<< Пред. стр. 495 (из 913) След. >>
МАЧАВАРИАНИ, Алексей Давидович [р. 10 (23). IX.1913] - грузинскийсоветский композитор, педагог, нар. арт. СССР (1958). Деп. Верх. Совета
СССР 6-го созыва. В 1936 окончил Тбилисскую консерваторию по классу
проф. П. Б. Рязанова, в 1940 - аспирантуру у него же.
В 1934-37 заведовал муз. частью в Тбилисском т-ре муз. комедии. В
1957 написал балет "Отелло" по Шекспиру (1957, Т-р оперы и балета им.
Палиашвили; Ленинская пр., 1958). Эмоционально богатая, романтически
взволнованная музыка балета претворяет интонации и ритмы груз. нар.
музыки. М.-автор оперы "Мать и сын" по поэме И. Г. Чавчавадзе (1945, Т-р
оперы и балета им. Палиашвили), музыки к спектаклям груз. драм. т-ров и
мн. соч. в др. жанрах. С 1939 ведёт педагогич. работу в Тбилисской
консерватории (с 1960 - проф.).
Лит.: Грузинская музыкальная культура. [Сб. статей], М., 1957; X у ч
у а П., Балет "Отелло", Тбилиси, 1958. Э. М.
МА ЧЖИ-ЮАНЬ (второе имя - Д у н - л и; 2-я пол. 13 в.) - китайский
поэт и драматург. Один из выдающихся мастеров жанра цза-цзюй эпохи Юань.
Автор 15 драм (из к-рых сохранилось 7), в т. ч. "Осень в Ханьских
дворцах"-о трагич. судьбе Ван Чжао-цзюнь, фаворитки императора Юань-ди,
пожертвовавшей своей жизнью ради интересов кит. народа; "Синяя рубашка",
"Благовестная стела" - о поэтах Бо Цзюй-и и Фань Чжун-яне. Пьесы "Чэнь
Туань отказывается от карьеры", "Башня Юэян" проповедуют идеи даосизма,
отказ от активной деятельности, веру в перевоплощение. Хотя пьесы М.
Ч.-ю. не отличались мастерством интриги, он, по отзывам совр. ему
критиков, "превосходил весь сонм талантов" юаньской драмы поэтич.
достоинствами стихотворных арий.
Лит.: Тань Чжэн-би, Юань цюй лю да цзя люэ чжуань, Пекин, 1957
("Краткие биографии шести классиков юаньской драмы") (на кит. яз.). Вл.
С.
МАШАДУ (Machado), Аугусту ди Оливейра (27. XII.1845-26.III.1924) -
португальский композитор и педагог. Музыке обучался в Лисабоне и Париже.
Автор опер: "Лауреана" на сюжет Жорж Санд (1883, "Гран т-р".
Марсель), "Марио Веттер" (1898, т-р "Сан-Кар-луш", Лисабон), "Боргезина"
(1909, там же) и др., оперетт:
"Солнце Наварры" (1870), "Золотой крест" (1873), "Гитара" (1878),
"Пикколино" (1889), "Похищение Елены" (1902) (все пост. в т-ре
"Триндади", Лисабон), "Мария да Фонте" (1879, т-р "Сан-Карлуш", Лисабон)
и др.
На творчество М. оказали влияние итал. и франц. (Ж. Массне, К.
Сен-Санс) композиторы. В последних своих произв. М. использовал элементы
португ. нац. музыки. В 1892-1908 был инспектором т-ра "Сан-Карлуш" в
Лисабоне. Вёл педагогич. деятельность
(с 1893 - профессор, в 1901-10 - директор Лпса-бонскрй
консерватории). М. Лиц.
"МАШЕНЬКА" (первонач. назв. "А п p e л ь") - пьеса в 3 д., 7 к. А. Н.
Афиногенова. Соч. 1940. Пост. 4 марта 1941 Т-р им. Моссовета (реж.
Завадски, худ. Виноградов; Окаё-мов - Любимов-Ланской,
Машенька-Марецкая, Туман-ский-Курский, Леонид Борисович - Ванин). 20
марта 1941 Центр, т-р транспорта, Москва (реж. Н. В. Петров). В том же
году "М." показали: Архангельский, Воронежский, Калининский т-ры, Т-р
им. Леси Украинки, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола, Т-р им. Я.
Купалы, Одеский т-р. Омский, Финский, Симферопольский т-ры, Челябинский,
Харьковский рус. т-р (1941, 1944) и мн. др. Широко ставилась "М." и в
последующие годы: Тбилисский т-р им. Грибоедова (1942), Одесский рус.
т-р (1945), Днепропетровский рус. т-р (1946), Днепропетровский т-р им.
Шевченко (1947), Саратовский (1948), Петрозаводский (1948), Псковский(
1951) т-ры,Т-р им. Сундукяна (1951), Бакинский рус. т-р (1952),
Костромской т-р (1952), Ашхабадский рус. т-р (1957), Душанбинский т-р
(1958), Ленингр. Большой драм. т-р. (1959) Моск. Драм. т-р им.
Станиславского и мн. др. "М." ставили ТЮЗы Куйбышевский и Львовский
(1950), Алма-Атинский (1954), Горьков-ский. Новосибирский, Рижский,
Хабаровский (1955), Омский, Свердловский, тбилисские груз. и рус.
(1956), Иркутский (1958) и др.
"М." шла за рубежом: студенческие труппы Гарвардского и Ретклифского
колледжей, нью-йоркский т-р Форрест" (1943), софийский Нар. т-р (1947),
Вроцлавский т-р (1950) и др.
Издания: Первая публикация "М.", М., 1941, ВУОАП, М.-Л., 1941. Из
послед, изд.: Афиногенов А., Пьесы, М., 1956.
Лит.: Б о я д ж ие в Г., В. П. Марецкая, М., 1954;
Ежегодник ин-та истории искусств. 1955. Театр, М., 1955, с. 133-40.
А. Шн.
МАШИНИСТ СЦЕНЫ - заведующий машинно-декорационным цехом. Руководит
работниками машинно-декорац. цеха во время репетиций или спектакля. М.
с. отвечает: за состояние, хранение и своевременный ремонт
декорационного имущества; за состояние, правильное функционирование и
наиболее целесообразное использование всего механич. оборудования сцены.
М. с. возглавляет весь процесс изготовления, подгонки и монтировки
декораций от разработки по макету технич. решения оформления до выпуска
спектакля. В дореволюц. т-ре М. с. являлся одновременно и
художником-декоратором, конструктором сложнейших сценич. эффектов (см.
К.Ф.Валъц). В. Л/.
МАШИННАЯ ГАЛЕРЕЯ - часть верхней сцены, используемая для управления
подъёмно-опускными устройствами. М. г. расположена по боковым и задней
стенам сцены. 1-я (нижняя) М. г. находится на уровне верхней линии
опущенной кулисы. Количество М. г. зависит от высоты сцены. Подъём и
спуск декораций производится верховыми рабочими с помощью пеньковых
канатов, проходящих вплотную около барьера М. г. и связанных с системой
противовесов. В т-рах с механизированным верховым хозяйством на М.' г.
размещаются лебёдки, электродвигатели, пульты управления с устройствами,
позволяющими регулировать скорость подъёма и опускания и т. д. На М. г.
устанавливается также и осветительная аппаратура. В. Бер.
МАШКОВ, Александр Иванович [р. 4(17).II.1909] - русский советский
драматический актёр. Нар. арт. РСФСР (1958). Чл. Коммунистич. партии с
1946. В 1928 окончил театр. студию при крымском гос. драматич. т-ре и в
том же году вступил в труппу этого т-ра. Затем работал в т-рах Ташкента,
Ашхабада, Тбилиси, Баку, Николаева, Махачкалы, Рязани. С 1947-артист
Волгоградского т-ра им. М.Горького. М. в начале сценич. деятельности
играл роли молодых героев и простаков: Михалка ("Темп" Погодина),
Мотыльков ("Слава" Гусева), Петька ("Чапаев"). Впоследствии проявил себя
как характерный актёр широкого диапазона. Исполнил роль В. И. Ленина в
"Кремлёвских курантах" и "Третьей патетической" Погодина.
Роли: Швандя, Хлестаков, Сергей Луконин ("Парень из нашего города"),
царь Фёдор Иоаннович (о. п. А. К. Толстог о), Мудзимура ("На той
стороне" Барянова), Курочкин ("Свадьба с приданым" Дьяконова), Кудров
("Совесть" Чепурина, Гос. пр. СССР, 1951), Туляга ("Кто смеётся
последним" Крапивы), Корзухин ("Бег" Булгакова), Мальво-лио
("Двенадцатая ночь"), Полоний ("Гамлет"), Цыганов ("Варвары"). Е. Ж.
МАЭЛО (Mahelot), Лоран (гг. рожд. и смерти неизв.) -французский
декоратор. Работал в т-ре "Бургундский отель" (Париж). Участвовал в
составлении "Записи многих декораций, служащих для пьес, содержащихся в
данной книге, начатой Лораном Маэло и продолженной Мишелем Лораном в
1673 году". В "Записи" содержатся заметки о декорациях, бутафории и
машинерии, необходимых для пост. 71 спектакля (47 заметок сопровождаются
карандашными зарисовками декораций). Записи и рисунки М. свидетельствуют
о сочетании в декорац. иск-ве 17 в. элементов мистериального т-ра
(симультанные декорации) с постановочными принципами итал. т-ра эпохи
Возрождения (сцена-коробка).
Соч.: Le memoire de Mahelot Laurent et d'autres decorateurs de
l'Hotel de Bourgogne et de la Comedie-Francaise au XVII s., pubi. par H.
C. Lancaster, P., 1920.
Лит.: Мокульский С. С., Вещественное оформление спектакля во Франции
накануне классицизма, в кн.:
О театре, сб.З, Л., 1929; его же. Хрестоматия по истории
западноевропейского театра, т. 1,2 изд., М., 1953, отд. IV, гл. 3. В.
Мюл.
МАЭСТРО (итал. maestro, от лат. magister - на чальник, учитель) -
наименование деятелей разл. областей иск-ва (композиторов, дирижёров,
живописцев и др.).
МАЯКОВСКИЙ, Владимир Владимирович [7(19). VII.1893, село Багдади
(ныне Маяковски), Грузия,- 14.IV.1930, Москва] - русский советский поэт
и драматург. Род. в семье лесничего. В 1908 вступил в РСДРП
(большевиков), но в 1910 прервал партийную работу. В 1911 поступил в
моек. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества, где сблизился с художником и
поэтом Д .Д. Бурлюком. Вместе с ним и поэтом В. В. Хлебниковым опубл.
манифест рус. футуристов (сб. "Пощёчина общественному вкусу", 1912).
Здесь же были впервые напечатаны его стихи. M.- не только великий поэт
пролетарской революции, но и наряду с М. Горьким один из
основоположников сов. драматургии. К поэтич. деятельности М. пришёл с
чётким социальным осмыслением поставленной задачи: "Хочу делать
социалистическое искусство" ("Я сам", в кн.:
Маяковский В., Полн. собр. соч., т. 1, 1955, с. 18). Его связь с
футуризмом на первонач. этапе творч. развития объяснялась бунтом против
"эстетики старья" (там же). Выступая с футуристами против
симво-листско-акмеистич. поэтики, М. вместе с тем по осн. направленности
своего творчества уже в ту пору противостоял формалистич. нигилизму
футуристов. Это нашло выражение в статьях о т-ре и кинематографе и в
первом драматургич. опыте M. - трагедии "Владимир Маяковский" (1913,
Петербург, т-р "Луна-парк", пост. автора, он же исполнял гл. роль).
Гневный антибуржуазный пафос пронизывал это произведение. В гротескных
образах искалеченных "адищем города" людей, поднятых на бунт поэтом,
звучал, пробиваясь через отвлечённую условность действия и усложнённость
формы, гуманистич. революц. протест против ка пита листич. ми ра.
Созданная уже после победы Окт. социалистич. революции и посв. ей
пьеса М. "Мистерия-Буфф" знаменовала новую ступень в творч. становлении
поэта-драматурга. "Мистерия-Буфф" была пост. 7 нояб. 1918 на сцене
Петрогр. коммунального т-ра муз. драмы Мейерхольдом совм. с автором (М.
исполнял ряд ролей - Человека просто и др.). Пьеса проникнута ге-роич.
пафосом утверждения победоносных идей коммунизма, прославлением революц.
народа. Драматург соединил в "Мистерии-Буфф" монументальную эпичность с
сатирич. обличением угнетателей, изобретательную метафоричность с
отточенностью публицистики, использовал приёмы нар. площадного т-ра,
буффон-ность и эксцентрику. "Мистерия-Буфф" близка по своему стилю и
духу формам боевой агитац. работы, проводившейся среди масс в годы
гражд. войны.
Второй вариант пьесы, также пост. Вс. Мейерхольдом в Т-ре РСФСР
Первом (1921), тесно связан с работой М. в РОСТА, как и написанные им в
1920 агит-пьесы: "А что, если? Первомайские грёзы в буржуазном кресле"
(Студия т-ра Сатиры, Москва, 1920), "Пьеска про попов, кои не понимают,
праздник что такое" (Театр революц. сатиры, Москва, 1921) и др.
Своеобразным сценич. агитплакатом был и написанный совм. с О. М. Бриком
революц. гротеск "Радио - Октябрь" (1926, коллективы "Синей блузы").
Свою следующую пьесу феерич. комедию "Клоп" (1929, Театр им.
Мейерхольда) М. характеризует как комедию публицистическую,
тенденциозную, ставящую себе целью разоблачение сов р. мещанства (см.
там же, т. 12, 1959, с. 185-90). Добиваясь глубокой типизации, М.
показал враждебный политич. смысл мещанства.
В 1929 М. написал пьесу "Баня" (1930, драматич. т-р Гос. нар. дома,
Ленинград; Театр им. Мейерхольда, Москва), направленную против
бюрократизма. М. говорил, что "..."Баня" ...агитирует за горизонт, за
изобретательскую инициативу" (там же, с. 199). Изобличение бюрократизма
в "Бане" непосредственно связано с той направленностью сатиры М.,
которая нашла своё выражение в стихотв. "Прозасе давшиеся", высоко
оценённом В. И. Лениным (см. речь "О международном и внутреннем
положении Советской республики", 1922, в кн.: Соч., т. 33, с. 197).
Новаторская театр. поэтика М. утверждала силу и художеств. богатство
метода социалистич. реализма и в то же время развивала передовые
традиции рус. драматургии критич. реализма, в первую очередь традиции
Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Сухово-Кобыли-на. Стремясь к созданию образов
масштабных, резко обозначенных, раскрывающих сущность явления,
показывающих подлинно партийную позицию автора, М. боролся за театр
действенной публицистич. мысли, яркой сценич. формы. "Попытка вернуть
театру зре-лищность, попытка сделать подмостки трибуной - в этом суть
моей театральной работы",- утверждал поэт (Маяковский В., Полн. собр.
соч., т. 12, с. 200). Драматургия М., как и всё его творчество, является
могучим орудием воспитания масс в духе коммунизма.
Интерес к драматургии М. с новой силой вспыхнул с сер. 50-х гг. Это
было связано с борьбой за расширение средств и возможностей иск-ва
социалистич. реализма. В эти годы пьесы М. были пост. на сцене мн. сов.
и зарубежных т-ров (см. "Баня", "Клоп", "Мисте-рия-Буфф").
М. писал также для цирка: цирковое антре "Чемпионат всемирной
классовой борьбы" (1920, 2-й Моск. госцирк), пантомима-феерия (названная
М." героической меломимой") "Москва горит (1905 год)" (1930, 1-й Моск.
госцирк), вторую ред. этой пантомимы М. предназначал для пост. на
открытом воздухе как массовое действие с песнями и словами.
М. был автором киносценариев и участвовал как актёр в фильмах "Не для
денег родившийся" (по роману Лондона "Мартин Иден"; М.- Иван Нов),
"Барышня и хулиган" (по повести' Д 'Амичиса "Учительница рабочих";
М.-Хулиган), "Закованная фильмой" (М.- Художник). По сценариям М. пост.
фильмы "Трое" ("Дети"), "Октябрюхов и Декабрюхов" (оба в 1928).
С о ч.: Полн. собр. соч., т. 1-13, М., 1955-61; Театр и кино, т. 1-2,
М., 1954 (см. также вступ. ст. Б. И. Ростоцкого "Маяковский - драматург
театра и кино", т.1, с.5-112). Лит.: Февральский А. В., Маяковский -
драматург, М.-Л., 1940; его ж е, "Мистерия-Буфф", в кн.:
Маяковский, М., 1940; его ж е, "Баня", в кн.: Владимир Маяковский,
сб. 1 М -Л 1940; Наумов Е. И., В. В. Маяковский. Семинарий, 4 изд.. Л.,
1963; его ж е, Маяковский в первые годы Советской власти, 2 изд., М.,
1955; Ростоцкий Б., Маяковский и театр. М., 1952; его ж е. Второе
рождение. Заметки о постановках "Бани" В. В. Маяковского, "Сообщения
Ин-та истории искусств", 1955, вып. 6; его ж е, На сцене - Маяковский, в
сб.: В творческом соревновании, М., 1958; К а -л и т и н Н., Вместе с
Маяковским ("Баня" и "Клоп" В. Маяковского в Московском театре Сатиры),
в сб.: Спектакли этих лет.1953-1956 гг., М., 1957; Милявский Б. Л., К
истории созревания замысла сатирич. комедий . В. В. Маяковского,
"Научные записки Харьковского гос. пед. ин-та", 1957, т. 26; его же,
Положительный идеал в сатирич. драматургии В. Маяковского и средства его
художеств. воплощения, в кн.: XIV отчетно-научная сессия, Харьковский
нед. ин-т физич. воспитания. Секция рус. лит-ры и рус. языка, Харьков,
1958; П л у-ч е к В., На сцене-Маяковский, М., 1962. Б. Рос.
МАЯМА, Сэйка (1878- 1948) - японский драматург и писатель. Первые
пьесы, написанные под влиянием драматургии Ибсена,- "Первый человек"
(1911) и "Если бы не родиться" - имели социальную направленность. М.
работал в театр. компании Сётику, монополизировавшей труппы т-ра Кабуки
и т-ра Симпа, и более десяти лет писал пьесы для т-ра Симпа. В 1924
опубликовал в журн. "Тюокорон" пьесу "Гэмбоку и Нагафуса" (1926), в 1933
- пьесу "Генерал Ноги". Большим успехом пользовались пьесы "Последний
день Оиси", "Сокровищница преданности годов Гэнро-ку" (1934, труппа
Итикава Садандзи II). В дальнейшем "Сокровищница преданности годов
Гэнроку" стала одной из самых популярных пьес в репертуаре т-ра
"Дзэнсиндза". М. известен своими исследованиями о творчестве япон.
классика Ихара Сайкаку.
Лит.: Такаока Нобуюки, Маяма Сэйка рон, Токио, 1948 (на япон. яз.). Д
/\
МАЯЦКИЙ, Пётр Никифорович (р. 1905)- советский артист цирка. Засл.
арт. РСФСР (1939). Будучи студентом Харьковского технологич. ин-та,
занимался тяжёлой атлетикой, акробатикой. Затем стал инструктором этих
видов спорта. В 1925 М. начал работать в цирке с акробатич. номером
"Римские гладиаторы". Создал ряд физкультурно-спортивных номеров и
аттракционов ("Римские кольца", "Эквилибристика на шестах", "Воздушный
зубной акт"). В 1931 вместе с партнёршей К. Барышниковой создал номер
"Рен-ское колесо на перше", в 1945 вместе с Н. Сорокиной (Н.
Маяцкой)-номер "Таинственные шары", в 1949- аттракцион "Шар смелости"
(вместе с В. Маяцким и Н. Маяцкой; трюковая фигурная езда на мотоциклах
внутри прозрачного металлич. шара, подвешенного под куполом цирка.
Аппаратура аттракциона была сделана по проекту М.).
М. является также режиссёром цирковых номеров. С 1956 - худ. рук.
Укр. циркового коллектива. В 1960 создал номер "Гуцульские акробаты" и
конный номер "Запорожские казаки". С 1961 выступает с Маяцкой в
воздушном аттракционе "Мёртвая петля". 8. Г. МГЕБРОВ, Александр
Авельевич [р. 2 (14).III. 1884] - русский советский актёр и режиссёр. В
1902 окончил кадетский корпус, в 1904 - Михайловское артиллерийское
уч-ще. В 1907 учился на драм. курсах Рапгофа, с 1907-актёр МХТ, в
1908-10 -Т-ра Комиссар-жевской, в 1910 руководил самодеят. крестьянским
т-ром Орленева в Подмосковье, в 1910-12 работал в Старинном т-ре
Евреинова (играл роль Патрика в "Чистилище св. Патрика" Кальдерона). В
1917 - 18 руководил рабочим т-ром Балтийского з-да. В 1918 организовал
т-р "Художественная арена Петропро-леткульта" (впоследствии - Рабочий
революц. героич. т-р). В этом т-ре М. ставил в
1918-20 инсценировки произв. поэтов-Га стева ("Песня рабочего удара",
"Башня", "Гудки" и др.), Уитмена ("Песня о самом себе", "Европа", "Песня
рассветного знамени" и др.), Верхарна ("Восстание" и др.). Пост. также
"Взятие Бастилии" Роллана и "Легенду о коммунаре" Р;озлова. В 1920-21
работал в Т-ре РСФСР 1-м. В 1922-24,1930-31 и в 1939- 56 М.- актёр
Ленингр.т-ра драмы им. Пушкина. В 1924-35 М. совм. с В. Чекан руководил
организованной ими "Мастерской по изучению Островского и Шекспира",
спектакли к-рой показывались в рабочих клубах. Роли М.: Фёдор ("Царь
Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого), Дункан ("Макбет"), Нароков ("Таланты и
поклонники"), Иван Грозный ("Василиса Мелентьева" Островского и
Гедеонова), Несчастливцев и др. С 1963 работает в нар. т-рах. Снимался в
кино. Написал книгу "Жизнь в театре" (Л., т. 1-2, 1929-32, см. вступ.
ст. Е. М. Кузнецова). Иг. Г. МГЕЛАДЗЕ, Акакий Диомидович [р. 15(28).VI.
1912] - груз. сов. актёр. Нар. арт. Груз. ССР (1957). В 1936 - актёр
Хулойского районного т-ра Адж. АССР. С 1937 - в Батумском т-ре им. И.
Чавчавадзе.
Роли: Ломкаци ("Свадьба колхозника" Какабадзе), Митрохин ("Арсен"
Шаншиашвили), Бесия ("Кто виноват" На-кашидзе), Анзор (о. п.
Шаншиашвили), Гоча ("Хевисбери Гоча" по Казбеги), Мудзимура ("На той
стороне" Барянова), Макферсон ("Русский вопрос"). Г. Б.
МДИВАНИ, Георгий Давидович [р. 13(26).IX. 1905] - грузинский
советский драматург. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1961). Чл.
Коммунистич. партии с 1944. Лит. деятельность начал в 1922 как
драматург. В 1936 написал трагедию "Алькасар" (моек. Камерный т-р, Т-р
им. Руставели), посв. революц. событиям в Испании. Пьеса, отличавшаяся
гражд. темпераментом и художеств. эмоциональностью, была пост. мн.
т-рами страны. В годы войны написал пьесу "Батальон идёт на Запад"
(1941), открывавшую галерею пьес, посв. героич. подвигу сов. народа. М.
принадлежат пьесы "Честь" (1937) о патриотизме сов. людей,
"Завещание" (1939), "Приказ по фронту" (1941) о Серго Орджоникидзе,
"Багратион" (1944), "Кто виноват" (1949), "Новые времена" (1952), "Люди
доброй воли" (1950), "Тревожная ночь" (1956), "Сердце матери" (1959),
"Украли консула" (1963). Широко вошла в репертуар пьеса М. "День
рождения Терезы" (1961), посв. людям героич. Кубы. Лучшие пьесы М.