студенчества), "Дама
зари" (1937), "Деревья умирают стоя" (1949, Народный т-р, Буэнос-Айрес),
"Семь криков в океане" (1949, "Новый т-р", Буэнос-Айрес), "Ключ от
чердака" (1951, т-р "Ма-скара", Буэнос-Айрес), "Третье слово" (1953) и
др.
Пьесы К. идут во мн. странах (Италия, Франция, Австрия, Швеция и
др.). В Сов. Союзе ставились "Деревья умирают стоя" (Ленингр. т-р
Комедии и др.), "Третье слово" (Т-р драмы Латв. ССР), "Семь криков в
океане" (Моск. драм. т-р) и др. К. продолжает антифашистскую
деятельность, участник движения борьбы за мир.
Соч.: Obras completas, v. 1-2, Madrid-Mexico-B. Aires, 1954-59.
Лит.: Orda/ L., El teatro en el Rio de la Plata 2 ed., В. Aires,
1957; Bianchi A. A., El teatro de
Alejandro Casona, "Nosotros", 1936; 1, Mancini G., Figure del teatro
spagnolo contemporaneo, [s. 1.1, 1950.
Ал. Р., В. Ч.
КАСПЕРЛЬ - см. Кашперле.
КАССАНДР (Cassandre; наст. имя и фам.- Адольф М у р о н; Mouron) (р.
24.I.I901) - французский художник и театральный декоратор. Род. в
России. В 1922 начал творч. деятельность. К.-видный мастер рекламного
плаката. С 1934 стал работать в т-ре ("Амфитрион 38" Жироду, т-р
"Атеней"). Строгость и чёткость композиции, использование в трактовке
форм и цвета живописи художников эпохи Возрождения характерны для
оформления К. балетов "Утренняя серенада" Пуленка (1936, "Балле рюсс де
Монте-Карло"), "Рыцарь и девушка" Гобера (1941), "Видения" Core (1947) в
т-ре "Гранд-Опера"; "Господин Пур-соньяк" (1948), "Брак поневоле" (1949)
Мольера, "Отелло" (1949) в "Комеди Франсез", "Дон Жуан" (1949, фестиваль
в Эксе, Прованс).
КАССИЛЬ, Лев Абрамович [p.27.VI(10.VII).1905]- русский советский
писатель. Лит. деятельность начал в 1925. Автор повестей, рассказов для
детей и юношества. К. инсценировал нек-рые свои повести: "Брат героя"
(по повести "Черемыш, брат героя", 1940, МТЮЗ), "Дорогие мои мальчишки"
(1947, Центр, детский т-р), "Володя Дубинин" (по повести "Улица младшего
сына", 1950, ЛенТЮЗ). К. выступает со статьями по вопросам т-ра, гл.
обр. детского.
Лит.: Николаев В., Лев Кассиль, М., 1955. Ц. Р.
KACCO (Cassaux), Роберто (р. 1929) - аргентинский актёр. Сценич.
деятельность начал в 1910вг-ре "Ар-хентино". Яркий комедийный актёр,
мастер сценич. перевоплощения, К. пользовался большим успехом в комедиях
Дефилипписа Новоа, А. Диссеполо ("Постоянное движение", 1916, т-р
"Аполо").
Роли: Селедонио Рефухио ("Чудесные лекари" Грогнет)" Дон Педро ("Они
из Сараскеты" Пьелерано), мистер Пик ("Янки в Рамоне" Калдейра),
Грегорио Пальсха ("Депутат от нашего села" Дефилинписа Новоа).
Соч.: О г d a z L., El teatro en el Rio de la Plata..." 2 ed., В.
Aires, 1957. Ал. Р.
КАСТЕЛЬВЕТРО (Castel vetro), Лудовико (1505- 21.11.1571) -
итальянский гуманист и теоретик драмы. Написал трактат "Поэтика
Аристотеля в популярном изложении" (1570, Вена), в к-ром сформулировал
принципы классицистской эстетики, в частности принцип трёх единств.
Отвергая морализующие тенденции поэтики 16 в., К. утверждал, что целью
драмы является не поучение, а развлечение простого и "грубого народа",
придавал большое значение воображению. В отличие от Скалигера и нек-рых
других теоретиков 16 в., К. считал, что драматург должен учитывать
требования совр. сцены и не следовать слепо античным образцам. В наст.
время нек-рые критики (Г. Каваццити и др.) приписывают К. одну из лучших
итал. комедий 16 в.- "Обманутые". Р. X.
