<< Пред. стр. 420 (из 913) След. >>
опубликовано только в 1869, после отмены крепостного права. В своихследующих произв.-трагедиях "Филомела" (опубл. в "Российском феатре" в
1793) и "Клеопатра" (не сохранилась) - К. стремился на античном
материале разрешить совр. проблемы: право царя на произвол, народа - на
восстание. Ранние комедии К. ("Бешеная семья", 1786, "Сочинитель в
прихожей", 1786, "Проказники", 1787), продолжавшие традиции сатиры
Новикова, ярко высмеивают разврат, пустоту, эгоизм дворянства,
корыстолюбие продажных одописцев, гнущих спину в барских передних. Пьесы
К. не допускались к постановке (по этому поводу в 1789 К. написал
гневное сатирич. письмо директору т-ров Соймонову)
В 1789 К. начал издавать ежемесячный сатирич. журнал "Почта духов",
уделяя в нём значит, внимание вопросам т-ра. Выступая поборником нац.
самобытности рус. т-ра, К. отстаивал его высокое воспитат. значение,
обличит, роль, критиковал состояние совр. т-ра, его репертуар. В 1790
журнал перестал издаваться в связи с усилением в России реакции и
репрессий против печатных изданий. В 1792 К. издавал журнал "Зритель",
к-рый также вскоре перестал выходить. Та же судьба постигла журнал К. и
А. И. Клушина "Санкт-Петербургский Меркурий" (1793, здесь были
опубликованы первые театр. рецензии К.). К. требовал от драматургии
верности жизни, "подражания природе", считал, что идея пьесы должна
вытекать из действий персонажей, а не из нравоучений. В 1800 К. создал
"шуто-трагедию" "Подщипа" ("Трумф", 1800, домашний т-р кн. Голицына;
роль Трумфа исполнял автор, изд. за границей в 1859, в России в 1871) -
памфлет на режим Павла I, пародию на классицистскую трагедию. Пьеса
распространялась в списках, получила высокую оценку декабристов и
Пушкина. В 1802 в Петербурге была пост. комедия К. "Пирог", высмеивавшая
отрицат. черты дворянского сентиментализма. В период патриотич. подъёма,
связанного с войной против Наполеона, К. написал по мотивам рус. былин
либретто волшебно-патриотич. оперы "Илья Богатырь" (1806), а также свои
лучшие комедии "Модная лавка" (1806, Петербург) и "Урок дочкам" (1807,
там же). В этих комедиях, отличающихся жизненно правдивыми
характеристиками персонажей, остроумным развитием действия, К.
сатирически осмеивает галломанию дворянства, его рабское подражание
всему французскому.
Характерные особенности комедий К.- реалистичность, демократич.
направленность, сочувственное изображение людей из народа. После 1807 К.
целиком посвятил себя басенному творчеству. Белинский называл басни К.
"маленькими драмами", "маленькими комедийками". Типизация и
индивидуализация персонажей, характерность их языка, живость и чёткость
диалога, конфликтное построение сюжета, сатирич. острота сближают басни
К. с его драматургией. Мн. басни К. инсценируются в кукольных и
самодеят. т-pax, используются для сценариев мультипликационных фильмов.
Творчество К., продолжавшего традиции Фонвизина, оказало воздействие на
развитие рус. сатирич, комедии (Грибоедов, Гоголь), театр. эстетики. ;
Соч.: Полное собр. соч., под ред. Демьяна Бедного, т. 1-3, М.,
1945-46; Соч., т. 1-2, М., 1955; Пьесы, М.- Л., 1944.
Лит.: Белинский В. Г., Иван Андреевич Крылов, Полн. собр. соч., т. 8,
М., 1955; Загорский М., Крылов-драматург, в сб.: И. А. Крылов, Пьесы,
М.-Л., 1944; Всеволодский В., Крылов и театр. в сб.:И. А. Крылов.
Исследования и материалы, М., 1947; К а р с к а я Т. Я., И. А. Крылов и
эстетика русского театра, в кн.:
Русские классики и театр. Л.- М., 1947; Данилов С. С., Последняя
пьеса Крылова, там же; Степанов Н. Л., И. А. Крылов. Жизнь и творчество,
М., 1958. Г.Х.
КРЫЛбВИЧ, Владимир Николаевич (1.XI.1895- 23.Х.1Э37) - белорусский
советский актёр. Засл. арт. БССР (1931). Был членом ЦИК БССР с 1935.
Один из основоположников белорус. т-ра. Род. в бедной крестьянской
семье. С 1915 принимал участие в любительских спектаклях в Минске и в
спектаклях рус. и укр. трупп, гастролировавших в Белоруссии. С 1921 -
актёр 1-го Белорус. гос. драм. т-ра (ныне Т-р им. Янки Купалы). Играл
роли романтич. и социальных героев. Обладал хорошими сценич. данными
(выразительное волевое лицо, сильный голос), глубокой эмоциональностью.
Создавал крупные обобщённые образы, подчёркивая гл. черты характера
своих героев. Первые крупные работы - в нац. спектаклях на исто-рич. и
фольклорном материале. В 20-х и 30-х гг. создал на белорус. сцене яркие
образы современников в пост. сов. драматургии.
Роли: Криницкий ("Павлин-ка" Купалы, 1920), Машека (о. п. Мировича,
1923), Крючков ("Пинская шляхта" Дуни-на-Марцинкевича, 1925), Ка-стусь
Калиновский, Воевода (о. п. 1923, "Коваль-воевода" 1925, Мировича),
Шигабутди-нов ("Мятеж" по Фурманову, 1927), Вершинин ("Бронепоезд
14-69", 1928), Чужаков ("Мост" Романовича, 1929), Чадов ("Жизнь зовёт"
Билль-Белоцер-ковского, 1935), Берест ("Платон Кречет", 1936). Снимался
в кино.
Лит.: Е с а к о у А., Ула-дз?м?р Крылов?ч, М?нск, 1956 (даты жизни и
творч.). В. Н.
КРЫМОВ, Николай Петрович [20.IV(2.V).1884-6.V. 1958]-русский
советский живописец, театр. художник и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР
(1942). Нар. художник РСФСР (1956). Чл.-корр. Акад. художеств СССР (с
1949). Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1904-11). С
1910 начал работать в т-ре (декорации к спектаклю "Не было ни гроша, да
вдруг алтын" А. Н. Островского в моек. Т-ре Незло-бина). В позднейших
своих театр. работах К. был связан преим. с драматургией Островского. Им
созданы декорации к спектаклям: "Таланты и поклонники" (1933, МХАТ), "Не
было ни гроша, да вдруг алтын" (1926. 4-я Студия МХАТа), "Волки и овцы"
(1927, б. Т-р Корша), "Бесприданница" (1932, там же) и др. Оформил
спектакль "Унтиловск" Леонова (1928, МХАТ).
Театр", работы К. раскрывают реалистич. направленность дарования
художника. Мастер лирич. пейзажа, К. средствами сценич. живописи
воплощал поэтич. картины рус. природы. В своей лучшей работе -
декорациях к спектаклю "Горячее сердце" (МХАТ, 1926) К. достиг глубоких
социальных обобщений, острой сатиричности.
Лит.: Николай Петрович Крымов - художник и педагог. Статьи,
воспоминания, М., 1960 (имеется библиография). м. п.
КРЭГ, К р е и г (Craig), Эдуард Гордон (р 16.1. 1872, Харпенден) -
английский режиссёр, художник и теоретик театра. Сын актрисы Э. Терри и
архитектора Э. Годуина. Впервые выступил в спектакле в шестилетнем
возрасте. Проф. работу в т-ре начал в 1889 в лондонском т-ре "Лицеум"
под рук. Г. Ирвинга. Играл в "Лицеуме" до 1897, затем в ряде про-винц.
т-ров. Выступал в классич. репертуаре, гл. обр. в пьесах Шекспира.
Режиссёрская деятельность К. началась пост. оперы"Дидона и
Эней"Пер-селла (1900, т-р "Хэмпс-тед консерватуар") Был художником и
пост. спектаклей: "Северные богатыри" Ибсена и "Много шума из ничего"
Шекспира (1903, "Импириал тиэтр", Лондон, с участием Э. Терри),
"Спасённая Венеция" Отуэя (1904, "Лессинг-театр", Берлин),
"Росмерсхольм" Ибсена (1906, т-р "Пергола", Флоренция, с участием Э.
Дузе), "Гамлет" (1911, МХТ, совм. с К. С. Станиславским и Л. А.
Сулержицким, с участием В. И. Качалова), "Борьба за престол" Ибсена
(1926, Королевский т-р, Копенгаген), "Макбет" (совм. с Д. Россом, 1928,
т-р "Никербокер", Нью-Йорк). В 1908-17 К. возглавлял т-р "Арена
Гольдони" во Флоренции; в 1913 открыл там же школу театр. иск-ва. В этот
период получили наиболее полное выражение его теоретич. взгляды. Обобщая
опыт антиреалистич. направлений в театр. иск-ве 19 - нач. 20 вв., К.
приходит к отрицанию реалистич. иск-ва, он проповедует бегство от
действительности в мир "чистого иск-ва". Путь к этому К. видит в
условном, символич. решении спектакля- в абстрактной архитектурной
декорации, в отказе от декоративной плоскостной живописи. К. отрицал
значение драматурга и актёра, провозглашал единовластие режиссёра. Он
рассматривал драматургич. текст лишь как средство для выражения той или
иной концепции режиссёра. Так, ставя "Гамлета" в МХТ, К. трактовал
шекспировскую трагедию как пьесу о борьбе духа и материи. К. считал, что
актёр должен быть заменён "маской", "сверхмарионеткой", лишённой
человеч. эмоций. Взгляды К-, изложенные в его книгах и в издаваемом им
журнале "Маска" (Флоренция, 1908-29), оказали большое влияние на совр.
ему т-р, они стали знаменем антиреалистич. течений, но способствовали
утверждению новой сценич. техники.
Соч.: The art of the theatre, Edinb. - L., 1905 (в рус.
пер.-Сценическое искусство, СПБ, [1908]); On the art of the theatre, L.,
1911 (в рус. пер.- Искусство театра, СПБ, [1912]), 5 ed., L., 1957;
Towards a new theatre, L.- Toronto, 1913; The theatre advancing, Boston,
1919, L., 1921; Puppets and poets, L., 1921; Designs for the theatre,
L., 1927, [L., 1948]; Henry Irving, L., 1930; Ellen Terry..., L.,
[1931];
Index to the story of my days, L., [1957].
Лит.: Гвоздев А- А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX
столетий, Л.- М., 1939, Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве.,
Соч., т. 1, М., 1954;
Marotti F., Edward Gordon Craig, [Bologna, 1961];
В a b 1 e t D., Edward Gordon Craig, P., 1962. ?. f{.
КРЮКОВ, Владимир Николаевич [9(22).VII. 1902-14.VI.1960] - русский
советский композитор. В 1925 окончил Моск. консерваторию по кл. Н. Я.
Мясковского. В 1933-35 - зав. муз. частью моек. Т-ра Революции. Автор
опер "Станционный смотритель" на сюжет Пушкина (1940, Оперный т-р им.
Станиславского), "Дмитрий Донской" (1947, Оперная студия им.
Станиславского) и др. Писал музыку к драм. спектаклям: "Орестея" Эсхила
(1926, МХАТ 2-й), "Последняя жертва" (1935, Центр, т-р Красной Армии),
"Ромео и Джульетта" (1935, Т-р Революции) и др. Сценич. произв, К.
отличаются искренностью, непосредственностью, в них ярко выражено лирич.
начало. Опера "Станционный смотритель" - одна из первых в сов. музыке
попыток создания лирико-психологич. оперы. Ю. Быч.
КРЮКОВСКИЙ, Матвей Васильевич [16(27). XI. 1781-1811] - русский
драматург. Окончил Сухопутный кадетский корпус. С 1804 был членом Об-ва
любителей словесности, наук и художеств. К.- автор историко-патриотич.
трагедии в стихах "Пожарский, или Освобождённая Москва" (1807,
Петербург), с большим успехом шедшей на столичной сцене в период войны
России с наполеоновской Францией. Написанная не без влияния "Димитрия
Донского" Озерова, эта трагедия была, однако, далека от свободолюбия
Озерова. А. С. Яковлев, исполнявший в Петербурге роль князя Пожарского,
считал её "трескучей", лишённой страстей и драматич. движения. Второе и
последнее произведение К. "Елизавета, дочь Ярослава" на сцене не
ставилось (изд. посмертно в собр. соч-, СПБ, 1820).
Соч.: Пожарский. Трагедия в 3 д., СПБ, 1807, 2 изд., СПБ, 1810.
Лит.: Бочкарев В. А., Русская историческая драматургия начала XIX
века (1800-1815 гг.), "Ученые записки" [Куйбышевского гос. педагогич.
ин-та им. В. В. Куйбышева], Куйб.ышев, 1959, вып. 25, гл. 16; Ж и ? а р
e в С. П., Записки современника, М.- Л., 1955. Т Р.
КСЕНДЗОВСКИЙ, Михаил Давидович [р. 29.IX (11.X).1886]-русский '
советский артист оперетты. В 1901-03 пел в хоре Нар. дома в Одессе,
затем в оперных т-рах Одессы и Тифлиса. С 1908 выступал как артист
оперетты в Казани, Москве (т-р "Эрмитаж"), в Петербурге ("Палас-театр")
и др. городах. С 1933 работал в концертном ансамбле, организованном К.
совм. с М. Вронской. Голос исключит. мягкого, красивого тембра, живой
артистич. темперамент принесли К. славу одного из популярнейших артистов
петерб. оперетты.
Роли: Граф Люксембург (о. п. Легара), Баринкай ("Цыганский барон" И.
Штрауса), Симон ("Нищий студент" Миллёкера), Эдвин ("Сильва" Кальмана),
Катано ("Гейша" Джонса) и др.
Лит.: Двинский М., Зигзаги, "Обозрение театров и спорта", П., 1922, ј
47, 27 ноября, с. 5. г. Л.
КСЕНОПУЛОС (?????-.?????), Григориос [9(21).XII. 1867-14.1.1951] -
греческий писатель, драматург и критик. В 1888 окончил Афинский ун-т.
Первое дра-матургич. произв. К.- комедия "Опекун" (1895, т-р "Афинеон")
положила начало реалистич. драматургии в новогреч. т-ре. В драме "Тайна
графини Вале-рены" (1904, т-р "Неа скини") К. показывает упадок
дворянского сословия. Психологич. драма "Фотини Сандри" (1908) и драмы
"Стелла Виоланди" и "Рахиль" (обе 1909) рассказывают о трагич. судьбе
женщин, ставших жертвой предрассудков. Жизни греч. крестьянки посв.
одноактная пьеса "Родительская суббота" (1911). Живые полнокровные
образы созданы К. в комедиях "Искушение" (1910), "Херувим" (1911),
"Цветок Востока" (1911), в лирич. комедии "Студенты" (1919), в пьесе
"Плебей" (1933, Нац. т-р) и др. У К. были и слабые пьесы,
свидетельствующие об идейно-худ ожеств. непоследовательности автора. Но
его лучшие пьесы, посв. социальной проблематике, правдиво раскрывающие
внутр. мир героев, имели большое значение для утверждения реализма в
греч. драматургии и т-ре, формирования нац. репертуара. В 1922 К. была
присвоена Гос. пр.; в 1931 избран действит. членом Афинской академии.
Соч.: ???????, т. 1-4, ?????, 1913-1945; Пьесы, пер. с греч., М.,
1962. Д. С.
КСЙНДАС (??????), Спиридон (8.VI.1814- 25.??.1896) - греческий
композитор. Музыке обучался у Н. Мандзароса. Автор опер (на итал. яз.):
"Анна Кинтер" (1855), "Граф Джулиано" (1857), "Три телохранителя" на
сюжет из романа "Три мушкетёра" Дюма-отца (1885) и др. Наибольшим
успехом пользовалась комич. опера К. "Кандидат в депутаты", впервые
поставленная на родине композитора - о-ве Корфу в 1867 (в 1888 пост. в
Афинах в т-ре "Букура"). Это была первая нац. опера, исполненная греч.
певцами. Музыка К. мелодична и задушевна, в ней чувствуется влияние
Россини. К. пользовался также широкой известностью как виртуоз-гитарист.
Юл. М.
КСЙРГУ (Xirgu), Маргарита (р. 1888)- испанская актриса. В 1908
дебютировала в барселонском т-ре "Ромеа" в пьесе Гимеры "Море и небо" в
роли Бланки. С 1914 выступала в Мадриде, где с успехом исполняла роли в
пьесах совр. драматургов. К. играла комедийные, бытовые и трагедийные
роли, в т. ч. Валентина ("Зло, которое нам причиняют" Бенавенте),
Мариа-нела (инсц. одноим. романа Переса Гальдоса). Прославилась
исполнением ролей в пьесах Гарсиа Лорки: Марьяна Пинеда (о.п., 1927, т-р
"Гойя", Барселона), Башмачница ("Чудесная башмачница", 1930, т-р
"Эс-паньоль", Мадрид), Йерма (о. п., 1934, там же). Донья Росита (о. п.,
1935, т-р "Принсипаль палас", Барселона). Трагедийный талант К.
раскрылся в работе над ролью Медеи в о. п. Сенеки (1933, т-р в Мериде).
В 1933 выступала на Кубе, в Мексике; после прихода
Франко к власти К. отказалась вернуться в Испанию. В Аргентине
началась режиссёрская деятельность К. Она ставила классич. драматургию и
пьесы совр. драматургов демократич. направления. Труппой К. были пост.
пьесы: "Дама зари" Касоны (т-р "Авенида", Буэнос-Айрес, 1941), "Дом
Бернарды Альбы" Гарсиа Лорки (1945, там же) и др. К. руководит Нац.
т-ром в Монтевидео (Уругвай). Л. Крас.
"КТО СМЕ‚ТСЯ ПОСЛЕДНИМ" - комедия в 3 д. К. К. Крапивы. Соч. 1939 (на
белорус. яз.). Пост. в том же году, в октябре, в 1-м Белорус. гос. драм.
т-ре, ныне им. Я. Купалы (реж. Раевский и Рахленко, худ. Шкляев;
Гор-лохватский - Рахленко, Анна Павловна - Полло, Галина;
Черноус - Бирилло, Санников; Туляга - Глебов, Левано-вич - В.
Кудрявцев, Вера-Шинко, Шаталевич; Зёлкин - Платонов, Сченснович; Зина -
Станюта, Лицкая; тётя Катя - Ржецкая, Миронова; Ничипор - Григонис; Гос.
пр. СССР, 1941). "К. с. п." ставили: Т-р им. Азизбекова (Баку, 1941),
Моск. т-р Сатиры (1941), Казанский рус. т-р (1953), Ленингр. т-р им.
Ленинского комсомола (1953), Т-р им. Зань-ковецкой (Львов, 1953), Т-р
им. Октябрьской революции (Одесса, 1953), Горьковский т-р (1954), Т-р
им. Моссовета (1954), Волгоградский т-р (1955),Латвийский т-р драмы
(1960; реж. Амтман-Бриедит; Горлохватский - Ян Осис) и мн. др. Комедия
была в 1955 экранизирована автором (реж. Корш-Саблин).
Издания: "К. с. п.", Мшск, 1939, К р а п i в а К. К., Выбраныя творы,
Мшск, 1947; Драматычныя творы, М1нск, 1951; П'есы, MincK, 1953; на рус.
яз.: М., 1940 (пер. и лит. обработка Г. Рыклина); Белорусская
драматургия. Сб. пьес, т. 1, Л.- М., 1949; Крапива К. К., Избранные
драмы, М., 1953; в сб.: Пьесы советских писателей, т. 6, М., 1955, с.
67-130.
Лит.: Б у т а к о в А., Искусство жизненной правды Минск, 1957, с.
175-196. А. Шн
КТОРОВ, Анатолий Петрович [р. 12(24).IV.1898]- русский советский
актёр. Нар. арт. СССР (1963). В 1919 окончил студию под рук. Ф. Ф.
Комиссаржев-ского. Дебютировал в 1917 в Т-ре им. В. Ф. Комиссар-жевской
и играл в этом т-ре до 1920. В 1920-33 (с перерывом) работал в б. Т-ре
Корша. В 1933 вступил в труппу МХАТа. Искусство актёра, обретая с годами
отточенность и зрелость, не испытало сложной эволюции; хорошие внешние
данные, природный артистизм, мастерство сценич. диалога уже в первые
годы работы выдвинули К. в число известных молодых актёров.
В творчестве К. можно проследить несколько тем. Его первая значит,
роль - паж Жеан в пьесе "Ванька-ключник и паж Жеан" Сологуба (1919) -
молодой влюблённый повеса. С тех пор К. часто играл удачливых, весёлых,
легко скользящих по жизни людей, обладающих изящными манерами: Элджернон
("Легкомысленная комедия для серьёзных людей" Уайльда, 1923), сын короля
("Чёрная месса" Шершеневича по Сарду, 1924), позднее в МХАТе- Шервинский
("Дни Турбиных" Булгакова, 1936), Дульчин ("Последняя жертва", 1948),
Коко ("Плоды просвещения", Гос. пр. СССР, 1952). К той же группе образов
могут быть отнесены изворотливый и сметливый Сэм Уэллер ("Пикквикский
клуб" по Диккенсу, 1935) и бродяга Автолик ("Зимняя сказка" Шекспира,
1958).
Вторую значительную группу в репертуаре К. составляют обольстительные
изящные лицемеры, ведущие двойную игру: Петлиц ("Канцлер и слесарь"
Луначарского, 1921), Люцио ("Мера за меру" Шекспира, 1922), Джозеф
("Школа злословия" Шеридана, 1940), Керкер ("Домби и сын" по Диккенсу,
1949).
Остро характерное дарование К. раскрылось в таких образах, как тиран
Навуходоносор ("Иудейская вдова" Кайзера, 1923), отец Степан ("Земля"
Вирты, 1937), краснобайству ющий адвокат Звонцов ("Егор
Булычев и другие", 1934, "Достигаев и другие", 1938), доносчик и
завистник Пётр Долгоруков ("Пушкин" Булгакова, 1943), гитлеровский
садист Розенберг ("Русские люди", 1943), эгоистичный и самовлюблённый
профессор Серебряков ("Дядя Ваня", 1947), воинствующий мещанин Суслов
("Дачники", 1953), политикан Муссе ("Убийца" И. Шоу, 1961).
С успехом исполняет К. и роли, требующие глубокого психологич.
анализа, мастерства внутр. перевоплощения. Из первых работ К. к этим
ролям относились:
Генри ("Пурга" Щеглова, 1927), поручик Печерский ("Инженер Мерц"
Никулина, 1929), писатель Шевелев ("Попутчики" Сейфуллиной, 1932), а
также Каран-дышев ("Бесприданница" Островского, 1932). Позднее -
Кроссман ("Осенний сад" Хелман, 1956) и Бернард Шоу ("Милый лжец" Килти,
1962), в последнем спектакле актёру удалось раскрыть сложный внутр. мир
большого художника.
К. безупречно владеет голосом, у него выразительный* жест, пластика,
тонкое чувство юмора. С 1925 снимается в кино-Каскарилья ("Процесс о
трёх миллионах"), Коркис ("Праздник святого Иоргена"), Паратов
("Бесприданница") и др. 3. В л.
КУ (казах. - хитрец, пройдоха) - казахские народные комики-затейники,
увеселявшие народ на праздниках и свадьбах шутками, весёлыми песенками,
комич. выходками. Напр., во время свадебного обряда "бет-ашар" (открытие
лица невесты) ку представлял невесте родственников жениха, шутливо
имитируя их повадки и требуя от них подарка невесте. При развитии проф.
т-ра комич. приёмы ку были использованы первыми нац. актёрами. В
Киргизии нар. комики, выполняющие те же функции, что и ку, наз. к у у д
у л. Н. Л.