<< Пред. стр. 385 (из 913) След. >>
deutsche Theater im 19. Jahrhundert, Lpz., 1904. 2. Aufl., Lpz., 1924.Л. Гор.
КЛЕМЕНТИН (Clementin), Нильс Хирсинг (1721- 1776) -г датский актёр. С
1748 играл в копенгагенском т-ре "Датская сцена" (с 1770 - Королевский
т-р). Был известен как блестящий комедийный актёр.
Роли: Гарпагон; Арган ("Мнимый больной" Мольера), Герман фон Бремен,
Пер ("Оловянщик-политикан", "Эраз-мус Монтанус" Хольберга) и др. Е. Ч.
КЛЕМЕНТЬЕВ, Лев Михайлович [20. II 1(1. IV). 1868-13(26).X.1910] -
русский артист оперы (тенор). Впервые выступил на сцене в 1887 как
артист оперетты. Гастролировал в Харькове, Петербурге и др. городах*, В
1888-г89 пел в частной опере Йётова в Киеве, в 1889-90-в Тифлиса у
Форкатти, в 1890- 1891 - в оперетте в Москве. С 1892 К.- артист Большого
т-ра. Еыл первымисполнителем партий Щаля ("Снегурочка"), Волынского
"Ледяной дом" ЯКоре-щенко), Родольфа ("Анджело" Кюи) и др. С большим
успехом исполнял партию Германа. С 1903 К. выступал в провинции и
эпизодически в частной опеУёМа-монтова в Москве, где его крупнейшей
партией был Нерон в о. п. Рубинштейна.1 К. обладал постав-денным от
природы голосом широкого диапазона, большой муз. и сценич. одарённостью.
Пел лйрйч. (Ленский) и драматич. (Рауль в "Гугенотах") партии. Лит.:
"Рус. муз. газета", 1910, .ј43; "Нива", 1910, М46;
"Новости сезона", 1910, М 2050, с. 6.
КЛЕМПЕРЕР (Klemperer), OTTO (p. 14. V. 1885, Бреславль) - немецкий
дирижёр. Муз. образование получил в Берлинской консерватории у Дж.
Кваста и Г. Пфицнера. По рекомендации Г. Малера К. в 1907 стал дирижёром
Немецкого т-ра в Праге, а в 1910 - первым дирижёром Гамбургской оперы.
К. работал в Берлине (1912-14), Страсбурге (1914-17), Кёльне (1917-24),
Висбадене (1924-27). В 1927-31 руководил оперой Кролля в Берлине, в
1931-33 был дирижёром Берлинской гос. оперы. В 1933 К. эмигрировал в
США. В 1945-47 руководил Будапештской оперой. К.- крупный представитель
реалистич. направления в муз. иск-ве, выдающийся истолкователь произв.
Моцарта, Бетховена, Вагнера. Дирижировал также онерами Л. Яначека, И.
Стравинского и др. Неоднократно выступал в СССР.
Лит.: Blaukopf K., Gro?e Dirigenten unserer Zeit, W.. 1957. Ал. M.
КЛЕРЙКО (Clerico), Франческе (ок. 1755-1838) - итальянский артист
балета, балетмейстер и композитор. Творч. деятельность начал в 1776 в
т-ре "Сан-Агостино" (Генуя), поставив балет "Диана и Энди-мион". Позднее
работал в т-рах "Ла Скала", "Сан-Самуэле" и "Фениче" (Венеция). Получил
известность как постановщик пантомимо-трагедийных и ко-мич. балетов, а
также мимодрам. Большое влияние на творчество К. оказывала деятельность
С. Ви-гано и Г. Джои. Критика того времени отмечала законченность
мастерства К., красоту и изящество пост. им танцев, занимательность
сюжета его балетов.
Писал музыку к своим балетам: "Земира и Азор" (1783, Венеция),
"Гамлет" (1788, Венеция), "Смерть Геркулеса" (1789, Падуя) и др., пост.
также балеты - "Похищение золотого руна" (1792, Милан), "Предательство
Семирамиды" (1813, Милан), "Отшельник" (1825, Милан), "Скандинавский
бард" (1831, Милан) и др.
Лит.: Ritorni C., Commentarii della vita e delle opere
coreodrammatiche di Salvatore Vigano e della coreografia e de' corepei,
Mil., 1838. Г. Ш.
КЛЕРМЕН (Clurman), Харолд (р. 18.IX.1901)- американский режиссёр.
Творч. деятельность начал в 20-х гг.; был режиссёром Гринвичского т-ра
(Нью-Йорк), где впервые встретился с драматургом Ю. 0'Ни-лом и пост.
несколько его ранних пьес. В 1929-31 работал в т-ре "Гилд" (Нью-Йорк).
Неудовлетворённый деятельностью т-ра, К. совместно с группой молодых
актёров (среди к-рых был будущий драматург К. Одетс) покинул его в 1931
и организовал собственный "Груп-тиэтр" (Нью-Йорк). К. был среди амер.
режиссёров наиболее последовательным сторонником школы МХАТа, в своём
т-ре он проводил художеств. принципы Станиславского. К. ставил передовую
амер. драматургию, поднимающую социальные проблемы:
"Дом Конелли" Грина (1931), пьесы К. Одетса - "В ожидании Лефти"
(1934), "Пробудись и пой" (1935), "Золотой мальчик" (1937). В 1941
"Груп-тиэтр" был закрыт из-за финанс. трудностей. В годы 2-й мировой
войны К. работал кинорежиссёром в Голливуде. В 40-50-е гг. ставил
спектакли в разл. амер. и англ. т-рах. Среди пост. К.: "Осенний сад"
Хелман (1951, "Коронет-тиэтр"), "Любовь под вязами" 0'Нила (1952,
Нью-Йорк), "Автобусная остановка" Инджа (1955, "Мьюзик бокс-тиэтр"),
"Потеря роз" его же (1960, Нью-Йорк) и др.
К. - автор ряда статей о системе Станиславского и МХАТе, написал
воспоминания о "Груп-тиэтре"и др. В 1934 посетил Сов. Союз.
С о ч. : The fervent years. The story of the Group-theatre and the
thirties, N. Y., [1957]; Lies like truth. Theatre reviews and essays, N.
Y., 1958; "Theatre Arts Monthly", N. Y., 1937, v. 21, .ј 2, с. 148-52.
Э. Г.
КЛЕРОН (Clairon; наст. имя и фам.- Клер Жозеф Ипполит Лерис де Латюд,
Leris de La Tude) [25. I. 1723-29 (31?). I. 1803] - французская актриса.
Выдающаяся представительница просветит, классицизма. В 1736 дебютировала
на сцене "Комеди Италь-енн" в Париже. В 1737-43 выступала в амплуа
субретки в труппах Руа-на, Лилля и др. Возвратившись в 1743 в Париж,
была принята в "Королевскую академию музыки" (ныне - т-р "Гранд-Опера"),
но пробыла здесь лишь неск. месяцев, т. к. не обладала необходимыми для
оперной певицы вокальными данными. В том же году дебютировала в т-ре
"Комеди Франсез". Роли:
Федра - о. п. Расина;
Дорина - "Тартюф";
Селианта - "Женатый философ" Детуша, Зе-нобия и Электра-"Ра-дамист и
Зенобия", "Электра" Кребийона. Через месяц К. была введена в состав
"сосъетеров" т-ра и вскоре заняла положение ведущей трагедийной актрисы
Франции. Играла роли "трагич. принцесс": Родогю-на (о. п.. Корнеля),
Гермиона, Роксана, Монима ("Андромаха", "Баязет", "Митридат" Расина),
Йемена, Заира, Альзира ("Меропа", "Заира", "Аль-зира" Вольтера).
Прославилась исполнением ролей в трагедиях Вольтера, к-рые он писал,
имея в виду исполнение их К.: Электра ("Орест", 1750), Идаме ("Китайский
сирота", 1755), Аменаида ("Тан-кред", 1760). Восприняв театр. теорию Д.
Дидро и работая под рук. Вольтера, К. стала одним из крупнейших
реформаторов франц. т-ра 18 в. Она стремилась к психологич.
индивидуализации образа, боролась с жеманностью арнстократич. т-ра,
утверждала на сцене тип мужественной, сильной личности, непреклонной в
достижении цели. К. широко использовала пантомиму, добиваясь экспрессии
и динамичности игры; она реформировала трагич. декламацию, преодолев
чрезмерную напыщенность сценич. речи, отказавшись от подчинения
интонации условному мелодич. рисунку. В "Мемуарах", написанных К. (гл.
"Размышления о театральной декламации"), она определила программу работы
актёра над собой и над ролью. К. требовала от актёра аналитич. подхода к
роли, ясности мысли, глубокого изучения литературы, истории, географии,
анатомии и т. д., совершенного владения голосом, дикцией, мимикой, '
жестом. К. встала на путь реформы условного костюма в трагедии,
отказалась от преувеличенной пышности, вводила в костюм этно-графич. и
историч. детали.
Современники упрекали К. в холодности и рассудочности игры,
противопоставляя ей стихийную по темпераменту М. Дюменилъ. Однако
просветители -Вольтер, Дидро, Д'Аламбер и др., высоко ценили творчество
К. Её иск-во - интеллектуальное, глубокое и точное, сыграло большую роль
в становлении просветительской театр. культуры.
К. вела активную борьбу против актёрского бесправия, добиваясь
официального признания религиозного и гражданского равноправия актёров.
Неудача в этой борьбе привела к раннему уходу К. со сцены в 1766.
Соч.: Memoires d'Hyppolite Clairon et reflexions sur l'art
dramatique, publ. par elle-meme, P., an Vil, [1798], 1799.,
Лит.: Стороженко Н., Актрисы-соперницы, "Артист", 1892, ј 22;
МокульскийС., История западноевропейского театра, т. 2, M.-Л., 1939; (А
г n a u l t A. V. l, Les souvenirs et les regrets du vieil amateur
dramatique..., P., 1829; Manne E.-D. d e, Galerie historique des
comediens francars de la troupe de Voltaire, nouv. ed., Lyon, 1877;
Jullien A., Histoire du costume au theatre..., P., 1880; Acteurs et
actrices du temps passe. La Comedie Francaise. Notices par Ch.
Gueullette, P., 1881; Concourt Ed., Mademoiselle Clairon..., P., 1890;
Olivier J. J., Voltaire et les comediens interpretes de son theatre, P.,
1900. E. Ф.
КЛИМЕНТ (Kliment), Вацлав (12.VIII.1863, ??ра га,-7.III.1918, там же)
- чешский артист оперы (бас). Впервые выступил на оперной сцене в Праге
в 1892. С этого же года К.- артист Нац. т-ра. Исполнение партии
Кали-бана в опере Фибиха "Буря" выдвинуло К. в ряды выдающихся певцов. С
особым успехом выступал в национальном оперном репертуаре. Партии:
Бе-неш, Рарах, X руд ос ("Да-либор", "Чёртова стена", "Либуше" Сметаны),
Прши-бек ("Псоглавцы" Ковар-жовица), Водяной ("Русалка" Дворжака),
Даргуни ("Падение Аркуна" Фибиха), Пустынник ("Вольный стрелок" Вебера),
Ле-порелло, Фигаро ("Дон Жуан", "Свадьба Фигаро"), Пизарро ("Фиделио"
Бетховена), Мефистофель ("Фауст") и др.
Лит.: Nejedly Z., Dejiny opery Narodniho divadla, dl I, II, Praha,
1949 (Sebr. spisy, sv. XXVIII-XXIX);
Teichmann J., Postavy ceskeho divadla a hudby, 2 vyd., Praha. 1941,
с. 227-29. Л.Ф.Л.
КЛЙМЕНТОВА (по мужу-M у р о м ц е-в а), Мария Николаевна (1857-1946)-
русская певица (сопрано), педагог.В 1880 окончила Моск. консерваторию
(класс Я. Гальвани). В 1880- 1889 пела в Большом т-ре. Первая
исполнительница партии Оксаны в опере "Чере-вички" Чайковского (1887).
Была постоянной партнёршей П. А. Хохлова в операх "Евгений Онегин"
(Татьяна), "Демон" (Тамара). В 1889 вместе с Хохловым выступала в этих
спектаклях на сцене Национального т-ра в Праге.
Оставив сцену, К. давала уроки пения в Москве. Выступала в концертах.
Исполнение К. отличалось выразительностью, изяществом, тщательной
фразировкой, тонким чувством стиля. Около 1920 уехала за границу
(Париж).
КЛИМКОВИЧ, Михаил Николаевич [8(20).XI. 1899-5. XI. 1954] -
белорусский советский драматург, поэт, критик. Чл. Коммунистич. партии с
1920. Автор историч. пьес: драматич. поэма "Катерина Жер-носек" (1938,
Т-р им. Я. Купалы), "Отплата" (соч. 1943, пост. 1952), трилогия "Георгий
Скарина" (изд. 1946), сцены из жизни Т. Шевченко "На виленской дороге",
историко-революц. драма "Вся власть Советам!" (соч.1947, изд. 1956).
Пьесы К. показывают различные этапы истории белорус. народа, его
героизм и мужество. Автор либретто оперы "Кастусь Калиновский" (1947) и
балета "Князь-озеро" (1949), пост. в Белорус. т-ре оперы и балета.
Соч.: Збор творау У 2-х томах, т. 1-2, М?нск, 1959. Лит.: П?сменн?к?
Савсцкай Беларус?, М?нск, 1959, с. 237-238. О. С.
КЛИМОВ, Александр Игнатьевич [р. 31. Vlil (12.1 X). 1898] - русский
советский дирижёр оперы, педагог. Засл. деят. иск-в Тадж. ССР (1945) и
засл. деят. иск-в УССР (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Окончил
Киев. ун-т и (в 1949) Киев. консерваторию по кл. проф. В. В. Бердяева.
Творч. деятельность' начал в 1929 как дирижёр Киев. оперного т-ра. В
1954-61 К. - гл. дирижёр этого т-ра. С 1961- гл. дирижёр Т-ра оперы и
балета им. Кирова. Руководил пост. опер: "Тахир и Зухра" Ленского (1945,
Душанбе), "Тарас Бульба" Лысенко (1955, Т-р оперы и балета им.
Шевченко), "Война и мир" Прокофьева (1956, там же), "Энеида" Лысенко
(1959, там же), "Первая весна" Жуковского (1960, там же), "Лоэнг-рин"
(1962, Т-р оперы и балета им. Кирова), "Отчаянная дорога" Маневича
(1962, там же) и др. С 1928 занимается педагогич. деятельностью (с 1935
- проф.). Среди учеников К.: А. Миньковский, С. Сорока и др.
Лит.: Юдин Г., Украинские дирижёры, "Советская музыка", 1951, .ј 8. д
цg
КЛИМОВ, Михаил Михайлович [8(20).XI.1880, Петербург,- 9. VI 1.1942,
Тбилиси] - русский советский актёр. Нар. арт. СССР (1937). Участвовал в
любительских спектаклях клуба Путиловского завода, где работал
конторщиком. В 1900, уйдя с завода, играл в полупроф. спектаклях. В 1901
служил в
Васильеостровском т-ре в Петербурге, затем в антрепризе С. А.
Трефилова в Двинске, в Одесском т-ре. Исполнял вначале роли
героев-любовников, вскоре перешёл на характерные роли. В 1904 был
приглашён в моек. Т-р Кор-ша (дебютировал в роли Глумова - "Бешеные
деньги"). Большое влияние на формирование творч. индивидуальности К.
оказали Н. Н. Синельников, руководивший Т-ром Корша, М. Г. Савина и В.
Н. Давыдов, в гастрольных поездках к-рых К. принимал участие. С 1909 (с
небольшими перерывами) К. работал в Малом т-ре, где создал свои лучшие
роли.
Выдающийся представитель реалистич. школы рус. нац. иск-ва,
обладавший огромным сценич. обаянием, неотразимой артистпч.
заразительностью, мастер сценич. речи, К. был одним из крупнейших
комедийных актёров-сатириков сов. т-ра. Он создал галерею острых и
чётких сценич. образов, обличавших прошлое; играл аристократов,
помещиков, бюрократов, прожигателей жизни, приспособленцев, подхалимов,
вредителей и т. д.
В сатире К. не было нарочитости, гиперболизации. Он пользовался
полутонами, играл мягко, легко, изящно, свободно. К. раскрывал образ
постепенно, сохраняя определённое нарастание. Так, например, играя роль
Городулина ("На всякого мудреца довольно простоты", 1935), К. вначале
создавал образ добродушного светского жуира, болтуна, легкомысленного
бездельника, но постепенно актёр раскрывал новые черты характера этого
крупного дельца, циничного, опустошённого приспособленца, обладающего
огромной практической смёткой. С кодийной лёгкостью и остротой К. играл
Телятева ("Бешеные деньги", 1905, Т-р Корша; 1933, Малый т-р). В
исполнении К. роли бездушного, цепкого, жестокого, жадного помещика
Толоконникова ("Рас-теряева улица" по Успенскому, 1929) яркая, сочная
бытовая характерность сочеталась с большой психо-логич. глубиной.
Страшной силой классовой ненависти были отмечены образы Земляники
("Ревизор", 1922) и Петрыгина ("Скутаревский" Леонова, 1934). Среди
лучших ролей К. также: Лыняев ("Волки и овцы", 1908, Т-р Корша; 1916 и
1941, Малый т-р), Елисатов ("Любовь Яровая", 1926), Печенегов ("Враги",
1933) и др.
С 1926 К. выступал в кино ("Процесс о трёх миллионах", "Йраздник
святого Иоргена", "Марионетки", "Бесприданница").
Др. роли: Одесса, 1903-04: Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Геерт
("Гибель " Надежды"" Хеерманса), Ракитин ("Месяц в деревне" Тургенева);
Т-р Корша: Бойм ("В городе" Юшкевича), Яша Гуслин ("Бедность не порок"),
Великатов ("Таланты и поклонники"), лорд Лортон ("Веер леди Уин-дермиер"
Уайльда), Загорецкий, Репетилов ("Горе от ума"), фон Кальб ("Коварство и
любовь"); Малый т-р: Исправник ("Царь природы" Чирикова, 1909),
Тромбицкий ("Жених" Потапенко, 1910), Арно Тринье ("Очаг" Мирбо, 1910),
Стодо-лищев ("Светлая личность" Карпова, 1910), Бабаев ("Грех да беда на
кого не живёт" Островского, 1910), Чмоков ("Дама из Торжка" Беляева,
1911), Кудряш ("Гроза"), Набатов ("Прохожие" Рышкова), Жан Воробышкин
("Змейка" Рышкова, 1914), Потрохов ("Трудовой хлеб" Островского, 1915),
Бер-жанов ("Работница" Найдёнова, 1916), Доброглазов ("Благодать"
Урванцева), Хрустаков ("Ракета" А. Н. Толстого, 1917), кн. Дубецкий
("Закат" Сумбатова, 1917), Бернард ("Пути к славе" Скриба, 1922), Ихарев
("Игроки" Гоголя, 1923), Людовик ("Оливер Кромвель" Луначарского, 1921),
Тропачев ("Нахлебник" Тургенева, 1924), Франсуа Артикль ("Иван Козырь и
Татьяна Русских" Смолина, 1925), Меренов ("Жена" Тренёва, 1928),
Дубровин ("Огненный мост" Ромашова, 1929), Брында-Рыльский ("Смена
героев" Ромашова, 1930), Кокой Звездинцев ("Плоды просвещения", 1917,
1932), Медведев ("Слава" Гусева, 1936), Милонов ("Лес", 1937), Шмецгер
("На берегу Невы" Тренёва, 1937), Фамусов (1938), Дудукин ("Без вины
виноватые", 1940).
Лит.: Афанасьев В., М. М. Климов. 1880-1942, М., 1953; Новицкий П.,
Климов, в его кн.: Образы актёров, [М.], 1941, с. 79-116; "Театр", 1955,
ј 11,с. 191- 192; Дурылин С. Н., Мастера Советского театра в пьесах А.
Н. Островского, М., 1939, с. 114-16, 152-154; е г о ж е, "На всякого
мудреца довольно простоты", на сцене московского Малого театра, М.-Л.,
1940. В. Мае.
КЛИМОВСКИЙ (наст. фам.- О г л о б л и н), Ев-гений Иванович
[17(29).III.1824-1866] - русский артист оперы (тенор), драматический
актёр, композитор. В 1846 поступил в т. н. консерватор-класс Большого
т-ра. В том же году был зачислен в оперную труппу Большого т-ра. Пел
партии 2-го тенора, в дивертисментах - песни, романсы собств. сочинения.
Участвовал в спектаклях Малого т-ра, исполняя роли с пением (первый
исполнитель роли Яши Гуслина - "Бедность не порок", 1854). В 1854
перешёл в Александрийский т-р. С 1855 выступал в провинции (в Костроме,
Н. Новгороде, Пензе и др. городах). В 1861 на сцене Нижегородского т-ра
была пост. оперетта К. "Сон в майскую ночь". Наиболее полно дарование К.
как характерного актёра проявилось в последние годы жизни.
К. усиленно пропагандировал произв. Островского, ставил его пьесы в
свои бенефисы. Значит, интерес представляют записи-дневники К.,
охватывающие 1839-60 (хранятся в Театр, музее им. Бахрушина).
Роли: Иван ("Барская спесь, или Анютины глазки" Д. Т. Ленского),
Мордоплюев ("Жених из Ножевой линии" Красовского), Митя ("Бедность не
порок"), Иван ("Суд людской - не божий" А. Потехина) и др.
Лит.: Медведев П. М., Воспоминания, Л., 1929, с. 124-27, 329-33. E.
Фил.
КЛЙНГЕР (Klinger), Фридрих Максимилиан (17. 11.1752-9.III.1831) -
немецкий писатель, драматург. Один из наиболее значит, представителей
нем. лит. направления "Буря и натиск". В 1776 закончил ун-т в Гисене. В
1776-78 был драматургом странствующей труппы Зейлера, в этот период
созданы его лучшие драм. произв. В 1780 уехал в Россию, стал военным (в
конце службы - генерал-лейтенант). С 1803 К.- попечитель Дерптского
(Тартусского) ун-та. В своих воззрениях опирался на философские принципы
И. Г. Гердера и Ж. Ж. Руссо.
Драматургия К. делится на два периода. В произв. 70-х гг. ярко
выражены демократич. идеи движения "Бури и натиска". В эти годы К.
создал штюрмерские драмы: "Отто" (1774), "Страждущая женщина" (1775),
"Близнецы" (1776), "Буря и натиск" (1777, Лейпциг) - назв. этой пьесы
"Sturm und Drang" было присвоено всему лит. движению; "Стильпо и его
дети" (1777), бурлескные, фантастич. драмы и др. В центре штюрмер-ских
драм К. стоял одинокий герой, "бурный гений", вступающий в конфликт со
своей средой, семьёй, обществ, законами, бросающий вызов миру, в к-ром
властвует рок и несправедливость, но протест героя был лишён чёткой
социальной основы. Для этих драм характерны накал страстей, неистовый
пафос, хаотичная композиция. Речь персонажей уснащена гиперболами и
междометиями. Штюрмерские драмы К. оказали влияние на творчество Шиллера
("Разбойники") .
В конце 70 - нач. 80-х гг., во второй период его деятельности, драмы
и комедии К. близки реалистической манере, в них нет навязчивой
тенденциозности, язык пьес облегчён, герои более жизненны. К. написал
драму "Принц Зейденвурм" (1780), комедии "Шулеры" (1783, Вена),
"Заклятие против брака" (1783) и др.
Соч.: Werke, Bd 1-12, Konigsberg, 1809-16; Theater von F. M. Klinge,
hrsg. v. B. Ph. Bauer, Tl 1-3, W., 1821; рус. пер. - Фауст, его жизнь,
деяния и низвержение в ад, М.-Л., 1961 (1 изд., 1913).
Лит.: Смолян О. А., Жизнь и творчество Ф. М. Клингера, Л., 1953
(автореферат дисс.); Н е у с т-р о е в В. П., Немецкая литература эпохи
Просвещения, [М.], 1958, с. 181-90; Rieger M., Klinger in der Sturm und
Drangperiode, Darmstadt, 1880; Reimann P., Uber realistische