КАСТЕЛЬНУОВО-ТЕДЕСКО (CasteInuovo-Tedesco), Марио (р. 3. IV. 1895) -
итальянский композитор. Музыке обучался во Флоренции, в консерватории
им. Керубини (по кл. композиции И. Пиццетти). Вначале сочинял камерную и
симф. музыку, в т. ч. увертюры к комедиям и трагедиям Шекспира. Первое
сценич. произв.- опера "Мандрагора" на текст Н. Макиавелли (1926, т-р
"Фениче", Венеция) - было удостоено 1-й премии на муз. конкурсе в
Венеции в 1925. Затем последовали: "Вакх в Тоскане" - дифирамб по поэме
Ф. Реди (1931, т-р "Ла Скала", Милан), музыка к пьесам "Савонарола"
Алесси и "Горные великаны" Пи-ранделло (пост. на фестивалях
"Флорентийский май", 1935 и 1937), балеты "Синяя рыба" (1937, там же) и
"Барельеф" (1939, Париж). В 1939 К.-Т. переехал в США, где с 1946
преподаёт композицию в консерватории в Лос-Анжелосе. Писал музыку к
фильмам (в т. ч. "Любовь Кармен", 1948; "Долго ждать", 1954), балетам.
Лучшие произв. К.-Т. отличаются выразительным мелодизмом, связанным с
тосканскими нар. муз. источниками.
Лит.: Weber R. von, M. Castelnuovo-Tedesco, в кн.:
The hook of modern composers, N. Y., 1943. Св. Г.
КАСТЙЛЬ-БЛАЗ (Castil-Blaze; наст. имя и фам.- Франсуа Анри Жозеф Б л
а з; 1.XII.1784-11.XII. 1857)-французский музыкальный и балетный критик,
историк, издатель. Сын композитора А. Блаза. В 1820 опубликовал свою
первую книгу "Опера во Франции", в к-рой критиковал рутину, царившую во
франц. оперном т-ре. Написал многотомный труд "Музыкальный театр Парижа"
(1855-56). В своих работах К.-Б. анализировал франц. оперную и балетную
музыку с древнейших времён.
Соч.: Dictionnaire de musique moderne, v. 1-2, P., 4821,2 ed.. P.,
1825; Chapelle de musique des rois de France, P.. 1832; La danse et les
ballets depuis Bacchus jusqua m-lle Taglioni, P., 1832; Les prologes de
l'opera, P., 1844;
Le memorial du Grand Opera, P., 1847; Moliere musicien, v. 1-2, P.,
1852; Theatres lyriques de Paris, v. 1-3, P, 1847-56 Г. Ш.
КАСТЙЛЬО ЛЕДОН (Castillo Ledon), Амалия де (р. 1902) - мексиканский
театральный деятель и драматург. Участвовала в организации труппы
"Комедия мехикана" (1929), в деятельности т-ра "Народные развлечения",
ставившего спектакли для детей и рабочих. Автор пьес: "Когда падают
листья" (1929, труппа "Комедия мехикана" в т-ре "Идеаль"), "Бадьи
водокачки" (1934) и др. В пьесах К. Л. показана жизнь мексиканской
бедноты.
КАСТОРСКИЙ, Владимир Иванович [2(14). III. 187 - 2.VII.1948]русский
советский артист оперы (бас). Засл.деят.иск-в РСФСР (1939). Сценич.
деятельность начал в 1894 в оперной труппе, выступавшей в разл. городах
России. С 1898 К.- солист Мариинского T.spa (впоследствии Т-ра оперы и
балета им. Кирова). 'Выступление К. в премьере "Царской невесты" (партия
Собакина) было отмечено Римским-Корсаковым. В 1907-01 принял участие в
"Русских сезонах за границей". В4907 организовал вок. квартет,
выступавший в России и за границей. В сов. время К. был одним из ведущих
артистов Т-ра оперы и балета им. Кирова. Вёл педагогич. работу в
качестве проф. Ленингр. консерватории.
Партии: Сват, Мельник ("Русалка"), Руслан; Досифей ("Хованщина"),
Пимен ("Борис Годунов"), Гудал ("Демон"), Гремин ("Евгений Онегин"),
Томский ("Пиковая дама"), Во-тан ("Кольцо Нибелунга" Вагнера).
Лит.: С т а р к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера. Л.,
1940.
КАСТРАТЫ-ПЕВЦЫ (от лат. castro - оскопляю)- особая категория певцов,
выступавших в католич. церквах и в оперных т-рах гл. обр. в 16-18 вв.
Вследствие кастрации в раннем возрасте К.-п. сохраняли детский тембр
голоса (сопрано или альт); в то же время по силе и длительности дыхания
голос их не уступал мужскому. К.-п. могли свободно исполнять высокие (в
т. ч. и женские), труднейшие в технич. отношении партии. К.-п.
были'известны уже с 3 в.; в 16 в. они широко использовались в церковной
службе (участие женщин в католич. пении было запрещено). В 17 в. К.-п.
занимали видное положение и в опере, гл. обр. в итальянской; выступали в
Австрии, Англии, Германии, Франции и др. странах Европы. Их исполнение
отличалось лёгкостью и подвижностью, виртуозным блеском. Отдельные
К.-п., напр. Карестини, Каффарелли, Крешентини, Пакья-ротти, Сенезино,
Фаринелли, пользовались большой славой. Нек-рые композиторы писали
специально для К.-п. партии в своих операх (Ромео - "Капулетти и
Монтекки" Беллини, Орфей - "Орфей и Эвридика" Глюка, Идомант -
"Идоменей) Моцарта и др.). К сер. 19 в. К.-п. исчезают с оперной сцены,
в католич. церкви продолжали петь и в нач. 20 в.
Лит.: H а Ь о с k F., Die Kastraten und ihre Gesangskunst,
Stuttg.-fu. a.], J927.
КАСТРО (Саз1го),Бельхика(р.6.Ш.1924) - чилий екая актриса. В 1940
вступила в труппу Педаго гич. ин-та в Сантьяго. В 1941 приняла участие в
основании "Экспериментального т-ра" Чилийского ун-тг (ныне - "Институт
т-ра"), в к-ром является ведуще1 актрисой. Крупнейшая работа К.- роль
мамы Рось (о. п. Дебесы). К. играет в пьесах Шекспира, Мольера, Чехова,
Брехта, Уайлдера, проявляя глубокое понимание стиля драматурга.
Роли: г-жа Джиббс ("Наш город" Уайлдера, 1951), Елена ("Сон в летнюю
ночь"), Соня ("Дядя Ваня"), матушка Кураж (о. п. Брехта). Ведёт
педагогич. работу в театр. школе ин-та т-ра. Л X.
КАСТРО (Castro), Хуан Хосе (р. 7. III. 1895) - ap-гентинский
композитор. Муз. образование получил в Буэнос-Айресе; совершенствовался
в Париже у В. д'Энди (композиция) и Э. Рислера. Вернувшись на родину,
выступал как скрипач и пианист. С 1930 - дирижёр (в 1933-43 - гл.
дирижёр) т-ра "Колон" в Буэнос-Айресе, руководил пост. своих произв.
Автор опер: "Прозерпина и чужестранец" (1952, т-р "Ла Скала", Милан,
дирижёр - автор; пр. им. Верди на меж-дунар. конкурсе на лучшую лирич.
оперу), "Кровавая свадьба" (по пьесе Гарсиа Лорки, 1955, т-р "Колон",
Буэнос-Айрес), "Чудесная башмачница" (по о. п. Гарсиа Лорки, 1949,
Монтевидео), балетов "Мекха-но" (1937, там же), "Оффенбахиана" (по
мотивам оперетт Ж. Оффенбаха, 1940, т-р "Колон", Буэнос-Айрес) и соч. в
др. жанрах. Ал. Р., М. Лиц.
КАСТРО-И-БЕЛЬВИС (Castro у Bellvis), Гильен де (окт.
1569-28.VII.1631) - испанский драматург. Друг и последователь Лопе де
Бега. Лит. деятельность начал в Валенсии в 1592. Пьесы К.-и-Б.,
крупнейшего представителя "валенсианской школы" драматургов, ставились
на сценах т-ров Валенсии, Мадрида и др. городов Испании и изданы им в 2
чч. в 1621 и 1625. Драмы К.-и-Б. на историч. и легендарно-историч.
сюжеты основаны на нар. романсовой поэзии. Среди них: "Граф Аларкос",
"Юность Сида", послужившая основой для пьесы П. Корнеля "Сид", и её
продолжение "Подвиги Сида" (ок. 1618). В пьесах о Сиде К.-и-Б.
воссоздаёт облик нац. исп. героя нар. романсов. Написал также ряд
комедий-"Неудачный брак в Валенсии", "Нарцисс в собственном мнении" и
др.
Соч.: Obras completas, 1.1-3, Madrid, 1924. Лит.: Merimee H., Art
dramatique a Valencia, Toulouse, 1913; Monnersans R., Don Guillen de
Castro, B. Aires, 1913. 3. П.
КАСИМОВ, Имран Ашум оглы (р. 25.XI.1918) - азербайджанский советский
писатель, драматург. Засл. деятель иск-в Азерб. ССР (1959). Чл.
Коммунй-стич. партии с 1940. Первая пьееа К. "Мечта" (1938, Т-р им.
Азизбекова) показывает жизнь бакинских нефтяников. Борьбе за нефть, за
освоение новых нефтяных богатств в море посв. пьеса "Заря над Каспием"
(1950, Бакинский русский т-р; Моск. т-р им. Ермоловой).
В последующие годы К. написал (в соавторстве с Г. Сеидбейли) пьесы:
"Море любит отважных" (1954, Бакинский рус. т-р), также о нефтяниках
Каспия; "На дальних берегах" (1957, Т-р им. Азизбекова) о Герое Сов.
Союза Мехти Гусейнзаде, "Зачем ты живёшь?" (1960, Бакинский рус. т-р).
К.- автор ряда киносценариев, в т. ч. фильмов "Повесть о нефтяниках
Каспия" и "Покорители моря". К. Кае.
КАСЫМОВ, Мухаммеджан (р. 9. V. 1907) - таджикский советский актёр.
Нар. арт. СССР (1941). Чл. Коммунистич. партии с 1948. Учился в
Кокандском педагогич. и Ташкентском кооперативном техникумах. С 1929
участвовал в театр. самодеятельности. В 1931 вступил в труппу Тадж. т-ра
в Душанбе (ныне Т-р им. Лахути). В конце 30-х гг. в ролях Миллера
("Коварство и любовь", 1937), Отелло (1939); Рахимбека
("Краснопалочники" Улуг-заде, 1941) раскрылось многогранное дарование К.
Он становится ведущие актёром т-ра, играя героич. и комедийные роли:
Городничий (1946, 1952), Муравьёв ("Победители" Чирскова, 1947),
Аллан ("Честь семьи" Мухтарова, 1949), Каримов ("Подарок за радостную
весть" Заки-рова, 1950), Колесников ("Дохунда" Дж. Икрами,
1954. 1957), Лир (1957), Салих-бай ("Бай и батрак" Хамзы, 1957) и др.
К. обладает громадным темпераментом, обаянием. Его игра отличается
строгостью внешнего рисунка, эмоциональностью, искренностью, жизненной
убедительностью. Реалистич. творчеству К. присущи контрасты, точные и
яркие краски. Создавая трагедийные образы, К. раскрывает психоло-гич. и
социальную основу конфликта. Играя роли поло/кит. героев, К. наделяет их
большой внутренней силой, простотой, глубокой человечностью. Занимается
реж. деятельностью. Снимается в кино.
Лит.: Нурджанов Н., Мухаммеджан Касымов, М.,
1955. Я. Я.
КАСЬЯНОВ, Александр Александрович [р. 18(30). VIII.1891] - русский
советский композитор, педагог. Нар. арт. РСФСР (1957). В муз. развитии
К. значит. роль сыграл его дядя - композитор С. М. Ляпунов. В 1917 К.
окончил Петерб. консерваторию (по кл. композиции проф. П. А. Соколова).
С 1918 живёт в Нижнем Новгороде (Горький). Здесь К. принимал участие в
организации нар. консерватории, занимался педагогич. работой (с
1957-проф. Горьк. консерватории), заведовал муз. частью драм. т-ра.
Автор опер "Степан Разин" (1939, 2-я ред. 1953, Горьковский т-р оперы и
балета), "Фома Гордеев" (1946, там же), "Ермак" (1957, там же),
"Партизанка" (1941), "На дальнем Севере" (1947), музыки к театр.
постановкам и ряда соч. в др. жанрах. В своём творчестве К. развивает
традиции рус. композиторской школы, гл. обр. "Могучей кучки".
Лит.: Угрюмо в Н., А. Касьянов, М., 1957.
КАТАЕВ, Валентин Петрович [р.16(28).1.1897] -русский советский
писатель, драматург. Род. в Одессе в семье учителя. Печататься начал в
1914.
К.- один из основоположников молодой сов. комедиографии. Первые
драматургич. опыты К. относятся к 1921. В 1928 на сцене МХАТа была пост.
авторская инсценировка повести К. "Растратчики". В том же году для