<< Пред. стр. 517 (из 913) След. >>
новогоднее приветствие, нунта цэрэняскэ - крестьянская свадьба и др.) ив нар. балладах ("Мио-рица", "Груя Новак" и др.). Широкой популярностью
среди молд. народа пользовались представления - иро-зилор (ироды),
пехливанилор (скоморохи), пэпушари-лор (кукольники) и самобытный т-р
гайдуков. Нар. драмы о гайдуках (борцы против турок-поработителей и
местных бояр в 18 в.), исполнявшиеся любителями из народа в костюмах
гайдуков, были насыщены нар. песнями, танцами, социально-сатирич.
элементами. Носителями основ актёрского иск-ва были кукольники и
бродячие музыканты - лэутары, имевшие особое значение для формирования
молд. муз. т-ра.
В 1805-06 появились первые молд. пьесы, написанные К. Конаки,- "Суд
женщин", "Комедия бана Константина Конта". К 1811 относится сатирич.
комедия "Сэрдар из Оргеева" неизвестного автора. Эти пьесы были
разыграны в кукольном т-ре. В 1809 импрессарио Г. Маджи построил в Яссах
театр. здание, в к-ром выступала (1810-12) рус. труппа. Первый спектакль
на молд. яз. был исполнен в 1816 (пьеса "Миртил и Хлоя" Флориана и
Геснера, переведённая и переработанная Г. Асаки); эта дата считается
днём рождения молд. проф. театр. иск-ва.
Дальнейшее развитие М. т. ид. тесно связано с ростом нац.
самосознания. В нач. 19 в. полулюбительские спектакли ставились
эпизодически в Яссах. В 1836 Г. Асаки и В. Александри (отец писателя
Василе Александри) основали первое нац. муз.-драм. учебное
заведениеФило-драматическую консерваторию, в к-рой ставили пьесы Асаки
"Петру Рареш" (1837) и "Стефан Великий" (1839), оперу Беллини "Норма"
(1838), но развитие т-ра тормозилось тем, что боярская знать
бойкотировала молд. нац. спектакли.
В 1839 актёр К. Караджале создал в Яссах "Общество дилетантов"
(любителей), в к-рое вступили многие окончившие консерваторию. Это об-во
стало ядром Нац. т-ра, к-рый был создан в помещении "Т-ра Варьете", где
до этого работала франц. труппа (обе труппы молд. и франц. играли в
одном здании).
В 1840-42 молд. т-ром руководили писатели В. Александри, М.
Когэлничану и К. Негруцци. Они считали, что т-р должен стать школой
воспитания общества, призывали к созданию оригинальной реалистич.
драматургии, проф. подготовке актёров. Основоположник молд. драматургии
В. Александри писал: "Ввиду того, что у нас отсутствует политическая
свобода, а также свобода печати, я задумал сделать т-р орудием обличения
порочных нравов, смешных и мерзких сторон нашего общества". Стихотворные
пьесы Александри "Воевода-деспот" (1879), "Источник Бландузии" (1882),
"Овидий" (1884) утвердили историч. драму в молд. т-ре.
Гражданственность, реализм драматургии Александри способствовали
развитию критич. реализма в молд. драматургии и т-ре. В 1846 пост. пьесы
А. Руссо "Честолюбивая бакалейщица" и "Обидчивый Вадрэ", разоблачающие
паразитизм господствующего класса, жестокую эксплуатацию крестьян. Руссо
и группа актёров, исполнявших пьесу "Обидчивый Вадрэ", были отправлены
господарем в ссылку. Первыми актёрами нац. т-ра были: А. Прутяну, А.
Пони, Е. Фа-биан, Е. и М. Коржеску, М. и Р. Чубуряну, С. Дэ-скэлеску, А.
Гулер, Н. Мэкэреску, Г. Стихи, И. Ге-расе, Н. Вердяну, Д. Гергел, И.
Димитриу, С. Мер-шеску, К. Караджале, Ф. Маче и др.
В 50-х гг. 19 в. молд. т-р становится трибуной для выражения революц.
идей. Обогащению репертуара и развитию молд. т-ра 19 в. способствовали
пьесы актёра и драматурга К. Караджале ("Путаница желаний", 1847,
"Репетиция в Молдове, или Мы и опять мы", 1844, и др.); пьесы М.
Когэлничану ("Две женщины против одного мужчины", 1841, "Счастливый
слепой", 1841), К. Негруцци ("Два крестьянина и пять барашков", 1842,
"Муза из Бурдуженьи" по Леклерку, 1842), К. Стамати-Чуря, написавшего 13
пьес, в т. ч. "Смерть Лермонтова" (запрещена царской цензурой); историч.
драма Б. П. Хашдеу, "Рэзван и Видра" (в стихах). В репертуар молд. т-ра
включались также произведения Вольтера, Гоголя ("Ревизор", 1874),
Мольера, Шиллера, Гюго и др.
В труппе т-ра в 19 в. работали крупные актёры:
Н. Лукьян, Т. Теодорини, П. Николау, А. Еваль-ский, М. Галино и др.
Большое значение для развития нац. т-ра имела деятельность актёра,
драматурга и театрального педагога М. Милло (1814-96), ставшего
основоположником реалистич. нац. актёрской школы. Создатель ярких
сценических образов, Милло написал также пьесы "Жиану", "Вакарештские
воды", "Тузу - калека, или Слепой нищий". Музыку к пьесам В. Александри,
А. Руссо, К. Негруцци писал композитор А. Флехтенмахер, автор оперетты
"Баба-Яга" (1848, текст Милло) и оперы "Девушка из Козий" (1880, не
сохранилась). Музыкально сценические произведения создавал композитор Ч.
Порум-беску (комедия-водевиль "Кандидат Линте", 1883, оперетта
"Новолуние", 1882), Э. Кауделла (оперетта "Гетман Балтаг", 1882, опера
"Девушка из Олтении", 1880, "Дочь рэзеша", 1881, "Петру Рареш", 1889).
Но проф. муз. т-ра молд. народ до Сов. власти не имел; попытки создания
такого т-ра (1919, 1921, 1925, 1927) заканчивались неудачей.
В нач. 20 в. в Кишинёве, Вендорах, Сороках, Кагу-ле и в сёлах
Яловены, Бэчойи др. организовывались любительские драм. коллективы из
местной демокра-тич. интеллигенции. Репертуар их состоял из пьес В.
Александри, К. Негруцци, М. Милло и др. Но королевское правительство
Румынии и царское правительство России не были заинтересованы в развитии
иск-ва молд. народа; молд. т-р, открытый в 20-х гг. в Кишинёве, был
скоро лишён субсидии и закрылся. В 1926 в Кишинёве силами любителей была
поставлена первая молдавская опера для детей "Жар-птица, или Принц Ионел
и волшебный волк" Е. Коки.
После образования в 1924 Молд. АССР (часть Молдавии продолжала
оставаться в составе боярской Румынии) наступил новый этап в развитии
нац. театр. иск-ва. В 1928 в г. Балта (первая столица Молд. АССР) на
базе самодеятельности была создана нац. драм. труппа, на основе к-рой в
1930 создана драм. студия, руководимая А. И. Адашевым.
В 1933 выпускники молд. отделения при Одесском муз. театр. ин-те
создали в Тирасполе первый молд. сов. т-р, ныне Молд. муз.-драматич.
театр им. А. С. Пушкина [после образования Молд.ССР (1940) т-р был
переведён в Кишинёв]. Традиции нац. театр. иск-ва были обогащены опытом
многонационального сов. т-ра. На сцене этого т-ра были поставлены пьесы
о жизни молд. народа, его героич. прошлом, о гражданской и Отечеств,
войнах: "Гайдуки" группы авторов (1937, 1944, 1949, 1954), "Сергей Лазо"
Е. Бондаревой (1953), "Котовский" А. Лукьянова и П. Ананко (1950),
"Штефан Быткэ"Л. Барского (1941), "Колесо времени" Анны Лупан (1961),
"Бурлящий Дунай" Е. Букова (1959) и др. Борьба за коллективизацию, за
формирование новых черт характера сов. людей нашла отражение в пьесах
"Свет" Андр. Лупана (1949), "Горечь любви" Л. Корняну (1957),
"Нелетающие птички" Р. Портного (1959), "Каса маре" И. Друцэ (1962), "Не
делайте мне добра" Г. Маларчука (1963), "Две жизни и третья" Ф. Видрашку
(1963). Театр систематически ставит произв. нац. классич. драматургии:
"Овидий" (1958), "Сынзяна и Пепеля" (1956) В. Александри, а также
переводную классич. ("Ревизор", 1937, 1956; "Враги", 1952; "Гроза",
1958; "Власть тьмы", 1960; "Король Лир", 1961) и сов. драматургию
("Любовь Яровая", 1938, "Русские люди, 1944, "Кремлёвские куранты",
1947; "В поисках радости" Розова, 1947, "Песнь Софии" Хубецовой и
Хугаева, 1954, "Кто смеётся последний" Крапивы, 1954, "Фауст и смерть"
Левады, "Именем революции" Шатрова, 1964), пьесы стран нар. демократии
("Таке, Янке и Кадар" Попа, 1960, "Швейк во второй мировой войне"
Брехта, 1962, "Далекабаты - грешная деревня" Дрды, 1963). В Молд. муз.
драм. т-ре ставились и муз. спектакли: "Наталка-Полтавка" (1943, 1951),
"Вольный ветер" Дунаевского (1949), "Счастье моё" Коки и Беназа (1962).
Среди деятелей театр. иск-ва Молд. ССР - нар. арт. СССР К. А. Штирбу;
нар. арт. Молд. ССР М. М. Апостолов, В. К. Герлак, Т. И. Грузин, Д. Т.
Дариенко, Е. Г. Казимирова, К. Т. Константинов, А. М. Плацында, Е. В. У
реке; засл. арт. Молд. ССР П. Н. Баракчи, В. Н. Кокоц,
И. М. Левяну, А. Г. Нагиц, Т. К. Шаева, Л. Купча.
Отличительной особенностью театр. иск-ва Молдавии является его
синтетичность: органич. связь с музыкой, пением, танцами. Молд. т-р,
развивающийся как т-р муз.-драматич., поставил много муз. спектаклей,
насыщенных хореографич. элементами. С 1952, когда коллектив пополнился
выпускниками Молд. студии Ленингр. хореографич. уч-ща, в репертуар стали
включаться и балетные спектакли. В 1957 коллектив разделился на два
самостоятельных т-ра: Музыкально-драматический и Т-р оперы и балета. На
сцене Т-ра оперы и балета были пост. первые сов. молдавские оперы:
"Грозован" (1956), "Аурелия" (1959) Д. Гершфель-да, "Сердце Домники" А.
Стырчи (1960), рус. классич. и сов. оперы - "Евгений Онегин" (1956),
"Царская невеста" (1958); "В бурю" Хренникова (1962) и др. Молодое
балетное искусство Молдавии представлено спектаклями: "Сестры" Л. Когана
(1959), "Рассвет" В. Загорского (1960), "Сломанный меч" Э. Лазарева
(1960). Т-р ставит также классич. и сов. балеты ("Лебединое озеро",
1958, "Бахчисарайский фонтан", 1957, "Тропою грома" Караева, 1961).
Среди артистов оперы - засл. арт. Молд.ССР П. А. Ботезат, В. С.
Савицкая, Ф. Д. Кузьминов, Л. В. Ерофеева, М. Л. Бие-шу и др.; среди
артистов балета -засл. арт. Молд. ССР Г. А. Мелентьева, П. Л. Леонарди,
П. Н. Фесен-ко; артисты К, А. Осадчая, В. Г. Поклитару, Л. Г. Рудакова,
В. IL Сэлкуцан и др.
В 1949 и 1960 состоялись Декады молд. иск-ва и лит-ры в Москве. На
декаде 1960 выступал Муз.-драм. т-р им. Пушкина и Т-р оперы и балета. С
1940 в Кишинёве работает Русский драм. т-р им. А. П. Чехова (создан в
1936 в Тирасполе), с 1945-Кукольный т-р "Ликурич" ("Светлячок", молд. и
рус. труппы).
8 1957 при драм. т-ре в г. Бельцы создана молд. труппа. В 1960 на
основе выпускников Театр, уч-ща им. Б. Щукина создан респ. молодёжный
т-р "Лу-чафэрул" ("Утренняя заря"). Здесь пост. спектакли "Полевые
цветы" (1960) и "Дети и яблоки" (1961) К. Кондри, "Всё в порядке" Анны
Лупан.
Илл. см. на отдельном листе к стр. 561-562.
Лит.: История литературий молдовенешть, вол. 1, Ки-шинэу, 1958; К о р
б у X., Драматуржия Луи Александри, Кишинэу, 1962 (Материалы госуд.
архива МССР); Герлак В.К.,Прилепов Д. И., Молдавский государственный
музыкально-драматический театр им. А. С. Пушкина, Кишинев, 1960; К и р т
о к а А., Мануйлов М., Молдавский государственный театр оперы и балета,
Кишинев, 1960; Primii nostri dramaturgi, Bucuresti, 1960; I oan M a s о
f f, Teatrul rominesc, privire istorica, v. 1 (De la obirsie pina la
1860), [Bucuresti], 1961; Octavian L. С о s m a, Opera romineasca,
[Bucuresti], 1962. Г. Чин.
МОЛДАВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА
(Молдавский государственный театр* оперы и балета) - крупнейший
музыкальный театр Молд. ССР. В 1955 на основе Молд. муз.-драм. т-ра был
создан Молд. т-р оперы, балета и драмы им. Пушкина (Кишинёв). В оперную
труппу вошли артисты: Е. Уреке, П. Ботезат, Р. Есина, Ф. Кузьминов, А.
Фоменко, Б. Попов, Б. Раисов, Д. Справцева, В. Савицкая, А. Шевченко; в
балетную труппу: В. Скрягина, Э. Годова, В. Куку л, В.Тихонов, П.
Леонарди, В. Сэлкуцан, К. Осадчая, Р. Потехина и др.
9 июня 1956 состоялась премьера первой молд. оперы "Грозован"
Гершфельда (реж. Геловани, дирижёр Шеппер). 27 февр. 1957 свою первую
постановку ("Барышня-крестьянка" Асафьева) показала балетная труппа.
Совр. название т-р получил в 1957, когда произошло разделение т-ра на
Муз.-драм. т-р и Т-р оперы и балета. В т-ре были пост. оперы "Аурелия"
Гершфельда (1959), "Сердце Домники" Стырчи (1960), балеты "Сестры"
Когана (1959), "Рассвет" Загорского (1960), "Сломанный меч" Лазарева.
Т-р ставит также классич. произв. В т-ре в разные годы работали дирижёры
И. Альтерман, Б. Милютин, солисты Б. Кац, Н. Полякова, Е. Лика, С.
Музыка, И. Гейль, В. Цейтлин и др.
? труппе т-ра (1963): артисты оперы - засл. артисты Молд. ССР П.
Ботезат, Ф. Кузьминов, В. Савицкая; артисты Д. Паранюк, А. Погребной, А.
Гром, А. Бойко, Э. Парники, В. Третьяк, М. Бие-шу; артисты балета -
засл. артисты Молд. ССР Г. Мелентьева, П. Фесенко, П. Леонардо артисты
Э. Годова, В. Поклитару, Л. Недремская, А. Иванов, Л. Рудакова и др.; и.
о. гл. дирижёра - М. В. Кафтанат; и. о. гл. реж. - Е. Г. Платон; гл.
хормейстер - Г. С. Стрезев; и. о. гл. балетм. - В. В. Бойченко; гл.
худ.- засл. деят. иск-в Молд. CGP К. И. Лодзейский. Директор т-ра - яар.
арт. Молд. ССР Д. Г. Гершфельд.
РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
(в скобках указаны фамилии постановщиков)
1956. "Грозован" Гершфельда (Геловани), "Запорожец за Дунаем"
(Уреке), "Евгений Онегин" (Геловани).
1957. "Бахчисарайский фонтан" (Проценко), "Грозован", 2-я ред.
(Геловани), "Риголетто" (Геловани).
1958. "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (Уреке), "Лебединое озеро"
(Бойченко), "Тщетная предосторожность" (Проценко), "Царская невеста"
(Навроцкий).
1959. "Сестры" Когана (Бойченко), "Аурелия" Гершфельда (Навроцкий),
"Грозован", 3-я ред. (Геловани).
1960. "Рассвет" Загорского (Варковицкий), "Сломанный меч" Лазарева
(Дречин, Данилова), "Сердце Домники" Стыр-чи (Навроцкий), "Франческа да
Ри'мини" на муз. Чайковского, "Сольвейг" на муз. Грига, "Болеро" Равеля
(все - Геловани, Дречин).
1961. "Кармен" (Геловани), "Эсмеральда" (Лазарева), "Паяцы"
(Геловани); "Тропою грома" Караева (Муллер), "Севильский цирюльник"
(Геловани).
1962. "В бурю" Хренникова (Эфрос), "Тоска" (Геловани);
"Последний бал" Бирюкова (Муллер), "Лауренсия" (Лазарева).
1963. "Жизель" (Фёдорова), "Травиата" (Геловани);
"Голубой Дунай" на муз. Штрауса (Дречин), "Чио-Чио-сан" (Платон).
Лит.: К и p т о к а А., Мануйлова М., Молдавский государственный
театр оперы и балета, Кишинёв, 1960. А. Ив.
МОЛЕ (Mole), Франсуа Рене (24.XI.1734-11.XII. 1802) -французский
актёр. Начал играть в любительской труппе. В 1754 дебютировал в т-ре
"Комеди Фран-сез", но не был принят; работал в т-рах Лиона, Тулузы,
Марселя. В 1760 вновь дебютировал в "Комеди Фран-сез" и вскоре стал
"сосьетером". М. играл в лёгких комедиях петиметров -
изнеженно-женственных, жеманных, светских кавалеров (Линдор - "К
счастью" Рошон де Шабанна; Маркиз - "Клуб, или Модный вечер" Пуансине;
Дамис - "Обманутая любовью" Дора, и др.). Затем стал играть в мещанской
драме (Сент-Альбен-"Отец семейства" Дидро; Вандерк-сын- "Философ, сам
того не зная" Седена, и др.) и в "высокой комедии" (Альцест -
"Мизантроп" Мольера, Альмавива -"Женитьба Фигаро", и др.). Живой и
естественный в комедии, в драматич. ролях М. был напыщен, криклив.
Лучшая роль М. в годы франц. революции- Альцест ("Филинт, или
Продолжение "Мизантропа"" Фабра д'Эглантина, "Т-р Нации"). В период,
когда реакц. часть труппы "Т-ра Нации" была арестована якобинскими
властями, М. работал в разных т-рах, играя прежние роли и чуждый ему
якобинский репертуар (Марат - "Современные Катилины" Ферю-сына). После
падения якобинской диктатуры М. вернулся в восстановленный т-р "Комеди
Франсез".
С о ч.: Memoires de Mole, precedes d'une notice sur cet acteur, par
M. Etienne, P., 1825.
Лит.: Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, М.Л.,
1939; [ A r n a u l t A. V.j, Les souvenirs et les regrets du vieil
amateur dramatique, P., 1829. Е.Ф.
МОЛИНАРИ (Molinari), Никола (р. в конце 18 в. - год смерти неизв.) -
итальянский артист балета и балетмейстер. В 1810 выступал в т-ре "Ла
Скала", где работал в 1817-27, 1831, 1835-36. В
1811-17 и 1827-30 выступал в Падуе, Риме, Венеции, Флоренции, Генуе,
Лисабоне и др. В 1837 М. окончил сценич. деятельность. М. был известен
как танцовщик-мим, исполнял гл. партии - роли в хорео-д рамах С. Вигано:
"Отелло"; "Минос в лабиринте". "Весталка" ("Ла Скала", 1818), "Титаны"
(там же, 1819) и др. Пост. ряд балетов, в т. ч. "Смерть Пирра" (Триест,
1817).
Лит.: Monaldi G., Le regine della danza, Torino, 1910. Г. Ш.
"МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ"- инсценировка романа А. А. Фадеева. Ставилась гл.
обр. в 1947-48. Впервые пост. 15 февр. 1947 в Москве, Т-р Драмы (ныне
Т-р им. Маяковского, инсц. и пост. Охлопкова, худ. Рындин; Кошевой -
Самойлов, Кошевая - Пол овикова,бабушка Вера - Раневская, Громова -
Гедрих, Шевцова - Карпова, Тюленин - Толмазов, Земнухов - Мельников,
Валько - Свердлин, Шульга - Ханов, Туркенич - А. Лукьянов Стахович -
Кашкин, Гнатенко - Д. Орлов, Фомин --А. Плотников; Гос. пр. СССР, 1947);
20 OKT. 1947, Т-р им. Вахтангова (инсц. Гракова, реж. Захава, худ. Щуко
и Бо-гаткин; Кошевой-Любимов, Громова - Коровина, Шевцова - Г. Пашкова,
Тюленин - Дугин, Валько - С. Лукьянов, Шульга-Державин).
"М. г." (шла в инсц. Г. Гракова) пост. многие т-ры страны, среди них:
в 1947 - Алма-Атинский ТЮЗ (реж. Сац), Архангельский драматич. т-р (реж.
Теппер), Воронежский т-р (реж. Энгель - Крон), Горьковский т-р (реж.
Асеев" худ. Герасименко), Днепропетровский рус. т-р, Арм. ТЮЗ (инсц. А.
Тер-Ованяна и Р. Широяна, реж. Шамирха-нян), Т-р им. Сундукяна (реж.
Аджемян), Златоустинский, Ивановский (инсц. Охлопкова), Ижевский рус.
т-р; Каб.-Балк. т-р в Нальчике; Казанский рус. т-р (реж. Медведев),
Калининский (реж. Георгиевский), Калужский (инсц. Охлопкова), Т-р им.
Франко (инсц. Охлопкова, реж. Норд), Кировский (реж. Шейхе),
Красноярский, Куйбышевский т-р (реж.Гершт, худ. Бабичев), Ленингр. т-р
им. Ленинского комсомола (инсц. и пост. Чежегова, худ. Вуско-вич),
Майкопский т-р, Рус. т-р в Махачкале, Т-р им. Я. Ку-палы (реж.
Литвинов), Моск. театр-студия киноактёра (инсц. и пост. Герасимова),
Николаевский ТЮЗ, Ногинский т-р, Одесский укр. Т-р им. Октябрьской
революции (реж. Тягно), Омский (реж. Иловайский, худ. Меныпутин),
Пензенский (реж. Белов), Псковский т-ры; Рижский, Саратовский (реж.
Киселев, худ. Бриклин) и Архангельский ТЮЗы, Свердловский т-р (инсц.
Охлопкова), Смоленский, Башк. т-р драмы (инсц. и пост. Галимова),
Киргизский драм. т-р в Фрунзе; Т-р им. Шевченко в Харькове (реж.
Крушельницкий), Якутский рус. т-р, Ярославский т-р (реж. Столбов, худ.
Медовщиков) и мн. др.; в 1948 - Т-р им. Азизбекова (реж. Мамедов, худ.
Ефименко), Брестский т-р им. Ленинского комсомола (реж. Решимов),
Грозненский ТЮЗ, Запорожский муз. драм. т-р, Тамбовский ТЮЗ, Уральский
рус. т-р; в последующие годы - Луганский муз. драм. т-р (1949),
Чебоксарский т-р (1955), Иркутский ТЮЗ (1959) и др.
Издания: инсц. Г. Гракова, ВУОАП, М.,1947; тоже М., 1947; инсц. Н.
Охлопкова, ВУОАП, М., 1947. А. Ши.
"МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ"- опера Ю. С. Мейтуса, либр. А. С. Малышко по роману
А. А. Фадеева. Пост. 7 нояб.1947, Т-р оперы и балета им. Шевченко
(дирижёр Тольба, постановщик Стефанович, худ. Хвостов; Кошевой - Лаптев,
Валько - Паторжинский, Громова - Руденко, Шевцова - Гайдай, Ковалёва -
Шафрановская, Тюленин -Платонов, Земнухов -"- Клякун, Стахович -
Острощенко, Брюкнер - Пекарский, Кошевая - Гужова). Во 2-й ред. пост. 22
апр. 1950, Ленингр. Малый .оперный т-р (дирижёр Грикуров, пост.
Охлопкова, реж. Киреев,худ. Рындин, хорм. Лебедев; Кошевой-Шапошников,
Валько - Левандо, Громова - Ступаль-ская, Шевцова - Лаврова, Тюленин -
Алмазов, Ковалёва - Кудрявцева, Земнухов - Щавинский, Стахович -
Ольшевский, Брюкнер - Модестов). В этой же ред. пост. в 1950 в Т-ре
оперы и балета им. Шевченко (в том же составе исполнителей, что и в
пост. 1947). Пост. оперными студия*ми Ленинградской (1951), Московской и
Харьковской (1953) консерваторий. Пост. в дру городах Сов. Союза: Донецк
(1950), Таллин (1951), Улан-Удэ (1952), Львов (1953), Минск (1954),
Новосибирск (1954), Ереван (1954), Алма-Ата, (195 5, Уфа (1959). Пост.
за рубежом: Прага и Брно (1952), Клуж (1952), Пхеньян (1952), Будапешт
(1953), Пекин (1959).