<< Пред.           стр. 48 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 вдохновенной силой наделяет А. положит. героев, образы к-рых приобретают
 романтич. звучание (Ара Прекрасный - о. п. Заряна). С тонким сарказмом и
 беспощадной иронией играет отрицат. роли; одна из значит, работ А.образ
 Кречин-ского ("Свадьба Кречинского", 1946). Исполнение А. отличается
 изяществом, чёткостью, выразительностью сценич. формы. Среди ролей А.:
 Герцог ("Двенадцатая ночь"), Абовян ("Хачатур Абовян" Му-радяна), Кибар
 ("Дядя Багдасар" Пароняна), Трофимов ("Вишнёвый сад"), Казарин
 ("Маскарад"), Вест-Саркис ("Страна родная" Демирчяна), Акоста ("Ури-эль
 Акоста" Гуцкова), Гульд ("Русский вопрос"), Земнухов ("Молодая гвардия")
 и др. В. А.
  АРУТЮНЯН, Гурген Михайлович [р. 9(22).VI. 1905] - армянский советский
 актёр. Нар. арт. Азерб. ССР (1955). Сценич. деятельность начал в 1928 в
 арм. т-ре в Баку. С 1949-в Степанакертском т-ре. Играет преимущественно
 комедийные и характерные роли: Сурен ("Из-за чести" Ширванзаде), Назар
 ("Храбрый Назар" Демирчяна), Шейх ("Вагиф" Вур-гуна), Кудряш ("Гроза"),
 фон-Кальб ("Коварство и любовь") и др. Б. А.
  АРУТЮНЯН, Сурен Согомонович [р.3(16).XI. 1909] - армянский советский
 театровед. Член КПСС с 1946. Автор статей и исследований по вопросам
 арм. т-ра и драматургии. Написал монографии "Жизнь и творчество Г.
 Сундукяна", "Арус Восканян", "Ва-гарш Вагаршян" и др. Ведёт педагогич.
 работу, с 1954-зав. кафедрой истории и теории иск-в в
 Ху-дожественно-театр. ин-те в Ереване. В. А.
  С О Ч.: U/ffntffjnif/jwb U., IT/lflff.WUt U.lf lip/iff jtub, bflltwbf
  1959 wppfib Uni.ittJ.ni.fwb, bffltwb, I960,
  АРУТЮНЯН, Хорен Ованесович (1891-1952) - армянский советский актёр.
 Нар. арт. Азерб. ССР (1943). Сценич. деятельность начал в 1911 в арм.
 т-ре в Тифлисе, где работал до 1931 (с небольшими перерывами). В
 1931-49- актёр арм. т-ра, Баку, с 1949 - арм. Степанакертского т-ра, с
 к-рым связан зрелый период его творчества. Актёр героико-романтич.
 плана. Роли: Пэпо (о. п. Сундукяна), Рустам "("Намус" Ширванзаде),
 Миллер ("Коварство и любовь"), Семён ("Ярость" Ахумяна), Годун
 ("Разлом") и др. В. А.
  АРХАНГЕЛЬСКИЙ, Александр Семёнович [24. VII (5.VIII).1854-24.IV.1926]
 - русский историк литературы. Окончил историко-филологич. ф-т Казанского
 ун-та (1876). Профессор Казанского, затем Петерб. ун-тов.
 Специализировался в области древней литературы. Автор работ о т-ре
 допетровской Руси и 18 в.
  Соч.: Драматургия Екатерининской эпохи, в кн.: История русского
 театра, под ред. В. В. Калаша и Н. Е. Эфроса, т.1, М., 1914; Театр
 до-петровской Руси. Историко-литератур-ный очерк, Казань, 1884; Русский
 театр XVIII века, "Русское обозрение", М., 1894, т. 27, май, стр.
 253-84, июнь, стр. 731-61. Е. X.
  АРХАНГЕЛЬСКИЙ, Николай Александрович [р.8 (21).XI.1914] - русский
 советский театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1959). В 1939
 окончил театрально-декоративное отделение Саратовского художеств. уч-ща
 (с того же года до 1952 преподавал в этом уч-ще). Деятельность театр.
 художника начал в 1945 в Саратовском Т-ре юного зрителя им. Ленинского
 комсомола, где работает до наст. времени. Оформил спектакли: "Недоросль"
 (1945, 1-я работа А.), "Беспокойная старость" Рахманова (1947),
 "Аленький цветочек" Карнауховой и Браусе-вич (1948), "Нищий и принц" по
 Твену (1950), "Где-то в Сибири" Ирошниковой (1951), "Алеша Пешков" по
 Горькому (Ст. пр. 1952), "Приключения Чип-полино" по Родари (1954),
 "Юность отцов" Горбатова (1958), "Два цвета" Зака и Кузнецова (1959) и
 др.
  АРХАНГЕЛЬСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. История создания т-ра в
 Архангельске восходит к 1846, когда в городе было впервые сооружено
 театр. здание. Здесь играли различные труппы, гастролировали мн.
 выдающиеся актёры (В. Н. Давыдов, М. М. Тарханов, П. Н. Орленев и др.).
 Постоянная труппа начала выступать в Архангельске в 1932 (первый
 спектакль - "На дне"). В этом же году сооружено новое театр. здание. В
 т-ре работали: актёры- Г. А. Белов, Е. Е Жилина, С. В. Лукьянов, А. И.
 Свирский, С. И. Бестужев; режиссёры - И. А. Ростовцев, ?. ?. ? ростов,
 И. И. Азров, Н. К. Теппер, К. Т. Бережной и др. В 1937 А. д. т.
 гастролировал в Москве, в 1954 - в Ленинграде.
  Среди наиболее значит, спектаклей т-ра: "Дачники" (1937), "Враги"
 (1938), "Варвары" (1938), "Старик" (1953), "Зыковы" (1957) Горького,
 "Нашествие" (1943), "Три сестры" (1952), "Мария Стюарт" (1952);
  "Порт-Артур" Степанова и Попова (1954), "Иван Рыбаков" Гусева (1954),
 "Персональное дело" Штейна (1955), "В поисках радости" Розова (1958),
 "Дали неоглядные" Вирты (1958), "Именем революции" Шатрова (1958),
 "Почему улыбались звёзды" Корнейчука (1959); "Вишнёвый сад" (1960);
 "Третья патетическая" Погодина (1960) и др. В т-ре работают (1960):
 засл. артисты РСФСР С. Н. Плотников, Б. И. Горшенин, Д. С. Алексеев, М.
 Н. Корнилов, артисты К. К. Кулагина, Л. П. Кузнецова, 3. X. Славина, В.
 П. Соловьёва, А. Н. Кудерман, Н. А. Сокол и др. Гл. режиссёр т-ра (с
 1952) - засл. деят. иск-в РСФСР Н. А. Смирнов. Гл. художник (с 1941) -
 засл. деят. иск-в РСФСР С. П. Белых. Э. К.
  АРХЕЛАП (????????) - древнегреческий актёр-трагик. Упоминается у
 писателя Лукиана (2 в.), сообщавшего, что А. выступал в г. Абдере во
 времена Лисимаха (конец 4 - нач. 3 вв. до н. э.). Лукиан рассказывал об
 огромном впечатлении, произведённом игрой А. в роли Андромеды (о. п.
 Еврипида) на зрителей.
  Лит.: Лукиан, Собрание сочинений, т. 2, М.-Л.,1935(гл.1). С. А.
  АРХЕНСОЛА (Аг-gensola), Луперсио - см. Леонардо де Архен-сола,
 Луперсио.
  АРХЕНТИНА (Argentina), наст. имя и фам.-- Антония М e
 р-се(Мегсе)(4.1Х.1888- 18.VII.1936) - испанская танцовщица. С четырёх
 лет занималась классич. танцем под руководством отца, танцовщика и
 балетмейстера М. Мерее, в одиннадцать лет была ведущей балериной
 Мадридской оперы. С 1902 занималась нар. исп. танцем у своей матери -
 танцовщицы X. Луке. В 1905 выступала в т-ре "Атенео"( Мадрид) с
 программой нар. танцев различных областей Испании. Затем гастролировала
 по городам Испании, Португалии, Франции, Германии, Бельгии, Англии, США.
 В 1914-16, 1919 выступала в России, Юж. и Сев. Америке. В 1928
 организовала балетную труппу, исполнявшую нар. исп. танцы и одноактные
 балеты в пост. А. Среди пост. А.- одноактные балеты "Эль Фонданго"
 Дюрана (1927), "Любовь и колдовство" де Фальи (1928), "Контрабандисты"
 Эспла (1934) и др. А. поставила и исполняла концертные номера: "Пятый
 танец" Гранадоса, "Кор-дова" Альбениса, "Танец огня" де Фальи и др. А.
 принадлежит заслуга возрождения и популяризации исп. нар. танца. Она
 стремилась передать в танце жизнь исп. народа. Исполнение А. отличалось
 острым драматизмом, ярким юмором, большой лирической выразительностью.
 А.- одна из первых исп. танцовщиц, использовавших технику классич. танца
 для создания сценич. формы нар. танца.
  Лит.: Levinson A., La Argentina. Essai sur la danse espagnole, Р.,
 1928; С o r de lie r S. F., La vie breve de la Argentina, Р., 1936;
 Hughes R. М. (псевд. La Meri), Spanish dancing, N. Y., 1948; Quijano М.
 de. Arte y artistas flamencos, Madrid, 1951. Ham. P.
  "АРХЕНТИНО" (Argentino) - театр в Буэнос-Айресе (Аргентина). Создан в
 1804 под назв. "Малый или Временный Колисео". В репертуар театра входили
 комедии исп. авторов (Кальдерона и др.), трагедии Вольтера, Альфьери и
 др. В 1838 "Малый Колисео" получил название "А.". Во время диктатуры
 Росаса (1835-52) репертуар т-ра был заполнен пьесами, прославлявшими
 диктатора ("Ману-элита де Росас", 1847, "Лучший правитель", 1839, и др.)
 или направленными против людей, боровшихся с ним ("Безвинный Хуан, или
 Конец каждого предателя", 1851). В этот период в т-ре играли гл. обр.
 исп. и итал. актёры. Лишь в 1838 и 1847 здесь выступали аргентинские
 труппы X. Касакуверты и В. Мо лины. После свержения Росаса нек-рое время
 здесь ставились пьесы, показывавшие стремление народа к независимости:
 "Свободная Америка" Демарии (1860), "Майская революция" Мансо де Норона
 (1864), "Лусия и Миранда" Ортиса (1864) и др. В 1869 т-р поставил
 "Макбета" Шекспира и "Мирру" Альфьери.
  С конца 19 в. "А." превращается в коммерческий т-р, на сцене к-рого
 выступают гл. обр. иностр. труппы. В репертуар этих трупп входят лёгкие,
 раз-влекат. пьесы, по преимуществу невысокого художеств. уровня.
  Лит.: Torre Revello J.M.A., Los teatros en le Buenos Aires del siglo
 XVIII, B. Aires, 1945; Bastianini R. yL.B. de Molina y Vedia, Literatura
 americana y argentina, B. Aires, 1956. Д ?
  АРХИМЙМ (????-????, от ???? - приставка со значением - главный,
 старший) - в др.-греч. театре руководитель и первый актёр труппы мимов.
 С. М.
  АРХИТЕКТУРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ с ? e к т а к л я - один из способов
 декорационного оформления спектакля. При А. о. отдельные детали
 декораций строятся в трёх измерениях (в то время как живописные
 декорации имеют лишь два измерения), в результате чего они выглядят
 объёмными не только из зрительного зала, но и со сцены. А. о. широко
 применяется в совр. т-ре, несмотря на сложность его изготовления и
 монтировки. Для облегчения хранения, перевозок и монтировки
 архитектурных декораций они делаются разъёмными, каждый крупный блок
 декорации состоит из ряда лёгких портативных мелких деталей. Большое
 значение в архитектурных декорациях имеет фактура деталей. Для
 облегчения монтировки А. о. необходимо стремиться уменьшить его вес.
 Поэтому в архитектурных декорациях широко используются новые виды
 синтетич. материалов и пластмасс, имеющих разнообразную фактуру и лёгкий
 вес (винипласт, пенопласты и др.), а также пустотелые рельефные и
 объёмные бутафорские детали.
  Лит.: Коссаковский А., Техника постройки декораций, М., 1954;
 Барышников А. П., Перспектива, 3 изд., М.-Л., 1949. Вл. Б.
  АРЦРУНЙ, Григор Ерёмович (27. II. 1845-19. XIL 1892) - армянский
 публицист и общественный деятель. Основатель (1872) и редактор газеты
 "Мшак" ("Труженик", Тифлис). С конца 70-х гг.- член театр. комитета
 постоянной тифлисской арм. труппы. На свои средства построил в Тифлисе
 здание т-ра Арцруни (ныне т-р им. Грибоедова), где выступали арм., груз.
 и рус. труппы. Автор ряда статей по вопросам т-ра и драматургии. Писал
 рецензии в газете "Мшак", пропагандировал рус. реалистич. драматургию.
 Г. С.
  АРЧЕР (Archer), Уильям (23.IX.1856-27. XII. 1924) - английский
 театральный критик. Автор ряда книг о театре. Учился в Эдинбургском
 ун-те. Лит. деятельность начал в Австралии. С 1878 жил в Лондоне.
 Переводил и пропагандировал драматургию Г. Ибсена. Отстаивая совр.
 реалистич. драму, А. подверг критич. пересмотру нек-рые традиц. взгляды
 и оценки классич. драматургии. Деятельность А. имела значение в борьбе
 за реализм в англ. т-ре и драме в конце 19 - нач. 20 вв. Вместе с X.
 Гренвилл-Варкером А. выдвинул и разработал в 1907 проект создания
 национального т-ра в Англии (в кн. National Theatre: Scheme and
 Estimates, 1907), до сих пор оставшийся неосуществлённым. Автор ряда
 книг о т-ре.
  Соч.: English dramatists of today, L., 1882; Henry Irving, L., 1883;
 Masks or faces, L.,1888; William Charles Macready, L., 1890; The old
 drama and the new, L., 1923; National theatre. Scheme and estimates, L.,
 1907. A. A.
  " А РШЙН МАЛ АЛАН" ("Продавец ручного товара")- опера У. Гадэкибекоба
 на соОств. либретто.Пост. 25 окт. 1913, Баку (Аскер - Сарабский,
 Гюльчохра - Агдамский, Тел-ли - Оленская, Сулейман - Терегулов, Вели -
 Гусейнов, Султанбек - Гусейнзаде; реж. Сарабский). Новая пост. - 24 янв.
 1938, Т-р оперы и балета им. Ахундова (Баку) (Аскер - Бюль-Бюль,
 Сулейман - Гаджибабабеков, Султанбек - Гусейнзаде, Гюльчохра -
 Мустафьева, Асья - Ахундова, Телли - Рзаева, Джахан - Мамедова; дирижёр
 Рустамов, реж. Идаятзаде, худ. Султанова). В этой же пост. опера была
 показана на декаде азерб. иск-ва в Москве в 1938. Впервые пост. на моек.
 сцене в Муз. т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко (1952). Новый
 текст Л. Зорина и Р. Халилова (Аскер - Матвеев, Гюльчохра - Лазаренко,
 Сулейман - Филимонов, Асья - Смирнова-Не-мирович. Вели - Коршунов, Телли
 - Браслис, Джахан - Големба, Султанбек - Канделаки; дирижёр Байн, пост.
 Канделаки, худ. Чиковани, хормейстер Степанов, балетм. Арбатов). В 1953
 - в Ленингр. т-ре муз. комедии (Аскер - Араратян, Гюльчохра - Банщикова,
 Вели - Фрадкин, Телли - Попова, Асья - Самеоненок, Сулейман -
 Слонимский, Джахан - Габриэльянп, Султанбек - Соколов; дирижёр Гроссер,
 реж. Чистяков и Карасик, худ. Ананьян, балетм. Арбатов).
  Опера пост. в Ташкенте (1938), Фрунзе (1940), Одессе (1940), Уфе (на
 башк. яз., 1953), Сталинабаде (на тадж. яз., 1955)
  За рубежом - в Тегеране, Каире, Нью-Йорке (1920), Париже (1925),
 Лондоне, Берлине, Варшаве, Пекине (1959).
  Издания -"А. м. А.", Баку, Азерб. гос. муз. изд-во, 1948 (с рус.
 текстом).
  Лит.: Касимов К., Узеир Гаджибеков, Баку, 1945, стр. 34-38; А г а е в
 а X., Узеир Гаджибеков, Баку, 1955, стр. 77-87. Я. Гр.
  АРЬЕРСЦЕНА (от франц. arriere, в сложных словах - задний)-задняя
 часть сцены. Является продолжением осн. сцены и служит резервным
 помещением для установки декораций, к-рые создают иллюзию пространства
 большой глубины. А. появилась одновременно с глубинной сценой-коробкой.
 Уже сцена т-ра Фарнезе в Парме (1619) была разделена на переднюю и
 заднюю сцены. Вполне определившуюся по пропорциям А. имел т-р "Ла
 Скала", сооружённый в Милане в 1776-78. Обширную А. имеет Большой т-р. В
 т-рах 18-19 вв. ширина А. обычно не намного превышала ширину портальной
 арки (см. Арка портальная), глубина составляла ок. 30% от глубины осн.
 сцены, высота - половину высоты осн. сцены. Проём, соединяющий осн.
 сце.ну с А., образовывался с помощью арки, имевшей ширину примерно на
 20% меньше ширины портальной арки. В совр. театр. зданиях А. часто
 делается шире и глубже; на ней размещаются также фурки или вращающийся
 накатный круг, с заранее установленными декорациями. Верх А. оборудуется
 колосниками с декорационными подъёмами и световой аппаратурой. Под полом
 размещают склады навесных декораций -- огнестойкие сейфы.
 Механизированная А. в сочетании с боковыми карманами позволяет
 осуществлять перемены декораций целыми картинами. Большое значение
 приобретает А. в связи с развитием светопроекции декораций. И. Ф.
  АСАКИ (Asachi), Георге (1.III.1788, Херпя,-12.Х1. 1869, Яссы) -
 румынский и молдавский деятель культуры, просветитель, писатель. В
 период освободительной" борьбы рум. и молд. народов против турок А. был
 поборником развития нац. культуры. Значительную роль А. отводил т-ру. По
 его инициативе в Яссах в 1816 был создан частный т-р, в к-ром показан
 первый любительский спектакль на рум. языке - пастораль Флориана и
 Геснера "Миртил и Хлоя", в переработке и переводе А. Этот спектакль
 положил начало развитию нац. т-ра. А. принимал участие в организации
 "Фило-драматической консерватории" (1836), готовившей профессиональных
 актёров для румынской и молдавской сцен.
  А.- автор ряда пьес, заложивших основу нац. драматургии: "Михай-герой
 румын", "Драгош- первый господарь Молдовы", "Русский царь Петр I в
 Яссах", пасторали "Праздник молдавских: пастухов" и др. А. принадлежит
 ряд переработок и переводов произведений зарубежной драматургии.
  С о ч.: Teatrul, Jasi, 1854; Опере алесе, Кишинэу, 1957
  Лит.: Lovinescu Е., Gr. Asachi. Viata si operasa" Bue., 1927; A 1 t e
 re s с u S. si Т о г n е a F., Teatrul Natio nal, "J. L. Caragiale",
 Bue., 1955; "Teatrui National Jasi" tagiunea 1952-1953, ј 5;
 Georgescu-Buzau Gh. "85 de an! de la moartea lui Grheorghe Asachi, газ.
 "Scinteia" Bue., 1954, 12/XI. Я. Р
  АСАФЬЕВ, Борис Владимирович (лит. псевд. - Игорь Глебов)
 (17(29).VII.1884, Петербург,- 27.1.1949, Москва] - русский советский
 музыковед, ко мпозитор и музыкально-общественный деятель. Нар. арт. СССР
 (1946). Действит. член Академии Наук СССР (1943). Ст. пр. (1943, 1948).
 В 1908 окончил филологич. ф-т Петерб. ун-та. Музыкеобучал-ся в Петерб.
 консерватории по кл. А. К. Лядова (окончил в 1910). С этого же года
 работал пианистом-концертмейстером балета в Мариинском т-ре в
 Петербурге. Как композитор А. начал выступать ,с 1906 (детские сказочные
 оперы и балеты; романсы, фп. пьесы и др.), как музыкальный критик-с
 1914.
  В 1919--30 А. работал в Гос.ин-те истории иск-в в Ленинграде. С
 1925-профессор Ленингр. консерватории. С 1943 жил в Москве. Автор
 крупных научно-исследоват. работ по истории рус. муз. культуры и
 зарубежной музыки, проблемам теории музыки, многочисл. критич. статей.
 Оказал значит. влияние на развитие сов. музыкознания. В ряде
 исследований он по-новому осветил историч. роль Глинки, правдиво
 воссоздав облик художника-патриота. Мн. работы А. посвящены творчеству
 Чайковского. Он активно боролся за признание подлинно новаторского и
 ярко демократии, оперного наследия Мусоргского. А. написал ряд опер, в
 т. ч. "Казначейша" по поэме Лермонтова (1937, Ленинград), "Минин и
 Пожарский" (соч. 1936, отрывки исполнены в 1938), "Алтынчеч"
 ("Золотоволосая", 1938, не пост.), "Гроза" по Островскому (1941, в
 концертном исполнении), "Пир во время чумы" (1940), "Медный всадник"
 (1942) (обе по Пушкину, не пост.), "Славянская красавица" (1941, не
 пост.), 5-е действие к опере Серова "Вражья сила" (1947), детские оперы:
 "Красная шапочка" (1906) по сказке Перро, "Золушка" (1906), "Снежная
 королева" (1908) по сказкам Андерсена (пост. в Петербурге), "Алёнушка и
 братец Иванушка" (1945, не пост.) и др. А. - автор мн. балетов, в т. ч.
 "Бабочка" (1909, Мариинский т-р), "Дар феи" (1910), "Белая лилия"
 (1911), "Лукавая Флорента" (1912), "Пьерро и маска" (1915, "Петербург),
 "Карманьола" (1918, Петроград); "Сольвейг, или Ледяная дева", на основе
 произв. Грига, сценарий В. Романова (1922, Петроград), "Утраченные
 иллюзии" по роману Бальзака (1935, Т-р оперы и балета им. Кирова),
 "Партизанские дни",(1935, Т-р им. Ленсовета), "Степан Разин" (неоконч.)
 и др. Лучшие балеты А.- "Пламя Парижа" (первонач. название -"Триумф
 республики") (1932), "Бахчисарайский фонтан" (1934) (Т-р оперы и балета
 им. Кирова) и "Кавказский пленник" (1938, Ленингр. Малый оперный т-р).
 Развивая реалистич. традиции балетного творчества Чайковского и
 Глазунова, А. наполняет свои балеты многообразным жизненным содержанием.
 Он часто пользуется нар. мелодиями и темами муз. произв., созданных в
 одно время с лит. произведением, положенным в основу оперного или
 балетного соч. (в балете "Пламя Парижа" композитор обращается к франц.
 музыке конца 18 в., в "Бахчисарайском фонтане" - к польской и кавказской
 нар. музыке). А. принадлежит музыка к спектаклям "Царь Эдип" Софокла
 (1918, Т-р Трагедии, Петроград), "Макбет" Шекспира (1918, там же), "Дон
 Карлос" (1919, Большой драматич. т-р, Петроград), "Слуга двух господ"
 Гольдони (1921, там же), "Интервенция" Славина (1933, Т-р им.
 Вахтангова), "Двенадцать месяцев" Маршака (1947, МХАТ) и др., а также
 симф., камерно-инструмент. и др. соч. Балеты А. сыграли важную роль в
 развитии сов. балетного иск-ва, в его идейно- художеств. обогащении,
 расширении тематики и жанровых типов. В них претворены сюжеты выдающихся
 произв. рус. и мировой классич. литературы, тонко переданы черты муз.
 стиля изображаемой эпохи. В ряде балетов А. используются и творчески
 перерабатываются мелодии народов СССР. В муз. драматургии сценических
 (оперных и балетных) произв. А. важную роль играют лейтмотивы и
 интонации, характеризующие гл. действующих лиц, сценич. ситуации.
 Большое значение в музыке А. имеет мелодич. начало.
  Лит. соч.: Избр. труды, т. 1-5, М.,1952-57; отд. изд.:
  Симфонические этюды. П., 1922; К восстановлению "Бориса Годунова"
 Мусоргского. Сб. статей, М., 1928; Книга о Стравинском, Л., 1929;
 Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930; Музыкальная форма
 как процесс, кн. 1-2, М., 1930-47; Николай Андреевич Римский-Корсаков,
 М., 1944;
  Евгений Онегин, М., 1944; Глинка, М., 1947, 2 изд., М.-Л., 1950;

<< Пред.           стр. 48 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу