<< Пред.           стр. 392 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 выступал в парижском т-ре "Ренессанс", с 1897 до конца жизни возглавлял
 т-р "Порт-Сен-Мартен". После ухода К. из "Комеди Франсез" его репертуар
 значительно расширился. Исполнял остро сатирич. роли в нац. классич.
 комедии: Сганарель ("Лекарь поневоле"), Журден ("Мещанин во
 дворянстве"), Тартюф, Гарпагон и др. Играл также в драмах и комедиях Э.
 Ожье - Адольф де Бобур ("Поль Форестье"), Аннибал ("Авантюристка"),
 Вальтравер ("Львы и лисицы"), Пуарье ("Зять г-на Пуарье");
  А. Дюма-сына - герцог де Сетмон ("Иностранка");
  Э. Лабиша - Перришон ("Путешествие г-на Пер-ришона"); Ж. Сандо -
 Детурнель ("М-ль де ла Сег-лиер"); Эркмана-Шатриана - Зихель ("Друг
 Фриц") и др. Вершиной творчества К.-старшего был образ
  Сирано де Бержерака (о. п. Ростана), в этой роли он с триумфальным
 успехом выступал с 1897. Это был, по словам А. В. Луначарского,
 "..гасконскийбреттер, богема с острой шпагой, острым умом, острым
 языком..." и в то же время поэт и "золотое сердце".
  К.-старший - один из самых ярких реалистических актёров франц. т-ра,
 следовавший, однако, традициям классицистской актёрской школы в плане
 преобладания логически-рационального начала над чувством. Блистательно
 владея иск-вом сценич. перевоплощения, он находил для каждой роли
 выразительные речевые характеристики, образные детали, точно
 разрабатывал характер, социальный облик и поведение героя, определявшие
 неповторимую индивидуальность сценич. образов. В то же время для него
 характерна объективистская позиция, ограничивавшая его реализм,
 безразличное отношение к большим социально-политич. проблемам, уход в
 круг чисто проф. интересов.
  Большой интерес представляют теоретич. статьи К.-старшего -
 "Искусство и актёр" (1880), "Искусство актёра" (1886), "Искусство
 произносить монолог" (написана совм. с К.-младшим, 1884) и др. В этих
 статьях он резко выступал против натурализма, требовал от актёра
 разностороннего интеллектуального развития, перевоплощения, глубокого
 раскрытия замысла и стиля автора, пытливого анализа текста. В статьях
 содержатся ценные практич. советы, важные замечания по поводу внутр. и
 внешней техники актёра. Отрицая необходимость подлинного сценич.
 переживания, он пропагандировал то, что К. С. Станиславский называл
 "искусством представления".
  С о ч.:-L'art et le comedien. P., 1880; L'art du comedien, P., 1886,
 2 ed., P.. 1894; в рус. пер. -Искусство актера, Л.-М., 1937(см. вступ.
 статью А. Г. Мовшенсона).
  Лит.: Веселовский А., Коклен в Москве, "Артист", 1889, кн. 4, с.
 107-112; е г о ж е. Гастроли Кокле-на, "Дневник артиста", 1892, ј 1, с.
 22-28; Ш в ы-р о в А. В., Знаменитые актёры и актрисы в характеристиках,
 воспоминаниях и анекдотах. Очерки, СПБ, 1902, с. 211-218; Стан и с
 лавский К. С., Собр. соч., т. 5, M., 1958; Станиславский К. С., Статьи.
 Речи. Беседы. Письма, М., 1953 (Письмо к Л. Бернару 20. VII [1897]);
  Луначарский А., Сирано первый и Сирано второй, в сб.: Театр и
 революция, М., 1924; S a r с е у F., Coquelin, в кн.: La Comedie
 Francaise. Notices par F. Sarcey, P., 1876 (Comediens et comediennes,
 ser. 1); Journal intime de la Comedie Francaise (1852-1871), publ. par
 G. d'Heylli, P. 1879; Joannides A., La Comedie Francaise. 1904, P.,
 1905, с. 123-39; K er r A., Schauspielkunst, В., 1905.
  2) Эрнест Александр Оноре (К.-младший) (16.V.1848-18.II.1909) - брат
 Б. К. Коклена. По окончании Парижской консерватории вступил в 1867 в
 труппу т-ра "Одеон", в 1868 перешёл в т-р "Комеди Франсез", где
 оставался до конца жизни (в 1875-76 работал в т-ре "Варьете"). С 1879 -
 "сосьетер" т-ра. Игра К.-младшего отличалась буффонным, остро
 карикатурным комизмом. Исполнял роли в классич. комедии: Пур-соньяк
 ("Господин де Пурсоньяк" Мольера, 1888), Фигаро ("Севильский цирюльник"
 Бомарше, 1889), Гарпагон (1893), Тартюф (1899) и др. Выступал в совр.
 репертуаре: Фредерик ("Друг Фриц" Эркмана-Шатриана, 1876), Селестен
 ("Франсильон" Дюма-сына, 1887) и др. Широкой популярностью пользовались
 его выступления с чтением специально для него написанных комич.
 монологов. Написал (вместе с К.-старшим) статью "Искусство произносить
 монолог" и др.
  3) Ж а н (1.XII.1865-2.X.1944) - сын Кокле-на-старшего. Начал сценич.
 деятельность в гастрольной труппе своего отца. С 1890 входил в труппу
 т-ра "Комеди Франсез". В дальнейшем выступал в т-рах "Ренессанс",
 "Порт-Сен-Мартен".
  4) Ж а н Поль (р. 3.1.1924) - сын Ж. Кок-лена. Учился в Парижской
 консерватории. В 1942 начал сценич. деятельность в т-ре "Ноктамбюль".
 Выступает на сцене различных парижских т-ров и на радио. Е. Ф.
  ЕОК-ООЛ, Виктор Шогжапович (р. 1906) - тувинский советский актёр,
 драматург. Засл. арт. РСФСР. В 30-х гг. учился в Ком. ун-те трудящихся
 Востока и ГИТИСе им. А. В. Луначарского. С 1936 (со дня основания)
 работает в тувинском муз.-драм. т-ре. В своём актёрском творчестве
 претворяет опыт рус. театр. культуры и нац. художеств. традиции. Автор
 пьесы "Хайыран бот" (1937, Тувинский т-р) о трагич. участи женщины в
 дореволюц. феодальной Туве, лирич. комедии "Ах, красавица" (1959) и
 ис-торич. драмы "Самбажык" (1963) о восстании тувинских аратов в конце
 19 в. Создал ряд популярных песенных мелодий. А. К.
  КОКОШКА (Kokoschka), Оскар (р. 1.III.1886)- австрийский художник,
 драматург. Один из вождей австр. и нем экспрессионизма в живописи и
 драматургии. Учился в Венской художественно-промышленной школе
 (1904-09). В 1920-24 - проф. Дрезденской, в 1934-38 - Пражской академии
 художеств. В 1937 в Чехословакии возглавил группу нем. антифашистских
 деятелей иск-ва. После оккупации фашистами Чехословакии отказался
 преподавать. В 1938 эмигрировал в Англию. К. писал пьесы в
 экспрес-сионистич. манере. Основная их тема - подчёркнуто драматич.
 изображение "извечного" конфликта между полами, трактовавшегося автором
 как проявление трагич. судьбы человека. Пьеса К. "Убийца - надежда
 женщины" (1907) ставилась в Дрездене, Вене, Берлине, Франкфурте-на-Майне
 и др. В 1921 Хин-демит написал на текст этой пьесы оперу (пост. в том же
 году в Штутгарте). Др. пьесы К.: "Сфинкс и подставное лицо" (соч. 1907,
 второй вариант этой пьесы - "Иов", 1917), "Неопалимая купина" (1911),
 "Орфей и Эвридика" (1915). Нек-рые из этих пьес были пост. самим К. в
 Нем. т-ре (Берлин), "Альберт-театре" (Дрезден) и др. В этих пост. К.
 принимал участие как художник по декорациям и костюмам. Его декорации
 экспрессионистичны по стилю и соответствуют нервозному пессимистич.
 характеру его пьес. Художник широко использовал контрастное освещение.
 Пьесы К. и их театр. решение стали предметом ожесточённой дискуссии. В
 50-х гг. "Орфей и Эвридика" были вновь пост. в венском "Ателье-театре" и
 в ряде нем. т-ров. К. поставил оперу Моцарта "Волшебная флейта"
 (спектакль показан на Зальцбургском фестивале в 1955), использовав для
 декорации светящиеся краски.
  Соч.: Schriften. 1907-1955, hrsg. v. H. M. Wingler, Munch., 1956.
 Зин. П.
  КОКОШКИН, Фёдор Фёдорович [20.IV(1.V). 1773-9 (21). I X.I 838] -
 русский театральный деятель, драматург, переводчик. Окончил Моск. ун-т.
 В 1807-17 занимал ряд должностей в ведомстве министерства юстиции (в
 1813-15 - моек. губернский прокурор). В 1817 - пом. управляющего по
 учебной части в моек. императорских т-рах. С 1818- чл. репертуарной
 части Дирекции императорских т-ров в Петербурге. В 1823-31 возглавлял
 Дирекцию императорских т-ров в Москве. Любитель сценич. иск-ва, К. искал
 талантливых актёров, пополнял ими труппу (Щепкин, Львова-Синецкая),
 приглашал в театр. уч-ще лучших преподавателей. Однако взгляды К. на
 театр. иск-во были консервативны: эпигон классицизма, он резко выступал
 против романтизма и реализма, не признавал драматургии Шекспира и
 Шиллера, крайне отрицательно отнёсся к "Горе от ума", был сторонником и
 ярым защитником устаревшей манеры сценич. игры - декламационной
 напевности и напыщенности. Свои взгляды и вкусы К. настойчиво стремился
 прививать актёрам и своим ученикам.
  Драм. соч. К.- пьесы (трагедия "Зорада", комедия "Воспитание, или Вот
 приданое"), переделки ("Мизантроп" Мольера), переводы ("Урок старикам"
 Делавиня и др.)- шли на петербургских и московских сценах.
  Лит.: Дмитриев М. А., Мелочи из запаса моей памяти, М., 1869, с. 171,
 174-78; Арапов П., Летопись русского театра (отд. 3.-1801-1825), СПБ,
 1861; Головин В., Воспоминания о Ф. Ф. Кокошкине, "Репертуар русского и
 Пантеон иностранных театров", СПБ, 1843, т. 3, кн. 1-8, с. 105-113;
 Каратыгин П. А., Записки, [т. I], Л., 1929, с. 109-112, 200, т. 2, с.
 456. Ц. Лев.
  "КОКПИТ ПРИ ДВОРЕ" (англ. Cockpit-at-Court)- театральное здание в
 Лондоне, построенное в 1632 арх. Иниго Джонсом на территории дворца
 Уайт-холл на месте арены для петушиных боёв (англ. cockpit). "К. п. д."
 создавался по образцу т-ров позднего итал. Возрождения. Зал имел форму
 восьмигранника, три стороны к-рого занимала сцена с выдвинутым
 просцениумом и постоянным задником (двухъярусная стена с пятью дверями).
 Зрители сидели в партере и на галерее, в центре к-рой, прямо против
 сцены, находилась королевская ложа. Спектакли ставились нерегулярно:
 время от времени здесь перед королевским двором выступали проф. труппы.
 В 1642 "К. п. д.", как и другие т-ры Англии, был закрыт по указу
 пуританского парламента. После реставрации монархии (1660) т-р был
 возрождён и действовал до 1674. В 1661-65 здесь выступала труппа под
 рук. Дж. Джолли. После открытия театра "Друри-Лейн" (1663) "К. п. д."
 приходит в упадок.
  Лит.: Булгаков А. С., Театр и театральная общественность Лондона
 эпохи расцвета торгового капитализма, [Л.], 1929; История
 западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956.
 А. Б.
  KOKTO (Cocteau), Жан (5.VII. 1889-11.Х.1963)- французский писатель,
 поэт, драматург, либреттист, художник, скульптор. Чл. Франц. академии (с
 1955). К. демонстративно отвергал работу в какой-либо одной области,
 вступая на путь разл. экспериментов, что накладывало на нек-рые его
 произв. отпечаток дилетантизма. В своей творч. деятельности он занимал
 позицию "авангардиста", эстета, поддерживающего и т. н. новаторские
 искания в совр. франц. иск-ве и модные модернистские течения.
  В нач. 20 в. К. был связан с труппой "Русский балет Сергея Дягилева",
 а также с возникшими в эти годы "независимыми" балетными труппами. Для
 труппы Дягилева К. написал либретто балетов:
  "Синий бог" Хана (1912, совм. сФ. Мадрацо), "Парад" Сати (1917),
 "Голубой экспресс" Мийо (1924). Деятельность К. способствовала поискам
 нового типа балетного спектакля (кубистские принципы в оформлении,
 сближение хореографии и эстрады), отражавшего в театр. иск-ве
 мироощущение послевоенного времени (отрицание традиций прошлого,
 настроения "потерянного поколения" и др.). В "Параде" и "Голубом
 экспрессе" широко использовались приёмы мюзик-холла, элементы акробатики
 и спорта, джазовые ритмы. В 20-е гг. К. сблизился с "Шестёркой" -
 группой франц. композиторов-новаторов, к-рые писали музыку к его
 балетам. Их первой совместной работой был сатирич., протестующий против
 мещанских вкусов балет "Новобрачные на Эйфелевой башне" (1921, "Шведский
 балет").
  В 20-30-е гг. К. выступил как автор нескольких сюрреалистич. пьес на
 сюжеты античности: "Антигона" (по Софоклу, 1922, т-р "Ателье"), "Орфей"
 (1926, "Т-р дез ар", труппа Питоевых), "Адская машина" (1934, т-р
 "Комедия Елисейских полей", труппа Л. Жуве). В пьесах "Трудные родители"
 (1938, т-р "Амбассадёр"), "Священные чудовища" (1940, т-р "Мишель") он
 обратился к традициям психологич. и натуралистич. драмы, показав
 разрушение совр. бурж. семьи и кризис бурж. морали, но игнорируя
 социальную основу жизненных конфликтов, лежащих в основе пьес. После 2-й
 мировой войны К. вновь принял участие в создании экспериментальных
 балетных спектаклей в качестве либреттиста и художника-декоратора. В
 1944 был одним из организаторов труппы "Балет Елисейских полей".
 Наиболее значительные работы: балет "Юноша и смерть" на муз. Баха (1946,
 "Балет Елисейских полей"), сочетавший бытовые и символические тенденции,
 неоклассицистский балет "Федра" Орика (1950, "Гранд-Опера"). К.- автор
 многочисл. книг и статей, посв. т-ру. Видный кинорежиссёр и сценарист.
  Соч.: Oeuvres completes, v. 1-11, Lausanne, 1947- 1951; Theatre, v.
 1-2, P., 1948; Theatre de poche, P., 1949; Karsavine et Mallarme, P.,
 1912; L'art decoratif de L. Bakst, P., 1913; Portrait de Mounet - Sully,
 P., 1945; Journal d'un inconnu. P., 1953; в рус. пер.-Трудные родители,
 в сб.: Пьесы современной Франции, М., 1960.
  Лит.: Mauriac С., Jean Cocteau ou la Verite du mensonge, P., 1945. В.
 Г.
  КОКУРИНА, Анастасия Николаевна [p.20.IV(3.V). 1915] - русская
 советская актриса балета. В 1933 окончила Моск. хореографич. уч-ще
 (класс А. И. Чекрыгина) и была принята в балетную труппу Большого т-ра,
 где исполнила партии феи Карабосс и феи Виолант ("Спящая красавица"),
 невесты Менер-са ("Алые паруса" Юровского) и др. В 1945-59 - солистка
 Пермского т-ра оперы и балета.
  Партии: Китри ("Дон Кихот"), Одетта-Одиллия, Зарема;
  Царь-Девица ("Конёк-Горбунок" Пуни), Сванильда ("Коп-пелия"), Тао
 Хоа, Эсмсральда, Аврора; Тамара ("Бела" Мошкова) и др.
  В 1959 оставила сцену, ведёт педагогическую работу. Ст. М. КОЛ
 КУГИРЧАК (или Даст кугирча к)- узбекский театр ручных кукол. Труппа К.
 к. состоит из 2-3 человек (корпоромона- ведущего, кукловода и
 музыканта). К. к. сходен с т-ром Петрушки в России. К поясу кукловода
 прикрепляется деревянная рама, обтянутая тканью, образующей форму мешка.
 Эта ткань закрывает верхнюю часть туловища кукловода; на крае мешка,
 поднятом выше его головы, действуют куклы, обычно самодельные тряпичные,
 с деревянными или фарфоровыми головками. Для диалога используется пищик
 (сапиль). Представления состоят из пьесы "Палван Качаль" ("Плешивый
 богатырь"), имеющей традиционную схему, постоянных действующих лиц
 (Палван Качаль, его жена Биче-ойим, музыкант, ятым-кыз- девушка-сирота и
 др.), но разнообразную по сюжетным положениям и тексту, к-рые
 импровизируются участниками представления. Многочисл. варианты "Палван
 Качаль" показывают похождения ловкого, задорного, страстного и острого
 на язык героя. В какие бы трудные положения ни попадал Палван Качаль, он
 всегда побеждал своих врагов. Искусство К. к., сатирически высмеивавшее
 богачей, царских чиновников, выражало оптимизм узб. народа. В
 представлениях К. к. нередко изображались и конкретные историч. лица
 (ханы, вельможи и т. д.), причём исполнители стремились в куклах
 достигнуть портретного сходства. Среди участников представлений К.
 к.Турсунбай, Абдуджаббаров (ум. 1896), Ш. Шоазимов (ум. 1908), Ш.
 Данияров (ум. 1953) и др.
  К. к. встречается и в сов. время; представления его сохраняют
 присущую им яркость, сатирич. буффонаду, остроту, меткость языка,
 свободу импровизации.
  Лит.: Г а в р и л о в М. Ф., Кукольный театр Узбекистана, Ташкент,
 1928; П е р е п е л и ц ы н а Л. А., Узбекский народный кукольный театр.
 Ташкент, 1959. А. Р.
  "КОЛА БРЮНЬОН" ("Ma стер из К ламе и")- опера Д. Б. Кабалевского,
 либр. В. Г. Брагина по повести Р. Роллана. Пост. 22 февр. 1938, Ленингр.
 Малый оперный т-р (дирижёр Хайкин, пост. Шлепянова, реж. Закусова,
 художники Пименов и Зеленский, хормейстер Нахутин;
  Кола Брюньон - Модестов, Селина -Вельтер, Мартина - Коломойцева,
 Гамби - Гефт, Жифляр - Ольховский, Герцог - Коробейченко, Мадемуазель де
 Терм - Шестакова, Кюре - Райков, Нотариус - Чесноков, Пуляр -
 Ростовцев). В 1940 показана в Москве. Ц. /п.
  КОЛАМ (сингал., ед. ч.- колама - маска) - сингальский народный театр
 (Цейлон). Более раннее наименование К.- нэтима, или К.-натанава.
 Происхождение К. связано с древним обрядом изгнания из больного злых
 духов (яку-натанава). Со временем этот обряд превратился в театр.
 зрелище. Из обряда были заимствованы и перенесены в театр. представление
 многочисл. маски злых духов (яку), великанов (расаи), а также
 танцевальная основа обряда и дивертисментный характер представления. В
 К., так же как и в древних обрядах, принимает участие чтец, рассказ
 к-рого иллюстрируется пантомимой и плясками под аккомпанемент барабана.
 Позднее количество действующих лиц увеличилось. Помимо традиционных
 масок-льва, тигра, медведя, обезьяны, волка, коровы и др. и особой
 группы масок, изображающих королевский двор (король и королева, принцы,
 принцессы, придворные), в представлениях появляются новые маски -
 полицейский, деревенский староста, писец, барабанщик со своей женой,
 супружеская пара торговцев, солдат, возвращающийся из похода к своей
 жене, представители народов (бытовые комич. персонажи), населяющих
 Цейлон, и колонизаторы (англичане, французы, голландцы и др.). В совр.
 К. текст произносят сами исполнители, часто импровизируя и пересыпая его
 непристойными шутками. Представление К. состоит из 2 частей: первая
 более продолжительная часть включает разл. сцены, танцы, пантомимы,
 разыгрываемые перед персонажами, изображающими короля и придворных.
 Участники К. имитируют поведение животных, актёры, изображающие демонов,
 исполняют древние ритуальные пляски, бытовые персонажи разыгрывают
 комич., иногда сати-рич. сценки. Вторая часть представления - обычно
 небольшая пьеса, в основе к-рой лежат легенда, сказка или
 полулегендарное историч. событие, чаще всего из деревенской жизни
 (напр., история любви двух мифич. существ-полулюдей, полуптиц Кин-дура и
 Киндури; легенда о храбром воине Готаимбаре, вступившем в жестокую
 борьбу с демоном за честь своей жены). Иногда в эту часть включаются
 бытовые фарсы. Заканчивается представление выходом актёра в маске
 астролога, к-рый призывает милость богов на присутствующих.
  Совр. представления К. разыгрываются в деревнях Юж. Цейлона, во дворе
 дома организатора представления. Представление начинается обычно вечером
 и продолжается всю ночь. Кроме исполнителей в масках, чтеца и
 барабанщиков, в представлении принимает участие хор.
  Лит,: МервартА. М., Индийский народный театр. в сб.: Восточный театр.
 Сб. статей, Л., 1929, с. 34-40;
  Авдеев А. Д. и К о ч н e в В. И., Выставка искусства Цейлона,..,
 "Сов. этнография", 1963, ј 3; С a l l a -way J., Yakkun Nattanawa and
 Kolan Nattanawa, L., 1829; P e r t o l d 0" The ceremonial dances of the
 Sinhalese, "Archiv Orientalni",Praha, 1930, v. 2, јј l, 2, 3; S а г a t
 h-chandraE. R., The Sinhalese iolk-play, Colombo, 1953;
  B o w e r s F., Theatre in the East. A survey of Asian dance and
 drama, N. Y.-[a. o.], [1956]; L u с a s H., Ceylon-Masken, Eisenach -
 Kassel, 1958. Ape. A.
  КОЛАР (Kolar), Йосеф Йиржи (31.1.1812-9.11. 1896) - чешский актёр,
 режиссёр и драматург. Впервые выступил в Праге в 1837 в любительском
 т-ре "У Каэтана", под рук. И. К. Тыла. С 1842 К.- актёр нем. труппы
 Сословного т-ра (Прага), одновременно участвовал в чешских спектаклях.
 После подавления революции 1848 К. становится активным противником
 австр. режима. В 1866-73 играл в чеш. труппе Временного т-ра (Прага). С
 1873 выступал эпизодически, посвятив себя гл. обр. драматургии. Игра К.
 характеризовалась романтич. пафосом, заразительным темпераментом. Актёр
 обладал яркой индивидуальностью.
  Лучшие роли: Ричард III, Макбет; Эгмонт (о. п. Гёте), Лир;
 Мефистофель ("Фауст" Гёте). Написал популярную трагедию "Смерть Жижки"
 (1866, Сословный т-р, Прага), где восстание Жижки против короля
 Си-гизмунда изображается как конфликт добра и зла, и историч. драму
 "Пражский еврей" (1871, Временный т-р, Прага), направленную против
 расизма. Переводил трагедии Шекспира, Шиллера, Гёте. Л. Сол.
  КОЛАР (Kolar), Франтишек Карел (29.1.1829- 4. X II. 1895) - чешский
 актёр, режиссёр и театральный деятель. Окончил Пражскую академию
 художеств. В 1862 начал сценич. деятельность как актёр в труппе
 Временного т-ра в Праге. К. способствовал формированию нац. актёрской

<< Пред.           стр. 392 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу