<< Пред. стр. 544 (из 913) След. >>
в.), сюжет к-рой основан на столкновении царя-тирана и вероотступника сего сыном, не желающим поклоняться "кумирическим богам". Исследователи
находят в "Царе Максимилиане" отражение историч. столкновения Петра I с
его сыном Алексеем. Идейное толкование этого конфликта осложнено
входящими в драму разнородными наслоениями (традиция фольклорной
трактовки образа царя сочетается со старообрядческими влияниями, с одной
стороны, и патрио-тич., часто антимонархич. тенденциями - с другой). В
период Отечеств, войны 1812 создана патриотич. Н. д. "Как француз Москву
брал". Н. д. бытовали в Петербурге и его округе, в центральных губерниях
России, откуда они проникли на Урал, Дон, в Сибирь, а также на Украину и
в Белоруссию. В представлениях Н. д. сцена, кулисы, декорации
отсутствовали.
Для Н. д. характерно сочетание элементов трагедии и фарса. Комизм
диалога строится на игре слов, подчёркивающей сатирич. направленность
действия. Н. д. оказала влияние на развитие проф. драматургии. В 17-18
вв. нар. интермедии входили в спектакли школьной драмы. Значит, влияние
традиции нар. комедий и фарсов оказали на сатирич. драматургию 2-й пол.
18 в. (комедии А. П. Сумарокова и др.). С развитием профессионального
т-ра Н. д. постепенно исчезает.
Лит.: Ончуков Н. Е., Северные народные драмы. Сборник, СПБ, 1911;
Народная драма "Царь Максимильян". Тексты, собр. Н.Н. Виноградовым, с
предисл. А.И. Соболевского, СПБ, 1914 (Сборник отделения русского языка
и словесности Акад. наук, т.90,.ј7);АкимоваТ.М., Народная драма в новых
записях, "Учёные записки Саратовского ун-та", 1948, т. 20, вып.
филологический. В. В.-Г.
"НАРОДНАЯ ОПЕРА" (Вена) - см. Фольксопер. "НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО"
-русский советский ежемесячный иллюстрированный журнал. Ранее назывался
"Колхозный т-р". Под назв. "Н. т." выходил в Москве с янв. 1937 по апр.
1939 включительно; орган Всесоюзного комитета по делам иск-в и ВЦСПС.
Вышло 28 номеров. Журнал был рассчитан на участников художеств.
самодеятельности. Здесь печатались образцы нар. творчества, статьи по
истории, теории и методике отдельных жанров нар. творчества, материалы в
помощь художеств. самодеятельности, обзорные статьи о состоянии и
перспективах отд. отраслей нар. творчества и художеств.
самодеятельности, хроника, критика, библиография. В качестве приложений
к журналу печатались (отдельными выпусками) пьесы сов. авторов и
классич. драматургия, сб. по репертуару малых форм, по музыке и
хореографии,учебно-методич. пособия и т. п. А. Шн.
НАРОДНОЙ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ (ТАНЦА АНСАМБЛИ (в СССР)- вид конце
ртно-эстрадных художеств. коллективов (см. Ансамбли песни и пляски).
Отличительной особенностью этих ансамблей является стремление сохранить
нар. манеру исполнения. В репертуар ансамблей, помимо нар. песен и
плясок, входят произв. сов. и прогрессивных зарубежных композиторов и
поэтов. Этот вид эстрадного иск-ва имеет в СССР широкое распространение.
Художеств. форма Н. п. и п. (т.) а. используется многими муз.-хор.
коллективами - Гос. рус. нар. хором им. Пятницкого, Сибирским нар.
хором, Воронежским рус. нар. хором, Тадж. ансамблем рубобисток и др.
муз. ансамблями, нар. оркестрами и хорами. В СССР существуют подобные
ансамбли в каждой республике, области, крае. Крупнейшие из них: в
РСФСР-Гос. ансамбль песни и пляски Тат. АССР, г. Казань (организован в
1937, худ. рук. Ж. К. Айдаров); Мар. гос. ансамбль песни и танца, г.
