<< Пред.           стр. 527 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 В. Серова, засл. арт. РСФСР и Узб. ССР В. Р. Соловьёв, актёры: Т. П.
 Альцева, М. М. Державин, А. И. Дмитриева, И. А. Кмит, В. Д. Ларионов, Л.
 В. Харитонов и др. Гл. режиссёр т-ра (с 1963) - А. В. Эфрос. В
 зрительном зале т-ра 813 мест.
  Лит.: И. Н. Берсенев. Сб. статей, М.,1961; Бирман С., Путь актрисы,
 М., 1959; Гиацинтова С., Режиссер и становление актера, в сб.:
 Мастерство режиссера, М., 1956. А О
  МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ М. Н. ЕРМОЛОВОЙ - русский советский
 драматический театр. Создан в 1937 в результате слияния актёрских трупп
 студии им. М. Н. Ермоловой (рук. А. М. Азарин и М. О. К небель) и студии
 под рук. Н. П. Хмелёва. Т-р возглавил Н. П. Хмелёв. Первые спектакли
 т-ра "Дети солнца" (1937); "Бедная невеста" Островского (1938), "Шторм"
 (1939). В процессе их подготовки формировалась и сплачивалась
 объединённая труппа двух бывших студий, развивались дарования актёров,
 складывались общие творч. принципы. Программным спектаклем,
 знаменовавшим рождение нового т-ра, явилась пост. шекспировской комедии
 "Как вам это понравится" (1940, реж. Хмелёв и Кнебель, худ. Шифрин).
 Лаконизм оформления, простота и естественность мизансценич. рисунка,
 реалистич. образность и психологич. тонкость актёрского исполнения,
 лиризм определили творч. своеобразие этого спектакля. Эти принципы
 утверждались и в др. спектаклях т-ра. Острое, иронич. звучание придал
 реж. А. М. Лобанов спектаклю "Время и семья Конвей" Пристли (1940).
 Основной группой актёров были: Г. М. Вицин, Л. П. Галлис, Э. С.
 Кириллова, Ф. Г. Корчагин, В. П. (Лекарев, О. В. Николаева, Л. Р.
 Орданская, И. И. Соловьёв, Д. П. Фивейский, В. С. Якут. В 1942-43 т-р
 находился в эвакуации в Махач-Кала и в Черемхово. Здесь пост. "Парень из
 нашего города" и "Русские люди". После возвращения в Москву т-р пост.
 спектакль "Укрощение укротителя" Флет-чера (1945). Значит, творч. удачей
 явилась пост. комедии "Бешеные деньги" (1945, реж. А. М. Лобанов), к-рая
 отличалась характерной для творчества коллектива остротой соц.
 обличений, тонкой иронией, саркастичностью. После смерти Н. П. Хмелёва
 (1945) т-р возглавил А. М. Лобанов (1945-56), создавший ряд значит,
 совр. спектаклей, получивших широкий обществ, резонанс. Творч.
 устремления Лобанова были близки принципам основателя т-ра Хмелёва.
 Первый крупный успех в области воплощения образов современности принёс
 т-ру спектакль "Старые друзья" Малюгина (1946, реж. Лобанов; Тоня -
 Орданская, Шура - Якут; Гос. пр. СССР, 1946). В послевоен. период т-р
 обратился к инсценировкам сов. прозы: "Спутники" Пановой, "Люди с чистой
 совестью" Вершигоры (обе в 1947), "Счастье" Павленко (1948) и др. В этих
 спектаклях было много актёрских удач, режиссёрских находок, правдивых и
 метких зарисовок с натуры, сближавших т-р с совр. жизнью; но обращение к
 инсценировкам повлекло за собой ослабление драматизма спектаклей.
 Большое значение для творч. развития коллектива имели горьковские
 спектакли "Дачники" (1949, реж. Лобанов) и "Достигаев и другие" (1952,
 реж. Лобанов и Комиссаржевский), точно и остро вскрывавшие философский и
 соц. смысл его произведений. Большой успех имел спектакль "Пушкин" Глобы
 (1949, реж. Комиссаржевский; Пушкин - Якут).
  Художеств, принципы, выработанные Хмелёвым и Лобановым, прочно
 усвоенные коллективом т-ра, проявились и в спектаклях, пост. др.
