<< Пред. стр. 521 (из 913) След. >>
"Любовь трёх королей" (1913, т-р "Ла Скала"), "Корабль" по Д'Аннун-цио(1918, там же), "Ночь Зораимы" (1931, там же), "Волшебство" (1951, т-р
"Арена", Верона). В 1939 эмигрировал в Калифорнию, возвратился в Италию
в 1949. Один из крупнейших итал. композиторов 20 в., М. был глубоко нац.
художником. Певучесть музыки М. сближает его с веристами (особенно
Пуч-чини), он создаёт драматич. характеры. Вместе с тем на него оказало
известное влияние творчество Вагнера (в области гармонии и оркестровки).
Популярностью пользуется опера "Любовь трёх королей". М. написал музыку
к пьесе Ростана "Принцесса Грёза" и др. соч.
Лит.: Omaggio а I. Montemezzi, a cura di L. Tretti e L. Fiumi,
Verona, 1952. Св. Г.
МОНТЕРЛАН (Montherlant), Анри (p.21.IV.1896)-- французский писатель,
драматург. Первую пьесу написал в 1914, но его основная драматургич.
деятельность относится ко времени 2-й мировой войны и после её
окончания. Поражение Франции в войне против гитлеровской Германии М.
использовал для резкой критики буржуазно-демократич. строя, преим. с
крайне правых, реакционно-аристократич. позиций. В пьесах М., написанных
на совр. материале и по историч. хроникам, содержатся открытые выпады
против демократии, гуманизма, утверждается культ силы. Тема "сильной
личности" проходит через все его пьесы. Положит, герои M.- кровавый
монарх ср.-век. Португалии в пьесе "Мёртвая королева" (1942, т-р
"Коме-ди Франсез"), итал. кондотьер эпохи Возрождения, вероломный убийца
Малатеста в одноим. пьесе (1944, т-р "Мариньи" - 1950), испанский гранд
эпохи Реконкисты, мракобес и изувер в пьесе "Магистр ордена Сантьяго"
(1945, т-р "Эберто" -1948), совр. франц. интеллигент-"сверхчеловек" в
пьесе "Ничей сын" (1943, т-р "Сен-Жорж"). Пьесы "Магистр ордена
Сантьяго", "Город, где принц - ребёнок" (1951, т-р "Жи-невра"),
"Пор-Рояль" (1954, т-р "Комеди Франсез") составляют католич. цикл, в
к-ром прославляются католич. прелаты-аскеты, фанатики и
человеконенавистники. М. выступает против обществ, прогресса. Он
принципиальный "традиционалист", безуспешно пытающийся возродить
традиции героич. драмы. Пьесы М., написанные блестящим языком, часто
ставятся на франц. сцене.
Соч.: Theatre, Pret. de J. de Laprade, P., 1954. ?, Г.
МОНТИ (Monti), Винченцо (19.II.1754-13. X.1828)- итальянский поэт,
драматург. Творчество М. явилось важным этапом в развитии трагедии
классицист, направления. Свою первую трагедию "Аристодем" (1786, пост.
любителями) М. написал в подражание политич. трагедиям В. Альфьери. В
следующей трагедии "Га-леотто Манфреди" (1788, т-р "Валле", Рим) М. в
значит. степени отходит от традиций Альфьери и пытается подражать
Шекспиру. В 1800 М. закончил работу над своей лучшей пьесой - трагедией
"Кай Гракх" (1802, "Т-р патриоттико", Милан). В этой пьесе, занявшей
видное место в репертуаре мн. актёров итал. т-ра, звучал призыв к борьбе
за политич. единство страны. В 1905-07 "Кая Гракха" пост. и играл загл.
роль В. Алекси-Месхишвили в Кутаисском т-ре.
Соч.: Opere, Mil,- Napoli, 1953; в рус. пер.-"Кай Гракх", пер. В.
Крестовского, "Отечеств, записки", 1882, ј 7, с. 5-68.
Лит.: Bevilacqua E., V. Monti, Firenze, 1928. И. С.
МОНТИРОВОЧНАЯ РЕПЕТИЦИЯ (от франц. monter-поднимать)-предварительная
проверка всех элементов декорационного оформления спектакля, постановки.
Во время М. р. производится сборка декораций пьесы по актам в
соответствии с авторским эскизом и технич. макетом; разрабатываются
способы и средства для быстрой смены декораций; уточняется размещение
предметов оформления спектакля, проверяются механизмы для получения
сценич. эффектов, художественного освещения декораций. Последние М. р.
проводятся с участием актёров в костюмах и гриме.
МОНТИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ ТЕАТРА - группа цехов театра, осуществляющих
технич. обслуживание сцены во время репетиций и спектаклей. М.ч.т.
устанавливает и переставляет декорации, мебель, бутафорию и реквизит,
освещает сцену, производит все световые, технич. и звуко-шумовые
эффекты.
МОНФЛ‚РЙ (Montfleury; наст. имя и фам.- Закари Ж а ко б; Jacob) (ок.
1610 - 11. XII. 1667)- французский актёр. Сценич. деятельность начал в
провинции; исполнял роли слуг в бурлесках, изысканных пастухов в
пасторалях, особенно успешно играл героич. роли. По приглашению
Бельроза, директора "Бургундского отеля", М. вступил в труппу этого т-ра
и работал здесь до конца жизни. Выступал преим. в трагедиях П. Корнеля
("Родогуна", "Теодора", "Геракл", "Перта рит", "Эдип", "Софонисба" и
др.). Создавал образы людей, одержимых сильными страстями, властных,
порывистых, часто это были носители злого начала (Прузус -"Никомед",
Сифакс -"Софонисба"). Исполнительская манера М. характеризовалась,
особенно в последние годы жизни, повышенной эмоциональностью, патетикой.
М. часто нарушал строгую форму классицистской сценич. системы,
избыточный напор страстей приводил его к неоправданной аффектации
исполнения. М. был высмеян в "Версальском экспромте" Мольера и "Письме
против толстяка" Си-рано де Бержерака. Однако мн. современники (напр.,
Т. де Рео, Сент-Эвремон, М. Баров) высоко ценили его иск-во.
Умер во время исполнения своей лучшей роли - Ореста в "Андромахе"
Расина.
Лит.: История западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского,
т. 1, M., 1956; Mongredien G., Les grands comediens du XVII siecle, P.,
1927. Гр. Б.
МОНЬЕ (Monnier), Анри (6.VI.1799-3.1.1877)- французский драматург,
актёр, художник, литератор. В 20-40-х гг. 19 в. выступал как
карикатурист и автор социально-обличит. очерков в демократич.
республиканских журналах "Шаривари", "Карикатура". В 1831 дебютировал
как актёр, сыграв 4 роли в пьесе "Импровизированная семья" Бразье (по
написанным самам М. "Народным сценам"). Иск-ву М. присущи
выразительность социальной характеристики, точность реалистич. детали,
лаконичность приёмов шаржа. С репертуаром из жанровых "сценок" М.
гастролировал по провинции и за границей, иногда выступал в Париже (в
т-рах "Водевиль", "Варьете"), Крупнейшая работа М.- образ мелкого рантье
Жозефа Прю-дома ("Величие и падение господина Жозефа Прюдо-ма", пьеса М.
совм. с Г. Ваэзом, 1852, т-р "Одеон"), ставший символом мещанской
ограниченности и тупого самодовольства. Антибурж. сатира М. вызвала
высокую оценку его творчества передовыми деятелями культуры (О. Бальзак,
А. И. Герцен и др.).
Соч.: Grandeur et decadence de M-r Joseph Prudhomme, P., 1853; Scenes
populaires.... P., 1864.
Лит.: Champfleury J.-F., Henri Monnier, sa vie, son oeuvre, P., 1879.
JC'. ф,
МОНЮШКО (Moniuszko), Станислав (5.V.1819, имение Убеле, близ
Минска,-4. VI. 1872, Варшава)- польский композитор, дирижёр, педагог и
музыкально-общественный деятель. Муз. образование получил в Варшаве,
затем в Минске и в Берлине (занятия теорией композиции). В 1840-58 жил в
Вильно, где служил органистом в костёле, давал уроки музыки и занимался
композиторской деятельностью. 1 янв. 1848 в Вильно под управлением М.
силами местных любителей была впервые показана в концертном исполнении
его опера "Галька" (либр. В. Вольского по новелле "Горянка" К. В.
Вуйцицкого) в первой (2-актной) редакции. Большое значение для творч.
развития М. имели его личные связи с крупнейшими рус. музыкантами. В
1842, 1849 и 1856 М. приезжал в Петербург, где познакомился с М. И.
Глинкой и А. С. Даргомыжским, к-рые содействовали изданию и исполнению
его произв. в России. Признанию М. способствовали статьи А. Н. Серова о
его произведениях. М. сблизился также с Ц. А. Кюи, к-рый занимался у
него в Вильно теорией композиции и познакомил впоследствии М. с М. П.
Мусоргским. 1 янв. 1858 в Варшаве под упр. М. состоялась премьера
"Гальки" в окончательной (4-актной) редакции (в 1870 "Галька" пост. в
Мари-инском т-ре; дирижировал Э. Ф. Направник). Вскоре после этого М.
был назначен дирижёром Варшавского оперного т-ра. М. был выдающимся
знатоком оркестра, сольного и хорового пения. Дирижёрская деятельность
М. сыграла значит, роль в развитии польск. муз.-сценич. иск-ва. В
последние годы жиз-аи М. был также профессором Варшавского муз. ин-та
(консерватории). К числу учеников и продолжателей М. принадлежал
композитор 3. Носковский.
Основоположник польск. нац. оперы, М. развивал в своём творчестве
своеобразные черты польск. нар. песни и танц. музыки. Он стремился к
правдивости чувства, ясности и выразительности муз.-сценич. образов. В
борьбе за нац. самобытность, народность и реализм М. опирался на творч.
опыт Ф. Шопена и рус. муз. классику. Во мн. произв: М. ярко проявилась
демократич. направленность его творчества. Опера "Галька" была написана
под непосредств. впечатлением восстания польск. и укр. крестьянства в
1846; в опере "Сплавщик леса" (1858, Варшава) М. создал образы польск.
крестьян-тружеников; оперы "Графиня" (1860) и "Вербум нобиле" ("Честное
слово", 1861) сатирически изображают польскую аристократию; в основу
одной из лучших опер М.- "Зачарованный замок" ("Страшный двор", 1865) -
положена идея патриотизма; в опере "Парий" (1869) прозвучал протест
против социального неравенства. М. принадлежат св. 15 опер, неск.
водевилей и оперетт, три кантаты по поэме "Витольрауда" Крашевского и 3
кантаты на тексты А. Мицкевича (1867). Большое место в творческом
наследии М. занимает и камерная вок. лирика.
Творчество М.- вершина нац. муз. классики - получило широкое
признание в Польше, СССР и др. странах.
Лит.: Станислав Монюшко. Сб. статей, под ред. И. Бэл-за, М.- Л.,
1952; Б э л з а И., Монюшко в России, "Советская музыка", 1952,
,ј6;Рудзинский В., Монюшко, пер. с польского, М., 1960; Карасиньская И.,
Мицкевич и Монюшко, в сб.: Избранные статьи польских музыковедов, М.,
1959; W a l i с k i A., Stanislaw Moniuszko, Warsz., 1873; Jachimecki
Zd., Stanislaw Moniuszko, Warsz., 1923; Almanach Moniuszkowski.
1872-1952, [Warsz., 1952] (имеется список произведений M.); "Muzyka",
Warszawa, 1952, .ј 9-10 (имеется библиография о М.). Иг. Б.
MOOP (Моог), Анна (1774--1842) - венгерская актриса. Одна из первых
проф. актрис Венгрии. Принимала активное участие в создании первой проф.
венг. труппы (руководитель - Л. Келемен) и была одной из осн. актрис
этой труппы (дебютировала в 1790 в роли Клементины - о. п. Хатвана). М.
играла в переводной мещанской мелодраме. В 1793 исполнила роль
Джульетты. Актриса реалистич. направления, М. стремилась к
естественности, правдивости в театр. иск-ве. Обладала красивой
внешностью, звучным голосом.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 2, М., 1957, с. 815. А. Гер.
МОПАССАН (Maupassant), Ги де (5.VIII.1850, Турвиль,- 6. VI 1.1893,
Париж) - французский писатель, драматург. Выдающийся представитель
кри-тич. реализма в европ. лит-ре 19 в. Ещё в период лит. ученичества
написал фарс "На лепестке розы, турецкий дом" (1875, пост. любителями с
участием самого М.) о комич. приключениях новобрачных, одноактные
стихотворные комедии "Репетиция" (1876, 1904 - "Нормандский т-р", Руан)
и "В старые годы" (1879, Т-р Дежазе, Париж), историко-романтич. драму
"Измена графини де Рюи" (1878) на сюжет из истории франц. средневековья.
В 1890 М. написал (совм. с Ж. Норманом) по своей новелле "Ребёнок" драму
"Мюзотта" (1891, т-р "Жимназ"). Лучшее произв. М. для т-ра - комедия
"Семейный мир" (по его же новелле "У постели", 1886; 1893 - т-р "Комеди
Франсез"). Пьесы М. значительно уступают по художеств. достоинствам его
прозе, хотя они не лишены элементов социальной сатиры, выразительности
обрисовки персонажей, тонкого психологизма. Рассказы и новеллы М. были
инсценированы и пост. в парижских т-рах:
"Мадемуазель Фифи" (1896, Свободный т-р), "Иветта" (1901, т-р
"Водевиль"), "Пышка" (1902, Т-р Антуана), "Встреча" (1905, т-р "Нувель
комеди"), "Эта свинья Морен" (1905, т-р "Гран Гиньоль"), "Наследство"
(1922, "Нуво театр") и др. На рус. дореволюц. сцене пост.: "Мир
семейного очага" (1894, Михайловский т-р), "Иветта" (под назв. "Вава",
1897, Александринский и Малый т-ры), "Мадемуазель Фифи" (1914, Т-р
Корша). На текст "Мадемуазель Фифи" комп. В. Кюи написал одноим. оперу
(1904, Моск. частная опера); в сов. время пост. "Мюзотта" (1922, Большой
драм. т-р, Петроград), "Гавань" (1924, 2-я студия МХАТ), "Милый друг"
(под назв. "Господин Дюруа", 1951, Моск. т-р Сатиры).
Соч.: в рус. пер. - Полное собр. соч., т. 1-12. Под общ. ред. и с
предисл. Ю. И. Данилина, М., 1958. А. Я.
МОРАВСКАЯ, Мария Александровна (1879 - г. смерти неизв.)- русская
актриса. В 1897 окончила Петерб. театр. уч-ще. В 1897-1903 - актриса
Александрийского т-ра. В последующие годы работала в провинции (в т-рах
Вильно, Воронежа, Казани, Саратова, Уфы и др.), в моек. Т-ре Струйского.
М. обладала прекрасными внешними данными, изяществом. Была преим.
комедийной актрисой, ей особенно удавались роли молодых, кокетливых
женщин, образы к-рых она окрашивала тонким лиризмом.
Лучшие роли: Купавина ("Волки и овцы"). Баронесса ("Плоды
просвещения"), Мария Петровна ("Дикарка" Островского и Соловьёва),
Оленина ("Татьяна Репина" Суворина), Августа ("Честь" Зудермана),
Ланская ("Волшебная сказка" Потапенко) и др. М. играла и драматич. роли,
лучшей из к-рых была Маша ("Три сестры").
Лит. .-"Театр и искусство", 1904, .ј51; 1910, .ј 10; Б ру-шт ей н А.
Я., Страницы прошлого, М., 1952. А. Шн.
МОРАЛИТЕ (франц. moralite, от лат. moralis - нравственный) -
назидательная аллегорическая драма западноевропейского театра 15-16 вв.
Осн. действующими лицами М. были персонажи, олицетворявшие разл.
добродетели, пороки и вступавшие между собой в борьбу за душу человека.
В М. сохранялся принцип христианского нравоучения, но в нём не было
религиозных сюжетов и тем самым М. приближалось к изображению ситуаций и
конфликтов реальной жизни. Образы М. были лишены индивидуальных
характеристик и обладали наглядными деталями, по к-рым зрители угадывали
их ал-легорич. смысл (Скупость, одетая в отрепья, прижимала к себе мешок
с золотом, Себялюбие носило перед собой зеркало, Лесть держала в руке
лисий хвост и гладила им Глупость, украшенную ослиными ушами,
Наслаждение ходило с апельсином). Рационально созданные персонажи
вступали друг с другом в конфликт не по внутр. психологич. побуждению, а
по велению догмата о вечной борьбе добра и зла, духа и тела. Борьба
интересов в М. часто была представлена холодными дискуссиями, а
изображение страстей по существу было словесно выраженным мнением о
страстях. Осн. дидактич. мысль M.- разумные люди идут по пути
добродетели, а неразумные становятся жертвами порока. Жанр М. начал своё
развитие с франц. пьесы "Благоразумный и Неразумный" (1436). Большой
популярностью в странах Зап. Европы пользовалось М. о человеке, к к-рому
приходила Смерть; не находя поддержки у Дружбы, Родства и Богатства,
человек обращался к своим Добрым делам, и они вели его к вратам рая
(англ. и голл. М. конца
15 в. "Каждый человек", швейц. М. "Бедный человек" итал. М.
"Священное представление о душе"). Связан ное с бюргерской идеологией,
М. содержало элементы антифеод, критики, к-рая носила, однако,
религиозно-моральный, назидат. характер. В отд. случаях в М. проникали
мотивы социальной сатиры, напр. в М. "Торговля, Ремесло, Пастух" (1442)
и др. В своём развитии жанр М. подчинился общей тенденции т-ра 15
в.усилению реалистич. тенденций. Абстрактные антитезы добра и зла стали
заменяться столкновением добрых и злых наклонностей, а аллегорич.
персонажи получали обличие живых людей. Относительно большая
конкретность М. определялась использованием легенд священного писания. В
этом случае М. сближалось с др. религиозным жанром - мираклем (М. "О
Злом богаче и Прокажённом"). Усиление бытового начала в М. приводило к
снижению роли аллегорич. персонажей и постепенному формированию жанра
нравоучит. бюргерской драмы (франц. М. "Нынешние братья"). Жанр М.,
наглядно изображая идеи в виде отвлечённых аллегорий, получал в
определённых историч. обстоятельствах новое идеологич. содержание. Так,
напр., голл. буржуазия, боровшаяся в 16 в. с исп. интервенцией, широко
использовала М. для пропаганды идей нац. независимости (деятельность
камер-риторов, исполнявших М. на политич. и моральные темы). В Англии М.
также было использовано в целях пропаганды гу-манистич. идей и борьбы с
реакц. католицизмом (англ. М. "Четыре стихии" Растелла, ок. 1517,
"Забавная сатира о трёх сословиях" Линд сея, 1540). Мотивы жизнелюбия,
характерные для эпохи Возрождения, заметны во франц. М. ("Осуждение
пиршеств" де ла Шене, 1507). Традиц. аллегорич. персонажи М. встречались
в драмах ранних гуманистов (историч. хроника "Король Джон" Бейла, пост.
1539). Отд. аллегорич. фигуры сохранились в пьесах М. Сервантеса
("Ну-мансия") и Шекспира ("Зимняя сказка"). Со 2-й пол. 16 в.
гуманистич. драма, посв. этич. проблемам, стала вытеснять со сцены М. К
концу 16 в. М. почти полностью прекратило существование. Историч.
значение М.- в утверждении принципа типизации, к-рая носила абстрактный
характер, но передавала контуры разл. человеческих страстей. Достижением
М. были и элементы композиционной целостности драмы.
Введение аллегорич. персонажей в сюжет драматич. произв. встречается
иногда и в совр. драматургии (напр., "Сыновья трёх рек" Гусева, 1944),
но подобный художеств. приём архаичен.
Лит.: Дживелегов А.,Бояджиев Г., История западноевропейского театра,
М., 1941; История английской литературы, т. 1, вып. 1, М.- Л., 1943;
История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т.
1, М., 1956; Fournier E.,Le theatre francais avant la Renaissance
1450-1550. Mysteres, moralites et farces, P., 1872; Dodsley R., Select
old English plays, L., 1874;
Bates K. L., English religious drama, L., 1893; Dodsley 'R., Select
collection of old English plays, Strassb., 1898 (Quellen des weltlichen
Dramas in England vor Shakespeare. Ein Erganzungsbd zu Dodsley's Old
English plays, Strassb., 1898); Chambers E. K., The mediaeval stage, v.
1-2, Oxf., 1925; Cohen G., Le theatre en France au moyen age, I. Le
theatre religieux, P., 1928. Гр. Б.
MOPAHTE (Morante), Луис Амбросио (гг. рожд. и смерти
неизв.)аргентинский драматург 1-й пол. 19 в. Автор пьесы "Тупак-Амару",
являющейся вольным переводом с франц. и посв. борьбе индейцев за свою
свободу. М. писал также оригинальные пьесы "Сын Юга", "Тукуманская
битва" (точнее - "Оборона Ту-кумана и триумф генерала Бельграно", пост.
1821), проникнутые патриотизмом. Переводил и перерабатывал произв. нац.
и мировой драматургии, в т. ч. "Сирипо" Лавардена (1813), "Гамлет"
(1821). И. С.
МОРАТЙН, Фернандес де Моратин (Fernan-dez de Moratin), Леандро
(10.П1.1760-21.У1.1828)-ис-панский драматург. Сын'H. де
Морялщна.Драматургич. деятельность начал в 1786 комедией "Старик и
девушка" (запрещена церковной цензурой, 1790, т-р "Принсипе", Мадрид).
Эту пьесу и бытовые комедии - "Барон" (1787, т-р "Де ла К рус" -1803),
"Святоша" (1791, запрещена инквизицией; 1804, "Де ла К рус"), "Когда
девушки говорят "да"" (1801, "Де ла Крус" - 1806) и др.-М. посвятил
проблемам воспитания, любви, брака. Разрешая эти проблемы с позиций
просветит, идеологии, он отстаивал свободу человека, его право на
счастье. М. видел в т-ре средство просвещения, уничтожения обществ,
несправедливости, утверждения истины и добродетели. В памфлетной пьесе
"Новая комедия, или Кафе" (1792, т-р "Принсипе") он обличал развлекат.
драматургию. М. выступал сторонником классицист, эстетики, но вслед за
Мольером, пьесы к-рого "Урок мужьям" и "Лекарь поневоле" перевёл и пост.
(в 1812, 1817), он творчески осваивал мн. приёмы исп. драмы эпохи
Возрождения.
В годы войны за независимость (1808-13) сотрудничал с франц.
оккупантами и, опасаясь преследований, с 1817 жил во Франции. Здесь М.
написал работу "Происхождение испанского театра" (Los origenes del
teatro espanol, сокр. рус. пер. 1844) - обзор развития т-ра в Испании