Йошкар-Ола (организован в 1939, худ. рук. засл. арт. ЯАССР Г. Ф.
Таныгин); Ч у в. гос. ансамбль песни и танца, г. Чебоксары (организован
в 1924, худ. рук. засл. деятель иск-в Чув. АССР Г. С. Лебедев); Морд.
гос. ансамбль песни и танца, г. Саранск (организован в 1939, худ. рук.
Т. И. Одинокова); Удм. гос. ансамбль песни и танца, г. Ижевск
(организован в 1936, худ. рук. А. В. Мамонтов); Даг. ансамбль песни и
танца, г. Махач-Кала (организован в 1935, худ. рук. А. Г. Джарджуманов);
Сев.-Осет. ансамбль песни и танца, г. Орджоникидзе (организован в 1938,
худ. рук. засл. деят. иск-в РСФСР и Сев.-Осет. ССР З.Гур-жибеков);
Чечено-Ингуш. ансамбль песни и танца, г. Грозный (организован в 1939,
худ. рук. засл. арт. Чечено-Ингуш. АССР А. М. Халебский); Кабард.-Балк.
ансамбль песни и танца, г. Нальчик (организован в 1934, худ. рук. засл.
арт. РСФСР В. П. Попов); Карел, гос. ансамбль "Кантеле", г. Петрозаводск
(организован в 1936, худ. рук. засл. деят. иск-в Карел. АССР С. М.
Карп); Ансамбль песни и танца Коми АССР, г. Сыктывкар (организован в
1944, худ. рук. засл. арт. Коми АССР Б. А. Молдавский); Гос. калмыкский
ансамбль песни и танца, г. Элиста (организован в 1957, худ. рук. засл.
арт. РСФСР В. Н. Буримо в); Бурят, ансамбль песни и танца, г. Улан-Удэ
(организован в 1932, рук. Е.Е. Павлов); в Арм. ССР- Гос. засл. ансамбль
нар. песни и танца Арм. ССР, г. Ереван (организован в 1938, худ. рук.
нар. арт. Арм. ССР Т. Т. Алтунян; в Груз. ССР - Гос. засл. ансамбль нар.
песни и танца Грузии, г. Тбилиси (организован в 1885, худ. рук. засл.
деят. иск-в Груз. ССР А. Г. Кавсадзе); в Азерб. ССР - Засл. коллектив
Азерб. ССР гос. ансамбль песни и танца, г. Баку (организован в 1938,
худ. рук. засл. деят. иск-в Азерб. ССР Д. Ш. оглы Джангиров); в Лит. ССР
--Гос. засл. ансамбль песни и танца Лит. ССР, г. Вильнюс (организован в
1940, худ. рук. засл. арт. Лит. ССР В. И. Бартусевичус); в Каз. ССР -
Гос. ансамбль песни и танца Каз. ССР, г. Алма-Ата (организован в 1955,
худ. рук. нар. арт. Каз. ССР и засл. арт. УССР Л. Д. Чернышева); в Узб.
ССР-Гос. узб. ансамбль песни и танца, г. Ташкент (организован в 1939,
худ. рук. нар. певец К. Атабаев).
Плодотворно и разнообразно развивается этот эстрадный жанр и в ряде
зарубежных стран ("Мазовше" и "Шленск"- Польша, "Слую - Чехословакия,
"Коло"- Югославия и др.). И. Ж.
НАРОДНЫЕ ДОМА - просветительные учреждения клубного типа в
дореволюционной России. Н. д. обычно объединяли библиотеку-читальню,
чайную и зал для спектаклей, лекций и т. п. При крупных Н. д. работали
драм. и оперные коллективы. В этих коллективах играли профессиональные
актёры, привлекались любители. Первые Н. д. появились во 2-й пол. 80-х
гг. 19 в.; они создавались владельцами крупных предприятий при поддержке
царского пр-ва с целью отвлечения рабочих от политич. борьбы (Н. д. при
фабриках Морозовых в Твери и др.). С конца 90-х гг. в ряде городов и
крупных сёл стали возникать Н. д., открывавшиеся т. н. Об-вом
попечительства о нар. трезвости. Среди наиболее значит. Н. д. в Москве -
Введенский, Грузинский, Сергиевский; в Петербурге - Выборгский.
Культурно-просветит, деятельность Н. д. всячески ограничивалась
самодержавием. Выбор пьес для т-ров и книг для библиотек был подчинен
тройной цензуре. В библиотеки не допускались сочинения Н. А.
Добролюбова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. И. Успенского и мн. др.
В противовес политике пр-ва демократич. круги пытались создавать Н.
д. прогрессивного направления. Таков был Н. д., открытый в Н. Новгороде
по инициативе А. М. Горького (1903-04). Передовые театр. деятели
стремились пропагандировать в Н. д. классич. репертуар, привлекать к
участию в спектаклях первоклассных актёров. В период революции 1905-07
большое значение имела деятельность Алексеевского Н. д. в Москве, Н. д.
Зубалова в Тифлисе и др. Большевистская "Правда" положительно писала о
работе Петербургского т-ра Лиговско-го Н. д. В 1905-07 партия
большевиков широко использовала Н. д. для митингов, а позднее - для
создания подпольных кружков. После Октябрьской революции вместо Н. д.
возникли Дома и дворцы культуры, рабочие и сельские клубы.
НАРОДНЫЕ ТЕАТРЫ Болгарии- государственные, драматические, музыкальные
и кукольные театры столицы и периферии. После установления
нар.-демократич. строя назв. Н. т. получили все т-ры, принятые на гос.
бюджет. В 1963 Н. т. имелись в Софии (11 т-ров), окружных центрах и отд.
городах. Среди крупнейших драм. Н. т. - Болгарский народный театр имени
Ивана Вазова в Софии, Пловдивский нар. театр (осн. 1903), Русеиский нар.
театр им. Савы Огнянова (осн. 1907), Варненский нар. театр им. Стояна
Бычварова (осн. 1921), Софийский нар. театр молодёжи (осн. 1946),
Толбухинский нар. театр (осн. 1928) и др.; музыкальных - "Варненска
народна опера", Софийская народная опера, Пловдив-ская народная опера
(осн. 1953) и др.
НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР - см. Почётные звания.
НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ - см. Танец.
НАРОДНЫЙ ТЕАТР - 1) Театр, созданный непосредственно самим народом,
бытующий в широких массах в формах, органически связанных с устным
народным творчеством. В процессе историч. развития художеств. культуры
народа первоосновой, дающей начало всей последующей истории проф. театр.
иск-ва, является нар. театр. творчество. Элементы драм. действия,
содержащегося в трудовых песнях (ранний фольклорный жанр), в древнейших
играх и обрядах, постепенно обосабливались, развивались и послужили
основой разл. видов Н. т. Из обрядовых земледельч. празднеств, широко
распространенных в Др. Греции (сел. празднества в честь бога Диониса),
возникли антич. трагедия и комедия. Создателями многообразных форм Н. т.
были сами нар. массы, из к-рых со временем выдвинулись особые
специалисты театр. дела: в Др. Греции - мимы, в России - скоморохи, в
Зап. Европе - жонглёры, шпильманы и др. Выступления актёров чаще всего
носили передвижной ("бродячий") характер; в одиночку или небольшими
группами они переходили от селения к селению, каждый из исполнителей
обычно выступал в нескольких ролях, изменяя свой облик при помощи масок
или прибегая к простейшему гриму. Представления разыгрывались на
открытом воздухе (в редких случаях использовалось закрытое помещение -
сарай, харчевня, рига и др.). Выступления на открытой сценич. площадке,
среди шумной толпы, обусловили стилевые особенности Техники актёрского
исполнения: преувеличенные жесты, особая манера голосоведения и др. Во
время действия исполнители устанавливали непосредственный контакт со
зрителем, реплики часто адресовались прямо к зрителям, к-рые отвечали
острой шуткой. Актёры Н. т. в большинстве своём были неграмотны и
заучивали роли "с голоса", ют более опытных исполнителей (лит. запись
отсутствовала). Выступления строились на основе сценариев, к-рые давали
широкие возможности для импровизации. Актёры Н. т. часто прибегали к
пантомиме, к-рая иногда комментировалась чтецом. Мастерство актёров
сочетало гимнастику, пение, танец, музыку, цирк. искусство (фокусы,
дрессировка), искусство кукольного т-ра.
С течением времени их иск-во все более и более специализировалось:
вначале отделились цирковые артисты, затем кукольники и др.
Традиционность исполнения определила впоследствии возникновение
особого вида театр. представлений, получивших устойчивую форму. Эти
представления во многих странах носят назв. "традиционного т-ра". В
странах народов Азии с древнейших времён существовали и были широко
распространены нар. танце вально-пантомимич. муз. представления. На их
основе сформировался традиц. т-р народов Азии (индонез.-топенг и ваянг,
цейлонский-колам, инд.- катакхали и др.).
Творчество нар. актёров было тесно связано с интересами трудовых
эксплуатируемых масс. Оно выражало протест народа против власти феодалов
и церкви, носило жизнеутверждающий антиаскетич. характер, за что актёры
подвергались преследованиям со стороны властей. В то же время Н. т.
испытывал воздействие господствующей идеологии.. Феодалы привлекали нар.
актёров к своим дворам, использовали их представления для утверждения
своей политики. Значительное влияние оказывала на Н. т. религия:
ханты-мансийские нар. представления "медвежьего праздника", развившиеся
из обрядов почитания животного, индонез.- топенг баронган, инд.-джатра и
др. Но нар. актёры часто вносили светские реалистич. элементы в
представления религ. драм - ср.-век. мистерия. Критич. отношение народа
к представителям феод. знати и гор. буржуазии отчётливо проявилось в
фарсе. Традиции фарса и карнавала подготовили появление комедии делъ
арте (16 в.).
Социальные идеи, критич. мотивы проникали и в представления Н. т.
кукол, называвшегося по имени героя представления (Петрушка - в России,
Панч-в Англии, Пучинелла - в Италии, Каш-перек - в Чехословакии и др.).
Традиции Н. т. получили дальнейшую разработку в творчестве крупнейших
драматургов, в иск-ве выдающихся актёров - выразителей демократич.
тенденций в т-ре.
2) Н. т.-т-р, деятельность к-рого адресована широкому зрителю.
Проблеме развития такого т-ра большое внимание уделяли мн. передовые
деятели рус. т-ра - М. Горький и др., на зап.- Р. Роллан, Ф. Жемье Ж.
Вилар и др. (см. Театр).
Лит.: ФаминцынА. С., Скоморохи на Руси. Исследование...,СПБ, 1889; К
истории народного театра, "Этнографическое обозрение", М., 1897-98, кн.
35-38; Ц e х н о-в и ц e p О. В., E p ё м и н И., Театр Петрушки, М.-Л.,
1927; Герод, Мимиамбы, пер. с древнегреч., М., [1938];
История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мо-кульского,
т. 1,М.,1956; Авдеев А. Д., Происхождение театра. Л., 1959; Всеволодски
й-Г ернгросс В. Н., Русский театр от истоков до середины 18 в., М.,
1957; его же. Русская устная народная драма, М., 1959;
Janin J., Debureau. histoire du theatre a quatre sous,P.,1832.
НАРОДНЫЙ ТЕАТР в С С С P - высшая форма развития театральной
самодеятельности (см. Самодеятельность театральная). Звание "Н.т."
присваивается лучшим, постоянно действующим драм. коллективам художеств.
самодеятельности, имеющим сложившуюся труппу, полноценный в идейном и
художеств. отношении репертуар, обладающим необходимыми условиями для
подготовки спектаклей и выступлений (наличие помещения и др.). Возникнув
на обществ. началах как проявление творч. инициативы трудящихся, Н. т.
призваны сыграть большую роль в деле коммунистич. воспитания народа.
Программа КПСС, принятая XXII съездом партии, определила место и
значение самодеят. т-ра: "Развитие и обогащение художественной
сокровищницы общества достигается на основе сочетания массовой
художественной самодеятельности и профессионального искусства" (1961, с.
130).
Преобразование театр. коллективов, сельских и районных домов и
дворцов культуры в Н.т. происходит на основании приказа министра
культуры республики (порядок работы Н. т. в РСФСР регламентирован
"Положением о любительском драматическом театре", утверждённым
Министерством культуры РСФСР от 19 мая 1959), преобразование коллективов
профсоюзных клубов - постановлениями республиканских (краевых,
областных) Советов профсоюзов ("Положение о народных самодеятельных
театрах профсоюзов", утверждено Секретариатом ВЦСПС от 9 янв. 1961),
т-ров Армии и Флота - приказами Политуправления.
Первые Н. т. возникли в 1959 в сёлах Бутурли-новка и Никольском
(Воронежская обл.), Нариманове и Красном Яре (Астраханская обл.),
Бессонове (Пензенская обл.). В Москве в 1960 звание Н. т. получили г-ры
завода им. Лихачёва (ЗИЛ), Метростроя, милиции; в Ленинграде - т-р
Выборгской стороны. К 1964 в Сов. Союзе насчитывалось 760 Н. т.
Н. т. ставят лучшие произв. сов. и классич. драматургии. Особое
значение имеет деятельность Н. т. в небольших городах, не имеющих проф.
т-ра. Помимо драм. т-ров, значит, распространение получили также Н. т.
др. жанров: оперные (Н. т. Новочеркасского политехнич. ин-та. Ростовская
обл.; Химич. комбината в г. Грозном, Верхисетского з-да, Свердловская
обл.), балетные (Н. т. Новокузнецкого металлургич. комбината, з-да "Серп
и молот" в Москве), оперно-балетные (Н. т. Дома культуры им. Кирова в
Ленинграде, Рыбокомбината в Астрахани), муз.-драматические (Н. т. Дома
культуры им. Кирова в Мурманске, посёлка Цимлянского Ростовской обл.,
Клайпед-ский Н. т. Литов. ССР), муз. комедии (Н. т. Дома культуры им.
10-го года Татарии в Казани, Дома культуры строителей в Рязани), Юного
зрителя (Н. т. Дома культуры металлургов в Свердловске, Дома культуры в
Перми, Дома работников просвещения в Ростове-на-Дону). Работают
национальные Н. т. (башкирский - в селе Янауль, дагестанский - в селе
Хив, бурятский-в г. Усть-Ордынске и др.). Нек-рые Н. т. имеют 2
труппы-русскую и национальную. Н. т. возглавляют гл. режиссёр, художник;
в оперных Н. т.-также и дирижёр, хормейстер, концертмейстер, в балетных
- балетмейстер, к-рые являются штатными работниками. Актёры и др.
участники спектаклей выполняют свои обязанности в обществ, порядке.
В большинстве Н. т. систематически ведётся учебная работа по
мастерству актёра, сценич. речи, гриму, сценич. движению и др. При
нек-рых Н. т. (напр.. при Н. т. ЗИЛ) созданы спец. студии. Мн.
режиссёры- руководители Н. т.- удостоены звания засл. деят. иск-в: И. В.
Стрепихеев (Н. т. г. Ступино, Моск. обл.), Б. Аглинцев (Н. т.
Краснооктябрьского Дома культуры в г. Волгограде), Н. Никольский (Н. т.
Дома культуры автозавода в г. Горьком). Постоянную помощь Н. т.
оказывают проф. т-ры, Всероссийское театр. об-во. Периодически
проводятся смотры Н. т. В первом смотре сельских Н. т. (1961-62) приняло
участие 119 т-ров.
Лит.: Народные театры. Сб. статей, М., 1962; О народных театрах. Сб.
статей, Л.-М.,1960; Народные театры на Львов-щине. Сб. статей, Львов,
1960; Рожденные жизнью. Народные театры, [Воронежской, Пензенской,
Астраханской и Ивановской обл.]. М., 1959; Я щ и нин Б. М., Колхозный
театр. М., 1960. BUK. M.
НАРОДНЫЙ ТЕАТР (Folketeatret) - один из старейших датских частных
т-ров. Осн. в 1857 в Копенгагене антрепренёром X. В. Ланге. В 60- 70-е
гг. репертуар Н. т. состоял из водевилей Хо-струпа, Скриба, мелодрам
Сарду, оперетт Оффенбаха, низкопробных фарсов и т. н. "народных" комедий
из крестьянского быта, рассчитанных на непритязательные вкусы мелкобурж.
публики. К концу 19- нач. 20 вв. творч. программа Н. т. изменилась. В
это время руководство т-ра привлекло в качестве режиссёра Г. Банга,
актрис Б. Ипсен, В. Нансен, С. Нейендам, актёров Ф. Хедта, П.
Фьельструпа, П. Рёймертаидр. В связи с ликвидацией репертуарной
монополии Королевского т-ра Н. т. получил возможность ставить комедии
Мольера, Хольберга, Овер-скоу и др. классиков мировой и нац.
драматургии. Ставились также драмы Ибсена, Бьёрнсона (Н. т. впервые в
мире осуществил постановку 2-й ч. "Свыше наших сил"), Г. Хейберга, Я.
Бергстрёма, Г. Вида. В 30-е гг.20 в., с приходом к руководству Т.
Лар-сена, сумевшего создать сильную труппу, в репертуар т-ра вошли пьесы
К. Мунка, С. Клаусена, Э. К. Соя, Ж. Жироду, затрагивающие важные
обществ, проблемы. Н. т. не является репертуарным (один и тот же
спектакль идёт ежевечерне, пока не сменяется другим), наряду со значит,
произв. клас-сич. и совр. драматургии ставятся пошлые комедии
второстепенных авторов. В труппе т-ра (1962): актрисы X. Виркнер, Б.
Федерспиль, У. Локк, М. Йоргенсен, актёры X. Кьерульф-Шмидт, Ф.
Хель-мут, О. Спроге, О. Висборг и др.
Лит.: Neiiendam R., Folketeatrets historie, Kbh., 1945; Engberg H.,
Dansk teater i halvtredserne, Kbh.. П959]. Вл. M.
НАРОДНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ ИВАНА ВАЗОВАновое название (с 1962) Народного
театра им. К. Са-рафова в Софии. См. Болгарский народный театр им.
Крыстю Сарафова.
НАРбДНЫИ ТЕАТР НА ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ВЙСТАВКЕ - русский театр.
существовавший в Москве в 1872. Возник по инициативе группы обществ,
деятелей, возглавлявших "Комиссию отдела попечения о рабочих" при
учредительном комитете Всерос. Политехнич. выставки 1872 на средства,
собранные путём обществ, пожертвований. В деятельности Н. т. сказалось
влияние прогрессивных идей 60-х гг. Значит, воздействие на Н. т. оказали
принципы, выдвинутые А. Н. Островским, боровшимся за создание
общедоступного т-ра. В труппу были привлечены крупнейшие актёры
провинции (Н. X. Рыбаков, К. Ф. Берг и др.), талантливые молодые актёры
(В. А. Макшеев, М. И. Писарев и др.). Руководителем т-ра был видный
актёр и режиссёр А. Ф. Федотов. Т-р открылся 4 июня 1872 спектаклем
"Ревизор". Основу репертуара составляли произв. рус. классич.
драматургии - пьесы Фонвизина ("Недоросль"), Пушкина ("Русалка"),
Островского ("Бедность не порок", "Тяжёлые дни" и др.). Гоголя. На сцене
Н. т. впервые в Москве ставились в не искажённом цензурой виде "Ревизор"
и "Свои люди - сочтёмся". В Н. т. были пост. и муз. спектакли - "Жизнь