 режиссёрами:
  "Европейская хроника" Арбузова (1953, реж. Гончаров), "Чудак" Назыма
 Хикмета (1956, реж. Комиссаржевский), "Преступление и наказание" по
 Достоевскому (1957, реж. Васильев), "Обоз второго разряда" Давурина
 (1957, реж. Варпаховский), "Два упрямца" Хикмета и Туляновой (1959, реж.
 Эрин); "Мой друг" Погодина (1961), "Суббота, воскресенье, понедельник"
 Де Филиппе (1962), "Сотворившая чудо" Гибсона (1963) (все три - реж.
 Шатрин).
  В труппе т-ра (1964): нар. артисты РСФСР - Л. П. Галлис, В. П.
 Лекарев, И. И. Соловьёв, В. С. Якут; засл. артисты РСФСР - В. А.
 Андреев, Г. М. Вицин, С. X. Гушанский, Э. С. Кириллова, И. Г. Киселёва,
 И. М. Кондратьева, Ф. Г. Корчагин, О. В. Николаева, Л. Р. Орданская, Д.
 П. Фивейский; актёры- Р. С. Губина, Е. Г. Королёва, Л. В. Маркелия, Ю.
 Н. Медведев, Э. Ю. Урусова и др. Гл. режиссёр т-ра (с 1962) - засл. арт.
 РСФСР А. Б. Шатрин.
  В зрительном зале т-ра 918 мест.
  Лит.: Лобанов А., Работа над современным спектаклем, в сб.: Работа
 режиссера над советской пьесой,
  М., 1950; Комиссаржевский В., Хмелев за режиссерским столом, М.,
 1956. / р
  МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ МОССОВЕТА (Государственный ордена Трудового
 Красного Знамени академический театр имени Моссовета) - русский
 советский драматический театр. Создан при культотделе МГСПС (Моск. гор.
 совета профессиональных союзов) как т-р для обслуживания рабочего
 зрителя под назв. Т-р им. МГСПС. С 1930 назывался Т-р им. МОСПС, с 1938
 - Т-р им. Моссовета. Датой рождения г-ра принято считать март 1923.
 Однако ещё в конце 1922 были пост. первые спектакли - "Савва" Л.
 Андреева и инсценировки С. И. Прокофьева - "Праздник крови" по роману
 Войнич "Овод" и "Париж" по роману Э. Золя, исполнявшиеся в рабочих
 клубах Москвы. В течение всей своей деятельности т-р был последо-ват.
 пропагандистом сов. драматургии, своего рода лабораторией сов.
 спектакля. В 20 - нач. 30-х гг. именно этот т-р выдвинул новые жизненные
 темы. Многие пьесы, получившие здесь сценич. рождение, шли затем широко
 по т-рам страны ("Шторм", "Чапаев", "Ярость" и др.).
  В 1925-40 т-р возглавлял Е. О. Любимов-Ланской, утвердивший в его
 репертуаре совр. драму. В репертуар т-ра вошли героич. революц.
 произведения о гражд. войне, первых успехах строительства социализма:
 "Шторм" (1925). "Штиль" (1927), "Луна слева" (1927), "Голос недр" (1929)
 и "Жизнь зовёт" (1934) Билль-Белоцерковского; "Константин
 Терёхин"(1927), "Рельсы гудят" (1928), "Город ветров" (1929) Киршо-на;
 "Ярость" Яновского (1929); инсценировки: "Цемент" Гладкова (1926),
 "Чапаев" (1930).
  Первый период работы т-ра связан с расцветом творчества актёров,
 активных строителей сов. т-ра - В. В. Ванина, А. Н. Андреева, С. С.
 Годзи, К. А. Да-видовского, Н. В. Княгининской, А. Г. Крамова, Г. И.
 Коврова, Е. А. Лепковского, М. Н. Розен-Сани-на, Н. П. Темякова, Т. С.
