<< Пред. стр. 475 (из 913) След. >>
леди Макбет - Давудова, Бан-ко - Рухулла, Макдуф - Алекперов), Кировскийт-р (1938, Макбет - Колобаев, леди Макбет - Самборская), Ленингр. т-р
драмы им. Пушкина (1940, реж. Вивьен; Макбет - Н. Симонов, леди
Макбет-Жихарева), Малый т-р, Москва (1955, реж. Зубов, Велихов, худ.
Волков, комп. Хачатурян; Макбет - Царёв, леди Макбет - Гоголева),
Рижский рус. т-р (1957, реж. Радлов; Макбет - Юровский), Паневежисский
т-р, Литва (1961). "М." шёл в кукольном т-ре Н. Я. и И. С. Ефимовых,
Москва (1930).
Издания: Первая публ. "М." на англ. яз.- фолио, 1623. Рус. пер.: 1830
- А. Ротчева, 1837-М. В[ронченко], 1846 - А. И. Кронеберга, 1883 - С. А.
Юрьева. Сов. пер.:
1950 - М. Л. Лозинского, 1953 - Б. Пастернака, 1960 - Ю. Корнеева (в
кн.: Уильям Шекспир, Полн. собр. соч. в 8 тт., т. 7, М., 1960).
Лит.: "Артист", М., 1889, кн. 4, с. 72-80, и 1890, кн. 6 с. 94-101;
"Русская мысль", М., 1890, кн. 4, с. 71-93;
Ристори А., Этюды и воспоминания, СПБ, 1904; В а-н i н а I., Шекспир
на украшсьшй сцен!, Кшв, 1958; Мастера театра в образах Шекспира, М.-Л.,
1939; Ю р ь е в Ю., Записки, Л.- M., 1948; М и н ц Н., Эдмуид Кин, M.,
1957;
В а х р у ш е в а Е. A., Юрий Юровский, Рига, 1957;
Шекспировский сборник, М., 1958; С а м в ел я н Л., Шекспир на
армянской советской сцене (1923-1933), в кн.:
Ежегодник Ин-та истории иск-в. Театр, М., 1959, с. 206-13;
Не ль с С., Шекспир на советской сцене, М., 1960;
Штейн А. Л., Макбет, в кн.: Ежегодник Малого т-ра 1955-1956, М.,
1961; Зограф Н. Г., Малый т-р второй пол. XIX в., М., 1960; J а с о b s
M., Deutsche Schauspielkunst, В., 1954; Fontane Th., Plaudereien uber
Theater B., 1926 S t r o e d e l W., Shakespeare auf der deutschen
Buhne, Weimar, 1938; Gielgud J., Early stages, L., 1939; Agate J., Brief
chronicles, L., 1943; William-son A., Old Vie drama, t. 1, L., 1948, t.
2, L., 1957; Piccolo Teatro. 1947-1958, [Mil., 1958]. А. Шн
МАКЕДОНСКИЙ, Стефан (25. III. 1885-31. V. 1952) - болгарский певец
(тенор). Нар. арт. НРБ (1947). Учился в Московской консерватории
(1904-10). Дебютировал в 1908 в Оперном т-ре Зимина. С 1910 был солистом
"Болгарского оперного товарищества". Гастролировал в Берлине и др.
городах Германии. В 1930-32 руководил оперным т-ром в г. Варна (пост.:
"Травиата", "Севильский цирюльник" и др.). С 1934 - режиссёр
Передвижного нар. т-ра (пост. "Риголетто", "Вертер" и др.) в Софии,
выступал также в т-рах: Кооперативном, Художественном и др. С
1948-директор Софийской нар. оперетты (Гос. муз. т-р им. С.
Македонского). Ди-митр. пр. (1950).
Партии: Камен ("Камен и Цена" Иванова и Кауцкого), Далибор (о.
п.Сметаны), Князь ("Русалка"), Лыков ("Царская невеста"), Синодал,
Ленский, Герман, Канио, Хозе. Радамес; Самсон ("Самсон и Далила"
Сен-Санса), Педро ("Долина" д'Альбера), Тангейзер, Альфред. Выступал
также в опереттах Кальмана, Легара и др.
Лит.: Тихолов П., Стефан Македонски, София, 1956; С а г а е в Л.,
Българското оперно творчество, София, 1958.
МАКЕТ театральный (франц. maquette, от итал. macchietta - набросок) -
модель, воспроизводящая пространственно-декорационное решение спектакля.
Общепринятые масштабы М.- 1/ 2/, 1/ натуральной величины. Создание М.
является важным моментом в процессе подготовки спектакля. М. наглядно
показывает композицию сценич. пространства, площадку для действия
актёров и планировки мизансцен; он служит также основанием для
изготовления рабочих чертежей, составления смет на материалы и пр.
Наличие М. позволяет решать ряд практич. вопросов, связанных с
монтировкой декораций на сцене. М. каждой отдельной картины помещается в
макетный станок (подмакетник), представляющий собой каркас коробки сцены
в масштабном сокращении, e портальной аркой, планшетом, вращающимся
кругом, люками, подъёмами для подвесных декораций, с оборудованием для
освещения и др. Кроме декораций, мебели и др. обстановки, в М.
воспроизводятся также фигуры действующих лиц (из картона, пластилина).
Они служат как для композиции мизансцен, так и для выявления масштаба
декораций. М. бывают двух видов: рабочие - без отделки деталей, и
выставочные, показывающие декорац. решение спектакля в полном виде.
МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli), Никколо (3. V. 1469-22. VI. 1527) -
итальянский государственный деятель, историк, писатель, драматург.
Написал комедии "Мандрагора" (1520, Флоренция) и "Клиция" (1525, там
же). Первая считается вершиной гуманистич. комедии эпохи итал.
Ренессанса. М. отказался от следования античным образцам, обычного для
итал. комедии того времени, и создал комедию нравов с ярко выраженной
обличит, тенденцией. Действие комедии "Мандрагора" происходит в совр.
автору Флоренции, в пьесе созданы реальные, жизненные характеры и
ситуации. Растленной церк. морали М. противопоставил естеств. человеч.
мораль, чувства, свободные от корыстолюбивых интересов.
"Мандрагора", единственная из комедий 16 в., сохраняющаяся в
репертуаре т-ров. В 20 в. была пост. в Риме т-ром "Квирино" (1945) и
"Т-ром делле арти" (1953), в Париже - "Т-ром де пош" (1956) и др.
Соч.: в рус. пер.-Мандрагора, Берлин, 1924. Лит.: Дживелегов А.,
Бояджиев Г., История западноевропейского театра, M.-Л., 1941; История
западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокуль-ского, т. l. M.,
1956.
МАКК (лат. Maccus) - традиционный персонаж древнеримской ателланы.
Тип неуклюжего дурака, подвергающегося вечным насмешкам и побоям;
известны сюжеты, в к-рых М. выступал в ролях изгнанника, солдата и даже
девушки. Обычная маска М.- с лысой головой, длинным носом и ослиными
ушами.
Лит : Paulys-Wissova Realencyclopad3e..., Halbbd 27, Stuttg., 1928,
с. 126-27. В. Я. МАККЕЯ, Мак-Кей (Mackaye), Джеймс Стил (6.VI.1842 -
25.II.1894) - американский драматург, режиссёр и театральный деятель. В
1869 учился в
Париже у Ф. Дельсарта, систему к-рого затем пропагандировал в
Нью-Йорке. М. дебютировал как режиссёр пост. своих пьес "Мональди"
(1872, т-р "Сент-Джеймс", Нью-Йорк) и "Роз Мишель" (1875, т-р
"Юнион-сквер", Нью-Йорк). В 1880 переоборудовал т-р "Мэди сон-сквер",
где ввёл изобретённую им двойную сцену, новую систему освещения,
установленную Т. Эдисоном, искусственную вентиляцию и др. В 1887 М.
пост. свою пьесу "Поль Кувар" - о франц. бурж. революции конца 18 в., в
к-рой при решении массовых сцен использовал приёмы мейнингенцев. Основал
первую крупную театр. школу США - "Школу актёрской игры "Лицеума*1". Для
Всемирной выставки в Чикаго в 1893 М. спроектировал огромный (на 12 тыс.
мест) т-р "Спектаториум", в к-ром предполагал применить все свои
достижения в области театр. техники. Уменьшенный вариант этого т-ра -
"Сценаториум" М. построил в 1894.
Лит.: М а с К а у e Р., Epoch; the life of Steele Mac-Kaye, N. Y.,
1927; Batchellor J. D., A comparative study of the contributions of
Steele MacKaye and D. Belasco to the American theatre, Minneapolis,
1938. К. Г.
МАККЕЙ, Мак-Кей (Mackaye), Перси (16. III. 1875-31. Vili.1956) -
американский драматург. Сын Дж. С. Маккея. Был пропагандистом обществ.,
массового т-ра, ставящего спектакли типа ср.-век. мистерий. Свои взгляды
изложил в теоретич. работах: "Театр и пьесам (1909), "Гражданский театр"
(1912), "Общинная драма" (1917). Написал пьесы: комедию
"Кен-терберийские пилигримы" (1909, Глостер, шт. Массачусетс,
участвовало 1500 чел.), "Маска о святом Луи" (совм. с Т. Стивенсом,
1914, Сент-Луис, участвовало 7500 чел.). Автор стихотворных драм -
"Жанна д'Арк" (1906, труппа Э. X. Сотерна и Ю. Марло, Филадельфия),
"Сафо и Фаон" (1907, т-р "Лирик", Нью-Йорк), тетралогии "Тайна Гамлета,
короля Дании" (1949, т-р "Пасадена плейхаус", Калифорния) и др.,
либретто опер Р. де Ковена "Кентерберийские пилигримы" (1917,
"Метрополнтен-опера") и "Рип Ван Винкль" (1920, Чикаго).
Соч.: The playhouse and the play..., N. Y., 1909; The civic
theatre..., N.Y.- L.,1912; Communi tydrama, Boston - N. Y., 1917; Epoch;
the life of Steele Mackaye, N. Y., 1927. К. Г.
МАК-КЛЙНТИК (McClhitic), Гатри (р. 6. Vili. 1893) - американский
режиссёр. В 1912 окончил в Нью-Йорке Академию драматич. иск-ва и начал
работу в передвижной труппе как актёр. В 1913-23 был пом. реж. у
продюсера и реж. У. Эймса. В 1923 стал независимым продюсером, работал в
разл. т-рах Нью-Йорка. В пост. М.-К. проявились проф. культура, вкус,
поэтич. фантазия. Широкую известность как режиссёр М.-К. приобрёл после
пост. пьесы М. Арлена "Зелёная шляпа" (1925, т-р "Бродхёрст"). Спектакли
М.-К. отличались редким для бродвейских т-ров актёрским составом, во мн.
спектаклях гл. роли играла жена М.-К.- актриса К. Корнелл.
Пост.: "Семейство Бэррет с Уимпол-стрит" Бесьер (1931, т-р "Эмпайр"),
"Ромео и Джульетта" (1934, т-р "Мартин Бек"), "Святая Иоанна" Шоу и
"Гамлет" (1936, т-р "Эмпайр"), "Высокий Тор" Андерсона (1937, т-р
"Мартин Бек"), "Три сестры" (1942,т-р Э. Барримор), "Антигона" Ануя
(1946, т-р "Корт"), "Сверкающий свет" Стейнбека (1950, т-р "Бродхёрст"),
"Милый лжец" Килти (1960, т-р "Билли Роуз"). М.-К. написал книгу
воспоминаний. С о ч.: Me and Kit, N. Y., 1955. К. Г.
МАККОЛ, Мак-Кол л (MacCall), Юэн [наст. имя и фам.-Джеймс Миллер
(Miller); p. 19151-английский драматург, актёр и театральный деятель,
композитор, исполнитель нар. песен. Один из организаторов (совм. с Дж.
Литлвуд) прогрессивной театр. труппы "Уоркшоп" (1945), спектакли к-рой
рассчитаны на демократич. зрителя. В своих пьесах М. рассказывает о
тяжёлом положении безработных в Англии ("Джонни Нобл", 1945), выступает
против империалистов и фашистских реваншистов ("Уран-235",
1945-52; "Путешественники", 1953, - в СССР шла под назв. "Поезд можно
остановить"). М. принадлежат также пьесы "Бравый солдат Швейк" по роману
Я. Гашека (1950), "Другие животные" (1951), "Встретимся на ярмарке"
(1953) (все пост. т-ром "Уоркшоп").
Лит. см. при ст. Литлвуд. Ф. К. МАК-КбРМАК (McCormack), Джон (14. VI.
1884-16. IX. 1945) - ирландский артист оперы (лирич. тенор). Дебютировал
на оперной сцене в 1905 в Италии. Вернувшись на родину в 1907, с
триумфом выступил в лондонском концертном зале "Куинс-холл", после чего
был приглашён в т-р "Ковент-Гарден". Выступал в оперных т-рах Италии,
США. С 1914 занимался концертной деятельностью. М.-К. был выдающимся
певцом, развивавшим принципы иск-ва бель канто.
Партии: Марио ("Дочь полка" Доницетти), Альмавива, Герцог, Альфред;
Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Рудольф; Ромео ("Ромео и Джульетта"
Гуно), Дон Оттавио ("Дон Жуан").
Лит.: S t г о n g L. A. G., John McCormack, L., [1949].
Be. T.
МАКЛИН (Macklin), Чарлз (1. V. 1697-11. VII. 1797) - английский
актёр. По происхождению ирландец. Сценич. деятельность начал в возрасте
20 лет как актёр бродячей труппы. С 1725 работал в труппе Дж. Рича в
т-ре "Линкольне Инн Филдс". Пытался заменить де-кламац. речь и манерную
жестикуляцию ес-теств. игрой, но не получил признания публики. Снова
стал бродячим актёром. Вернувшись в 1730-х гг. в Лондон, сыграл в т-ре
"Друри-Лейн" роль Шейлока (1741), создав ярко драматич. образ (до этого
Шейлока обычно играли как комич. злодея). В 1773 на той же сцене М.
впервые сыграл Макбета в костюме шотландского тана. Выступал также в
т-рах "Ковент-Гарден" (Меркуцио, Полоний и др.), "Хеймаркет" (Яго).
Оставил сцену в 1789. М.-представитель просветительского реализма. Его
творчество отмечено стремлением к жизненному правдоподобию,
характерности. Попытка М. передать нац. колорит предвосхищает историзм
19 в. В Лондоне М. открыл собств. школу, был отличным педагогом. Автор
комедий "Любовь по моде" (1759, т-р "Друри-Лейн"), "Светский человек"
(1781, т-р "Ковент-Гарден") и др. пьес.
Лит.: С о о k e W., Memoirs of Ch. Macklin, comedian..., L., 1804; К
i г k m a n J. Т., Memoirs of the life of Ch. Macklin, v. 1-2, L., 1799;
Parry E. A.. Ch. Macklin, L., 1891. A. A.
МАК-ЛЙШ (MacLeish), Арчибалд (p. 7. V. 1892) - американский поэт,
драматург. Закончил Иельский ун-т; учился праву в Гарвардском ун-те.
Лит. деятельность начал в 1917. В 30-х гг. обращается к общественной
тематике. Автор пьесы "Паника" (1935, т-р "Феникс", Нью-Йорк),
показывающей последствия банковского краха дляразл. слоев общества,
антифаш. пьес "Падение города" (1937) и "Воздушный налёт"
(1938) и др.. В 1958 написал стихотв. драму "Иов" (АНТА т-р,
Нью-Йорк), получившую Пулицеровскую пр. В этой пьесе на сюжет библейской
притчи об Иове прославляется амер. жизнь, абстрактно-гуманистич.
проповедь всеисцеляющей любви направлена на утверждение бурж.
действительности.
Соч.: Collected poems. 1917-1952, Boston, [1952], J. В. A play, in
verse, 5 print, Boston, 1958, N. Y., 1959.
Лит.: South worth J. G., Some modern American poets, Oxf., 1950. Г.
З.
МАКЛЯРСКИЙ, Михаил Борисович (р. 16. XI. 1909)-русский советский
драматург и киносценарист. Чл. Коммунистич. партии с 1932. Начал
печататься в сер. 20-х гг. В 1956 окончил Высшие лит. курсы при Лит.
ин-те им. Горького. С 1960 - директор Высших сценарных курсов (Москва).
Первая пьеса М. (под псевд. К. Михайлов) - "Подвиг остаётся неизвестным"
(1948, Камерный т-р). М.- автор пьес приключенч. жанра; героем их
является сов. разведчик - самоотверженный, верный долгу, благородный,
мужественный. Написал пьесы "Опасный перекрёсток" (совм. со Спешневым;
1949, Т-р им. Моссовета), "Совершенно секретно" (совм. с Исаевым, 1950,
Одесский т-р Сов. Армии), "Несчастный случай" (совм. с Холендро; 1955,
Моск. т-р им. Пушкина), "Пока не поздно" (совм. с Холендро; 1959, Моск.
т-р юного зрителя) и др. По мотивам своих пьес М. написал сценарии
фильмов (также в соавторстве):
"Подвиг разведчика"; Гос. пр. СССР, 1948 (по пьесе "Подвиг остаётся
неизвестным"), "Секретная миссия";
Гос. пр. СССР, 1951. Л. Шн.
МАКМЙЛЛАН, Мак-Миллан (МасМШап), Кен-нет (р. 11. XII. 1930) -
английский балетмейстер. В 1945 учился в школе труппы "Сэдлерс-Уэллс". С
1946-солист этой труппы. Пост. балеты "Сомнамбулизм" на муз. Кентона
(1953) и "Дурнушка" на муз. Мартена (1954). В 1955 пост. в труппе
"Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле" "Концертные танцы" на муз. Стравинского и
"Дом птиц" на муз. Момпу. Затем в т-ре "Ковент-Гарден"-"Агон" (1958) и
"Поцелуй феи" (1960) Стравинского, "Приглашение" на муз. Зейбера (1961),
"Весна священная" Стравинского (1962) и др.
М.- один из ведущих англ. балетмейстеров. Его хореографич. композиции
отличаются изобретательностью, изощрённостью рисунка. Нек-рые постановки
носят печать опустошённости, характерной для декадентского иск-ва.
Лит.: Рославлева Н., Английский балет, М., 1959, с. 109-10; Hart J.,
The Royal ballet in performance at Covent Garden, L., 1958, с. 98-100,
101-105. Ham.P.
МАКР‚ДИ (Macready), Уильям Чарлз (3. III'. 1793-27. IV. 1873) -
английский актёр. Сын актёра-антрепренёра; из-за финансовых неудач отца
не смог окончить школу и поступил на сцену. Дебютировал в 1810 в
Бирмингеме в роли Ромео, затем выступил в Ньюкасле в роли Гамлета
(1811). Работал в провинции. В 1816 был принят в труппу т-ра
"Ковент-Гарден" и уже через 3 года стал соперником Э. Кина. В 1823
перешёл в т-р "Друри-Лейн", затем гастролировал в Нью-Йорке (1826) и
Париже (1828). Вернувшись в Англию, стал руководителем т-ра
"Ковент-Гарден" (1837-39), где осуществил постановки пьес Шекспира (в т.
ч. "Король Генрих V"), "Двое Фоскари" Байрона, "Лионская красавица",
"Ришелье" Булвер-Литтона. В 1841-43 возглавлял т-р "Друри-Лейш. С 1849
играл в этом т-ре. В конце сценич. деятельности исполнил роль Макбета
(1851; впервые-в 1819).
Актёр большого темперамента, М. выражал в своём иск-ве романтич.
тенденции, его исполнение отличалось яркой театральностью, стремлением к
психологич. разработке роли. М. был одним из первых актёров,
отказавшихся от пост. переделок, распространённых в 17-18 вв., и
обратившихся к подлинному тексту Шекспира.
Роли: король Лир; Просперо ("Буря" Шекспира), Ри-шелье (о. п.
Булвер-Литтона), Вернер ("Двое Фоскари" Байрона), Страффорд (о. п.
Броунинга, соч. специально для М.) и др.
Лит.: Macready W. Ch., Reminiscences and selections from his diaries
and letters, ed. by F. Pollock, v. 1-2, L., 1875; Pollock J., Macready
as I knew him, L., 1884;
Archer W., W. Ch. Macready, L., 1890; Т r e w i n J. C., Mr.
Macready, L., [19551. A. A.
МАКСАКОВ, Максимилиан Карлович (наст. имя и фам. - Макс Шварц)
(1869-1936)-русский артист оперы (драматич. баритон), режиссёр,
вокальный педагог. По национальности австриец. Ученик E. К. Ряднова.
Сценич. деятельность начал в 1886 в Петербурге. Позднее выступал в
Петербурге, Москве, Тифлисе, Саратове, Одессе, Казани, Харькове.
Характерные черты исполнит, облика М.-сильный, выразительный и красивый
голос, горячий темперамент, артистичность. Особенным успехом пользовался
в партиях Демона, Грязного, Риголетто;
Амонасро ("Аида"), Скарпиа ("Тоска"). Возглавлял оперные труппы,
выступавшие в Симбирске, Перми, Иркутске, Воронеже, Вильно,
Екатери-нославе и др. городах. Подбирая в эти труппы талантливых
артисток, М. способствовал поднятию культуры провинц. рус. оперы. В
гастрольных спектаклях, организованных М., выступали Ф. И. Шаляпин, Л.
В. Собинов, Г. С. Пирогов и др. В 1898-1901 в т-ре "Аркадия" М. пост.
спектакли: "Борис Годунов", "Аида";
"Купец Калашников", "Маккавеи" Рубинштейна, "Иоанн Лейденский"
Мейербера и др.; в 1908-09 в Одесском т-ре - "Чародейка", "Орлеанская
дева" Чайковского, "Таис" Массне.
Партии: Борис Годунов; Кочубей ("Мазепа"), Нелуско ("Африканка"
Мейербера), Яго ("Отелло" Верди), Валентин ("Фауст"), Жрец ("Самсон п
Далила" Сен-Санса), Фигаро;
Беппо ("Фра Дьявол о" Обера), Риголетто; Иуда ("Маккавеи"
Рубинштейна) и др.
Лит.: Я р он С., Воспоминания о театре. (1867-1897), Киев, 1898, с.
407-08; Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 2, М.,
1954, с. 101; Максакова М., Путь к искусству, "Сов. музыка", 1962, ј 5,
с. 89-96.
М. Р. МАКСАКОВА, Мария Петровна [р. 26. Ill (8. IV).4902] - русская
советская артистка оперы (лирическое меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР
(1951). Ученица и жена М. К. Максакова. В 1919-23 выступала в оперной
труппе в Астрахани. В 1923 после дебюта в партии Амнерис зачислена в
труппу Большого т-ра. В 1925-27 пела в Ленингр. академич. т-ре оперы и
балета. В 1927-53- солистка Большого т-ра. Иск-во М. отмечено большой
художеств. культурой. Важнейшие черты её творчества - сочетание тонкой
музыкальности с яркой сценичностью, глубокое и правдивое раскрытие роли.
Лучшие партии:
Кармен, Любаша; Марина Мнишек ("Борис Годунов"; Гос. пр. СССР, 1949),
Марфа ("Хованщина"; Гос. пр. СССР, 1951). Др. партии: Кла-риче ("Любовь
к трём апельсинам" Прокофьева), Ниловна ("Мать" Желобинского), Стеша
("Декабристы" Шапорина), Алмаст (о. п. Спендиарова), Весна, Лель
("Снегурочка"), Ольга ("Евгений Онегин"), Любовь ("Мазепа"), Княгиня
("Русалка"), Кончаковна ("Князь Игорь"), Ор-труда ("Лоэнгрин"), Далила
("Самсон и Далила" Сен-Санса), Зи-бель ("Фауст"), Паж ("Гугеноты") и др.
Ведёт концертную деятельность (Гос. пр. СССР, 1946), с подкупающей
простотой и художеств. выразительностью исполняет рус. нар. песни и
романсы.
Соч.: Путь к искусству, "Советская музыка", 1962, ј 5, с. 89-96.