<< Пред. стр. 494 (из 913) След. >>
деятельность начала в 1913 в Одессе. В 1916-41- солистка Большого т-ра.М. обладала звучным голосом серебристого тембра. Исполнение М.
отличалось искренностью и тонкой музыкальностью.
Партии: Наташа ("Русалка"), Ярославна; Купава, Фев-рония
("Снегурочка", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"),
Лиза, Тамара; Горислава ("Руслан и Людмила"), Аида; Эльза ("Лоэнгрин"),
Алёна Прекрасная ("Иван-солдат" Корчма рёва) и др.
С 1938 вела педагогич. работу с солистами т-ра. МАТРУНИН, Борис
Александрович (16.VI.1895- 12.Х.1959) - русский советский театральный
художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1959). Окончил Высший
строительно-архитектурный ин-т в Москве. В т-ре начал работать с 1916.
Оформлял спектакли в т-рах Москвы и др. городов (Шаляпинская студия, 2-я
Студия МХАТ, МХАТ 2-й, Студия под рук. Р. Н. Симонова и др.). Был гл.
художником Гос. ансамбля нар. танца СССР (под рук. И. А. Моисеева). С
1944 работал в Т-ре оперы и балета в Перми (гл. художник). Оформил
спектакли: "Евгений Онегин" (1922, Студия Большого т-ра), "Дети солнца"
(Театр-студия под рук. Симонова), "Евгений Онегин" (1940) и "Броненосец
"Потёмкин"" Чишко (1938) в Свердловском т-ре оперы и балета, "Князь
Игорь" (1944), "Кармен" (1945), "Черт и Кача" Дворжака (1955), "Овод"
Спадавеккиа (1957), "Руслан и Людмила" (1958); "Красный цветок" Глиэра
(1959) в Пермском т-ре оперы и балета. АН. Ш.
MATTE30H (Mattheson), Иоганн (28.1Х.1681- 17. IV. 1764) - немецкий
композитор. С 1696 М. выступал в Гамбургской опере как певец (сначала в
хоре, затем исполнял гл. партии), в 1699-1705 как капельмейстер. Автор
опер: "Плеяды" (1699), "Благородный Порсенна" (1702), "Виктор, герцог
норманнов" (с др. авторами, 1702), "Несчастная Клеопатра" (1704),
"Возвращение золотого века" (1705), "Тайные приключения Энрико IV,
короля Кастилии" (1711), "Зенобия" (1722- все пост. в Гамбургской
опере), "Борис Годунов, или Хитростью захваченный трон" (соч. 1710) и
др. Оперы М. оказали воздействие на Генделя; при сочинении "Аль-миры"
(1704) Гендель пользовался советами М. М. был одним из первых нем. проф.
муз. критиков и журналистов. В своих статьях отстаивал принципы итал.
оперы, муз. воззрения англ. и франц. просветителей. Перевёл на немецкий
язык многие оперные либретто.
Соч.: Critica musica..., Bd l-2, Hamb., 1722-25;
Der vollkommene Kapellmeister..., Hamb., 1739; Die neueste
Untersuchung der Singspiele.,., Hamb., 1744.
Лит.: Материалы и документы по истории музыки, пер. под ред. М. В.
Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Т u г-п о w H., J. Mattheson, в кн.:
Die Musik in Geschichte und Gegenwart, Bd 8, [s. 1.1, 1960; W о 1 f f H.
Gh., Die Barockoper in Hamburg (1678-1738), Bd 2, Wolfenbuttel, 1957. Ал
М
МАТУРОВА * (Maturova), Ружена (2.IX.1869-25. 11.1938) - чешская
артистка оперы (драматическое сопрано). Пению обучалась в Праге у М.
Лёве-Де-стинн и др. В 1889 впервые выступила на сцене т-ра в Теплице. В
1892-1909 М.- примадонна Нац. т-ра в Праге. Вместе с Б. Бенони и В.
Климентом была ведущей представительницей чеш. оперной школы. Создала
образы, полные трагич. силы и глубины. Была непревзойдённой
исполнительницей партии Либуше в о. п. Сметаны. Выступала с концертами в
России (1901), Польше, США и др. странах. В 1909 оставила сцену.
Партии: Анежка, Маженка, Милада, Вендулка ("Две вдовы", "Проданная
невеста", "Далибор", "Поцелуй" Сметаны), Эва (о. п. Фёрстера), Шарка (о.
п. Фибиха), Княжна ("На старой белильне"Коваржовица), Ортруда
("Лоэнгрин") Леонора ("Фиделио"), Маша ("Дубровский" Направника)
Лит.: Nejedly Z., Dejiny opery Narodniho divadlo' dl 1-2, Praha, 1949
(Spisy, sv. 28 u 29); Rektorys A' Ruzena Maturova, Praha, 1936. Л. Ф.
JI.
МАТХУР, Джагдишчандра (р. 16.VII.1917) - m-дийский драматург. Окончил
Аллахабадский ун-т. Пишет на хинди. Автор многоактных и одноактных пьес.
История, пьесы -"Конарк" (1950), "Меч Кун-вара Сингха" (1955) - о героях
инд. нац. восстания 1857-59. Изданы сборники одноактных пьесМ.,
написанных на совр. темы,-"Утренняя звезда" (изд. 1946) п "О, мои
мечты!" (изд. 1952). Творчество М. оказало большое влияние на развитие
драматургии хинди. Пьесы его сценичны, пронизаны тонким юмором. Автор
сборника "Воспоминания очевидца", часть к-рых посвящена т-ру. M.-член
Индийской академии музыки и драмы. Б. Ш. У п.
МАТЦЕНАУЭР (Matzenauer), Маргарете (р. 1.VL 1881) - венгерская
артистка оперы. Училась пению в Берлине. В 1901 дебютировала в т-ре
Страсбурга в партии Фатимы ("Оберон" Вебера). В 1904-11 пела в
Мюнхенской придворной опере. М. как певица обладала двумя разными
голосами с особыми регистрами, тембрами и выразит, возможностями.
Выступала в партиях контральто, меццо-сопрано и сопрано.
Партии (контральто и сопрано): Фрика и Брунгиль-да ("Кольцо
Нибелунга"), Донна Анна и Графиня ("Дон Жуан", "Свадьба Фигаро") и т. д.
В 1914 на сцене т-ра "Ковент-Гарден" пела Ортруду ("Лоэнгрин") и Кундри
("Парсифаль"), в 1915 в Париже ("Т-р Елисейских полей")- Изольду
("Тристан и Изольда"). В 1911-30 выступала в т-ре "Метрополитен-опера",
где исполняла в премьерах партии Амнерис (1911, вместе с Э. Карузо,
дирижёр А. Тосканини), пела Ату, Орфея ("Орфей и Эвридика" Глюка, 1911),
Кормилицу ("Ариана и Синяя Борода" Дюка, 1912), Эболи ("Дон-Карлос"
Верди, 1920) и др. Ок. 1930 оставила сцену. Лит.: E w en D., Living
musicians, N. У., 1940.
"МАТЬ"-l) опера В. В. Желобинского, либр. А.Г.Прей-са, Б. Е. Гусмана
по одноим. роману Горького. Пост. 4янв. 1939, Ленингр. Малый оперный т-р
(дирижёр Хайкин пост. Бирман, худ. Варпех, хорм. Нахутин, Лебедев,
ба-летм. Чесноков; Ниловна - Овчаренко, Павел - Коробей-ченко, Андрей
Находка - Орлов,Саша - Ратнер Гусев - Аббакумов, Горбов - Бараев). 25
марта 1939, Москва, Филиал Большого т-ра (дирижёр Небольсин, реж.
Шара-шидзе, худ. Волков, балетм. Глан; Ниловна - Давыдова, Павел -
Енакиев, Андрей Находка- Волков, Саша- Леонтьева, Гусев - Лубенцов,
Горбов - Шевцов). Пост. также в др. городах СССР.
Издания: "М.", клавир (стеклогр.), изд. ГАТОБ им. С. М. Кирова, Л.,
1938. fi pp
2) Опера Т. Н. Хренникова, либр. А. М. Файко по одноим. роману
Горького. Пост. 26 окт. 1957, Большой т-р (дирижёр Хайкин, пост.
Охлопкова, худ. Рындин; Ниловна - Бори-сенко, Павел - Киселёв. Андрей
Находка - Щегольков, Саша - Л. Масленникова, Самойлов - Соколов, Ма-зин
- Масленников, Букин - Галкин, Фабричный - Эйзен, Весовщиков-Нечипайло);
там же возобн. в 1960. 4 нояб. 1957, Т-р оперы и балета им. Кирова
(дирижёр Грикуров, пост. Варпаховского, худ, Ахвледиани, хорм. Михайлов
и Мурина; Ниловна - Баринова, Павел - Журавленке, Андрей Находка -
Ярошенко, Саша - Баскова, Весовщиков- Яшугин, Сизов - Ефимов). В 1957
пост. в Горьковском т-ре оперы и балета.
Издания: "М.", клавир, М., Музфонд СССР, 1956 Я. Гр.
МАТЬЯШ (Matyas), Мария (р. 13.IX. 1924)-венгерская артистка оперы
(сопрано). Засл. арт. ВНР (1959).
Окончила муз. школу в Дебрецене. С 1945-артистка Будапештского
оперного т-ра. Гастролировала в Италии, Румынии, в СССР (1956).
Исполняет партии лирического и колоратурного сопрано.
Партии: Мелинда ("Банк-бан" Эркеля), Эрже, Девушка ("Хари Янош",
"Секейская прядильня" Кодая), Маргарита ("Фауст"), Царица Ночи
("Волшебная флейта"), Дездемона ("Отелло" Верди), Виолетта, Микаэла. Пр.
Ко-шута (1953).
Лит.: Ш о м о д и Н., Солистка будапештской оперы, "Огонёк", 1956, ј
18.
МАУРСТАД (Maurstad), Альфред (р. 26. VII. 1896) - норвежский актёр. В
1920 дебютировал и до 1931 выступал на сцене Норвежского т-ра (Осло). С
1931- актёр Нац. т-ра (Осло). В 1949-50 руководил т-ром в г. Тронхейме.
Крупнейшее творч. достижение М.- образ Пер Гюнта (о. п. Ибсена). В этой
роли М. неоднократно выступал в т-рах Копенгагена, Парижа, Вены,
Стокгольма. M.- один из виднейших представителей сценич. реализма в
совр. норв. т-ре. Его творчество проникнуто жизне-утверждением,
требовательной любовью к человеку. М. присущи озорная, бьющая ключом
энергия, нар. юмор, актёр блестяще владеет мн. областными диалектами.
Роли: Марк Антоний ("Юлий Цезарь" Шекспира), Хен-рик, Эразмус
("Невидимка", "Эразмус Монтанус" Хольберга), Осип ("Ревизор"), Линд
("Комедия любви" Ибсена), Ульфсен ("Агнета" Скрам), Гудлейк ("Учитель"
Гарборга), Кетиль ("Порыв" К рога), Генри ("Наша честь, наше могущество"
Грига) и др.
Лит.: Det Norske teatret. Der fyrste femogtjuge ara 1913- 1938, Oslo,
1938; Ronneberg A., Nationaltheatret gjennom femti ar, Oslo, 1949. Вл.
M.
МАУРСТАД (Maurstad), Турдис (p. 24. XI. 1902) - норвежская актриса. С
1923 выступает в Норвежском т-ре (Осло).
Роли: Антигона (о. п. Софокла), Наташа ("Месяц в деревне" Тургенева),
Соня, Маша, Раневская ("Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишнёвый сад"),
фрекен Юлия (о. п. Стринд-берга), Тура Парсберг ("Пауль Ланге и Тура
Парсберг" Бьёрнсона), фру Рагнфрид ("Кристин, дочь Лавранса" по одноим.
роману Унсет), Петрина ("Юность" Бротена), Хельга ("Учитель" Гарборга),
Эстер ("На солнечной стороне" Крога), Йерма (о. п. Лорки) и др.
М. наделяет своих героинь большой нравств. силой, гордостью,
стремлением к поискам смысла жизни, острой непримиримостью к пошлости и
несправедливости. Благородная простота внешнего рисунка роли,
непринуждённая естественность, пластичность сочетаются в игре М. с
проникновенным психологич. анализом.
Лит.: Det Norske teatret. Dei fyrste femogtjuge ara. 1913-1938, Oslo,
1938; Dalgard D., Det Norske teatret. 1913-1953, Oslo, 1953. Вл. М.
МАФФЕИ (Maffei), Шипионе (l.VI.1675-11.11. 1755) - итальянский
драматург, историк. Прославился своей трагедией "Меропа" (1713, труппа
Л. Рик-кобони, Верона), ставившейся почти во всех городах Италии и в
значит, мере подготовившей появление трагедий В. Альфьери (переведена на
мн. европ. яз.). "Меропа" побудила Вольтера, увидевшего в ней образец
просветит, трагеции, написать одноим. пьесу. М. написал также комедии
"Церемониал" (1728, т-р "Сан-Лука") и "Рагуэт" (1747, т-р
"Сан-Самуэле"), осмеивавшие галломанию. Лит.-эстстич. взгляды
М. были близки классицистам. Утверждая мысль о необходимости реформы
итал. т-ра, М. противопоставлял комедии дель арте и итало-исп.
драматургии классич. трагедию 16-17 вв. По его инициативе Л. Риккобони
ставил "Софонисбу" Триссино, "Ореста" Ручеллаи я др. Театрально-эстетич.
воззрения М. изложены в сочинении "О древних и современных театрах"
(1753, Верона).
С о ч.: Teatro italiano, v. 2, Mil., 1955.
Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С.
Мокульского, т. 2, М., 1957; Capelli Т., Il teatro de S. Maffei, Parma,
1907. P. X.
МАХАРАДЖ - семья индийских танцовщиков. А х а н М. [наст. имя и
фам.Джаганатх П p а-с а д; 1895 (98?) -1947]. Род. в семье известного
инд. танцовщика К. Прасада. Иск-ву танца обучался у своего отца. Один из
лучших исполнителей танца школы катхакали.
Л а к чх у М. (наст. имя и фам. - Банджа-натх П p а с а д; р. 1901).
Учился танцу у своего отца К. Прасада и старшего брата Ахана М. Начал
выступать с десятилетнего возраста. Руководит организованной им в 40-х
гг. школой "Путан Нритья Ник-латх" (Бомбей), ставит хореографич.
представления в стиле школы катхак на сюжеты др.-ипд. мифологии.
Ш а м б х у М. [наст. имя и фам.- Мишра П p а с а д; р. 1905 (6?)].
Младший сын К. Прасада. Иск-ву танца учился у Бирджу Дина и у Ахана М.
Один из выдающихся исполнителей танца школы катхак. Восстановил многие
ранее забытые танцы. С 1955 преподаёт в "Бхарат Кала Кендре" (Дели),
руководит ф-том танца. Воспитал много талантливых танцовщиков.
Бирджу М. (наст. имя-Бирджмахан П p а-сад; р. 1936). Сын Ахана М.
Танц. искусству обучился у своего отца, позднее у Лакчху и Шам-бху М. В
совершенстве владеет ударными инструментами, создаёт новые танцевальные
ритмы. Пост. ряд балетов школы танца катхак. В 1957-60 преподавал танец
в школе "Бхарат Кала Кендре" (Дели). В 1961 в составе индийской балетной
труппы был на гастролях в СССР.
Лит.: "Marg", Bombay, 1959, v. 12, ј 4 (разд. Biogra-Pbies). Д. Г р.
МАХВАЛ (Л у в с а н ц э p э н г ш и и н) (р. 1927)- монгольский
театральный художник. В 1952-56 учился в Ленингр. ин-те им. Репина.
Затем работал в ТЮЗе в Улан-Баторе, где оформил спектакли: "Воробьёвы
горы" Симукова, "Среди печальных гор" Дамдинсурэ-на, "Я хочу домой"
Михалкова и др. В муз.-драм. т-ре оформил: "Калиновая роща" Корнейчука,
"Кто сильнее", "Кремлёвские куранты", "Страсть к наживе", "Лекарь
поневоле" и др. Г. У., Э. О.
ПАХМУТОВА, Марьям (Михри) (р. 1920) - киргизская советская оперная
актриса (меццо-сопрано). Нар. арт. Кирг. ССР (1947). В 1938 начала
работать в Кирг. филармонии, с 1940 - в Кирг. муз.-драм. т-ре.
Занималась на BOK. ф-те Моск. консерватории (1949-50). Создала
муз.-сценич. образы властных, активных, уверенных в своей силе женщин.
Партии: Чачикей, Оронгу, Айша, мать Токтогула ("Айчу-рек", "Манас",
"На берегах Иссык-куля", "Токтогул" Власова, Малдыбаева и Фере),
Кончаковна ("Князь Игорь");
Солоха, боярыня Морозова ("Черевички", "Опричник" Чайковского),
Кармен и др.
Лит.: Волгин Ю. Г. и Васильев В. Я., Марьям Махмутова, Фрунзе, 1958.
//. Л.
МАХОВ (Machov), Саша (паст. имя и фам.-Франтишек M а т х a;
16.VII.1903-1951) - чехословацкий артист балета, балетмейстер. Начал
творч. деятельность в 20-е гг. В годы второй мировой войны работал в
труппе "Сэдлерс-Уэллс" (Англия). После освобождения Чехословакии от
немецко-фашистской оккупации возглавил балетную труппу пражского Нац.
т-ра. За время руководства т-ром М. ввёл в репертуар лучшие произв.
классич. хореографии и создал нац. балеты: "Философская история" (по А.
Ира-секу, 1949) и "Викторка" (по Б. Немцовой, 1950) Востршака, "Красный
цветок" (1947), "Золушка" (1948), "Ромео и Джульетта" (1950) и др.
Пост. М. отличаются разнообразием хореографич. композиции, вниманием
к разработке характеров действующих лиц, лиричностью.
Лит.: Schmidova L., Ceskoslovensky balet, [Praha, 1962J. H. Ulep.
МАЦИЕВСКАЯ (по мужу -Моринец), Лидия Владимировна (20.XII.1889 -
24.XII.1955) - украинская советская актриса. Нар. арт. УССР (1947). Чл.
Коммунистич. партии с 1945. Деп. Верх. Совета УССР 2-го созыва. Род. в
семье укр. актёров труппы М. Л. Кропивницкого. Училась на историч. ф-те
Высших женских курсов в Одессе (1906-09). Работая в нар. школе и
гимназии учительницей (до 1916), участвовала в любительских спектаклях,
выступала в укр. труппе об-ва "Народная трезвость" (1908-18). В 1921-24
была в составе агитгруппы Одесского отдела политпросвещения,
обслуживавшего сёла Одесской обл., с 1925- актриса Одесского укр. гос.
драм. т-ра (ныне Т-р им. Октябрьской революции). Наиболее полно талант
М. раскрылся в ролях характерных и комедийных. Иск-во её отличалось
народностью, полнокровным реализмом. Сочная бытовая характерность, нац.
своеобразие придавали образам М. яркую самобытность. Играла в
психологич. драмах и острых комедиях.
Роли: Лимериха ("За двумя зайцами" Старицкого), Дуль-ская ("Мораль
пани Дульской" Запольской), Дунька ("Любовь Яровая"), Бочкарёва ("Платон
Кречет"), Ганна ("Бесталанная" Карпенко-Карого), Фетиния ("Не было ни
гроша, да вдруг алтын" Островского), Хивря ("Сорочинская ярмарка"
Старицкого по Гоголю), Наталия Ковшик, Горицвет ("Калиновая роща",
"Крылья" Корнейчука).
В 1934-52 вела педагогич. работу, преподавала художеств. слово в
Одесском театр. уч-ще. ‚. Хл.
МАЦКИН, Александр Петрович [р. 12 (25).VII. 1906 J - русский
советский театровед и литературный критик. Лит. деятельность начал в
1923. Начиная с 30-х гг. активно сотрудничает в театральной печати.
Статьи М. посв. гл. об р. проблемам драматургии, режиссуры, совр. сов.
т-ру.
Соч.: Образы времени, М., 1959; У истоков творчества, в сб.:
Ежегодник МХАТ. 1951-1952, М., 1956, в кн.: Научно-творческая
конференция о наследии Вл. И. Немиро-вича-Данченко, М., 1960
(Стенографич. материалы ВТО, с. 124-136); Станиславский, его искания и
революция, "Театр", 1960, .ј 6, с. 123-30; Нравственная идея
Станиславского, там же, 1962, .ј 12; Шаг к Станиславскому, там же, 1963,
Ni i. с. Г.
МАЦУИ, Сёё* (1870-1933) - японский драматург, журналист. В 1899
написал для актёра Итикава Садапдзи I пьесу "Акугэнда". Позднее написал
для него ещё неск. пьес. После его смерти писал для Садандзи II. В
1906-07 вместе с ним посетил Англию, Германию, Францию и др. страны. В
1913 принимал участие в организации труппы (новой школы симпа) "Коею
гэкидан", был инициатором подготовки актрис для япон. т-ра. В 1913
опубликовал книгу "Об актрисах". М. участвовал в реорганизации
популярного в Японии т-ра "Мэйдзидза", в его европеизации. С
1918художеств. советник крупнейшей японской театр. компании Сётику. Л.
Г.
МАЦУИ, Сумако (1886-1919) - японская актриса. Выступает в т-ре нового
направления сингэки. В 1909 поступила в актёрскую студию ассоциации
"Бунгэй кёкай", в 1911 окончила сё и в том же году дебютировала в роли
Офелии в т-ре "Тэйкоку гэкидзё". После исполнения ролей Норы и Магды
("Родина" Зудермана) была признана лучшей актрисой сингэки. В 1914 вышла
из ассоциации "Бунгэй кёкай" и совм. с режиссёром и театр. деятелем
Симамура Хогэцу организовала труппу "Гэйдзюцудза", где играла роли:
Монны Ванны (о. п. Метерлинка), Анны Карениной;
Катюши Масловой ("Воскресение" по Толстому), Маши ("Живой труп"),
Кармен (о. п. Мериме) и др. М. обладала яркой артистич.
индивидуальностью, заразительным темпераментом. Её творчество
способствовало признанию и утверждению сингэки в япон. т-ре.
Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр. пер. с япон., М., 1960;
на япон. яз.- Акита Удзяку, Накаги Такуити, Сумако-но иссэй, Токио,
1919; К а в а т а-кэ Сигэтоси, Сингэки ундо-но рэймэйки, Токио, 1947. Л.
Г.
МАЦУМОТО КОСИРО - актёрская династия т-ра Кабуки. Насчитывает восемь
поколений. Наиболее известные представители этой династии:
М. К о с и р о IV (1737-27. VI.1802) - ученик Сэгава Кикунодзё I и
Итикава Дандзюро IV. Актёр хороших внешних данных, с успехом играл в
реали-стич. бытовых пьесах - вагото и дзицугото, а также в танцевальных
пъесах-сёсагото. Исполнял роли амплуа героя-любовника (иро-татияку), в
т. ч. Сога Дзюро ("Еути Сога" Кватакэ Мокуами), Сигэтада ("Кагэкиё"
Дзэами).
М. К о сир о V (1764-10.V.1838) - сын и ученик М. Косиро IV. Выступал
в ролях "злодеев" (дзицуаку) в историч. пьесах-дзидаймоно и в бытовых
пьесах-сэвамоно. Известен как постановщик реалистич. бытовых драм,
создал т. н. кидзэвамоно (живые бытовые драмы). Лучшие роли: Никки
Дандзё ("Мэйбоку сэндайхаги" Мацу Канси и др.), Бандзуйин Тёбэй (о. п.
Окамото Кидо).
М. К о с и p о VII (12.1.1870-27.1.1949) - ученик Итикава Дандзюро
IX. Выступая в традиции своего учителя, с успехом играл роли в историч.
драмах дзидаймоно и в танцевальных пьесах-сёсагото. Был одним из ведущих
деятелей япон. т-ра 20-30-х гг. Выступал в новых пьесах синкабуки.
Лучшие роли:
Бэнкэй ("Кандзинтё" Намики Гохэя), Сибараку (о. п. Итикава Дандзюро
I) и Омори Хикосити (о. п. Фукути Оти).
Лит. (на япон. яз.): Ихара Тосиро, Кинъё нихон унгэкиси, Токио, 1931;
Мац у MOTO Косиро, Мацу-но мидори, Токио, 1937. Л. 1\