<< Пред. стр. 471 (из 913) След. >>
1, М., 1953.Лит.: Блюм В. И., "Любовь Яровая" на сцене московского Малого т-ра,
М.-Л., 1940; Тренёв К., Любовь Яровая, М.- Л., 1937; его же. Пьесы,
статьи, речи, М. 1952; Ежегодник Института истории иск-в. Театр, М.
1953, с. 84-95; Сурков Е. Д., К. А. Тренёв, 2 изд. М., 1955;
Прозоровский Л. М., Из прошлых лет М., 1958. А. Шн
ЛЮБОМЙРСКИЙ, Евсей Иосифович (лит. псевдонимы-О. Любомирский, И.
Любомир-с к и и; р. 1884) - советский критик, театровед. Окончил
экономич.-юридич. ф-т Киевского коммерческого ин-та (1914). Лит. работу
начал в 1924. Автор статей по вопросам т-ра и драматургии.
Соч.: Революционный театр. М., 1926; Гос. евр. театр на Украине,
Харьков, 1930; Реконструкция театра, М., 1935; Михоэлс, М.- Л., 1938, и
др. Л. Шн.
ЛЮБСКИЙ, Анатолий Клавдиевич(г. рожд. неизв.- ум. в конце 90-х гг. 19
в.)-русский актёр. Проф. сценич. деятельность начал в конце 60-х гг.
Актёр-гастролёр, Л. выступал преим. в провинции и на клубных сценах
Петербурга. Исполнение Л. было неровным, актёр пренебрегал отделкой
роли, но в местах, требующих эмоционального подъёма, играл вдохновенно,
с огромным темпераментом. Успеху Л., кдк трагедийного актёра,
способствовали звучный, сильный и гибкий голос, подвижность и
выразительность лица. Лучшие роли: Франц Моор, Фердинанд, Гамлет,
Макбет, Отел-ло, Лир;Арбенин("Маскарад"), Ананий ("Горькая судьбина"
Писемского). Играл также комедийные роли.
Лит.: Жизнь и творчество русского актера Павла Орле-нева, описанные
им самим, Л.-М., 1961; Синельников Н. Н., Шестьдесят лет на сцене,
Харьков, 1935;
Леонидов Л. М., Воспоминания, М., 1960. А, Кл.
ЛЮДВИГ (Ludwig), OTTO (12.IL1813-25.IU865)- немецкий писатель и
драматург. Первые пьесы Л.- комедия "Ганс Фрей" (1842, Королевский т-р в
Дрездене, 1901), трагедия "Церковная роза" (1848, Мейнингенский т-р,
1900), драма на сюжет новеллы Э. Т. А. Гофмана "Мадемуазель Скюдери"
(1848;
"Бургтеатр", Вена, 1891) и др. В своей наиболее известной трагедии
"Наследственный лесничий" (1850, Дрезденский придворный т-р) Л. призывал
к осуждению всякой борьбы, даже во имя справедливости, и утверждал
ценность мирной жизни на лоне природы. Автор выступал против революции
1848, это приводило его к реакц. выводам, отрицанию социальной борьбы.
Но объективное раскрытие типичного конфликта между
патриархально-мещанским мировоззрением и новым укладом капиталистич.
строя оказалось сильнее субъективных устремлений автора, в пьесе
вскрывалась несправедливость, царящая в бурж. обществе. Л. принадлежат
трагедии "Маккавеи" (1852, "Бургтеатр"), "Агнесса Бернауэр" (не законч.,
пост. 1897, Дрезденский т-р). Л. был видным теоретиком драмы. В критич.
труде "Изучение Шекспира" (1871) и др. он обосновал теорию бурж.
реалистич. драмы, выдвигая творчество Шекспира как образец для совр.
драмы. Л. отвергал Шиллера за риторику, морализирование и др., но за
критикой Шиллера у него скрывалось отрицание тенденциозной, обличит,
лит-ры.
Соч.: Samtliche Werke, hrsg. von P. Merker, Bd 1-18, [B.J, 1912-27
(не законч.); Agnes Bernauer - Dichtungen, Bd l (1837-1847), hrsg. von
W. Leuschner-Meschke, B., 1961.
Лит.: M e p и н г Ф., Литературно-критич. статьи, т. 2, M.- Л., 1934;
Stern A., 0. Ludwig. Ein Dichterleben, 2. Aufl., Lpz.y 1906 (Библиогр.);
Leuschner-Meschke W., Das unvollendete dramatische Lebenswcrk eines
Epikers, B.,*1958. Дат. B.
ЛЮДВИГОВ (наст. фам.- Маевский), Людвиг Казимирович [1854 (?) - 1929]
- русский советский актёр и режиссёр. Засл. арт. РСФСР (1929). Сценич.
деятельность начал в 1874. Играл в т-рах Орла, Ростова-на-Дону,
Харькова, Киева, Одессы, Воронежа, Гомеля, Самары, Николаева, Ярославля:
в 1890-94 работал в моек. Т-ре Корша. Блестящий актёр на роли фатов и
резонёров, Л. обладал прекрасной внешностью, был мастером сценич.
экспромта. Лучшие роли: Телятев ("Бешеные деньги" Островского), Барон,
Фамусов; Солейман ("Измена" Сумбатова-Южина), Иван Грозный ("Василиса
Мелентьева" Островского и Гедеонова). Выступал и как режиссёр.
Лит.: Смирнова Н. А., Воспоминания, М., 147:
Словарь сценических деятелей, 1898, .ј 14, с. 12-13.
E. A\
ЛЮДИК, Агатон Юханович (30. III. 1897-28. III. 1949) - эстонский
советский актёр и режиссёр оперетты. Засл. арт. Эст. ССР (1945). Театр,
деятельность начал в 1916 в Москве. С 1919 работал в т-ре "Эстония"
(Таллин). Л. способствовал развитию эст. нац. оперетты. Пост. им
спектакли отличались художеств. цельностью, высоким уровнем актёрского
исполнения, тонким чувством стиля, изобретательностью мизансцен.
Спектакли: "Три мушкетёра" Бенацкого (1931, 1945), "Девушка без
родины" Россмана (1934), "Марица" Кальмана (1935), "Весёлая вдова"
Легара (1936), "Девушка из Татра" Ардна (1937), "Фиалка Монмартра"
Кальмана (1939, 1945), "Свадьба в Малиновке" Александрова (1940), "Песнь
пустыни" Ромберга (1946).
Как актёр Л. покорял заразительностью, остроумием.
Роли: д-р Штерцель ("Голландочка" Кальмана), барон Зупан ("Цыганский
барон" Штрауса), Бони, судебный пристав Пискаче ("Сильва", "Фиалка
Монмартра" Кальмана), Оллендорф ("Нищий студент" Миллёкера). *. Каск.
ЛЮДМЙЛИН, Анатолий Алексеевич [р. 13 (26). VI. 1903] - русский
советский дирижёр оперы. Нар. арт. РСФСР (1958). Чл. Коммунистич. партии
с 1947. В 1924 окончил Киевскую консерваторию. Муз. деятельность начал в
1917 (как дирижёр - в 1924). Работал дирижёром в оперных т-рах Киева,
Ростова, Симферополя, Баку, Свердловска, был гл. дирижёром Пермского
(1944-55), Свердловского (1955-60), Харьковского (1960-62) т-ров оперы и
балета. С 1962 Л.- гл. дирижёр Воронежского муз. т-ра.
Руководил пост. опер: "Орлена" (1935), "За жизнь" (1938, 2-я ред.
оперы "Орлена") Трамбицкого, "Каморра" Эспозито (1936), "Охоня"
Белоглазова (1956), "Пушкин в изгнании" Шехтера (1959) -в Свердловском
т-ре оперы и балета; "Севастопольцы" Коваля (1946, Гос. пр. СССР, 1947),
"Иван Болотников" Степанова. (1950, Гос. пр. СССР, 1951), "Хождение по
мукам" Спадавеккиа (1953) - в Пермском т-ре оперы и балета; "Отелло"
Верди, "Павел Корчагин" Юхновской (1961 .Харьковский т-р оперы и
балета);" Чёртова скрипка" Хаджиева (1963, Воронежский муз. т-р). Лит.:
"Советская музыка", 1962, ј 11, с. 79. А. Ив.
ЛЮДМЙЛИК, Владимир Алексеевич [р. 22.III(4.IV). 1905]-театральный
художник. Засл. деят.иск-в РСФСР (1956). В 1936 окончил Академию
художеств в Мюнхене. С 1937 работает в т-ре. Оформляет спектакли гл.
обр. в Свердловском т-ре оперы и балета. К числу лучших работ Л.
принадлежат декорации к операм "Алтынчеч" Жиганова (Казань, 1957), "В
бурю" Хренникова (Свердловск, 1953), "Симон Бокканегра" Верди
(Свердловск, 1955), "Аскольдова могила" Верстовского (Киев, 1959) и др.
Для работ Л. характерны яркие тона, мощные архитектурные решения,
световые эффекты, усиливающие эмоциональную окраску действия. Е. 3.
ЛЮКИ ДЫМОВЫЕ - специальные сценические устройства, служащие для
выпуска дыма и газов при пожаре на сцене (иногда используются и для
вентиляции сцены). Расположены в верхней части сцены над колосниками.
Л. д. состоят из собственно люков (специальных проёмов в перекрытии),
клапанов, плотно закрывающих эти люки, и целой системы приводов с
лебёдками и противовесами. Общая площадь люков составляет не менее 2,5%
от общей площади пола сцены на каждые 10 м высоты (от пола нижнего трюма
до верхней точки перекрытия сцены). Клапаны должны быть полу
огнестойкими, утеплёнными (чтобы предотвратить примерзание их к
неподвижной конструкции). Широкое распространение в т-рах получили
щитообразные клапаны (в т-рах южных городов часто применяются
жалюзеобразные). Открываются клапаны под действием собств. тяжести,
закрываются при помощи электрич. или ручного привода. Ген. Ш.
ЛЮКИ ПРОВАЛА - сценические устройства, предназначенные для подъёма из
трюма до уровня планшета сцены отдельных исполнителей спектакля или
деталей сценич. оформления, а также для их спуска (провала) с уровня
планшета в трюм. Л. п. появились впервые в 5 в. до п. э. в древнегреч.
т-ре.
В др.-греч. т-ре существовали приспособления (т. н. гистегня), при
помощи к-рых исполнители ролей богов и призраков могли подняться внутри
скены на её крышу. С переносом сценич. действия на проскений большое
распространение получил гипоскений (подобие нашего трюма),
предоставлявший большие возможности для установки и проведения разл.
сценич. эффектов. Л. п. широко применялись в т-ре Древнего Рима и в
представлениях религ. драмы 11-12 вв. С появлением подмостков (а
следовательно, и трюма) устройство Л. п. получило широкое
распространение. В основном подъём и спуск Л. п. производились с помощью
площадки, двигающейся вертикально по направляющим посредством верёвок и
лебёдок; этот способ, являющийся прообразом совр. Л. п., описан нем.
архитектором 17 в. И. Фуртенбахом.
Совр. Л. п. состоят из: 1) самого люка - проёма в планшете с
выдвижным щитом и запирающим механизмом, 2) подъёмно-опускного
устройства с жёсткими направляющими, контргрузом и приводом.
Каждый люк (его размер не менее 700мм х 700 мм) обвязывается в раму
из деревянных брусков и снизу закрывается выдвижным щитом (изготовлен из
толстых брусков, связанных в раму), к-рый лежит на наклонном ходу, или
на т. н. запорной раме, вдвое превышающей длину щита. Запорная рама
служит для надёжного закрытия проёма люка и для быстрого открытия его на
время проведения эффекта. Подъёмно-опускная площадка обычно бывает
расположена на уровне пола 1-го трюма, а её конструкция, обеспечивающая
строгую горизонтальность и устойчивость площадки, занимает пространство
2-го трюма. Вся конструкция вместе с укреплённой на ней площадкой
движется вверх и вниз в жёстких направляющих, установленных строго
вертикально между планшетом сцены и полом 2-го трюма. Приводы Л. п.
обычно бывают ручными (иногда - электромеханическими). Ген. Ш.
ЛЮКОМ, Елена Михайловна [р. 23.IV(5. V). 1891] - русская советская
артистка балета и педагог. Засл. арт. Республики (1925). Засл. деят.
иск-в РСФСР (1960). В 1900-09 училась в Петерб. театр. уч-ще сначала у
С. Гиллерта и А. И. Чекрыгина, затем у М. М. Фокина. По окончании уч-ща
была принята в кордебалет Мариинского т-ра. В 1910 участвовала в
спектаклях антрепризы С. П. Дягилева - "Русские сезоны за границей".
В 1912 дебютировала как солистка Мариинского т-ра в партии Белой
кошечки ("Спящая красавица"), затем исполнила партию Жемчужины
("Конёк-Горбунок") и др. Выступала в ведущих партиях многих балетов
Фокина.
Среди партий, исполненных в сов. время: Лиза ("Тщетная
предосторожность"), Раймонда; Балерина ("Петрушка" Стравинского), Медора
("Корсар" Адана), Эсмеральда, Жи-зель; Мария ("Бахчисарайский фонтан") и
др.
Л. была одной из ведущих рус.танцовщиц, её искреннее и вдохновенное
иск-во оказало большое влияние на развитие сов. хореографии. В 1940
оставила сцену, до 1953 была балетмейстером-репетитором Т-ра онеры и
балета им. Кирова. С 1953 ведёт в этом т-ре класс тренажа артистов
балета.
Соч.: Моя работа в балете. Л., 1940. Лит.: Борисоглебский М. [сост.
], Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939. /\ Д/\
ЛЮЛЛЙ (Luili, Luily), Жан Батист (Д ж о в а н-ни Баттиста) (28. XI.
1632, Флоренция, - 22. III. 1687, Париж) - французский композитор"
скрипач, театральный деятель. По национальности итальянец.
Основоположник франц. классич, оперы. Род. в семье мельника. В детстве
выступал в интермедиях балаганного т-ра. В ,возрасте 14 лет Л. был взят
в качестве слуги в Париж ко двору одной из принцесс. Обратил на себя
внимание игрой на скрипке и сочинением арий и танцев. С 1652 участвовал
в спектаклях при дворе Людовика XIV как танцор, затем играл в придворном
оркестре. Прославился как музыкант; сольную скрипичную игру Л.
современники признавали образцовой. С 1653 Л. - придворный композитор
(позднее получил дворянское звание). С середины
1660-х гг. сотрудничал с Мольером (музыка к комедиям-балетам "Брак
поневоле", 1664, "Мещанин во дворянстве", 1670, и др.). В 1672 Л.
получил монополию на право пост. спектаклей франц. оперы и возглавил
оперный т-р Парижа - "Королевскую академию музыки" (см. Академия
музыки), где развернул энергичную и плодотворную деятельность (как
композитор, дирижёр, режиссёр, балетмейстер и педагог), воспитал
образцовый исполнительский коллектив. Л. создал новый оперный жанр -
лирическую трагедию, монументальный спектакль на антично-мифологич.
сюжет. Большое место в лирич. трагедии занимали хоры, танцы, шествия,
зрелищно-декоративные и постановочные эффекты. Драматически-выразит.
речитатив, сопровождаемый оркестром, был близок к приподнятой
декламации, утверждавшейся Ж. Расином. Либретто к операм Л. под его
непосредств. руководством писал поэт-драматург Ф. Кино. Опере
предшествовал аллегорич. пролог, прославлявший воен. события и короля.
Героич. по характеру, произв. Л. утверждали идею укрепления нац.
государственности в условиях абсолютизма. Величественный, строго
рацио-налистич. оперный стиль Л. возник на той же идей-но-эстетич.
почве, что и классицизм в совр. ему драматич. т-ре (П. Корпель, Ж. Расин
и др. ). Вместе с тем в ариях песенного типа, танцах и инструментальных
номерах опер Л. ярко выступала нар.-бытовая основа, характерная для его
музыки к комедиям Мольера. Свежая и изящная танц. музыка Л., оказала
большое влияние на развитие балета и инструментальной музыки. Л.
принадлежат ок. 20 лирич. трагедий, в т. ч. "Альцеста" (1674), "Тезей"
(1675), "Атис" (1676), "Изида" (1677), "Прозерпина" (1680), "Персей"
(1682), "Амадис" (1684), "Армида" (1686), оперы-балеты "Триумф любви"
(1681), "Храм мира" (1685) и др., дивертисменты, пасторали, арии и др.
Лит.: Асафьев Б. В., Люлли и его дело, в сб.:
De musica, вып. 2, Л., 1926; Роллан Р., Заметки о Люлли, в его кн.:
Музыканты прошлых дней, пер. с франц., М., 1938; Pougin A., J. В. Luily,
P., 1883; La L а и г е п с i e L. de, Luily, P., 1911; его же, Les
createurs de l'opera francais, 2ed., P., 1930; Prunieres H., La vie
illustre et libertine de J.-B. Luily, P., 1929; В о г г е 1 Е." J.-B.
Luily..., Р., 1949; Lifar S., La musique par la dance de Luily a
Prokofiev, P., 1955.
ЛЮМИНЕСЦЕНТНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ - художественно-изобразительное
оформление спектакля (циркового или эстрадного представления, массового
зрелища и др.). Основано на использовании холодного свечения материи, т.
е. с помощью веществ, свечение к-рых возникает не от тепловых, а от
других световозбудительных источников. Эти вещества наз. люминофорами
(от лат. lumen - свет, и греч. уорзс - несущий), или светящимися
красками; применяются со спец. источниками ультрафиолетовых лучей (под
их воздействием светятся). Холодное свечение, образующееся от лучистой
энергии, именуется фотолюминесценцией. По длительности процесса свечения
различают флуоресценцию - свечение, прекращающееся вместе с выключением
световозбудительного источника, и фосфоресценцию - свечение, длящееся в
течение более или менее продолжительного времени и после выключения
источника.
Первые попытки применения светящихся составов па сов. сцене относятся
к концу 20-х гг. (номер знаменитого наездника-дрессировщика В. Труцци,
выезжавшего на манеж в светящемся костюме, на светящейся лошади, и др.).
Подобные опыты были предприняты также в конце 30-х гг. Ленингр. ТЮЗом
("Иванушка и Василиса Прекрасная" Владычиной и Нечаевой, 1939, худ. Н.
Иванова), Ленингр. Малым оперным т-ром ("Балда" Чулаки, худ. А.
Коло-мейцев) и др. Особенно удачно применена Л. т. ж. в пост. 1940-46:
"Валенсианская вдова" Лопе де Вега (Ленингр. т-р Комедии, 1940, худ. Н.
П. Акимов), "Сон в летнюю ночь" (ЦТКА, 1940, худ. Н. А. Шифрин) и др.
Однако во всех этих спектаклях светящиеся краски использовались гл. обр.
как технич. трюк в условиях затемнённой сцены.
В 1944 Комитетом по делам иск-в при Совнаркоме СССР была организована
экспериментально-исследовательская лаборатория люминесцентной
декоративной живописи под руководством худ. Е. М. Ман-делъберга.
Лабораторией (в 1948 была реорганизована в Гос. производственную
мастерскую; существовала до 1952) была проведена большая работа по
усовершенствованию Л. т. ж., лаборатории удалось получить светосоставы,
действующие не только в темноте, но и при полном свете.
Решающее значение для Л. т. ж. имеет метод её показа. Плодотворным
оказался разработанный и усовершенствованный лабораторией т. н.
люминесцентный трансформационный метод. Он основывается на учёте
специфич. свойств люминофоров в сочетании с наполнителями и позволяет
писать на одних и тех же декорациях разные изображения. Лабораторией
разработана также технология люминесцентно-театр. живописи (особая
аппаратура, связующие и пр.). С помощью метода люминесцентной живописной
трансформации представляется возможным по ходу действия мгновенно
переносить зрителя из одной обстановки в любую другую. Обычные краски в
сочетании со светящимися были применены в декорациях к спектаклям
(оформленным под руководством или при авторском участии худ.
Мандельберга): "Спящая красавица" (Горьковский т-р оперы и балета,
1953), "Руслан и Людмила" (Куйбышевский т-р оперы и балета, 1954),
"Лейли и Меджнун" (Т-р оперы и балета им. Навои, Ташкент, 1948) и др.
Лит.: Вавилов С. И., Уроки прошлого и перспективы учения о
люминесценции, "Природа", 1948, ј 12-Ю о н К., Вводная статья к каталогу
выставки люминесцентной (светящейся) декоративной живописи, М., 1957; M
a н-дельберг Е. М., Люминесценция в изобразительном искусстве, "Наука и
жизнь", 1949, .ј 3; "Известия АН СССР Сер. физическая", 1949, т. 13, ј
2; 1951, т. 15, .ј 6; 1957" т. 21, ј5 (Материалы II, III, V совещ. по
люминесценции)'
ЛЮНЬЕ-ПО (Lugne-Poe) (наст. фам. - Л ю н ь е), Орельен Мари (27. XII.
1869-19. VI. 1940) - французский режиссёр, актёр. Участвовал в
любительской труппе "Кружок школяров". В 1888 был принят в Парижскую
консерваторию и одновременно стал актёром и режиссёром Свободного т-ра
А. Антуана. Оставив этот т-р, в 1891 вступил в труппу "Т-ра д'ар"
(Художественный т-р), организованного поэтом-символистом П. Фором. В
1893 основал (совм. с поэтом, критиком К. Моклером) собств. т-р "Эвр".
Л.-П. был одним из участников борьбы, развернувшейся во Франции в конце
19 в., против коммерч. т-ра, за обновление театр. иск-ва. Противник
натурализма, Л.-П. пропагандировал символистское направление в драме и
театр. иск-ве, утверждал эстетский условный "т-р поэта". Творч. поиски и
эксперименты Л.-П. отличались непоследовательностью, репертуар
руководимого им т-ра - эклектизмом. Стремясь ставить всё новое, что
появлялось в европ. драматургии, Л.-П. включал в репертуар т-ра "Эвр",
наряду с произв. Г. Ибсена, А. Стриндберга, Г. Гауптмана, М. Метерлинка,
Р. Роллана, незначит. пьесы франц. драматургов-символистов (Бобур, Люрен
и др.). Л.-П. требовал от актёров поэтически звучащей речи, лишённой
индивидуальной окраски, вводил антиреалистич. оформление сценич.
пространства и т. п. К нач. 1-й мировой войны т-р Л.-П. уже не занимал
заметного места в театр. жизни Франции. В 1929 Л.-П. отошёл от
руководства этим т-ром, ставил отдельные спектакли в парижских т-рах
"Амбас-садёр", "Комедии Елисейских полей", "Вьё коломбье". Написал
воспоминания о франц. т-ре 90-х гг. 19- нач. 20 вв.
Соч.: La parade, P., v. 1-4, 1931-46. Лит.: Гвоздев А. А.,
Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX ст.. Л.-М., 1939;
Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избр. статьи т 2 М., 1958; R
о b i с h e z J., Lugne-Poe, Р., 1955, его' же* Le symbolisme au
theatre: Lugne-Poe..., p., [1957]. о f1
ЛЮ СИ-КЙ (р. 1894) - китайская актриса. В возрасте 7 лет впервые
выступила на сцене в спектакле "Два прихода во дворец" (в роли Ян Бо).