 Оганезовой и др. В т-ре выработался свой стиль сценич. воплощения жизни
 - острый социальный анализ событий, документально точное, почти
 натуралистич. изображение фактов и людей, открытый и яркий пафос
 передачи революц. героики. Т-р увлекал эпич. показом нар. борьбы,
 агитационностью и правдой в трактовке массовых сцен и отдельных
 характеров. Художник Б. И. Волков воздвигал на сцене выразит,
 конструкции, стремясь передать гигантский масштаб нар. строек,
 воссоздать достоверную обстановку производственной жизни. В т-ре
 складывался новый тип актёра - агитатора, пропагандиста, не отделяющего
 своего творчества от разносторонней, общественной работы. В 30-е гг.
 перед коллективом т-ра встала задача овладения высоким реалистич.
 мастерством. (Т-р, шедший в 20-е гг. в авангарде, стал отставать от
 развития сов. театр. иск-ва 30-х гг.). Плодотворным оказался
 режиссёрский и актёрский опыт И. Н; Берсенева, С. В. Гиацинтовой, С. Г.
 Бирман, работавших в т-ре в 1936- 1938. Они приняли участие в создании
 спектаклей:
  "Салют, Испания!" Афиногенова, "Васса Железно-ва" (оба в 1936),
 "Пушкинский спектакль" (1937);
  "Порт-Артур" Никулина (1938).
  Большую работу с актёрами по овладению сценич. мастерством начал Ю.
 А. Завадский, вставший во главе т-ра в 1940. С этого времени меняется
 художеств. стиль т-ра, в нём появляются новые качества - пси-хологич.
 тонкость, особая чуткость к жанровому своеобразию драматич.
 произведений, изящная поэтичность, комедийная лёгкость. Вместе с
 Завадским в т-р вступили его ученики - актёры В. П. Марецкая, Н. Д.
 Мордвинов, Р. Я. Плятт, О. Н. Абдулов, режиссёры И. С. Анисимова-Вульф,
 А. Л. Шапс, позднее актёры Б. Ю. Оленин, П. И. Герагаидр. Черты нового
 бтиля т-ра наиболее полно выявились в спектаклях, пост.
 Завадским,-лирической "Машеньке" (1941, Машенька - Марецкая, Окаёмов -
 Любимов-Ланской, Кареев- Ванин); искромётной, бравурной "Трактирщице"
 (1940, Мирандолина - Марецкая, Кавалер - Мордвинов); героико-комедийной
 пост. "Надежды Дуровой" А. Кочеткова и К. Липскерова (1941, Надежда
 Дурова - Марецкая). Важное место в истории сов. т-ра занял спектакль
 "Нашествие" (1943, реж. Завадский, Пыжова и Бибиков; Фёдор - Астангов,
 Фаюнин - Ванин, Таланов - Герага), трагические, героич. события военных
 лет выражены в нём через проникновенный анализ духовного мира человека.
 Спектакль патетически изображал духовную непокорённость народа,
 поднявшегося на борьбу с врагом. Современная тема продолжала оставаться
 главной в дни войны и в послевоенные годы. В т-ре шли "Русские люди"
 (1942), "Фронт" (1942); "Встреча в темноте" Кнорре (1944, Варя
 -Марецкая, Шульга-Абдулов), "Бранденбургские ворота" Светлова (1946).
 Изобретательное, театрально-острое оформление мн. спектаклей т-ра
 принадлежит М. А. Виноградову. Т-р поставил первую пьесу Софронова "В
 одном городе" (1947), затем его же "Московский характер" (1948) и
 "Миллион за улыбку" (1959); пьесы современных сов. драматургов:
 "Ленинградский проспект" Штока (1962, Забродин - Мордвинов), "Василий
 Тёркин" по поэме А. Твардовского (1961).
  Среди пост. рус. и зарубежной классики: "Маскарад" (1952, Арбенин -
 Мордвинов, Неизвестный-Оленин, 1963); "Сомов и другие" Горького (1954),
 "Забавный случай" Гольд они (1942, Филиберт - Оленин), "Отелло" (1944,
 Отелло - Мордвинов, Яго - Оленин), "Виндзорские насмешницы" (1957),
 "Король Лир" (1958, Лир - Мордвинов).
  В 50-60-е гг. т-ром созданы спектакли на совр. тему, образующие
 единое эпическое, художеств. повествование о наших днях: "Дали
 неоглядные" Вирты (1957, Ракитина - Марецкая, Хижняков - Дубов),
 взволнованный сценич. рассказ о сдвигах в жизни, психологии людей
 колхозной деревни, "Битва в пути" Николаевой и Радзинского (1959),
 изображение борьбы за восстановление ленинских норм в нашей жизни,
 "битвы сердец и умов", "Совесть" Павловой (1963), в к-ром критич.
 острота неотрывно связана с горячим пафосом утверждения новой жизни. В
 художеств. поисках коллектива преобладает стремление сочетать условную
 форму постановочного решения, театральность, с психологич.
 углублённостью внутр. рисунка ролей. Режиссура т-ра и художник А. П.
 Васильев ищут лирич. форму совр. спектакля. В пост. классики т-р уделяет
 преимущественное внимание раскрытию гуманистич. светлого романтич.
 начала. В т-ре сложились свои принципы сценич. трактовки драм Шекспира -
 красочное, живописное, романтическое решение трагедий,
 театрально-праздничное - комедий. Т-р выезжал на гастроли в Болгарию,
 Румынию, Польшу.
  В труппе т-ра (1964): нар. артисты СССР - В. П. Марецкая, Н. Д.
 Мордвинов, Л. П. Орлова, Р. Я. Плятт, Ф. Г. Раневская, нар. арт. РСФСР
 С. Г. Бирман, П. И. Герага, Т. С. Оганезова, засл. арт. РСФСР С. С.
 Годзи, А. М. Дубов, Б. А. Лавров, Э. Г. Марголина, К. К. Михайлов, Г. А.
 Слабиняк, В. В. Сошальская, С. С. Цейс, Л. В. Шапошникова, засл. арт.
 БССР Г. Н. Некрасов, актёры: О. А. Анофриев, Н. И. Дробышева, И. С.
 Саввина и др. Гл. режиссёр т-ра - нар. арт. СССР Ю. А. Завадский,
 режиссёры: засл. деят. иск-в РСФСР И. С. Аннси-мова-Вульф, А. Л. Шапс.
 Гл. худ. т-ра засл. худ. РСФСР А. П. Васильев.
  В зрит. зале т-ра 1179 мест.
  РЕПЕРТУАР ТЕАТРА
  (в скобках указаны фамилии постановщиков)
  1922. "Савва" Андреева (Прокофьев).
  1923. "Париж" по Золя (Прокофьев), "Нора" (Любимов-Ланской);
 "Севильский цирюльник" Бомарше (Прокофьев), "Сиволапинская комедия"
 Чижевского (Карцев), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского
 (Крамов), "Праздник крови" ("Овод") по Войнич (Прокофьев), "Калигула"
 Дюма-отца (Донатов), "Борьба" Голсуорси (Гурьев), "Доходное место"
 (Донатов), "Живой труп" (Донатов).
  1924. "Кин" Дюма-отца (Блюменталь-Тамарин), "Театр Клары Газуль"
 Мериме (Бебутов и Угрюмов), "Герцог" Луначарского (Любимов-Ланской),
 "Праздник св. Йоргена" Бергстеда (Татищев), "1881 год" Шаповаленко
 (Любимов-Ланской), "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина, "Ревизор"
 (Бебутов).
  1925. "Георгий Гапон" Шаповаленко (Любимов-Ланской), "Предательство
 Дегаева" Шкваркина (Лепковский), "Шторм" (Любимов-Ланской).
  1926. "В наши дни" Шаповаленко (Ильин), "Саранча" Любимова-Ланского
 (Любимов-Ланской), "Цемент" Гладкова (Любимов-Ланской).
  1927. "Штиль" Билль-Белоцерковского (Любимов-Ланской), "Чернь"
 Шаповаленко (Любимов-Ланской), "Константин Терёхин" ("Ржавчина") Киршона
 и Успенского (Любимов-Ланской), "Мятеж" (Любимов-Ланской); "Луна слева",
 Билль-Белоцерковского (Винер).
  1*928. "Ненависть" Яльцева (Треплев), "Рельсы гудят" Киршона
 (Любимов-Ланской).
  1929. "Голос недр" Билль-Белоцерковского (Винер), "Город ветров"
 Киршона (Любимов-Ланской), "Ярость" Яновского (Любимов-Ланской).
  1930. "Чапаев" (Винер); "1905 год" Гандурина (Любимов-Ланской).
  1931. "Запад нервничает" Билль-Белоцерковского (Любимов-Ланской),
 "Мгла" Прозоровского (Лукацкий), "Солнечная сторона" Давидовского
 (Винер).
  1932. "Рабан" Вандурского (Любимов-Ланской), "Снег" Погодина
 (Любимов-Ланской).
  1933. "Враги" (Рубин); "Вздор" Финна (Винер).
  1934. "Гордость" Гладкова (Любимов-Ланской), "Жизнь зовёт"
 Билль-Белоцерковского (Любимов-Ланской).
  1935. "Профессор Мамлок" Вольфа (Давидовский и Мар-голин).
  1936. "Дело рядового Шибунина" Никулина (Ванин и Давидовский),
 "Хлопчик" Даниэля (Марголин и Минаев), "Васса Железнова" (Бирман);
 "Салют, Испания!" Афиногенова (Берсенев).
  1937. "Моцарт и Сальери" Пушкина (Ванин), "Каменный гость" Пушкина
 (Бирман), "Апшеронская ночь" Никитина (Любимов-Ланской), "Сыновья" Финна
 (Бирман).
  1938. "Порт-Артур" Никулина (Берсенев), "Последняя жертва" (Ванин и
 Марголина).
  1939. "Профессор Полежаев" Рахманова (Марголин) "Путь к победе" Ал.
 Толстого (Любимов-Ланской).
  1940. "Начистоту" Глебова (Ванин), "Лгун" Гольдони (Марголин),
 "Богатые невесты" Островского (Фёдоров), "Трактирщица" (Завадский);
 "Фландрия" Сарду (Любимов-Ланской).
  1941. "Машень.ка" (Завадский); "Надежда Дурова" Кочеткова и
 Липскерова (Завадский).
  1942. "Не всё коту масленица" Островского (Темяков и Коршун),
 "Каннибалы" ("Шпик" Брехта, "Пещера" и "Честь" Галицкого) (Шмыткин);
 "Вечер памяти Пушкина" (Завадский), "Накануне" Афиногенова (Завадский),
 "Олеко Дундич" Ржешевского и Каца (Завадский), "Вечер памяти
 Маяковского" (Шмыткин и Коршун),"Русские люди" (Завадский), "Фронт"
 (Завадский); "Забавный случай" Гольдони (Завадский).
  1943. "Нашествие" (Завадский, реж. Пыжова и Бибиков);
  "Женитьба Бальзаминова" Островского (Ванин).
  1944. "Отелло" (Завадский); "Встреча в темноте" Кнорре (Завадский),
 "Чеховский спектакль" (Шмыткин).
  1945. "Стакан воды" Скриба (Чистяков), "Чайка" (Завадский); "Святая
 ложь" Аграненко и Штейна (Павленко), "Убийство мистера Паркера"
 Моррисона (Турчанович), "Красавец-мужчина" Островского (Шмыткин).
  1946. "Госпожа министерша" Нушича (Завадский), "Бранденбургские
 ворота" Светлова (Завадский и Чистяков), "Недоросль" (Бенкендорф).
  1947. "Русский вопрос" (Завадский); "В одном городе" Софронова
 (Шмыткин), "Жизнь в цвету" Довженко (Завадский), "Мужество" Берёзко
 (Завадский и Шапс).
  1948. "Без вины виноватые" (Завадский); "Обида" Сурова (Ванин),
 "Московский характер" Софронова (Завадский), "Закон чести" Штейна
 (Завадский и Анисимова-Вульф).
  1949. "Девочки" Пановой (Анисимова-Вульф), "Преступление директора
 Риггса" Чодорофф (Завадский и Чистяков), "Свадьба Кречинского" (Ванин);
 "Роковое наследство" Шейнина (Ванин и Шапс), "Мадлен Годар" Спешнева
 (Завадский и Анисимова-Вульф), "Опасный перекрёсток" Маклярского и
 Спешнева (Завадский и Шапс), "Модная лавка" Крылова (Шмыткин).
  1950. "Чаша радости" Винникова (Колесаев), "Особое мнение" Марьямова
 и Клебанова (Завадский и Шапс), "Студент III курса" Давидсона и Борозина
 (Анисимова-Вульф), "Рассвет над Москвой" Сурова (Завадский и Шапс),
 "Товарищи-москвичи" Кашкадамова и Королькова (Шмыткин).
  1951. "Младший партнёр" Первенцева (Завадский и Стра-домская),
 "Хитроумная влюблённая" Лопе де Вега (Шапс и Турчанович), "Шторм"
 (Завадский и Страдомская); "Честь семьи" Мухтарова (Шмыткин).
  1952. "Маскарад" (Завадский и Анисимова-Вульф); "Гражданин Франции"
 Храбровицкого (Завадский и Страдомская), "Трудовой хлеб" Островского
 (Петрова), "Шёлковое сюзане" Каххара (Шмыткин).
  1953. "Рассказ о Турции" Хикмета (Завадский), "Большие хлопоты" Ленча
 (Шапс), "Беспокойная должность" Кожемякина (Завадский), "Варвара
 Волкова" Софронова (Анисимова-Вульф).
  1954. "Тайна Чёрного озера" Борисовой (Данкман), "Любовь на рассвете"
 Галана (Страдомская), "Сомов и другие" Горького (Анисимова-Вульф),
 "История одной любви" Симонова (Кандинашвили), "Кража" Лондона
 (Завадский и Шмыткин), "Кто смеётся последним" Крапивы (Шапс).
  1955. "Наша дочь" Кулиджанова и Сегеля (Анисимова-Вульф и Михайлов),
 "Первая весна" Николаевой и Рад-зинского (Завадский и Страдомская),
 "Лиззи Мак-Кей" Сартра (Анисимова-Вульф), "В тихом переулке" Мовзо-на
 (Шапс).
  1956. "Второе дыхание" Крона (Шапс), "Алпатов" Зорина (Завадский и
 Михайлов), "Катрин Лефевр" Сарду и Моро (Анисимова-Вульф), "Трое" по
 Горькому (Си-доркин).
  1957. "Чужой паспорт" Зорина (Анисимова-Вульф), "Виндзорские
 насмешницы" Шекспира (Завадский), "Запутанный узел" Маклярского и
 Шейнина (Шапс), "Дали неоглядные" Вирты (Завадский).
  1958. "Король Лир" (Анисимова-Вульф), "Корнелия" Чорчолини (Завадский
 и Докутович), "Опасная профессия" Соловьёва (Шапс), "На краю России"
 Рубинштейна (Докутович), "Стальное колечко" Паустовского (Данкман).
  1959. "Битва в пути" Николаевой и Радзинского (Завадский и Шапс),
 "Нора" (Анисимова-Вульф), "Тревожная ночь" Мдивани (Ремез), "Выгодный
 жених" бр. Тур (Шапс), "Миллион за улыбку" Софронова (Анисимова-Вульф).
  1960. "Леший" Чехова (Завадский), "Первое свидание" Сытиной (Ремез),
 "Три камня веры" Вирты (Шапс), "Последние гвоздики" Тер-Григоряна
 (Завадский и Саркисян), "Летом небо высокое" Вирты (Завадский).
  1961. "Третье желание" Блажека (Иржина Мартинкова), "Василий Тёркин"
 по о. п. Твардовского, композиция Во-ронкова (Шапс), "Орфей спускается в
 ад" Уильямса (Анисимова-Вульф), "Осторожно, листопад" Михалкова (Ремез),
 "Антей" Зарудного (Завадский), "Когда часы пробили полночь" Борисовой
 (Данкман).
  1962. "Ленинградский проспект" Штока (Анисимова-Вульф), "Он живёт
 рядом" Бражнина (Е. Завадский),
  "Бунт женщин" Хикмета и Комиссаржевского (Завадский), "Пора любви"
 Катаева (Шапс), "Ночной разговор" Соснина (Данкман).
  1963. "В дороге" Розова (Анисимова-Вульф), "Совесть" Павловой
 (Завадский и Шапс), "Милый лжец" Килти (Завадский и Шапс).
  1964. "Обручальное кольцо" Софронова (Шапс), "Цезарь и Клеопатра" Шоу
 (Е. Ю. Завадский) и др.

<< Пред.           стр. 527 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу