<< Пред.           стр. 505 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 придворный т-р. В 1671-72 выстроен первый публичный т-р, сгоревший в
 1722. В 1725 построен другой, большего размера, получивший
 назв."Коли-сео". В 1753 открылся 4-ярусный т-р "Колисео нуэво" (в
 18261831 наз. т-р "Принсипаль"). В 19 в.основаны: нар. "Театро дель
 паленке де лос гальос" (в 1823), "Театро де нуэво Мехико" (в 1841),
 "Гран театро насьональ" (в 1844; наз. также в разное время "Театро де
 санта-ана", "Гран театро империаль"), т-р "Итурбиде" (в 1856). Работали
 также т-ры: "Идальго" (с 1859; наз.также "Де ла эсмеральда", "Де ла
 фама"), "Арбеу" (с 1874), "Де ла уньон", "Дель прогресо" и др. В 1865
 учреждена Консерватория и вскоре при ней был создан небольшой т-р. В
 1900 открыт т-р "Ренасимьенто", в 1917 -т-р "Виргиния Фабрегас". В нач.
 20 в. работали т-ры "Касино Геррера", "Аполо" (закрыт в 1915), "Гильермо
 Прието" (осн. в 1902), "Лирико" (осн. в 1907), "Театро-сирко
 Хиконтекатль" (осн. в 1912, позднее наз. "Эсперанса Ирис"), т-р "Рива
 Паласио" (осн. 1901), "Идеаль" (осн. в 1914), в к-рых ставились преим.
 муз. спектакли - оперетты, ревю и т. п. В 1909 основан оперный т-р
 "Колон". В 1923 открыт "Муниципальный т-р", в 1934 начал работать
 крупный т-р "Паласио де бельяс артес" (на 2 тыс. мест). Во время кризиса
 мекс. т-ра (1938-42) часть театр. зданий была отдана под кинотеатры.
 Крупнейшие т-ры М. в 50-60-х гг.- "Театро де лос инсурхентес" (осн. в
 1953), открыты т-ры: "Виргиния Фабрегас" (осн. в 1954), "Идеаль" (осн. в
 1955), "Театро дель боскуэ" (осн. в 1957).
  Лит.: Nunez y Dominguez R., Descorriendo el telon. Cuarenta anos de
 teatro en Mexico, Madrid, 1956. Ал. С
  МЕЦЦА ВОЧЕ (итал. a mezza voce - вполголоса)- тихое, неполное
 звучание голоса. Особый приём вок. исполнения, требующий спец. технич.
 мастерства. Применяется также как один из оттенков исполнения при игре
 на муз. инструментах.
  МЕЦЦЕТЙНО (Mezzettino) -- персонаж итальянской комедии дель арте.
 Появился в 16 в. Первоначально был одной из разновидностей маски
 Бригел-лы. Носил обычный для Дзанни широкий костюм, остроконечную шляпу,
 маску. В нач. 17 в. под именем М. выступал актёр О. Онорати (труппа
 "Конфиденти"). Наибольшую известность эта маска приобрела во Франции в
 исполнении актёра "Комеди Итальенн" А. Кон-стантини, несколько
 изменившего её характер. Кон-стантини играл роли М. без маски, в
 костюме, отличавшемся от традиционного костюма дзанни. В его исполнении
 М. был коварным и хитрым интриганом, расставляющим ловушки окружающим, и
 в то же время трусом, готовым обратиться в бегство. Р. Кр.
  МЕЦЦО-СОПРАНО (итал. mezzo soprano) - женский голос, средний между
 сопрано и контральто. Различают высокое М.-с., по характеру звучания
 близкое к драматич. сопрано, и низкое - приближающееся к контральто. Для
 М.-с. характерны полнота звучания в среднем регистре и наличие нижнего
 грудного регистра. Диапазон М.-с.- от л я малой октавы до с и - бемоль
 2-й октавы. Для М.-с. написан ряд значительных оперных партий: Марфа
 ("Хованщина"), Любаша. Весна ("Царская невеста", "Снегурочка"), Морозова
 ("Опричник" Чайковского), Амнерис, Кармен; Аксинья ("Тихий Дон") и др.
 Выдающиеся русские певицы М.-с.: А. П. Крутикова, М. А. Славина, Н. А.
 Обухова, М. П. Максакова, В. А. Давыдова, С. П. Преображенская, И. К.
 Архипова.
  МЕШТЕРХАЗИ (Mesterhazi), Лайош (р. 1916) - венгерский драматург,
 писатель и публицист. Лит. деятельность начал в 1945. Впервые выступил
 как драматург в 1958; написал пьесу "Люди из Будапешта", в к-рой
 рассказал о людях своего поколения. Написанная в жанре драматич.
 хроники, пьеса изображает события из истории Венгрии в 1940-57. В этой
 публицистичной по форме и острой по политич. содержанию пьесе М.
 использует приём авторского комментирования и внутр. монолога (пост. в
 1958 в Венг. т-ре Нар. армии, ныне "Вигсинхаз"). Герой драмы
 "Одиннадцатая заповедь"
  (1961, т-р "Вигсинхаз") приходит к убеждению, что жизнь сложнее
 заранее сложившихся схем, что человек не должен успокаиваться на
 достигнутом, он должен бороться за лучшее будущее повседневно. В пьесе
 "Время невиновности" (1962, т-р "Вигсинхаз") показаны новые отношения
 между людьми. Пьесы М. ставились в т-рах Москвы, Берлина, Праги, Софии.
 M.- лауреат пр. им. Кошута (1963). -
  С о ч.: Люди из Будапешта, М., 1960; Одиннадцатая заповедь, М., 1962.
  Лит.: Гершкович А., Театральный Будапешт, М., 1961; его же,
 Современный венгерский театр. М., 1963. А. Гер.
  "МЕЩАНЕ" - пьеса в 4 д. А. М. Горького (первоначально - "Сцены в доме
 Бессеменовых", драматический эскиз в 4 актах). Соч. 1901, в 1903
 отмечена Гри-боедовской пр. Была разрешена к представлению только для
 МХТ. Пост. 26 марта 1902 во время нетерб. гастролей МХТ, в помещении
 Панаевского т-ра (реж. Станиславский и Лужский, худ. Симов; Бессеменов -
 Лужский, Акулина Ивановна - Муратова, Пётр- Мейерхольд, Татьяна-
 Рокса-нова, Нил - Судьбинин, Перчихин - Артём, Поля - О. Алексеева,
 Елена - Книппер, Тетерев - Баранов, Шишкин - Тихомиров, Цветаева -
 Бутова; на моек. сцене - 8 окт. 1902). Впервые пост. в провинции 19 мая
 1902 в Перми товариществом актёров под упр. Вронченко-Левицкого. С
 цензурными ограничениями пьеса была разрешена для провинции осенью 1902
 и была пост. в Белостоке, Вильно, Екатеринбурге, Иркутске, Казани,
 Костроме, Красноярске, Нижнем-Новгороде, Одессе, Оренбурге; на латыш.
 яз.- в Риге, Либаве, Митаве. В Казани и Иркутске "М." ставил Марджанов.
 В ряде городов спектакли "М." сопровождались общественно-политич.
 демонстрациями. Наиболее известная провинц. пост. "М."- в Саратове
 (1903, реж. Со-болыциков-Самарин, он же играл Бессеменова и Тетерева).
  Для казённых ("императорских") т-ров "М." оставались запрещёнными до
 1917. Актёры Александрийского т-ра играли пьесу вне Петербурга (в
 Павловском т-ре, 1903;
  Бсссеменов - Давыдов); в Петербурге спектакль пост. актёрами
 Александрийского т-ра на сцене Михайловского т-ра 7 апр. 1917 (реж. Евт.
 Карпов); возобновл. в Александрийском т-ре в 1918.
  В 1917-18 "М." шли в Петрогр. нар. доме. 27 марта 1919 Петрогр. Совет
 организовал спектакль к 50-летию Горького, на спектакле присутствовал
 Горький, с приветствием выступал М. И. Калинин.
  Пьесу Горького ставили: тат. труппа "Сайяр", Казань (1917),
 Ашхабадский рус. 'в-р (1927), Казанский рус. т-р (1932; 1935, Бессеменов
 - Якушенко, Тетерев - Григорьев), Театр-студия под рук. А. Грипича,
 Москва (1934), ЦТКА (1935, реж. Телешева; Бессеменов - Нечаев,
 ПётрАлександров, Шевкуненко, Татьяна - Харламова, Нил- Осипов, Перчихин
 - Константинов, Ратомский, Поля- Богданова, Елена - Зеркалова, Тетерев -
 Г. Васильев, Герага, Никандров), Волгоградский (реж. Энгель-Крон),
 Смоленский (реж. А. Брянский) (оба в 1936), Ленингр. драм. т-р, Ленингр.
 Большой драм. т-р (реж. Дикий; Нил - Полицеймако); Т-р им. ЛОСПС,
 Ростовский на Дону т-р (реж. Завадский, Лишин) (все в 1937); Т-р Артёма,
 Юзовка (впервые - на укр. яз., пер. Гаккебуш, реж. Лазуренко), Т-р им.
 Я. Коласа (1938; Бессеменов - А. Ильинский, Перчихин - П. Молчанов),
 Днепропетровский т-р им. Шевченко (1939), Т-р "Ванемуйне" (1941, реж.
 Ирд, Бессеменов - Миккал, Пётр - Ирд, Татьяна -' Кайду, Нил - Салулат),
 Магнитогорский т-р (1941), Саратовский т-р (1944), Малый театр (1946,
 реж. Дикий, Бессеменов - Ковров, Татьяна - К. Тарасова, Нил - Анненков,
 Перчихин - П. Оленев, Елена - Зеркалова, Тетерев - Дал-матов, Дикий),
 Ивановский, Калининский и Омский т-ры (все в 1946), Бакинский рус. т-р
 (реж. и исполнитель роли Тетерева - П. Юдин), Тбилисский т-р им.
 Грибоедова (оба в 1947), Пермский и Ульяновский т-ры (1948), МХАТ (1949,
 реж. Блинников, Раевский, под рук. Кедрова), Харьковский рус. т-р (1949,
 реж. и исполнитель роли Перчихина - Крамов), Львовский т-р им.
 Заньковецкой (1950, реж. Тягно), Ижевский русский, Лиепайский т-ры (реж.
 Мур-ниек), Т-р "Красный факел" (реж. Бейбутов), Т-р им. Хам-зы (реж.
 Гинзбург), Челябинский (реж. и худ. Люце), Шауляйский т-ры (все в 1951),
 Кишинёвский, Новгородский т-ры. Груз. т-р в Сухуми (пер. А. Пагавы) (все
 в 1952), Душанбинский, Ереванский русский. Калининградский, Клайпедский
 т-ры (все в 1953), Казахский, Туркменский т-ры (оба в 1954), Чувашский
 (1956), Фрунзенский (1958), Курский (1962) т-ры и др.
  "М." ставились в ТЮЗах: Рижском (1946), Куйбышевском (1951),
 Казанском (1953), Кировском (1955), Владивостокском, Горьковском (1956),
 Моск. областном (1958), Саратовском (1961).
  Из пост. "М." на зарубежных сценах: берлинский "Лес-синг-т-р",
 Бреслауский т-р, венский "Раймунд т-р", Краковский т-р (1902),
 Гамбургский, Дармштадтский и Лейп-цигский т-ры (1902-03), миланский т-р
 "Фоссати", Мюнхенский т-р, пражский Нац. т-р, труппа Де Санктиса в
 Турине (Тетерев - Де Санктис) (все в 1903), Палермский т-р Баллини,
 римский т-р "Национале", софийский т-р "Слеза и смех" (все в 1904),
 английское театр. объединение "Сирена" ("Мермейд сосайети"), Лондон,
 финский т-р "Суоми Лайметти", Гельсингфорс (оба в 1906), "Централ-т-р"
 (реж. Пискатор, Берлин, 1923); Чехословацкое общество рабочего
 любительского т-ра, Прага (1936); миланский "Пикко-ло-театро" (1946),
 пражский Нац. т-р (1948), Бургасский т-р, Болгария (1949), римский Т-р
 Пиранделло и т-р в Генуе (1952), познаньский Новый т-р и римский т-р
 "Балле" (1953), сегедский Нац. т-р, Венгрия (1955), берлинский Немецкий
 т-р (Камерная сцена, 1957), варшавский т-р "Кла-сычны", парижский т-р
 "Эвр", "Фрай Мочо" в Буэнос-Айресе (все в 1959) и ряд др.
  Издания: Первая публикация "M." - Сцены в доме Бессеменова, СПБ,
 "Знание", 1902; из последующих изд.:
  Горький М., Соч., т. 6, СПБ, 1903; Сов. изд.: Горький М., Полн. собр.
 соч., т. 4, Пг., 1918; его же. Пьесы, Л., 1953; его же. Собр. соч., т.
 3, М., 1960.
  Лит.: Д у р ы л и н С., Горький на сцене, в сб.: Горький и театр. Сб.
 статей, M.-Л., 1938; Станиславский К. С., Morf жизнь в искусстве, Собр.
 соч., т. 1, М., 1954, с. 251-54; "Мещане" М. Горького. Литературная и
 сценическая история. Материалы и исследования, M.-Л., 1941; Первая
 русская революция и театр. Статьи и материалы, М., 1956; Данилов С. С.,
 Горький на сцене, Л.- М., 1958; Ежегодник МХАТ. 1949-1950 гг., М., 1952.
 . А. Шн,
  "МЕЩАНИН .ВО ДВОРЯНСТВЕ" ("Le Bourgeois gentilhomme") - комедия-балет
 в 5 д. Мольера. Соч. 1670. Пост. в окт. 1670 в королевском замке Шамбор
 и 23 нояб. того же года в парижском "Пале-Рояле" (муз. Люлли; г-н Журден
 - Мольер, г-жа Жур-ден - актёр Юбер, Люсиль - А. Бежар, Клеонт -
 Лаг-ранж, Доримена - Де Брие, Дорант - Торильер, Ни-коль - Боваль). В
 дальнейшем "М. во д." ставился в "Ко-меди Франсез" (г-н Журден -
 Розимон, П. Пуассон -17 в.;
  Дюгазон, Превиль, А. Пуассон-18 в.; Мишо, Сансон, Кок-лен-младший-19
 в.). Пьеса Мольера шла также в Италии (Сиена, Тоскана и др.), Испании
 (т-р "Буэн Ретиро", Португалии - 17 в.), Бельгии ("Т-р де ла Монне",
 Брюссель, 18 в.), Англии (франц. труппа под рук. Гримберга, Лондон, 18
 в.), России (франц. т-р в Петербурге - Михайловский т-р, 19 в.) и др.
  Среди пост. 20 в.: т-р "Одеон", Париж (1911), Михайловский т-р,
 Петербург (1914), "Комеди Франсез" (1916, Журден - Фероди; 1925, Журден
 - Бернар; 1944, Журден - Ремю), Гражд. репертуарный, т-р, Нью-Йорк
 (1928), "Бутс т-р"), Нью-Йорк (1946); т-р "Польски", Варшава (1920, реж.
 Л. Шиллер), т-р "Сан-Карло", Неаполь (1947), т-р "Олд Вик",Лондон
 (1951),т-р "Мандзони", Рим (1958),"Комеди Франсез" (гастроли в СССР,
 1954; Журден - Сенье).
  Первая пост. "М. во д." на рус. яз. состоялась, по сведениям
 "Драмматического словаря...", 25 янв. 1756 в Российском т-ре в
 Санкт-Петербурге. Среди исполнителей комедии в 18 в.- Крутицкий, Рыкалов
 (Журден). Из позднейших рус. пост. "М. во д." - Малый т-р (1826, Журден
 - Щепкин;
  1844, Журден-П. Садовский; 1864,Журден-В. Живокини), Александрийский
 т-р (1843, Журден - Мартынов), Т-р Корша (1888, Журден - Давыдов), Новый
 т-р, на сцене Моск. Большого т-ра (1900, реж. Ленский; Журден -
 Па-дарин, Клеонт - Остужев, Ковьель - Н. Яковлев, Ни-коль -
 Турчанинова), Т-р Незлобина (1911, реж. Ф. Ко-миссаржевский, худ.
 Сапунов), Иркутский т-р (1914, реж. Канин) и др.
  На сов. сцене: Петрогр. т-р комич. оперы (1921, реж. Марджанов),
 Ярославский т-р (1922), Петрогр. акад. т-р драмы (1923, реж. и худ. А.
 Бенуа; Журден-К. Яковлев), Моск. Малый т-р (1930, Журден - Ст.
 Кузнецов), 1-й Гостеатр Армении, Ереван (1936, Журден - Габриелян) и др.
  "М. во д." ставили мн. ТЮЗы: Нижегородский (1930), Ростовский (1934),
 Свердловский (1935), Николаевский, Рязанский, Ташкентский (1940),
 Волгоградский (1941), Тульский (1946), Новосибирский (1948) и др.
 Центральный Детский театр (1954).
  Издания: Первое франц. изд., [Париж], 1670; Первое рус. изд. - пер.
 П. Свистунова, СПБ, 1761; из позднейших изд.- пер. В. П. Острогорского,
 СПБ, 1893; сов. изд.:
  Ж.-Б. Мольер, Собр. соч., т. 2, пер. Н. Любимова, М., 1957.
  Лит.: Баженов А.Н., Сочинения и переводы, т. 1, М., 1869; К у г ел ь
 А., Театральные заметки, "Театр и искусство", СПБ, 1911, ј 45, с.
 865-67, и "Жизнь искусства", П., 1923, ј 19, с. 4-5; Descotes M., Les
 grands roles du theatre de Moliere, P., 1960. A. Шн.
  МЕЩАНСКАЯ ДРАМА - драматический жанр, возникший в странах Зап. Европы
 в 18 в. Выражая интересы созревающего третьего сословия (буржуазии), М.
 д.'складывалась в борьбе с дворянской идеологией. "Этот жанр отвечал
 глубокому преобразовательному процессу в обществе: возвышению
 определённого класса к власти" (Р о л л а н Р., Собр. соч., т. 12, М.,
 1932, с. 28). Формированию М. д. предшествовали поиски новой драматич.
 формы, к-рая сочетала бы трагич. ситуации с изображением повседневной
 жизни третьего сословия.
  Первые попытки создания нового жанра осуществлены в Англии, ранее др.
 стран вступившей на путь бурж. развития. Дж. Лилло в пьесах "Лондонский
 купец, или История Джорджа Барнуэлла" (1731) и "Роковое любопытство"
 (1736) воспроизвёл бурж. быт, воспел добродетели купеч. сословия.
 Насыщенные пуританской морализацией и чувствительностью, пьесы Лилло
 получили, в отличие от классицистской трагедии, название "домашней
 трагедии". Продолжателем Лилло выступил Э. Мур, прославившийся пьесой
 "Игрок" (1753).
  Во Франции создателем и крупнейшим теоретиком М. д. был Д. Дидро.
 Рассматривая т-р как политич. трибуну, резко критикуя кастовую
 замкнутость привилегированных т-ров, он утвердил новый промежуточный
 между трагедией и комедией "серьёзный жанр", отражавший жизнь третьего
 сословия, построенный на столкновении "обществ, положений", насыщенный
 социально-бытовой конкретностью. В пьесах "Побочный сын, или Испытание
 добродетели" (1757, пост. 1771) и "Отец семейства" (1758, пост. 1760)
 Дидро вывел нового героя - "честного буржуа", утвердил веру в торжество
 высокой гражданской добродетели. Точное описание обстановки, мизансцен,
 костюма и жеста героев, введение разговорных интонаций ломали принципы
 классицизма и ставили перед т-ром задачу поисков новых средств сценич.
 выразительности. Но в М. д. Дидро проявился разрыв между просветит.
 идеалом и бурж. практикой, помешавший драматургу создать полнокровные
 реалистич. характеры.
  Ученик и последователь Дидро - М. Седей, автор многочисл. либретто
 комич. опер, показал в М. д. "Философ, сам того не зная" (1765) реальную
 картину жизни. Накануне революции 1789 теорию М. д. углубил Л. С.
 Мерсье, один из наиболее радикальных просветителей младшего поколения.
 Начав с переработки М. д. Лилло ("Женневаль, или Французский
 Барневельт", 1767), он создал пьесы, построенные на острых социальных
 конфликтах и контрастах, утверждающие нового героя - простого труженика,
 представителя "четвёртого сословия", -"Дезертир" (1771), "Неимущий"
 (1772), "Судья" (1774), "Тачка уксусника" (1776), "Провинциальный
 дворянин" (1781) и др.
  В Германии великий просветитель и теоретик Г. Э. Лессинг создал яркие
 образцы М. д.: "Мисс Сара Сампсон" (1755), "Эмилия Галотти" (1772),
 получившей в силу их героич. звучания назв. "мещанской трагедии". В 70-е
 гг. драматургич. и теоретич. искания Лес-синга продолжали представители
 "Бури и натиска" - Я. М. Р. Ленц, автор пьес "Гувернёр" (1778),
 "Солдаты" (1776) и др., Л. Вагнер - "Детоубийца" (1775) и др. Значит,
 влияние оказала М. д. на драматургию И. В. Гёте, создавшего в ранний
 период творчества пьесы "Клавиго" (1774) и "Стелла" (1776). Высшего
 расцвета достигла М. д. в творчестве молодого Ф. Шиллера. Опираясь на
 опыт франц. просветителей и Лес-синга, он стремился в обыденно-низменном
 увидеть героическое, придать демократич. бюргерскому герою высокую
 гражданскую патетику. Это стремление характеризует "бюргерскую трагедию"
 "Коварство и любовь" (1784).
  В конце 18 в. нем. М. д. переживала кризис: в ней усилились мо
 рализующе-ох ранит, настроения, утвердилась узко семейная проблематика.
 Такова была драматургия актёра и реж. А. В. Иффланда. Его М. д.
 "Преступление из тщеславия" (1784), "Награждённое раскаяние" (1785),
 "Охотники" (1785) и др. лишены социальной остроты, прославляют мещанские
 добродетели. Ещё отчётливее упадок М. д. проявился в творчестве А.
 Коцебу; ловко скроенные, насыщенные мелодрама тич. эффектами,
 соединяющие трагическое и комическое, патетику и чувствительность, пьесы
 "Ненависть к людям и раскаяние" (1789), "Брат Мориц, чудак" (1791),
 "Немецкое захолустье" (1803) и др. отличаются политич. беспринципностью,
 демагогич. использованием передовых идей.
  В России интерес к М. д. проявили наиболее радикально настроенные
 драматурги, искавшие путей обновления и демократизации рус. т-ра. Первый
 крупный теоретик М. д. в России В. И. Лукин, испытавший влияние Дидро и
 Лессинга, выступал против условностей классицизма, звал к созданию
 правдивого иск-ва. В его комедии "Мот, любовью исправленный" (1765) ярко
 сказался интерес к разработке нац. материала, воспроизведению
 реально-бытовой обстановки, стремление к эмоциональной насыщенности и
 нравоучительности драм. произв. П. А. Плавильщиков, продолживший борьбу
 за демократизацию рус. т-ра, написал теоретич. статьи, в к-рых обличал
 сословную кастовость классицистской драматургии и т-ра, призывал к
 многогранному отражению действительности. Плавильщиков обратился к
 изображению жизни крестьян ("Бобыль", 1790) и купеч. сословия
 ("Сиделец", 1793, пост. 1804). Несмотря на несколько идиллич. тенденции,
 пьесы Плавилыцикова, показывающие моральное превосходство людей
 "среднего состояния", привлекали сатирич. мотивами, правдивыми
 зарисовками быта, нравов, речи, эмоциональной насыщенностью.
  М. д. перестала существовать в 18 в., но нек-рые принципы М. д.
 получили развитие в мелодраме, ро-мантич. драме 19 в., подготовили
 возникновение реалистич. драмы.
  Лит.: Гриб В., Эстетические взгляды Лессинга и театр. в кн.: Лессинг
 Г. Э., Гамбургская драматургия, М.- Л., 1936, с. VII-XLVIII; Данилов С.
 С., "Слёзная комедия" и "мещанская драма", в его кн.: Очерки по истории
 русского драматического театра, М.-Л., 1948; Иванов Ив., Французская
 мещанская драма, М., 1901;
  Иванов Ив., Политическая роль французского театра в связи с
 философией XVIII в., М., 1895; История западноевропейского театра, т. 2,
 под общей ред. С. С. Мокуль-ского, М., 1957; Левбарг Л., Луи Себастьян
 Мерсье, Л.-М., 1960; М е p и н г Ф., Легенда о Лессинге. Шиллер.
 Литературно-критические статьи, т. 1, М.-Л., 1934; М о-кульский С.,
 Французская драматургия эпохи Просвещения, в сб.: Французский театр
 эпохи Просвещения, т. 1, М., 1957; то же, в кн.: История
 западноевропейского театра, т. 2, М.-Л., 1939; Плеханов Г. В.,
 Французская драматическая литература и французская живопись с точки
 зрения социологии, Соч., т. 14, М., 1924; Ф p и д-л е н д е p Г., Г. Э.
 Лессинг, Л.-М., 1958; Ч е б ы ш е в А. А., Очерки из истории европейской
 драмы. Английская комедия конца XVII и половины XVIII века, СПБ, 1897;
 Чернышевский Н. Г., Лессинг, его время, его жизнь и деятельность, Полн.
 собр. соч., т. 4, М., 1948; Чечельницкая Г., Фр. Шиллер, М.-Л., 1959;

<< Пред.           стр. 505 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу