<< Пред. стр. 466 (из 913) След. >>
Англии: Ч. Маклин, Д. Гаррик (возглавлял т-р в 1747-76) и др.; в1776-1809 т-ром руководил Р. Шеридан. Отмена театр. монополии (1843)
привела к быстрому росту новых т-ров. В 1844-62 особое значение приобрёл
т-р "Сэдлерс-Уэллс", руководители к-рого С. Фелпс и Уорнер внедряли в
сценич. иск-во принципы реалистич. режиссуры.
В 1840 был создан т-р ТТринсесс", к-рым в 1850-59 рук. Ч. Кин. В
1830-38 особой популярностью пользовался т-р Юлимпик" (существовал в
1806-90), возглавлявшийся Э. Вестрис. Здесь ставились пантомимы,
мелодрамы и сентиментальные драмы (т. н. "олимпик драмас"). В 1847-54
работал т-р "Лииеум" под рук. Вестрис. Фарсы и комедии ставили т-ры
"Корт" (осн. 1870), "Гейети тиэтр" (1868- 1939). В 1854 создан
крупнейший мюзик-холл и т-р "Алъ-гамбра", ставивший в 70-80-х гг.
оперетты и муз. комедии. Одним из ведущих т-ров Европы стал
реконструированный после пожара т-р "Ковент-Гарден". С 20-х гг. 19 в. в
нём всё большее место занимает опера (в 1824-26 им рук. К. М. Вебер), и
с 1847 "Ковент-Гарден" стал исключительно муз. т-ром. "Друри-Лейн" в
конце 19 в. утратил своё прежнее значение. Здесь начали выступать
гастрольные труппы, ставились пантомимы и т. д.
Театр, жизнь оживилась в конце 19 в. В 1865-80 на сцене т-ра принца
Уэльского, а в 1880-85 - т-ра "Хеймаркет" выступала труппа С. и М.
Банкрофт, утверждавшая принципы ансамбля, реалистич. актёрской игры.
Событием театр. жизни Л. была организация в 1870 нового т-ра
"Лицеум", продолжившего художеств. принципы Ч. Кина. В 1878-98 т-ром
руководил Г. Ирвинг, его пост. партнёршей была Э. Терри. Ведущее место в
репертуаре занимали произв. Шекспира, в 1898-1908 серию шекспировских
спектаклей пост. Г. Бирбом Три.
В 1891-97 в Л. работал "Независимый театр", впервые пост. пьесы
Ибсена и Шоу. В 1894 организован шекспировский т-р "Олд Вик",
существовавший до 1963. В этом т-ре выступали: С. Торндайк, Э. Эванс,
Дж. Гилгуд, Л. Оливье, В. Ли, М. Редгрев и др. В нач. 20 в. переживает
свой расцвет т-р "Корт", к-рым в 1904-07 руководил X. Гренвилл-Баркер.
Т-р ставил значительный по содержанию репертуар.
В 1911-29 в Л. проводились (гл. обр. в здании мюзик-холла
"Альгамбра") т. н. "Русские сезоны за границей". С 1911 в б. т-ре
варьете "Колизеум" (осн. 1902) выступали М. Рейнхардт, Сара Бернар и др.
Кроме т-ра"0лд Вик", в 1-й пол. 20 в. в Л. не было постоянных
репертуарных т-ров. Существовало ок. 30 театр. зданий, где играли разл.
труппы.
В период между двумя мировыми войнами возникают малые и клубные т-ры,
в к-рых шли пьесы, отвергнутые цензурой. После перерыва и реконструкции
(1916-31) вновь открывается т-р "Сэдлерс-Уэллс", во время войны здесь
шли оперные спектакли; в 1946, после основания труппы "Сэдлерс-Уэллс
балле",- также и балеты. Во время 2-й мировой войны мн. т-ры были
разрушены, позже частично восстановлены. Росту новых т-ров препятствует
высокая стоимость земельных участков в Л., а также конкуренция кино и
телевидения. В 1956 организовано сценич. об-во ."Инглиш стейдж компании,
где впервые пост. пьесы Дж. Осборна и А. Уэске-ра. В 1959 в лондонском
Сити основан репертуарный т-р "Мермейд" ("Русалка") под рук. актёра и
режиссёра Б. Майл-са, ставящий пьесы Брехта, 0'Кейси и др. Актуальную
совр. драматургию пропагандируют т-ры "Юпити" (осн. 1937) и "Уоркшоп"
(осн. 1948, рук. Дж. Литлвуд), рассчитанные на массового демократич.
зрителя.
До конца 1963 в Л. не было ни одного гос. т-ра, что вызывало протесты
видных театр. деятелей Англии. В окт. 1963 (в помещении т-ра "Олд Вик")
открылся первый гос. т-р Англии - "Национальное театральное общество"
(Национальный т-р, рук. Л. Оливье), в состав к-рого вошла часть труппы
закрывшегося т-ра "Олд Вик".
Лит.: Современный английский театр. М., 1963; В а-ker Н. В., History
of the London stage... (1576-1903), L.- N. Y., 1904; Or dish T. F.,
Early London theatres, L., 1894; S h e r s о n E., London's lost
theatres of the nineteenth century, L., 1925; N о Ь 1 e P., British
theatre, L., 1946;
S с h о 1 e s P. A., The mirror of music. 1894-1944..., v. 1-2, L.,
1947; Theatre in review, L., 1956. Э. Г., Ю. К.
ЛОНЖА (от франц. longe, букв.- верёвка) (в цирке)- специальное
приспособление для страховки и помощи при обучении различным акробатич.
движениям. Ручная Л. представляет собой широкий пояс с двумя надёжно
укреплёнными верёвками по сторонам. Используется гл. обр. при обучении
акробатич. прыжкам. Два человека страхуют исполнителя, придерживая
верёвки и передвигаются одновременно с ним. Одинарная Л.- верёвка,
пропущенная через один блок. Подвесная Л.- две верёвки, пропущенные
через укреплённые блоки. Они прикреплены к поясу исполнителя, а два
свободных конца держит страхующий; используется при отработке трюков,
к-рые исполняются на значительной высоте.
ЛООРИНГ (Looring), Лилиана Юрьевна (15. IX. 1899 - 2. V. 1963) -
эстонская артистка балета. Одна из первых эстонских балерин. Училась в
Таллине у E. В. Литвиновой. В 1918-27 - солистка балетной труппы т-ра
"Эстония" (Таллин). Владея иск-вом классич. и характерного танца, Л.
утверждала в Эстонии традиции русского классического балета.
Партии: Гл. партия (Шопениана"), Илька ("Очарованный лес" Дриго),
Пахита (о. п. Минкуса) и др.
С 1931 вела педагогия, деятельность. Леа Т.
ЛОПАТИНСКАЯ (наст. фам.- Кравчуков н а), Филомена Николаевна
(1873-26. III. 1940) - украинская артистка оперы (сопрано). В 1904
окончила Львовск. консерваторию. Сценич. деятельность начала в 1890,
выступив во Львовск. укр. театре при об-ве "Русска бесща". В 1896-1914
выступала в спектаклях польск. и нем. опер во Львове. В 1915 играла в
укр. труппе "Тернопольские театральные вечера"; в 1916-18 была актрисой
"Товарищества украинских артистов", возглавлявшегося М. Зань-ковецкой и
П. Саксаганским. В 1919-23 Л. работала в укр. труппах Галиции и
Буковины. В сер. 20-х гг. переехала в Сов. Украину. Вскоре в связи с
болезнью оставила сцену. Иск-во Л. покоряло своей задушевностью,
лиризмом, тонким ощущением стиля.
Партии: Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Наталка, Оксана, Ганна
("Наталка-Полтавка", "Рождественская ночь", "Утопленница" Лысенко),
Катерина (о. п. Аркаса на сюжет поэмы Шевченко), Роксолана (о. п.
Сичинского), Виолетта, Чио-Чио-сан, Аида; Маргарита ("Фауст") и др.
Р./7.
ЛОПЕ ДЕ В‚ГА - см. Бега Карпъо, Л. Ф. де.
ЛОПУХИНА (по мужу -Ришар), Дарья Сергеевна [1806 - 16 (28). IV. 1855]
- русская артистка балета. В 1812 была принята в Моск. балетное уч-ще,
к-рое окончила в 1821. Ученица А. П. Глушковского. Дебютировала в 1815 в
дивертисменте, исполнив рус. пляску. Л. в совершенстве владела техникой
классич. танца, выступала также и как драматич. актриса.
Партии: Сандрильона (о. п. Сора), Элиза ("Пажи герцога Вандомского"
Жеровита), Лизабета ("Лизабета и Миллер, или Девушка-солдат"), Виргиния
("Павел и Виргиния" Дорандо), Лиза ("Тщетная предосторожность") и др.
В 1832 Л. из-за болезни оставила сцену. С 1848 преподавала в
Петербурге. Среди её учениц: М. Н. Муравьёва, М. С. Суровщикова-Петипа,
3. И. Ришард.
Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до
середины XIX века, М.-Л., 1958. Юр. Б.
ЛОПУХОВ, Андрей Васильевич (1888-23. V. 1947) - русский советский
артист балета и педагог. Засл. арт. РСФСР (1939). В 1916 окончил Петерб.
театр. уч-ще (ученик М. М. Фокина и А. М. Монахова) и в этом же году был
принят в Мариинский т-р (позднее Ленингр. т-р оперы и балета), где
прослужил до 1947.
С 1918 - Л. ведущий характерный танцовщик этого т-ра. Обладал
отточенной техникой, танец его был экспрессивным, порывистым. Лучшие
партии:
Нурали ("Бахчисарайский фонтан") и Меркуцио ("Ромео и Джульетта"). С
1927 Л. вёл в т-ре класс усовершенствования солистов. В 1939 совм. с А.
И. Бочаровым и А. В. Ширяевым опубликовал книгу "Основы характерного
танца". Ham. Ч.
ЛОПУХОВ, Фёдор Васильевич [р. 7(19). X. 1886]- русский советский
артист балета, балетмейстер и педагог. Нар. арт. РСФСР (1956). Ещё
учеником Петерб. балетной школы выступал в балетах М. И. Петипа, Л. И.
Иванова, А. А. Горского. В 1905 окончил школу и бь л принят в Мариинский
т-р. Впервые выступил как балетмейстер в 1916, пост. "Мексиканский
кабачок" на муз. Гончарова. В годы реакцги (1907-11), распространения
упадочного, модернистскою танца Л. сохранял и развивал в своём
творчестве классич. традиции. В поисках новых средств хореографич.
выразительности Л. обращался к смежным видам иск-в, пытался развить и
обогатить систему классич. танца. В 1922-ЗОЛ. руководил балетной труппой
Гос. академич. т-ра оперы и балета (Петроград), где пост. спектакли
"Жар-птица" Стравинского, "Величие мироздания" на муз. Четвёртой
симфонии Бетховена (1923), "Красный вихрь" Де-шевова (1924) - аллегорич.
синтетич. спектакль в форме массового празднества (сочетание танца,
акробатики, речи, пения), "Ночь на Лысой Горе" на муз. Мусоргского
(1924, пост. под назв. "лице-дейская потеха Древней Руси"), в форме
старорусской скоморошьей игры пост. балет "Байка про лису..."
Стравинского (1927). Один из лучших балетов Л. - "Ледяная дева" на муз.
Грига (1927), в к-ром элементы акробатики сочетаются с классич. танцем.
В 1929 Л. пост. танец кули в балете "Красный мак" ("Красный цветок"). В
1931-36 руководил балетной труппой Ленингр. Малого оперного т-ра. Среди
пост. Л. в этом т-ре: "Болт" на муз. Шостаковича (1931), "Арлекинада"
Дриго (1933), "Коппелия" (1934). В 1938 пост. "Ночь перед рождеством"
Асафьева совм. с Бурмейстером, Муз. т-р им. Станиславского и
Немировича-Данченко). В пост. балета "Тарас Бульба" Соловьёва-Седого
(1940, Т-р оперы и балета им. Кирова) Л. сочетал классич. и нац. укр.
танец. Пост. также балеты: "Весенняя сказка" на муз. Чайковского (1947,
там же), "Картинки с выставки" на муз. Мусоргского (1963, Муз. т-р им.
Станиславского и Немировича-Данченко). В 1944--56-гл. балетмейстер Т-ра
оперы и балета им. Кирова. С 1922 (с перерывами) занимался педагогич.
деятельностью, с 1962 - художественный руководитель балетмейстерского
отделения при режиссёрском ф-те Ленингр. консерватории.
Соч.: Величие мироздания. П., 1922; Пути балетмейстера, Берлин, 1925.
Лит.: Слонимский Ю., Советский балет, М.- Л., 50. Ham. Ч.
ЛОРДКИПАНЙДЗЕ, Григорий Давидович (р. 19. X. 1927) - грузинский
советский режиссёр. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1961). В 1950 окончил
режиссёрский ф-т ГИТИСа. Работал режиссёром Вильнюсского рус. т-ра,
Горийского т-ра им. Г. Эристави. В 1952-54 и 1956-63 - режиссёр Т-ра им.
К. Марджанишвили, в 1954-56-гл. реж. Кутаисского т-ра, с 1963 -
Тбилисского рус. т-ра им. А. Грибоедова.
Пост.: "Возвращение" Клдиашвили (1951), "У пропасти" Габескирия
(1953), "Тариел Голуа" Киачели (1955), "Я, бабушка, Илико и Илларион"
(1960) и "Я вижу солнце" (1961) Дум.бадзе и Лордкипанидзе; "Любовь
Яровая" (1955), "Нашествие" (1958), "Гибель эскадры" (1957), "Отел-ло"
(1956), "Хозяйка гостиницы" (1951); "Американская трагедия" по Драйзеру
(1959), "Пятая колонна" по Хемингуэю 1962, моек. т-р "Современник"). /\
5.
ЛОРЕНС (Lawrence), Марджори (р. 17. II. 1909) - австралийская
артистка оперы (сопрано). В 1932 с успехом дебютировала в Монте-Карло и
была приглашена на ведущие партии в т-р "Гранд-Опера". С 1935 - солистка
т-ра "Метрополитен-опера". Одновременно гастролировала по Америке и
Европе. В 1941 оставила сцену из-за болезни. Л. с особым успехом
выступала в операх Вагнера; пела партии Зиглинды, Брунгильды, Эльзы,
Елизаветы и Венеры ("Валькирия", "Гибель богов", "Лоэнгрин",
"Тангейзер"). Экспрессивное, прочувствованное исполнение, мягкий голос
широкого диапазона (в репертуаре Л . были и партии меццо-сопрано)
принесли Л. широкую известность.
Соч.: Interrupted melody: the story of my life, N. Y., 1949, L.,
1952. Be. T.
ЛОРИНГ (Loring), Юджин (наст. имя и фам. Лерой Керпестейн;
Kerpestein; p. 1914) - американский артист балета и балетмейстер. Один
из создателей нац. амер. балета. Учился в "Школе американского балета",
в 1935-38 вступил в труппу "Амери-кан балле", где вскоре стал солистом.
Как балетмейстер получил известность постановкой "Билли-малыш" Копленда
(1938), исполнял загл. партию. В этом балете Л. стремился найти форму
амер. нац. сценич. танца. Балет "Билли-малыш" вошёл в репертуар многих
амер. балетных трупп. В 1941-42 был организатором (также танцовщиком и
балетмейстером) труппы "Данс Плейере".
Пост.: "Американский верзила" Бранта (1941, "Балле тиэтр"), "Кармен
Джонс" на муз. Бизе (1943), "Мировая столица"'Антея (1953, "Балле тиэтр"
и др.). С 60-х гг. преподаёт и ставит танцы в Голливуде.
Лит.: A m b е г g G., Ballet in America, N. Y., 1949;
Balanchine G., Balanchine's complete stories of the great ballets, N.
Y., 1956, с. 42-47. Ham. P.
ЛОРКА, Федерико - см. Гарсиа Лорка, Ф. ЛОРТЦИНГ (Lortzing), Альберт
(23. X. 1801 - 21. I. 1851) - немецкий композитор и певец (тенор). В
1820 Л. стал проф. оперным и драм. артистом, выступал в разл. городах
Германии (с 1834 - в Лейпциге) на ролях тенора-буфф. После 1844 работал
дирижёром в т-рах Лейпцига, Вены и Берлина. Как композитор Л. не был
достойно оценён современниками, несмотря на то, что его лучшие оперы:
"Царь и плотник, или Два Петра" на сюжет о Петре I (1837, Лейпциг),
"Браконьер" (1842, Лейпциг), романтич. опера "Ундина" (1845, Магдебург),
"Оружейник" (1846, Вена)- до сих пор ставятся в т-рах. Творчество Л.
непосредственно связано с нем. театр. иск-вом, в нём заметны влияние
Моцарта и черты нем. зингшпиля. Л. усвоил опыт итал. комич. оперы с её
подвижностью и энергией и лиризм французской.
Др. оперы: "Два стрелка" (1837), "Карамо" (1839), "Ганс Сакс" (1840),
"Казанова" (1841), "У гроссадмирала" (1847), "Пажи Роланда" (1849) (все
пост. в Лейпциге), "революционная опера" "Регина" (поем. 1899, Берлин),
лидершпили "Поляк и его дитя", "Рождественский вечер", "Сцены из жизни
Моцарта" (все пост. 1832, Оснабрюк), "Али Паша" (1838, Мюнстер). Л.
принадлежит также музыка к спектаклям, оратория, хоры (в т. ч. посв.
революции 1848) и соч. в др. жанрах.
Соч.: Gesammelte Briefe, hrsg. von G. R. K ruse, Regensburg, [1913].
Лит.: Laue H., Die Operndichtung Lortzings, Bonn,
1932; Dippel P. G., A. Lortzing..., B., 1951. Ал. M.
ЛОС АНХЕЛЕС (Los Angeles), Виктория де [собств.- Виктория Гомес Сима
(Gomez Cima)] (p. l. XI. 1923) - испанская артистка оперы (сопрано).
Пению обучалась в Барселонской консерватории. Творч. деятельность начала
в 1944. С 1949 Л. А. гастролирует во Франции (т-р "Гранд-Опера"), Италии
(т-р "Л а Скала"), Юж. Америке (т-р "Колон", Буэнос-Айрес), Англии (т-р
"Ковент-Гарден") и др. странах.С 1951- солистка т-ра "Метрополитен -
опера". Считалась лучшим интерпретатором музыки М. де Фальи; в 1961
участвовала в междунар. премьере его оперы "Атлантида" на сцене т-ра
"Ли-сео". Одна из видных совр. певиц, Л. А. обладает голосом яркого
тембра, сочного и мягкого звучания, обширного диапазона (поёт партию
Розины в перво-нач. авторской ред. для меццо-сопрано). Сценич. образы,
созданные Л. А., исполнены искреннего и светлого чувства, повышенной
экспрессии.
Партии: Манон (о. п. Массне), Маргарита ("Фауст"), Мими ("Богема"),
Чио-Чио-сан, Виолетта; Елизавета ("Тангей-зер"), Мелизанда ("Пеллеас и
Мелизанда" Дебюсси), Недда ("Паяцы") и др. Выступает и как камерная
певица.
Лит.: D a v i d s о n G., Opera biographies, L., 1955;
Brook D., Singers of today, 2 ed.. L., [1958].
Be. Т., М. Лиц.
ЛОССКИЙ, Владимир Аполлонович [18(30). VI. 1874 - 6. VII. 1946] -
русский советский артист оперы (бас) и режиссёр. Засл. арт. Республики
(1925). Брал уроки пения у К. Эверарди в Петербурге. В 1899, окончив
Киевский ун-т, Л. поступил в труппу Моск. частной оперы, после чего пел
в Киевской (1901- 1905) и в Моск. частной опере (1905-06). С 1906 -
солист Большого т-ра.
Партии: Дон Бартоло ("Се-вильский цирюльник"), Цунига ("Кармен"),
Англичанин ("Фра Дьяволо" Обера), Фарлаф; Скоморох, Писарь, Дуда
("Сказка о царе Салтане", "Майская ночь", "Садко"), Скула ("Князь
Игорь") и др.
Л., по его собств. признанию, был больше актёр, нежели певец, но его
исключит. музыкальность, превосходная дикция и яркое сценич. дарование
определили его популярность как оперного певца. В 1909 пост. в Большом
т-ре оперу "Кавказский пленник" Кюи. В 1920-28 Л. - гл. реж. Большого
т-ра. Работал реж. оперных т-ров Свердловска, Тбилиси, Ленин" града и
др. городов. В 1934-36 и 1943-46 - реж. Большого т-ра.
Пост.: в Большом т-ре-"Снегурочка" (1911), "Иоланта" (1917), "Аида"
(1922),"Лоэнгрин" (1923), "Борис Годунов" (1927), "Садко" (1935), "Князь
Игорь", "Русалка" (1944); в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова -
"Сказка о царе Салтане" (1937), "Лоэнгрин" (1941); в Свердловском т-ре
оперы и балета - "Борис Годунов" (1928-29), "Руслан и Людмила" (1929-
1930), "Лоэнгрин" (1934); в Тбилисском т-ре оперы и балета - "Князь
Игорь" (1930); в Одесском т-ре оперы и балета - "Гугеноты", "Аида"
(1919-20), "Севильский цирюльник" (1937-38), "Иван Сусанин"; "Броненосец
Потёмкин" Чишко (1939-40) и л.р.
Л. преподавал в оперных классах Моск., Киевской, Одесской
консерваторий. В 1920 - 1926 выступал в спектаклях Муз. студии МХАТа.
Лит.: Голованов Н. [и др.], Крупнейший оперный режиссёр. Памяти В. А.
Лосского, "Сов. искусство", 1951, 10 июля; Л е в и к С. Ю., Записки
оперного певца. Из истории рус. оперной сцены, М., 1962; Владимир
Аполлонович Лосский. Сб., М., 1959 (имеется библиография).
ЛОТАР (Lothar), Миклош (р. 31.VIII.1916)-венгерский артист оперы
(драматич. тенор). В 1952-59-солист муз. труппы Т-ра им. Чоконаи в
Дебрецене. Один из выдающихся совр. венг. оперных певцов, Л. с особым
успехом выступал в партии Банк-бана в о. п. Эркеля, создав яркий,
драматич., полный экспрессии образ. Среди лучших партий Л. также Отелло
(о. п. Верди), Хозе и др.
ЛОТТИ (Lotti), Козимо (г. рожд. неизв. - ум. 1650) - итальянский
архитектор, живописец, театральный декоратор. С 1618 - придворный
декоратор в Мадриде, где по его проекту в королевском парке Буэн Ретиро
был выстроен т-р. В т-ре "Буэн Ретиро" сцена была оснащена проходами для
кулисных машин, люками и летательными аппаратами. Задняя стена сцены
могла раскрываться и т. о. парк "присоединялся" к сцене, создавая
пейзажную декорацию большой глубины. Л. было присвоено звание
придворного инженера. Он проектировал декорации для театр. празднеств.
Между 30-40-ми гг. 17 в. создал декорации для пост.: "Персей" Лопе де
Вега, "Отмщён-ный Юпитер", "Сказка о Дафне". Л. принадлежал к
декораторам флорентийской школы, его заслугой было внедрение в исп. т-р
лучших достижений итал. машинерии и декорац. иск-ва 17 в. В. Мюл.
ЛОУСОН, Л о сон (Lawson), Джоан (р.30.1. 1907)- английский критик,
историк и теоретик балета, педагог. Хореографич. образование получила у
М. Мор-рис и С. Астафьевой. В 1940-54 регулярно выступала со статьями в
журн. "Дансинг тайме". С 1940 читает лекции в Лондонском и др. ун-тах. С
1946 ведёт специальный курс в школе Королевского балета. Автор ряда
статей о сов. балете.
Соч.: European folk dance, L., 1953; Mime, L., 1957;
Ballet in the USSR, L., 1943, [Publ. by the Society for cultural
relations with the USSR (S. C. R.)]; Dressing for the ballet, L., 1958
(совм. с Р. Revitt); Classical ballet, its style and technique, L.,
1960. Дат. Р.