<< Пред. стр. 47 (из 913) След. >>
Клерон. Впервые выступила на оперной сцене в Париже в 1757. С этого года(до 1774) была ведущей певицей Королевской академии музыки. Лучшие
партии А.: в операх Глюка - Ифигения ("Ифигения в Авлиде") и Эвридика
("Орфей и Эвридика"), Рамо - Телаир, Ифиза ("Кастор и Поллукс",
"Дарданус"), Люлли - Ориана, Эгле ("Амадис", "Тезей") и др. А.
находилась в дружеских отношениях с Вольтером, Дидро, Д'Аламбером. В
1774 оставила сцену. В 1927 Г. Пьерне написал одноактную муз. комедию
"С. Арну" на материале эпизодов из жизни артистки.
Лит.: Douglas R. В., Sophie Arnould. Actress and wit, L., 1898; Billy
A., La vie amoureuse de S. Arnould, P., 1929. д. Лев., И. Ш. АРНУ-ПЛЕССЙ
(Arnould-Plessy), Жанна Софи (4.IX.1819- 30. V.1897)- французская
актриса. Род. в г. Мец в семье провинциального актёра. Окончила
Парижскую консерваторию (ученица театр. педагога и актёра Ж. Сансона). В
1834 начала сценич. деятельность в одном из т-ров Парижа. В том же году
дебютировала в т-ре "Комеди Франсез" (Париж) в роли Эммы ("Честная
девушка" Дюваля) и вскоре стала одной из ведущих актрис этого т-ра на
амплуа "гранд-кокет". В 1845-55 состояла в франц. труппе Михайловского
т-ра в Петербурге. По возвращении во Францию снова выступала в "Комеди
Франсез" до ухода со сцены в 1876. А.-П. исполняла роли в комедиях
Мольера: Эльмира ("Тартюф"), Селимена ("Мизантроп") и др. С наибольшим
успехом выступала в комедиях П. К. Мариво - Сильвия ("Игра любви и
случая"), Анжелика ("Испытание"), А. Мюссе - Маркиза ("Дверь должна быть
открыта или закрыта"), госпожа де Лери ("Каприз"), в драмах и комедиях
Э. Скриба- королева Анна ("Стакан воды"), Адриенна Лекуврёр (о. п.), в
пьесах Э. Ожье - Габриель (о. п.), Флоринда ("Авантюристка"), графиня де
Прель ("Зять господина Пу-арье"), баронесса Пфефферс ("Сын Жибуайе").
Продолжая в своём творчестве традиции классицист-ского направления
франц. школы актёрского иск-ва, А.-П. испытала воздействие бурж.
реализма, утвердившегося в 60-х гг. 19 в. во франц. т-ре и
возглавлявшегося "школой здравого смысла". Игра А.-П. отличалась высоким
мастерством сценич. речи, выразительностью и изяществом. Рус. театр.
критика отмечала, что реалистич. убедительность иск-ва А.-П. снижалась
подчёркнутой театральностью, излишней аффектацией и манерностью.
Лит.: Игнатов С. С., История западноевропейского театра нового
времени, М.-Л., 1940; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже
XIX и XX столетий,Л.-М., 1939; С -к а. Французская комедия двадцать пять
лет назад, "Артист", 1893, JN" 31, кн. 11, с. 96-97; Вольф А., Хроника
петербургских театров, ч. 1, СПБ, 1877; Samson, Memoires de Samson, de
la Comedie Francaise, 3 ed.. P., 1882;
Got Ed., Journal (1822-1901), v. 1-2, P., 1910. Г. А.
АРО (Аго), Ритва (р. 28.11.1905) - финская артистка оперы
(меццо-сопрано). Пению обучалась в Хельсинки у X. Гранфельт и А.
Хагелыптам, совершенствовалась в Вене, Берлине, Лондоне, Париже и
Москве. Впервые выступила на оперной сцене в 1924 в Турку. В 1924-31 -
солистка оперного т-ра в Турку. С 1932 выступала в Шведском т-ре в
Турку, в Шведском т-ре и Финской опере в Хельсинки и в т-рах Стокгольма,
Гётеборга, Копенгагена и др. городов. Партии: Кармен; Брангена, Фрика
("Тристан и Изольда", "Кольцо Нибелунга" Вагнера), Азучена ("Трубадур"),
а также главные роли в опереттах "Весёлая вдова" Легара, "Сильва"
Кальмана и др. С. Л.
АРРО, Эдгар Александрович (р. 24.III.1911) -эстонский советский
композитор. Засл. деят. иск-в Эст.ССС (1955). Окончил Таллинскую
консерваторию (в 1935- по классу органа проф. А. Топмана, в 1939- по
классу композиции проф. А. Каппа). Творч. деятельность начал в 1936 (в
1936-40 работал органистом эстонского радио). С 1944 А.- преподаватель,
с 1956 - доцент Таллинской консерватории. Совм. с композитором Л.
Норметом написал первую сов. эст. оперетту "Румму Юри" (1954,. Тарту) и
оперетту "Огни в родной гавани" (1958, Таллин). А.- автор музыки к
спектаклю "Не твоё, не моё, а наше" Ма-ляревского (1952), хоров,
камерно-инструментальных и др. соч. X. Кыр.
АРСАЛАНОВ, Абида Арсаланович (р. 15.III. 1918) - бурятский советский
артист оперы (лирич. тенор). Засл. арт. Бурят. АССР (1946) и засл. арт.
РСФСР (1952). Сценич. деятельность начал в самодеятельности. После
окончания Улан-Удэнской муз. студии обучался пению в Моск.
консерватории. В 1939 поступил в Бурятский муз.-драм. т-р (ныне
Бурятский т-р оперы и балета). Партии: Энхэ ("Энхэ-Булат батор"
Фролова), Даши ("У подножия Саян" Ряузова), Балыпир ("На Байкале"
Книппера), ХуанЧжен ("Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни), Альфред;
Фауст; Синодал ("Демон"), Князь ("Русалка"), Ленский и др. Л. Ход.
"АРСЕН"- народная драма С. Шаншиашвили (о герое крестьянского
освободит, движения 30-х - нач.40-х гг.19 в. в Грузии-Арсене
Одзелашвили). Соч. в 1935. Пост. 23 мая 1936, Т-р им. Руставели, Тбилиси
(реж. Васадзе, худ. Гамрекели, композитор Туския; Арсен - Хорава, Гиви -
Чихладзе, Онисе - Хуцишвили, Гонджа - Апхаидзе, Нено - Джа-джанашвили,
князь Бараташвили - Давиташвили). Спектакль был показан т-ром во время
гастролей в Москве (1936). Возобновлён 17 февр. 1953 прежней
постановочной группой. В 1937 "А." пост. 1-м Гос. т-ром Армении в
Ереване (ныне Т-р им. Сундукяна) (реж. Журули, худ. М. Арутчян; Арсен -
Р. Нерсесян, Нено - Восканян, князь Бараташвили - Джа-нан, Онисе -
Авакян). Пьеса была пост. т-рами арм. драмы в Тбилиси (1936) и Баку,
Новосибирским ТЮЗом (1938).
Издания- "Арсен С. Шаншиашвили, драм. поэма, Тб., 1936 (на груз.
яз.); "Арсен'. Народная драма в 5 д. Авторизованный перевод Э.
Ананиашвили, в кн.: Грузинская советская драматургия, М., 1958.
Лит.: Февральский А., Театр им. Руставели, М., 1959, с. 183-195;
Абхаидзе Ш.иШвангерадзе IL, Государственный ордена Ленина театр им.
Руставели, Тб., 1958, с. 59-61. А. Шн.
APCEHKO, Арсен Дианисович [2(15).III.1903-30. VIII. 1945] -
белорусский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. БССР (1944). В
1924-28 обучался в Харьковском муз.-драм. ин-те. Сценич. деятельность
начал в 1928 в Харькове в передвижном г-ре оперы и балета. С 1930
работал в различных оперных т-рах Сов. Союза, в т. ч. в Большом т-ре
СССР (1936-37). С 1937 А.- солист Белорус. т-ра оперы и балета (Минск).
Партии: Кузьмич ("В пущах Полесья" Богатырёва), Андрей ("Цветок счастья"
Туренкова), Елецкий ("Пиковая дама"), Фигаро ("Севильский цирюльник"),
Жермон, Онегин и др. Пользовался широкой известностью как камерный
певец.
Лит.: М о д э л ь М., Памяти Арсена Арсенко, в сб.:
Народный артысты БССР, М?нск, 1948, с. 30-33. Вр. С.
АРСКИЙ, Павел Александрович [р. 25.Х (6.XI). 1886] - русский
советский поэт и драматург. Член КПСС с 1918. Автор первых сов. пьес о
революции и гражданской войне. В 1918 написал пьесу (драма-тич. этюд)
"За красные Советы", к-рая в том же году была пост. Т-ром Пролеткульта в
Петрограде, широко показывалась на фронтах гражданской войны. А.
принадлежат также пьесы "За Красный Урал", "За революцию... за свободу"
(1918), "Голгофа" (1924), "Чёрная пена" (1925), "Штурм неба" (1929),
"Атаман Булак-Балахович" (1930) и др.
Соч.: За Красные Советы, в сб.: Первые советские пьесы, М., 1958. А.
Шн.
АРСЛАНОВ, Мухамет Нуриахметович (р. 1910)- башкирский советский
театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1954). Учился в Ленингр.
академии художеств. С 1934 работал в Башк. Акаде-мич. т-ре драмы (Уфа),
где оформил спектакли:
"Салават", "Карлугас" Бикбая, "Хакмар" Мифтахова, "Отелло". С 1938-в
Башк. т-ре оперы и балета; оформил спектакли: "Князь Игорь"; "Акбузат"
Спадавеккиа и Заимова, "Алтынчеч" Жиганова, "Айхы-лу" Пейко, "Укрощение
строптивой" Шебалина; балеты: "Журавлиная песнь" Степанова, "Горный
орёл" Ахметова и Сабитова и др. Д. Б.
АРТАВАЗД II [96 (или 94)-31 до н. э.] - армянский царь, первый арм.
драматург. Создал в столице страны Арташате (ныне районный центр Арм.
ССР) арм. эллинистич. т-р с постоянной труппой. В 53 до н. э. здесь была
им осуществлена пост. "Вак-ханок" Еврипида. Г. Г.
АРТ‚М (наст. фам. - Артемьев), Александр Родионович
[1842-16(29).V.1914] - русский актёр. Род. в селе Столпово Зарайского
уезда Рязанской губ. в семье крепостного крестьянина. В 1878 окончил
моек. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества, в течение 25 лет работал
учителем рисования и чистописания (вышел в отставку, уже будучи
известным актёром МХТ). В нач. 80-х гг. стал выступать в любительских
спектаклях. С 1888-участник Общества искусства и литературы. Лучшая роль
этого периода - Счастливцев. С момента основания МХТ (1898) играл на
сцене этого т-ра. Был одним из лучших представителей иск-ва МХТ.
Самобытный характерный актёр, А. выступал преим. в пьесах рус. классики.
Уже в первом спектакле МХТ "Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого А. с
эпической простотой и драматизмом сыграл роль Богдана Курюкова (1898).
Наиболее полно дарование А. раскрылось в пьесах А. П. Чехова. С мягким
юмором, трогательной задушевностью и лиризмом играл он Шамраева
("Чайка", 1898), Фирса ("Вишнёвый сад", 1904), Вафлю ("Дядя Ваня",
1899), Чебутыкина ("Три сестры", 1901), глубоко раскрывая нежность души,
чистоту своих героев. А. стал любимым актёром Чехова (роли Чебуты-кина и
Фирса были написаны Чеховым специально для А.). С большой теплотой,
мастерством играл А. роли Перчихина ("Мещане", 1902), Акима ("Власть
тьмы", 1902), Кузовкина ("Нахлебник" Тургенева, 1912).
Лит.: Дурылин С. Н., Артем, Станиславский. Чехов, в сб.: К. С.
Станиславский. Материалы. Письма. Исследования, М., 1955, с. 408-43; его
же, Любимый актер Чехова..., "Театр и драматургия", М., 1935, ј 2, с.
17-25.
АРТЕМОВСКИЙ, С. С. - см. Гулак-Артемовский.
АРТИСТ (франц. artiste, от лат. ars - искусство)- человек, избравший
своей профессией деятельность в области сценического иск-ва, то же, что
актёр, В более широком смысле - человек, занимающийся творчеством в
области к.-л. искусства,- художник, музыкант и т. п.
"АРТИСТ" - русский театральный, музыкальный и художественный журнал.
Издавался в Москве в 1889-95 в течение театральных сезонов (7 номеров в
год). В 1892 и 1893 журнал имел приложение "Дневник артиста", к-рое
выходило в летние месяцы. Издатель-редактор "А."-Ф. А. Куманин; с 1894
(ј 37)- H. В. Новиков. Ответственные редакторы - А. Р. Гиппиус, с 1891 -
И. И. Петров, с 1892 -E.E. Корш. С 1894 "А." имел подзаголовок - "Журнал
изящных искусств и литературы". В журнале печатались научные и критич.
статьи, рецензии, рус. и переводные драматич. произведения, повести,
рассказы, мемуары, монографии (о Гоголе, Островском, Вагнере, Сен-Сансе
и др.). Помещались также иностранные и отечественные театр. обозрения,
хроника, библиография, репродукции картин известных художников,
стихотворения, романсы и пр. В качестве руководителей отделов в журнале
работали И. И. Иванов и С. Н. Кругликов. В "А." сотрудничали: профессора
- Н. И. Стороженко, Алексей Весел овский, писатели - А. П. Чехов, А. И.
Сумбатов-Южин, П. Д. Бо-борыкин, В. И. Немирович-Данченко, Н. С. Лесков
и др., композиторы - Ц. А. Кюи, Э. Ф. Направник, Н. А. Римский-Корсаков,
артисты-А. П. Ленский, П. М. Садовский и др. Журнал активно поддерживал
"Новую русскую музыкальную школу" ("Могучую кучку" и её последователей),
а также созданное Станиславским "Общество искусства и литературы".
Благодаря обилию фактич. материала журнал "А." является ценным
источником по истории т-ра и музыки.
АРТИСТИЧЕСКИЕ СЕМЬИ (актёрские семьи) - семьи, члены к-рых на
протяжении длительных периодов работали в театре. Среди наиболее
известных А. с.: Садовские, Васильевы, Самойловы, Бороздины и др.
(Россия), Аккерман, Дев-риент, Шредер (Германия), Бежар (Франция), Кин
(Англия), Бусико, Джефферсон (Англия, США), Буриан (Чехословакия),
Кикугоро (Япония); в цирке - Дуровы, Альперовы (Россия) и др.
"АРТИСТИЧЕСКИЙ КРУЖОК" - русская общественная художественная
организация, объединявшая работников различных видов иск-ва
(литераторов, актёров, музыкантов, художников). Существовала в Москве в
1865-83. Инициатором создания "А. к." была большая группа видных
лит.-художеств. деятелей во главе с А. Н. Островским, Н. Г.
Рубинштейном, В. Ф. Одоевским и др. В задачи "А. к." входило творческое
сближение членов организации, расширение их знаний по вопросам иск-ва,
помощь начинающим актёрам, оказание материальной поддержки нуждающимся.
Открытие "А. к." состоялось 14 ноября 1865. Члены "А. к." подразделялись
на почётных (среди них А. Н. Островский, И. С. Тургенев, М. Е.
Салтыков-Щедрин и др.), действительных и членов-любителей (постоянных
посетителей кружка). Повседневное руководство "А. к." осуществлялось
выборными старшинами, в число к-рых, помимо учредителей, в разное время
входили: П. М. Садовский, А. Н. Плещеев, Н. Е. Вильде (организатор и
руководитель театра "А. к."), А. А. Рахманов, музыканты К. А. Кламрот,
Ю. Г. Губер и др.
В "А. к." устраивались регулярные чтения, исполнялись и обсуждались
лит. и муз. произведения, проводились лекции, организовывались выставки,
лит. и муз.-танц. вечера. С чтением своих произведений в "А. к."
выступали А. Н. Островский, А. Ф. Писемский, И. Ф. Горбунов и др.
Значит, место в жизни "А. к." занимали постановки спектаклей.
Представления первоначально носили наименование "семей-но-драматич.
вечеров", что давало возможность обойти монополию имп. т-ров, запрещение
устраивать частные публичные спектакли в Петербурге и Москве.
С осени 1867 "А. к." добился разрешения на постановки спектаклей,
сначала закрытых - для членов кружка, а с 1868 - и публичных. С 1869 т-р
"А. к." играл в Бронниковском (Шелапутинском) т-ре (ныне здесь
помещается Центр, детский т-р). Т-р "А. к." явился первым частным т-ром
в Москве. Репертуар его составляли преим. произв. рус. драматургов, гл.
обр. Островского. На сцене т-ра "А. к." наряду с проф. артистами (П. М.
Садовский, В. А. Мак-шеев, С. В. Шумский, Е. Н. Васильева, Н. А.
Никулина, П. А. Стрепетова, М. И. Писарев, К. Ф. Берг, Н. X. Рыбаков-под
псевдонимом Волгин) выступали также начинающие любители. Так, здесь
впервые проявилось дарование О. О. Садовской (тогда Лазаревой), М. П.
Садовского и др. С 1879 при "А. к." функционировали драматич. курсы, в
состав преподавателей к-рых входили Г. Н. Новосельский, П. Д. Боборыкин,
А. Н. Веселовский и др. "А. к." был закрыт в 1883 ввиду материальных
затруднений.
Лит.: Островский А.Н., Полное собр. соч., т. 12, М., 1952, с. 13-42 и
345-348; Р о с с и e в П. А., Артистический кружок в Москве (1865-1883),
"Исторический вестник", М., 1912, май-июль (май - с. 482-498, июнь-с.
878-901, июль-с. 111-136). А. Шн.
APTO (Artot), Маргерит Жозефин Дезире (21.VII. 1835, Париж,-ЗЛУ.
1907, Берлин) - французская певица (меццо-сопрано). Родилась в Бельгии.
Жена известного исп. баритона М. Падильи. В 1855-57 училась пению у М.
Одран и П. Виардо-Гарсиа. До 1857 выступала в концертах в Бельгии,
Голландии, Англии. В 1858 дебютировала на оперной сцене в Париже. В 1859
поселилась в Италии, выступала в оперной труппе Лорини; позже пела в
"Гранд-Опера". Гастролировала на мн. европ. сценах (в т. ч. в России,
впер-вые в 1868). Обладая голосом обширного диапазона и высокоразвитой
техникой, А. (после 60-х гг.) исполняла также партии драматич. и
колоратурного сопрано. Партии: Фидес ("Пророк" Мейербера), Розина,
Травиата, Джильда, Маргарита; Мария ("Дочь полка" Доницетти), Донна Анна
("Дон Жуан") и др. В 1889 оставила сцену; занималась педагогической
деятельностью (среди учениц А.-С. Арнольд-сон и др.). И. Ш.
"АРТС ТЙЭТР" (Arts Theatre Company) - английский театр в Лондоне.
Основан в 1942 актёром и режиссёром А. Клунсом под названием "Группа
актёров театра Артс" на базе театр. клуба "Артс". Среди постановок т-ра:
"Андрокл и лев" (1943), "Дон Жуан в аду" (1952) Шоу; "Верная пара"
Фаркера (1944); "Гамлет" (1945); "Леди не для сожжения" Фрая (1948);
"Макбет" (1950); "Иванов" Чехова (1950). Сов р. англ. критика называет
"А. т." -"наш карманный Национальный театр". До 1953 руководителем
театра был Клуне, работавший также как актёр и режиссёр; с 1953 "А. т."
возглавляет К. Уильяме. Ф. Я.
АРТСЕНБУЧ- (Hartzenbusch), Хуан Эухенио (9.IX.1806-2.VIII. 1880) -
испанский драматург и критик. Род. в Мадриде. В 1824 начал лит.
деятельность. В 1829 впервые выступил как драматург. По характеру
творчества был близок прогрессивным романтикам. Драмы А. "Теруэльские
любовники" (1837), "Донья Менсиа" (1838) отличаются антиклерикальной
направленностью. В дальнейшем отошёл от романтич. традиций, создав ряд
пьес-сказок и семейно-бытовых комедий: "Волшебная бутылка" (1839),
"Первым - я" (1842), "Куртизанка" (1843) и др. Пьесы А. пользовались
успехом у зрителей. С 1852 был президентом Совета т-ров. С о ч.: Obras,
v. 1-5, Madrid, 1888-92. Лит.: Hartzenbusch Е., Bibliografia de
Hartzenbusch, formada por su hijo, Madrid, 1900; Cotarelo y Mori E.,
Sobre el origen y desarrollo de la leyenda de "Los amantes de Teruel",
"Revista de Archivos", Madrid, 1907, VIII; S а г г a i 1 h J.,
L'histoire et le drame romantique d'Hartzenbusch, "Bulletin Hispanique",
Bordeau-P., 1936, XXXVIII. В. ?.
АРУТЧЯН, Михаил Аветович [р. 6(18).VII. 1897] - армянский советский
театральный художник. Нар. художник Арм. ССР (1958). Член КПСС с 1939.
Спец. образование получил в Саратовском ВХУТЕМАСе, затем в Парижской
Академии художеств. Творчество А. способствовало развитию арм. декорац.
иск-ва. Первая работа - "Адвокат Патлен" в Саратовском т-ре сатиры
(1919). В 1928- 1939 - гл. художник Т-ра им. Сундукяна (Ереван), оформил
спектакли: "Женитьба Фигаро" (1933); "Мятеж" по Фурманову (1928), "Рычи,
Китай" Третьякова (1927), "Отелло" (1940); "В кольце" Вагаршяна (1930),
"Гроза" (1935); "Лиса и виноград" Фигейредо (1958). В 1939-49 -гл.
художник Т-ра оперы и балета им. Спендиарова (Ереван), оформил
спектакли:
"Кармен" (1938), "Пиковая дама" (1956); "На рассвете" ("Лусабацин")
Степаняна (1938). Работает также в кино (фильмы "Пэпо", "Давид бек" и
др.) и в области книжной графики. Л. Хал.
АРУТЧЯН, Сергей Аветович [р. 23.VI(6.VII). 1912] - армянский
советский театральный художник. Засл. деят. иск-в (1956). Член КПСС с
1945. Окончил архитектурный ф-т Политехнического института (Ереван).
Работал вТ-реим. Сундукяна (Ереван) и Ленинаканском т-ре им. А. Мравяна.
Оформил спектакли: "Страна родная" Демирчяна (1940), "Фронт" (1942);
"Ленин в 1918 году" Каплера и Златогоровой (1946), "Капказ тамаша"
Чаренца (1957) и др. Л. Хал.
АРУТЮНЯН, Арцруни Мартиросович [p.5(18).V. 1910] - армянский
советский актёр. Нар. арт. Арм. ССР (1950). Член КПСС. Сценич.
деятельность начал в 1928 в Ленинаканском т-ре, является одним из
основоположников и бессменным актёром этого т-ра. Среди ролей А.:
Воскан, Элизбаров ("Злой дух", "Из-за чести" Ширванзаде), Зимзимов
("Пэпо" Сундукяна), Дарчинян ("Ярость" Ахумяна), Магистрос ("Страна
родная" Демирчяна), Гарнакерян ("Опытное поле" Заряна), Подколесин
("Женитьба"), Бело-губов ("Доходное место"), Клещ ("На дне"). Образы,
созданные А., отличаются чёткостью внешнего рисунка, острой
характерностью. Б. А.
АРУТЮНЯН, Аршак Акопович (1869-27.VII. 1936) - армянский советский
актёр. Засл. арт. Арм. ССР (1934). Сценич. деятельность начал в 1889 в
арм. труппе в Тифлисе. Один из старейших актёров арм. т-ра. Исполнитель
национального репертуара, гл. обр. драматургии Г. Сундукяна, в пьесах
к-рЬго создал реалистич. образы - Пэпо и Зимзимов ("Пэпо"), Замбахов
("Хатабала"), Парсиг ("Разорённый очаг"). Среди ролей А.: Городничий;
Клавдий ("Гамлет") и др. В. А.
АРУТЮНЯН, Гегам Степанович [р.15(28).XII. 1905] - армянский советский
актёр. Нар. арт. Арм. ССР (1956). Член КПСС с 1941. Сценич. деятельность
начал в 1931 в Ленинаканском т-ре. С 1946- актёр Т-ра им. Сундукяна
(Ереван). Иск-ву А. присущи жизненная достоверность и эмоциональная
сила, он создаёт острый, запоминающийся сценич. рисунок. Поэтичностью и