<< Пред. стр. 54 (из 913) След. >>
слесарем-сборщиком, репортёром, суфлёром в т-ре "Вьё коломбье". В 1923начал лит. деятельность пьесами "Вот и вся обедня" (т-р "Творчество"),
"Он видел смерть" (т-р "Ателье" под рук. Ш. Дюллена). Затем А. написал
комедию "Мальбрук в поход собрался" (1924, т-р "Комедия Елисейских
полей", реж. Л. Жу-ве), "Я не люблю вас" (1926, "Ателье"), "Жизнь
прекрасна" (1928). Успех постановки "Жан с Луны" (1929, т-р "Комедия
Елисейских полей", реж. Л. Жу-ве) утвердил популярность А. как
драматурга. Его следующие пьесы ставили крупнейшие парижские т-ры:
"Красавица-морячка" (1929) - в "Комеди Фран-сез", "Корсар" (1938)-в т-ре
"Атеней", "Домино" и "Петрюс" (1931, 1933) - "Комедия Елисейских полей".
В 1942 А. написал комедии "Мадемуазель Панама" (т-р "Матюрен") и
"Холмик" ("Ателье"). В числе пьес А. первых послевоенных лет: фарс "С
моей блондинкой" (1946, т-р "Мишодьер"), драма "Мы уедем в Вальпараисо"
(1948, "Атеней"). А.- автор мелодрамы "Зло любви" (1955, "Мишодьер"),
комедии "Картошка" (1957, т-р "Сен-Жорж"), буффонады "Бездельница"
(1959).
Комедии А.содержат элементы мелодрамы,а драмы- комедии. Драматургия
А., авангардистская по форме, близка произв. Дюма-сына, Ожье Сарду.
Подсмеиваясь над отдельными пороками человека-собствен ника, А. не
поднимается до социальной сатиры. Пьесы его следуют традиции водевилей в
духе Лабиша, бесконфликтной мелодрамы и нравоучительной комедии.
Работает также в кино как сценарист.
Соч.: Theatre complet, v. l-2, P., 1942-43; Le metier (l'auteur
dramatique, "Annales", 1960, ј 3 (Janvier), p. 25- 41; Mes debuts dans
les lettres, [s. 1., s. a.]. В. Бал.
АШВАГХОША (ок. 1 в.)- древнеиндийский поэт и драматург. Автор
древнейших из дошедших до нашего времени (найдены в нач. 20 в.)
произведений индийской драматургии. Сохранилась в отрывках драма А.
("Пьеса о Шарипутре") и две приписываемые А. пьесы, не имеющие названия.
В своих произведениях А. пропагандировал буддийское учение.
Лит.: L u d e г s H., Bruchstucke buddhistischer Dramen, B., 1911. В.
Э.
АШК,Упендранатх (p. 14.XII. 1910)-индийский драматург и писатель.
Пишет на языке хинди. Впервые выступил как драматург в 1937, написав
историч. драму "Победа - поражение". В 30-50-е гг. были опубликованы
сборники одноактных пьес А.- "Под сенью богов", "Чистая мелодия",
"Поднимите занавес" и др. Среди популярных пьес А., ставившихся во мн.
школах и колледжах страны: "Лекарь" (1934), "Грешник" (1938),
"Драгоценности" (1943), "Поднимите занавес" (1950), "Чьё право?" (1958).
Особенно большим успехом пользовались "Шестой сын" (1940), "Пути
расходятся" (1953), "Сестра Анджо" (1954), к-рые были показаны в
Аллахабаде, Калькутте, ставились разл. драм. кружками Индии. В пьесе
"Защитник прав" (1938, т-р Аллахабаде кого ун-та) А. обличает предателя
интересов рабочего класса. О братстве мусульман и индусов написана пьеса
"Перед бурей", пост. к-рой Инд. ассоциацией нар. т-ров (1946) была
запрещена.
Большинство пьес А. посвящено жизни и быту городского населения.
Нек-рые пьесы освещают вопросы семьи и брака. А.выступает поборником
равноправия инд. женщины, бичует ханжество, лицемерие и эгоизм
буржуазного об-ва. Пьесы А. отличаются реализмом, индивидуальными
характеристиками, простотой языка. Св. П.
АШКАЗАРСКИЙ - см. Кудашев-Ашказарский.
АШ-МАТ (наст. имя, отч. и фам.-Ашот Бегларович M а т e в о с я н) [р.
10(23).XII. 1904] - армянский советский режиссёр. Засл. арт. Арм. ССР
(1945). Сценич. деятельность начал в 1923 в арм. т-ре Тбилиси, затем
работал актёром и режиссёром в передвижном Т-ре им. А. Харазяна, в т-рах
Кировакана, Дилижана, Алавердьг. С 1953 - гл. режиссёр арм. т-ра в Камо
(Нор Баязете). Своей деятельностью А.-М. способствовал развитию районных
театров Армении. В. А.
АШПЕРГЕР (Aszpergerowa; урождённая К а минь-ская), Анеля (29.XI.
1816-21.1.1902) - польская актриса. В 1835 дебютировала в варшавском
т-ре "Розмаитости", затем играла в Вильно, Минске и снова в Варшаве. В
1848-96 работала в "Т-ре Львовски", где приобрела большую популярность
как актриса большого и разностороннего дарования. Игра А. в совр.
репертуаре отличалась естественностью. Роли:
Офелия, Луиза; Идалия ("Фантазии" Словацкого), Мария Иоанна (о. п.
Д'Эннери и Маллиана) и др. Лит.: P e p l o w s k i S., Sily sceny
lwowskiej. Lwow, 1887, s. 4-6. Г. III.
АШРАФЙ, Мухтар Ашрафович [p. 29.V(11.VI) 1912] - узбекский советский
композитор и дирижёр. Нар. арт. СССР (1951). Член КПСС с 1941.
Композиции обучался в Ин-те узб. музыки и хореографии и Моск.
консерватории; окончил Ленингр. консерваторию как дирижёр в 1948. В
1930-47 А.- художественный руководитель и гл. дирижёр Т-ра оперы и
балета им. Навои (Ташкент). Автор опер, музыкальных драм, музыки к
фильмам, а также симфонических, камерных и др. сочинений. С 1944 А.
занимается педагогической деятельностью, с 1953 - проф. Ташкентской
консерватории. Ст. пр. 1943, 1952. АШТОН (Ashton), Фредерик (р. 17. IX.
1906) - английский артист балета, балетмейстер. С 1924 занимался у Л.
Мясина, позднее (в 1925) у М. Рам-бер. В 1926 поставил в "Лирик тиэтр"
балет "Трагедия моды" на муз. Гуссенса, где исполнил главную партию. В
1930-33 осуществил в "Клубе балета" (балетная труппа под рук. Рамбер)
постановки:
"Сюита Каприоль" Уорлока (1930)и"Маски"Пуленка(1933); в "Обществе
Камарго" - "По-мона" Ламберта (1930) и "Фасад" Уолтона (1931). В 1933
поставил балет "Свидания" на муз. Обера в балетной труппе
"Сэдлерс-Уэллс" где постоянно работал с 1935. В ранних работах А.
большое внимание уделял классич. танцу. Позднее для А. характерно
создание бессюжетных балетов. Танцы, к-рые сочиняет А., отличаются
сложностью композиции и трудны для исполнения. Среди лучших работ А.-
одноактные дивертисменты: "Симфонические вариации" на муз. Франка (1946,
"Сэд-лерс-Уэллс", "Ковент-Гарден"), "В честь королевы" Арнолда (1953,
там же), "Подарок в день рождения" на муз. Глазунова (1956). А. поставил
балеты: "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1955, Копенгаген), "Сильвия"
Делиба (1952, "Сэдлерс-Уэллса, "Ковент-Гарден"), "Ундина" Хенце (1958,
"Ковент-Гарден") и др. Как танцовщик создал ряд характерных партий в
поставленных им балетах: сэр Ланселот ("Леди оф Шалотт" на муз.
Сибелиуса, 1931), Мефистофель ("Мефисто-вальс" Листа, 1934), Зритель
("Ноктюрн" Делюса, 1936) и др.
Позднее перешёл на мимич. партии: Уродливая сестра ("Золушка", 1948),
фея Карабосс ("Спящая красавица", 1946) и др. С 1952 А.- помощник худ.
рук. балетной труппы "Сэдлерс-Уэллс" (Королевского балета). Наш. Р.
Лит..' Beaumont С. W., Complete book of ballets, L., 1937; то же,
1941; его же, Supplement to Complete book of ballets, L., 1942, то же,
1952; С 1 a r k e М., The Sadler's Wells ballet, L.. 11955]; Manchester
P. W., Vic-Wells: a ballet progress, L., 1942.
АШУГ (от тюрк. а ш и к, букв.- влюблённый) - народный поэт-певец и
музыкант у азербайджанцев, армян и др. народов СССР, а также нек-рых
стран зарубежного Востока. А. слагают свои песни-импровизации под
аккомпанемент 'струнного инструмента. Они создали школу поэтического,
музыкально-ком-позиц. и исполнит, иск-ва, основанную на древних
художеств. традициях. Мелодика песен А. варьируется в зависимости от
импровизаторского дара певца.
АШУМОВ, Магеррам Кязим оглы (р. 2.1.1912) - азербайджанский советский
режиссёр. Нар. арт. Азерб. ССР (1954). Член КПСС с 1944. Сценич.
деятельность начал в 1928 как актёр Бакинского Трама, затем азерб. ТЮЗа
(Баку). В 1936 окончил ГИТИС и начал работать режиссёром в азерб. ТЮЗе.
Пост.:
"Серёжа Стрельцов" Любимовой (1935), "Эль-оглы" (1937), "Вэтэн"
(1943) А. Шайка, "Разбойники" (1940) и др. В 1944-48 - зам. нач.
Управления по делам искусств при Сов. Мин. Азерб. ССР. В 1948-51 -
директор и режиссёр, в 1955-60 - гл. режиссёр и директор Бакинского т-ра
русской драмы. Пост. в этом т-ре спектакли: "Заря над Каспием" Касумова
(Ст. пр. 1951), "Макар Дубрава" Корнейчука (1952), "Сын рыбака" по
Лацису (1953), "Кремлёвские куранты" (1956); "Айдын" Джабарлы (1957),
"Баня" Маяковского (1957). В 1951-55-директор Т-ра оперы и балета им.
Ахундова (Баку). К. Кае.
АШХАБАД (Асхабад, Полторацк)- столица Туркменской ССР с 1924 (170
тыс. жит. на 1959). До Великой Октябрьской революции в городе, носившем
название Асхабад, постоянного т-ра не было, но часто играли любители и
передвижные гастрольные труппы. Постоянный рус. т-р создан в 1926. Тогда
же организована нац. театр. студия, пре-образ. в 1929 в Туркменский т-р.
В 1937 начала работать оперная студия, на базе к-рой в 1941 создан т-р
оперы и балета, ставящий спектакли на рус. и туркм. яз. В А. выстроены 3
спец. театр. здания.
В 1960 в А. имеются: Туркменский ордена Трудового Красного Знамени
т-р оперы и балета им. Махтум Кули, Туркменский ордена Трудового
Красного Знамени академич. драм. т-р им. Сталина, русский драм. т-р им.
Пушкина, Туркменская филармония (созд. в 1938), в состав к-рой входит
несколько художественных коллективов, в том числе туркм. оркестр
народных инструментов, ансамбль нар. танца Туркм. ССР, хор. и кукольная
группа, эстрадные бригады и бригады бахши.
АШХАБАДСКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР (Ашхабадский Государственный русский
драматический театр им. А. С. Пушкина). Создан осенью 1926. Т-ру в 1937
присвоено имя А. С. Пушкина. Коллектив т-ра стабилизировался в 1937-40.
Художественными руководителями были:
В. Ф. Фёдоров (1937-40), Н. К. Теппер (1940-45), И. Г. Громов
(1945-58). В 1937-40 пост. спектакли:
"Человек с ружьём", "Король Лир"; "Шемшат" Эсе-новой и др. Среди
лучших спектаклей театра 40-50-х гг.: "Бешеные деньги" (1945),
"Укрощение строптивой" (1946); "Семья Аллана" Мухтарова (1948),
"Московский характер" Софронова (1949), "Джахан" Сейт-лиева (1951),
"Весёлый гость" Мухтарова (1955), "Идиот" по Достоевскому (1956),
"Почему улыбались звёзды" Корнейчука (1958), "Дали неоглядные" Вир-ты
(1959), "Чайка" (1960), "Третья патетическая" (1960). В 1960 в труппе
т-ра: нар. арт. Туркм. ССР - М. А. Кириллов, Л. Н. Котовщикова, Л. С.
Любина, засл арт. Туркм. ССР-М. Ф. Кириллов, М. И. Ридель и др. Гл.
реж.- засл. деят. иск. Молд. ССР В. Н. Аксёнов.
АЯЦУРИ (а я ц у р и с и б а и) - представление японского театра
кукол. По способу вождения кукол А. подразделяются на тедзукаи, где
действуют куклы, управляемые руками (получило наибольшее
распространение), и итоаяцури-куклы управляются с помощью нитей. Обычно
представления А. сопровождаются чтением рассказчика (гидаю) и
аккомпанементом муз. инструмента (сямисена). Среди т-ров, ставящих
А.,-т-р "Бунракудза" в Осака. Л Г.
БААЗОВ, Герцель Давыдович [10(23).X.1904- 5. VI. 1945] - грузинский
советский писатель, драматург. Окончил Тбилисский ун-т в 1928. Автор
повестей и рассказов из жизни груз. евреев (30-е гг.). Написал пьесы
"Немые заговорили" (1932), "Не взирая на лица" (1935), "Ицка
Рижинашвили" (1937), пост. в Т-ре им. Марджанишвили.
БАБ (Ваb), Юлиус (11.XII.1880 - 12.XI.1955) - немецкий театровед,
критик и драматург. Был тесно связан с т-ром "Фольксбюне" (Берлин),
издавал "Драматургические листки" этого т-ра. В 1938 Б. эмигрировал в
США, где сотрудничал в газете "Штатсцей-тунг". Труды Б, освещают вопросы
театр. иск-ва различных эпох и стран с позиций бурж. социологии. Работы
Б. представляют интерес преимущественно описанием игры актёров.
Соч.: Wege zum Drama, В., 1906; Deutsche Schauspieler, В., 1908;
Bernard Shaw, В., 1910; Der Mensch auf der Buhne, B., 1910; Kainz und
Matkowsky, B., 1912; Die Chronik des deutschen Dramas, Bd 1-5, В.,
1921-26; Neue Kritik der Buhne, B., 1920; Friedrich Kayssler,B., 1920;
Schauspieler und Schauspielkunst, B., 1926; Agnes Sorma, B., 1927; Vom
deutschen Theater, B., 1927; Das Theater der Gegenwart, Lpz., 1928;
Albert Bassermann, Lpz., 1929. B. K.
БАБАДЖАНОВ, Ятим (наст. имя - Ф ы з ы л) (1904-26.XII.1956) -
узбекский советский режиссёр и актёр. Нар. арт. Узб. ССР (1943). Один из
основоположников советского узб. т-ра. Сценич. деятельность начал в 1920
в Т-ре им. К. Маркса. В первые годы играл различные роли - от героич. до
женских комедийных. В 1924-27 учился в Москве в узб. студии, по
окончании к-рой становится актёром и режиссёром Т-ра им. Хамзы
(Ташкент). Играл комедийные и характерные роли: Тарталья ("Принцесса
Турандот" Гоцци), Бригелла ("Слуга двух господ"), Караваев ("Мятеж" по
Фурманову). Режиссёрскую деятельность начал в Бухарском узб. т-ре
(1931-32), где пост. спектакли: "Маска сорвана", "Предатели" Футхуллина
и др. В 1943-46 - худ. рук. Янги-Юльского узб. т-ра. В 1946-48 - гл.
реж. т-ра им. Ташсовета (Ташкент). С 1948 - снова в Т-ре им. Хамзы. На
сцене этого т-ра Б. пост. спектакли: "Разгром" Яшена (1934), "Коварство
и любовь" (1936); "Бай и батрак" Хамзы (1939), "Человек с ружьём"
(1940); "Заря Востока" Сафарова (1951). Б.- один из первых узб.
режиссёров, он красочно воспроизводил в своих спектаклях жизнь узб.
народа, стремился показывать картины нар. борьбы, революц. эпизоды,
следовал реали-стич. традициям рус. т-ра. Вёл педагогич. работу в театр.
ин-те Ташкента и др. учебных заведениях.
Лит.: Государственный ордена Ленина академпч. узбекский театр драмы
им. Хамзы, Ташкент, 1957; У в а р о-ва Г. А., Узбекский драматический
театр. Очерк истории, М., 1959.
БАБАЕВ, Холик (р. 1876) - актёр таджикского народного театра
масхарабоз. Исполнитель репер' туара нар. комиков и сказителей. С
юношеских лет выступал на нар. праздниках. Творчество Б. синкретично; он
является одновременно певцом, поэтом-импровизатором, танцором,
музыкантом, острословом рассказчиком, исполнителем комич.
импровизированных сценок. Среди популярных образов, созданных Б.:
охотник в нар. пьесе "Охота на медведя", ткач ("Ткачество"), Гузихан ("О
соловьях"), раис в одноимённой нар. пьесе. Иск-ву Б. присущи
жизнеутверждение острая сатиричность, яркая внешняя характерности
Лит.: H урджанов Н., Таджикский народный театр..., М., 1956. Я. Я.
БАБАНОВА, Мария Ивановна [р. 29.Х(И.Х1).1900, Москва] - русская
советская актриса. Нар. арт. СССР (1954). В 1920 окончила студию при
Театре ХПСРО (Художественно-просветительный союз рабочих организаций)
под рук. Ф. Ф. Комиссар-жевского в Москве. Сценич. деятельность начала в
1920 в Т-ре РСФСР 1-м, к-рый позднее был переименован в Т-р им.
Мейерхольда; работала в этом т-ре до 1927. 1-я крупная роль Б.- Стелла
("Великодушный рогоносец" Кромме-линка, 1922). Среди наиболее значит,
работ этого периода- китайчонок-бой ("Рычи, Китай!" Третьякова, 1926),
Марья Антоновна ("Ревизор", 1926). Одновременно (с 1922) Б. участвовала
в спектаклях Моск. т-ра Революции. Исполнила здесь одну из своих лучших
ранних ролей - Полину ("Доходное место", 1923}, создав образ, отмеченный
простодушием, искренностью, детской непосредственностью. С 1927-в труппе
моек. Т-ра Революции (ныне-моек. Т-р им. Вл. Маяковского). В 1928 на
сцене этого т-ра Б. сыграла Гогу ("Человек с портфелем" Файко), глубоко
раскрыв сложные переживания своего маленького героя. Тема утверждения
человеческого достоинства, любви к человеку, веры в него становится
основной в творчестве актрисы. Острым чувством современности было
проникнуто исполнение Б. ролей молодой работницы-ударницы Анки,
колхозницы Маши ("Поэма о топоре", 1931, "После бала", 1934, Погодина).
В 1935 Б. сыграла Джульетту; в её исполнении шекспировская героиня
казалась девочкой, наивной, чистой и восторженной. В роли Дианы ("Собака
на сене" Лопе де Вега, 1937) проявились присущие Б. комедийная лёгкость,
ритмичность жеста и движений, музыкальность речи. В 1939 Б. создала
лирич. образ молодой советской женщины - Тани (о. П.Арбузова), правдиво
показав процесс .формирования характера нового человека. Эта работа
актрисы наиболее ярко выражает особенности её творч. индивидуальности -
глубокую и тонкую передачу чувств, лиризм, эмоциональность, чёткую
выразительность формы, точность и строгость стиля игры. В ролях классич.
рус. драматургии - Лариса ("Бесприданница", 1940), Софья ("Зыковы",
1951), Раневская ("Вишнёвый сад", 1956) - Б. смело ищет новую трактовку,
приближающую эти образы к современности, открывающую в них новые черты и
мысли. Б.- замечательный мастер сценич. миниатюры: Колоколь-чикова ("Мой
друг" Погодина, 1932), Мари ("Сыновья трёх рек" Гусева, 1944), бой
("Рычи, Китай!"). К числу значительных работ Б. принадлежат также:
Офелия; актриса Бережкова (водевиль "Кресло ј 16" Угрюмова), Кей
("Украденная жизнь" Каору Мори-мото, 1959). Б.-лауреат Ст. пр. (1941).
Лит.: Грачевский Ю., Мария Ивановна Бабанова, М., 1952; Новицкий П.,
Образы актёров, [М.], 1941, с. 261-302; Головашенко Ю., Её видеть
радость, "Театральная жизнь", 1959, .No 19, с. 14-15.
БАБЕЛЬ, Исаак Эммануилович (1(13).VII.1894- 17.III.1941]-русский
советский писатель. Лит. деятельность начал в 1916. Б. принадлежат пьесы
"Закат" (1928, МХАТ 2-й; Беня Крик - Берсенев, Мендель Крик - Чебан,
Двойра - Бирман), раскрывающая кризис мелкобурж. одесской семьи в
предреволюц. годы, и "Мария" (1935). Пьесы Б. отличаются сочностью
языка, пристальным вниманием к быту, нередко граничащим с натурализмом.
Соч.: Избранное, М., 1957 (с предисл. И. Эренбурга). Я. Р. БАБЕНКО,
Георгий Гаврилович (р. 19.11.1909)- украинский советский актёр. Нар.
арт. УССР (1954). Член КПСС с 1946. Род. в Одессе в семье рабочего. До
1928 работал на различных предприятиях, выступал в спектаклях художеств.
самодеятельности. В 1928 был принят актёром-стажёром в одесский
"Робсельте-атр" (филиал Укргосдрамы), там же занимался в студии. С 1929
- актёр т-ра Укргос-драма (ныне - Одесский т-р им. Октябрьской
революции); с 1954 - Т-ра им. И. Франко (Киев). Б.- актёр широкого
творч. диапазона. Созданные им образы отличаются сочностью,
разнообразием красок, мастерством сценич. детали.
Роли: Карась ("Запорожец за Дунаем"), Лизогуб, Чеснок ("Богдан
Хмельницкий", "В степях Украины" Корнейчука), Савва ("Земля"
Кобылянской), Самозванец ("Борис Годунов"), Земляника ("Ревизор"),
Сафонов ("Русские люди"), Соловейчик ("200 ООО" Шолом Алейхема) и др.
Снимается в кино. Р. Б. БАБИЛЕ (Babilee), Жан (наст. фам.- Гутман;
Guttmann) (р. 2. II. 1923) - французский артист балета и балетмейстер. В
1941 окончил школу при т-ре "Гранд-Опера", по окончании к-рой был принят
в кордебалет этого т-ра. В 1944-50 работал в труппе "Балет Елисейских
полей" (Париж), где выдвинулся в число ведущих танцовщиков.
В 1951-52 работал в амер. труппе "Балле тиэтр". В 1953 вернулся в
"Гранд-Опера". Б. выступает как в классич. репертуаре (Голубая птица -
"Спящая красавица"), так и в полухарактерных партиях (Джокер - "Игра в
карты" Стравинского). Среди постановок Б.: "Любовь и её любовь" на муз.
Франка (1948, "Балле тиэтр"), "Тиль Уленшпигель" на муз. Р. Штрауса
(1949, там же) и др. Гастролирует в разных балетных труппах, снимается в
кино.
Лит.: Brahms С., Jean Babilee, в кн.: S w i n s о n С., Dancers and
critics, L., 1950, с. 22-26. Наш. Р.
БАБИЧ (ВаЫс), Любо (р. 14.VI.1890) - югослав*-ский (хорватский)
театральный художник, искусствовед. В 1908-10 учился в Загребе," в
1910-13-в Мюнхенской академии. Действительный член Югославской Академии
наук и иск-ва. С 1918 работает как художник в Загребском т-ре и в т-рах
мн. зарубежных стран. Участвовал в создании спектаклей: "Ричард III",
"Двенадцатая ночь", "Гамлет", "Скупой", "Тартюф"; "Британию) Расина;
"Рабыня" Луцича, "Тирена" Држича, "Дубравка" Гундулича, "Авантюрист у
дверей" Беговича; "Голгофа", "Господа Глем-баевы", "Леда" Крлежи. Б.
принадлежит оформление опер "Волшебная флейта" Моцарта, "Фиделио"
Бетховена; "Летучий голландец", "Кольцо Нибелун-га" Вагнера; "Пеллеас и
Мелисанда" Дебюсси, балета "Имбрек с носом" Барановича и др. Работает
также в области станковой живописи.
БАБИЧЕВА, Ксения Львовна [р. 6(19).XI.1907] - русская советская