<< Пред. стр. 476 (из 913) След. >>
Лит.: Львов М., М. П. Максакова, М.- Л., 1947; К а т у л ь-ская E.,Большой талант, "Музыкальная жизнь", 1962, ј 7; Лемешев С., Умный
талант, "Сов. музыка", 1962 ј 5. М. Р.
МАКСИМИЛИАН
(Maximilian), Владимир [20(?).VIII.1882- 20. IX. 1959] - румынский
актёр оперетты и драмы. Нар. арт. РНР (1954). В 1900 окончил
Бухарестскую консерваторию драм. иск-ва. В 19.01 дебютировал на сцене
бухарестского Нац. т-ра. С 19Р2 в труппе "Рум. оперное об-во", исполнял
партии баса-буфф, выступал в опереттах. В 1905-08 играл в Нац. т-ре. В
1923-41 участвовал в спектаклях труппы Буландры. В 1941-48 М. играл в
разл. т-рах, в 1948-58 - в Т-ре Армии (Бухарест). М. вошёл в историю
рум. т-ра как один из лучших артистов оперетты. Обладал самобытным
комедийным дарованием, искромётным юмором. Был правдив даже в самых
неправдоподобных сценич. ситуациях. Пользовался успехом и как драм.
актёр.
Лучшие роли: в оперетте - Лотар ("Чары вальса" Штрауса), Лоретти
("Осенние манёвры" Кальмана), в драме - Ду-митраке ("Бурная ночь"
Караджале), Городничий, Журден и др.
Соч.: Despre teatru, actori si public, [Вис.], 1913; Evo-cari. Вис.,
1962.
Лит.: Manolescu J., Amintiri, Вис., 1962, с. 205- 218.
МАКСИМОВ, Алексей Матвеевич [р. 8(20).1.1899] - русский советский
актёр. Нар. арт. УССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1957. Сценич.
деятельность начал во Владивостоке в антрепризе E. М. Дольна (1921-24).
Работал в т-рах Хабаровска, Кинешмы, Херсона, Житомира, в т-ре "Красный
факел" (19301935), Ростовском-на-Дону т-ре им. Горького (1936- 1940) и
др. С 1940 - актёр т-ра Киевского воен. округа (ныне Львовский рус.
драм. т-р Сов. Армии). Дарование М. наиболее полно раскрылось в героич.
ролях, ему особенно удавались образы людей сильного, волевого характера.
Роли: Гай ("Мой друг" Погодина), Иван Грозный ("Великий государь"
Соловьёва), Вершинин ("Бронепоезд 14-69"), Пархоменко (о. п. Вс.
Иванова), Иван Горлов ("Фронт"), Ватутин ("Генерал Ватутин" Дмитерко),
Сирано де Бержерак (о. п. Ростана)и ДРЗа исполнение роли Бема ("Прага
остаётся моей" Буряковского) М. присвоена Гос. пр. СССР, 1952. Выступает
и как режиссёр (с 1923). Пост. спектакли:
"Великий государь" (1946), "Варвары" (1948), "Весна в Москве" (1950)
и "Иван Рыбаков" (1954) Гусева, "Оптимистическая трагедия" (1957).
Занимался педагогич. деятельностью, преподавал мастерство актёра в
театр. уч-ще Ростова-на-Дону (1937-40), Одессы (1946-51). Снимается в
кино. Р.Б.
МАКСИМОВ, Алексей Михайлович [Максимов 1-й; 13 (25). III.
1813-3(15).IX.1861 ]-русский актёр. Будучи учеником Петерб. театр.
уч-ща, играл на сцене Александрийского т-ра. По окончании уч-ща (1833;
кл. П. А. Каратыгина), в 1834 дебютировал в этом т-ре и был зачислен в
труппу. Исполнял (до конца жизни) роли молодых людей в драмах, комедиях,
водевилях, сначала в очередь с Н. О. Дюром. В. А. Каратыгиным
(Хлестаков, Чацкий). После их смерти к М. окончательно перешли роли
фатов и драм. любовников. В 1841 с успехом сыграл роль студента
Фортункина в водевиле "Шила в мешке не утаишь" Перепельского (Н. А.
Некрасова). Самая знаменитая роль М.- Гамлет (1853). Заменив в этой роли
В. А. Каратыгина, М. играл Гамлета с большой сердечностью и
искренностью. Вместе с тем он лишил трактовку образа общественного
пафоса. Его Гамлет - слабый и безвольный юноша, мучительно переживающий
свою духовную неполноценность,- не восставал против социального зла и
несправедливости. М. блестяще исполнял роли в салонном комедийном
репертуаре (выступал с В. В. Самойловой).
Роли: Фигаро ("Севильский цирюльник"), Яго; Сюлли-ван ("Любовь и
предрассудок" Мельвиля), Кин (о. п. Дюма-отца), Фердинанд и др.
Лит.: Корнеев М. В., Алексей Михайлович Максимов 1-й (по поводу
40-летия его смерти), "ЕИТ". Сезон 1900-1901, (приложение), [СПБ, 1901];
Россиев П., А. М. Максимов 1-й, там же, вып. 5, [СПБ], 1913. А. К л.
МАКСИМОВ (наст. фам.- С а м у с ь), Владимир Васильевич fl5(27).VII.
1880-22. III. 1937] - русский советский актёр. Засл. арт. Республики
(1925). В 1904 работал в МХТ - играл Дмитрия Шуйского ("Царь Фёдор
Иоаннович" А. К. Толстого), Треплева. В 1906-18 (с перерывом 1909-11) -
актёр Малого т-ра. Роли: Молчалин; Бакин ("Таланты и поклонники"),
Глумов ("Бешеные деньги"), Малькольм ("Макбет"). В 1909 в труппе
Синельникова в Ека-теринодаре играл Чацкого, Фердинанда, Незнамова; в
1910 в т-ре Незлобина - Армана Дюваля ("Дама с камелиями" Дюма-сына). М.
обладал хорошими внешними данными, красивым голосом, лёгкой
эмоциональной возбудимостью, эффектно носил костюм, был пластичен,
элегантен. Наибольший успех имел в ролях неврастеников в салонных
мелодрамах.
М. принимал участие в создании Ленингр. Большого драм. т-ра, работал
там в 1919-24. На открытии играл роль Дон Карлоса, впоследствии роли
Клавдио ("Много шума из ничего"), Карла Моора; Антония ("Юлий Цезарь"
Шекспира), Рюи Блаза (о. п. Гюго) и др. В 1925 М.- актёр т-ра Гос. нар.
дома; роли - Желябов, Пётр I ("1881", "Смерть Петра I" Шапова-ленко) и
др., в 1925-26-актёр т-ра Комедии, был партнёром Е. М. Грановской.
Выступал на эстраде как чтец, участвовал в цирковых пантомимах ("Люди
морского дна", 1935, "Шамиль", 1936).
Был одним из популярнейших актёров до-революц. кино. С 1924 занимался
педагогич. работой - преподавал в Ленингр. ин-те сце-нич. иск-ва.
Лит.: Гл ова.цкий Б. С., В. Максимов, [Л.- М., 1961 ]. АН. Л,
МАКСИМОВ, Степан Максимович [31.Х(12, XI). 1892-26.VIII, 1951] -
чувашский со' ветский композитор. педагог, музыкально общественный
деятель Засл. деят. иск-в Чув АССР (1932). Чл. Ком-мунистич. партии с
1919. В 1935 окончил Моск. консерваторию по классу композиции проф. А.
Н. Александрова. М.-один из основоположников чуваш. проф. музыки.
Собирал и обрабатывал чуваш. муз. фольклор. Автор музыки к спектаклям:
"Аленький цветочек" по С. Аксакову (ТЮЗ, Чебоксары, 1948), "Слава"
Гусева (Рус. т-р, Чебоксары) и др., а также ряда соч. в др. жанрах. С
1911 вёл педагогич. работу. Среди его учеников - Ф. М. Лукин, А. Г.
Орлов-Шузм, Г. Я. Хирбю и др.
Лит.: Лукин Ф., Талантливый чувашский композитор, "Сов. музыка",
1956, ј 11; Илюхин Ю., С. М. Максимов, "Ялав", 1962, ј 11 (на чуваш,
яз.). А.Ив.
МАКСИМОВ, Христофор Трофимович (р. 8. IV. 1917) - якутский советский
актёр и композитор. Нар. арт. ЯАССР (1962). Отец М. был нар. певцом. С
юношеских лет участвовал в концертах художеств. самодеятельности. Был
худ. рук. Амгинского и Ме-гино-К-ангаласского домов культуры,
организовал там драм. и хоровые коллективы, ставил спектакли. В 1939-49
- актёр 1-го Мегино-Кангаласского колх. т-ра и 2-го колх. т-ра в Нюрбе,
в 1958-63-Верхне-Вилюйского т-ра, в 1950 и с 1963-Муз.-драм. т-ра им.
Ойунского (Якутск).
Роли: Лука ("На дне"), Лоокут ("Лоокут и Нюргусун" Сметанина), Елеся
("Не было ни гроша, да вдруг алтын"), Чуорда, Качайя("Айаал", "Кузнец
Кюкюр" Сивцева), Жеронт ("Проделки Скапена" Мольера) и др.
В самобытном, ярком творчестве М. драм. талант сочетается с муз.
одарённостью. Он широко известен в республике как композитор, создал и
обработал св. 200 нар. мелодий.
Лит.: Максимов X., Улэ, таптал ырыалара, Якут-скай, 1962. М. Лифш.
МАКСИМОВА, Екатерина Сергеевна (р. 1. II. 1939) - русская советская
артистка балета. В 1949- 1958 училась в Моск. хореографич. уч-ще (класс
Е. П. Гердт). В 1956, ученицей, дебютировала в партии Маши
("Щелкунчик"); с 1958-в труппе Большого т-ра. Иск-во М. жизнерадостно и
обаятельно; она обладает даром актёрского перевоплощения, создаёт
лирич., психологически углублённые образы-Жанна ("Пламя Парижа"), Мария
("Бахчисарайский фонтан"), Жизель;
Катерина ("Каменный цветок" Прокофьева) и образы, исполненные задора,
непосредственности - Лиззи ("Тропою грома" Караева), Коломбина ("Медный
всадник"). Иск-во танца М. совершенствовала под рук. Г. С. Улановой.
Др. партии: Мавка ("Лесная песня" Жуковского), Муза ("Паганини" на
муз. Рахманинова), Водяница ("Конёк-Горбунок" Щедрина), 7-й вальс,
прелюд ("Шопениана") и др. Гастролировала в США, Канаде, Австрии, Дании,
Норвегии, Финляндии, Венгрии и др.
Лит.: "Театр", 1959, ј 8, с. 110-14; 1960, ;ј 9, с. 152- 153;
"Музыкальная жизнь", 1962, ј 9, с. 13. Л. П.
МАКСИМОВА, Ирина Михайловна (р. 24.V. 1919)- якутская советская
артистка. Засл. арт. ЯАССР (1952). Деп. Верх. Совета ЯАССР 3-го созыва.
В 1937 по окончании балетной студии в Якутске вступила в Якутский т-р
(первая крупная роль Нюргусун "Лоокут и Нюргусун" Сметанина), была
актрисой этого т-ра до 1956. Затем руководила сельской самодеятельностью
(в 1959-62 была гл. реж. Таттин-ского нар. т-ра). В 1962 вернулась в
Якутский т-р. Лирико-драм. актриса, М. была первой исполнительницей
ролей в нац. драматургии: Соня, Саргылаан ("Манчары", "Золотое зерно"
Протодьяконова), Азалия ("Что украшает человека" Сивцева).
Др. роли: Лариса ("Бесприданница"), Луиза, Дездемона;
Настя ("На дне"), Мария Антоновна ("Ревизор"), Галя ("Макар Дубрава"
Корнейчука). В нар. т-ре пост. "Лоокут и Нюргусун" (показана в
Кремлёвском т-ре, 1962), "Сайсары" Сивцева, "Враги" Ефремова и др. М.
Лифш.
МАКСЙМОВ-КОШКЙНСКИЙ, Иоким Степанович (р. 14. IX. 1893) - чувашский
советский актёр, режиссёр, драматург. Нар. арт. Чувашской АССР (1933).
Один из основоположников чувашского т-ра (1918). Сценич. деятельность
начал в 1912 в Казанском т-ре. В 1918 вместе с группой энтузиастов
организовал чувашский т-р, был актёром, режиссёром, худ. рук. этого
т-ра. Создал ряд комедийных, остро характерных образов: Кочкарёв
("Женитьба"), Расплюев, Скапен. Переводил и ставил пьесы Гоголя,
Островского, Л. Толстого, ставил пьесы чуваш. драматургов Ф. Павлова, П.
Осипова и др. С 1922 начал драматургич. деятельность. Творчество М.-К.
способствовало становлению и развитию чуваш, т-ра и драматургии. Автор
пьес:
"Волна" (1923), "Волжские мотивы" (1932), исто-рич. драм "Садур и
Илем" (1933), "Земля вздымается" (1933), муз. комедии "Когда расцветает
черёмуха" (1950) и др. пост. на сцене чувашского т-ра. В 1925-32 работал
в кино. Автор оперных и балетных либретто, ряда статей по вопросам т-ра
и драматургии.
Соч.: Пьесасем, Чебоксары, 1954.
Лит.: Сироткин М. Я., Очерк истории чувашской советской литературы,
Чебоксары, 1956, с. 213-17.
Ф.Р. МАКШ‚ЕВ, Владимир Александрович [16(28).V. 1843, Гельсингфорс, -
9 (22). III. 1901, Москва]- русский актёр. Окончил Кадетский корпус в
Воронеже. Служил офицером в Москве; играл в любительских спектаклях в
т-ре Шепелева и Артистич. кружке. Выйдя в отставку, вступил в труппу П.
М. Медведева (Казань, 1870-71), затем играл в Сарато-гов Курске, Туле.
Роли: Архип ("Грех да беда на кое, не живёт" Островского), граф Зефиров
("Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского). В 1872 играл в Нар. т-ре на
Ноли-технич. выставке в Москве. Роли: Митрофан ("Недоросль"),
Раста-ковский ("Ревизор"). В 1873 в Моск. общедоступном частном т-ре с
большим успехом исполнил роль Никона в "Горькой судьбине" Писемского. В
1874 был принят без дебюта в труппу Малого т-ра; работал здесь до конца
жизни. Комедийный и характерный актёр, М. играл и роли простаков. Не
обладая сильным темпераментом, он привлекал искренностью и задушевностью
исполнения, мягким комизмом, благодушным юмором, весёлостью. Тщательно
разрабатывая роли, М. добивался психологич. глубины, типичности,
характерности образов. Мастерски гримировался. Лучшие роли создал в
произв. рус. драматургов.
Роли: Рисположенский ("Свои люди - сочтёмся", 1874), Расплюев
("Свадьба Кречинского", 1874), Архип ("Майорша" Шпажинского, 1878),
Варлаам ("Борис Годунов", 1880), Мигаев ("Таланты и поклонники", 1881),
Восмибратов ("Лес", 1895), Акимыч ("На пороге к делу" Островского и
Соловьёва, 1899). Сатирич. остроты достигал М. в роли Городничего
(1883); преодолев свою обычную мягкую манеру исполнения, он играл
Городничего грубым солдафоном, умным и опытным мошенником. В произв.
зап. классиков М. исполнял роли Жеронта ("Проделки Скапена", 1875),
Жоржа Дан-дена (о. п. Мольера, 1875), Грумио ("Укрощение строптивой",
1878), Тристана ("Собака садовника" Лопеде Вега, 1895) и др.
Лит.: Карнеев М. В., Странички из истории русского театра, вып. 1 -
Двадцатипятилетие деятельности В. А. Макшеева, М., 1900; В. А. Макшеев,
в кн.: Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления. 1891- 1924,
М., 1924, с. 159-67; Юрьев Ю., Записки. 1872- 1893, Л.- М., 1939, с.
117-18, 121; Я б л о ч к и н а А., 75 лет в театре, М., 1960, с. 206,
207, 232. JJ. Лев.
МАЛАМУД, Марк Моисеевич (р. 2.VIII. 1905) - русский советский
режиссёр. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с
1944. В 1932 окончил Киевский театр. ин-т. Сценич. деятельность начал в
1924 в театре-студии "Молот" под рук. А. Буч-мы, затем работал в т-рах
Донбасса, Киева, Саратова. С 1940 режиссёр Куйбышевского ТЮЗа, в 1946-61
гл. реж. Фрунзенского рус. т-ра, с 1962 гл. реж. Челябинского драм. т-ра
им. Горького,
Спектакли: "Человек с ружьём" (1942); "На дне" (1944);
"Лес" (1949); "Семья" Попова (1950), "Разлом" (1951); "Кремлёвские
куранты" (1956); "Сарынжи" Эшмамбетова (1958), "Иркутская история"
Арбузова (1960). Д. Б р.
МАЛАЯЛЬСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ
(Малайяльский театр и драматургия). Истоки М. т. и д.- игры и обряды
древнеиндийских племён, населявших территорию Юж. Индии, а также
мистериальный т-р, возникший при храмах. Вначале драмы-мистерии,
рассказывающие о подвигах и благодеяниях богов, разыгрывались на
небольших, специально выстроенных для этой цели внутрихрамовых площадках
(чакиаркуту, кутиаттам). Позднее они были вынесены за пределы храма и
исполнялись в храмовых дворах при большом скоплении зрителей.
Представления воспроизводили разл. эпизоды из жизни богини Бхагавати,
полубогов-полулюдей Рамы и Кришны и состояли из пантомимы, музыки, танца
и диалога. Исполнители их носили яркие костюмы и огромные головные
уборы. Нек-рые формы древнего мистериального т-ра со временем
модифицировались в нар. театр. представления, к-рые сохранились до наст.
времени. Представления разыгрываются на яз. малаялам. Большое влияние на
М. т. и д. оказала классич. санскритская драма, откуда заимствовались
традиционные сюжеты, сценич. образы и драматургич. формы.
В 1-й пол. 20 в. широкое распространение получили историч. драмы,
авторами к-рых были драматурги Акбар, Мартанд Варма, Вахадур Рамрадж и
др. Социальная драма впервые появляется в М. т. и д. в 20-30-х гг. 20 в.
Большим успехом пользуется пьеса Дамодарана "Недоимка" (1938),
рассказывающая о трагич. судьбе крестьянской семьи, доведённой
тираном-помещиком до голода, позора и тюрьмы. Среди совр. драматургов
малаяли - Р. Наяр, Т. Бха-си, Р. Пиллай, М. Идашшери, А. Тхампуран и др.
В своих пьесах они затрагивают актуальные проблемы: положение рабочего
класса и крестьянства в Индии, борьба с феодальными пережитками и др.
Эти пьесы ставятся любительскими театр. коллективами. Большое
распространение получили в М. т. ид. одноактные пьесы, скетчи, небольшие
комедийные представления (см. также Катакхали).
Лит.: Damodaran Pillai P., Malayalam drama, в кн.: "Indian drama",
Delhi, 1956; Народы Южной Азии..., М., 1963. . Мел. Б.
МАЛВЕРНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ (Malvern Festival)-ежегодный театральный
фестиваль в Англии. Осн. в 1929 Б. Джэксоном в г. Малверне. Вместе с Р.
Лим-бертом, директором Малвернского т-ра, Джэксон организовал спец.
фестивальную труппу из актёров Бирмингемского репертуарного и др. т-ров.
Фестиваль проходил в летнее время. В программе первого фестиваля были
пьесы Б. Шоу ("Тележка с яблоками", "Назад к Мафусаилу", "Цезарь и
Клеопатра", "Дом, где разбиваются сердца"). В 1929-39 пост. 20 пьес Шоу
и классич. пьесы прошлого: "Ральф Ройстер-Дойстер" Юдалла, "Иголка
кумушки Гам-мер Гертон" неизв. автора 16 в., "Вольпоне" Б. Джонсона,
"Доктор Фауст" Марло и др. С 1937 М. ф. руководили Р. Лимберт и С.
Хардуик. Во время 2-й мировой войны М. ф. не проводились. В 1949 Р.
Лимберт провёл последний М. ф. (пост. "Тележку с яблоками", "Золотые дни
доброго короля Карла", "Биллионы Буойанта" Шоу). М. ф. положил начало
фестивалям, "к-рые вошли в практику англ. т-ра.
Лит.: Marshall N., The other theatre, L., 1947;
Kemp Т. С., The Birmingham Repertory theatre, Birmingham, 1948. Ф.К.
МАЛДЫБАЕВ, Абдылас [p. 24.VI (7.VII). 1906] -киргизский советский
композитор и певец. Нар. арт. СССР (1939). Чл. Коммунистич. партии с
1939. Деп. Верх. Совета СССР 1-го созыва. С 1929 -.актёр Кирг. студии,
впоследствии муз.-драм. т-ра (с 1942 Кирг. т-ра оперы и балета). В
19401941,1947-50 учился в Моск. консерватории (по классу композиции у Г.
Литинского и В. Фере).
Роли: старик Бекчур ("Аджал орду на" Турусбекова), Аскер ("Аршил мал
алан" У. Гаджибе-кова). Исполнял ведущие партии в нац. операх: Кульчоро,
Сыр-гак ("Айчурек", "Манас" Власова, Малдыбаева и Фере), Ко-куль (о. п.
Раухвергера). Тельтай ("Айдар и Айша" Аманбаева и Германова, 1952). Пел
партию Ленского (1942).
Знаток кирг. нар. музыки, М. создал совм. с В.Власовым и В. Фере
первую кирг. муз. драму "Аджал ордуна" (1938) и первые кирг. оперы
"Айчурек" (1939), "Патриоты" (1941), "Манас" (1946), "На бере- ! гах
Иссык-Куля" (1951). Все пост. Кирг. т-ром оперы и балета. Автор ряда
соч. в др. жанрах.
Лит.: Аманбаев А., Давлесов Н., Абдылас Малдыбаев. Краткий очерк
жизни и творчества. К 50-летию со дня рождения и 30-летию творч.
деятельности, Фрунзе, 1957. ff Д.
МДЛЕГбТ - см. Ленинградский Малый театр оперы и балета.
МАЛЕИНАИТЕ, Ольга Викторовна (9. IX. 1907- 27.11. 1939) - литовская
артистка балета. Первая литов. классич. танцовщица. По национальности
русская. В 1918-22 училась в Ленингр. хореографич. школе (педагог М. Ф.
Романова). С 1922 участвовала в балетных сценах оперных спектаклей
Каунасского т-ра оперы и балета, одновременно занималась у педагогов О.
Дубенецкене, П. Петрова. В 1925 исполняла в первом лит. балетном
спектакле "Коппелия" партию Сванильды. М.- лирич. танцовщица. Иск-во её
отличалось грацией, женственностью, танцевальной кантиленой.
Партии: Одетта-О диллия; Сильвия (о. п. Делиба), принцесса Флорина
("Спящая красавица"), Сильфида ("Шопениана"), подруга Раймонды
("Раймонда"), А. Руз.
"МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ" - цикл небольших драматических произведений А.
С. Пушкина, объединённых под этим названием. Сюда входят: "Моцарт и
Сальери", "Скупой рыцарь", "Каменный гость", "Пир во время чумы"
(окончат, редакция соч. 1830) и близкая к этому циклу "Русалка" (соч.
между 1829 и 1832).
Издания: Первые публикации: Моцарт и Сальери, "Северные цветы на 1832
г.". Альманах, СПБ, 1831; Пир во время чумы, "Альциона на 1832 г.".
Альманах, СПБ, 1832;
Скупой рыцарь, "Современник", СПБ, 1836, кн. 1; Русалка, там же,
1837, т. 6, ј 2; Каменный гость, в сб.: Сто русских литераторов, т. 1,
СПБ, 1839; П у ш к и н А. С., Полн. собр. соч., т. 5, М.-Л., 1949.
Лит.: Дурылин С. Н., Маленькие трагедии, "Театр", 1936, .ј 10;
Станиславский К. С., Художественные записи 1877-1892, М.-Л.. 1939; его
же, Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954; 3 а г.о р с к и и
М., Пушкин и театр. М.-Л., 1940; Д у р ы л и н С. Н., Пушкин на сцене,
М., 1951. Щц
МАЛЕР (Mahler), Густав (7.VII. 1860, Калипп\ Чехия,-18. V. 1911,
Вена) - австрийский , композитор и дирижёр. Выдающийся симфонист, автор