<< Пред.           стр. 556 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

  НЕФ‚Д, Владимир Иванович (р. 27.1. 1916) - белорус. сов. театровед и
 драматург. Доктор искусствоведения (1963). Чл. Коммунистич. партии с
 1945. В 1940 окончил Ин-т истории, философии и лит-ры в Москве. Лит.
 деятельность начал в 1940. Автор ряда трудов по истории белорус. т-ра
 (от истоков до нашего времени). С 1947 ведёт педагогич. работу в
 Белорус. театрально-худ ожеств. ин-те (Минск). С 1964- профессор. С 1957
 возглавляет сектор т-ра и кино Ин-та искусствоведения, этнографии и
 фольклора АН БССР.
  Соч.: Народны артыст БССР У. Уладам?рск?, М?нск, 1954; Народны артыст
 СССР П. С. Малчанау, М?нск, 1958; Тэатр у вогненныя гады, М?нск, 1959;
 Беларуск? тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959; Сучасны беларуск? тэатр,
 М?нск, 1961; Становление белорусского советского театра, Минск, 1964;
 Одноактные пьесы, Минск, 1955. С. Пет.
  НИБАММЕ - см. Сэвамоно.
  "НИБАТКИНГ" [бирм., доел.- представление малой джатаки (легенды о
 воплощениях Будды)] - бирм. мистерия. Возникла в 15 в., исполнялась во
 время торжеств, религ. обрядов, жертвоприношений, празднеств. Содержание
 "Н." - театрализованные отрывки из древних буддийских джатак (фантастич.
 повествований о перевоплощениях Будды). Сказочные эпизоды чередовались с
 проповедями и религиозными наставлениями. Гл. герой (Будда в одном из
 своих воплощений) произносил монолог, который сменялся ритуальными
 танцами, пантомимой. Представления "Н." устраивались бродячими труппами
 проф. актёров, а также местными любителями. В процессе развития "Н."
 приобретает характер нар. зрелища, в него вводятся комич. сценки,
 буффонада, пение. Представления "Н." отличались отсутствием декораций,
 простотой и доходчивостью языка. Нередко в текстах (к-рые сохранялись в
 устной передаче) встречались намёки на злободневные темы, события
 современности. В представлениях "Н.", кроме актёров и оркестра,
 принимали участие иногда и сами зрители. В несколько изменённой форме
 "Н." сохранились в совр. нар. т-ре Бирмы.
  Лит.: Maung Htin A u n g, Burmese drama Oxf., 1937; L., [1956]. Ю. 0
  Н??В‚ЛЬ ДЕ ЛА ШОССЕ-см. Лашоссе П. К.
  НИВЙНСКИЙ, Игнатий Игнатьевич (31.XII. 1880 - 27.X.1933) - рус. сов.
 театр. художник, график, офортист. Профессор (1921). Окончил б.
 Строгановское уч-ще. В конце 1920 E. Б. Вахтангов привлёк Н., уже
 известного графика, в т-р для работы над спектаклем "Эрик XIV"
 Стриндбер-га (1-я студия МХТ, 1921), найдя в нём союзника в борьбе за
 образную условность, за яркую театр. форму, выражающую активное совр.
 отношение художника к содержанию спектакля. Трагедийность декораций
 "Эрика XIV" сменилась в "Принцессе Турандот" (1922, 3-я Студия МХТ)
 жизнерадостностью, яркостью, изяществом. Лежащая в основе режиссёрского
 решения Вахтангова импро-визацпонность стала принципом декораций Н.
 Единая условная конструкция, размещённая на сильно поднятой в глубь
 сцены площадке, на глазах у зрителей превращалась слугами просцениума с
 помощью занавесей, драпировок и деталей оформления в определённое место
 действия. Аналогично решались костюмы п гримы. Увлечение Н. в этот
 период кубофутуриз-мом, сказавшееся в известной степени на декорациях к
 "Принцессе Турандот", было преодолено художником в последующих
 спектаклях: "Дама-невидимка" Кальдерона (1924, МХАТ 2-й), "Театр Клары
 Гасуль" Мериме (3-я Студия МХТ, 1924). Реалистические тенденции иск-ва
 Н. нашли развитие в спектаклях "Ма-рион Делорм" Гюго (1926, Т-р им.
 Вахтангова), "Бархат и лохмотья" Штуккена и Луначарского (1927, Малый
 т-р) и особенно в "Петре I" A. H. Толстого (1930, МХАТ 2-й). Умение Н.
 найти в декорациях органич. синтез жизненного и театрального проявилось
 и в его декорациях к спектаклям на совр. тему: "Цианистый калий" Вольфа
 (1930, Моск. драм. т-р б. Корша), "Суд" Киршона (1933, МХАТ 2-й).
  В 1933 К.С. Станиславский пригласил Н. для оформления "Севпльского
 цирюльника" в своём Оперном т-ре. Пересматривая традиционные решения
 оперного спектакля, Н. создал графически чёткие, напоминающие старинные
 гравюры, сдержанные по цвету декорации.
  Соч.: Вопреки канонам натурализма, "Театр и драматургия'), 1933, Л1
 4.
  Лит.: "Принцесса Турандот" в постановке Третьей студни МХТ им. Евг.
 Вахтангова, [M.J, 1923. с.19-22; Горчаков Н. М., Режиссерские уроки
 Вахтангова. М., 1957, с. 96, 100-111, 152-156, 168. В. Бер.
  НИГМАТОВА, Наказат (р. 21.III. 1922) - узб. сов. актриса. Нар. арт.
 Узб. ССР (1949). Чл. Комму-нистич. партии с 1946. Сценич. деятельность
 начала в 1935 в ташкентском ТЮЗе. С 1941 - актриса Бухарского т-ра, где
 проявила и вокальное дарование. Исполняет драм. и лприч. роли, обладает
 выразительным и гибким голосом красивого тембра.
  Роли: Джамнля ("Бай и батрак" Хамзы, 1944), Катерина ("Гроза", 1953),
 Фаньи ("Тайфун" Цао-юя, 1957), Гульсара (о. п. Яшена и Мухамедова, муз.
 Джалилова, 1948), Офтоб-хон (о. п. Яшена, муз. Тохтасынова и Мушеля,
 1954), Зул-хумор ("Равшан и Зулхумор" Яшена, муз. Джалилова, 1959),
 Диларам (о. п. Яшена и Мухамедова, муз. Ашрафи, 1962) и др. В. Д.
  НЙГРИНОВА, Вела (30.XI.1862-19.XII.1908) - югославская (словенская)
 актриса. Творческую деятельность начала в 1878 в Любляне, с 1882 - в
 Нац. т-ре в Белграде, где работала до конца жизни. Н.-одна из крупнейших
 югославских трагедийных актрис.
  Роли: Дебора (о. п. Мозенталя), Эсмеральда ("Собор Парижской
 богоматери" по Гюго), Эболи ("Дон Карлос"), Десна ("Неманя" Цветич),
 Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Магда ("Родина"
 Зудермана), Анна Каренина (о. п. по Толстому) и др. ][f Ник
  НИДЕРЛАНДСКАЯ АКАДЕМИЯ - театральная академия в Амстердаме в 17 в.
 См. Костер С. НИДЕРЛАНДСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ - см. Голландский театр
 и драматургия.
  "НИДЖАТ" ("С п а с е н и е") - азерб. культурно-просветительное
 об-во. Создано в Баку в 1906. Об-во ставило своей целью распространение
 просвещения среди азерб. населения, содействие развитию азерб. яз.,
 лит-ры, театр. иск-ва, оказание материальной помощи нуждающимся из числа
 интеллигенции и учащихся высших и средних учебных заведений. Оно
 организовало в Баку библиотеки-читальни, вечерние курсы по повышению
 грамотности, устраивало с благотворительной целью вечера-концерты,
 лотереи, лекции и доклады. При театр. секции об-ва (1907) создана труппа
 из любителей и проф. актёров, ставившая драм. и муз .-спектакли. Наряду
 с крупными мастерами нац. сцены Г. Араблинским, Д. Зейналовым, Г. К.
 Сараб-ским, М. А. Алиевым в труппе активно участвовали М. Гаджинский, М.
 М. Мамедов, М. М. Кязимов-ский и др. Секция ставила гл. обр. пьесы А.
 Ахвер-дова, Н. Везирова, У. Гаджибекова и др. В работе "Н." принимали
 участие большевики (напр., М. Азиз-беков), к-рые использовали его для
 пропаганды ре-волюц. идей. Но наряду с представителями демократич.
 интеллигенции в "Н." входила также либеральная и националистически
 настроенная буржуазия. В 1910 Д. Зейналов ушёл из"Н."и возглавил театр.
 группу организованного в том же году просветительного об-ва "Сафа"
 ("Чистота"). Позже порвали с "Н." У. Гаджи-беков, М. Магомаев, Г. К.
 Сарабский и Г. Араблпн-скпй. Постепенно об-во утратило свою
 прогрессивную направленность, распалось в 1917.
  Лит.: Кубад Касимов, Узеир Гаджибеков, Баку, 1945; История
 Азербайджана, т. 2, Баку, 1960; Д ж а-ф а р о в Д ж., Азербайджанский
 драматический театр..., Баку, 1962. Я. Кае.
  НИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕАТР - см. Горьковский театр.
  НИЖЙНСКАЯ, Бронислава Фоминична (р. 8.1. 1891) - рус. артистка
 балета, балетмейстер. В 1908 окончила Петерб. театр. уч-ще (класс К. М.
 Кулчев-ской) и была принята в Мариинский т-р. Исполняла классич. и
 полухарактерные партии: фея Серебра ("Спящая красавица"). Бабочка
 ("Карнавал"), Миранда ("Павильон Армиды" Н. Черепнина). С 1909 выступала
 в антрепризе С. П. Дягилева: Уличная танцовщица ("Петрушка"
 Стравинского), Вакханка ("Нарцисс" Н. Черепнина) п др. В 1911 ушла из
 Маршшско-гот-ра. С 1921 работала балетмейстером в труппе Дягилева.
 Пост.: "Спящая красавица" (1921, возобп.), "Байка о лисе..." (1922) и
 "Свадебка" (1923) Стравинского, "Голубой экспресс" Мийо (1924), "Ромео и
 Джульетта" на муз. Чайковского (1926) и др. В своих пост. Н.
 использовала элементы иск-ва мюзик-холла,спортивные движения и
 построения. С 1928 работала в труппах:
  "Русский балет Монте-Карло", "Балет Иды Рубинштейн", в балетной
 труппе "Маркова - Долин" и др. С 1941 живёт в США.
  Лит.: Б о р и с о г л е б с к и и М. [сост.], Материалы по истории
 русского балета, т. 2, Л., 1939: G r i g o-r i е v S., The Diaghilcw
 ballet (1909-1929), L., 1953. Г. Д.
  НИЖЙНСКИЙ, Вацлав Фомич [16(28).II.1890- 8. IV.1950] - рус. артист
 балета, балетмейстер. Род. в семье польского танцовщика и балетмейстера
 Ф. Нижин-ского, руководителя первой в России провинциальной балетной
 труппы. В 1900 поступил в Петерб. театр. уч-ще, занимался у М. К.
 Обухова, С. Г. и Н. Г. Легат. Дебютировал в 1906 в партии Акви-лона
 ("Пробуждение Флоры" Дриго). В 1907 после окончания уч-ща был принят в
 Ма-риинский т-р, где исполнял партии: Гений леса ("Очарованный лес"
 Дриго), Голубая птица ("Спящая красавица"),
  Зефир ("Времена года" Глазунова), Мулат и Эндимион ("Царь Кандавл"
 Пуни), Вайю ("Талисман" Дриго), Альбер ("Жизель") и др. В 1911 Н. ушёл
 из Мариин-ского т-ра. В 1909-16 был первым танцовщиком в антрепризе С.
 П. Дягилева и завоевал всемирную известность. Выступал преим. в балетах
 М. М. Фокина: Главный раб ("Павильон Армиды" Н. Черепнина), Юноша
 ("Шопениана"), раб Клеопатры ("Египетские ночи" Аренского), Любимый раб
 ("Шехеразада" Римского-Корсакова), Петрушка (о. п. Стравинского),
 Голубой бог (о. п. Гана) и др. Феноменальные природные данные танцовщика
 сочетались с исключит. пластич. выразительностью. Его дарованию были
 близки романтика, лирика, трагедийность. Психологич. глубина образов Н.,
 их современность, тонкое проникновение в стиль балета определяли
 новаторское значение иск-ва Н.
  Пост. балеты: "Послеполуденный отдых фавна" Дебюсси (1912, т-р
 "Шатле", Париж), "Игры" Дебюсси (1913, "Т-р Елисейских полей", Париж),
 "Весна священная" Стравинского (1913, там же, Париж), "Тиль Уленшпигель"
 Р. Штрауса (1916, "Манхаттан опера Хаус", Нью-Йорк).
  С 1917 перестал выступать из-за тяжёлого недуга. Творчество Н. во
 многом способствовало развитию танц. иск-ва в Зап. Европе и США.
  Лит.: Борисоглебский М. [сост.], Материалы по истории русского
 балета, т. 2, Л., 1939; Фокин М. М., Против течения, Л.- М., 1962;
 Луначарский А. В., В мире музыки, М., 1958, с. 241-46; его ж е.
 Парижские письма, "Театр и искусство", 1912, Л 22, с. 454-55, Л1. 29, с.
 566-67; Nijinsky V., The diary of Vaslav Nijinsky, L., 1937; Nijinsky
 R., Nijinsky, P., 1934; R e i s s F., Nijinsky ou la grace, t. l2, P.,
 1957; W h i t-wort h G., The art of Nijinsky, L., 1913;
  С 1 а г k e M., Six great dancers, L., 1957. Г. Д.
  НЙЖНИКОВА, Тамара Николаевна (р. 9.III.1925) - белорус. сов. артистка
 оперы (колоратурное сопрано). По национальности русская. Нар. арт. СССР
 (1964). В 1949 окончила Моск. консерваторию по классу проф. М. В.
 Владимировой. В 1949 и с 1951 - солистка Белорус. т-ps оперы и балета.
 Одновременно с 1964 преподает в Минской консерватории. Н. глубоко
 раскрывает в окрашенных мягким лиризмом муз.-сценич. образах переживания
 своих героинь. Её чистый и свежий голос отличается проникновенными
 интонациями.
  Партии: Марфочка ("Девушка из Полесья" Тикоцкого), Маринка (о. п.
 Пукста), Антонида ("Иван Сусанин"), Марфа, Волхова ("Царская невеста",
 "Садко"), Ганка ("Страшный двор" Монюшко), Розина, Джильда, Виолетта,
 Лак-ме; Церлина ("Фра-Дьяволо" Обера, "Дон Жуан"), Жермен
 ("Корневильские колокола" Планкета) и др.
  Лит.: С м о л ь с к i Б., Люб?мая спявачка (Т. М. Н?ж-н?кава), в сб.:
 Майстры беларускай сцэны, М?нск, 1960, с. 167-172. А. Ив.
  НИЗАМХОДЖАЕВ, Джамал Низамходжаевич (р. 15. XII. 1921) - узб. сов.
 артист оперы (баритон). Нар. арт. Узб. ССР (1964). Чл. Коммунистич.
 партии с 1954. В 1939 учился в узб. студии при Моск. консерватории, в
 1950 окончил Ташкентскую консерваторию. С 1939-солист Т-ра оперы и
 балета им. Навои (Ташкент). Выступает на узб. и рус. языках. В
 творчестве Н. удачно сочетаются традиции нац. пения с европ. вок.
 школой. Ведёт концертную и пе-дагогич. деятельность.
  Роли в муз. драмах: Кадыр ("Гюльсара" Яшена и Муха-медова, муз.
 Джалилова), Даврон-ота, Мардон ("Даврон-ота" Яшена и Абдуллы, муз.
 Садыкова и Козловского) и др.
  Партии в операх: Фархад ("Фархад и Ширин" Успенского и Мушеля),
 Меджнун, Науфаль ("Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова), Буран (о. п.
 Ашрафи и Василенко), Шодман ("Хамза" Бабаева), Хаджи Дарга ("Проделки
 Майса-ры" Юдакова), Гасан-хан ("Кёр-оглы" Гаджибекова), Томский
 ("Пиковая дама"), Грязной; Валентин ("Фауст"), Эскамильо.
  НИКИТИН, Александр Алексеевич (р. 24. V III. 1908) - рус. сов. актёр
 и режиссёр. Нар. арт. РСФСР (1957). Творч. деятельность начал в
 Ростовском т-ре в 1927. В 1930-34 учился в Моск. гос. экспериментальных
 мастерских и одновременно работал в Т-ре им. Мейерхольда. С 1935 был
 актёром т-ров Краснодара, Баку, Новосибирска и др. В 1938-40 играл в
 Моск. т-ре Транспорта. С 1944 - актёр Ростовско-го-на-Дону т-ра.
 Н.романтич. актёр, игра его отличается эмоциональной заразительностью,
 сценич. темпераментом.
  Роли: Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Незнамов, Паратов; граф
 Альмавива ("Женитьба Фигаро"), Максимов ("За тех, кто в море!"
 Лавренёва), Платон Кречет; Гамлет;
  Пепел, Влас, Цыганов ("На дне", "Дачники", "Варвары"), Арбенин.
 Обаяние, юношеская озарённость, присущие дарованию Н., позволили ему в
 сравнительно зрелом возрасте играть Шуру Зайцева ("Старые друзья"
 Малюгина) и Володю Ульянова ("Семья" Попова).
  Н. выступал также как режиссёр. Пост. "Кремлёвские куранты", "Без
 вины виноватые" (оба в 1940), "Волки и овцы" (1961).
  Лит.: Тальников Д., О возрасте и таланте, "Театр", 1946, ј1-2;
 Ве-лехова Н.,Новое рождается в борьбе, там же, 1950, ј8; Ходунова Е.,
 Мастерство перевоплощения, "Огонек", 1955, ј 26. Е. Х.
  НИКИТИН, Владимир Степанович [р. 11(24). VII.1900] - рус. сов. театр.
 художник. Засл. деятель иск-в РСФСР (1950). Нар. художник ТАССР (1954).
 Учился в Саратовском художественном уч-ще, в 1918-19-во Вхутемасе. В
 1920-37 работал в драм. т-рах Ростова, Астрахани, Краснодара, Ашхабада,
 Владикавказа. В 1930-37 - в Саратовском т-ре им. К. Маркса. С 1937 - гл.
 художник Большого драм. т-ра им. В. И. Качалова (Казань). Оформил
 спектакли: "Мужество" Берёзко (1947), "Хождение по мукам" по А. Н.
 Толстому (1947), "Обрыв" по Гончарову (1948), "Вей, ветерок!" Райниса
 (1951), "Лейпциг в 1933" Корнфельда и Компанейца (1952), "Порт-Артур"
 Степанова и Попова (1953). Е. 3.
  НИКИТИН, Николай Акимович (5.XI 1.1887-28. XI.1963)-сов. артист
 цирка; дрессировщик лошадей. Засл. арт. РСФСР (1947). Сын Акима Ал.
 Никитина. С юности выступал в разных жанрах в цирке своего отца.
 Выделялся как акробат (исполнял сложные прыжки через препятствия с
 трамплина) и исполнитель героич. ролей в пантомимах. Особенного успеха
 добился как жонглёр на лошади (исполнял номер в разл. манерах:
 спортивной, салонной и др.). В нач. 19 в. был сильнейшим жонглёром в
 этом жанре. После смерти отца (1917) Н. возглавил Моск. цирк. В 1919
 после национализации цирка работал артистом в цирке К. И. Буля в
 Ростове-на-Дону, затем уехал на гастроли в Италию. В 1922 вернулся в
 СССР, работал как жонглёр и дрессировщик лошадей в разл. цирках (с 1927
 - в системе гос. цирков). Номера Н. отличались сложными трюками, чётким
 композиционным рисунком, носили характер спортивной дрессировки. Н.
 создавал образ элегантного спортсмена-конника, легко и непринуждённо
 управляющего действиями своих питомцев. Принимал активное участие в
 развитии сов. конного цирка.
  Лит.: Никитин Н., "Советский цирк", 1961, ј 4 (43). Ю. Д.
  НИКИТИН, Николай Николаевич [27.VII(8.VIH). 1895-26.III.1963] - рус.
 сов. писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1922. Автор повестей
 и романов. Первое драматургич. произв. Н.- "Корона и плащ" (1924,
 Ленингр. Большой драм. т-р), написано по мотивам романа X. Бергстедта
 "Праздник святого Йоргена". Н. принадлежат также пьесы: "Линия огня"
 (1931, Ленингр. Большой драм. т-р, Камерный т-р), "Апшеронская ночь"
 ("Баку", 1937, Т-р им. МОСПС), "Северные зори" (1952, Малый т-р,
 авторская инсц. романа "Северная Аврора"). Гос. пр. СССР (1951) за роман
 "Северная Аврора".
  Соч.: Баку ("Апшеронская ночь"), Л.-М., 1937:
  Избранное, т. 1-2, М., 1959.
  Лит.: П л о т к и н Л.д Большой путь, "Звезда", 1959, .ј 11. В. Дм.
  НИКИТИНА, Валентина Иосифовна [р. 30.VII (ll.Vin).1895)]-pyc. сов.
 актриса. Нар. арт. РСФСР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1941. Начала
 сценич. деятельность в 1916 в Ставрополе. Играла в т-рах Херсона, Киева,
 Харькова, Армавира, Махач-Калы, Грозного. В 1934-41 и с 1946 - актриса
 Калужского т-ра. Н. рано перешла на характерные роли, играла пожилых
 женщин и старух в произв. рус. классики и сов. драматургии. Актриса
 проникновенно передаёт душевное богатство русской женщины из народа, её
 простоту, сочный юмор: няня Дуня ("Трёхминутный разговор" Левидо-вой),
 Мотылькова ("Слава" Гусева), Екатерина Ивановна ("Мать своих детей"
 Афиногенова), Марфа ("Игра без правил" Шейнина), Клавдия Петровна
 ("Ленинградский проспект" Штока). Н. особенно удаются небольшие, остро
 характерные бытовые роли.
  Др. роли: Ксения ("Егор Булычев и другие"), Анфуса ("Волки и овцы"),
 Матрёна ("Власть тьмы"), Галчиха ("Без вины виноватые"). Домна
 Пантелевна ("Таланты и поклонники"), Марья ("Любовь Яровая"), Квашня
 ("На дне") и др. Лит.: 175 лет Калужского т-ра. Калуга, 1952.
  М. Лифш. НИКИТИНА, Варвара Александровна (наст. фам.- Иванова;
 1857-1920) - рус. артистка балета. В 1877 окончила Петерб. театр. уч-ще.
 В 1877-93 - в Петерб. балетной труппе. Была первой исполнительницей
 партии принцессы Флорины ("Спящая красавица", 1890). В 1891 выступала в
 загл. партии балета Шнейцгоффера "Сильфида". Среди др. партий: фея Драже
 ("Щелкунчик"), Амата ("Весталка" Иванова), Элла, Илька ("Талисман",
 "Очарованный лес" Дриго), Наяда ("Наяда и рыбак" Пуни) и др. Н. обладала
 привлекательной внешностью, большим сценич. обаянием и темпераментом,
 была одарённой классич. танцовщицей, владевшей виртуозной техникой итал.
 школы классич. танца, сочетавшейся с поэтичностью и благородством
 (ученица Л. И. Иванова). За драматический талант рецензенты называли Н.
 "балетной Савиной". В 1886 Н. успешно гастролировала в Берлине.
  Лит.: "ЕИТ". Сезоны 1890-1894, СПБ, 1892-95; Б о-рисоглебский М.
 [сост.]. Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938, с. 274;
 "Жизнь искусства", 1920, .ј 625-627. с. 3; В е n о i s A., Reminiscences
 of the Russian ballet, L., 1941. Л. Я.
  НИКИТИНЫ-рус. цирковые деятели. Дмитрий Александрович (ум. 1919),
 Аким Александрович (1849-1917), Пётр Александрович (1846-1924). Дети
 крепостного крестьянина. Выступали как уличные артисты в балаганах,
 цирках. П. А. Никитин был талантливым исполнителем в пантомимах,
 первоклассным наездником и воздушным гимнастом. В 1873 Н. открыли в
 Пензе русский цирк. В 1886, сняв в Москве на Цветном бульваре
 пустовавшее здание панорамы "Плевна", начали давать в нём цирковые
 представления. В 1911 выстроили в Москве на Триумфальной площади
 специально оборудованное здание (опускавшийся манеж, устройства для
 водяных пантомим, кокосовый ковёр и т. д.). Одновременно гастролировали
 в провинции. Работая в течение ряда лет на нар. гуляниях, в балаганах,
 Н. хорошо знали рус. цирковых артистов и приглашали их в свои цирки
 (приглашали также и иностр. исполнителей). В годы 1-й мировой войны
 1914-18 в цирке Н. ставились пантомимы ("Русские герои на Карпатах, или
 Затопление Бельгии" и др.), имевшие шовинистич. направленность.
  Лит.: Дмитриев Ю., Русский цирк, М., 1953. 70.Д.

<< Пред.           стр. 556 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу